противоречат самые низкие показатели по шкале «самообвинение». Человек, ни в чем себя не обвиняющий, вряд ли может всерьез раскаиваться в содеянном.
С психодинамической точки зрения здесь, по всей видимости, возникает чувство глубокой растерянности (включающей в себя и сомнение в своей невиновности), психоэнергетическими полюсами которой выступают низкое самоуважение и аутосимпатия, с одной стороны, и уверенность в своей невиновности (низкое самообвинение) -с другой. В этой психодинамике становятся понятными и полученные отличия по другим тестам. Именно эти сомнения и растерянность ведут к сворачиванию межличностного общения, да и самоотношения тоже. Среди защит, так же как у агрессивных убийц и даже чуть больше, растет проекция как попытка спихнуть на обстоятельства все ненужные сомнения. В то же время снижаются примитивные защиты, ибо бесполезно (да и не нужно, так как нет самообвинения) отрицать факт того, что произошло, или регрессировать в детство.
Итак, психодинамический механизм совершения убийства и его последующей интериоризации этого факта биографии в интрапсихической структуре личности одинаков с точки зрения уровневых показателей, задействованных в симптомокомплексе личностных свойств. Однако движущие психодинамические силы отличают один тип убийцы от другого.
Для группы УУ этой результирующей психодинамической силой является пе-рераздражение (в смысле М. Люшера), для группы УН это, напротив, мания к раздражению, наконец, для группы УНбА - это ощущение глубокой растерянности, вплоть до утраты связи с реальностью (глубоком сомнении в реальности происходящего).
Литература
1. Люшер М. Сигналы личности. Воронеж: МО-ДЭК, 1995.
2. Сочивко Д.В. Психодинамика. М.: МПСИ, 2009.
3. Сочивко Д.В. Цветопсиходинамика. М.: МПСИ, 2009.
Проблема духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России
Г.И. Аксенова, Ю.С. Исмагилова
Аннотация: в статье подчеркивается актуальность исследований духовнонравственного развития курсантов вузов ФСИН; рассматривается интегральный характер данного психологического феномена; обосновывается выделение его различных компонентов; анализируются результаты пси-
хологического исследования духовнонравственного развития (ДНР) 353 курсантов Академии ФСИН России и Псковского юридического института ФСИН России.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, курсанты, образовательные учреждения ФСИН России.
Summary: in article the urgency of researches of spiritually-moral development of cadets of educational institutions of the Federal Penitentiare Service is underlined; integrated character of the given psychological phenomenon is considered; allocation of its various components is proved; results of psychological research spiritually-moral development of 353 cadets of the Academy of the Federal Penitentiare Service and of the Pskov Legal Institute of the Federal Peni-tentiare Service are analyzed. Keywords: spiritually-moral development, cadets, educational institutions of the Federal Penitentiare Service.
Духовность и нравственность как важные качества личности в последнее время все чаще употребляются при обсуждении вопросов образования и подготовки специалистов с ориентацией на достойное служение людям, государству, Отечеству.
В современных условиях развития образования, на этапе сложнейших противоречий в социальных отношениях в нашем обществе с особой остротой встает проблема духовнонравственного развития подрастающего поколения, формирования его духовной культуры.
Происходящая реорганизация уголовно-исполнительной системы, расширение объема ее функций и их усложнение невозможно без подготовки кадров, способных в принципиально новых социально-экономических условиях выполнять поставленные перед ними задачи. Вместе с тем, как отмечается в ряде нормативных актов, регламентирующих работу с персоналом уголовно-исполнительной систе-
мы, а также в выступлениях министра юстиции РФ А.В. Коновалова, уровень духовно-нравственного и моральнопсихологического состояния, законности и служебной дисциплины сотрудников не в полной мере отвечает требованиям современного этапа развития и реформирования УИС и международным стандартам, предъявляемым к сотрудникам ФСИН России[2].
Актуальность постановки задач духовно-нравственного развития курсантов, сотрудников УИС обусловлена также тем фактом, что в документах ООН и ЮНЕСКО последних лет серьезное внимание обращается на необходимость распространения в обществе идеалов гуманизма, мира и согласия, уважения прав и основных свобод человека, его чести и достоинства, приверженности целям гармоничного, всестороннего, полноценного развития личности. Эти требования непосредственно касаются и процесса исполнения наказаний в России. Знание и выполнение международных стандартов обращения с заключенными под стражу являются одними из важнейших требований к сотрудникам УИС, выполнять которые в полной мере невозможно без определенного уровня развития духовнонравственной сферы личности [3].
В сложившейся ситуации реформирования уголовно-исполнительной системы роль вузов ФСИН России и их ответственность за обучение и воспитание высокопрофессиональных специалистов, создание эффективной системы психолого-педагогического воздействия на курсантов, обеспечивающего духовно-нравственное развитие их личности, значительно возрастают.
Современный этап развития образования в системе ФСИН России объ-
ективно повышает роль преподавателей и курсовых офицеров, их психологопедагогического мастерства и авторитета как одного из основных направлений совершенствования всей системы профессионального образования, развития у курсантов интереса к учебе, к будущей профессиональной деятельности, стимулирования их инициативы и творчества в решении учебно-воспитательных задач, развития общественных и профессиональных духовно-нравственных ценностей и смыслов.
Студенчество (курсантство) объединяет молодых людей, занимающихся одним видом деятельности - учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (5 лет). Его отличительными чертами считаются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности, а также в самостоятельном «добывании» знаний; его основные социальные роли и принадлежность к большой социальной группе - молодежи в качестве ее передовой и многочисленной части.
Анализ публикаций по проблеме духовно-нравственного развития показал, что, по мнению ряда ученых (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, А.В. Петровский), возраст 18-20 лет считается периодом, благоприятным для духовнонравственного развития, поскольку характеризуется повышенным интересом к духовным, нравственным и морально-этическим проблемам.
Именно в этот период формируется система личных нравственных, культур-
ных, духовных ценностей, связанных с самореализацией и творческим проявлением себя в настоящей познавательнопрофессиональной и будущей профессиональной деятельности, которое обусловлено значимостью, престижем профессии, возможностью профессионального роста. Большее внимание отводится внутренним качествам своей личности, реализации своих возможностей, овладению собственным «Я», построению собственной модели профессионально-культурной личности, становящейся ориентиром в практической деятельности. Развивается готовность к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению, что ведет к смещению вектора цели -от личных жизненных и профессиональных планов как совокупности намерений к программе по реализации образа жизни. В сфере интересов акцент смещается на профессиональные, культурные, связанные с вопросами общественной, культурной, социальной, гуманистической ценности выбранной профессии, сущности профессиональных норм и ценностей, с культурой здорового образа жизни, культурой саморегуляции.
Духовно-нравственное развитие курсантов в образовательном процессе необходимо осуществлять с опорой на особенности этой возрастной и социальной категории, однако специфика учебнослужебной деятельности курсантов вузов ФСИН России требует отдельного рассмотрения.
Исследования в области проблем развития личности курсантов военных вузов в процессе их профессиональной подготовки (А.С. Батышев, А.В. Дулов, Е.Е. Чапко) свидетельствуют о том, что по мере становления личности растет целостность, интегративность ее пси-
хологической организации, усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик, накапливаются новые потенции развития [1]. Происходит расширение и, главное, углубление личностных связей курсанта с окружающим миром, обществом, другими людьми. Именно это обстоятельство - один из главных критериев прогрессивного развития личности курсанта и в аспекте его духовно-нравственного становления.
Содержание деятельности вузов ФСИН России определяется в соответствии со спецификой учебно-воспитательной деятельности в этих учебных заведениях, которая существенно отличается от традиционных учебных заведений. Она обусловлена инерционностью и более жесткой системой организации и управления учебно-воспитательным процессом.
К специфическим особенностям обучения в вузе ФСИН России относятся: проживание в условиях казармы, следовательно, многие виды повседневной деятельности осуществлять крайне трудно (прослушивание громкой музыки и пр.), структурированность учебной и внеучеб-ной деятельности (за исключением небольшого временного интервала вечером). Невозможность актуального обсуждения эмоционально острых моментов в процессе службы с близкими людьми в силу их удаленности от обучаемых, процесс обучения и одновременно несения службы в вузе подразумевают подчинение новым профессиональным требованиям (присяга, уставы, приказы, распорядок дня и т. д.), а также коллективу, его правилам, нормам.
Отмеченные особенности, на наш взгляд, представляя некоторые преимущества перед гражданскими учебными
заведениями, одновременно выступают условиями духовно-нравственного развития личности курсантов.
Анализируя на конкретном практическом материале специфику и особенности процесса духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России, мы выделили в его структуре следующие компоненты: когнитивно-гностический, эмоционально-коммуникативный, ценностно-смысловой и мотивационнодейственный (см. таблицу).
Когнитивно-гностический компонент интегрирует систему духовно-нравственных понятий, профессиональных знаний, умений, навыков и представлений, мировоззрения будущего сотрудника.
Цель воздействия преподавателей на обучающихся - качественное вооружение курсантов системой научных, теоретических и практических знаний, умений и навыков, наполненных духовнонравственным содержанием и необходимых для успешного формирования у них ценностных, личностных, деятельностных нравственных качеств личности, влияющих на дальнейшую профессиональную деятельность будущих офицеров в соответствии с должностными предназначениями.
Знание и систематическое изучение духовно-нравственных основ, включение понятий духовности, нравственности в педагогически целесообразную и психологически оправданную деятельность оптимизируют процесс духовнонравственного развития личности курсантов.
Эмоционально-коммуникативный компонент строится на основе взаимоотношений личности со средой и включает в себя эмпатию, позволяющую быть эмоционально-восприимчивым к вну-
треннему состоянию других людей. По мнению ряда ученых, в основу современных исследований проблемы источников и условий духовно-нравственного развития необходимо включать анализ не только интеллектуального, когнитивного содержания, но и аффективных ее составляющих, поскольку платформу духовно-нравственного развития всегда образуют эмоциональные переживания (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Б.И. До-донов, В.П. Зинченко, А.Е. Ольшанни-кова, С.Л. Рубинштейн, Г.Х. Шингаров, П.М. Якобсон и др.)
Учет эмоционально-коммуникативного компонента духовно-нравственного развития личности курсантов вузов ФСИН России позволяет повысить насыщенность духовно-нравственными переживаниями учебно-служебную деятельность, усилить избирательность духовно-нравственных переживаний к условиям и компонентам деятельности: цели, действиям контроля и оценки, итоговому результату и др.
Ценностно-смысловой компонент включает в себя систему ценностных ориентаций и смыслов, определяющих самоотношение личности, отношение к другим людям и окружающему миру, понимание смысла жизни.
В теории присвоения духовнонравственных ценностей, как подчеркивается в философской и психологопедагогической литературе, важнейшее значение приобретает раскрытие перевода общечеловеческих, духовнонравственных ценностей в личностные, в ценности, определяющие поведение индивида. Так, нравственную личность характеризует именно глубокое принятие нравственных принципов, норм как принципов и норм собственного по-
ведения, выполнение их по внутренней потребности, когда непосредственные внешние требования если и определяют нравственный поступок, то лишь преломляясь через сферу личности, становясь внутренним требованием личности к самой себе.
Духовные ценности курсантов вузов ФСИН России - это осмысленные, значимые для духовного становления личности сотрудника идеи, функционирующие в системе исторически определенных общественно-гражданских и военно-профессиональных отношений и выполняющие роль мировоззренческих ориентиров, мотиваторов поведения и деятельности.
Мотивационно-действенный компонент объединяет интересы, потребности, мотивы личности в осуществлении деятельности по саморазвитию, в активной духовно-нравственной позиции.
Лишь оценивая свои поступки с позиции «нравственное» и «безнравственное» и соответствующим образом корректируя их, человек может определить направление собственного духовного становления, а при необходимости -и изменить его. «Инструментом» для самооценки и саморегуляции в этом случае выступает совесть, которая «проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний» (Н.М. Бо-рытько).
В качестве характеристик механизма возникновения потребности в самосовершенствовании и саморазвитии, и, как следствие, духовно-нравственном развитии, выступают актуализация мотивационной готовности, степень раз-
вития поисковой доминанты в когнитивном плане и организация актов внутреннего выбора нравственных целей, приводящих к развитию рефлексии.
Несмотря на взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов, возможны самые различные варианты их развитости и качества, иначе говоря, духовно-нравственное развитие, будучи многокомпонентным, может испытывать трудности с одними компонентами, при относительной легкости с другими. Это зависит от ряда факторов, важнейшими из которых являются: индивидуальнопсихологические и типологические особенности и возможности личности, ее установки, желания, смыслы. Однако в любом случае перечисленные компоненты не будут изолированными: каждый из компонентов тесно связан с последующими, часто одновременно выступая фундаментом, основанием для других и в то же время результатом развития других компонентов.
Изучение когнитивно-гностического компонента духовно-нравственного развития проводилось с использованием метода беседы, анкетирования, методики «Самоактуализация личности» А.В. Ла-зукина в адаптации Н.Ф. Калина (шкала «Потребность в познании»).
Для диагностики ценностно-смыслового компонента духовно-нравственного развития курсантов в исследовании был использован метод анкетирования и методика «Самоактуализация личности»
А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (шкалы «Ценности», «Взгляд на природу человека», «Ориентация во времени»).
Изучение мотивационно-действенного компонента духовно-нравственного развития курсантов производилось с ис-
пользованием метода наблюдения и методик «Самоактуализация личности»
A.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (шкалы «Самоактуализация», «Автономность», «Спонтанность») и «Психодиагностический тест» В. Мельникова, Л. Ям-польского (шкалы «Общая активность», «Расторможенность»).
Коммуникативно-эмоциональный компонент духовно-нравственного развития курсантов исследовался с использованием метода наблюдения, методик «Психодиагностический тест»
B. Мельникова, Л. Ямпольского (шкалы «Общительность», «Эстетическая впечатлительность», «Женственность», «Сензитивность»), «Самоактуализация личности» А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (шкалы «Контактность», «Гибкость в общении»), «Поликоммуни-кативная эмпатия» И.М. Юсупова (уровень эмпатии в общем и в отдельности в проявлении к родителям, животным, пожилым людям, детям, героям художественных произведений, незнакомым или малознакомым людям), Шкала оценки значимости эмоций Б.И. До-донова.
В рамках констатирующего эксперимента были исследованы курсанты 1 -5-х курсов юридического, экономического и психологического факультетов Академии ФСИН России и 1-4-х курсов юридического факультета Псковского юридического института ФСИН России в количестве 353 человек.
В результате проведенного кластерного анализа данных нами были получены 4 кластера, которые после тщательного анализа и в соответствии с указанными компонентами духовно-нравственного развития курсантов позволили нам выделить 4 группы:
Таблица. Структура процесса духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России
1 2 3 4 5
Компоненты Высокий уровень Достаточный уровень Недостаточный уровень Низкий уровень
Когнитивно- гностический: • понятие «духовность»; • понятие «нравственность»; • общая характеристика 47,3 % - внутренний мир человека («уравновешенность внутреннего мира человека», «богатый, развитый духовный мир»); 38,9 % - саморазвитие на основе высших ценностей («духовное самосовершенствование», «способность понять себя, стремление улучшить себя и окружающий мир», «осознание того, что есть что-то высшее, к чему надо стремиться»); 13,8 % -религия («религиозность», «вера в Бога», «близость к Богу») 31 % - религия («вера», «религия», «церковь»); 27,8 % - саморазвитие на основе высших ценностей («духовное самосовершенствование», «ценности души», «духовное развитие») -21,6 % - внутренний мир человека («внутренний мир, чувства человека», «внутреннее состояние человека, делающее его уверенным»); 12,4 % -«не знаю»; 7,2 % -другое («воспитанность», «суть существования», «способность сочувствовать», «терпимость») 28,9 % -«не знаю»; 24 % - религия («вера», «религия», «церковь»); 23,1 %-внутренний мир человека («внутренний мир»), 14,9 % -саморазвитие («умственное развитие», «умение развиваться, просвещаться»); 9,1 % -другое («искусство», «сила духа») 80 % - «не знаю»; 10%-религия («вера», «религия», «церковь»), 10%-отдельные духовнонравственные ценности («моральные ценности», «искренность», «доброта»)
41,7 % - поведение на основе нравственных принципов(«жизнь и поведение на основе нравственных норм», «регулятор поведения»); 25 % -нормы морали («нормы морали, идеалы, установленные обществом»), 12,6 % -отношение к себе, окружающим («уважение к людям», «отношение к себе и окружающим»); 12,4 % -другое («доброта», «искренность», «культура», «чистота души»), 8,3 % - воспитанность («воспитание, культурно развитый человек», «воспитанность») 32 % - «не знаю», 27,8 % - поведение в соответствии с моральными нормами («соблюдение моральных устоев в жизни», «нравственное поведение»), 13.4 % - нормы морали («нормы морали», «нравственные нормы общества»), 12.4 % - другое («приличие», «проявление внутреннего мира в реальной жизни», «правда»), 7,2 % -воспитанность («воспитание», «воспитанность»), 6,7 % -отношение к себе, окружающим («уважение других людей», «то, чем руководствуется человек в отношениях с другими людьми») 37,2 %- «не знаю»; 28,1 %-поведение в соответствии с моральными нормами («поведение на основе моральных норм», «соблюдение норм и правил, установленных в обществе»); 16,6 % -другое («общество», «личность», «жизненная среда»); 6,6 % - моральные нормы («нормы морали», «моральные устои»); 6,6 % -отношение к себе и взаимоотношения с окружающими («отношение к окружающим на основе общественного мнения»); 4,9 % -воспитанность 40 % - «не знаю»; 40 % -нормы морали, 10%-поведение в соответствии с моральными нормами, 10 % - другое (например, «нравственность -это нравы»)
Методология и теория юридической психологии
Прикладная юридическая психология № 1 2010 г.
1 2 3 4 5
80 % курсантов уверены, что повышение уровня духовнонравственного развития позволит избавиться от многих проблем современного общества (20 % «может быть», «возможно»]. Высокая потребность в познании, предполагающая бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанным прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Проявляют активность на занятиях, используют при подготовке к семинарам дополнительную литературу, при подготовке к докладу стремятся собрать максимум полезной и интересной информации, принимают участие в конференциях и круглых столах 80 % - проблема духовнонравственного развития является актуальной, 70 % считают, что повышение уровня духовно-нравственного развития позволит избавиться от многих проблем современного общества (13 % - «может быть», «возможно», 17 % - «нет»). Сформированная потребность в познании, предполагающая стремление к познанию нового, формированию профессиональных знаний, умений и навыков. Готовятся к семинарским и практическим занятиям, периодически пользуются дополнительной литературой, однако редко обращаются к первоисточникам, пропускают занятия только по уважительным причинам, при дополнительной мотивации подготавливают доклады, принимают участие в конференциях и круглых столах 75 % - проблема духовнонравственного развития является актуальной (24 % -неактуальной), 60 % -повышение уровня духовно-нравственного развития позволит избавиться от многих проблем современного общества (13% «может быть», «возможно», 37 % - «нет»). Сниженное стремление к познанию нового, формированию профессиональных знаний, умений и навыков. Нерегулярно готовятся к семинарским и практическим занятиям, дополнительной литературой при подготовке к занятию не пользуются, иногда пропускают занятия по неуважительным причинам, даже при дополнительной мотивации не проявляют инициативы по подготовке докладов, принимают исключительно формальное участие, т.е. только присутствуют по приказу вышестоящего руководства, на конференциях и круглых столах 50 % - проблема духовнонравственного развития неактуальна, 60 % категорически против введения спецкурса по духовно-нравственному развитию. Низкая потребность в познании, на занятиях безынициативны, их достаточно трудно включить в учебный процесс, спровоцировать интерес к изучаемой дисциплине. Часто пропускают занятия по неуважительным причинам, отсутствует интерес к профессиональному образованию или доминирует стремление «выслужиться» перед курсовым звеном, иногда в ущерб учебной деятель ности. При подготовке к занятиям пользуются исключительно лекционным материалом, игнорируют конференции
00
ОЧ
1 2 3 4 5
Ценностно-смысловой компонент Курсанты разделяют ценности духовно-нравственной личности, такие как истина, добро, |фасота, справедливость и др. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания манипулировать ими в своих интересах, что является залогом профессионального отношения к работе с таким непростым контингентом, как осужденные к лишению свободы, и предохраняет от профессиональной деформации. Положительный взгляд на природу человека, подразумевающий веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Готовы к построению искренних и гармонических межличностных отношений, естественная симпатия и доверие к людям, честность, непредвзятость, доброжелательность Понимание экзистенциальной ценности жизни «здесь и теперь», способность наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов Разделение ценностей духовно-нравственной личности, такие как истина, добро, красота, справедливость и др. Как правило, указанные ценности рассматриваются как «идеальная картина мира», и учащиеся стараются ориентироваться на них при построении отношений с окружающими. Это еще не стало «образом жизни» курсантов, но существует на уровне стремлений. Осознавание трудностей дальнейшей профессиональной деятельности, готовность предпринимать посильные действия для борьбы с профессиональной деформацией и работе по исправлению осужденных. Вера в людей, в могущество человеческих возможностей. Понимание экзистенциальной ценности жизни «здесь и теперь», способность наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. У курсантов есть представления о духовно-нравственных понятиях и ценностях, но они еще не полностью интериори-зированы и остались на уровне знаний и внешних ориентиров деятельности Курсанты знают, но редко применяют к себе и своей жизни ценности духовнонравственной личности, такие как истина, добро, красота, справедливость и др. Как правило, указан ные ценности рассматриваются как «идеальная» или даже «нереальная картина мира», и учащиеся редко ориентируются на них при построении отношений с окружающими, Это не стало образом жизни курсантов, но они проявляют интерес к вышеперечисленным ценностям. Неоднозначный взгляд на природу человека, подразумевающий, с одной стороны, веру в людей, а с другой стороны, уверенность в подвластности не зависящим от нас обстоятельствам, с которыми человек справиться не может. Сложности в построении гармоничных межличностных отношений, поскольку не существует достаточно го доверия к людям. Нехарактерно понимание экзистенциальной ценности жизни «здесь и теперь». Неспособность наслаждаться актуальным моментом, поскольку постоянно сравнивают его с прошлыми успехами и возможными будущими достижениями или неудачами. Слабые представления о духовно-нравственных понятиях и ценностях, которые не дают возможность опираться на них в своей жизни Курсанты не разделяют ценности духовнонравственной личности, не считают предосудительным использование служебного положения при дальнейшей работе со спецконтингентом. При этом к возможности исправления осужденных к лишению свободы на основе духовнонравственных ценностей, правильно организованной психологической работы, собственного положительного примера относятся крайне скептически. К окружающим людям относятся с недоверием, считая, что в межличностном общении люди руководствуются исключительно личными эгоистическими интересами; большинство людей, по их мнению, завистливы, хотя и пытаются это скрыть. Неспособность наслаждаться актуальным моментом, они постоянно сравнивают достижения в настоящем с прошлыми успехами или неудачами
Методология и теория юридической психологии
Прикладная юридическая психология № 1 2010 г.
1 2 3 4 5
Мотивационно- действенный компонент Выраженное стремление к самоактуализации. Саморазвитие стало образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Энергичность и активность в достижении поставленных целей, неиссякаемая энергия и предприимчивость. Действуют в соответствии со своей честью и совестью, ответственны, добросовестны при выполнении служебных поручений, в своей жизни руководствуются чувством долга. Сформирована мотивация к духовно-нравственному и профессиональному развитию на основе вечных ценностей (добро, красота, истина), они активно добиваются поставленных целей, как правило, ясно представляя, какие действия и усилия необходимо для этого предпринять, не отступая от общепринятых морально-нравственных норм Стремление к самоактуализации и саморазвитию. Мотивация саморазвития и самосовершенствования не полностью сформирована: в семье, школе и в вузе учащиеся усвоили, что самосовершенствование является необходимым для личностного развития, но они не всегда могут сами себе ответить на вопрос: «А для чего мне это (определенные знания, умения, самосовершенствование вообще) нужно?», «Чего я хочу добиться в жизни?» Самоактуализация стала выраженным стремлением в жизни. Энергичность и активность в достижении поставленных целей, неиссякаемая энергия и предприимчивость. Эти курсанты действуют в соответствии со своей честью и совестью, ответственны, добросовестны при выполнении служебных поручений, в своей жизни руководству ются чувством долга, однако иногда отступают от общепринятых норм и правил Мотивация саморазвития и самосовершенствования не сформирована: курсанты не считают, что самосовершенствование является необходимым для успешной профессиональной деятельности. Самоактуализация вызывает у курсантов интерес, но стремление к ней, а тем более мотивация, не сформированы. Энергичность и предприимчивость, достаточная работоспособность, хорошие исполнительские способности. Эти курсанты выполняют служебные поручения, однако допускают периодическое отступление от общепринятых норм и правил. В поведении не всегда хватает смелости, решительности и настойчивости. Для достижения жизненных целей считают уместным (многие даже необходимым) использование служебного положения, отступления от общепринятых норм рассматривают как вполне допустимые («по-другому в этой жизни ничего не добьешься») Низкий уровень стремления к саморазвитию и самоактуализации. Саморазвитие не является образом жизни или сформированным мотивом, а существует только на уровне мечты. Пассивность, безынициативность, недостаточная энергичность. Слабо выраженное стремление к достижениям и успехам, частое уклонение от выполнения обязанностей, охотно перекладывают ответственность и работу на плечи других людей. Не сформирована мотивация к духовнонравственному и профессиональному развитию на основе вечных ценностей (добро, красота, истина), неспособность к принятию ответственных решений, нерешительность, однако пренебрежение морально-этическими принципами в работе с осужденными к лишению свободы считают возможным
о
со
1 2 3 4 5
Коммуникативно- эмоциональный компонент Широта и интенсивность общения и интересов, готов ность к сотрудничеству, чуткость во взаимоотношениях с окружающими; высокая чувствительность к духовнонравственным, эстетическим и художественным ценностям, богатое воображение, художественное восприятие окружающего, вежливость, деликатность, эмоциональная зрелость. Ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъяв-лением - стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Высокая эмпатийность, чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, склонны многое им прощать; эмоционально отзывчивы, общительны; стараются не допускать конфликтов и находить компромиссные решения Широта общения и интересов, готовность к сотрудничеству, чуткость во взаимоотношениях с окружающими; высокая чувствительность к духовнонравственным, эстетическим и художественным ценностям, богатое воображение, художественное восприятие окружающего, вежливость, деликатность, эмоциональная зрелость. Ориентированы на личностное общение, но в некоторых ситуациях склонны смешивать самораскрытие личности с самопредъявлением. Средний уровень эмпатии, присущий большинству людей. В межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять личным впечатлениям. Эмоциональные проявления чаще всего держат под контролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем излиянии чувств собеседника теряют терпение. Не отличаются раскованностью чувств, и это мешает полноценному восприятию окружающих Широта общения, ровные отношения с людьми, сложности в установлении прочных и доброжелательных отношений с людьми; имеют хороший художественный вкус. Сложности самораскрытия, склонность смешивать самораскрытие личности с самопредъявлением. Низкий уровень эмпатии, испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла Избегают эмоциональной близости с людьми, устанавливая чисто формальные межличностные отношения, почти не имеют близких друзей. Искусство, духовно-нравственные, эстетические и художественные ценности их мало интересуют. Ригидность, неуверенность в своей привлекательности, в том, что они интересны и общение с ними может приносить удовольствие. Низкий уровень эмпатии, затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в шумной компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла
Методология и теория юридической психологии
1) курсанты с высоким уровнем духовно-нравственного развития (7 %);
2) курсанты с достаточным уровнем духовно-нравственного развития (55 %);
3) курсанты с недостаточным уровнем духовно-нравственного развития (35 %);
4) курсанты с низким уровнем духовно-нравственного развития (3 %).
Анализ полученных в констатирующем эксперименте данных позволил сделать вывод о том, что уровень духовно-нравственного развития курсантов зависит, в основном, от его сфор-мированности в семье и во время обучения в школе. Тем не менее вузы обладают широким потенциалом для духовнонравственного развития курсантов.
Проведенный анализ психолого-педа-гогической литературы показал, что деятельность по оптимизации процесса духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России может быть организована на основе программы, представляющей собой совокупность
базового и дополнительного компонентов образования, специально подчиненных целям духовно-нравственного развития этих лиц. Единство базового и дополнительного компонентов в духовнонравственном развитии курсантов в образовательном процессе поможет создать реальные предпосылки для осуществления индивидуально-творческого подхода, компенсирует отсутствие в учебных программах тех или иных ценностей, значимых для духовно-нравственного роста курсанта, содействуя тем самым само-актулизации и самореализации личности будущего специалиста УИС.
Литература
1. Воспитание и развитие личности учащихся образовательных учреждений МВД России. М.: МВД
России, 1998.
2. Вступительное слово министра юстиции РФ А. В. Коновалова на научно-практической конференции по вопросам реформирования УИС//Рефор-мирование УИС: теоретический проект/под общ. ред. А.А. Реймера. М.; Рязань: Академия ФСИН России, 2009.
3. Федорова ЕМ. Духовно-нравственный аспект профессиональной культуры работника УИС//За-кон и право. 2006. № 11. С. 90-91.
Проблема качества жизни в трудовой деятельности
Аннотация: в статье рассматриваются теоретико-психологические вопросы подходов к эмпирическому исследованию качества жизни в трудовой деятельности. Изучены вопросы субъективного и объективного качества жизни в зависимости от условий труда, отношений в трудовом коллективе, специфики трудовой деятельности, ее
Т.Н. Савченко, Г.М. Головина
нормативно-юридическогом обеспечения.
Ключевые слова: трудовая деятельность, качество жизни, удовлетворенность работой, удовлетворенность жизнью, качество организационной жизни, мотивация трудовой деятельности.
Summary: in article teoretiko-psychol-ogical questions of approaches to em-