4. О защите конкуренции: федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 31 (ч. 1), ст. 3434.
5. О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц: постановление Пленума Верховного Суда от 24.02.2005 г. № 3// Рос. газ. 2005. 15 марта.
6. О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 г. № 23 // Рос. газ. 2004. 7 дек.
7. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов»: приказ Минфина РФ от 27.12.2007 г. № 153н (ПБУ 14/2007) // Рос. газ. 2008. 22 февр.
8. Уголовный кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 г. № 275-З (с изм. и доп. на 15.07.2015 г.).
URL: http://online.zakon.kz (дата обращения: 01.07.2016).
9. Уголовный кодекс Республики Узбекистан: утв. Законом Республики Узбекистан от 22.09.1994 г. № 2012-XII (с изм. и доп. на20.08.2015 г.). URL: http:// online.zakon.kz (дата обращения: 01.07.2016).
10. Антиреклама студии «Мир». URL: http:// studiomir.net (дата обращения: 12.06.2016).
11. Вкладчики Инвесторбанка за день забрали с депозитов 2,5 млрд рублей. URL: http://www. banki.ru/news/lenta/?id=8242713 (дата обращения: 12.06.2016).
12. Богдановская В.А. Анализ правового регулирования уголовной ответственности юридических лиц в зарубежных странах // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2010. № 2. С. 73-80.
13. Ткачевский Ю.М. Уголовная ответственность за клевету // Законодательство. 1999. № 11. С. 42.
ШУТОВА Альбина Александровна - адъюнкт. Нижегородская академия МВД России. Россия. Нижний Новгород. E-mail: [email protected].
SHUTOVA, Albina A^androvna - Postgraduate Student. Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia. Nizhny Novgorod. E-mail: [email protected].
УДК 159.9:355.23
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ
С.Л. Яковлева
В статье рассматриваются понятия нравственных и волевых качеств, обосновывается необходимость профессиональной психологической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, обеспечивающей развитие чувства справедливости и ответственности, осознания своего долга и готовности противостоять провокациям со стороны осужденных.
Ключевые слова: образовательные организации ФСИН России; курсанты; нравственные и волевые качества; психологическая устойчивость; моральные принципы; служебные ценности.
S.L. Yakovleva. PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES OF CADETS IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF FSIN OF RUSSIA
In article concepts of moral and strong-willed qualities are considered, need of professional psychological training of cadets of the educational organizations of FSIN of Russia providing development of sense of justice and responsibility, understanding of the debt and readiness to resist to provocations from convicts is proved.
Keywords: educational organizations of FSIN of Russia; cadets; moral and strong-willed qualities; psychological stability; moral principles; office values.
Современное общество нуждается в подготовленных специалистах, готовых и способных к полной самореализации и успешной деятельности в различных жизненных ситуациях. Подготовка квалифицированных специалистов
из числа выпускников образовательных организаций ФСИН России позволяет обеспечить на должном уровне организацию деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в силу специфики службы и
144
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2016. № 3(25)
возрастающих требований к уровню практических знаний.
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 г. № 1772-р (в ред. от 23.09.2015 г.), предполагается подготовка работников уголовно-исполнительной системы «за счет максимального приближения содержания программ обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности» <...> «и условий проведения занятий» [1].
Развитие уголовно-исполнительной системы обусловливает необходимость профессиональной подготовки курсантов в образовательных организациях ФСИН России, способствующей развитию нравственных и волевых качеств, таких как самостоятельность и ответственность, самосовершенствование и способность осознания высоких жизненных смыслов.
Для реализации этих задач необходимы определенные условия формирования у курсантов нравственных и волевых качеств, необходимых им в профессиональной деятельности и развитии готовности противостоять провокациям со стороны осужденных.
Для выполнения поставленных служебных задач необходимы волевые личностные качества, связанные с преодолением препятствий на жизненном пути. Как утверждает Л.И. Божович, волевое поведение заключается в способности подчинить свое поведение даже тогда, когда ради малопривлекательных, но социально важных целей преодолеваются свои желания [3].
Характеризуя волевые качества, необходимо выделить важные психологические предпосылки успешного преодоления трудностей, поддержания и сохранения высокой работоспособности и достижения высоких результатов в профессиональной деятельности.
Современные научные исследования, которые затрагивают данную проблему, рассматривают волю в качестве одной из сторон самоуправления личности, причем особое внимание уделяется способности субъекта сознательно (произвольно) управлять деятельностью и поведением, включая в управление волевой компонент (М. Еникеев, Е. Ильин, Н. Непомнящая, Г. Никифоров, Л. Столяренко, Н. Пейсахов и другие).
Теоретической основой исследования проблемы развития волевых качеств учащихся в отечественной психологии послужили научные взгляды и труды ученых, таких как В.А. Крутецкий, А.Ц. Пуни, В.И. Селиванов, Т.И. Шульга, Н.И. Гуткина, Е.П. Ильин и других; в юридической психологии - это работы К.Е.
Игошева, В.Г. Деева, А.И. Ушатикова, В.Ф. Пи-рожкова, Н.А. Хариной и других.
Однако необходимо отметить, что до настоящего времени проблема психологии воли еще не получила своего полного решения в нравственном аспекте, хотя воля как функция личности обычно ассоциируется с нравственной зрелостью. Психологические механизмы и факторы, условия волевого развития личности в связи с морально-нравственными проявлениями в учебной деятельности тоже раскрыты не полностью.
Профессиональное становление курсантов образовательных организаций ФСИН России предполагает формирование у них психологической готовности, соответствующего позитивного отношения к будущей профессиональной деятельности при условии стремления к нравственному самосовершенствованию, преданности своему делу, «наличии определенного морального «стержня» повседневного поведения» [4].
Нравственные требования обращены к совести человека и связаны с саморегуляцией поступков, осознанием своего долга, чувства справедливости. Они ориентированы на сознательное и добровольное следование моральным принципам и нормам, т.е. термин «нравственность» употребляется для характеристики форм поведения, деятельности и отношений, которые считаются правильными или неправильными.
Нравственные качества личности и проблемы развития данных качеств рассматривались в философии Н.А. Бердяевым, Г Гегелем, О.Г. Дроб-ницким, И.А. Ильиным, А. Камю, М.С. Каганом, И. Кантом, К. Ясперсом и другими. В психологии данным вопросом занимались А.А. Бо-далев, Л.И. Божович, Р.П. Мильруд, В.Н. Мя-сищев, М.И. Старов и другие. Проблемой нравственных качеств в пенитенциарной психологии занимались В.М. Литвишков, Г.М. Потанин, В.А. Семенов, И.И. Купцов, Ю.С. Исмагилова
На наш взгляд, данные исследования не дают в полной мере ответа на вопрос о психологических условиях развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России в учебно-воспитательном процессе.
Таким образом, возникают следующие противоречия:
- между значительным вниманием к психологическим проблемам волевого развития, с одной стороны, и недостаточным количеством исследований в области психологии нравственной и волевой сфер личности в их единстве, с другой;
- между известными фактами влияния на формирование нравственных и волевых ка-
честв курсантов психолого-педагогических условий и фактами экспериментальной проверки в учебно-воспитательном процессе образовательных организаций ФСИН России.
Отмеченные противоречия указывают на существующую проблему недостаточной изученности развития нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России. К сожалению, учебный процесс построен с превалированием в образовательном процессе «знаниевой» парадигмы и недостаточным вниманием к нравственным и волевым аспектам будущей профессиональной деятельности курсантов. Как следствие, недостаточный уровень профессиональных знаний не исключает случаев негуманного обращения сотрудников с осужденными, коррумпированности, нарушения служебной дисциплины, конфликтности, текучести кадров и т.д.
Как отмечают Г.И. Аксенова и И.В. Карее-ва, формирование нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России должно происходить с учетом среды образовательной организации и включать в себя определенные условия [2]:
- содержание обучения, которое предполагает включение понятий нравственных и волевых качеств в систему знаний, умений и навыков;
- ценностно-ориентированная воспитательная среда, стимулирующая развитие нравственных и волевых качеств (чувство долга, справедливости, моральные принципы, достижение цели, ответственность) и служебно-специфиче-ских ценностей (офицерская честь, достоинство, преданность службе, милосердие и др.);
- коллективное воздействие и, как следствие, коллективное взаимодействие курсантов в учебной группе, которое обусловливает специальную организацию работы курсантов как творческих коллективов;
- единство педагогических требований, которое предполагает организацию взаимодействия между преподавателями, командирами взводов, курсантами;
- скоординированность мероприятий учебной, внеучебной воспитательной работы и служебной деятельности и т.д.
Развитие нравственной сферы тесно связано с развитием волевых процессов, так как
только при наличии такого единства преодолеваются препятствия на пути к цели, формируются многие качества личности. Наряду с имеющимися представлениями и концепциями о развитии нравственных и волевых качеств курсантов образовательных организаций ФСИН России, отмечаем, что важным является проявление чувства долга и следование высокому. Поэтому важнейшие источники развития подрастающего поколения - эстетические, этические, нравственные и юридические нормы, в которых закрепляются внешние образцы культуры человека.
Анализ и обобщение имеющихся материалов, осмысление ситуации являются основанием для появления и уточнения новых идей, пересмотра программ, усиления их взаимодействия по основным направлениям. Продуктивность, результативность зависят от координации усилий с другими государственными и общественными структурами, представителями религиозных конфессий.
Список литературы
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р. URL: httpV/фсин.рф.
2. Аксенова Г.И., Кареева И.В. II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»: сб. тезисов выступлений и докладов участников. Рязань, 2015. Т. 2. С. 52-53.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / под ред. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд., стереотип. М.: Институт практической психологии. Воронеж: МОДЭК, 1997. 352 с.
4. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во УРАО, 1998. 144 с.
5. Павлова Е.В. Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной системы // Novainfo. 2015. № 33-2. URL: http://Novainfo.ru.
6. Федорова Е.М. Духовно-нравственное воспитание сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе профессиональной подготовки: учеб. пособие. М.: НИИ ФСИН России, 2007. 120 с.
ЯКОВЛЕВА Светлана Леонидовна - адъюнкт кафедры общей психологии Академии ФСИН России. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
YAKOVLEVA, Svetlana Leonidovna - Postgraduate Student of the Department of General Psychology of the Academy of the Federal Penitentiary Service (FSIN of Russia). Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].