Теория и практика общественного развития. 2023. № 3. С. 51-56. Theory and Practice of Social Development. 2023. No. 3. P. 51-56.
Научная статья
УДК 316.347:378.6
https://doi.org/10.24158/tipor.2023.3.7
Культурные различия у курсантов вузов уголовно-исполнительной системы России
(религиозный аспект)
Ирина Владимировна Кареева1, Владимир Викторович Туарменский2, Алексей Владимирович Туарменский3
12Академия ФСИН России, Рязань, Россия 3Рязанский музей путешественников, Рязань, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5618-2005 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8430-7880 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8752-4805
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью формирования навыков позитивного межконфессионального взаимодействия у курсантов вузов ФСИН России, что определено разнородностью национального состава обучающихся. Отмечается, что первостепенная роль в данном процессе принадлежит активизации воспитательной работы с курсантами за счет включения в нее дополнительных внеучебных мероприятий. Предлагается использовать в этих целях авторскую разработку - практическое пособие «Межконфессиональный диалог». В статье обозначены цели и задачи его применения в воспитательной работе в вузе, а также приведен перечень тем практических занятий, предусмотренных его содержанием. Представлены результаты пилотажного исследования (анкетирования) курсантов Академии ФСИН России для выявления отношения обучающихся к представителям других конфессий, а также наличия у курсантов знаний религиозных норм, традиций, обычаев, праздников. Результаты его свидетельствовали о недостаточном уровне знаний курсантов о межконфессиональных различиях и отсутствии у них опыта практического взаимодействия с их представителями. Апробация практического пособия на факультативных внеучебных занятиях с курсантами академии продемонстрировала эффективность применения авторской разработки и целесообразность распространения опыта ее использования на весь контингент обучающихся.
Ключевые слова: поликонфессиональность, вероисповедание, конфессия, позитивное межконфессиональное взаимодействие, воспитательная работа, религиозная толерантность, вузы уголовно-исполнительной системы, курсанты
Для цитирования: Кареева И.В., Туарменский В.В., Туарменский А.В. Культурные различия у курсантов вузов уголовно-исполнительной системы России (религиозный аспект) // Теория и практика общественного развития. 2023. № 3. С. 51-56. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.3.7.
Original article
The Problem of Cultural Differences among Cadets of Universities of the Russian Penal System
(Religious Aspect)
Irina V. Kareeva1, Vladimir V. Tuarmensky2, Alexey V. Tuarmensky3
12Academy of the Russian Federal Penitentiary Service, Ryazan, Russia 3Ryazan Museum of Travelers, Ryazan, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0002-5618-2005 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8430-7880 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8752-4805
Abstract. The relevance of the article is due to the need to form positive interfaith interaction among cadets of universities of the Federal Penitentiary Service of Russia, which in turn is determined by their polyconfessionality. It is emphasized that a major role in this process is played by enhancing cadet education by incorporating additional extracurricular activities. The authors propose to introduce the practical manual "Interfaith Dialogue" developed by them into educational work at the university as an elective. The article outlines the aims and objectives of the manual in the educational work of the university and provides a list of topics of practical classes envisaged by its content. The authors conducted a pilot study (questionnaire) of cadets of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia to identify the attitude of cadets to representatives of other faiths, as well as the knowledge of religious norms, traditions, customs, and holidays. The results indicated a lack of knowledge of interconfessional differences and a lack of experience of practical interaction with interconfessional representatives. Testing the practical manual at optional extracurricular classes with cadets of the Academy has demonstrated the effectiveness of the author's development and the expediency of extending the experience of its implementation to the entire contingent of students.
© Кареева И.В., Туарменский В.В., Туарменский А.В., 2023
- 51 -
Keywords: polyconfessionality, religion, denomination, positive interfaith interaction, educational work, religious tolerance, universities of the penal system, cadets
For citation: Kareeva, I.V., Tuarmensky, V.V. & Tuarmensky, A.V. (2023) The Problem of Cultural Differences among Cadets Universities of the Russian Penal System (Religious Aspect). Theory and Practice of Social Development. (3), 51-56. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.3.7 (In Russian).
На сегодняшний день в мире существует более ста различных религиозных направлений (древнейшие формы, национальные религии, новые течения). Практически все страны мира являются поликонфессиональными и имеют сложную религиозную структуру, различающуюся по таким критериям, как: вероисповедание, религиозные нормы, правила, традиции, культовые действия и т. д. К трем самым многочисленным мировым религиям принято относить христианство, ислам, буддизм.
Российская Федерация также являет собой многоконфессиональное и полиэтническое государство, поэтому вопрос формирования позитивного взаимодействия между представителями разных религий особенно важен для нашей страны. Актуальность данной тематики подтверждают многочисленные нормативные акты. Представляется, что основополагающими среди них являются: Конституция Российской Федерации1, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»2 и Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»3. В соответствии с содержанием этих документов хотелось бы резюмировать следующее. Российская Федерация является светским государством. Ни одна из религий не может устанавливаться в качестве государственной, каждому человеку гарантируется свобода вероисповедания, в том числе право быть сторонником любой религии или не придерживаться никакой. Пропаганда религиозного превосходства, а также агитация религиозной ненависти и вражды не допускаются.
В современном мире необходимо знать, учитывать и уважать нормы и ценности разных религий, уметь вести диалог с представителями различных конфессий. Незнание правил, обычаев, традиций мировых конфессий служит благоприятной почвой для возникновения религиозных конфликтов. Представляется, что в нашей стране позитивное межконфессиональное взаимодействие является социальной нормой поведения. Таким образом, проблема формирования навыков позитивного коммуницирования с представителями разных религий является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день.
Безусловно, одна из основных ролей в обеспечении позитивного межконфессионального взаимодействия принадлежит высшим учебным заведениям. Проблема формирования навыков бесконфликтного сосуществования с представителями различных вероисповеданий у курсантов образовательных организаций ФСИН России всегда была одной из ключевых ввиду поликонфессионального состава образовательных организаций уголовно-исполнительной системы.
Нельзя не отметить, что еще на стадии профессиональной подготовки в вузе у будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы нужно воспитывать веротерпимость, уважение к религиозным чувствам людей, принадлежащих к разным конфессиям, толерантность; формировать у них представления о системе ценностей и исторической роли традиционных мировых религий.
Таким образом, формирование навыков взаимопонимания и уважения по отношению к людям разных конфессий в образовательной среде вузов ФСИН России является одной из первостепенных задач.
Исследуя проблему обеспечения позитивного межрелигиозного взаимодействия применительно к современному российскому обществу, хотелось бы акцентировать внимание на работах следующих ученых: В.И. Гараджи4, Д.М. Угриновича (1985), И.Н. Яблокова5, которые выделили методологическую основу толкования религии как социального явления в своих трудах. А.Н. Ипа-тов6 внес значительный вклад в разработку комплексного анализа проблемы этноконфессио-нальной общности. Проблему формирования позитивного межконфессионального взаимодействия обучающихся в вузах рассматривали такие ученые, как Л.Г. Сахарова, В.Е. Слотин, А.Г. Поляков (Сахарова и др., 2010) и др.
1 Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. М., 2017. 64 с.
2 Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598. С. 17807-17934.
3 О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс] : Федеральный закон Российской Федерации от 26.09.1997 № 125-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4 Гараджа В.И. Социология религии : учебник. М., 1996. 239 с.
5 Основы религиоведения : учебник / под ред. И.Н. Яблокова. М., 1998. 480 с.
6 Ипатов А.Н. Этноконфессиональная общность как социальное явление (проблемы взаимодействия религии и этноса) : автореф. дис. ... д-ра фил. наук. М., 1980. 50 с.
Проведенный анализ публикаций по интересующей нас тематике показал, что научная проблема формирования навыков позитивного межконфессионального взаимодействия у курсантов вузов ФСИН России остается малоизученной и нуждается в дальнейшей разработке.
Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить предлагаемое направление по формированию навыков в области позитивного межконфессионального взаимодействия среди курсантов вузов уголовно-исполнительной системы на примере Академии ФСИН России (далее - академия). В качестве объекта изучения были выбраны курсанты данного вуза. Гипотеза исследования нашего исследования состояла в утверждении, что позитивное межконфессиональное взаимодействие среди курсантов возможно только в том случае, если его участники располагают достаточным объемом знаний о культуре иных этнических общностей, а также готовы вести диалог с носителями разных культурных ценностей на основе взаимного уважения.
Задачи исследования: 1) выявить, каково отношение курсантов к представителям иных конфессий на первоначальном этапе исследования; 2) обучить курсантов практическому взаимодействию с представителями иных конфессий в контексте диалога.
Для изучения отношения обучающихся академии к представителям разных религий, наличия знаний у них соответствующих норм, правил, традиций, обычаев, праздников, а также особенностей поведения людей, относящихся к разным конфессиям, нами было проведено анкетирование (выбранное в качестве инструментария), с помощью которого был реализован первый этап пилотажного исследования. Испытуемым было предложено ответить на 30 вопросов, выявляющих наличие (отсутствие) у респондентов знаний норм, правил, традиций, обрядов, праздников разных религий, а также отношение курсантов к представителям мировых конфессий.
Исследование проводилось среди обучающихся 1-4 курсов юридического, психологического и экономического факультетов Академии ФСИН России. В общей совокупности анкетирование прошли 200 респондентов.
Результаты исследования выявили следующее.
Правильное определение термину «религия» дали 58,02 % опрошенных, «вероисповедание» - 55,02 %, «конфессия» - 65,02 %, «религиозная вера» - 68,02 %. Верную трактовку понятию «духовность» дали 49,04 % респондентов, термину «ритуал» - 71,01 %, «молитва» - 82,04 %, «храм» - 79,02 %, «религиозный культ» - 67,04 %.
В процессе исследования курсантам также были предъявлены вопросы, связанные с религиозными основами конфессий, представители которых проживают в Российской Федерации. Так, на вопрос «Как называется мусульманское молитвенное сооружение?» правильный ответ дали 76,01 % респондентов. Христианское таинство, состоящее в том, что человек открывает свои грехи священнику, раскаивается в них и получает от Бога прощение, верно идентифицировали 69,02 % опрошенных. На вопрос «Кто основатель духовной традиции в буддизме?» правильно ответили лишь 49,03 % респондентов; «Сколько раз совершается намаз?» - 58,09 % участников исследования; «Сколько таинств существует в православии?» - 65,08 % респондентов; «Как называется путь, указанный Буддой, ведущий к прекращению страдания и освобождению от сансары?» - 72,05 % опрошенных.
Представляют интерес в рамках нашего исследования также и ответы курсантов, свидетельствующие об уровне их осведомленности об основных религиозных праздниках. Так, например, на вопрос «Как называется исламский праздник окончания хаджа?» правильно ответили 54,04 % опрошенных; «Как называется праздник, представляющий собой символ трех главных событий из земной жизни Будды?» - 49,09 % респондентов; «Как называется христианский праздник, который был установлен в честь Вознесения Иисуса Христа?» - 85 % респондентов.
Участникам исследования был задан также ряд общих вопросов по интересующей нас проблематике. Так, например, как называется государство, в котором проживают представители разных вероисповеданий, знают 81,44 % опрошенных. На вопрос «Представители каких мировых религий живут в России?» правильно ответили 85 % респондентов; «Что такое секта?» - 75,04 % респондентов.
Информативным для нас оказался вопрос «Каковы, по Вашему мнению, причины возникновения межконфессиональных конфликтов?». Больше половины участников анкетирования (66,06 %) указали в качестве таковых исторические, 23,86 % - экономические, 10,08 % опрошенных затруднились сформулировать ответ.
По нашему мнению, следует также обратить особое внимание на высказывания респондентов, позволяющие установить их личное отношение к людям иного вероисповедания и выявляющие наличие у них религиозной толерантности. Так, например, на вопрос «Как Вы относитесь к увеличению числа обучающихся разных конфессий в Вашем вузе?» ответ «положительно» дали 75,06 % респондентов, «отрицательно» - 7,08 %, «мне это безразлично» -17,86 %. О нали-
чии среди своих друзей людей иных вероисповеданий сообщили 80,07 % участников исследования, 11,08 % опрошенных курсантов отметили отсутствие таковых, а 8,85 % респондентов заявили, что воздерживаются от общения с людьми иных вероисповеданий.
При этом 69,08 % курсантов отметили, что в целом одобряют межконфессиональные браки, 16,09 % - что не считают их возможными, 14,83 % участников затруднились обозначить свою позицию.
На вопрос «Испытываете ли Вы неприязнь к каким-либо группам людей определенной конфессии?» 78,02 % респондентов ответили отрицательно, 15,01 % опрошенных заявили, что игнорируют таких членов социума, воздерживаются от общения с ними, 7,97 % участников анкетирования признались, что испытывают неприязнь к людям определенной конфессии.
Необходимо обратить внимание и на высказывания респондентов, касающиеся их поведения в ситуации оскорбления человека по религиозным мотивам: 65,09 % опрошенных заявили, что вступились бы за обиженного и защитили человека иной религиозной принадлежности, 25,01 % курсантов ответили, что не стали бы вмешиваться, 9,9 % респондентов затруднились спрогнозировать свои действия.
На вопрос анкеты «Хотели бы Вы узнать больше о религиозных нормах, правилах, традициях, обрядах, религиозных праздниках людей разных конфессий?» 69,04 % участников исследования ответили положительно, 9,08 % - отрицательно, а 21,88 % - выразили безразличие к этой теме.
На вопрос анкеты «Принимаете ли Вы религиозные убеждения других людей, не критикуя и не осуждая их?» «принимаю» ответили 82,04 % опрашиваемых, «не принимаю» - 10,03 % респондентов, затруднились обозначить свою позицию 7,93 % участников исследования.
Анализ опросных листов показал, что большинство респондентов позитивно относятся к представителям других конфессий, однако 10,1 % опрошенных курсантов выразили негативное восприятие приверженцев других религий, 17,72 % респондентов ведут себя индифферентно в этом отношении. Таким образом, процент участников исследования, негативно и безразлично относящихся к людям иных вероисповеданий, в совокупности достаточно высок, что свидетельствует о недостаточно развитых навыках позитивного межконфессионального взаимодействия у курсантов.
Проведенное нами пилотажное исследование дает основание утверждать, что знания курсантами правил, ограничений, норм, религиозных обычаев и праздников трех основных конфессий являются недостаточными.
Работа по формированию позитивного межконфессионального взаимодействия в Академии ФСИН России подразделяется на два основных направления: учебное и внеучебное (Туарменский и др., 2022). Первое направлено на обеспечение курсантов необходимыми знаниями относительно культуры, истории, религиозных ценностей, норм, обычаев, праздников различных конфессий. «Эта задача успешно решается в процессе преподавания таких учебных дисциплин, как: "Религиоведение", "Культурология", "Социология", "История" и других предметов гуманитарной направленности. Учебную работу дополняют многочисленные внеучебные мероприятия. Их можно классифицировать следующим образом: просветительские, научные и воспитательные» (Федотова, Кареева, 2021: 242). Так, например, в Академии ФСИН России ежегодными стали такие мероприятия, как: конференции, круглые столы, викторины, дискуссии, семинары, экскурсии, кураторские часы (по обозначенной проблематике) и иные внеучебные проекты, направленные на формирование навыков позитивного межконфессионального взаимодействия у обучающихся. Однако, по нашему мнению, помимо знаний истории, культуры, религиозных ценностей, норм, обычаев, праздников различных конфессий курсантам необходимы навыки практического взаимодействия с реальными представителями разных религий в контексте диалога.
Разработанное нами практическое пособие «Межконфессиональный диалог» предназначено для использования в учебном процессе вузов на факультативных занятиях. Оно ориентировано на улучшение взаимопонимания между курсантами различных вероисповеданий, повышение культуры общения между представителями разных конфессий. Задачи пособия: познакомить обучающихся с основными аспектами понятий «религия», «вероисповедание», «конфессия», «межконфессиональная толерантность», «религиозные ценности», «духовность» и т. д.; способствовать освоению ими норм и правил коммуникации с представителями разных конфессий; воспитывать толерантное отношение к различным религиям; расширять кругозор обучающихся. В практическом пособии предложены такие формы и методы работы, как: диалоговые, игровые, интерактивные, кейс-технологии, практические занятия с текстами и иллюстративным материалом. Предполагается внеурочная воспитательная работа по следующим темам: «Система ценностей традиционных российских религий», «Толерантность как основа межконфессионального диалога», «Бесконфликтное существование в поликонфессиональном пространстве вуза», «Профилактика и способы разрешения межконфессиональных конфликтов в вузах ФСИН России».
После апробации практического пособия в работе с курсантами 3 курса юридического факультета (317 учебная группа) на факультативных занятиях по формированию навыков позитивного межконфессионального взаимодействия нами был реализован заключительный этап эксперимента с целью определения эффективности примененного инструментария.
С этой целью было организовано повторное анкетирование (второй этап пилотажного исследования) курсантов 3 курса юридического факультета (317 учебная группа), занимавшихся по разработанному нами пособию. По результатам его можно констатировать, что знания терминологии по вопросам религиозной проблематики у обучающихся улучшились в целом на 10,06 %; по общим вопросам интересующей нас темы - также изменились в положительную сторону. Так, например, на вопрос «Как называется государство, в котором проживают представители разных вероисповеданий?» правильный ответ дали 95,54 % опрашиваемых; «Представители каких мировых религий живут в России?» - 97,01 %.
Уменьшилось и количество респондентов, отрицательно и индифферентно воспринимающих представителей других конфессий. Так, например, на вопрос «Как Вы относитесь к увеличению числа обучающихся разных конфессий в Вашем вузе?» «положительно» ответили 89,03 % респондентов, «отрицательно» - 5,08 %, «мне это безразлично» - 5,89 %.
О наличии друзей среди людей, исповедующих разные религии, сообщили 88,05 % респондентов, 7,03 % дали отрицательный ответ и 4,92 % респондентов заявили, что воздерживаются от общения с представителями иных вероисповеданий.
На вопрос «Испытываете ли Вы неприязнь к каким-либо группам людей определенной конфессии?» 88,04 % респондентов ответили, что нет, 7,02 % опрошенных отметили, что игнорируют их, воздерживаются от общения с ними, 4,94 % участников исследования признались, что испытывают неприязнь к людям определенной конфессии.
Прогнозируя свое поведение в ситуации ущемления прав человека иной конфессиональной принадлежности, 82,07 % опрошенных заявили, что вступились бы за него, 9,91 % - не стали бы вмешиваться, 8,02 % - затруднились ответить на этот вопрос.
На вопрос анкеты «Принимаете ли Вы религиозные убеждения других людей, не критикуя и не осуждая их?» «принимаю» ответили 88,07 % респондентов, «не принимаю» - 8,05 %, затруднились обозначить свою позицию 3,88 % участников исследования.
Таким образом, можно констатировать, что по сравнению с начальным этапом эксперимента после проведенной нами апробации применения практического пособия в воспитательной работе с курсантами объем знаний ими базовой религиоведческой терминологии, норм, правил, традиций, обрядов, религиозных праздников разных конфессий увеличился. Отношение к представителям других вероисповеданий стало более терпимое.
Результаты исследования, полученные на заключительном этапе эксперимента, доказали эффективность использования предложенного нами практического пособия «Межконфессиональный диалог» для формирования навыков позитивного межконфессионального взаимодействия в курсантской среде.
Перспективы дальнейших исследований данной проблематики видятся нам в распространении опыта применения обозначенного практического пособия в учебном процессе вузов ФСИН России и анализе результатов.
Список источников:
Сахарова Л.Г., Слотин В.Е., Поляков А.Г. Развитие культуры межконфессиональных отношений у студентов медицинского вуза // Вятский медицинский вестник. 2010. № 3. С. 71-74.
Туарменский В.В., Чернышёва О.В., Кареева И.В. Этнические общности и формирование этнокультурной компетентности в образовательном процессе (на примере вузов ФСИН России) // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 10 (102). С. 65-70. https://doi.Org/10.24158/spp.2022.10.9.
Угринович Д.М. Введение в религиоведение. М., 1985. 270 с.
Федотова И.Н., Кареева И.В. Воспитание этнорелигиозной толерантности у обучающихся в образовательных организациях федеральной службы исполнения наказаний: опыт Владимирского юридического института // Филологические и педагогические аспекты гуманитарного образования в неязыковых вузах. Рязань, 2021. С. 240-246.
References:
Kareeva, I. V. & Fedotova, I. N. (2021) Vospitanie etnoreligioznoi tolerantnosti u obuchayushchikhsya v obrazovatel'nykh organ-izatsiyakh federal'noi sluzhby ispolneniya nakazanii: opyt Vladimirskogo yuridicheskogo instituta [Fostering Ethno-Religious Tolerance among Students in Educational Organizations of the Federal Penitentiary Service: Experience of the Vladimir Law Institute]. In: Filologicheskie ipedagogicheskie aspekty gumanitarnogo obrazovaniya vneyazykovykh vuzakh. Ryazan, рр. 240-246. (In Russian).
Sakharovа, L. G., Slotin, V. E. & Polyakov, A. G. (2010) Razvitie kul'tury mezhkonfessional'nykh otnoshenii u studentov meditsinskogo vuza [Developing a Culture of Interfaith Relations among Medical Students]. Medical Newsletter of Vyatka. (3), 71-74. (In Russian).
Tuarmensky, V. V., Chernysheva, O. V. & Kareeva I. V. (2022) Ethnic Communities and the Formation of Ethno-Cultural Competence in the Educational Process (on the Example of Universities of the Federal Penitentiary Service of Russia). Society: Sociology, Psychology, Pedagogy. (10 (102)), 65-70. Available from: doi:10.24158/spp.2022.10.9. (In Russian).
Ugrinovich, D. M. (1985) Vvedenie v religiovedenie [Introduction to Religious Studies]. Moscow. 270 р. (In Russian).
Информация об авторах И.В. Кареева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Философия и история» Академии ФСИН России, Рязань, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=804989
В.В. Туарменский - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Философия и история» Академии ФСИН России, Рязань, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=719620
А.В. Туарменский - научный сотрудник Рязанского музея путешественников, Рязань, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1077568
Information about the authors I.V. Kareeva - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Philosophy and History Department, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=804989
V.V. Tuarmensky - PhD in Pedagogy, Associate Professor, Philosophy and History Department, Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=719620
A.V. Tuarmensky - Research Fellow, Ryazan Museum of Travellers, Ryazan, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1077568
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 30.01.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 20.02.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 28.03.2023.