Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / УЧЕБНАЯ РАБОТА / СТУДЕНТЫ / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУРСАНТЫ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кареева Ирина Владимировна, Федотова Ирина Николаевна

Актуальность исследуемой авторами тематики обусловлена тем, что сегодня сотрудник уголовно-исполнительной системы должен обладать рядом специфических навыков, наиболее значимыми из которых являются навыки межкультурной коммуникации, состоящие из таких компонентов, как толерантное межэтническое взаимодействие и умение вести конструктивный межкультурный диалог. Эти требования, предъявляемые государством и обществом к сотруднику уголовно-исполнительной системы, обозначили необходимость формирования у курсантов навыков межэтнической толерантности. Проблема формирования навыков межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, основанная на принципах толерантности, уже долгое время находится в центре внимания различных научных направлений. Цель исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить предлагаемые направления по формированию указанных навыков у курсантов. Исследование было проведено авторами с помощью следующих методов: опросник «Диагностика общей коммуникативной толерантности» В. В. Бойко в модификации авторов; опросник «Определение уровня конфликтоустойчивости» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов); экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, Л. А. Шайгерова). Сделанные авторами выводы и предложения по совершенствованию образовательного процесса во Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний и возможность дальнейших научных разработок данной темы представляют теоретическую значимость работы. Практическую значимость работы составляет рассмотренный в статье опыт формирования навыков межэтнической толерантности у курсантов на примере Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, который при необходимости могут применить и другие вузы. К основным результатам работы можно отнести реализацию предложенных авторами направлений по формированию межэтнической толерантности у курсантов, изменение отношения к представителям иных этносов в положительную сторону, повышение уровня межэтнической толерантности в экспериментальной группе. Таким образом, доказана эффективность предложенных авторами направлений по формированию межэтнической толерантности у курсантов. Опыт формирования навыков межэтнической толерантности у курсантов, рассмотренный на примере Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, может быть применен и другими высшими учебными заведениями в целях повышения эффективности учебной и воспитательной работы среди обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кареева Ирина Владимировна, Федотова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF INTERCULTURAL COMMUNICATION SKILLS AMONG STUDENTS

The relevance of the topic studied by the authors is due to the fact that today an employee of the penitentiary system must have a number of specific skills, the most significant of which are the skills of intercultural communication, consisting of such components as: tolerant interethnic interaction and the ability to keep a constructive intercultural dialogue. These requirements established by the state and society for an employee of the penitentiary system indicated the need to develop the skills of interethnic tolerance among cadets. The problem of forming the skills of interethnic tolerance among cadets of educational organizations of the federal penitentiary service, based on the principles of tolerance, has been in the focus of attention of various scientific directions for a long time. The purpose of the study was to substantiate theoretically and test experimentally the proposed directions for the formation of these skills in cadets. The study was carried out by the authors using the following methods: the questionnaire "Diagnostics of general communicative tolerance" by V. V. Boyko, modified by the authors; questionnaire "Finding the level of conflict tolerance" by N. P. Fetiskin, V. V. Kozlov, G. M. Manuilov; express questionnaire "Index of Tolerance" (G. U. Soldatova, O. A. Kravtsova, L. A. Shaigerova). The conclusions and proposals made by the authors for improving the educational process in the Vladimir Legal Institute of the Federal Penitentiary Service and the possibility of further scientific developments on this topic represent the theoretical significance of the work. The practical significance of the work is the experience of the formation of interethnic tolerance skills among cadets considered in the article on the example of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, which, if necessary, may be used by other universities. The main results of the work include the implementation of the directions proposed by the authors for the formation of interethnic tolerance among cadets, a positive change in attitudes towards representatives of other ethnic groups, an increase in the level of interethnic tolerance in the experimental group. Thus, the effectiveness of the directions proposed by the authors for the formation of interethnic tolerance among cadets has been proved. The experience of forming the skills of interethnic tolerance among cadets, considered on the example of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, may be used by other higher educational institutions in order to increase the effectiveness of educational work among students.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СРЕДИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Раздел 13.00.00 Педагогические науки

ART 211037 2021, № 06 (июнь) УДК 378.147

Формирование навыков межэтнической толерантности среди учащейся молодежи

Кареева Ирина Владимировна1

Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань, Россия

kareevai@mail.ru

Федотова Ирина Николаевна2

Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний, Владимир, Россия

inf2306@yandex.ru

Аннотация. Актуальность исследуемой авторами тематики обусловлена тем, что сегодня сотрудник уголовно-исполнительной системы должен обладать рядом специфических навыков, наиболее значимыми из которых являются навыки межкультурной коммуникации, состоящие из таких компонентов, как толерантное межэтническое взаимодействие и умение вести конструктивный межкультурный диалог. Эти требования, предъявляемые государством и обществом к сотруднику уголовно-исполнительной системы, обозначили необходимость формирования у курсантов навыков межэтнической толерантности. Проблема формирования навыков межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний, основанная на принципах толерантности, уже долгое время находится в центре внимания различных научных направлений. Цель исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить предлагаемые направления по формированию указанных навыков у курсантов. Исследование было проведено авторами с помощью следующих методов: опросник «Диагностика общей коммуникативной толерантности» В. В. Бойко в модификации авторов; опросник «Определение уровня конфликтоустойчивости» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов); экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, Л. А. Шайгерова). Сделанные авторами выводы и предложения по совершенствованию образовательного процесса во Владимирском юридическом институте Федеральной службы исполнения наказаний и возможность дальнейших научных разработок данной темы представляют теоретическую значимость работы. Практическую значимость работы составляет рассмотренный в статье опыт формирования навыков межэтнической толерантности у курсантов на примере Владимирского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний, который при необходимости могут применить и другие вузы. К основным результатам работы можно отнести реализацию предложенных авторами направлений по формированию межэтнической толерантности у курсантов, изменение отношения к представителям иных этносов в положительную сторону, повышение уровня межэтнической толерантности в экспериментальной группе. Таким образом, доказана эффективность предложенных авторами направлений по формированию межэтнической толерантности у курсантов. Опыт формирования навыков межэтнической толерантности у курсантов, рассмотренный на примере Владимирского юридиче-

Поступила в редакцию Received 29.03.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.04.21

Принята к публикации Accepted for publication 27.04.21 Опубликована Published 29.06.21

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0)

1 Кареева Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры философии и истории ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», г. Рязань, Россия.

2 Федотова Ирина Николаевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний», г. Владимир, Россия.

ского института Федеральной службы исполнения наказаний, может быть применен и другими высшими учебными заведениями в целях повышения эффективности учебной и воспитательной работы среди обучающихся.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, межкультурная коммуникация, историко-культурное наследие, этническая и религиозная толерантность, курсанты, студенты, учебная работа, внеучебная деятельность, Владимирский юридический институт.

Введение

Принятое в науке понятие межэтнической толерантности включает в себя совокупность разнообразных форм отношений между отдельно взятыми людьми и общностями, принадлежащими к разным культурам. Культурные различия, существующие между индивидами и социальными группами, обусловливаются целым рядом факторов, ключевыми среди которых являются этнический и религиозный. Не секрет, что национальные и конфессиональные особенности во многих случаях служат барьерами на пути полноценного общения и взаимодействия людей, вот почему особую актуальность приобретает вопрос о способах преодоления этих препятствий.

Сегодня деятельность уголовно-исполнительной системы направлена на гуманистический вектор развития, который подразумевает подготовку высококвалифицированных специалистов, способных выполнять поставленные перед ними государством и обществом задачи. Таким образом, актуализируется роль вузов ФСИН России, повышается их ответственность за обучение и воспитание будущих специалистов. В современных условиях развития УИС одной из приоритетных задач для образовательных организаций ФСИН России является формирование у курсантов толерантного поведения в рамках обучения в вузе [1-3].

Цель работы заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и экспериментально проверить предлагаемые направления по формированию навыков в области межэтнической толерантности среди курсантов, на примере одного из вузов Федеральной службы исполнения наказаний - Владимирского юридического института. В качестве объекта настоящего исследования была выбрана такая группа населения нашей страны, как учащаяся молодежь, а именно курсанты и студенты Владимирского юридического института ФСИН России.

Гипотеза нашего исследования: продуктивное формирование межэтнической толерантности возможно только в том случае, если участники такого взаимодействия располагают достаточным объемом знаний о культуре иных этнических общностей, а также готовы вести диалог с носителями других культурных ценностей на основе взаимного уважения.

Обзор отечественной и зарубежной литературы

Проблема формирования навыков межэтнической толерантности у молодежи уже долгое время находится в центре внимания различных научных направлений.

Сущность понятия «толерантность» как социально-духовного феномена, ее структура и общие аспекты формирования толерантности в современном полиэтничном и поликонфессиональном обществе отражены в трудах многих российских и зарубежных ученых. Так, С. К. Бондырева определяет «толерантность как способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов», а также классифицирует толерантность по видам: врожденная и приобретенная. Врожденная толерантность характеризуется как неагрессивность. В этом случае инди-

вид изначально настроен на толерантность в каком-либо вопросе или ситуации. Приобретенная толерантность определяется автором как сформированные у индивида установки, привычки, мировоззрение [4]. Коммуникативная толерантность как один из видов толерантности стала предметом исследований Д. И. Латышиной и ряда других ученых. Значительную роль в решении вопроса формирования коммуникативной толерантности и коммуникативной компетентности автор отводит системе высшего профессионального образования. Для нас важна точка зрения Д. И. Латышиной, которая для формирования коммуникативной толерантности предлагает развивать у обучающихся понимание универсальных ценностей и моделей поведения, необходимых для мирного существования в полиэтничном обществе [5]. Е. И. Касьянова рассматривает толерантность как социально значимую ценность, представляющую собой сложное личностное образование, и выделяет функции толерантности в структуре личности: информационную, реализующуюся в фиксации информации о ценности «толерантность»; функцию эмоционального подкрепления, отражающую эмоциональное восприятие знаний о ценности толерантности, а также регулятивную, реализующуюся в соотношении субъектом собственного действия с личностным смыслом этой ценности [6]. В работе Л. М. Дроби-жевой для нас представляет интерес определение понятий: «толерантность», «этнические предубеждения», «межэтнические взаимоотношения», а также основные принципы толерантности, обозначенные автором [7]. О. М. Гусейнов в своих трудах освещает «теоретический анализ проблемы формирования толерантных отношений людей друг к другу в условиях нарастания в мире процессов социокультурных неравенств и рисков во всех сферах жизнедеятельности человечества» [8]. В работах В. Н. Гурова, посвященных формированию толерантности в образовательной среде, заслуживают внимания выделенные им «признаки толерантности: социальные отношения (преподаватели и обучающиеся относятся друг к другу с взаимным уважением); особые события (при проведении в вузе концертов, научных, спортивных и других мероприятий принимают равное участие обучающиеся всех религиозных и этнических групп); культурные события и действия (признаются праздники всех этнических групп, представленных в учебном заведении, обучающиеся из других групп принимают в них участие); религиозные обычаи (уважаются вероисповедания всех обучающихся); межгрупповое взаимодействие» [9]. В работе Л. П. Ильченко наибольший интерес для нас представляет авторское определение «процесса формирования межэтнической толерантности как процесса становления человека как социального существа под воздействием множества факторов, с предпочтением организации этнокультурного образовательного пространства, способствующего достижению личностью устойчивого уровня межэтнической толерантности в процессе диалога культур» [10].

В контексте нашего исследования важны также работы по формированию толерантности педагогов в полиэтнической образовательной среде. Так, например, труды С. П. Доронина посвящены готовности педагога к обеспечению безопасности поликультурной образовательной среды, автор обосновывает необходимость формирования у педагогического состава общекультурных и профессиональных компетенций, обеспечивающих готовность педагогов к образовательному процессу в поликультурной образовательной среде. Ученым рассмотрены возможные варианты по формированию и расширению у педагогов требуемых компетенций для поддержания и обеспечения безопасности образовательного процесса в современной поликультурной образовательной среде [11]. И. Л. Набок в своих работах обозначает, что «формирование важнейших компонентов профессиональной культуры современного педагога - это

теоретические знания и методические основы педагогики межнационального общения, принципы и методы развития толерантности, культуры межнационального и межконфессионального общения» [12].

Проблемы формирования межэтнической толерантности и культуры межнациональных отношений освещены и в работах зарубежных ученых. Позитивное отношение к многообразию мира и различиям и берет свое начало в исследованиях Г. Ол-порта. В работе «Становление личности» он выделяет два пути развития личности: толерантный и интолерантный. В данной работе интолерантность является антонимом толерантности. Интолерантный человек характеризуется автором как индивид с представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на других, ощущением нависшей угрозы, гипертрофированной потребностью в порядке, сильной власти. Толерантный человек - это хорошо знающий себя и поэтому признающий право других на личностные и индивидуальные особенности. Хорошее отношение к себе сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. [13]. Многокомпонентная модель мультикультурализма, разработанная канадским ученым Дж. Берри, является наиболее признанной и известной на сегодняшний день. Она призвана обеспечить гармонизацию межэтнических отношений в полиэтничном обществе. Согласно теории Дж. Берри, процесс вхождения в новую культуру связан с двумя основными проблемами, которые решает иммигрант: поддержание культуры (в какой степени им признается важность сохранения культурной идентичности) и участие в межкультурных контактах (в какой степени ему следует включаться в иную культуру или оставаться среди «своих»). Ученый выделяет также четыре основные стратегии аккультурации: ассимиляцию, сепарацию, маргинализацию и интеграцию [14]. С. Мендус в монографии «Толерантность и границы либерализма» говорит о парадоксальности современного мира, когда возрастание человеческой солидарности на глобальном уровне, с одной стороны, сопровождается ростом нетерпимости на локальном уровне - с другой. Автор находит решение проблемы в утверждении либеральных ценностей в обществе, связанных с автономией личности. В своей работе она различает два вида нетерпимого: 1) нетерпимое, к которому можно относиться толерантно; 2) нетерпимое, которое ни при каких обстоятельствах терпимо быть не может [15].

Известный английский философ П. Николсон рассматривает толерантность как моральный идеал или моральное благо, под моральным идеалом подразумеваются уважение, любовь, эмпатия. Он считает, что толерантность - это внутренняя борьба между приверженностью к собственным взглядам и признанием позиции и убеждений других людей, а также определяет толерантность как внутреннюю категорию, более сложную для понимания, чем интолерантность. Автор отмечает, что толерантность не означает лицемерного компромисса и благодушного безразличия [16]. В работе М. Уолцера интерес для нас представляют пять вариантов реакций людей на различия, которые выделяет автор, а именно: покорное принятие ради мира; пассивное, расслабленное безразличие; расслабление; нечто вроде морального стоицизма: принципиальное признание того, что другой имеет права, даже если он пользуется ими непривлекательным способом; открытость другим, любопытство, возможно, даже уважение, желание услышать и узнать; одобрение различия. Важным для нас было и мнение ученого о том, что людям в принципе сложно проявлять толерантное отношение к тем или иным различиям и если индивид способен мирно сосуществовать с «инаковостью», то он уже обладает добродетелью терпимости [17].

Наиболее важное значение для нас представляют исследования процесса формирования межэтнической толерантности у обучающихся в вузах уголовно-исполнительной системы.

Так, Н. Н. Жердева в своем диссертационном исследовании «Педагогические условия формирования профессиональной толерантности курсантов вузов Министерства внутренних дел» уточняет сущность профессиональной толерантности, дает определение понятию «процесс формирования профессиональной толерантности курсантов вузов министерства внутренних дел», выделяет критерии и показатели профессиональной толерантности курсантов [18]. А. В. Кудряшов определяет философские и психолого-педагогические основания развития межличностной толерантности у курсантов МВД России; дает авторское определение понятию «межличностная толерантность курсанта МВД России»; разрабатывает и экспериментально проверяет практико-ориентированную модель процесса развития межличностной толерантности у курсантов МВД России в образовательном процессе вуза. [19]. Д. Н. Матвеев выделяет педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих, обосновывает и реализует модель формирования готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих в подразделениях многонационального состава [20]. В работе Т. И. Султанбекова наибольший интерес для нас представляет определение межэтнической толерантности курсантов, которую он понимает как «интегративное, профессионально значимое качество личности офицера, формируемое с учетом структурных компонентов образовательной среды военного образовательного учреждения внутренних войск МВД России», а также определение термина «межэтническая толерантность» как признание принципа толерантности в межэтнических отношениях; умение индивидуума адекватно воспринимать лиц с другой культурой, традициями, сознанием, проявлять психологическую готовность к взаимодействию и общению с представителями иных национальностей, опираясь на установки терпимости и согласия [21].

Вместе с тем вопросы формирования навыков межэтнической толерантности у курсантов в образовательном процессе вузов ФСИН России остаются малоизученными [22, 23]. Проведенный контент-анализ научных источников позволил нам определить сущность понятий «толерантность», «межэтническая толерантность», выделить направления по формированию навыков межэтнической толерантности у курсантов и студентов в вузе ФСИН России.

Методологическая база исследования

Для определения исходного уровня сформированности межэтнической толерантности, диагностики общей коммуникативной толерантности, а также определения уровня конфликтоустойчивости курсантов и студентов Владимирского юридического института ФСИН России по отношению к другим этническим группам мы провели первый этап эксперимента нашего исследования.

На первом (констатирующем) этапе эксперимента мы определили группы респондентов из числа курсантов I курса юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России - ЭГ (50 человек) и КГ - студенты I курса факультета права и управления Владимирского юридического института ФСИН России (50 человек). В целом выборка составила 100 человек. С помощью диагностического инструментария нами был проведен опрос в соответствии с выбранными нами методиками, а

именно: опросником «Диагностика общей коммуникативной толерантности» В. В. Бойко [24] в модификации авторов; опросником «Определение уровня конфликто-устойчивости» Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова [25]; экспресс-опросником «Индекс толерантности» Г. у. Солдатовой, О. А. Кравцовой, Л. А. Шайгеровой [26].

Результаты исследования

Проведенное нами исследование (констатирующий этап) показало, что в соответствии с методикой «Диагностика общей коммуникативной толерантности» (В. В. Бойко) в ЭГ только 46,0% респондентов проявляют толерантность к окружающим людям других этнических групп при коммуникации во всех ситуациях. В КГ проявляют толерантность к окружающим людям других этнических групп при коммуникации во всех ситуациях 48,1% респондентов. Таким образом, только половина опрашиваемых респондентов проявляет толерантность при взаимодействии с людьми другой этнической принадлежности.

В результате первоначальной диагностики по методике «Определение уровня конфликтоустойчивости» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) было выявлено, что в ЭГ низким уровнем конфликтоустойчивости обладает 26,0%, средним уровнем конфликтоустойчивости - 59,0%, высоким - всего 15,0% респондентов.

В КГ низким уровнем конфликтоустойчивости обладает 27,0%, средним - 61,0%, высоким - 12,0% респондентов. Таким образом, низким уровнем конфликтоустойчи-вости обладают больше четверти опрашиваемых в ЭГ и КГ.

В соответствии с экспресс-опросником «Индекс толерантности» (Г. У. Солдатова, О. А. Кравцова, Л. А. Шайгерова) было выявлено, что у опрашиваемых респондентов в ЭГ и КГ общий (количественный) уровень толерантности находится на средней отметке (ЭГ - 79,1; КГ - 83,1). В соответствии с результатами исследования по данной методике по субшкалам для качественного анализа аспектов толерантности для нашего исследования интересен тот факт, что уровень толерантности в соответствии с субшкалой «Этническая толерантность», как показал опрос, также средний (ЭГ - 25,0; КГ - 27,2).

Это подтверждает необходимость внедрения предлагаемых нами направлений по формированию навыков межэтнической толерантности у курсантов и студентов Владимирского юридического института ФСИН России.

Работа, проводимая коллективом Владимирского юридического института в сфере формирования навыков межэтнической толерантности среди курсантов и студентов, подразделялась на два направления: учебное и внеучебное. Представим краткую характеристику каждого из этих направлений.

Учебная работа была нацелена на то, чтобы вооружить курсантов необходимым объемом информации, этнокультурной по своему содержанию. Эта задача решалась в процессе преподавания гуманитарных и социальных дисциплин. Например, в рамках курса «Отечественная история» поэтапно рассматривалось складывание единого Российского государства, изучались предпосылки вхождения в его состав разных народов. Преподаватели помогали обучающимся осмыслить культурные традиции каждой этнической группы не изолированно, а как неотъемлемую часть нашего общенационального историко-культурного наследия.

Этническое и конфессиональное многообразие современного мира в целом и российского общества в частности раскрывалось на занятиях по дисциплинам «Культурология» и «Религиоведение». Немаловажное значение с точки зрения межэтнической

толерантности имело преподавание курса «Социология», в рамках которого рассматривались структура социума и взаимодействие этнорелигиозных групп как элементов этой структуры [27]. Нельзя не сказать и о такой учебной дисциплине, как «Профессиональная этика». На занятиях по этому предмету курсанты и студенты учатся учитывать национальный и конфессиональный факторы в общении с коллегами в служебном коллективе и в работе с осужденными. В целом следует сказать, что освоение гуманитарных и социальных дисциплин не только позволяет обучающимся получить развернутое представление об этнокультурном богатстве России и других стран, но и способствует выработке толерантного отношения к людям иной национальности.

Учебную работу дополнили разнообразные внеучебные мероприятия. Если классифицировать их в зависимости от содержания, то можно выделить три основных аспекта внеучебной работы: просветительский, научный и воспитательный [28, 29]. Просветительский аспект предполагает прежде всего правовое просвещение курсантов. Во Владимирском юридическом институте был организован правовой лекторий по антиэкстремистской тематике. Во внеучебное время преподаватели кафедры уголовного права и криминологии, а также кафедры управления и административно-правовых дисциплин проводили с обучающимися специальные лекционные занятия, на которых разъяснялось, что представляет собой экстремистская деятельность, каковы ее формы и какая ответственность предусмотрена российским законодательством за такого рода правонарушения. В проведении лектория наряду с преподавателями принимали участие сотрудники правоохранительных органов, представляющие УМВД и УФСБ России по Владимирской области [30, 31].

Коллектив кафедры профессиональной языковой подготовки реализовал серию культурно-просветительских проектов. Они осуществлялись ежемесячно и во многих случаях были приурочены к знаменательным датам, таким как День славянской письменности и культуры, День русского языка, Всемирный день молодежи и др. Курсанты и студенты, участвующие в проектах, готовили сообщения и презентации по соответствующей тематике и выступали с ними перед сокурсниками. Кроме того, были организованы интеллектуальные викторины и литературные композиции. Цель данных проектов заключалась в том, чтобы приобщить обучающихся к культурному и языковому многообразию современного общества, а также сформировать в их сознании готовность к позитивному восприятию духовных ценностей, сложившихся в рамках иных культур. Аналогичную направленность имеет Всероссийская просветительская акция «Большой этнографический диктант», посвященная Дню народного единства. Курсанты вуза принимали в ней активное участие. Интересно отметить тот факт, что перечень заданий, составленный в Федеральном агентстве по делам национальностей, был дополнен вопросами по истории и культуре Владимирского края. За счет этого работа над диктантом позволила обучающимся приобрести новые знания не только об историко-культурном наследии нашей страны в целом, но и о культурной специфике того региона, где они сейчас живут и получают образование.

Второй аспект внеучебной работы включал в себя научные мероприятия. В институте ежегодно проводится несколько научных конференций межвузовского уровня, тематика которых напрямую касается межэтнической толерантности. Среди таких мероприятий следует назвать научно-практическую конференцию «Актуальные проблемы формирования межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде», приуроченную к Международному дню мира, научно-тео-

ретическую конференцию «Языки и культура многонациональной России», приуроченную к Международному дню родного языка, и форум «Рождественские образовательные чтения», проводимый с участием Владимиро-Суздальской митрополии Русской православной церкви. На конференциях курсанты ВЮИ ФСИН России и других вузов представляют результаты своих научных исследований, посвященных таким актуальным вопросам, как гармонизация межэтнических и межрелигиозных отношений в обществе, противодействие экстремизму и терроризму.

Третий и наиболее многоплановый аспект внеучебной деятельности, направленной на формирование навыков межэтнической толерантности, - это воспитательные мероприятия. Одну из основных форм воспитательной работы составляют регулярные встречи обучающихся с представителями религиозных организаций. В институте обучаются курсанты и студенты разных национальностей и вероисповеданий из 72 регионов страны. Для того чтобы поддерживать здоровый морально-психологический климат в таком большом коллективе, важно использовать авторитет духовенства, представляющего традиционные для российского общества конфессии, в частности православие, ислам и буддизм. Кстати, на встречи со священнослужителями приглашаются не только их единоверцы, но и обучающиеся любой иной религиозной принадлежности без ограничений. Это вполне логично, если учесть, что на таких встречах речь идет о миролюбии, веротерпимости и уважении к человеческой личности как об общепринятых нравственных ценностях, образующих единый духовный фундамент разных религиозных традиций.

Большой вклад в воспитательную работу с обучающимися внесла общественная организация ветеранов института. Ветераны, много лет проработавшие в уголовно-исполнительной системе, рассказывают курсантам и студентам о своих трудовых буднях, о службе в горячих точках нашей страны и за ее пределами, о трудовом и боевом братстве, которое должно составлять основу служебного коллектива в любой правоохранительной структуре.

Ценный опыт межэтнической толерантности обучающиеся приобретают на творческих конкурсах, наиболее масштабный среди которых - ежегодно проводимый «Фестиваль национальных культур». Он проходит как соревнование нескольких команд, представляющих разные регионы России. Выступление каждой команды включает в себя видеопрезентацию, отражающую этнокультурные традиции данного региона, и целый ряд творческих состязаний, в частности чтение стихотворения на национальном языке, исполнение народных песен и танцев, рассказ о народном костюме. Нельзя не упомянуть и о таком творческом мероприятии, как конкурс стенной печати на тему «Нет экстремизму!». Участие в этом конкурсе способствует формированию у курсантов и студентов активной гражданской позиции, направленной на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений и противодействие ксенофобии.

По итогам проведенной работы по формированию навыков межэтнической толерантности нами была проведена повторная диагностика по вышеобозначенным методикам в ЭГ и КГ. Во втором (формирующем) этапе эксперимента также участвовали две группы испытуемых. В первую (ЭГ) вошли курсанты I курса юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН России (50 человек) и во вторую (КГ) - студенты I курса факультета права и управления Владимирского юридического института ФСИН России (50 человек). ЭГ подвергалась воздействию посредством внедрения предложенных нами направлений по формированию межэтнической толерантности у курсантов, КГ - нет.

На основании анализа результатов повторной диагностики по методике В. В. Бойко (опросник «Диагностика общей коммуникативной толерантности» в модификации авторов) было выявлено, что в ЭГ процент респондентов, проявляющих коммуникативную толерантность к представителям других этнических групп (во всех ситуациях), составил: до эксперимента 46,0%, а после - 57,0%. В КГ процент респондентов, проявляющих коммуникативную толерантность по отношению к людям из других этнических групп (во всех ситуациях), остается практически неизменным и составляет 48,1%. Результаты исследования приведены в табл. 1.

Таблица 1

Отношение курсантов к людям другой этнической принадлежности, проявляющееся в процессе коммуникации у респондентов в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента, % (опросник «Диагностика общей коммуникативной толерантности»)

Шкала методики ЭГ (до эксперимента) ЭГ (после эксперимента) КГ (до эксперимента) КГ (после эксперимента)

Проявляют толерантность к окружающим людям других этнических групп при коммуникации во всех ситуациях 46,0 57,0 48,1 48,1

Повторная диагностика по методике «Определение уровня конфликтоустойчи-вости» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов) выявила, что в ЭГ высокий уровень конфликтоустойчивости повысился с 15,0% до 21,0%, средний уровень повысился с 59,0% до 68%, низкий уровень конфликтоустойчивости понизился с 26,0% в начале эксперимента и до 18,0% от общего числа респондентов после эксперимента.

В КГ высокий уровень конфликтоустойчивости респондентов остался неизменным и составляет 12,0%, средний понизился на 2,0% и стал составлять 59,0%, низкий уровень конфликтоустойчивости повысился на 2,0% - с 27,0% при первоначальной диагностике до 29,0% при повторной. Результаты исследования приведены в табл. 2.

Таблица 2

Уровень конфликтоустойчивости у респондентов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента, % (методика «Определение уровня конфликтоустойчивости»)

Уровень конфликтоустойчивости ЭГ (до эксперимента) ЭГ (после эксперимента) КГ (до эксперимента) КГ (после эксперимента)

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

26,0 59,0 15,0 18,0 68 21,0 27,0 61,0 12,0 29,0 59,0 12,0

В соответствии с полученными данными по методике «Индекс толерантности» (Г. у. Солдатова, О. А. Кравцова, Л. А. Шайгерова) было выявлено, что у респондентов ЭГ общий

(количественный) уровень толерантности повысился на 10 баллов (с 79,1 до 89,1) и находится на среднем уровне. У КГ повышения общего уровня толерантности не произошло.

Уровень толерантности по субшкале «Этническая толерантность» у ЭГ повысился на 6, а у КГ на 1,0.

Таблица 3

Уровень толерантности у респондентов контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента, % (методика «Индекс толерантности»)

Шкалы методики ЭГ (до эксперимента) ЭГ (после эксперимента) КГ (до эксперимента) КГ (после эксперимента)

Средний уровень Средний уровень Средний уровень Средний уровень

Этническая толерантность 25,0 31,0 27,2 28,2

Обший показатель уровня толерантности 79,1 89,1 83,1 83,1

Итак, в ЭГ наблюдается повышение как общего показателя уровня толерантности курсантов, так и уровня толерантности по субшкале «Этническая толерантность». В КГ, с которой эксперимент проведен не был, изменений практически не наблюдается.

Таким образом, реализация выделенных нами направлений работы по формированию межэтнической толерантности способствовала налаживанию тесных, конструктивных, добропорядочных и уважительных отношений между обучающимися различных конфессий и этносов, что в конечном итоге позволяет говорить о повышении уровня межэтнической толерантности в ЭГ у курсантов Владимирского юридического института ФСИН России в соответствии с результатами проведенного исследования.

Заключение

Подводя итоги проведенного исследования, можно отметить, что к настоящему времени во Владимирском юридическом институте реализуется большой комплекс мероприятий, нацеленных на формирование навыков межэтнической толерантности среди обучающихся. Он включает в себя учебную и разнообразную по содержанию внеучебную работу. Все используемые виды деятельности дополняют друг друга и способствуют решению двух взаимосвязанных задач: во-первых, преподнести курсантам и студентам достаточные по объему знания об этнокультурном многообразии современного мира в целом и российского общества в особенности, а во-вторых, выработать у обучающихся осознанное, толерантное отношение к людям иной национальности и вероисповедания, способность и готовность к восприятию других культур и уважительному диалогу с их носителями.

Перспективным направлением исследования является опыт формирования навыков межэтнической толерантности у курсантов, рассмотренный на примере Владимирского юридического института федеральной службы исполнения наказаний, который может быть применен и другими высшими учебными заведениями в целях повышения эффективности учебной и воспитательной работы среди студентов и курсантов.

Ссылки на источники

1. Оганесян С. С. Сфера образования как транслятор цивилизационной ментальности // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2017. - № 5. - Т. 1. - С. 141-155.

2. Кареева И. В., Аксенова Г. И. Формирование межэтнической толерантности в многонациональных коллективах курсантов вузов ФСИН России // Психолог и современный мир: сб. науч. тр. по материалам XI Между-нар. семинара молодых ученых и аспирантов. - Тамбов, 2018. - С. 51-56.

3. Shibankova L. A., Ignatieva A. V., Belokon I. A. Institutional mechanisms of university teacher professional development // Humanities and Social Sciences Reviews. - 2019. - Vol. 7. - № 4. - P. 1061-1068.

4. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Толерантность. - М.; Воронеж: НПО «Модэк», 2003. - 240 с.

5. Латышина Д. И. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2004. - 320 с.

6. Касьянова Е. И. Нравственные основы толерантности. - Иркутск: ИрГУПС, 2006. - 180 с.

7. Дробижева Л. М. Социология межэтнической толерантности. - М.: Изд-во института социологии РАН, 2003. - 222 с.

8. Гусейнов О. М. Толерантность как уважение, признание и принятие многоообразия человеческих культур // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - № 5. - С. 55-69.

9. Гуров В. Н. Формирование толерантности личности в полиэтнической образовательной среде: учеб. пособие. - М.: Пед. о-во России, 2004. - 234 с.

10. Ильченко Л. П. Учимся толерантности: учеб. пособие / Анапский филиал МГОПУ им. М. А. Шолохова. - Новочеркасск: НОК, 2003. - 150 с.

11. Доронин С. П. Проблема готовности педагога к обеспечению безопасности поликультурной образовательной среды // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 61.

12. Набок И. Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 304 с.

13. Allport G. W. Attitudes // Handbook of social psychology / Ed. C. Murchison. - Worcester, MA: Clark University Press, 1935. - P. 798-884.

14. Cross-cultural psychology: research and applications / J. W. Berry, Y. H. Poortinga, M. H. Segall, P. R. Dasen. -Cambridge etc.: Cambridge University Press, 1992. - P. 34-37.

15. Mendus S. Introduction // Justifying toleration: Conceptual and historical perspectives / Ed. by S. Mendus. - Cambridge, 1998. - P. 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Nicholson P. P. Toleration as a Moral Ideal // Aspects of Toleration. Philosophial Studies / Ed. by J. Horton and S. Mendus. - L.; N. Y., 1985. - P. 158-173.

17. Walzer M. On Toleration. - New Haven: Yale University press, 1997. - 126 p.

18. Жердева Н. Н. Педагогические условия формирования профессиональной толерантности курсантов вузов Министерства внутренних дел: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2011. - 205 с.

19. Кудряшов А. В. Развитие межличностной толерантности у курсантов в образовательном процессе вуза МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2012. - 173 с.

20. Матвеев Д. Н. Формирование готовности будущего офицера к воспитанию культуры межнационального общения военнослужащих: дис. ... пед. наук. - Чита, 2013. - 222 с.

21. Султанбеков Т. И. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности у курсантов в образовательной среде военного института внутренних войск МВД России: дис. ... канд. пед. наук. - Новосибирск, 2015. - 203 с.

22. Крымов А. А. Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантов вузов ФСИН России (на примере Академии ФСИН России) // Человек: преступление и наказание. - 2016. - № 4. -С. 134-137.

23. Кареева И. В. Формирование межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России: к постановке проблемы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. - 2017. - № 2(40). - С. 70-73.

24. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. - 490 с.

25. Там же.

26. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Психодиагностика толерантности личности. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.

27. Потапенко А. В. Межэтническая толерантность как социальная ценность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 27. - С. 57-65. - URL: http://е-koncept.ru/2016/56449/htm.

28. Khairutdinov R. R., Mukhametzyanova F. G., Safin R. S. The content of educational programs in technical universities: quality of applying the modern professional standards // International Journal of Instruction. - 2019. - Vol. 12. - № 1. - P. 357-360.

29. Pedagogical facilitation in the development of the subject potential of future masters / F. Mukhametzyanova, R. Khairutdinov, D. Orazov // Revista San Gregorio. - 2017. - № 20. - P. 124.

30. Shamsunov S. Kh., Oganesyan S. S .On changing semantics of former religious concepts in the modern world // Modern Journal of Language Teaching Methods. - 2018. - Vol. 8. - № 6. - P. 383-389.

31. Oganesyan S. S., Rumyantsev N. V., Shamsunov S. K. The role of education system in counteracting and preventing extremism among teenagers and youth // Journal of Environmental Treatment Techniques. - 2020. - Vol. 8. - № 2. -P. 735-738.

Irina V. Kareeva,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Philosophy and History, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, Ryazan, Russia kareevai@mail.ru Irina N. Fedotova,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of the Humanities and Socio-Economic Disciplines,

Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, Vladimir, Russia

inf2306@yandex.ru

Formation of intercultural communication skills among students

Abstract. The relevance of the topic studied by the authors is due to the fact that today an employee of the penitentiary system must have a number of specific skills, the most significant of which are the skills of intercultural communication, consisting of such components as: tolerant interethnic interaction and the ability to keep a constructive intercultural dialogue. These requirements established by the state and society for an employee of the penitentiary system indicated the need to develop the skills of interethnic tolerance among cadets. The problem of forming the skills of interethnic tolerance among cadets of educational organizations of the federal penitentiary service, based on the principles of tolerance, has been in the focus of attention of various scientific directions for a long time. The purpose of the study was to substantiate theoretically and test experimentally the proposed directions for the formation of these skills in cadets. The study was carried out by the authors using the following methods: the questionnaire "Diagnostics of general communicative tolerance" by V. V. Boyko, modified by the authors; questionnaire "Finding the level of conflict tolerance" by N. P. Fetiskin, V. V. Kozlov, G. M. Manuilov; express questionnaire "Index of Tolerance" (G. U. Soldatova, O. A. Krav-tsova, L. A. Shaigerova). The conclusions and proposals made by the authors for improving the educational process in the Vladimir Legal Institute of the Federal Penitentiary Service and the possibility of further scientific developments on this topic represent the theoretical significance of the work. The practical significance of the work is the experience of the formation of interethnic tolerance skills among cadets considered in the article on the example of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, which, if necessary, may be used by other universities. The main results of the work include the implementation of the directions proposed by the authors for the formation of interethnic tolerance among cadets, a positive change in attitudes towards representatives of other ethnic groups, an increase in the level of interethnic tolerance in the experimental group. Thus, the effectiveness of the directions proposed by the authors for the formation of interethnic tolerance among cadets has been proved. The experience of forming the skills of interethnic tolerance among cadets, considered on the example of the Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service, may be used by other higher educational institutions in order to increase the effectiveness of educational work among students.

Key words: interethnic tolerance, intercultural communication, historical and cultural heritage, ethnic and religious tolerance, cadets, students, academic work, extracurricular activities, Vladimir Law Institute. References

1. Oganesyan, S. S. (2017). "Sfera obrazovaniya kak translyator civilizacionnoj mental'nosti", Otechestvennaya i za-rubezhnaya pedagogika, № 5, t. 1, pp. 141-155 (in Russian).

2. Kareeva, I. V. & Aksenova, G. I. (2018). "Formirovanie mezhetnicheskoj tolerantnosti v mnogonacional'nyh kollek-tivah kursantov vuzov FSIN Rossii", Psiholog i sovremennyj mir: sb. nauch. tr. po materialam XI Mezhdunar. seminara molodyh uchenyh i aspirantov, Tambov, pp. 51-56 (in Russian).

3. Shibankova, L. A., Ignatieva, A. V. & Belokon, I. A. (2019). "Institutional mechanisms of university teacher professional development", Humanities and Social Sciences Reviews, vol. 7, № 4, pp. 1061-1068 (in English).

4. Bondyreva, S. K. & Kolesov, D. V. (2003). Tolerantnost', NPO "Modek", Voronezh, Moscow, 240 p. (in Russian).

5. Latyshina, D. I. (2004). Pedagogika mezhnacional'nogo obshcheniya: ucheb. posobie, Gardariki, Moscow, 320 p. (in Russian).

6. Kas'yanova, E. I. (2006). Nravstvennye osnovy tolerantnosti, IrGUPS, Irkutsk, 180 p. (in Russian).

7. Drobizheva, L. M. (2003). Sociologiya mezhetnicheskoj tolerantnosti, Izd-vo instituta sociologii RAN, Moscow, 222 p. (in Russian).

8. Gusejnov, O. M. (2016). "Tolerantnost' kak uvazhenie, priznanie i prinyatie mnogooobraziya chelovecheskih kul'tur", Social'no-gumanitarnye znaniya, № 5, pp. 55-69 (in Russian).

9. Gurov, V. N. (2004). Formirovanie tolerantnosti lichnosti v polietnicheskoj obrazovatel'noj srede: ucheb. posobie, Ped. o-vo Rossii, Moscow, 234 p. (in Russian).

10. Il'chenko, L. P. (2003). Uchimsya tolerantnosti: ucheb. posobie, Anapskij filial MGOPU im. M. A. Sholohova, NOK, Novocherkassk, 150 p. (in Russian).

11. Doronin, S. P. (2016). "Problema gotovnosti pedagoga k obespecheniyu bezopasnosti polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy", Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, № 6, p. 61 (in Russian).

12. Nabok, I. L. (2010). Pedagogika mezhnacional'nogo obshcheniya: ucheb. posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, Izd. centr "Akademiya", Moscow, 304 p. (in Russian).

13. Allport, G. W. (1935). "Attitudes", in Murchison, C. (ed.). Handbook of social psychology, Clark University Press, Worcester, MA, pp. 798-884 (in English).

14. Berry, J. W. et al. (1992). Cross-cultural psychology: research and applications, Cambridge University Press, Cambridge etc., pp. 34-37 (in English).

15. Mendus, S. (1998). "Introduction", in Mendus, S. (ed.). Justifying toleration: Conceptual and historical perspectives, Cambridge, p. 1 (in English).

16. Nicholson, P. P. (1985). "Toleration as a Moral Ideal", in Horton, J. & Mendus, S. (eds.). Aspects of Toleration. Philosophial Studies, London, New York, pp. 158-173 (in English).

17. Walzer, M. (1997). On Toleration, Yale University press, New Haven, 126 p. (in English).

18. Zherdeva, N. N. (2011). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya professional'noj tolerantnosti kursantov vuzov Ministerstva vnutrennih del: dis.... kand. ped. nauk, Stavropol', 205 p. (in Russian).

19. Kudryashov, A. V. (2012). Razvitie mezhlichnostnoj tolerantnosti u kursantov vobrazovatel'nom processe vuza MVD Rossii: dis.... kand. ped. nauk, Habarovsk, 173 p. (in Russian).

20. Matveev, D. N. (2013). Formirovanie gotovnosti budushchego oficera k vospitaniyu kul'tury mezhnacional'nogo ob-shcheniya voennosluzhashchih: dis.... ped. nauk, Chita, 222 p. (in Russian).

21. Sultanbekov, T. I. (2015). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya mezhetnicheskoj tolerantnosti u kursantov v obrazovatel'noj srede voennogo instituta vnutrennih vojsk MVD Rossii: dis. ... kand. ped. nauk, Novosibirsk, 203 p. (in Russian).

22. Krymov, A. A. (2016). "Formirovanie mezhetnicheskoj i mezhkonfessional'noj tolerantnosti u kursantov vuzov FSIN Rossii (na primere Akademii FSIN Rossii)", Chelovek: prestuplenie i nakazanie, № 4, pp. 134-137 (in Russian).

23. Kareeva, I. V. (2017). "Formirovanie mezhetnicheskoj tolerantnosti u kursantov obrazovatel'nyh organizacij FSIN Rossii: k postanovke problem", Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V. P. Astaf'eva, № 2(40), pp. 70-73 (in Russian).

24. Fetiskin, N. P., Kozlov, V. V. & Manujlov, G. M. (2005). Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malyh grupp, Izd-vo Instituta psihoterapii, Moscow, 490 p. (in Russian).

25. Ibid.

26. Soldatova, G. U. & Shajgerova, L. A. (2008). Psihodiagnostika tolerantnosti lichnosti, Smysl, Moscow, 172 p. (in Russian).

27. Potapenko, A. V. (2016). "Mezhetnicheskaya tolerantnost' kak social'naya cennost'", Nauchno-metodicheskij el-ektronnyj zhurnal "Koncept", t. 27, pp. 57-65. Available at: http://e-koncept.ru/2016/56449/htm (in Russian).

28. Khairutdinov, R. R., Mukhametzyanova, F. G. & Safin, R. S. (2019). "The content of educational programs in technical universities: quality of applying the modern professional standards", International Journal of Instruction, vol. 12, № 1, pp. 357-360 (in English).

29. Mukhametzyanova, F., Khairutdinov, R. & Orazov, D. (2017). "Pedagogical facilitation in the development of the subject potential of future masters", Revista San Gregorio, № 20, p. 124 (in English).

30. Shamsunov, S. Kh. & Oganesyan, S. S. (2018). "On changing semantics of former religious concepts in the modern world", Modern Journal of Language Teaching Methods, vol. 8, № 6, pp. 383-389 (in English).

31. Oganesyan, S. S., Rumyantsev, N. V. & Shamsunov, S. K. (2020). "The role of education system in counteracting and preventing extremism among teenagers and youth", Journal of Environmental Treatment Techniques, vol. 8, № 2, pp. 735-738 (in English).

Научно-методический электронный журнал «Концепт» (раздел 13.00.00 Педагогические науки) с 06.06.2017 включен в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (перечень ВАК Российской Федерации).

www.e-koncept.ru

Библиографическое описание статьи:

Кареева И. В., Федотова И. Н. Формирование навыков межэтнической толерантности среди учащейся молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 06 (июнь). - С. 1-13. - URL: http://e-koncept.ru/2021/211037.htm.

DOI 10.24412/2304-120X-2021-11037

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Кареева И. В., Федотова И. Н., 2021

9772304120210

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.