Научная статья на тему 'Проблемы воспитания этнокультурной толерантности в курсантской среде (на примере деятельности Академии ФСИН России)'

Проблемы воспитания этнокультурной толерантности в курсантской среде (на примере деятельности Академии ФСИН России) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ETHNO-CULTURAL COMPETENCE / ЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ETHNIC TOLERANCE / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / CULTURE OF INTERETHNIC AND INTERFAITH DIALOGUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева С. А.

В статье рассматривается опыт организации образовательного и воспитательного процессов по формированию этнорелигиозной компетентности обучающихся в Академии ФСИН России. Предлагаются методы и условия воспитания этнокультурной толерантности посредством внедрения этнокультурного компонента в различные учебные дисциплины, а также организации внеаудиторной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parenting ethno-religious tolerance in the cadet environment (the example of the Academy of the Russian Federal Penitentiary Service)

The article considers the experience of the educational process in the formation of the ethnocultural competence of cadets at the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. Included are the methods and conditions of fostering ethnic and cultural tolerance through the introduction of ethno-cultural component in different subjects, as well as the organization of extracurricular activities.

Текст научной работы на тему «Проблемы воспитания этнокультурной толерантности в курсантской среде (на примере деятельности Академии ФСИН России)»

С. А. ВАСИЛЬЕВА S. A. VASILIEVA

заместитель начальника кафедры философии и истории Академии ФСИН России, кандидат исторических наук, доцент, майор внутренней службы

Проблемы воспитания этнокультурной толерантности в курсантской среде (на примере деятельности Академии ФСИН России)

Parenting ethno-religious tolerance in the cadet environment (the example of the Academy of the Russian Federal Penitentiary Service)

Аннотация. В статье рассматривается опыт организации образовательного и воспитательного процессов по формированию этнорелигиозной компетентности обучающихся в Академии ФСИН России. Предлагаются методы и условия воспитания этнокультурной толерантности посредством внедрения этнокультурного компонента в различные учебные дисциплины, а также организации внеаудиторной работы.

Ключевые слова: этнокультурная компетентность, этническая толерантность, культура межнационального и межконфессионального общения.

Annotation. The article considers the experience of the educational process in the formation of the ethno-cultural competence of cadets at the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. Included are the methods and conditions of fostering ethnic and cultural tolerance through the introduction of ethno-cultural component in different subjects, as well as the organization of extracurricular activities.

Key words: ethno-cultural competence, ethnic tolerance, culture of interethnic and interfaith dialogue.

В условиях современного российского общества роль такого качества личности, как толерантность приобретает особую актуальность. В свете общегосударственных интересов, с учетом национально-территориальных и этнокультурных особенностей населения нашей страны, приоритетными для системы образования становятся задачи проектирования межэтнической и межконфессиональной гармонии, формирование этнокультурной компетентности личности. Под этнокультурной компетентностью понимается степень проявления личностью знаний, навыков и умений, позволяющих ей правильно оценивать специфику и условия взаимодействия, взаимоотношений с представителями других этнических общностей, находить адекватные формы

сотрудничества с ними с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия.

Проекция данного принципа этнокультурной толерантности на процесс профессионального становления сотрудника УИС и на содержание его профессиональной деятельности свидетельствует, что это качество личности является для него одним из наиболее существенных. В качестве ведущего направления современного этапа реформирования и развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации определена задача воспитания интеллектуально развитого, стрессоустойчивого, коммуникабельного сотрудника, способного эффективно работать в новой системе органов и учреждений, действующей на основе принципов законности, гуманизма и уважения прав человека.

15 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2014

Необходимость выполнения этих требований ставит вопрос о выработке норм, обеспечивающих социальный тип поведения сотрудника УИС во взаимоотношениях представителей различных национальностей и конфессий.

Обеспечить удовлетворение такого запроса может целостная инновационная система поликультурного образования, которая, несомненно, должна находить отражение в процессе совершенствования учебной и воспитательной работы с курсантами и слушателями вузов ФСИН России, являющихся важнейшим резервом повышения эффективности деятельности учреждений и органов УИС. В данной статье представлен опыт работы коллектива Академии ФСИН России по организации образовательного и воспитательного процессов, нацеленных на формирование этнорелигиозной толерантности и навыков межнационального и межконфессионального общения, необходимых сотруднику УИС в будущей профессиональной деятельности.

На базе Академии ФСИН России (далее -Академия) осуществляется подготовка специалистов для подразделений и служб уголовно-исполнительной системы по целому ряду специальностей. Анализ общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО, позволяет сделать вывод: независимо от профиля специалиста уголовно-исполнительной системы формирование навыков межнационального и межрелигиозного взаимодействия и взаимопонимания приобретает первостепенную значимость. В свете современного понимания образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения требуется интегративный подход, при котором формирование этнорелигиозной компетентности ведется не только в рамках учебного процесса, но и в первую очередь во внеаудиторное время. На решение поставленных задач должны быть направлены усилия как профессорско-преподавательского состава, так и сотрудников воспитательного аппарата образовательных учреждений ФСИН России.

Главная сложность, мешающая успешному межэтническому взаимодействию в среде курсантов, состоит в том, что зачастую учащиеся воспринимают представителей других культур через призму своей культуры и религии. Однако имеющиеся неудачи в межэтническом взаимодействии следует рассматривать не как наличие непреодолимых различий, а в первую

очередь как отсутствие определенных знаний и умений, способствующих эффективности данного процесса и межэтническому взаимопониманию. Поэтому необходимо организовать приобретение представителями различных этнических общностей знаний об обычаях, нормах, ценностях, стереотипах поведения другого народа, а также выработку навыков налаживания межэтнических контактов. Многочисленные социально-психологические исследования указывают на то, что чем лучше знают и понимают друг друга участники межэтнического взаимодействия, тем больше у них возможностей для формирования позитивных личных или деловых отношений, тем шире их потенциал в организации и осуществлении совместной деятельности. Отсюда напрашивается вывод, что эффективное межэтническое взаимодействие не может возникнуть само по себе, ему необходимо целенаправленно учить.

Формирование этнорелигиозной компетентности личности курсанта может входить в учебный процесс преподавания широкого круга дисциплин - культурологии, истории, религиоведения, психологии, социологии, философии, спецкурсов, содержание которых включает этнокультурную проблематику. Образовательная среда должна содействовать тому, чтобы, с одной стороны, курсант осознал свои корни и тем самым мог определить свое место в мире, с другой - привить ему уважение к иным национальностям и религиям. Так, например, в Академии в процессе изучения дисциплины «история» целенаправленно формируется способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия. В основу тематического планирования по дисциплине заложена идея общей судьбы, единства России - территориального, политического и культурного, уникальность духовной и материальной культуры и становления российской государственности. На семинарских занятиях, которые хронологически совпадают с историей вхождения какого-либо региона в состав Российского государства (Северный Кавказ, Калмыкия, Дальний Восток и пр.), курсантам предлагается подготовка сообщений и презентаций по самобытной культуре своего региона, а также истории его вхождения в состав России или его роли в знаменательных исторических событиях. При изучении темы «Великая Отечественная война»

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 16

курсанты принимают участие в патриотическом проекте «Страницы памяти: моя семья в годы Великой Отечественной войны». По условиям проекта им необходимо собрать информацию (воспоминания, письма, награды и т. п.) о жизни своей семьи в те годы (участие в военных действиях, жизнь в оккупации, работа в тылу и пр.). Свои работы учащиеся дополняют фотографиями, выдержками из фронтовых писем, собранными воспоминаниями. Итоги ежегодно оформляются на сайте Академии [1]. Проект призван пробудить интерес к истории и судьбам своей семьи, малой родины и своего Отечества, способствовать формированию чувства патриотизма, гордости, уважения, благодарности поколению Победы.

Изучение дисциплины «культурология» предполагает не только ознакомление с этнокультурным богатством нашей страны, но и целенаправленную выработку на личностном уровне этнокультурной толерантности как устойчивой мировоззренческой системы. Преподаватели Академии особое внимание уделяют формированию способности учитывать специфику национально-культурного многообразия российского общества в организации пенитенциарной психологической и социальной работы. Практические занятия и самостоятельная работа по культурологии предусматривают изучение основных нормативных документов, регулирующих основы взаимоотношений этнических групп и конфессий в Российской Федерации [2]. По итогам курса традиционно проходит интерактивный семинар-конференция, на котором курсанты презентуют свои творческие проекты, посвященные уникальности российских этносов. Большинство выступающих с гордостью говорит о своих предках и красотах родного края, оформляют «живые» красочные презентации о культуре, верованиях, обрядах и традициях своих народов, а также об их судьбе в составе Российского государства. Одновременно каждая группа презентует собственноручно приготовленные традиционные блюда национальной кухни - башкирский творог эремсек, чувашский пирог хуплу, чеченские блюда жижигалныш и хингалш, коми-шаньги, даргинское чуду и т. п. Такие мероприятия практически всегда получаются познавательными, дружными и очень «вкусными».

Большим потенциалом обладает дисциплина «религиоведение». В рамках этого курса, после определенной теоретической подготовки, препо-

даватели Академии проводят ролевую игру «Законы для ... » (... - название вымышленной страны), моделирующую переговоры представителей христианского и мусульманского населения вымышленной страны: эмоционально и познавательно проходит обсуждение проблем, которые могут возникать в абстрактном многоконфессиональном государстве, и вырабатываются способы их решения. Предметом другого интерактивного занятия - «Моя вера и вера моего соседа» является принцип запрета дискриминации и нетерпимости по религиозным основаниям.

Отдельные темы, отражающие этнорелигиозное своеобразие российского общества, могут быть интегрированы в другие учебные дисциплины. Так, например, в рамках изучения темы «Нравственные отношения в служебном коллективе» по дисциплине «профессиональная этика» можно выйти на проблему этнических стереотипов в оценке людей или организовать ситуацию, в которой курсанты оказываются в позиции этнического меньшинства, объекта дискриминации. В Академии на занятиях преподаватели практикуют ролевую игру «Слова, которые ранят», рекомендованную для групповых тренингов по толерантности Центром ООН по правам человека* (Женева) [3]. Группы участников, используя прием мозгового штурма, просят составить список обидных замечаний и стереотипов, которые относятся к чьим-либо религиозным или национальным убеждениям - тех, о которых им известно, что они причиняют страдание. В ходе дискуссии группы обсуждают, почему обиженный человек может чувствовать то, что он/она чувствует, какие ограничения должны быть наложены на то, что мы можем говорить о своих мыслях и убеждениях, должна ли у нас быть возможность всегда говорить все, что мы хотим. В отдельные темы дисциплин «политология» и «социология» может быть встроена дискуссия вокруг понятия «национальная принадлежность». Обсуждение может разворачиваться вокруг следующих вопросов: насколько важно это понятие для современного человека; существует ли граница между национальной гордостью и национализмом, и насколько она прочна в реальной жизни; всегда ли верны национальные стереотипы; кто должен определять национальную

* Форма занятия рекомендуется вузам Центром ООН по правам человека в виде курса «Обучение правам человека: практические занятия для молодежи».

17 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2014

принадлежность, что вы думаете о смешанных семьях и т. п.

Таким образом, во время лекций и семинаров, в проблемных дискуссиях и организуемых игровых ситуациях курсант получает разнообразную этнокультурную информацию. В целом образовательная среда Академии предоставляет ему возможность сформировать и глубоко осмыслить, а если надо, то скорректировать свое отношение к представителям иных культур. Тем самым закладывается гуманитарный фундамент для формирования этнокультурной толерантности как базовой характеристики будущего профессионального сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Учебный процесс предоставляет широкие возможности для формирования этнорелигиозной толерантности, однако, как показывает практика, проблемы межкультурной коммуникации возникают, в первую очередь, во внеу-чебной среде. В этой связи работа по привитию будущим сотрудникам УИС навыков межнационального и межконфессионального общения становится важным приоритетом деятельности руководителей учебно-строевых подразделений и сотрудников ОРЛС образовательных учреждений ФСИН России. Главная их задача - обеспечить единство теоретических знаний и их практического освоения, способствовать приобретению опыта этнокультурной толерантности, обучить курсанта умению адаптироваться к особенностям межкультурных взаимоотношений, затрагивающих сферу его профессиональной деятельности.

Полиэтничность состава учебно-строевых подразделений Академии диктует необходимость включения в число главных приоритетов воспитания в вузе также и цели сплочения многонационального коллектива. Во избежание возникновения проблем межнационального и конфессионального напряжения ведется целенаправленная работа. Уже на стадии вступительных испытаний и формирования учебных коллективов в загородном Учебном центре Академии отделением психологического обеспечения учебно-воспитательной работы осуществляется мониторинг наличия признаков нетерпимости по следующим критериям: язык (употребляют ли курсанты неосознанно в разговоре друг с другом оскорбительные выражения и намеки); стереотипы (допускают ли негативные обобщения в разговорах о расовых и национальных группах, отличающихся

от них); предубеждения (проявляют ли уверенность в том, что некоторые национальности могут быть хуже остальных в силу каких-то особенных черт); сегрегация (присутствует ли тенденция собираться и общаться группами, сформированными по религиозным или национальным признакам). Методом анкетного опроса изучаются межличностные взаимоотношения с целью формирования благоприятного социально-психологического климата в учебных группах. Формирование нового коллектива часто сопряжено со столкновением взглядов, интересов и характеров, что приводит к возникновению конфликтов, в том числе не исключена возможность конфликтов на межнациональной почве. При поступлении в Академию проводится психологическая диагностика абитуриентов с помощью аппаратно-программного психодиагностического комплекса «Мультипсихометр», который позволяет провести комплексную оценку уровня развития широкого спектра профессионально важных качеств. По результатам мониторинга формулируется потребность своевременного и верного реагирования на данные реалии: особое внимание уделяется курсантам, имеющим повышенную тревожность, сниженную эмоциональную устойчивость, низкую стрессоустойчивость.

Задачи гармонизации межнациональных отношений в учебных коллективах и формирование культуры межнационального общения у обучающихся являются приоритетными в работе кураторов и индивидуальных наставников из числа профессорско-преподавательского состава Академии. Для сплочения коллектива и улучшения взаимоотношений курсантов разных национальностей во всех учебных группах первого курса на базе оборудованного кабинета индивидуальной и групповой работы проводятся социально-психологические тренинги.

Немаловажное значение имеет политика руководства Академии по целенаправленному созданию дружественной среды межэтнического общения. Во время курса молодого бойца в загородном Учебном центре проводятся лекции ознакомительного характера на тему «Мы -многонациональный народ России». В рамках организации научно-исследовательской деятельности актуализировано проведение научных исследований, связанных с антиэкстремистской проблематикой в УИС в форме диссертаций, монографий, публичных лекций и учебных практикумов. Профессорско-препо-

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru

18

давательский состав принимает активное участие в региональных мероприятиях, посвященных проблемам сохранения межнационального и межконфессионального мира в регионе. В Академии функционируют научные кружки, в основе деятельности которых лежит этнический или краеведческий аспект, как, например, «Духовно-нравственные аспекты в профессиональной деятельности работников УИС» или «История и культура Рязанского края в контексте развития региональной пенитенциарной системы». Научные исследования курсантов охватывают проблемы формирования межконфессиональной толерантности, учета специфики национально-культурного многообразия российского общества в работе с осужденными - представителями национальных меньшинств. В рамках Недели творчества курсантов образовательных учреждений ФСИН России проводится конкурс научной продукции антиэкстремистской направленности.

Библиотека Академии располагает достаточным информационно-познавательным материалом этнорелигиозной и этнокультурной направленности - национальная художественная литература, разнообразный этнографический материал, краеведческая литература. Ведется постоянный мониторинг поступающей в библиотеку литературы (в том числе электронных фондов) на предмет наличия изданий, содержащих экстремистскую тематику. Пресс-служба Академии уделяет повышенное внимание событиям, посвященным национальным и религиозным праздникам или культуре той или иной этнической общности. Доброй традицией стало проведение тематических вечеров - дней национальной культуры, ежегодных торжественных мероприятий в честь Дня народного единства. Особую популярность завоевали творческий танцевальный коллектив «Кавказ», куда входят курсанты - представители различных народов Северного Кавказа и вокальные выступления слушателей из Азербайджанской Республики.

Значительный вклад в процесс воспитания курсантов, расширения их кругозора и повышения уровня культуры вносит информационно-пропагандистская работа в рамках занятий по общественно-государственной подготовке и общественно-политическому и государственно-правовому информированию переменного состава с привлечением представителей традиционных религиозных конфессий, общественных организаций, этнических землячеств

и диаспор, а также практических работников. С целью профилактики экстремистских проявлений и гармонизации межэтнических и межнациональных отношений обеспечено постоянное взаимодействие с уполномоченными органами государственной власти региона и правоохранительными структурами. Академия поддерживает дружественные связи с учреждениями культуры и искусства Рязанской области (музеями, выставочными залами, театрами, библиотеками, филармониями и др.), с общественными организациями и культурными центрами, с профессиональными и любительскими коллективами (хоры, ансамбли). Творческий коллектив из числа курсантов принимает активное участие в разнообразных акциях и мероприятиях на региональном и общероссийском уровне, способствующих консолидации общества, воспитанию в духе мира и взаимопомощи. Одним из основных мероприятий, способствующих межкультурному диалогу, формированию у жителей Рязанской области позитивного отношения к представителям различных национальных сообществ, культур и религий, стал областной фестиваль национальных культур «Мы - народ России». Творческий коллектив Академии регулярно принимает участие в традиционных мероприятиях фестиваля.

Таким образом, коллективом Академии накоплен интересный опыт и достигнуты определенные результаты по созданию в многонациональном коллективе чувства сплоченности. Совместные усилия профессорско-преподавательского состава, руководства учебно-строевых подразделений, сотрудников ОРЛС способствуют формированию у курсантов здорового чувства патриотизма, любви к отечественной культуре в балансе с пониманием и уважением к культурам других народов, что является условием толерантных отношений в межэтнических контактах, необходимых в современном обществе и в их будущей профессии. ^

1. URL: http://apu-fsin.ru/subunit/uf/fil/str_pm/ index.html (дата обращения: 18.10.2013).

2. Конституция РФ; ФЗ РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», «О национально-культурных объединениях» «О свободе совести и религиозных объединениях»; Профессионально-этический кодекс социального работника пенитенциарной системы и др.

3. URL: http://www.un.org/cyberschoolbus/ humanrights/declaration/18.asp (дата обращения: 18.10.2013).

19 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 6/2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.