Научная статья на тему 'Структурно-содержательные компоненты, уровни и механизмы формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России'

Структурно-содержательные компоненты, уровни и механизмы формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ФСИН РОССИИ / SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES / CADETS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмагилова Юлия Сергеевна

В статье излагаются теоретические вопросы формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России в учебно-воспитательном процессе. Описаны наиболее значимые компоненты, уровни и механизмы формирования духовно-нравственных качеств курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL COMPONENTS, LEVELS AND MECHANISMS OF SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

The article expounds theoretical issues of the spiritually-moral qualities of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service in teaching and educational process. The most important components, levels and the mechanisms of spiritually-moral qualities of cadets are presented.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательные компоненты, уровни и механизмы формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России»

УДК 159.923.5

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, УРОВНИ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

© Юлия Сергеевна Исмагилова

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань, Россия, адъюнкт кафедры общей психологии, e-mail: [email protected]

В статье излагаются теоретические вопросы формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России в учебно-воспитательном процессе. Описаны наиболее значимые компоненты, уровни и механизмы формирования духовно-нравственных качеств курсантов.

Ключевые слова: духовно-нравственные качества; курсанты; образовательные учреждения ФСИН России.

Длительное время духовно-нравственный аспект в уголовно-исполнительной системе считался мало востребованным ввиду специфики деятельности и организации форм взаимоотношений между сотрудниками и осужденными. В период дифференциации и гуманизации уголовно-исполнительной политики актуализирована потребность в поколении сотрудников (курсантов), обладающих духовно-нравственными качествами, от которых будет зависеть не только успех реформирования, но и эффективность оптимизации процесса исправления осужденных.

Проблема формирования духовно-нравственных качеств личности представлена в современной психолого-педагогической науке в различных концепциях. Их наличие базируется на многообразии взглядов на сущность и соотношение таких базовых понятий, как духовность, душевность, мораль и нравственность.

В русской философской мысли изначально понятие «духовность» использовалось, в основном, как производное от состояния духовного, т. е. тесно соотносилось с религиозно-церковной жизнью [1, 2].

В педагогической науке получили широкое распространение теории духовнонравственного воспитания как результата приобщения к общечеловеческим ценностям [3-5]. Такой подход можно назвать культурологическим, поскольку ученые связывают возникновение духовности с включенностью человека в мир культуры и освоением сферы «надындивидуальных ценностей».

Анализ публикаций позволил выделить ряд концепций, представляющих духовность

и нравственность как совокупность определенных качеств, а именно: способность к сопереживанию, сочувствию (С.А. Газалиев); осознанная гражданская позиция, социальная активность (Ф.Ф. Кузнецов); интеллектуальные и эмоциональные свойства, потребности и привычки (Л.И. Рувинский); требовательность к себе и ответственность перед другими (Ю.П. Азаров); способность противостоять неудачам (Б.М. Бим-Бад); свобода, ответственность, трансцендентность (В.В. Рыжов).

Формирование духовно-нравственных

качеств личности в учебно-воспитательном процессе связывается учеными с различными психолого-педагогическими явлениями и рассматривается в совокупности своих проявлений в процессе деятельности и общения. При этом основной акцент делается на: осознанно-эмоциональном усвоении нравственности (Л.И. Рувинский); постепенной выработке простейших моральных черт и свойств и последующей их интеграции (И.Ф. Харламов); определяющем значении мировоззрения (И.Г. Школьник); становлении особой оценочной деятельности и овладении способами социальной ориентировки (Г.Е. Залесский); активном социально-психологическом обучении (В.Л. Марищук); решении моральных дилемм (С.В. Молчанов) и др.

Принятие решения при возникновении духовно-нравственных дилемм невозможно без участия процессов антиципации, т. к. прогноз «будущего» и предвидение возможных изменений условий деятельности курсанта являются наиболее существенными факторами, определяющими выбор цели, планирование и программирование деятель-

ности. В нашем исследовании мы будем исходить из понимания антиципации как способности человека действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых событий [6-11]. Она позволяет в ответ на стимулы, действующие в настоящем, предопределять еще не наступившие события, используя накопленный в прошлом опыт.

Без актуализации антиципирующих процессов невозможны адаптация к меняющимся условиям среды, оптимальная саморегуляция поведения, достижение поставленных целей, а тем более активная преобразующая творческая и профессиональная деятельность. На наш взгляд, именно антиципация, прогнозирование и использование курсантами внутренних личностных ресурсов является основой для формирования у них духовнонравственных качеств.

Исследуя столь сложный процесс, каким является формирование духовно-нравственных качеств курсантов, основной вектор поиска предпочтительнее направить на изучение структуры изучаемой системы. С целью выделения основных структурно-содержательных компонентов формирования духовно-нравственных качеств курсантов было проведено эмпирическое исследование (2007-2010 гг., N = 353). Полученные результаты позволили выделить следующие структурно-содержательные антиципирующие духовно-нравственные компоненты:

1) духовно-нравственное сознание (знания и ценностные ориентации);

2) духовно-нравственное взаимодействие (коммуникации, отношения ответственной зависимости);

3) духовно-нравственная саморегуляция (рефлексия, эмоционально-волевые процессы);

4) духовно-нравственная эффективность (самостоятельность, результативность);

5) духовно-нравственная самореализация (способности, стремления).

Данный подход представляется весьма перспективным и к тому же достаточно эффективным, поскольку позволяет использовать способность реализовать накопленный курсантами индивидуальный опыт для вероятностного прогнозирования предстоящей служебно-профессиональной деятельности с целью формирования необходимых духовнонравственных качеств.

Анализ психолого-педагогической литературы, служебной документации ФСИН России позволил выделить следующие группы духовно-нравственных качеств курсантов:

1) социально-политические (преданность Родине, патриотизм, терпимость к другим взглядам и идеям, не противоречащим закону и нравственности и др.);

2) служебно-боевые (офицерская честь, достоинство, курсантское товарищество, преданность службе; ответственность, самостоятельность, решительность, самообладание, работоспособность при решении служебно-профессиональных задач и др.);

3) служебно-воспитательные (порядочность, справедливость, терпимость, милосердие по отношению к осужденным и др.);

4) профессионально-коммуникативные (коммуникативность, гибкость, контактность при общении с начальствующим составом, сослуживцами, подчиненными и осужденными);

5) профессионально-культурные (устойчивый интерес к художественным ценностям, позволяющим культурно организовать собственный досуг и работу с осужденными и др.);

6) индивидуально-личностные (стремление к саморазвитию, самоактуализации, творческой деятельности, расширению представлений о духовно-нравственной и служебно-профессиональной сфере и др.).

На основе теоретического анализа и полученных в констатирующем эксперименте данных нами были выделены группы курсантов в соответствии с уровнем сформирован-ности духовно-нравственных качеств (ДНК):

- продуктивный тип (высокий уровень развития ДНК) (7 %): широкий спектр представлений о духовно-нравственных ценностях; выраженные потребность в познании, саморазвитии на основе высших ценностей; способность планирования и осуществления деятельности по духовно-нравственному развитию; продуктивное отношение к будущей профессиональной деятельности (само-проектирование духовно-нравственного и профессионального становления на основе собственных способностей и психологопедагогического руководства вузовских преподавателей);

- потенциальный тип (достаточный уровень развития ДНК) (55 %): расширенные

представления о духовно-нравственных ценностях и понятиях, которые не полностью интериоризированы и существуют на уровне знаний; деятельность по саморазвитию еще не стала «образом жизни» курсантов, пассивное отношение к профессиональнослужебному и духовно-нравственному становлению (преподаватели «сами знают, как сделать из меня профессионала»);

- репродуктивный тип (недостаточный уровень развития ДНК) (35 %): сниженное стремление к познанию нового, поведение на основе духовно-нравственных ценностей рассматривается как «идеальная» или «нереальная» картина мира; не сформирована мотивация самосовершенствования, проектирование саморазвития не осуществляется; неадекватное отношение к духовно-нравственному развитию в профессионально-служебной деятельности («я уже сотрудник и поэтому профессионал с необходимыми качествами»);

- деструктивный тип (низкий уровень развития ДНК) (3 %): несформированное представление о моральных нормах и духовно-нравственных ценностях; прагматичное отношение к жизни, неспособность к принятию ответственных решений; нежелание предпринимать какие-либо усилия по самосовершенствованию; деструктивное отношение к профессионально-служебной деятельности («не хочу быть сотрудником ФСИН России»).

Выделенные уровни (типы) сформиро-ванности духовно-нравственных качеств позволяют выявить качественную специфику процесса формирования указанных качеств в учебно-воспитательном процессе вузов

ФСИН России. Формирование и развитие указанных качеств в учебно-воспитательном процессе происходит на основе антиципирующих духовно-нравственных компонентов под влиянием механизмов рефлексии и творческой активности.

Рефлексия курсантами собственных ценностей, убеждений и ориентаций позволяют соотнести и сравнить свои духовно-нравственные ориентиры с общечеловеческими императивами, сознательно принять те из них, которые, по мнению субъекта, следует использовать в качестве критериев, эталонов в актах внутреннего выбора (мотивов, целей, поступков). Вырабатываемые при этом дей-

ствия самоконтроля обусловливают готовность к волевому поведению, а способность видеть возможность альтернативного выбора (мотивов, целей, поступков) порождает чувство внутренней свободы и ответственности за результаты принимаемых решений.

Творчество способствует формированию и развитию у курсантов ФСИН России разнообразных способов художественной и практической деятельности на основе высших духовно-нравственных ценностей, творческих способностей, необходимых для самореализации личности в учебной и профессиональной деятельности. Творческая активность является мощным механизмом формирования духовно-нравственных качеств курсантов, т. к. в процессе творчества происходит реализация высших духовных потребностей личности, укрепляется ее мотивация к созиданию, развиваются способности, происходит переработка и осознание собственного уникального личностного опыта, порождаются новые ценности и смыслы, усиливаются способности личности к адаптации и конструктивному взаимодействию с людьми и миром.

Несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность антиципирующих духовнонравственных компонентов, возможны самые различные варианты их развитости и качества. Таким образом, процесс формирования духовно-нравственных качеств курсантов, будучи многокомпонентным, может испытывать трудности с одними компонентами при относительной легкости с другими. Перечисленные компоненты не является изолированными: каждый из компонентов тесно связан с последующими, часто являясь одновременно фундаментом, основанием для других и в то же время результатом развития других компонентов.

Согласно результатам проведенного экспериментального исследования и статистической обработке данных, рефлексия и творческая активность особым образом интегрируют все антиципирующие духовно-нравственные компоненты и одновременно оказывают значительное влияние на каждый из них. Тесные корреляционные связи между показателями структурных компонентов и механизмов отражают устойчивую внутреннюю организацию процесса формирования духовно-нравственных качеств курсантов.

Таким образом, формирование духовнонравственных качеств курсантов вузов ФСИН России определяется структурно -содержательными компонентами, уровнем и механизмами их формирования и представляет собой целостный процесс организованного антиципирующего овладения курсантами качествами духовно-нравственного сознания, взаимодействия, саморегуляции, эффективности и самореализации в учебновоспитательном процессе.

1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994.

2. Зеличенко А.И. Психология духовности. М., 1996.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., 1982.

4. Беляева В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры: монография. Рязань, 1998.

5. Бондырева С.К., Колесов Д.В. Матрица духовности. М., 2008.

6. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.

7. Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб., 2003.

8. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

9. Воспитание и развитие личности учащихся образовательных учреждений МВД России. М., 1998.

10. Коваль Н.А. Психология духовности личности. Тамбов, 1996.

11. Купцов И.И. Современный подход к значимости воли в психическом и духовном мире человека. Рязань, 2009.

Поступила в редакцию 23.04.2010 г.

UDC 159.923.5

STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL COMPONENTS, LEVELS AND MECHANISMS OF SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE

Ismagilova Yulia Sergeevna, Academy of Law and Management of Federal Service of Execution, Ryazan, Russia, Adjunct of General Psychology Department, e-mail: [email protected]

The article expounds theoretical issues of the spiritually-moral qualities of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service in teaching and educational process. The most important components, levels and the mechanisms of spiritually-moral qualities of cadets are presented.

Key words: spiritual and moral qualities; cadets; educational institutions of the Federal Penitentiary Service.

УДК 796/799

ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ АСПЕКТОВ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНО-МОДУЛЬНОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

© Юрий Николаевич Юров

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры адаптивной физической культуры,

e-mail: [email protected]

В статье рассматривается актуальная проблема состояния отношения студентов вузов к собственному здоровью.

Ключевые слова: соматический тип; мотивация; комплексная оценка физического состояния.

В XXI в. молодое поколение россиян становится движущей силой поступательного развития общества, инновационным фактором экономических преобразований в стране. Успешное решение социально-эконо-

мических вопросов напрямую будет зависеть от жизнеспособности, качества нынешней молодежной популяции (демографических и медико-биологических параметров, образовательного, профессионального, культурного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.