ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Раздел 13.00.00 Педагогические науки
ART 201085 2020, № 12 (декабрь) УДК 378.147:323.1
Опыт формирования межэтнической толерантности у курсантов в образовательном процессе вуза
Кареева Ирина Владимировна1
Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Россия
Туарменская Анжела Валерьевна2
Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, Рязань, Россия
Аннотация. Актуальность исследуемой авторами тематики обусловлена тем, что сегодня к сотруднику уголовно-исполнительной системы предъявляется ряд специфических морально-нравственных требований, а именно: отношение к человеку как к высшей ценности, уважение и защита прав, свобод и человеческого достоинства в соответствии с международными и отечественными правовыми нормами и общечеловеческими принципами морали, толерантное межэтническое взаимодействие и умение вести конструктивный межкультурный диалог. Таким образом, предъявляемые государством и обществом требования к сотруднику уголовно-исполнительной системы обозначили необходимость в формировании у курсантов вузов ФСИН России способности быть толерантным. Цель исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить предлагаемые условия формирования межэтнической толерантности у курсантов в вузе ФСИН России. Исследование было проведено авторами с помощью следующих методов: анкетирование (анкета разработана авторами) и тестирование (тест для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна и тесты «Оценка уровня усвоения» В. П. Беспалько, Ю. Г. Татура в модификации авторов). К основным результатам работы можно отнести реализацию предложенного авторами комплекса педагогических условий по формированию межэтнической толерантности у курсантов и повышение знаний по этнической проблематике, изменение отношения к представителям иных этносов в положительную сторону, уменьшение процента респондентов, испытывающих неприязнь к лицам других национальностей в экспериментальной группе. Сделанные авторами выводы и предложения по совершенствованию образовательного процесса в вузах уголовно-исполнительной системы и возможность дальнейших научных разработок данной темы представляют теоретическую значимость работы. Практическую значимость работы составляет рассмотренный в статье опыт формирования межэтнической толерантности у курсантов на примере Академии ФСИН России, так как при имеющихся схожих условиях он может быть использован образовательными организациями ФСИН России в целях повышения эффективности воспитательной работы среди курсантов.
Ключевые слова: курсант, межэтническая толерантность, межконфессиональная толерантность, формирование, передовой опыт, профилактика межнациональных конфликтов.
Поступила в редакцию Received 27.10.20 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.11.20
Принята к публикации Accepted for publication 20.11.20 Опубликована Published 29.12.20
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)
1 Кареева Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и истории ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», г. Рязань, Россия.
2 Туарменская Анжела Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры второго иностранного языка и методики его преподавания ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина», г. Рязань, Россия.
Введение
Одной из главных особенностей образовательных организаций ФСИН России является их многонациональный состав. Многонациональный состав и различное вероисповедание вызывают трудности межличностного взаимодействия в среде курсантов, которые не всегда могут справиться со своим индивидуальным восприятием представителей иных национальностей и этносов [1].
В академии проводится большое количество разноплановых мероприятий воспитательного характера, в том числе по формированию личности молодых офицеров. Большое внимание уделяется индивидуально-воспитательной работе с личным составом. Проводится изучение ближайшего социального окружения обучающихся, их служебной деятельности, особенностей физического развития и психологических особенностей. Особое внимание уделяется оказанию содействия в решении социально-бытовых проблем.
Вместе с тем проблема налаживания многонационального взаимодействия обучающихся требует особого внимания и проведения с курсантами отдельного комплекса мероприятий, направленных на поддержание морально-психологического климата межнационального и межконфессионального согласия; приобретения совокупности устойчивых знаний, усвоения ценностей толерантности, развития умений и навыков культуры межэтнической коммуникации [2], толерантного отношения к представителям различных этносов в образовательных организациях ФСИН России; формирования корректности и внимательности в общении с другими людьми независимо от их этнической принадлежности или вероисповедания.
«Одними из главных особенностей образовательных организаций ФСИН России всегда были полиэтничность и поликонфессиональность. Это обусловливает сложности, мешающие успешному межэтническому взаимодействию в среде курсантов, которые воспринимают представителей других национальностей и религий культур через призму своей культуры и религии» [3]. Следовательно, эффективное межэтническое взаимодействие не может возникнуть само по себе, ему необходимо целенаправленно учить [4].
Академия обладает огромным потенциалом для развития личности курсантов. Это обусловлено тем, что именно здесь обучающиеся получают специальные знания, умения и навыки, накапливают опыт социальных и профессиональных отношений, у них формируется определенное мировоззрение и профессионально-ценностные ориентации. Курсанты, приобщаясь к определенной культуре, становятся ее носителями. Именно период обучения наиболее важен для курсантов и студентов в плане происходящего в это время реального становления личности в процессе профессионального и личностного самоопределения. Так как ценностные ориентации служат регулятором действий, поступков и поведения личности, то, соответственно, одна из важнейших задач воспитательной работы в вузах состоит в последовательном расширении и углублении представлений курсантов о ценностях и ценностных ориента-циях в различных сферах жизни общества [5, 6].
Формирование межэтнической толерантности у курсантов не только является показателем социальной зрелости личности, но и свидетельствует о сформировавшемся профессиональном самосознании, которое определяет поведение сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), а также понимание требований, предъявляемых государством и обществом к личности сотрудника УИС, и основных принципов работы в уголовно-исполнительной системе, основанных на соблюдении прав человека, а также общечеловеческих ценностях, в том числе и толерантности по отношению к людям другой этнической принадлежности [7, 8].
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность поставленной проблемы определила цель исследования, а именно: теоретически обосновать и экспериментально проверить предлагаемые условия формирования межэтнической толерантности у курсантов в вузе ФСИН России.
Объект исследования - формирование межэтнической толерантности у курсантов в вузах уголовно-исполнительной системы. Предмет исследования - условия формирования межэтнической толерантности у курсантов.
Гипотеза исследования: формирование межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России будет эффективным, если реализован комплекс следующих педагогических условий: 1) включение в учебный процесс занятий, содержащих ценностную составляющую межэтнической толерантности и позитивного межкультурного взаимодействия; 2) активизировать работу кураторов учебных групп (посредством внедрения в работу кураторов разработанного авторами учебно-методического пособия по формированию межэтнической толерантности у курсантов); 3) актуализировать воспитательную работу по формированию межэтнической и межконфессиональной толерантности.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Проблема воспитания у молодежи культуры межнационального общения, основанной на принципе межэтнической толерантности, давно находится в центре внимания различных научных направлений.
Общая теория толерантности в условиях роста полиэтничности общества разработана в трудах целого ряда ученых. С. К. Бондырева, например, дает следующее определение толерантности: «толерантность - это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов, это - доминанта отказа от агрессии. В самом общем понимании толерантность - это отсутствие (негативной) реакции индивида во всех тех случаях, когда она возможна и ожидаема внешним наблюдателем» [9]. Интересна и позиция ученого, который, рассматривая феномен толерантности, предлагает путь от противного - через интолерантность, определяя в своей работе толерантность и интолерантность как особые отношения, которые формируются на основании оценки некоего объекта (чаще всего другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом. Важной в исследовании ученого стало для нас и классификация толерантности по видам: врожденная и приобретенная. Врожденная толерантность характеризуется как не агрессивность. В этом случае индивид изначально настроен на толерантность в каком-либо вопросе или ситуации. Приобретенная толерантность определяется автором как сформированные у индивида установки, привычки, мировоззрение.
Одной из проблем при определении понятия «толерантность» является фиксация границ этого понятия, т. е. определение объема его содержания. Вопрос о границах толерантности рассматривается многими исследователями данной проблемы. Для нас важна точка зрения Г. У. Солдатовой, которая связывает «проблему границ толерантности с вопросом границ между толерантностью и безразличием, конформизмом и равнодушием», а также отмечает, что терпимость и безразличие - это взаимоисключающие понятия, так как терпимость, с точки зрения ученого, означает активное признание иной позиции, иной точки зрения как оппонирующей. При этом индивид не согласен с иным, другим мнением, но признает его право на существование. Толерантность нельзя отождествлять
с индифферентностью, сводить к необходимости преодоления чувства неприятия другого, так как эти обстоятельства упускают из поля зрения важные составляющие общения - чуткость и внимание к партнеру, проявление эмпатии, доброжелательность по отношению к окружающим [10]. Анализируя сущность понятия «толерантность», В. М. Золотухин в своей работе «Две концепции толерантности» определяет философский смысл толерантности с учетом деятельности и многомерности общественного бытия. Толерантность, по его мнению, является, с одной стороны, нравственным принципом, регулирующим деятельность человека, формирующим особый тип мировоззрения, а с другой -практическим инструментом, позволяющим эффективно (успешно) разрешать противоречия и конфликты [11]. В обозначенных исследованиях для нас наиболее значимым стало содержание понятий «толерантность» и «границы толерантности».
Многие российские ученые рассматривали в своих трудах межэтническую толерантность как безусловную социальную ценность. Так, например, В. А. Тишков называет этническую толерантность непременным условием, без которого человечество не сможет существовать, а также приводит общие рекомендации, необходимые для формирования в российском обществе толерантного сознания, включая сферу образования. Важен для нас и вывод В. А. Тишкова о том, что толерантность является личностной и общественной характеристикой, которая предполагает осознание того, что мир и социальная сфера являются многомерными, значит, и взгляды на этот мир различны и не могут и не должны сводиться к единообразию или в чью-то пользу. Ученый также отмечает, что толерантность - это не вседозволенность и всепрощение; она должна заключать в себе и активное действие, особенно в отношении крайних форм нетерпимости, и может сохранять и защищать себя путем подавления манифестной нетерпимости [12].
В контексте нашего исследования особый интерес представляют труды ученых в отношении формирования толерантности личности в полиэтнической образовательной среде. Мы солидарны с мнением известного отечественного специалиста в области межэтнических отношений В. Н. Гурова, который выделяет признаки толерантности, а именно: социальные отношения (преподаватели и обучающиеся относятся друг к другу с взаимным уважением); особые события (при проведении в вузе концертов, научных, спортивных и других мероприятий в них принимают равное участие обучающиеся всех религиозных и этнических групп); культурные события и действия (признаются праздники всех этнических групп, представленных в учебном заведении, обучающиеся из других групп принимают в них участие); религиозные обычаи (уважается вероисповедание всех обучающихся); межгрупповое взаимодействие» [13]. Е. А. Пугачева в своем диссертационном исследовании «Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза» определяет толерантность как «спектр личностных проявлений уважения, принятие и правильное понимание студентами богатого многообразия культур мира, ценность Другого; отражение доброжелательности и эмпатии, проявляющихся в активном отношении, общении, поведении, разрешении конфликтных и проблемных ситуаций» [14].
Коммуникативная толерантность и коммуникативная компетентность стали предметом исследований Д. И. Латышиной и ряда других ученых. Значительную роль в решении вопроса формирования коммуникативной толерантности и коммуникативной компетентности автор отводит системе высшего профессионального образования. Для нас важна точка зрения Д. И. Латышиной, которая для формирования коммуникативной толерантности предлагает развивать у обучающихся понимание универсаль-
ных ценностей и моделей поведения, необходимых для мирного существования в по-лиэтничном обществе [15]. В контексте нашего исследования теоретический интерес представляет подход В. А. Лекторского о толерантности как о процессе расширения приобретенного опыта и критического диалога, как об уважении к противоположной точки зрения с учетом установки на взаимовлияние, изменение взглядов в результате диалога, поиске компромисса и договоренностей на этапе внутренних преобразований, совместного разрешения проблем, встающих перед человечеством на пути развития. Помимо этого А. В. Лекторский выделяет четыре модели толерантности: толерантность как безразличие; как невозможность взаимопонимания; как снисхождение; как расширение собственного опыта и критический диалог [16].
Проблемы формирования межэтнической толерантности и культуры межнациональных отношений освещены и в работах зарубежных ученых. Позитивное отношение к многообразию мира и различиям берет свое начало в исследованиях Г. Ол-порта. В работе «Становление личности» он выделяет два пути развития личности: толерантный и интолерантный. В данной работе интолерантность является антонимом толерантности. Интолерантный человек характеризуется автором как индивид с представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на других, ощущением нависшей угрозы, гипертрофированной потребностью в порядке, сильной власти. Толерантный человек - это хорошо знающий себя и поэтому признающий право других на личностные и индивидуальные особенности. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. Г. Олпорт одним из первых выделил параметры толерантности: ориентация на себя; потребность в определенности; меньшая приверженность к порядку; способность к эмпатии; предпочтение свободы, демократии; осознание себя и критичность к себе; ответственность; защищенность; чувство юмора [17]. Многокомпонентная модель мультикультурализма, разработанная канадским ученым Дж. Берри, является наиболее признанной и известной на сегодняшний день. Она призвана обеспечить гармонизацию межэтнических отношений в полиэтничном обществе. Согласно теории Дж. Берри, процесс вхождения в новую культуру связан с двумя основными проблемами, которые решает иммигрант: поддержание культуры (в какой степени им признается важность сохранения культурной идентичности) и участие в межкультурных контактах (в какой степени ему следует включаться в иную культуру или оставаться среди «своих»). Ученый выделяет также четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляция, сепарация, маргинализация и интеграция [18]. С. Мендус в монографии «Толерантность и границы либерализма», ставшей классической на сегодняшний день, говорит о парадоксальности современного мира, когда возрастание человеческой солидарности на глобальном уровне, с одной стороны, сопровождается ростом нетерпимости на локальном уровне - с другой. Автор находит решение проблемы в утверждении либеральных ценностей в обществе, связанных с автономией личности. В своей работе она различает два вида нетерпимого: 1) нетерпимое, к которому можно относиться толерантно; 2) нетерпимое, которое ни при каких обстоятельствах терпимо быть не может [19].
Нам близка трактовка толерантности известного английского философа П. Ни-колсона, рассматривающего толерантность как моральный идеал или моральное благо, под моральным идеалом подразумеваются уважение, любовь, эмпатия. Он считает, что толерантность - это внутренняя борьба между приверженностью к собственным взглядам и признанием позиции и убеждений других людей, а также определяет
толерантность как внутреннюю категорию более сложную для понимания, чем инто-лерантность. Автор отмечает, что толерантность не означает лицемерного компромисса и благодушного безразличия [20].
В работе М. Уолцера интерес для нас представляют пять вариантов реакций людей на различия, которые выделяет автор, а именно: покорное принятие ради мира; пассивное, расслабленное безразличие; расслабление; нечто вроде морального стоицизма: принципиальное признание того, что другой имеет права, даже если он пользуется ими непривлекательным способом; открытость другим, любопытство, возможно, даже уважение, желание услышать и узнать; одобрение различия. Важным для нас было и мнение ученого о том, что людям в принципе сложно проявлять толерантное отношение к тем или иным различиям и если индивид способен мирно сосуществовать с «инаковостью», то он уже обладает добродетелью терпимости [21].
Наиболее важное значение для нас представляют исследования процесса формирования межэтнической толерантности у обучающихся в вузе. Так, А. В. Винченко выделяет в процессе формирования межэтнической толерантности у обучающихся в вузе три стадии контекстной подготовки в рамках деятельностной системы: учебно-познавательную, квазипрофессиональную, учебно-профессиональную [22]. Л. П. Ильченко определяет процесс формирования межэтнической толерантности как процесс становления человека как социального существа под воздействием множества факторов с предпочтением организации этнокультурного образовательного пространства, способствующего достижению личностью устойчивого уровня межэтнической толерантности в процессе диалога культур [23]. С. В. Сергеева рассматривает формирование этнической толерантности у курсантов как компонент патриотического воспитания [24]. Мы солидарны с точкой зрения В. А. Кучера, который в своем диссертационном исследовании «Педагогические условия формирования культуры толерантности у курсантов в условиях вуза» рассматривает процесс формирования культуры толерантности с позиции коммуникативной толерантности, через которую можно реализовать принципы этнической толерантности. Коммуникативную толерантность он рассматривает как сложный синтез тесно взаимосвязанных структурных компонентов: когнитивного, инструментального, конативного (поведенческого) и эмоционального [25].
Проведенный контент-анализ научных источников позволил нам определить сущность понятий «толерантность», «межэтническая толерантность», выделить условия формирования межэтнической толерантности у курсантов в вузе ФСИН России.
Методологическая база исследования
Для определения исходного (общего) уровня межэтнической толерантности, а также уровня эмпатических тенденций по отношению к другим этническим группам мы провели констатирующий этап эксперимента нашего пилотажного исследования.
На констатирующем этапе эксперимента нами были выделены группы респондентов из числа курсантов I курса юридического, экономического и психологического факультетов Академии ФСИН России: экспериментальная группа (далее - ЭГ) -(75 человек) и контрольная группа (далее - КГ) - курсанты I курса юридического, экономического и психологического факультетов Академии ФСИН России (75 человек). Группы были идентичны по количественному составу и полиэтничны. В целом выборка составила 150 человек.
С помощью диагностического инструментария нами было проведено анкетирование по обозначенной тематике, тест для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн) [26] и тесты «Оценка уровня усвоения» (В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур) [27, 28] в модификации авторов. Проведенное нами исследование показало, что у большинства респондентов в выделенных нами группах (ЭГ и КГ) средний и низкий уровни межэтнической толерантности. Это подтверждает необходимость внедрения комплекса предлагаемых нами условий формирования межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России.
В формирующем этапе эксперимента также участвовали две группы испытуемых. В первую (ЭГ) вошли курсанты I курса юридического, экономического и психологического факультетов Академии ФСИН России (75 человек), во вторую (КГ) - курсанты I курса юридического, экономического и психологического факультетов Академии ФСИН России (75 человек). ЭГ подвергалась педагогическому воздействию посредством реализации предложенного нами комплекса условий формирования межэтнической толерантности у курсантов, КГ - нет.
Результаты исследования
В результате внедрения предложенного нами комплекса педагогических условий по формированию межэтнической толерантности работа по формированию межэтнической толерантности у курсантов академии на сегодняшний день проводится как во время учебного процесса (преподавание гуманитарных дисциплин), так и во внеаудиторное время. На решение поставленных задач направлены усилия профессорско-преподавательского состава, руководства учебно-строевых подразделений, сотрудников воспитательного аппарата, а также работа сотрудников, являющихся кураторами учебных групп и индивидуальными наставниками курсантов.
Реализация первого условия, предложенного нами (включение в учебный процесс занятий, содержащих ценностную составляющую межэтнической толерантности и позитивного межкультурного взаимодействия), проходила следующим образом: в учебный процесс преподавания таких дисциплин, как «Культурология», «История», «Религиоведение», «Психология», «Философия», «Политология», «Профессиональная этика и служебный этикет», были включены темы по этнокультурной проблематике, содержащие ценностную составляющую межэтнической толерантности и способствующие развитию позитивного межкультурного взаимодействия.
«Информационный фонд» курсантов по данной проблематике пополнили лекционные занятия, семинары и практические занятия, включенные в учебную дисциплину «Религиоведение», по темам: «Этнические и национальные религии», «Религиозные свободы и безопасность человека. Религиозный экстремизм и его последствия», «Свобода совести и вероисповедания. Нормативно-правовая регламентация религиозного служения в местах лишения свободы РФ». Так, например, на семинарском занятии по теме «Этнические и национальные религии» обучающиеся научились разбираться в сущности и особенностях национальных религий, сформировали свои представления об этнических религиях, исповедуемых на территории Российской Федерации. Тема семинарского занятия «Религиозные свободы и безопасность человека. Религиозный экстремизм и его последствия» позволила обучающимся разобраться в причинах расцвета нетрадиционных религий в современном мире, раскрыть особенности сектантства, общественно опасных религиозных течений, сформировавшихся на территории Российской Федерации, дать характеристику религиозно мотивированному экстремизму и его последствиям [29]. Проведе-
ние семинарского занятия по данной теме предусмотрено в форме круглого стола. На занятии обучающиеся защищали групповой проект по предложенной в плане семинарских занятий теме в форме презентаций с последующим обсуждением. В темы групповых проектов включена и этническая проблематика. Так, например, темами для групповых проектов являются: «Изучение межнациональной и межконфессиональной толерантности курсантов психологического (экономического, юридического - на выбор) факультета Академии ФСИН России»; «Закон об уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих: история и практика современной России».
В соответствии с рабочими программами учебных дисциплин «История», «Психология», «Философия», «Политология», «Социология» обучающиеся были ознакомлены с такими понятиями, как «гуманизм», «свобода», «гармония», «многообразие», «добродетель», «общечеловеческие ценности», «толерантность», «индивидуальность», «личность», «социализация личности», «эмпатия» и т. п., что позволило обучающимся сформировать целостное и систематизированное представление о сущности обозначенных понятий.
При проведении занятий нами были использованы информационные, рефлексивные, диалогические, интерактивные средства, а также средства развития эмпати-ческих способностей для формирования межэтнической толерантности у курсантов. На занятиях по обозначенным дисциплинам нами использовались такие формы работы, как семинары, проблемные лекции, лекции-диалоги, практические занятия, дискуссии, семинар, круглый стол, семинар-конференция, викторины, индивидуальные и коллективные беседы, проблемные ситуации, моделирование ситуаций, ролевые и деловые игры, диспуты и др.» [30].
Включение в учебный процесс занятий, содержащих ценностную составляющую межэтнической толерантности и позитивного межкультурного взаимодействия (при изучении гуманитарных дисциплин), необходимо для расширения у курсантов знаний по межэтнической проблематике, принятия и правильного понимания общечеловеческих ценностей и этнических особенностей, проявления уважительного отношения к представителям других этносов, понимания важности позитивного межэтнического взаимодействия и обогащения опыта толерантного поведения - через усвоение норм и правил этнотолерантного поведения; приобретения практических навыков межкультурного взаимодействия.
Работа с курсантами по формированию межэтнической толерантности также проводилась нами и во внеаудиторное время.
Для реализации второго условия по формированию межэтнической толерантности (активизировать работу кураторов учебных групп) мы разработали учебно-методическое пособие для кураторов учебных групп из числа профессорско-преподавательского состава. Работа кураторов, по нашему мнению, играет одну из ведущих ролей в воспитательном процессе вуза. Этому во многом способствует проведение мероприятий, направленных на преодоление отчуждения, негативных стереотипов друг о друге представителей различных национальностей и конфессий, формирование взаимного уважительного отношения к культуре, традициям, ценностям.
В ходе апробации авторского учебно-методического пособия «Формирование межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России» с курсантами нами были проведены семинарские и практические занятия, включающие в себя деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций по межэтнической проблематике. Рассмотрим более подробно некоторые из них.
На практическом занятии по теме «Межэтническая толерантность (основные аспекты)» курсантам было предложено: смоделировать ситуации посредством предложенных упражнений «Суд офицерской чести», «Как быть толерантным в общении» и ролевые игры «Английский парламент», «Паутина предрассудков». В ходе выполнения упражнений у курсантов формировались умения: выслушать другого человека; уважать достоинство других; уважать язык, культуру, традиции и обычаи представителей других этносов; управлять своим поведением, потребностями, сочетая их с интересами окружающих, а также умение преодолевать конфликтные ситуации посредством диалога. Развивались коммуникативные навыки, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию. Таким образом, происходило определение ценностных ориентаций личности, которые позволили представителю одной культуры вникнуть в сущность другой культуры, оценить ее уникальность и красоту, а также принять другого таким, какой он есть, со всеми его личностными особенностями. В ходе проведения обозначенных семинарских и практических занятий курсанты стремились понять систему ценностей, восприятия, познания, мышления и поступки представителей других этносов, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему, осознали важность позитивного межэтнического взаимодействия» [31].
Для реализации третьего условия по формированию межэтнической толерантности в Академии ФСИН России нами была актуализирована воспитательная работа по формированию межэтнической толерантности. Так, например, в целях широкого вовлечения переменного состава в данную проблематику, их подготовки к дальнейшему прохождению службы в рамках внеучебной деятельности нами были проведены следующие мероприятия воспитательного характера: викторина для курсантов и студентов на знание основ традиционных религий; дни национальной кухни, дни национальной культуры; мероприятия, посвященные Дню народного единства; фестиваль «Дары осени», в рамках которого курсанты академии представили свои национальные блюда.
Проведенные нами мероприятия, направленные на просвещение переменного состава об историческом, культурном и духовном наследии представителей различных этнических групп и религий, целью которых было обеспечение равенства представителей традиционных конфессий, обучающихся в академии, с учетом фактора многонациональности коллектива переменного состава в учебно-строевых подразделениях имели важное воспитательное значение. В работе по формированию межэтнической толерантности у курсантов также были эффективны и формы непрямого воздействия, когда акцент делался на том, что естественным образом сближает: спорт, дух здорового соперничества и состязательности, различные направления волонтер-ства - именно те формы общения, которые создают позитивный эмоциональный фон и при этом способствуют формированию общих ценностей. Так, например, нами были подготовлены и проведены спортивные соревнования по национальным видам спорта, экскурсии и посещение музеев, целью которых было приобщение курсантов к культурному наследию народов нашей страны [32].
По итогам работы по формированию межэтнической толерантности нами была проведена повторная диагностика по вышеобозначенным методикам в ЭК и КГ.
На основании анализа результатов повторной диагностики по методике А. Мехрабиана, Н. Эпштейна (тест «Способность к эмпатии») [33] было выявлено, что в ЭГ положительные эмоции по отношению к представителям иных этносов стало испытывать большее количество респондентов (на 20% от первоначального количества опрашиваемых), стал меньше (на 35% от первоначального количества опрашиваемых) процент респондентов, испытывающих неприязнь к лицам других национальностей, а также процент респондентов, которые игнорировали общение с лицами других
национальностей или воздерживались от него. В КГ отношение опрашиваемых к представителям иных этносов, а также процент респондентов, испытывающих неприязнь к лицам других национальностей и игнорирующих общение с представителями других этносов, остались на прежнем уровне.
Чтобы выяснить, повысился ли уровень знаний курсантов о толерантности, межэтнической толерантности, культуре, истории, этнических особенностях представителей различных национальностей, нормах поведения при межэтническом взаимодействии по сравнению с первоначальными результатами, мы провели повторную диагностику и проанализировали результаты методики «Оценка уровня усвоения» (В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур) в соответствии с коэффициентом усвоения знаний (Ка) курсантами. «Оценка уровня осуществлялась путем сравнения количества предложенных в методике заданий с количеством правильных ответов, что позволило вычислить «коэффициент усвоения знаний (Ка) по формуле: Ка = а/р, где: а - число правильных ответов; р - число заданий в предлагаемых тестах. Чем выше значение коэффициента, тем выше уровень усвоения» [34]. В результате проведенного исследования было выявлено, что до проведения эксперимента у респондентов ЭГ Ка = 0,3, а после проведения повторной диагностики у респондентов ЭГ Ка увеличился практически вдвое, что в соответствии с методикой означает, что респонденты ЭГ обладают знаниями о толерантности, межэтнической толерантности, культуре, истории и этнических особенностях других этносов, нормах поведения при межэтническом взаимодействии в необходимом объеме. В КГ знания респондентов по этнической проблематике остались на прежнем уровне.
Таким образом, реализация выделенных нами педагогических условий формирования межэтнической толерантности способствовала налаживанию тесных, конструктивных, добропорядочных и уважительных отношений между обучающимися различных конфессий и этносов, что в конечном итоге позволяет говорить о высоком уровне межэтнической толерантности (в ЭГ) у курсантов Академии ФСИН России в соответствии с результатами проведенного исследования.
Заключение
Проводимые в Академии ФСИН России мероприятия по гармонизации межэтнических отношений среди личного состава направлены в первую очередь на решение основной задачи - воспитание офицера, защитника и патриота. Это также готовность к работе с осужденными, возможность показать им пример во многих жизненных ситуациях, ориентированных на правопослушное поведение, нормы нравственности и справедливости.
Наиболее продуктивным опытом по формированию межэтнической толерантности и профилактике межнациональных конфликтов среди курсантов образовательных организаций ФСИН России, по нашему мнению, стала работа по включению в учебный процесс занятий, содержащих ценностную составляющую межэтнической толерантности и позитивного межкультурного взаимодействия (при изучении гуманитарных дисциплин), а также работа кураторов учебных групп, а именно внедрение учебно-методического пособия для кураторов учебных групп из числа профессорско-преподавательского состава «Формирование межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России» в процессе работы на кураторских часах.
Таким образом, актуализация этнокультурного потенциала образовательной среды вуза в воспитательной работе, включение в учебный процесс занятий, содержащих ценностную составляющую межэтнической толерантности и позитивного меж-
культурного взаимодействия (при изучении гуманитарных дисциплин), а также проведенная воспитательная работа способствовали включению межэтнической толерантности в личностную систему ценностей курсантов Академии ФСИН России.
Результатом работы по формированию толерантности у курсантов вузов ФСИН должно стать повышение уровня их межэтнической толерантности.
У будущего сотрудника УИС должны быть сформированы чувства терпимости, уважения к другим, тогда и толерантность к представителям других этносов и людям иной религиозной принадлежности будет естественной. Формирование интереса к культуре, историческому прошлому, обычаям, традициям представителей иных этносов, повышение религиоведческой грамотности и умение вести диалог должно привести к повышению культуры межнационального общения и улучшению взаимопонимания между курсантами различных этнических групп в образовательных организациях ФСИН России.
Представляется, что рассмотренный опыт при имеющихся схожих условиях может быть использован образовательными организациями ФСИН России в целях повышения эффективности воспитательной работы среди личного состава.
Ссылки на источники
1. Туарменская А. В., Туарменский А. В. Влияние стереотипов на межкультурную коммуникацию // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2019: сб. тр. II междунар. науч.-техн. форума: в 10 т. / под общ. ред. О. В. Миловзорова. - Рязань, 2019. - С. 134-137.
2. Shamsunov S. Kh., Oganesyan S. S. On changing semantics of former religious concepts in the modernworld // Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2018. - Т. 8. - № 6. - P. 383-389.
3. Иванова О. В., Кареева И. В. Формирование этнокультурной толерантности как условие качественного профессионального становления современного сотрудника УИС // Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - № 4. - С. 325.
4. Туарменская А. В., Туарменский В. В., Кондаурова Н., Строилов А., Тарасикова М. Стереотипные представления школьников о типичных британцах // Студенческий научный поиск - науке и образованию XXI века: материалы IX Междунар. студ. науч.-практ. конф. - Рязань: Современный технический университет, 2017. - С. 254-257.
5. Khairutdinov R. R., Mukhametzyanova F. G., Safin R. S. The content of educational programs in technical universities: quality of applying the modern professional standards // International Journal of Instruction. - 2019. - Т. 12. - № 1. - P. 357-360.
6. Pedagogical facilitation in the development of the subject potential of future masters / F. Mukhametzyanova, R. Khairutdinov, D. Orazov // Revista San Gregorio. - 2017. - № 20. - P. 124.
7. Туарменская А. В., Туарменский А. В. Проблема формирования толерантности у студентов // Проблемы развития современного общества: сб. науч. ст. 4-й Всерос. науч.-практ. конф. / Юго-Западный государственный университет. - Курск, 2019. - С. 35-38.
8. Потапенко А. В. Межэтническая толерантность как социальная ценность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 27. - С. 57-65. - URL: http://е-koncept.ru/2016/56449/htm.
9. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность. - Воронеж: НПО «Модэк», 2003. - С. 5-7.
10. Солдатова Г. У., Асмолов А. Г., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. - 2001. - № 1-2. - С. 8-19.
11. Золотухин В. М. Две концепции толерантности. - Кемерово: Кузбасский государственный технический университет, 1999. - 63 с.
12. Тишков В. А. Российская нация: становление и этнокультурное многообразие. - М.: Наука, 2011. - 462 с.
13. Гуров В. Н. Формирование толерантности личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие. - М.: Пед. о-во России, 2004. - 234 с.
14. Пугачева Е. А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2008. - 27 с.
15. Латышина Д. И. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.
16. Лекторский В. А. Мультикультурализм и диалог культур // Тезисы докладов XI Международных Лихачевских научных чтений. - СПб.: СПбГУП, 2011. - С. 250-251.
17. Allport G. W. Attitudes // Handbook of social psychology / Ed. C. Murchison. - Worcester, MA: Clark University Press, 1935. - P. 798-884.
18. Cross-cultural psychology: research and applications / J. W. Berry, Y. H. Poortinga, M. H. Segall, P. R. Dasen. -Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1992. - P. 34-37.
19. Mendus S. Introduction // Justifying toleration: Conceptual and historical perspectives / Ed. by S. Mendus. - Cambridge, 1998. - P. 1.
20. Nicholson P. P. Toleration as a Moral Ideal // Aspects of Toleration. Philosophial Studies / Ed. by J. Horton and S. Mendus. - L.; N. Y., 1985. - P. 158-173.
21. Walzer M. On Toleration. - New Haven: Yale University press, 1997. - 126 p.
22. Виниченко В. А. Формирование межэтнической толерантности у студентов в процессе профильного обучения // Вестник Якутского государственного университета имени М. К. Аммосова. - 2009. - № 3. - С. 76-81.
23. Ильченко Л. П. Учимся толерантности: учеб. пособие. - Новочеркасск: НОК, 2003. - 150 с.
24. Сергеева Е. В. Организационно-педагогические условия формирования этнической толерантности у курсантов военного вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2009. - 196 с.
25. Кучер В. А. Педагогические условия формирования культуры толерантности у курсантов в условиях вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Владикавказ, 2004. - 167 с.
26. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 490 с.
27. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Изд-во Института профессионального образования Министерства образования России, 1995. - 336 с.
28. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.
29. Oganesyan S. S., Rumyantsev N. V., Shamsunov S. K. The role of education system in counteracting and preventing extremism among teenagers and // Journal of Environmental Treatment Techniques. - 2020. - Т. 8. - № 2. - P. 735-738.
30. Кареева И. В. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСТН России: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2019. - С. 87-88.
31. Кареева И. В. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСТН России: дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2019. - С. 89-90.
32. Shibankova L. A., Ignatieva A. V., Belokon I. A. Institutional mechanisms of university teacher professional development // Humanities and Social Sciences Reviews. - 2019. - Т. 7. - № 4. - P. 1061-1068.
33. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Указ. соч.
34. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - С. 58-59.
Irina V. Kareeva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Philosophy and History Chair, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, Ryazan [email protected] Angela V. Tuarmenskaya,
Candidate of Philological Sciences, Associate Professor, Second Foreign Language and Methods of its Teaching Chair,
Ryazan State University named after S. A. Yesenin, Ryazan
Best practices in the formation of interethnic tolerance among cadets in the educational process of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia
Abstract. The relevance of the topics investigated by the authors is due to the fact that today a number of specific moral and ethical requirements are imposed on an employee of the penitentiary system, namely: attitude towards a person as a supreme value, respect and protection of rights, freedoms and human dignity in accordance with international and domestic legal norms and universal principles of morality, tolerant interethnic interaction and the ability to have constructive intercultural dialogue. Thus, the requirements imposed by the state and society on an employee of the penitentiary system indicate the need to develop the ability to be tolerant among cadets of higher educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia. The purpose of the study was to theoretically substantiate and experimentally test the proposed conditions for the formation of interethnic tolerance among cadets at a higher educational institution of the Federal Penitentiary Service of Russia. The study was conducted by the authors using the following methods: questioning (the questionnaire was worked out by the authors) and testing (test for diagnosing the ability to empathy by A. Mehrabian, N. Epstein and the tests "Assessment of the level of assimilation" by V. P. Bespalko, Yu. G. Tatura in the authors' modification). The main results of the work include the implementation of the set of pedagogical conditions proposed by the authors for the formation of interethnic tolerance among cadets and an increase in knowledge on ethnic issues, a change in attitudes towards representatives of other ethnic groups in a positive direction, a decrease in the percentage of respondents who dislike people of other nationalities in the experimental group. The conclusions and proposals made by the authors for improving the educational process in higher educational institutions of the penitentiary system and the possibility of further scientific developments on this topic represent the theoretical significance of the work. The practical significance of the work is the experience of the formation of interethnic tolerance among cadets considered in the article on the example of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, since under similar conditions it can be used by educational organizations of the Federal Penitentiary Service of Russia in order to increase the effectiveness of educational work among cadets.
Key words: cadet, interethnic tolerance, interfaith tolerance, formation, best practices, prevention of interethnic conflicts.
References
1. Tuarmenskaya, A. V. & Tuarmenskij, A. V. (2019). "Vliyanie stereotipov na mezhkul'turnuyu kommunikaciyu", in Milovzorov, O. V. (ed.). Sovremennye tekhnologii vnauke i obrazovanii-STNO-2019: sb. tr. II mezhdunar. nauch.-tekhn. foruma: v 101., Ryazan', pp. 134-137 (in Russian).
2. Shamsunov, S. Kh. & Oganesyan, S. S. (2018). "On changing semantics of former religious concepts in the modern-world", Modern Journal of Language Teaching Methods, t. 8, № 6, pp. 383-389 (in English).
3. Ivanova, O. V. & Kareeva, I. V. (2015). "Formirovanie etnokul'turnoj tolerantnosti kak uslovie kachestvennogo professional'nogo stanovleniya sovremennogo sotrudnika UIS", Probely v rossijskom zakonodatel'stve, № 4, p. 325 (in Russian).
4. Tuarmenskaya, A. V., Tuarmenskij, V. V., Kondaurova, N., Stroilov, A. & Tarasikova, M. (2017). "Stereotipnye predstavle-niya shkol'nikov o tipichnyh britancah", Studencheskij nauchnyj poisk - nauke i obrazovaniyu XXI veka: materialy IX Mezhdunar. stud. nauch.-prakt. konf, Sovremennyj tekhnicheskij universitet, Ryazan', pp. 254-257 (in Russian).
5. Khairutdinov, R. R., Mukhametzyanova, F. G. & Safin, R. S. (2019). "The content of educational programs in technical universi-ties: quality of applying the modern professional standards", International Journal of Instruction, t. 12, № 1, pp. 357-360 (in English).
6. Mukhametzyanova, F., Khairutdinov, R. & Orazov, D. (2017). "Pedagogical facilitation in the development of the subject potential of future masters", Revista San Gregorio, № 20, pp. 124 (in English).
7. Tuarmenskaya, A. V.& Tuarmenskij, A. V. (2019). "Problema formirovaniya tolerantnosti u studentov", Problemy raz-vitiyasovremennogo obshchestva: sb. nauch. st. 4-j Vseros. nauch.-prakt. konf., Yugo-Zapadnyj gosudarstven-nyj universitet, Kursk, pp. 35-38 (in Russian).
8. Potapenko, A. V. (2016). "Mezhetnicheskaya tolerantnost' kak social'naya cennost'", Nauchno-metodicheskij el-ektronnyj zhurnal "Koncept", t. 27, pp. 57-65. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56449/htm (in Russian).
9. Bondyreva, S. K. & Kolesov, D. V. (2003). Tolerantnost', NPO "Modek", Voronezh, pp. 5-7 (in Russian).
10. Soldatova, G. U., Asmolov, A. G. & Shajgerova, L. A. (2001). "O smyslah ponyatiya "tolerantnost'", Vek tolerant-nosti. Nauchno-publicisticheskij vestnik, № 1-2, pp. 8-19 (in Russian).
11. Zolotuhin, V. M. (1999). Dve koncepcii tolerantnosti, Kuzbasskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet, Kemerovo, 63 p. (in Russian).
12. Tishkov, V. A. (2011). Rossijskaya naciya: stanovlenie i etnokul'turnoe mnogoobrazie, Nauka, Moscow, 462 p. (in Russian).
13. Gurov, V. N. (2004). Formirovanie tolerantnosti lichnosti vpolietnicheskoj obrazovatel'nojsrede: ucheb. posobie, Ped. o-vo Rossii, Moscow, 234 p. (in Russian).
14. Pugacheva, E. A. (2008). Formirovanie tolerantnosti studentov v polikul'turnoj srede vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk, N. Novgorod, 27 p. (in Russian).
15. Latyshina, D. I. (2004). Pedagogika mezhnacional'nogo obshcheniya: ucheb. posobie, Gardariki, Moscow, 320 p. (in Russian).
16. Lektorskij, V. A. (2011). "Mul'tikul'turalizm i dialog kul'tur", Tezisy dokladov XI Mezhdunarodnyh Lihachevskih nauchnyh chtenij, SPbGUP, St. Petersburg, pp. 250-251 (in Russian).
17. Allport, G. W. (1935). "Attitudes", in Murchison, C. (ed.). Handbook of social psychology, Clark University Press, Worcester, MA, pp. 798-884 (in English).
18. Berry, J. W. et al. (1992). Cross-cultural psychology: research and applications, Cambridge University Press, Cambridge etc., pp. 34-37 (in English).
19. Mendus, S. (1998). "Introduction", in Mendus, S. (ed.). Justifying toleration: Conceptual and historical perspectives, Cambridge, p. 1 (in English).
20. Nicholson, P. P. (1985). "Toleration as a Moral Ideal", in Horton J., Mendus, S. (eds.). Aspects of Toleration. Philosophial Studies, London, New York, pp. 158-173 (in English).
21. Walzer, M. (1997/ On Toleration, Yale University press, New Haven, 126 p. (in English).
22. Vinichenko, V. A. (2009). "Formirovanie mezhetnicheskoj tolerantnosti u studentov v processe profil'nogo obucheniya", Vestnik Yakutskogo gosudarstvennogo universiteta imeni M. K. Ammosova, № 3, pp. 76-81 (in Russian).
23. Il'chenko, L. P. (2003). Uchimsya tolerantnosti: ucheb. posobie, NOK, Novocherkassk, 150 p. (in Russian).
24. Sergeeva, E. V. (2009). Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya etnicheskoj tolerantnosti u kursantov voennogo vuza: dis.... kand. ped. nauk, Ul'yanovsk, 196 p. (in Russian).
25. Kucher, V. A. (2004). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya kul'tury tolerantnosti u kursantov v usloviyah vuza: dis.... kand. ped. nauk, Vladikavkaz, 167 p. (in Russian).
26. Fetiskin, N. P., Kozlov, V. V. & Manujlov, G. M. (2005). Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp, Izd-vo Instituta psihoterapii, Moscow, 490 p. (in Russian).
27. Bespal'ko, V. P. (1995). Pedagogika i progressivnye tekhnologii obucheniya, Izd-vo Instituta professional'nogo obrazovaniya Ministerstva obrazovaniya Rossii, Moscow, 336 p. (in Russian).
28. Bespal'ko, V. P. (1989). Slagaemye pedagogicheskoj tekhnologii, Pedagogika, Moscow, 192 p. (in Russian).
29. Oganesyan, S. S., Rumyantsev, N. V. & Shamsunov, S. K. (2020). "The role of education system in counteracting and preventing extremism among teenagers and", Journal of Environmental Treatment Techniques, t. 8, № 2, pp. 735-738 (in English).
30. Kareeva, I. V. (2019). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya mezhetnicheskoj tolerantnosti u kursantov obra-zovatel'nyh organizacij FSTN Rossii: dis.... kand. ped. nauk, Voronezh, pp. 87-88 (in Russian).
31. Kareeva, I. V. (2019). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya mezhetnicheskoj tolerantnosti u kursantov obra-zovatel'nyh organizacij FSTN Rossii: dis.... kand. ped. nauk, Voronezh, pp. 89-90 (in Russian).
32. Shibankova, L. A., Ignatieva, A. V. & Belokon, I. A. (2019). "Institutional mechanisms of university teacher professional development", Humanities and Social Sciences Reviews, t. 7, № 4, pp. 1061-1068 (in English).
33. Fetiskin, N. P., Kozlov, V. V. & Manujlov, G. M. (2005). Op. cit.
34. Bespal'ko, V. P. (1989). Op. cit., pp. 58-59.
Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).
Библиографическое описание статьи:
Кареева И. В., Туарменская А. В. Опыт формирования межэтнической толерантно сти у курсантов в образовательном процессе вуза//Научно-методический электрон ный журнал «Концепт». - 2020. - № 12 (декабрь). - С. 16-29. - URL: http://e kon cept. ru/2020/201085. htm.
DOI 10.24411/2304-120X-2020-11085
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2020 © Кареева И. В., Туарменская А. В., 2020
www.e-koncept.ru