SOCIOLOGY
Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 5. С. 44-49. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 5. P. 44-49.
Научная статья УДК 316.77
https://doi.org/10.24158/spp.2022.5.5
Межкультурная коммуникация и стереотипные представления студентов о типичном американце
Владимир Викторович Туарменский1, Анжела Валерьевна Туарменская2, Ирина Владимировна Кареева3
13Академия ФСИН России, Рязань, Россия, [email protected]
2Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина Рязань, Россия,
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью поиска эффективных методов разрушения негативных этнических стереотипов. Предметом работы стало рассмотрение этнических стереотипов о типичном американце в среде вузовской молодёжи и выявление влияния на данный процесс факторов языкового образования и непосредственного межнационального общения. В статье обосновывается выбор метода семантического дифференциала для исследования этнического стереотипа. В ходе выборочного опроса студентов и курсантов рязанских высших учебных заведений определены количественные и качественные характеристики стереотипа об американцах. Использование методики семантического дифференциала для исследования последствий возникновения индуктивного стереотипа у студентов высшей школы составляет теоретическую значимость проведённого исследования. Научная новизна статьи - анализ фактора образования, влияющего на становление этнического стереотипа. Основные положения и выводы данной работы могут быть использованы в научно-исследовательской и педагогической работе.
Ключевые слова: семантический дифференциал, этнический стереотип, социологический опрос, студенты, курсанты, языковое образование, межнациональное общение, шкала, коммуникация.
Для цитирования: Туарменский В.В., Туарменская А.В., Кареева И.В. Межкультурная коммуникация и стереотипные представления студентов о типичном американце // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 5. С. 44-49. https://doi.org/10.24158/spp.2022.5.5.
Original article
Intercultural communication and students' stereotyped images of a typical American
Vladimir V. Tuarmensky1, Anzhela V. Tuarmenskaya2, Irina V. Kareeva3
13The academy of law management of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan, Russia [email protected]
2Ryazan State University named for S. Yesenin, Ryazan, Russia, [email protected] [email protected]
Abstract. The need to find effective methods for destroying negative ethnic stereotypes specifies the relevance of the study. The subject of the study was the consideration of ethnic stereotypes about a typical American among university youth and the identification of the influence of factors of language education and direct interethnic communication on this process. The authors substantiate the choice of the semantic differential method for studying the ethnic stereotype. In the course of a selective survey of students and cadets of Ryazan higher educational institutions, the quantitative and qualitative characteristics of the stereotype about Americans were determined. The use of the semantic differential technique to study the consequences of the emergence of an inductive stereotype among students of higher education is the theoretical significance of the study. The scientific novelty of the study lies in the analysis of the education factor that influences the formation of an ethnic stereotype. The main ideas and conclusions of this study can be used in research and pedagogical work.
Keywords: semantic differential, ethnic stereotype, sociological survey, students, cadets, language education, interethnic communication, scale, communication.
For citation: Tuarmensky, V.V., Tuarmenskaya, A.V. & Kareeva, I.V. (2022) Intercultural communication and students' stereotyped images of a typical American. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (5), 44-49. Available from: doi:10.24158/spp.2022.5.5 (In Russian).
© Туарменский В.В., Туарменская А.В., Кареева И.В., 2022
- 44 -
В условиях современного мира становятся востребованными исследования, рассматривающие наиболее острые проблемы межкультурной коммуникации. Этнические стереотипы входят в этот список не последними по рангу. Стереотипы, формирующиеся на протяжении значительных временных промежутков, превращаются в один из важных факторов, определяющих отношение индивида к определённым событиям, людям, этносам, нациям и государствам. Суть нашей работы состоит в рассмотрении стереотипизации образа жителя США и выявлении влияния на данный процесс факторов языкового образования и непосредственной межкультурной коммуникации.
Феномен стереотипа выступает в качестве предмета исследования целого спектра наук -от психологии до языкознания. Впервые вопрос о необходимости проведения исследований стереотипов поведения людей и оформлении данных исследований в автономную отрасль научного знания был высказан В. Вундтом в книге «Проблемы психологии народов» (2011). Новым этапом в рассмотрении феномена стереотипа стала книга У. Липпмана «Общественное мнение» (2004). Фактически автор книги придал термину «стереотип» научное звучание. Вновь появившийся термин сразу приобрёл негативный оттенок. Необходимо отметить, что сам автор термина - У. Лип-пман - старался уйти от такого однозначного подхода. Основной сферой применения феномена стереотипов стали исследования, посвящённые этническим отношениям (Brigham, 1971; McCauley, Stitt, 1978). В конце 60-х гг. ХХ века социальные стереотипы рассматривались в рамках теории социальных представлений (Gergen, 1994; McKinlay, Potter, 1987). Новый этап в изучении стереотипов начался с применения проективных методик. Так, например, создателями метода семантического дифференциала и основоположниками его применения в изучении стереотипов стали Ч. Осгуд, Дж. Сусси и П. Танненбаум (Osgood, 1976). В нашей стране методологией применения психосемантических методов занимались многие ученые, но особенно хотелось бы выделить работы З.В. Сикевич (2016).
В современных отечественных исследованиях (М.В. Мануковский, Т.Б. Новикова и др.), ставших уже признанной классикой, стереотипы рассматриваются в ключе межкультурной коммуникации1. Наибольший интерес для нас представляют работы Н.В. Сорокиной (2019). Серьёзный методологический подход автора к проблеме формирования стереотипов в рамках межкультурной коммуникации содержит, по нашему мнению, ошибочное утверждение об опасности эпизодического межкультурного общения с точки зрения возникновения индуктивного стереотипа. Наше исследование направлено на опровержение данного утверждения. Цель нашего исследования - выявить факторы, влияющие на формирование стереотипа и определить место межкультурной коммуникации в генезисе его основных параметров. Таким образом, предметной областью нашей работы стали этнические стереотипы (гетеростереотипы), а именно представления вузовской молодёжи о типичных американцах.
Проблематика исследования обусловлена наличием (очень часто) негативных стереотипов о представителях иных этносов даже в среде студентов, которые являются интеллектуальной элитой современной молодёжи. Для понимания характера этнического стереотипа и факторов, влияющих на его возникновение, существование и трансформацию в студенческой среде, было проведено наше исследование, методология которого обусловила сочетание социологического опроса с методом семантического дифференциала. В ходе выборочного опроса студентов и курсантов рязанских высших учебных заведений нами были определены количественные и качественные характеристики стереотипа о типичном американце. Основное внимание в нашем исследовании было уделено изучению факторов, влияющих на формирование и разрушение стереотипных представлений. Нам удалось проследить, как на формирование стереотипа влияют изучение иностранного языка и личные контакты обучающихся с представителями иного этноса (индуктивный стереотип).
При реализации исследования применялись системный и типологический подходы. Основой сбора эмпирической информации стали опросные методы (интервью, анкетирование). В исследовании нами также был использован семантический дифференциал как один из объективных методов, позволяющих изучать с помощью количественных показателей субъективные явления.
Исследование проводилось в марте-апреле 2021 года на базе трех рязанских вузов - Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - Академия ФСИН), Института подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России и Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина (далее - РГУ им. С.А. Есенина). Было опрошено 186 студентов и курсантов при помощи использования целевого отбора. Для получения максимально объективной картины исследования были взяты три гомогенные группы. Первая группа опрошенных - это студенты 1, 3 и 5 курсов юридического факультета Ин-
1 Мануковский М.В. Стереотипы сознания в межкультурной коммуникации: учебное пособие по курсу «Теория межкультурной коммуникации». Воронеж, 2005. 100 с.
ЭОСЮЬООУ
ститута подготовки государственных и муниципальных служащих Академии ФСИН России (62 человека). Вторая группа - курсанты 1, 3 и 5 курсов юридического факультета Академии ФСИН (62 человека). Третью группу составили студенты 1, 3 и 5 курсов Института иностранных языков РГУ им. С.А. Есенина (62 человека). Последняя группа была взята целенаправленно, для определения влияния изучаемого языка на формирование этнического стереотипа.
Испытуемым предлагалось оценить жителей США с помощью предложенного набора шкал. Сам метод семантического дифференциала был апробирован авторами статьи в серии исследований, проведённых на базе средних общеобразовательных школ и вузов Рязани в 20152019 гг. (Туарменская, Туарменский, 2019). Результаты исследований позволили разработать оптимальную модель опроса и валидный вариант анкеты с применением шкал.
В рамках данного исследования утверждения, описывающие американцев, содержали пары качеств, обозначенные в таблице 1. Разработанный для данного исследования перечень шкал является биполярным. Испытуемый оценивает степень выраженности у объекта оценивания (в нашем случае типичного американца) той или иной характеристики (качества), отмечая цифру (из ряда -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3), которая, по мнению респондента, наиболее адекватно описывает степень присутствия этого свойства (характеристики) у жителей Соединённых Штатов. Для того, чтобы минимизировать возможное явление желательности в ответах респондентов, было решено чередовать размещение условно положительных и условно негативных качеств на отрицательных и положительных полюсах шкал. В начале анализа результатов исследования необходимо отметить, что нас более всего интересовали ответы студентов, побывавших в США. Для этого в начале анкеты был размещён соответствующий вопрос. Однако только трое опрошенных побывали в США, и базировать серьёзные научные выводы на основании анализа их ответов было бы спорно. Данные этих респондентов были объединены с ответами студентов, имеющих постоянные контакты с гражданами США. Таким образом, получилась первая контрольная группа студентов из 25 человек, среди которых может возникать феномен индуктивного стереотипа. Данный вид стереотипа может формироваться в результате ограниченных социальных контактов, например, когда индивид общается с одним представителем какого-либо этноса. Мы предположили, что даже единичные межэтнические контакты приводят к разрушению этнических стереотипов. Другую интересующую нас группу составили студенты, не изучавшие английский язык в школе и в вузе. Кроме того, данные студенты не посещали США и не имеют друзей среди граждан этой страны (здесь сказалось полное незнание английского языка, препятствующее контактам с американцами). Предположительно, данная группа обучаемых не имеет систематизированных знаний, которые получают в рамках формального образования англоязычные учащиеся, а стереотипные представления данной категории студентов будут носить исключительно дедуктивный характер, т. е. усваиваются фрагментарно. Показатели стереотипа об американцах данной группы респондентов должны носить гипертрофированный или даже гротескный вид. Всего из опрошенных студентов в данную контрольную группу вошло 27 человек.
Таким образом, мы получили возможность сравнить показатели общей массы респондентов и данные по двум контрольным группам.
Таблица 1 - Стереотипные качества американцев
Студенты, изучающие немецкий и французский языки Студенты, имеющие контакты с жителями США Все опрошенные студенты
Хорошие (-0,5) Хорошие (-0,6) Хорошие (-0,6)
Жестокие (-0,01) Добрые (0,15) Добрые (0,3)
Активные (-1,3) Активные (-0,7) Активные (-0,9)
Лживые (-0,6) Лживые (-0,4) Лживые (-0,3)
Толстые (-1,1) Толстые (-1,05) Толстые (-0,8)
Сильные (-0,4) Сильные (-0,1) Сильные (-0,2)
Улыбчивые (-0,7) Улыбчивые (-0,2) Улыбчивые (-0,5)
Толерантные (-1,3) Толерантные (-1,2) Толерантные (-1,1)
Доброжелательные (-0,6) Доброжелательные (-0,4) Доброжелательные (-0,6)
Открытые (-1,3) Открытые (-1,0) Открытые (-1,0)
Самоуверенные (-1,4) Самоуверенные (-1,05) Самоуверенные(-1,05)
Предприимчивые (1,0) Предприимчивые (0,8) Предприимчивые (0,9)
Патриотичные (-1,1) Патриотичные (-0,8) Патриотичные(-0,3)
Индивидуалисты (-0,7) Индивидуалисты (-0,6) Индивидуалисты(-0,4)
Трудолюбивые (0,4) Ленивые (-0,1) Трудолюбивые (0,2)
Умные (-0,6) Умные (-0,6) Умные (-0,5)
Религиозные (-0,2) Религиозные/атеисты (0) Религиозные(-0,05)
Заносчивые (-0,9) Заносчивые (-0,5) Заносчивые (-0,6)
Прагматичные (-0,8) Прагматичные (-0,5) Прагматичные(-0,3)
Целеустремлённые (-1,8) Целеустремлённые (-0,5) Целеустремлённые (-1,5)
Свободолюбивые (1,9) Свободолюбивые (1,3) Свободолюбивые (1,0)
В результате анализа проведенного нами исследования по первой шкале, представленной в таблице, мы получили следующие данные: все выделенные нами группы опрашиваемых считают американцев хорошими людьми (-0,5; -0,6). Однако уже при сравнении второй пары характеристик появились различия. Основная масса студентов (далее - группа 3) считает американцев добрыми (0,3), студенты, имеющие контакты с жителями США (далее - группа 2), считает американцев менее добрыми (0,15), а студенты, изучающие немецкий и французский языки (далее - группа 1) - жестокими (-0,01). Относительно характеристики «активность» можно констатировать следующее: респонденты группы 3 считают американцев активными (-0,9), опрашиваемые группы 2 выбиваются из общей массы, считая жителей США менее активными (-0,7), а респонденты группы 1 не считают американцев активными (-1,3), для них данное качество американцев гипертрофируется. Интересным представляется и тот факт, что общая масса опрашиваемых считает американцев лживыми (-0,3), респонденты групп 1 (-0,6) и 2 (-0,4) также согласны с данной характеристикой.
Большинство респондентов (группа 3) считает американцев толстыми (-0,8) нежели спортивными. Показатели групп 2 - (-1,05) и 1 - (-1,1) еще более низкие. Таким образом, мы можем констатировать наиболее гипертрофированное восприятие среднестатистического американца со стороны респондентов группы 1 (студенты, изучающие немецкий и французский языки). Основная масса опрашиваемых (группа 3) считает американцев сильными (-0,2). Данные респондентов группы 2 (-0,1) и группы 1 (-0,4) отличаются от общей массы: так, ответы респондентов группы 1 наглядно демонстрируют более ярко выраженное стереотипное качество.
Представляется, что следует акцентировать внимание и на том, что знаменитая «американская улыбка» также нашла воспроизведение в стереотипе. Общая масса обучающихся (группа 3) считает жителей США улыбчивыми (-0,5). Меньше выделяют данную характеристику респонденты группы 2 (-0,2), а опрашиваемые, выделенные нами в группу 1, наоборот, акцентируют внимание на этом стереотипе (-0,7).
Основная масса респондентов (группа 3) считает американцев толерантными (-1,1). Данные по контрольным группам примерно одинаковые (-1,3) и (-1,2). Аналогичные результаты выявлены по шкале «доброжелательность» американцев, средний показатель составляет (-0,6). Такой же показатель выявлен у группы 1. Самый низкий показатель по обозначенной выше шкале прослеживается по ответам группы 2 (-0,4). Средний показатель по шкале «открытость» американцев более чётко выражен в ответах группы 1 (-1,3) и чуть менее у остальных групп (-1,0). Такие же показатели прослеживаются по шкале «самоуверенность» жителей США. Наибольшим является этот показатель по мнению группы 1 (-1,4), и менее выражен в ответах респондентов групп 2 и 3 (-1,05).
В результате проведенного исследования было выявлено, что основная масса опрошенных считает американцев предприимчивыми (0,9). Наименьший показатель этого качества присутствует в ответах группы 2 (0,8), наибольший - в утверждениях опрашиваемых группы 1 (1,0). Интересен, по нашему мнению, и тот факт, что по шкале «патриотичность» американцев показатель имеет среднее значение. Так, у группы 3 он составляет (-0,3), средне выражена данная характеристика в ответах группы 2 (-0,8) и более выражена у группы 1 (-1,1). Аналогичная ситуация прослеживается и по шкале «индивидуализм» жителей США. Данная общепринятая стереотипная черта отмечается большинством опрашиваемых (-0,4) и более выражена у группы 2 (-0,6) и группы 1 (-0,7).
Определённый сбой в данном алгоритме мы можем наблюдать в ответах по шкалам «лень» и «трудолюбие» американцев. Общая масса студентов считает жителей США более трудолюбивыми (0,2), чем ленивыми. В наибольшей степени трудолюбивыми считают американцев респонденты группы 1 (0,4), а наиболее ленивыми считают американцев опрашиваемые группы 2 (-0,1). Предположительно, обучающимся, имеющим друзей в США, чаще всего попадались ленивые граждане. В этом случае, скорее всего, можно говорить об отрицательном индуктивном стереотипе. По характеристике «умные» относительно американцев в ответах опрашиваемых всех трех групп наблюдается практически полное единодушие. Респонденты в основной массе считают жителей США умными. Средний показатель составляет (-0,5), а данные по контрольным группам (-0,6).
Околонулевые показатели даёт стереотип религиозности американцев у основной массы респондентов группы 2. Более религиозными считают жителей США опрашиваемые группы 1 (-0,2). Респонденты группы 3 считают американцев заносчивыми (-0,6). Наиболее скромными видятся жители США обучающимся, выделенные нами в группу 2 (-0,5) (результат личных контактов и корректировка стереотипа). Более заносчивыми считают американцев респонденты группы 1 (-0,9). В общей массе своих ответов обучающиеся указывают на прагматичность жителей США (-0,3). С точки зрения респондентов группы 2, данное качество американцев более выражено (-0,5), а в
SOCIOLOGY
ответах опрашиваемых группы 1 оно гипертрофируется до (-0,8). Аналогичную картину мы наблюдаем по шкале «целеустремлённость» американцев. Средний показатель, по мнению основной массы студентов, составляет (-1,5), понижается при анализе ответов респондентов группы 2 (-1) и повышается у опрашиваемых группы 1 (-1,8). Последняя характеристика среднестатистического американца не вызывает сомнений у респондентов. Все респонденты считают американцев свободолюбивым народом (1,0). Однако здесь наблюдаются вариации: показатель по обозначенной шкале наиболее высокий у опрашиваемых группы 2 (1,3) и группы 1 (1,9).
Таким образом, в ходе выборочного опроса студентов и курсантов трех рязанских вузов были определены количественные и качественные характеристики стереотипа о типичном американце. В молодёжной среде были выявлены распространённые представления об американцах, которые обучающиеся получают посредством общественного мнения, фильмов, СМИ и т. п.
Первая контрольная группа, включавшая студентов, которые не учили английский язык в школе и вузе, продемонстрировала данные с гипертрофированными стереотипными чертами типичного жителя США. Вторая контрольная группа студентов, собранная из респондентов, посещавших США и имевших друзей в этой стране, показывает умеренный уровень стереотипизации образа американца. Полученные результаты соотносятся с данными более ранних исследований, проведенных нами. В нашем исследовании в 18 из 21 пары характеристик американцев контрольная группа студентов, не изучавших английский язык в школе и вузе (группа 1), показывает стереотипические черты американцев, превышающие средние показатели. Представляется, что нам удалось несколько скорректировать утверждение об опасности индуктивных стереотипов с точки зрения единичных межкультурных коммуникаций. Полученные в ходе исследования данные показывают, что обучающиеся, имеющие друзей за рубежом (группа 2), демонстрируют взвешенный подход к определению базовых черт граждан сШа. По 10 позициям из 21 пары характеристик американцев респонденты демонстрируют средние показатели сформированности стереотипа, а в двух случаях количественное выражение стереотипа полностью соответствует норме. Только в одном случае (называя жителей США ленивыми) представители данной группы выбиваются из общего ряда. В остальных случаях они демонстрируют тенденцию, сводящую стереотип практически к нулевым показателям.
В результате анализа данных опроса было подтверждено предположение о том, что студенты, не изучавшие английский язык в школе и в вузе (группа 1), имеют стереотипные представления об американцах гипертрофированного характера. Таким образом, фактор языкового образования в вузе является одним из наиболее значимых для разрушения либо сведения к минимуму негативных последствий усвоения индивидом сформированных в обществе стереотипов. Остальные факторы - чтение иностранной литературы, просмотр иноязычных фильмов и образовательных программ, изучение зарубежных электронных ресурсов и т. д. - представляют собой совокупность случайных факторов, которые не могут составить серьёзную конкуренцию образованию как важнейшему элементу организованной социализации. Практическое значение данного утверждения сводится к необходимости изыскивать возможности давать студентам некоторый минимум страноведческой информации в рамках общеобразовательных предметов либо в форме дополнительных занятий.
В ходе исследования нами подтверждено и второе предположение о том, что даже единичные контакты с представителями иного этноса приводят к разрушению стереотипов. Фактор межэтнической коммуникации является крайне важным для формирования адекватного восприятия представителей иных народов и культур. «Задачи гармонизации межэтнических отношений в учебных коллективах вузов и формирование межэтнической толерантности должны являться одними из приоритетных в работе преподавателей вузов» (Кареева, 2017: 73).
Таким образом, используя методику семантического дифференциала, мы изучили последствия возникновения индуктивного стереотипа у обучающихся высшей школы. Перспективы дальнейших исследований данной проблематики видятся в увеличении масштабов выборки и вычленении из общего массива опрошенных тех респондентов, которые посетили Соединённые Штаты, с целью сравнения их стереотипных представлений о типичном американце с результатами контрольной группы студентов, имеющей единичные коммуникации с жителями США.
Список источников:
Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 2011. С. 23-29.
Кареева И.В. Формирование межэтнической толерантности курсантов образовательных организаций ФСИН России: к постановке проблемы // Вестник Краснодарского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 2(40). С. 70-73.
Липпман У. Общественное мнение. М., 2004. 384 с.
Сикевич З.В. Метод семантического дифференциала в социологическом исследовании (опыт применения) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2016. № 3. С. 118-128. https://d0i.0rg/10.21638/11701 ^рЬи12.2016.309.
Сорокина Н.В. Национальные стереотипы в иноязычном образовании. М., 2019. 213 с.
Туарменская А.В., Туарменский А.В. Влияние стереотипов на межкультурную коммуникацию // Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2019 Сборник трудов II Международного научно-технического форума: в 10 т. Т. 1. Рязань, 2019. С. 134-137.
Brigham J.S. Ethnic Stereotypes // Psychological Bulletin. 1971. Vol. 76. P. 15-38. Gergen K.J. Realities and Relationships: Soundings in Social Construction. Cambridge, 1994. 356 p. McCauley C., Stitt C.L. An Individual and Quantitative Measure of Stereotypes // Journal of Personality and Social Psychology. 1978. № 36. P. 929-940.
McKinlay A., Potter J. Social Representations: a Conceptual Critique // Journal for the Theory of Social Behaviour. 1987. Vol. 17. № 4. P. 513-529.
Osgood Ch. Focus of Meaning. Vol. 1: Explorations in Semantic Space. Hague, 1976.
References:
Brigham, J.S. (1971) Ethnic Stereotypes. Psychological Bulletin. (76). 15-38.
Gergen, K.J. (1994) Realities and Relationships: Soundings in Social Construction. Cambridge: Harvard University Press. Kareeva, I.V. (2017) The formation of students' interethnic tolerance in Russian federal penitentiary service educational institutions: to the problem statement. Bulletin of Krasnoyarsk state pedagogical university named after V.P. Astafyev. (2). 70-73. (In Russian)
Lippman, W. (2004) Public Opinion. Moscow: Institut Fonda «Obschestvennoe mnenie». (In Russian) McCauley, C., Stitt, C.L. (1978) An Individual and Quantitative Measure of Stereotypes. Journal of Personality and Social Psychology. (36). 929-940.
McKinlay, A., Potter, J. (1987) Social Representations: a Conceptual Critique. Journal for the Theory of Social Behaviour. (17:4). 513-529.
Osgood, Ch. (1976) Focus of Meaning. Vol. 1: Explorations in Semantic Space. Hague.
Sikevich, Z.V. (2016) Method of semantic differential in sociological research (the experience of application). Vestnik SPbSU. Psychology and Education. (3). 118-128. Available from: https://doi.org/10.21638/11701/spbu12.2016.309. (In Russian)
Sorokina, N.V. (2019) Nacionalnye stereotipy v inoyazychnom obrazovanii [National stereotypes in foreign language education]. Moscow: RIOR. (In Russian)
Tuarmenskaya, A.V., Tuarmensky, A.V. (2019) Vliyanie stereotipov na mezhkulturnuyu kommunikaciyu [Influence of stereotypes on intercultural communication]. In: Sovremennye tekhnologii v nauke i obrazovanii - STNO-2019 Sbornik trudov II Mezhdunarodnogo nauchno-tekhnicheskogo foruma: v 10 tomakh. T.1. [Modern technologies in science and education]. Ryazan. P. 134-137. (In Russian)
Wundt, W. (2011) Problemi psihologii narodov [Problems in cultural psychology]. Moscow: Akademicheskii proekt. P. 23-29. (In Russian)
Информация об авторах В.В. Туарменский - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Философия и история», Академия ФСИН России, Рязань, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=719620.
А.В. Туарменская - кандидат филологических наук, доцент кафедры «Второй иностранный язык и методика его преподавания», Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязань, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=719619.
И.В. Кареева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Философия и история» Академия ФСИН России, Рязань, Россия.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=804989.
Information about the authors V.V. Tuarmensky - PhD in Education Science, Associate Professor, Philosophy and History Department, The academy of law management of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan, Russia. https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=719620.
A.V. Tuarmenskaya - PhD in Philological Sciences, Associate Professor, Second Foreign Language and Methods of its Teaching Department, Ryazan State University named for S. Yesenin, Ryazan, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=719619.
I.V. Kareeva - PhD in Education Science, Associate Professor, Philosophy and History Department, The academy of law management of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=804989.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 27.04.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.05.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 24.05.2022.