Научная статья на тему 'Социально-психологические детерминанты духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России'

Социально-психологические детерминанты духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / КУРСАНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ФСИН РОССИИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / КОЛЛЕКТИВ / ЕДИНСТВО ТРЕБОВАНИЙ / КОЛЛЕКТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорушкина Ю. С.

В статье излагаются теоретические вопросы духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России в учебно-воспитательном процессе. Предложена классификация уровней развития соответствующих качеств курсантов. Описаны наиболее значимые социально-психологические детерминанты данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорушкина Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические детерминанты духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России»

УДК 343.83

Социально-психологические детерминанты духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России

Ю.С. ЕГОРУШКИНА - заместитель начальника кафедры социальной психологии и социальной работы Академии ФСИН России, кандидат психологических наук

В статье излагаются теоретические вопросы духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России в учебно-воспитательном процессе. Предложена классификация уровней развития соответствующих качеств курсантов. Описаны наиболее значимые социально-психологические детерминанты данного процесса.

Ключевые слова: духовно-нравственные качества; курсанты; образовательные учреждения ФСИН России; духовно-нравственные ценности; коллектив; единство требований; коллективное воздействие.

Socio-psychological determinants of the spiritual and moral development of cadets higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia

Y.S. EGORUSHKINA - deputy chief of the Department of Social Psychology and Social Work Academy of Law and Department of the Federal Penitentiary Service, PhD in Psychology

The article expounds theoretical issues of the spiritually-moral qualities of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiare Service in teaching and educational process. This paper proposes a classification of the levels of development of spiritual and moral qualities of cadets.The most important socio-psychological determinants of spiritually-moral qualities of cadets are presented.

Key words: spiritual and moral development; cadets; educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia; spiritual and moral values; team; uniform requirements; the collective impact.

Проблема социально-психологических и личностных детерминант духовно-нравственного развития курсантов образовательных учреждений ФСИН России тесно связана с тем, что именно в ходе этапа первичного освоения профессии, который как раз и приходится на время обучения в вузе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируются его жизненная и мировоззренческая позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. Решение данных задач в учебно-воспитательном процессе невозможно без формирования у курсантов духовно-нравственных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности по исправлению осужденных за преступления различной тяжести, и готовности противостоять противоправным и аморальным провокациям.

Мы полагаем, что духовно-нравственное развитие личности необходимо рассматривать в неразрывной связи с развитием в целом и понимать как процесс направленного изменения, обусловленный познанием высших ценностей и стремлением к саморазвитию, а также нравственным поведением, отношением к людям и обществу.

Формирование духовно-нравственных качеств личности нельзя рассматривать в отрыве от социального поведения, реальной деятельности, в ходе которой складываются не только нравственные понятия, но и чувства, привычки и другие неосознаваемые компоненты личности. Характерный для личности способ решения духовно-нравственных дилемм, как и та система ценностей, с которой они соотносятся, формируется прежде всего в ходе практической деятельности и общения с окружающими. В рамках системно-деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) разработана схема детерминации формирования и развития личности. В ней свойства человека как индивида рассматриваются в качестве предпосылок развития личности в целом и нравственного развития в частности. При этом социокультурная среда представляет

собой источник, питающий развитие личности, она несет те общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой формирования и развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляются движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре.

Анализ публикаций по проблеме формирования духовно-нравственных качеств показал, что, по мнению ряда ученых (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.В. Петровский), возраст 18-20 лет является периодом, благоприятным для духовно-нравственного становления и развития, поскольку характеризуется повышенным интересом к духовным, нравственным и морально-этическим проблемам. Кроме того, такие характеристики студенчества, как повышенная социальная активность и стремление к расширению социальных связей, определяют абитуриента, входящего в образовательное пространство, как человека социального (терминология Е.В. Бондарев-ской). Необходимо отметить, что социальная и интеллектуальная зрелость предполагает выработку системы взглядов не только на мир, но и на свое место в нем, осознание себя носителем определенных общественных ценностей, а следовательно, и социально полезной личностью.

Эмпирическое исследование, участниками которого стали 350 курсантов вузов ФСИН России, позволило нам выделить четыре уровня развития духовно-нравственных качеств:

- продуктивный тип (высокий уровень развития духовно-нравственных качеств): широкий спектр представлений о духовно-нравственных ценностях; выраженная потребность в познании, саморазвитии; способность планирования и осуществления деятельности по духовно-нравственному развитию; продуктивное отношение к будущей профессиональной деятельности (самопроектирование духовно-нравственного и профессионального становления на осно-

ве собственных способностей и психолого-педагогического руководства преподавателей вуза) - 7%;

- потенциальный тип (достаточный уровень развития духовно-нравственных качеств): расширенные представления о духовно-нравственных ценностях и понятиях, которые не полностью интериоризированы и существуют на уровне знаний; деятельность по саморазвитию еще не стала «образом жизни» курсантов, пассивное отношение к профессионально-служебному и духовно-нравственному становлению (преподаватели «сами знают, как сделать из меня профессионала») - 55%;

- репродуктивный тип (недостаточный уровень развития духовно-нравственных качеств): сниженное стремление к познанию нового, поведение на основе духовно-нравственных ценностей рассматривается как «идеальная» или «нереальная» картина мира; не сформирована мотивация самосовершенствования, проектирование саморазвития не осуществляется; неадекватное отношение к духовно-нравственному развитию в профессионально-служебной деятельности («я уже сотрудник и поэтому профессионал с необходимыми качествами») - 35%;

- деструктивный тип (низкий уровень развития духовно-нравственных качеств): несформированное представление о моральных нормах и духовно-нравственных ценностях; потребительское отношение к жизни, неспособность к принятию ответственных решений; нежелание предпринимать какие-либо усилия по самосовершенствованию; деструктивное отношение к профессионально-служебной деятельности («не хочу быть сотрудником ФСИН России») - 3%1.

Духовно-нравственное развитие личности в учебно-воспитательном процессе связывается учеными с различными детерминантами. Изучение социально-психологических детерминант духовно-нравственного развития курсантов требует рассмотрения социально-культурных условий, особенностей образовательного процесса в вузах ФСИН России, а также специфики учебно-служебной деятельности курсантов.

Под социально-культурными условиями формирования духовно-нравственных качеств мы понимаем влияние ценностных ориентаций семьи, культурно-образовательной среды региона, средств массовой информации, господствующей идеологии,

вероисповедания курсантов на их духовно-нравственное становление.

Учебно-служебная деятельность курсантов вузов ФСИН России имеет следующее особенности: регламентированность учебной деятельности распорядком дня, что требует умения рационально планировать самостоятельную работу; совмещение учебы со службой в нарядах, построенное на принципе строгой отчетности за каждое занятие, в том числе и пропущенное, при наличии физической и эмоциональной выносливости; преобладающая на учебных занятиях и самоподготовке групповая работа, невозможная без умения эффективно действовать коллективно, выполняя свои обязанности в группе, и в условиях группового давления, что отвлекает внимание, и т.д.2

Опрос показал, что 78% курсантов считают проблему духовно-нравственного развития актуальной, 19% не рассматривают ее в качестве одной из важных проблем современного общества, 3% затрудняются с ответом на вопрос.

По мнению 67% респондентов, повышение уровня развития духовно-нравственных качеств личности позволит избавиться от многих проблем нашего общества, 19% категорически утверждают, что это невозможно, 13% не ответили на заданный вопрос.

На вопрос «Хотели бы Вы, чтобы в вузах ввели спецкурс (курс по выбору) по духовно-нравственному развитию?» 42,3% курсантов ответили отрицательно, 11,2% затруднились с ответом, 46,5% опрошенных ответили положительно.

Духовно-нравственные ценности курсантов вузов ФСИН России - это осмысленные, значимые для духовно-нравственного становления личности курсанта идеи, функционирующие в системе исторически определенных общественно-гражданских и военно-профессиональных отношений и выполняющие роль мировоззренческих ориентиров, мотиваторов поведения и деятельности.

Стратегия деятельности преподавателя вуза по формированию духовно-нравственных качеств курсантов заключается, таким образом, в создании ценностно-ориентированной воспитательной среды, стимулирующей развитие у курсантов духовно-нравственных качеств на основе общегуманистических (истина, добро, семья, Отечество) и служебно-специфических ценностей (офицерская честь, достоинство, патриотизм, курсантское товарищество, преданность службе, право другого человека

на серьезные ошибки и вера в возможность исправления, милосердие и др.).

Формированию духовно-нравственных качеств также благоприятствуют подходы к учебно-воспитательному процессу, которые обусловлены коллективным воздействием и, как следствие, коллективным взаимодействием курсантов в группе. Групповое взаимодействие в учебно-воспитательном процессе имеет целый ряд преимуществ по сравнению с индивидуальным: удовлетворяется потребность в эмоциональном тепле и контакте с другими, есть возможность получения обратной связи и поддержки, принятия ценностей и потребностей других, организуется процесс самоисследования и интроспекции, отрабатываются различные виды поведенческих умений, деятельность группы происходит на двух уровнях - осознаваемого и переживаемого. Курсантский коллектив отличается особой сплоченностью по сравнению со студенческими группами. Это обусловлено тем, что курсанты до начала непосредственно учебной деятельности проводят около месяца в загородном учебном центре, где проживают в казармах, совместно переносят все тяготы службы, а также проводят общий досуг. В процессе обучения в вузах ФСИН России курсанты также проводят в совместной учебной и служебной деятельности большую часть времени.

Атмосфера товарищества в коллективе и осознание равноправия порождают сопричастность общему делу, ответственность, воодушевление и смелость в решении проблем. Одним из важных аспектов влияния коллектива на личность курсанта можно назвать развитие ориентации на другого, оказание помощи другу, сокурснику, человеку, нуждающемуся в ней. Общественное мнение коллектива для курсанта является кри-

Щ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Исмагилова Ю.С. Структурно-содержательные компоненты, уровни и механизмы формирования духовно-нравственных качеств курсантов вузов ФСИН России // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2010. № 6. С. 72-75.

2 См.: Татаркина Н.И. Формирование духовно-нравственной культуры личности курсантов вузов МВД России: Авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. Елец, 2006.

терием восприятия духовно-нравственных ценностей, оценки собственных поступков и поведения. Непрерывно воздействуя на личность курсанта, коллективно поддерживаемые ценности выполняют функции нравственного контроля за его поведением.

Кроме того, необходимо создание в учебно-воспитательном процессе условия единства требований к духовно-нравственным качествам курсантов и технологии их формирования, предполагающего организацию взаимодействия между преподавателями, командирами взводов, курсантами, скоординированность мероприятий учебной, внеучебной воспитательной работы, служебной деятельности и т.д. Данное условие включает в себя систему социально-психологических воздействий, требований и межличностных отношений субъектов учебно-воспитательного процесса (преподавателей, командиров взводов, начальников курса и факультета), выступающих трансляторами необходимых ценностей и обеспечивающих формирование духовно-нравственных качеств курсантов. Суть взаимодействия преподавателей и командиров взводов заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении и развитии личности курсанта, раскрытии и формировании у него духовно-нравственных качеств. В основе такого взаимодействия лежат принципы согласованности предъявляемых требований к духовно-нравственным качествам и поступкам курсантов в учебно-воспитательном процессе, взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Это поможет преподавателям и командирам взводов объединить совместные усилия в создании условий для эффективного формирования духовно-нравственных качеств курсантов.

1 Sm.: ^тад^а Ju.S. StшkШmo-soderzhateГnye котропеПу, игсмт i mehanizmy ^огтнгс«апуа duhovno-nravstvennyh касЬ^^ kursantov vuzov FSIN Rossii // Vestnik Tambovskogo ипшегеИеа. Serija «СитапИжпуе паикЬ. 2010. № 6. S. 72-75.

2 Sm.: Tatarkina N.1. Formirovanie duhovno-nravstvennoj Ы'Шгу lichnosti ^геа^^ vuzov MVD Rossii: АЛоге^ dis. ... d-ra ped. nauk. Е1ес, 2006. —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.