Bulganina Anastasia Evgenievna, student
Tolsteneva Alexandra Alexandrovna, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia SOCIOLOGICAL RESEARCH OF STUDENTS: ASSESSMENT OF OPPORTUNITY TO COMBINE WORK WITH TRAINING
Abstract. The article shows the results of a survey conducted in December 2019 among 180 students of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. The purpose of the study is the possibility of combining work with training through electronic educational courses.
Keywords: survey, students, work, training
УДК 378.4 + 316.6
ИССЛЕДОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТЕРЕОТИПА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ВУЗА) Туарменский Владимир Викторович, к.пед.н., доцент ( e-mail: [email protected]) Бурукин Вадим Валерьевич, к.и.н., доцент (e-mail: [email protected]) Академия права и управления ФСИН России, г.Рязань
В данной статье авторы попытались определить структуру когнитивной составляющей национального стереотипа. На основе выборочного опроса студентов гуманитарного вуза была определена структура национального стереотипа, сделан вывод о его системном характере. В статье впервые на основе использования и анализа комплекса опросных методик исследована внутренняя структура когнитивной составляющей национального стереотипа. Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с необходимостью разрушения негативных национальных стереотипов.
Ключевые слова: национальные стереотипы, когнитивный компонент стереотипа, высшая школа, социологический опрос студентов
Введение
В условиях современного общества становятся востребованными исследования межэтнических отношений [1, 2]. Данный тип социальных взаимосвязей имеет массу самых разнообразных форм и проявлений. Одним из них являются национальные стереотипы. Образ народа является одним из факторов, определяющих уровень и характер межнациональных отношений, a иногда выступает в качестве фона возникновения межэтнических конфликтов [3, 4, 5, 6, 7]. Сам феномен стереотипа является многогранным образованием, что подчёркивал сам автор термина - У. Липман [8].
Феномен стереотипа, на данный момент, является предметом исследования разнообразных гуманитарных и социальных наук, от психологии и социологии до языкознания [9]. Таким образом, реализация междисципли-
нарного подхода к исследованию феномена стереотипа является вполне оправданным.
В последних исследованиях и публикациях, рассматривающих национальные стереотипы, делается акцент на определение сущности явления (метонимия, концепт) [10] и выделении трёх основных компонентов (когнитивный, оценочный, поведенческий) [11]. Исследование когнитивного компонента не вело к выяснению его структуры и механизмов взаимодействия её основных элементов. Осуществлённое в статье определение структуры когнитивного (рационального) компонента стереотипа и механизмов взаимодействия элементов стереотипа как системы обосновывает новизну данного исследования.
Методика исследования
Опросные методы применялись в работе для сбора первичной социальной информации. Сравнительный метод позволяет соотносить однопоряд-ковые явления, с целью выделения в их массиве общего и различного с целью классификации и типологии. Метод ранжирования использовался для осуществления процедуры упорядочения объектов внутренней структуры стереотипа.
Результаты и их обсуждение
В начале исследования были выдвинуты два предположения. Первое из них заключается в том, что стереотип, как культурное явление воспроизводится без существенных изменений во всех точках исследуемого национального культурного пространства. Второе предположение базировалось на понимании системного характера стереотипа. Из этого утверждения вытекала обязательная рациональная структура когнитивного сегмента стереотипа с чётко фиксируемыми закономерностями его функционирования, которые и предстояло выявить.
Базой исследования стал Институт иностранных языков РГУ имени С.А.Есенина, где было опрошено 142 студента, изучающих английский язык в качестве первого и второго иностранного языка. Исследование проводилось с сентября 2017 года по декабрь 2018 года. Сплошная выборка студентов делилась на два сегмента. Основную массу опрошенных студентов - 112 (79%) составляли те учащиеся, которые изучали английский язык в школе. В контрольную группу вошли студенты 30 (21%), изучавшие в школе немецкий и/или французский языки, а значит, степень их погружения в изучаемую проблему была заведомо ниже. Полученные данные могли выглядеть следующим образом. В рамках первого варианта (данные в двух группах идентичны) полностью подтверждается гипотеза о наличии общего стереотипа для единого социо-культурного пространства, которое и составляют студенты, изучающие английский язык в языковом вузе. Второй вариант - данные в двух группах разнятся - помог бы нам выявить механизмы складывания стереотипов и выдвинуть предположение об изучаемом в школе языке как факторе, задающем рамки социо-культурного пространства.
В рамках первого этапа исследования были изучены теоретические аспекты стереотипа, страноведческая литература по Великобритании, публикации, посвящённые стереотипным представлениям русских об англичанах [12, 13, 14], а также результаты исследований стереотипов в рамках образовательных институтов [15, 16, 17]. Изучение данной литературы позволило оптимизировать процесс создания опросника. Мы отказались от использования психосемантических методов, более пригодных для изучения оценочного, а не когнитивного компонента стереотипа [18]. Основу анкеты составила таблица с перечисленными качествами англичан, которую респонденты должны были обработать в технике ранжирования. Студентам было также предложено дополнить таблицу своим вариантом. Два качества - уважение личного пространства и любовь к чаю были названы по одному разу и общей картины не изменили. В качестве базовых студентам были предложены суждения о качествах жителей Британии.
Апробация анкеты в рамках пилотного исследования позволила положительно судить о валидности общих результатов исследования [19]. Уже на первом этапе исследования были выявлены чётко фиксируемые закономерности в ответах студентов экспериментальной и контрольной групп. Реализация исследования по запланированной выборке дало аналогичные результаты (таблица 1).
Результаты анкетирования позволили выявить чёткие закономерности в строении когнитивной составляющей стереотипа. При ранжировании студенты, с базовым английским языком в школе (далее их будем называть «англичане») считали, что уважение к королеве является самым важным качеством жителя Великобритании. Названную характеристику на первое место поместили 26 человек - 23% («англичане») и 3 человека - 20%, не изучавшие в школе английский язык ни первым, ни вторым иностранным (далее их будем называть «не англичане»). Мы можем заметить, что эту характеристику жителей Британии на первое место ставили школьники, изучающие английский язык. Эти данные были получены нами в ходе более ранних исследований [20]. Данные, полученные при опросе студентов-«не англичан» отличаются от результатов экспериментальной группы (таблица 2). В ходе опроса студенты-«не англичане» на первое место поместили обходительность, вежливость и чувство такта (10 человек -33%). Названная характеристика оказалась на втором месте в рамках первого выбора у «англичан» (23 человека - 20,5%). На второй позиции в рамках первого выбора у «не англичан» оказались стабильность, постоянство и консерватизм (9 человек - 30%). Названная характеристика у «англичан» набрала - 9% и оказалась на третьей позиции.
Таким образом, нами было установлено, что у «не англичан» проявление уважения к монарху не оказалось ведущим составляющим стереотипа. Мы можем предположить, что данный элемент стереотипа формируется под влияние школьной учебной литературы, которая в качестве страноведче-
ской информации обязательно указывает на особенности политической системы Великобритании.
На вторую позицию студенты-«англичане» поместили обходительность, вежливость и чувство такта - 17% (19 человек). Эта характеристика жителей туманного Альбиона поднимается со второй позиции первого выбора. Также вверх перемещается третья позиция первого выбора -стабильность, постоянство и консерватизм - 13,4% (15 человек). На третьем месте оказывается любовь к порядку и комфорту - 12,5% (14 человек). «Не англичане» на первую позицию ставят обходительность, вежливость и чувство такта (10 человек - 33%). На второй позиции в рамках второго выбора у студентов - «не англичан» находится стабильность, постоянство и консерватизм (8 человек - 27%). На третьем месте находятся любовь к порядку и комфорту и терпимость к чужому мнению по 16,6%.
На третью позицию студенты - «англичане» поместили стабильность, постоянство и консерватизм - 15% (17 человек). Вторую позицию заняла любовь к порядку и комфорту - 11,6% (13 человек). Третью позицию заняло чувство юмора - 11% (10 человек).
У студентов-«не англичан» в рамках третьего выбора пять голосов получила любовь к порядку и комфорту (23%) и второе место поделили чувство юмора и культ самоконтроля и предписанного поведения (16,6%). Третье заняли стабильность, постоянство и консерватизм - 13,3%.
Наконец, качества, которые в наименьшей мере свойственны британцам, по мнению студентов, - это сухой и неэмоциональный стиль общения и тщеславие и достоинство.
В результате мы можем эмпирически фиксировать довольно стройную систему характеристик англичан, которая формируется у студентов языковых специальностей уже в школе. Такую стройную систему взглядов невозможно получить, используя ранжирование, если речь идёт об исследовании не стереотипических явлений. Примером могут служить проведённые авторами исследования мотивов профессионального самоопределения учащейся молодёжи разных вузов, специальностей и направлений подготовки [21, 22]. Разные системы взглядов студентов, охваченных такими исследованиями, в результате показывают хаос уже в рамках второго выбора и не дают такой стройной и целостной картины.
Выводы
В ходе сравнительно анализа данных двух групп были выявлены следующие закономерности. Во-первых, и у студентов-«англичан» и «не англичан» в структуре стереотипа наблюдается специфическое эмпирически фиксируемое расположение качеств национального характера, находящееся в зависимости от языка, изучаемого в школе. Во-вторых, ранжирование показывает механизм замены качеств национального характера от первого до третьего выбора. И чем дольше студенты изучали английский язык, тем чётче наблюдается система в ответах студентов. В-третьих, на основе полученных данных, мы можем утверждать, что стереотип существует прак-
тически без изменений в рамках определённого социо-культурного пространства, каковым в нашем исследовании является образовательное пространство высшего учебного заведения. Однако, даже в этом случае, на стереотип накладывает отпечаток язык, изучавшийся респондентами в средней общеобразовательной школе.
Список литературы
1. Туарменская А.В., Туарменский А.В. Проблема формирования толерантности у студентов // В сборнике: Проблемы развития современного общества: сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции. - Курск, Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 35-38.
2. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Формирование толерантной общественной среды через социальную интеграцию // В сборнике: Религия и общество: проблемы взаимодействия материалы Международной научно-практической конференции. - Рязань, 2017. С. 21-23.
3. Кареева И.В., Васильева И.В., Зотова К.В. Проблемы воспитания позитивного межэтнического взаимодействия курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний России: социальный аспект // Высшее образование сегодня. 2020. № 1. С. 9194.
4. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: курс лекций. -М.: Экзамен, 2002. 448 с.
5. Мануковский М.В. Стереотипы сознания в межкультурной коммуникации: учебное пособие по курсу «Теория межкультурной коммуникации». - Воронеж: ВГУ, 2005. 100 с.
6. Сорокина Н.В. Национальные стереотипы в межкультурной коммуникации: монография М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. 265 с.
7. Туарменская А.В., Туарменский А.В. Влияние стереотипов на межкультурную коммуникацию // В сборнике: Современные технологии в науке и образовании - СТНО-2019 Сборник трудов II международного научно-технического форума: в 10 томах. Под общей редакцией О.В. Миловзорова. - Рязань, 2019. С. 134-137.
8. Липпман Уолтер Общественное мнение. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
9. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. - М.: Высшая школа, 2005. 310 с.
10. Стернин И. А. Структура концепта // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспект. - Барнаул, 2006. С. 218.
11. Косяков В.А. Стереотип как когнитивно-языковой феномен: дис. ...кандидата филологических наук : 10.02.19 - Иркутск: Иркутский. гос. лингвист. университет, 2009. 155 с.
12. Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. 18251853г. - М.: Наука, 1982. 320 с.
13. Сатинова В.Ф. Британия и британцы. - Минск: Высшая школа, 2004. 334 с.
14. Ощепкова В.В., Шустилова И.И. О Британии вкратце. - М.: Лист, 1997. 288 с.
15. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО, 2005. 352 с.
16. Речкин Н. С. Стереотипы и процессы стереотипизации в социальных системах (на примере систем школьного образования) : дис. ... д-ра философ. наук : 09.00.08 -Ростов н/Д : Ростовский. гос. университет, 2006. 334 с.
17. Миньяр-Белоручева А.П., Покровская М. Е. Этнические стереотипы в англоязычном пространстве: визуальные образы-персонификации и вербальные образы-
антропонимы // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 1. С. 52-63.
18. Бочкарева А.В. Этнические стереотипы: основные методологические подходы к исследованию и особенности использования психосемантических методов: дис. ... кандидата социолог. наук : 22.00.01 - М.: Российский университет дружбы народов, 2014. 203 с.
19. Туарменская А.В., Туарменский А.В. Стереотипные представления студентов о типичных британцах // Студенческий научный поиск - науке и образованию XXI века. Материалы X международной студенческой научно-практич. конференции. - Рязань, 2018. С. 81-84.
20. Туарменская А.В., Туарменский В.В., Кондаурова Н., Строилов А., Тарасикова М. Стереотипные представления школьников о типичных британцах // В сборнике: Студенческий научный поиск - науке и образованию XXI века. Материалы IX-й Международной студенческой научно-практической конференции. - Рязань, Современный технический университет. 2017. С. 254-257.
21. Туарменский В.В. Исследование профессионального самоопределения школьников с нарушением слуха //Нижегородское образование. 2016. № 4. С. 60-65.
22. Туарменский В.В., Иванов Е.С., Барановский А.В. Сравнительный анализ мотивов профессионального выбора студентов государственного вуза //Человеческий капитал. 2017. № 6 (102). С. 49-51.
Tuarmensky Vladimir Viktorovich, Cand. Pedagogical.Sci., associate professor Academy of law and management FSIN Russia, Ryazan (e-mail: [email protected])
Burukin Vadim Valerievich, Cand. Historical.Sci., associate professor Academy of law and management FSIN Russia, Ryazan (e-mail: [email protected]) A STUDY OF A NATIONAL STEREOTYPE
(ON THE EXAMPLE OF A HUMANITARIAN UNIVERSITY STUDENTS)
In this article, the authors tried to determine the structure of the cognitive component of the national stereotype. On the basis of a sample survey of students of the Humanities University, the structure of the national stereotype was determined, and a conclusion was made about its systemic nature. For the first time, the internal structure of the cognitive component of the national stereotype is studied using and analyzing a set of survey methods. The main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and educational activities when considering issues related to the need to destroy negative national stereotypes. Keywords: national stereotypes, cognitive component of a stereotype, higher school, sociological survey of students