Азимут научных исследований: педагогика и психология. КАРЕЕВА Ирина Владимировна и другие
2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474 ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ...
УДК 37.035:343.83 o™e!fLcelFffile'Я5е&еПСС В Y-N"c 4.0 license
DOI* 10 26140/anip-2021-1002-0035 lfcde¡eiM(https://creativeconm№ns.org/licemes/by-nc/4.0/)
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ (РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ № 39 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. РЯЗАНИ)
© Автор(ы) 2021 AuthorID: 804989 SPIN: 9492-9138
КАРЕЕВА Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Философия и история»
Академия ФСИН России (390000, Россия, Рязань, улица Сенная, 1, e-mail: [email protected])
AuthorID: 719620 SPIN:4909-6804
ТУАРМЕНСКАЯ Анжела Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Второй иностранный язык и методика его преподавания» Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (390000, Россия, Рязань, улица Свободы, 46, e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена формированию межэтнической толерантности у школьников-подростков в процессе обучения в общеобразовательных школах. В последние годы работа по формированию межэтнической толерантности у обучающихся приобрела особую значимость и актуальность. Это обусловлено потребностью Российского общества в гражданах проявляющих терпимость к представителям других этнических групп, уважающих традиции и культуру других народов, гражданах способных к ведению позитивного межкультурного диалога.О необходимости создания и применения в общеобразовательных школах нашей страны программ, направленных на формирование межэтнической толерантности у школьников, говорится в многочисленных нормативных документах, действующих на территории Российской Федерации.В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе формирования межэтнической толерантности у школьников-подростков в условиях образовательной среды школы, предлагаются пути их решения, посредством реализации предложенной авторами программы, представляющую собой методическое пособие для учителей «Формирование межэтнической толерантности у школьников подростков» и ее внедрения во внеучебную деятельность в форме факультатива для учащихся 8-х классов по обозначенной проблематике. В статье приведены результаты пилотажного исследования,проведенного среди обучающихся 8-х классов МБОУ школы № 39 физико-математического образования г. Рязани.
Ключевые слова: толерантность, межэтническая толерантность, общеобразовательные школы, школьники-подростки, формирование межэтнической толерантности, эксперимент, этническая идентичность, межкультурный диалог, этническая группа, этническое самосознание, типы этнической идентичности.
FORMATION OF INTERETHNIC TOLERANCE AT SCHOOL-TEENAGERS (RESULTS OF EXPERIMENTAL WORK IN SCHOOL № 39 OF PHYSICAL AND MATHEMATICAL EDUCATION OF RYAZAN)
© The Author(s) 2021
KAREEVA Irina Vladimirovna, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of the Department of «Philosophy and history» Academy of the Federal penitentiary service of Russia (390000, Russia, Ryazan, Sennayastreet, 1, e-mail: [email protected]) TUARMENSKАУА Angela Valerievna, candidate of philological Sciences, associate Professor, of "Second foreign language and methods of its teaching" Ryazan State University named after S.A. Yesenin (390000, Russia, Ryazan, street Svoboda, 46, e-mail: [email protected]) Abstract. The article is devoted to the formation of interethnic tolerance among adolescent schoolchildren in the process of education in secondary schools. In recent years, the work on the formation of interethnic tolerance among students has acquired special significance and relevance. This is due to the need of Russian society for citizens who show tolerance to representatives of other ethnic groups, respect the traditions and culture of other peoples, and are able to conduct a positive intercultural dialogue. The need to create and implement programs in General education schools in our country aimed at developing interethnic tolerance among schoolchildren is stated in numerous regulatory documents in force in the Russian Federation. The article deals with the problems that arise in the process of forming interethnic tolerance in adolescent schoolchildren in the educational environment of the school, offers ways to solve them, by implementing the program proposed by the authors, which is a methodological guide for teachers "Formation of interethnic tolerance in adolescent schoolchildren" and its implementation in extracurricular activities in the form of an elective for students of 8th grades on the designated issues. The article presents the results of a pilot study conducted among students of the 8th grades of school № 39 of physical and mathematical education in Ryazan.
Keywords: tolerance, interethnic tolerance, secondary schools, adolescent students, formation of interethnic tolerance, experiment, ethnic identity, intercultural dialogue, ethnic group, ethnic identity, types of ethnic identity.
ВВЕДЕНИЕ тику позитивного и бесконфликтного межкультурного
Сегодня формирование межэтнической толерант- взаимодействия между представителями разных нацио-
ности является одной из наиболее значимых задач для нальностей» [1, с. 51].
Российского полиэтничного государства. «Это обуслов- Вопросы, связанные с формированием межэтниче-лено следующими обстоятельствами: новым политиче- ской толерантности у учеников в общеобразовательной ским мышлением, предполагающим уважение к пози- школе стали особенно актуальны в последнее время. «1) циям и взглядам других государств и народов; быстрым о важности создания и использования в образовательных ростом национального самосознания; увеличением организациях программ, направленных на формирова-конфликтов на национальной почве; необходимостью ние межэтнической толерантности, веротерпимости и противопоставить попыткам посеять вражду между на- обучению межкультурному диалогу говорится в междуродами нашего многонационального государства, прак- народных нормативно-правовых актах и законодатель-ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008 147
KAREEVA Irina Vladimirovna and others Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
FORMATION OF INTERETHNIC TOLERANCE ... 2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
стве Российской Федерации: «Декларация принципов толерантности», утвержденная резолюцией генеральной конференции ЮНЕСКО [3], Всеобщая декларация прав человека, Конституция Российской Федерации) [2], Федеральные законы, Постановления Правительства Российской Федерации; 2) полиэтничность и поликон-фесиональность являются одними из главных особенностей в общеобразовательных школах; 3) признаки ин-толерантности у школьников-подростков наблюдаются уже на стадии формирования учебных коллективов по следующим критериям: язык (неосознанно в разговоре друг с другом подростки употребляют оскорбительные выражения и намеки); стереотипы [4, 5];предубеждения; сегрегация (тенденция собираться, общаться группами, сформированными по религиозным и национальным признакам)» [6, с. 108].
Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена потребностями нашего государства и общества.
Проблема формирования межэтнической толерантности у школьников давно находится в центре внимания различных научных школ[7,8, 9,10,11].
Так, теоретические основы воспитания толерантности в образовательной среде представлены в работах Н.М. Борытко [12], Г.Н. Волкова [13], Б.С. Гершунского [14], В.Н. Гурова [15], О.Б. Скрябиной [16], О.Г. Шавриной [17] и др. Вопросам формирования межэтнической толерантности обучающихся в общеобразовательной школе уделяли внимание Л.П. Ильченко [18], М.К. Оксузян [19], О.И. Юдина [20] и др.
Вместе с тем, вопросы формирования межэтнической толерантности у школьников-подростков остаются малоизученными. При всем многообразии подходов к пониманию межэтнической толерантности слабоосве-щенными вопросы определения сущности и содержания понятия, организации и методики процесса формирования межэтнической толерантности у подростков в общеобразовательных школах.
Сегодня одной из приоритетных задач воспитания является формирование личности нового человека, носителя гуманистических и толерантных идей в системе межэтнических отношений. По нашему мнению, большим потенциалом в решении обозначенной проблемы обладает школа как один из институтов социализации личности[21,22,23].
МЕТОДОЛОГИЯ
Объект исследования- формирование межэтнической толерантности у школьников-подростков в общеобразовательной школе. Предмет исследования -педагогические условия формирования межэтнической толерантности у школьников-подростков.
Цель исследования: теоретически обосновывать и экспериментально проверить педагогические условия формирования межэтнической толерантности у школьников-подростков в общеобразовательной школе, основанные на предлагаемой программе. Гипотезой исследования, является предположение о том, что формирование межэтнической толерантности у школьников-подростков будет эффективным, при реализации предложенной нами программы.
Для определения исходного (общего) уровня межэтнической толерантности, выявления толерантных и интолерантных установок, уровня эмпатических тенденций по отношению к другим этническим группам и определения типов этнической идентичности у школьников-подростков, мы провели констатирующий этап эксперимента нашего пилотажного исследования.
На констатирующем этапе эксперимента нами были выделены группы респондентов из числа обучающихся 8-х классов МБОУ школы № 39 физико-математического образования г. Рязани: ЭГ- 8 «А» класс (24 человека) и КГ - 8 «Б» класс (22 человека). В целом выборка составила 46 человек.
С помощью диагностического инструментария нами
было проведено анкетирование по обозначенной тематике и опрос с помощью методики Г.У. Солдатовой, С.В Рыжовой «Типы этнической идентичности».
РЕЗУЛЬТАТЫ
По результатам проведенного анкетирования можно констатировать, что знания респондентами терминологии по вопросам межэтнических отношений не высоки. Так, правильное определение таким терминам как: «толерантность», «межэтническая толерантность», «этнос»,«ксенофобия» дали только 51% из числа опрашиваемых респондентов. Наличие проблем межнациональных отношений в школе отмечают 35,03% школьников, однако 37,05% респондентов не считают, что в их школе существуют проблемы в межнациональных отношениях. По результатам проведенного анкетирования отрицательно относятся к увеличению количества представителей различных национальностей в их школе 27,08% респондентов, наличие случаев нетерпимости по отношению к представителям других национальностей в школе отмечают 42,09% опрашиваемых, 19,13% респондентов отмечают наличие высказываний националистической направленности в школе, возникающих в различных ситуациях.
На вопрос анкеты: «Какие чувства Вы испытываете к лицам других национальностей?» лишь 40,17% опрашиваемых ответили, что испытывают положительные эмоции по отношению к представителям других национальностей, отрицательные эмоции по отношению к представителям других национальностей испытывают 28,04% респондентов. Таким образом, можно констатировать, что у школьников-подростков не в должной мере развита способность к эмпатии по отношению к другим людям. Во многих случаях подростки самоустраняются от общения с гражданами другой национальности (38,02%), что ведет к непониманию и отчужденности, а в итоге может привести и к отрицанию инакомыслия и нетерпимости к сторонникам иных взглядов, то есть к интолерантности.
По мнению школьников чаще всего неприязнь по отношению к представителям других национальностей выражается «в словесных оскорблениях», так ответили 56,55% обучающихся. Наиболее часто указываемая респондентами причина нетерпимости к лицам другой национальности: «они сами провоцируют конфликт и ведут себя вызывающе» - 41,03%; «я не могу одобрить норм поведения, которого они придерживаются» - 29,11 %.Таким образом, процент респондентов, испытывающих неприязнь к лицам других национальностей и выражающих ее словесно, а также процент респондентов, которые игнорируют или воздерживаются от общения с лицами других национальностей достаточно высок.
Полученные нами данные в ходе проведенного исследования заставляют задуматься об отношении к представителям других национальностей как в обществе в целом, так и в общеобразовательных школах, в частности. Одной из причин вышеуказанных ответов респондентов является и то, что в соответствии с данными анкетирования, основными источниками получения школьниками-подростками информации о чертах (качествах) и деятельности лиц другой национальности - являются средства массовой информации 57,56%(ин-тернет) и только 12,43% опрашиваемых ответили, что получают информацию по указанным вопросам от преподавателей. В соответствии с данными анкетирования наибольшее доверие у школьников по вышеуказанным вопросам вызывает также мнение родных, друзей и знакомых 16,08%).
Для определения доминирующих типов этнической идентичности у школьников-подростков мы использовали опросник Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой «Типы этнической идентичности». В соответствии с выбранной нами методикой «степень этнической толерантности респондентов оценивается на основе следующих критериев: уровня «негативизма» в отношении собственной и
Азимут научных исследований: педагогика и психология.
2021. Т. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; в-^Ы: 2712-8474
КАРЕЕВА Ирина Владимировна и другие ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ...
других этнических групп; порога эмоционального реагирования на иноэтническое окружение, выраженное в агрессивных и враждебных реакциях в отношении представителей других этнических групп. Опросник содержит шесть шкал, которые соответствуют следующим типам этнической идентичности: этнонигилизм (отход от собственной этнической группы, поиск устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию); этническая индифферентность (размывание этнической идентичности, выраженное в неопределенности этнической принадлежности); норма (позитивная этническая идентичность); этноэгоизм (этот тип идентичности может выражаться как в безобидной форме на вербальном восприятии, так и может предполагать напряженность или раздражение в общении с представителями других этнических групп и т. д.); этноизоля-ционизм (убежденность в превосходстве своего народа, ксенофобия ит. п.); этнофанатизм (готовность идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов)» [24, с. 141-142].
Согласно результатам, полученным по методике Г. У. Солдатовой, С. В Рыжовой «Типы этнической идентичности», доминирующими типами этнической идентичности у респондентов ЭГ являются: «Норма» -1-е место (241 балл), «Этнофанатизм» - 2-е место (195 баллов) и шкала «Этноэгоизм» - 3-е место (179 баллов).
В КГ шкала «Норма» также заняла 1-е место (236 баллов), шкала «Этнофанатизм» - 2-е место (189 баллов) и шкала «Этноэгоизм» - 3-е место (172 балла).
Таким образом, можно констатировать, что позитивная этническая идентичность (шкала «Норма») наблюдается у большинства респондентов в ЭГ и КГ, однако шкалы «Этнофанатизм» и «Этноэгоизм» находятся на 2-м и 3-м месте, что позволяет сделать вывод о том, что интолерантностьк представителям иных этнических групп проявляется у респондентов в целом ряде случаев в коллективах школьников-подростков.
Результаты, полученные нами в ходе констатирующего этапа исследования, подтвердили необходимость и основания для формирования межэтнической толерантности у школьников. Для оптимизации процесса формирования межэтнической толерантности у школьников-подростков в общеобразовательной школе мы разработали программу, представляющую собой учебно-методическое пособие для учителей «Формирование межэтнической толерантности у школьников подростков» и внедрили ее во внеучебную деятельностьв форме факультатива для учащихся 8-х классов по обозначенной проблематике [25,26,27].
В формирующем эксперименте также приняло участие две группы испытуемых: ЭГ- 8 «А» класс (24 человека) и КГ - 8 «Б» класс (22 человека) из числа обучающихся 8-х классов МБОУ школы № 39 физико-математического образования г. Рязани. Классы были идентичны по количественному составу, гендерному признаку, полиэтничны по составу.
Программа формирования межэтнической толерантности была реализована с обучающимися ЭГ (8 «А» класс). КГ (8 «Б» класс) не подвергалась целенаправленным воздействиям, воспитательная работа проводилась с использованием существующих способов.
После апробации программы формирования межэтнической толерантности у школьников-подростков в ЭГ (8 «А» класс) МБОУ школы № 39 физико-математического образования г. Рязани нами был проведен контрольный этап эксперимента. Цель эксперимента представляется нам, как определение эффективности проведенной нами экспериментальной работы.
Для того, чтобы определить изменился ли исходный (общий) уровень проявления этнической толерантности у курсантов ЭГ и КГ, а также определения доминирующих типов этнической идентичности у школьников-подростков мы провели повторное анкетирование и повторный опрос по методике Г.У. Солдатовой, С.В. Рыжовой
«Типы этнической идентичности») на контрольном этапе эксперимента.
По результатам проведенного анкетирования на контрольном этапе эксперимента можно констатировать, что знания у школьников-подростков (в ЭГ) терминологии по вопросам межэтнических отношений улучшились на 23 %. Уменьшилось количество респондентов отрицательно относящихся к представителям других этносов обучающихся в школе (13,01% от общего числа опрашиваемых относятся к увеличению количества представителей различных национальностей в их школе отрицательно). Увеличилось число респондентов испытывающих положительные эмоции по отношению к представителям иных этнических групп и стало составлять 56,09%, а число опрашиваемых испытывающих отрицательные эмоции по отношению к представителям других этносов уменьшилось и стало составлять лишь 18,07% респондентов. Таким образом, можно констатировать, что по сравнению с констатирующим этапом эксперимента после проведенного нами формирующего этапа эксперимента школьники-подростки в ЭГ стали более толерантно относится к представителям других этносов в школе [28].
Для выявления доминирующих типов этнической идентичности у школьников-подростков мы вторично использовали опросник Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой «Типы этнической идентичности» (таблица 1).
Таблица 1- Типы этнической идентичности у школьников-подростков в ЭГ и КГ после проведения формирующего этапа эксперимента
№ ЭГ КГ
п'п Шкала (после эксп.) (после эксп.)
балл место салл место
1 Этноншилщм 58 6 94 6
2 Этническая индифферентность 149 4 163 4
3 Норма 267 1 234 1
4 Этжозгонзм 163 2 189 3
5 Этноизоллционизм 141 5 152 5
6 Этнофанатизм 154 3 197 2
В соответствии с полученными данными по методике Г. У. Солдатовой, С. В. Рыжовой «Типы этнической идентичности» доминирующими типами этнической идентичности в ЭГ после проведения эксперимента являются: шкала «Норма»- первое место с некоторым увеличением количества баллов, на втором месте-«Этноэгоизм», на третьей позиции -«Этнофанатизм», с уменьшением количества баллов по указанным шкалам.
Таким образом, в ЭГ в результате проведения эксперимента наблюдается уменьшение деструктивности в межэтническом взаимодействии, которое обусловлено изменением этнического самосознания школьников-подростков от гиперидентичной шкалы «Этнофанатизм» до шкалы «Этноэгоизм» [29,30].
В соответствии с данными, полученными при проведении первичной и вторичной диагностики в КГ доминирующие типы этнической идентичности остались неизменными. На первом месте тип этнической идентичности «Норма»; второе место - «Этнофанатизм» и третье место- «Этноэгоизм» с незначительным увеличением количества баллов по всем шкалам при проведении вторичной диагностики, и уменьшением количества баллов по шкале «Норма».
Таким образом, экспериментальное воздействие по указанным методикам было эффективно в ЭГ, поскольку до проведения воздействия статистически значимых различий между группами (экспериментальной и контрольной) не было, а после воздействия - различия появились.
Результаты исследования, полученные на формирующем этапе эксперимента доказали эффективность предложенной программы формирования межэтнической толерантности у школьников-подростков.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кареева И.В., Аксенова Г.И. Формирование межэтнической
ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002; 130008
149
KAREEVA Irina Vladimirovna and others FORMATION OF INTERETHNIC TOLERANCE .
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.
2021. T. 10. № 2(35)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474
толерантности в многонациональных коллективах курсантов вузов ФСИН России / И.В. Кареева, Г.И. Аксенова // Психолог и современный мир: сб. науч. тр. по материалам XI Междунар. семинара молодых ученых и аспирантов. Тамбов, 2018. С. 51-56.
2. Конституция Российской Федерации. М., 2016. 19с.
3. Декларация принципов терпимости, (принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г), ст.4.
4. Туарменская А.В., Туарменский А.В. Влияние стереотипов на межкультурную коммуникацию // В сборнике: Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2019. Сборник трудов II международного научно-технического форума: в 10 томах. Под общей редакцией О.В. Миловзорова. Рязань, 2019. С. 134-137.
5. Туарменская А.В., Туарменский В.В., Кондаурова Н., Строилов А., ТарасиковаМ. Стереотипные представления школьников о типичных британцах // В сборнике: Студенческий научный поиск - науке и образованию XXI века. Материалы IX-й Международной студенческой научно-практической конференции. Рязань: Современный технический университет. 2017. С. 254-257.
6. Крымов А.А. Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантов вузов ФСИН России (на примере Академии ФСИН России) // Человек: преступление и наказание. 2016. № 4. С.134-137.
7. Шибанкова Л.А. Педагогические условия коррекции межэтнических отношений в образовательной среде // Казанский педагогический вестник. 2016. № 3(116). С. 42-48.
8. Кареева И.В. Формирование межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России: к постановке проблемы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева. 2017. № 2(40). С. 7073.
9. Оганесян С.С. Сфера образования как транслятор цивилиза-ционной ментальности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 5. Т. 1. С. 141-155.
10. Доронин С.П. Проблема готовности педагога к обеспечению безопасности поликультурной образовательной среды // Казанский педагогический журнал. 2016. № 6. С. 61.
11. Кареева И. В. Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности у студентов высших учебных заведений на примере Академии Федеральной службы исполнения наказаний России // Вестник Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина. 2016. № 2(51). С. 19-26.
12. Борытко Н. М. Введение в педагогику толерантности : учебное пособие для студентов педагогических вузов /Н. М. Борытко, И. А. Соловцева, А. М. Байбаков. Волгоград : ВГИПКРО, 2006. 80 с.
13. Волков Г. Н. Педагогика национального спасения. Избранные этнопедагогические сочинения / Г. Н. Волков. Элиста : АПП «Джангар», 2003. 440 с.
14. Гершунский Б. С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования //Педагогика. 2002. № 7. С. 3—13.
15. Гуров В. Н. Формирование толерантности личности в полиэтнической образовательной среде : учебное пособие. Москва : Педагогическое общество России, 2004. 234 с.
16. Скрябина О. Б. Педагогические условия формирования коммуникативной толерантности у старшеклассников : дис. ... канд. пед. наук / О. Б. Скрябина. Кострома, 2000. 209 с.
17. Шаврина О. Г. Формирование межличностной толерантности старшеклассников : автореф. дис. ... канд. пед. наук / О. Г. Шаврина. Тюмень, 2005. 27 с.
18. Ильченко Л. П. Формирование межэтнической толерантности у школьников : дис. . д-ра пед. наук / Л. П. Ильченко. Москва, 2005. 381 с.
19. Оксузян М. К. Педагогические условия формирования межэтнической толерантности у старшеклассников : дис. . канд. пед. наук /М. К. Оксузян. Армавир, 2004. 168 с.
20. Юдина О. И. Формирование этнической толерантности школьника-подростка : автореф. дис. . канд. пед. наук / О. И. Юдина. Оренбург, 2008. 22 с.
21. Корчагин В.Н. Человековедческая архитектоника учебного процесса в профессиональной школе //Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 1. С. 29-33.
22. Гусейнов О. М. Толерантность как уважение, признание и принятие многоообразия человеческих культур // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 5. С. 55-69.
23. Шибанкова Л.А. Педагогические условия коррекции межэтнических отношений в образовательной среде // Казанский педагогический журнал. 2016.№ 3 (116). С. 42-48.
24. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Психодиагностика толерантности личности/ Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова. М.: Смысл, 2008. 172 с.
25. Формирование педагогической культуры будущего учителя: межвузовский сб. науч. тр. Ростов н/Д: Изд-во РГПИ, 1989. 140 с.
26. Харитонов М.Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этно-педагогических классов: Учеб. Пособие / под ред. Г.Н. Волкова. М.: Нар. педагогика, 1994. 110 с.
27. Харитонов М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт): моногр. /М.Г. Харитонов; МГПУ. М.: Прометей, 1999. 226 с.
28. Шкурапатов В.А. Психика. Культура. История / В.А. Шкурапатов. Ростов н/Д, 1990.268 с.
29. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание / В.Ю. Хотинец. СПб.: Алетейя, 2000. 235 с.
30. Кареева И.В. Многонациональный коллектив, как специфиче-
ский объект формирования межэтнической толерантности у курсантов вузов ФСИН России // Психолого-педагогический поиск. 2017. № 3(43). С. 181-188.
Статья поступила в редакцию 28.08.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021