Научная статья на тему 'Проблема формирования нравственной культуры у обучающейся молодежи в высших учебных заведениях как одна из составляющих культурной социализации (на примере Академии Федеральной службы исполнения наказаний России)'

Проблема формирования нравственной культуры у обучающейся молодежи в высших учебных заведениях как одна из составляющих культурной социализации (на примере Академии Федеральной службы исполнения наказаний России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование нравственной культуры / моральные нормы / курсанты / студенты / вузы Федеральной службы исполнения наказаний России / образовательный процесс / нравственные основы поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы / воспитательные мероприятия / клуб «Территория вежливости» / formation of moral values / moral norms / cadets / universities of the Federal Penitentiary Service of Russia / educational process / moral foundations of the activity of an employee of the penal enforcement system / educational activities / teaching aid / curator of the study group / club “Territory of Politeness”

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Владимировна Кареева, Карина Валерьевна Зотова, Валентина Антоновна Анисимова

Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования нравственной куль-туры у курсантов и студентов вузов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, что в свою очередь определено многочисленными нормативными актами. Формирование у курсантов ведомственных ву-зов нравственной культуры, по мнению авторов, актуализируется в полной мере посредством дополнительной воспитательной работы в вузе. Проведенное исследование (первоначальный этап эксперимента) на выборке курсантов Академии ФСИН России и студентов Института государственных и муниципальных служащих Ака-демии ФСИН России выявило недостаточную сформированность представлений обучающихся о нравствен-ной культуре личности, слабое знание норм этикета и правил поведения в различных жизненных ситуациях, допустимых в современном российском обществе. В рамках реализации воспитательной работы в вузе авто-рами был создан клуб «Территория вежливости», цель деятельности которого состояла в формировании у курсантов мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании норм морали и эти-кета. Посредством анализа результатов экспериментальной работы авторы доказывают эффективность про-веденных с курсантами мероприятий в рамках работы клуба «Территория вежливости».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ирина Владимировна Кареева, Карина Валерьевна Зотова, Валентина Антоновна Анисимова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of the Formation of Moral Culture among Young People Studying in Higher Educational Institutions as One of the Components of Cultural Socialization (On the Example of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia)

The relevance of the article is due to the need to form a moral culture among cadets and students of universities of the penal enforcement system of the Russian Federation, which in turn is determined by numerous nor-mative acts. According to the authors, the formation of moral culture among cadets of departmental universities is fully actualized through additional educational work at the university. The conducted research (the initial stage of the exper-iment) among cadets of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia and students of the Institute of State and Municipal Employees of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia revealed insufficient formation of cadets’ ideas about the moral culture of personality, knowledge of etiquette norms and rules of behavior in various life situations acceptable in modern Russian society. As part of the educational work at the university, the authors cre-ated a club Territory of Politeness, the aim of which was to form the students motivation for informed moral behavior based on knowledge of the norms of morality and etiquette. The article outlines the goals and objectives of the club, as well as lists the events held. By analyzing the results of the experimental work carried out, the authors prove the effec-tiveness of the activities carried out with the cadets within the framework of the work of the Territory of Politeness club.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования нравственной культуры у обучающейся молодежи в высших учебных заведениях как одна из составляющих культурной социализации (на примере Академии Федеральной службы исполнения наказаний России)»

Научная статья

УДК 316.752:378.6:343.83

https://doi.org/10.24158/spp.2024.1.2

Проблема формирования нравственной культуры у обучающейся молодежи в высших учебных заведениях как одна из составляющих культурной социализации (на примере Академии Федеральной службы исполнения наказаний России)

Ирина Владимировна Кареева1, Карина Валерьевна Зотова2, Валентина Антоновна Анисимова31

12Академия Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань, Россия

3Рязанский институт (филиал) Московского политехнического университета, Рязань, Россия

1kareevai@mail.ru

2saschen@yandex.ru

3avrimsou@yandex.ru

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования нравственной культуры у курсантов и студентов вузов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, что в свою очередь определено многочисленными нормативными актами. Формирование у курсантов ведомственных вузов нравственной культуры, по мнению авторов, актуализируется в полной мере посредством дополнительной воспитательной работы в вузе. Проведенное исследование (первоначальный этап эксперимента) на выборке курсантов Академии ФСИН России и студентов Института государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России выявило недостаточную сформированность представлений обучающихся о нравственной культуре личности, слабое знание норм этикета и правил поведения в различных жизненных ситуациях, допустимых в современном российском обществе. В рамках реализации воспитательной работы в вузе авторами был создан клуб «Территория вежливости», цель деятельности которого состояла в формировании у курсантов мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании норм морали и этикета. Посредством анализа результатов экспериментальной работы авторы доказывают эффективность проведенных с курсантами мероприятий в рамках работы клуба «Территория вежливости».

Ключевые слова: формирование нравственной культуры, моральные нормы, курсанты, студенты, вузы Федеральной службы исполнения наказаний России, образовательный процесс, нравственные основы поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы, воспитательные мероприятия, клуб «Территория вежливости»

Финансирование: инициативная работа.

Для цитирования: Кареева И.В., Зотова К.В., Анисимова В.А. Проблема формирования нравственной культуры у обучающейся молодежи в высших учебных заведениях как одна из составляющих культурной социализации (на примере Академии Федеральной службы исполнения наказаний России) // Общество: социология, психология, педагогика. 2024. № 1. С. 23-29. https://doi.org/10.24158/spp.2024.1.2.

Original article

The Problem of the Formation of Moral Culture among Young People Studying in Higher Educational Institutions as One of the Components of Cultural Socialization (On the Example of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia)

Irina V. Kareeva1, Karina V. Zotova2, Valentina A. Anisimova3

12Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia

3Ryazan Institute (branch), Moscow Polytechnic University, Ryazan, Russia

1kareevai@mail.ru

2saschen@yandex.ru

3avrimsou@yandex.ru

Abstract. The relevance of the article is due to the need to form a moral culture among cadets and students of universities of the penal enforcement system of the Russian Federation, which in turn is determined by numerous normative acts. According to the authors, the formation of moral culture among cadets of departmental universities is fully actualized through additional educational work at the university. The conducted research (the initial stage of the experiment) among cadets of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia and students of the Institute of State and Municipal Employees of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia revealed insufficient formation

© Кареева И.В., Зотова К.В., Анисимова В.А., 2024

- 23 -

of cadets' ideas about the moral culture of personality, knowledge of etiquette norms and rules of behavior in various life situations acceptable in modern Russian society. As part of the educational work at the university, the authors created a club Territory of Politeness, the aim of which was to form the students motivation for informed moral behavior based on knowledge of the norms of morality and etiquette. The article outlines the goals and objectives of the club, as well as lists the events held. By analyzing the results of the experimental work carried out, the authors prove the effectiveness of the activities carried out with the cadets within the framework of the work of the Territory of Politeness club.

Keywords: formation of moral values, moral norms, cadets, universities of the Federal Penitentiary Service of Russia, educational process, moral foundations of the activity of an employee of the penal enforcement system, educational activities, teaching aid, curator of the study group, club "Territory of Politeness"

Funding: Independent work.

For citation: Kareeva, I.V., Zotova, K.V. & Anisimova, V.A. (2024) The Problem of the Formation of Moral Culture among Young People Studying in Higher Educational Institutions as One of the Components of Cultural Socialization (On the Example of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia). Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (1), 23-29. Available from: doi:10.24158/spp.2024.1.2 (In Russian).

Проблема формирования нравственной культуры молодёжи всегда была одной из насущных социальных проблем для российского общества. В 90-е гг. XX в. западная псевдокультура проникла в средства массовой информации, а чуть позже и в социальные сети. Пропаганда материальных ценностей, обесценивание человеческой жизни, различного рода ложные удовольствия (азартные игры, пропаганда алкоголя, наркотиков) - все это влияло на сознание молодежи и разрушало систему традиционных российских нравственных ценностей. Материальные приоритеты и деструктивная идеология Запада практически стали нормой жизни, и для того чтобы сократить этот «социальный разрыв» между традиционными ценностями российского общества и западной потребительской моделью жизни нашему государству и обществу понадобится приложить еще немало усилий.

На сегодняшний день сфера образования является одной из основных в вопросе формирования нравственной культуры молодежи. Значимую роль в этом контексте играют и высшие ученые заведения. Не являются исключением и вузы уголовно-исполнительной системы России. «Профессия офицера всегда была уважаема, так как с ней были связаны представления о чести, благородстве и достоинстве. Основными нравственными качествами офицера всегда были порядочность, справедливость, гуманность, тактичность в общении с людьми, взаимоуважение в коллективе» (Ка-реева и др., 2023: 102).

Представляется, что именно морально-нравственные качества личности сотрудника уголовно-исполнительной системы влияют на его добросовестное и сознательное отношение к службе, а также на соблюдение законности и служебной дисциплины. Этический облик сотрудника является неотъемлемой составляющей его профессионального статуса. Формирование нравственной культуры у курсантов уголовно-исполнительной системы обусловлено требованиями, предъявляемыми государством и обществом к нравственным качествам работников в обозначенной области.

Задача сохранения и развития традиционных нравственных ценностей российской культуры в сфере образования отражена в нормативных документах, основными из которых являются: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации»1; Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»2; распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»3, в которых утверждены основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей.

Таким образом, проблематика формирования нравственной культуры у курсантов и студентов вузов уголовно-исполнительной системы актуальна на сегодняшний день.

Такие категории, как нравственность, мораль, ценность, духовность - это прежде всего философские понятия. Их рассматривали в своих трудах Н.А. Бердяев (Бердяев, 1994), О.Г. Дроб-ницкий (Дробницкий, 1997), Э. Фромм (Фромм, 1990) и др.

1 Об утверждении закона об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. от 14.07.2022) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

2 Об утверждении указа об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 [Электронный ресурс]. Там же.

3 Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р [Электронный ресурс]. Доступ из электронного фонда правовых и нормативно-технических документов «Кодекс».

Наиболее интересными для нашего исследования являются работы таких ученых, как

A.Г. Здравомыслов (Здравомыслов, 1986), В.Г. Лисовский1, С.Л. Рубинштейн (Рубинштейн, 1997),

B.А. Ядов (Ядов, 1991), которые внесли значительный вклад в изучение ценностных ориентаций молодежи.

Изучением нравственного воспитания нового поколения, а также курсантов ведомственных вузов, в частности, занимались Г.И. Веденеева2, Е.М. Зезека3, Ю.С. Исмагилова,4 С.И. Рабазанов (Рабазанов, 2017) и др.

Однако изучение данной проблематики необходимо продолжать так как вопросы формирования нравственной культуры курсантов и студентов в рамках образовательного процесса ведомственных вузов пока не освещены в полной мере.

Цели нашего исследования - теоретическая разработка и внедрение в воспитательную работу с курсантами мероприятий в рамках функционирования клуба «Территория вежливости», а также экспериментальная проверка проделанной работы по формированию нравственной культуры у курсантов и студентов в Академии ФСИН России.

Объект настоящего исследования - курсанты Академии Федеральной службы исполнения наказаний России (ФСИН) и студенты Института государственных и муниципальных служащий Академии ФСИН России.

Гипотеза исследования - формирование нравственной культуры у курсантов Академии ФСИН России будет эффективным, если активизировать воспитательную работу в вузе посредством внедрения в нее деятельности клуба «Территория вежливости».

Задачи исследования:

1) приобщение курсантов к служебно-коммуникативной практике, опирающейся на знание норм этикета и правил поведения в различных ситуациях;

2) организация совместного досуга курсантов, развитие коммуникативных навыков и умений;

3) выработка навыков успешного взаимодействия и преодоление барьеров общения, толерантного поведения по отношению друг к другу и к окружающим;

4) формирование представлений курсантов о нравственной культуре личности, нравственных ценностях и моральных нормах, которыми должен обладать сотрудник уголовно-исполнительной системы.

Понятие «нравственная культура» сложное и многоаспектное. Мы разделяем мнение В.Г. Ду-бова, который трактует его «как характеристику личности человека с точки зрения ее целостного нравственного развития, сознания и поведения, а также совокупность нравственных качеств, присущих людям определенного общества, класса, профессии, характеризующих уровень их нравственного сознания и поведения»5.

Представляется, что толерантность, справедливость, милосердие - это те базовые нравственные качества личности, которыми должны обладать сотрудники уголовно-исполнительной системы, так как их профессиональная деятельность непосредственно связана с работой с людьми, которые совершили то или иное правонарушение, при этом задача сотрудника - направить их на путь исправления.

Большим потенциалом для формирования нравственной культуры курсантов обладают вузы уголовно-исполнительной системы.

По нашему мнению, образовательный процесс в ведомственных вузах должен включать в себя «целенаправленное нравственное воспитание курсантов, прививать им любовь к выбранной профессии, уважение к человеку и закону, воспитывать непримиримость к любым проявлениям беззакония и аморальности, стремление честно выполнять свой служебный долг»6.

В Академии ФСИН России формирование нравственной культуры курсантов осуществляется посредством двух составляющих: учебной деятельности и воспитательных мероприятий. Нравственная проблематика входит в рабочие программы таких дисциплин, как «Социология», «Этика», «Профессиональная этика и служебный этикет», «Культурология», «Философия». Не менее важной составляющей в работе по формированию нравственной культуры личности являются различные воспитательные мероприятия. Представляется, что основные формы такой работы - это

1 Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России : учебное пособие для студентов вузов. СПб., 2000. 508 с.

2 Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание школьников в процессе познания родного края : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2018. 40 с.

3 Зезека Е.М. Духовно-нравственное воспитание молодежи в деятельности учреждений культуры: интегративно-педагогический подход : дис. ... канд. пед. наук. Тамбов, 2011. 269 с.

4 Исмагилова Ю.С. Психолого-педагогические детерминанты формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России : дис. ... канд. психол. наук. Рязань, 2010. 169 с.

5 Дубов В.Г. Этика сотрудников правоохранительных органов : учебник. М., 2002. С. 299.

6 Там же. С. 176-177.

разнообразные творческие объединения, факультативы, научно-практические конференции, праздничные мероприятия, посещение музеев, выставок, театров и т.д.

Для выявления сформированности представлений курсантов о нравственной культуре личности, знаний норм этикета и правил поведения в различных жизненных ситуациях нами был проведен опрос.

Нами были выделены следующие группы респондентов: I группа - 1-й курс (75 чел.) - курсанты юридического, экономического и психологического факультетов Академии ФСИН России; II группа - 3-й курс (75 чел.) - курсанты юридического, экономического и психологического факультетов Академии ФСИН России; III группа - 1-й курс (75 чел.) - студенты юридического, экономического и психологического факультетов Института государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России; IV группа - 3-й курс (75 чел.) - студенты юридического, экономического и психологического факультетов Института государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России. Мы также выделили две особых группы респондентов: контрольную, которую составили студенты 3 курса юридического факультета Института государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России (342 учебная группа) (далее - КГ), и экспериментальную, включившую в себя курсантов 3 курса юридического факультета Академии ФСИН России (311 учебная группа) (далее - ЭГ). Группы были идентичны по количественному составу, гендерному признаку и этническому наполнению. В общей сложности опрос прошли 300 респондентов.

В исследовании использовались вопросы, отражающие сформированность представлений курсантов и студентов о нравственной культуре личности, а также выявляющие наличие у обучающихся знаний норм этикета и правил поведения в различных жизненных ситуациях. Всего их было 20.

В общей совокупности правильное определение таким нравственным ценностям, как «добро», дали 64,06 % опрошенных, «долг» - 68,02, «честь» - 75,06, «совесть» - 73,08, «справедливость» - 81,06, «патриотизм» - 87,08 % респондентов.

Участникам исследования предлагались также вопросы, выявляющие наличие у курсантов и студентов знаний правил поведения в современном российском обществе в соответствии с нормами служебного и общего этикета. Так, на вопрос «Что такое нормы этикета, по Вашему мнению?» 75,06 % респондентов дали ответ, в котором назвали в качестве таковых «правила поведения людей в обществе», 19,41 % обучающихся считают, что речь идет о «правилах общения с людьми», 5,53 % опрошенных затруднились с ответом. На вопрос «Какие нормы составляют основу служебного этикета, на Ваш взгляд?» 65,87 % респондентов ответили, что это «субординация и дисциплина», 25,56 % участников исследования полагают, что к ним необходимо отнести «дисциплинированность, исполнительность, уважительное отношение к старшим по званию и коллегам по работе», 8,57 % - указали на «исполнительность, взаимное уважение с коллегами по работе, пунктуальность». При ответе на вопрос «Какие общепринятые нормы и правила поведения существуют в современном российском обществе?» 66,09 % респондентов назвали в качестве таковых «вежливость, взаимоуважение, культуру речи»; 25,07 % опрошенных считают, что это «взаимоуважение, отзывчивость, тактичность», 8,84 % - что «взаимоуважение и взаимопомощь». Формулируя ответ на вопрос «Какие нормы и правила отношений между сотрудниками уголовно-исполнительной системы Вы знаете?», 78,52 % респондентов указали на «взаимоуважение, обязательность, культуру речи», 17,04 % участников исследования считают, что это «вежливость, точность и обязательность», а 4,44 % - что «вежливость и обязательность».

В качестве реакции на вопрос «Что такое профессиональный такт, по Вашему мнению?» 63,08 % информантов сообщили, что понимают под ним «предусмотрительность по отношению к другим людям»; 32,05 % опрошенных отметили, что данный термин обозначает «сдержанность и предусмотрительность по отношению к другим людям»; 4,87 % участников исследования затруднились дать ответ.

Осмысливая вопрос «Каким правилам должна соответствовать речь сотрудника пенитенциарной системы?», 83,04 % респондентов сообщили, что для них важна «недопустимость употребления нецензурных выражений и жаргона при общении», 10,03 % опрошенных указали на «недопустимость грубых и нецензурных выражений при общении», 6,93 % информантов считают, что мерилом речи сотрудников пенитенциарной системы должна быть ее «грамотность».

Нравственная культура обучающихся неразрывно связана с их морально-нравственными качествами, поэтому в опрос вошли следующие вопросы, выявляющие качества, характеризующие отношение обучающихся к Отечеству, гражданскому долгу, определяющие отношение курсантов и студентов к другим людям и к себе. Так, например, в ответах на вопрос «Какими морально-нравственными качествами должен обладать сотрудник пенитенциарной системы?» 49,06 % респондентов указали на «честность, справедливость, принципиальность», 39,97 % опрошенных - на «целеустремленность, решительность, самообладание», 5,95 % участников исследования обозначили в качестве необходимых нравственных качеств «дисциплинированность,

принципиальность, объективность» работников системы. На вопрос «Какие нравственные ценности являются для Вас основополагающими?» 49,03 % респондентов ответили, что считают таковыми «справедливость, патриотизм, толерантность»; 28,18 % информантов назвали «гуманизм, справедливость, совесть», а по мнению 22,79 % участников исследования, нравственные ценности - это «справедливость, долг, совесть».

По результатам проведенного опроса можно констатировать, что представления курсантов и студентов о нравственной культуре личности, а также знания обучающимися норм этикета и правил поведения в различных жизненных ситуациях в современном российском обществе в соответствии с нормами служебного и общего этикета не в полной мере соответствуют требованиям, предъявляемым к обучающимся государством и обществом, несмотря на проводимую в вузе работу по данному направлению.

Основной акцент в работе по формированию нравственной культуры у курсантов и студентов в вузе, по нашему мнению, должен быть сделан на воспитательной работе. Так, например, нами разработано творческое формирование - клуб «Территория вежливости», его функционал был интегрирован в практику воспитательной деятельности Академии ФСИН России.

Основная задача клуба - повышение уровня нравственной культуры курсантов, а также знания ими норм этикета и правил поведения в различных жизненных ситуациях, применение этих знаний на практике. Так, за учебный год были проведены 12 мероприятий клуба «Территория вежливости». Работа осуществлялась по следующим направлениям: этика и культура межличностного общения, правила поведения в общественных местах, столовый этикет, деловое общение, культура речи, имидж сотрудника уголовно-исполнительной системы (УИС). Клубное формирование ориентировано на обучающихся разных курсов.

При этом были реализованы следующие формы работы:

1) информационные часы;

2) выставки, подготовка информационных стендов;

3) деловые игры;

4) викторины;

5) творческие встречи;

6) вечера вопросов и ответов;

7) экскурсии;

8) творческие лаборатории;

9) мастер-классы.

Так, например, в рамках проведения викторины «Честь мундира» были рассмотрены такие темы, как «моральный долг», «офицерская честь», «достоинство», «слово офицера», «преданность службе», «патриотизм», «самоотверженность», «верность присяге», «воинская доблесть». В контексте проведения викторины «Вежливые люди» были обсуждены вопросы, связанные с проблемами профессиональной этики, служебного этикета и имиджа сотрудника УИС. Викторина состояла из нескольких туров: «История российского мундира и правила ношения форменной одежды сегодня», «Кто прав, кто виноват?», «Хорошие манеры».

Разработанные нами мероприятия клуба «Территория вежливости» были реализованы в работе с курсантами 1-5 курсов юридического, экономического и психологического факультетов в рамках общеакадемических воспитательных мероприятий в течение учебного года. После апробации возможностей клуба «Территория вежливости» по формированию нравственной культуры у курсантов был проведен заключительный этап эксперимента.

Чтобы определить, изменились ли представления курсантов о нравственной культуре личности, а также улучшились ли их знания норм этикета и правил поведения в различных жизненных ситуациях у курсантов, умеют ли они применять эти знания на практике, мы провели повторный опрос (второй этап исследования) в ЭГ и КГ.

По результатам повторного опроса можно констатировать, что у курсантов ЭГ (311 учебная группа) произошло повышение уровня нравственной культуры, а также улучшились знания норм этикета и правил поведения в различных жизненных ситуациях в общей сложности на 9,76 %, а в КГ (студенты 341 учебной группы) повышения уровня нравственной культуры, а также улучшения знаний норм этикета и правил поведения в различных жизненных ситуациях не произошло.

Полученные результаты позволяют также сделать вывод, что представления курсантов о нравственной культуре личности, знания норм этикета и правил поведения в различных жизненных ситуациях в ЭГ также изменились. Так, например, на вопрос «Что такое нормы этикета, по Вашему мнению?» 85,03 % респондентов ответили, что они являют собой «совокупность установленных правил поведения для тех или иных ситуаций, принятых в обществе», 10,12 % обучающихся считают, что это «совокупность правил поведения в обществе», 4,35 % - что это «определенные нормы отношений между людьми». При ответе на вопрос «Какие нормы составляют

основу служебного этикета, на Ваш взгляд?» 82,64 % респондентов указали на «субординацию, дисциплину, уважительное отношение к старшим по званию и коллегам по работе, исполнительность, пунктуальность и выдержку»; 9,61 % опрошенных считают, что среди них - «дисциплина, исполнительность и выдержка»; 7,75 % информантов отнесли к служебным нормам «пунктуальность исполнительность и дисциплину».

На вопрос «Какие общепринятые нормы и правила поведения существуют в современном российском обществе?» 91,05 % респондентов ответили, что таковыми являются «взаимоуважение, вежливость, тактичность, честность, великодушие, отзывчивость, культура речи»; 7,04 % опрошенных считают, что это «взаимоуважение, честность и вежливость»; 1,91 % информантов отнесли к данной группе норм «честность и отзывчивость». Формулируя ответ на вопрос «Какие нормы и правила отношений между сотрудниками уголовно-исполнительной системы Вы знаете?», 85,31 % респондентов указали на «взаимоуважение, вежливость, корректность, обязательность, культуру речи»; 7,07 % участников исследования - на «вежливость, обязательность и взаимоуважение», а 6,99 % опрошенных полагают, что к указанным нормам относятся «взаимоуважение, корректность и обязательность». На вопрос «Что такое профессиональный такт, по Вашему мнению?» 74,06 % респондентов ответили, что понимают под ним «проявление по отношению к другим людям предусмотрительности, сдержанности, соблюдение приличий»; 15,03 % опрошенных указали в этом контексте на «проявление по отношению к другим людям чувства меры и предусмотрительности»; 10,91 % респондентов считают, что профессиональный такт -это «соблюдение приличий по отношению к другим людям».

Интересны для нашего исследования и ответы обучающихся на ряд других вопросов. Так, необходимыми морально-нравственными качествами для сотрудника пенитенциарной системы 69,08 % респондентов считают «толерантность, принципиальность, честность, милосердие, требовательность к себе и окружающим людям»; 23,56 % - «честность, принципиальность, милосердие»; 7,36 % - «толерантность, гуманизм, честность». На вопрос «Какие нравственные ценности являются для Вас основополагающими?» 74,09 % респондентов ответили, что в качестве таковых выступают «добро, честь, долг, совесть, патриотизм», 13,03 % опрошенных назвали «справедливость, честь, долг, совесть», а 12,88 % - «долг, совесть, честь и патриотизм».

Таким образом, по сравнению с начальным этапом эксперимента, после проведенной нами апробации в виде реализации мероприятий клуба «Территория вежливости» в выделенной нами ЭГ уровень нравственной культуры респондентов изменился, а в КГ остался на прежнем уровне.

Следует заключить, что проведенная работа по формированию нравственной культуры у курсантов посредством включения мероприятий клуба «Территория вежливости» в воспитательную работу Академии ФСИН России у ЭГ была эффективна, что доказывают результаты экспериментального исследования на втором (заключительном) этапе.

Последующая научно-исследовательская работа по формированию нравственной культуры у молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях, представляется нам целесообразной и видится в распространении опыта мероприятий клуба «Территория вежливости» на другие вузы, а также в работе над иными научными проектами по формированию нравственной культуры обучающейся в вузах молодежи.

Список источников:

Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. 480 с.

Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М., 1997. 333 с.

Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. 189 с.

Кареева И.В., Видова Т.А., Чернышова О.В. К вопросу о формировании нравственных ценностей у курсантов в рамках образовательного процесса вузов Федеральной службы исполнения наказаний России // Теория и практика общественного развития. 2023. № 11 (187). С. 101-107. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.11.10/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рабазанов С.И. Некоторые аспекты формирования у обучающихся ведомственных вузов духовно-нравственной культуры в рамках учебно-воспитательного процесса // Novainfo. 2017. Т. 1, № 63. С. 398-402.

Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997. 189 с.

Фромм Э. Духовная сущность человека // Философия науки. 1990. № 8. С. 85-95.

Ядов В.А. Ценности в кризисном социуме // Психологический журнал. 1991. № 6. С. 25-28.

References:

Berdyaev, N. A. (1994) Filosofiya svobodnogo dukha [Philosophy of the free spirit]. Moscow. 480 p. (In Russian).

Drobnitskii, O. G. (1997) Problemy nravstvennosti [Problems of morality]. Moscow. 333 p. (In Russian).

Fromm, E. (1990) Duhovnaya sushchnost cheloveka [The spiritual essence of man]. Filosofiya nauki. (8), 85-95. (In Russian).

Kareeva, I. V., Vidova, T. A. & Chernysheva, O. V. (2023) On the Issue of the Formation of Moral Values Among Cadets Within the Educational Process of Universities of the Federal Penitentiary Service of Russia. Theory and Practice of Social Development. (11 (187)), 101-107. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.11.10. (In Russian).

Rabazanov, S. I. (2017) Nekotorye aspekty formirovaniya u obuchayushchikhsya vedomstvennykh vuzov dukhovno-nravstven-noi kul'tury v ramkakh uchebno-vospitatel'nogo protsessa [Some aspects of the formation of spiritual and moral culture among students of departmental universities within the framework of the educational process]. NovaInfo. 1 (63), 398-402. (In Russian). Rubinshtein, S. L. (1997) Chelovek i mir [Man and the world]. Moscow. 189 p. (In Russian).

Yadov, V. A. (1991) Cennosti v krizisnom sociume [Values in a crisis society]. Psihologicheskij zhurnal. (6), 25-28. (In Russian). Zdravomyslov, A. G. (1986) Potrebnosti. Interesy. Tsennosti [Needs. Interests. Values]. Moscow. 189 p. (In Russian).

Информация об авторах И.В. Кареева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Философия и история» Академии Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=804989

К.В. Зотова - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Философия и история» Академии Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=751555

В.А. Анисимова - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Инженерный бизнес и менеджмент» Рязанского института (филиала) Московского политехнического университета, Рязань, Россия.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=750801

Вклад авторов:

все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:

авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors I.V. Kareeva - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Department of Philosophy and History, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=804989

K.V. Zotova - PhD in Sociology, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Philosophy and History, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=751555

V.A. Anisimova - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of "Engineering Business and Management" Department, Ryazan Institute (branch) of Moscow Polytechnic University, Ryazan, Russia.

https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=750801

Contribution of the authors:

The authors contributed equally to this article.

Conflicts of interests:

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 24.11.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 22.12.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 30.01.2024.

Авторами окончательный вариант рукописи одобрен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.