педагогические науки
Туарменский Владимир Викторович, Туарменская Анжела Валерьевна СТРУКТУРА КОГНИТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ...
УДК 378.4 + 316.6
DOI: 10.26140/anip-2020-0901-0066
СТРУКТУРА КОГНИТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО СТЕРЕОТИПА О ТИПИЧНОМ БРИТАНЦЕ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ)
© 2020
AuthorlD: 719620 SPIN: 4909-6804
AuthorID: 719619 SPIN: 6794-2403
Туарменская Анжела Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Второй иностранный язык и методика его преподавания» Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (390000, Россия, Рязань, улица Свободы, 46, e-mail: [email protected]) Аннотация. Цель: определить структуру когнитивной составляющей национального стереотипа. Методы: системный подход к познанию стереотипов, позволяющий комплексно рассмотреть данный феномен, определить и подвергнуть анализу его структуру, объяснить внутренние механизмы его функционирования. Типологический подход представляет собой логико-методологическую процедуру, позволяющую обнаружить тот минимум существенных признаков этноса, которые составляют внутренне устойчивое ядро стереотипа. В результате применения типологического подхода общее пространство стереотипа становится дифференцированным и в нём возможно выделить узловые образования (типы). Применение данных подходов обусловило методический аппарат работы. Сравнительный метод позволяет соотносить однопорядковые явления, с целью выделения в их массиве общего и различного с целью классификации и типологии. Опросные методы применялись в работе для сбора первичной социальной информации. Метод ранжирования использовался для осуществления процедуры упорядочения объектов внутренней структуры стереотипа. Результаты: на основе выборочного опроса студентов языкового вуза, определена структура национального стереотипа, сделан вывод о его системном характере. Научная новизна: в статье впервые на основе использования и анализа комплекса опросных методик исследована внутренняя структура когнитивной составляющей национального стереотипа. Практическая значимость: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности при рассмотрении вопросов, связанных с необходимостью разрушения негативных национальных стереотипов.
Ключевые слова: национальные стереотипы, когнитивный компонент стереотипа, высшая школа, социологический опрос студентов
THE STRUCTURE OF THE COGNITIVE COMPONENT OF A NATIONAL STEREOTYPE ABOUT THE TYPICAL BRITON (ON THE EXAMPLE OF STUDENTS OF LANGUAGE SPECIALTIES)
© 2020
Tuarmenskiy Vladimir Viktorovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor,
of "Philosophy and History" Academy of law and management FSIN Russia (390000, Russia, Ryazan, street Sennaya, 1, e-mail: [email protected]) Tuarmenskауа Angela Valerievna, candidate of philological Sciences, associate Professor, of "Second foreign language and methods of its teaching" Ryazan State University named after S.A. Yesenin (390000, Russia, Ryazan, street Svoboda, 46, e-mail: [email protected]) Abstract. Objective: to determine the structure of the cognitive component of the national stereotype. Methods: a systematic approach to the cognition of stereotypes, allowing to consider this phenomenon comprehensively, to determine and analyze its structure, to explain the internal mechanisms of its functioning. The typological approach is a logical and methodological procedure that allows to detect the minimum of essential features of the ethnos, which constitute the internally stable core of the stereotype. As a result of application of the typological approach the general space of a stereotype becomes differentiated and it is possible to allocate nodal formations (types) in it. The application of these approaches determined the methodological apparatus of the work. The comparative method allows to correlate single-order phenomena to highlight the common and different in their array for the purpose of classification and typology. Survey methods were used to collect primary social information. The ranking method was used to implement the procedure of ordering the objects of the internal structure of the stereotype. Results: on the basis of a sample survey of language university students the structure of the national stereotype has been determined, the conclusion about its systemic nature has been made. Scientific novelty: for the first time, the internal structure of the cognitive component of the national stereotype has been investigated on the basis of the use and analysis of a set of survey methods. Practical significance: the main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and pedagogical activities when considering issues related to the necessity to eliminate negative national stereotypes.
Keywords: national stereotypes, cognitive component of a stereotype, higher school, sociological survey of students
Туарменский Владимир Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Философия и история»
Академия права и управления ФСИН России (390000, Россия, Рязань, улица Сенная, 1, e-mail: [email protected])
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного поликультурного общества особо востребованными становятся исследования, рассматривающие наиболее острые и актуальные аспекты межэтнических отношений [1-5]. Данный тип социальных взаимосвязей имеет массу самых разнообразных проявлений. Одним из них являются национальные стереотипы. Формирующийся на протяжении десятилетий. Азимут научных исследований: педагогика и психология.
а иногда столетий образ народа становится одним из факторов. определяющих уровень и характер межнациональных отношений. а иногда выступает в качестве фона возникновения межэтнических конфликтов [6-13]. Однако было бы неправильно сводить стереотипы к негативному феномену. как это происходит в большинстве исследований. Необходимо отметить. то сам автор термина - У. Липман пытался избежать такой однобокой 2020. Т. 9. № 1(30) 281
Tuarmenskiy Vladimir Viktorovich, Tuarmenskaya Angela Valerievna
THE STRUCTURE OF THE COGNITIVE COMPONENT OF A NATIONAL .
pedagogical sciences
трактовки [14].
Феномен стереотипа, на данный момент, является предметом исследования разнообразных гуманитарных и социальных наук, от психологии и социологии до языкознания [15]. Таким образом, реализация междисциплинарного подхода к исследованию феномена стереотипа является вполне оправданным.
В последних исследованиях и публикациях, рассматривающих национальные стереотипы, делается акцент на определение сущности явления (метонимия, концепт) [16] и выделении трёх основных компонентов (когнитивный, оценочный, поведенческий) [17]. Исследование когнитивного компонента не вело к выяснению его структуры и механизмов взаимодействия её основных элементов. Осуществлённое в статье определение структуры когнитивного (рационального) компонента стереотипа и механизмов взаимодействия элементов стереотипа как системы обосновывает новизну данного исследования.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи и постановка задания. Определение структуры когнитивной составляющей национального стереотипа на основании анализа теоретических разработок и результатов опроса среди студентов языковых специальностей стало целью нашей работы. Она определила основные задачи исследования. Во-первых, изучить теоретические аспекты стереотипа и его разновидности - стереотипа этнического. Во-вторых, на основе анализа страноведческой литературы выявить основные стереотипические черты исследуемого этноса (в данном случае англичан). В-третьих, составить анкету, апробировать и провести опрос по доступной выборке среди студентов языковых специальностей. В-четвёртых, на основе проведённого исследования, определить структуру когнитивного компонента национального стереотипа и описать схему взаимодействия её основных элементов.
Методологическую базу исследования составили системный и типологический подходы. Системный подход позволяет комплексно рассмотреть феномен стереотипа, определить и подвергнуть анализу его структуру, объяснить внутренние механизмы его функционирования. Типологический подход представляет собой логико-методологическую процедуру, позволяющую обнаружить тот минимум существенных признаков этноса, которые составляют внутренне устойчивое ядро стереотипа. Применение типологического подхода позволяет выделить в общем пространстве стереотипа узловые образования (типы). Методологический аппарат работы обусловлен использованием данных подходов. Использованный в исследовании сравнительный метод позволяет соотносить однопорядковые явления, с целью выделения в их массиве общего и различного с целью классификации и типологии. Интервью и анкетирование применялись в работе для сбора первичной информации. Анализ позволил определить структуру исследуемого компонента стереотипа. Метод ранжирования использовался для осуществления процедуры упорядочения объектов внутренней структуры стереотипа.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В начале исследования были выдвинуты два предположения. Первое из них заключается в том, что стереотип, как культурное явление воспроизводится без существенных изменений во всех точках исследуемого национального культурного пространства. Второе предположение базировалось на понимании системного характера стереотипа. Из этого утверждения вытекала обязательная рациональная структура когнитивного сегмента стереотипа с чётко фиксируемыми закономерностями его функционирования, которые и предстояло выявить.
Базой исследования стал Институт иностранных языков РГУ имени С.А.Есенина, где было опрошено 142 студента, изучающих английский язык в качестве
первого и второго иностранного языка. Исследование проводилось с сентября 2017 года по декабрь 2018 года. Сплошная выборка студентов делилась на два сегмента. Основную массу опрошенных студентов - 112 (79%) составляли те учащиеся, которые изучали английский язык в школе. В контрольную группу вошли студенты 30 (21%), изучавшие в школе немецкий и/или французский языки, а значит, степень их погружения в изучаемую проблему была заведомо ниже. Полученные данные могли выглядеть следующим образом. В рамках первого варианта (данные в двух группах идентичны) полностью подтверждается гипотеза о наличии общего стереотипа для единого социо-культурного пространства, которое и составляют студенты, изучающие английский язык в языковом вузе. Второй вариант - данные в двух группах разнятся - помог бы нам выявить механизмы складывания стереотипов и выдвинуть предположение об изучаемом в школе языке как факторе, задающем рамки социокультурного пространства.
В рамках первого этапа исследования были изучены теоретические аспекты стереотипа, страноведческая литература по Великобритании, публикации, посвя-щённые стереотипным представлениям русских об англичанах [18, 19, 20], а также результаты исследований стереотипов в рамках образовательных институтов [21, 22, 23]. Изучение данной литературы позволило оптимизировать процесс создания опросника. Мы отказались от использования психосемантических методов, более пригодных для изучения оценочного, а не когнитивного компонента стереотипа [24]. Основу анкеты составила таблица с перечисленными качествами англичан, которую респонденты должны были обработать в технике ранжирования. Студентам было также предложено дополнить таблицу своим вариантом. Два качества - уважение личного пространства и любовь к чаю были названы по одному разу и общей картины не изменили. В качестве базовых студентам были предложены следующие суждения о качествах жителей Британии (таблица 1).
Таблица 1 - Ранжирование качеств жителей Британии студентами, изучавшими английский язык в школе*
Jfe Качество, присущее жителю Британии номер выоора
1 2 3
1. проявление уважения к королеве место в ранге (%) 1(23) 9 б
2. ооходительность,вежливостьи чувство такта 2 (20,5) 1(17) 7
3. стаоильность,постоянство и консерватизм 3(9) 2(13,4) 1(15)
4. любовь к порядку и комфорту 4 3(12,5) 2(11,6)
5. чувство юмора 5 4 3(11)
6. сухой и неэмоциональный стиль оощения б 7 S
культ самоконтроляи предписанного поведения 7 б 5
8. терпимость к чужому мнению S 5 9
У. тщеславие и достоинство 9 S 4
* составлено авторами
Апробация анкеты в рамках пилотного исследования позволила положительно судить о валидности общих результатов исследования [25]. Уже на первом этапе исследования были выявлены чётко фиксируемые закономерности в ответах студентов экспериментальной и контрольной групп. Реализация исследования по запланированной выборке дало аналогичные результаты (таблица 1).
Результаты анкетирования позволили выявить чёткие закономерности в строении когнитивной составляющей стереотипа. При ранжировании студенты, с базовым английским языком в школе (далее их будем называть «англичане») считали, что уважение к королеве является самым важным качеством жителя Великобритании. Названную характеристику на первое место поместили 26 человек - 23% («англичане») и только 3 человека -10%, не изучавшие в школе английский язык ни первым, ни вторым иностранным (далее их будем называть «не англичане»). Мы можем заметить, что эту характеристику жителей Британии на первое место ставили школьники, изучающие английский язык. Эти данные были получены нами в ходе более ранних исследований [26]. Данные, полученные при опросе студентов-«не англичан» отличаются от результатов экспериментальной
педагогические науки
Туарменский Владимир Викторович. Туарменская Анжела Валерьевна СТРУКТУРА КОГНИТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ НАЦИОНАЛЬНОГО ...
группы (таблица 2). В ходе опроса студенты-«не англичане» на первое место поместили обходительность, вежливость и чувство такта (10 человек - 33%). Названная характеристика оказалась на втором месте в рамках первого выбора у «англичан» (23 человека -20.5%). На второй позиции в рамках первого выбора у «не англичан» оказались стабильность, постоянство и консерватизм (9 человек - 30%). Названная характеристика у «англичан» набрала - 9% и оказалась на третьей позиции (таблица 2).
Таблица 2 - Ранжирование качеств жителей Британии студентами. не изучавшими английский язык в школе*
№ Качество, присущее жителю Британии номер выоора
1 2 3
1. проявление уважения к королеве меси, „риге О) 3(10) 7 5
2. ооходктельность, вежливость и чувство такта 1(33) 1(33) 4
3. стаоильность. постоянство и консерватизм 2(30) 2(27) 3(13,3)
4 люоовьк порядку и комфорту 4 3 (16,6) 1(23)
5. чувство юмор а 4 2 (16,б)
6. сухой и неэмоциональный стиль оошения S 5 -
~ культ самоконтроля и пр едпнсанного поведения 5 б 2 (16,6)
8. терпимость к чужому мнению 7 3 (16,6) 6
У. тщеславие и достоинство б 7
* составлено авторами
Таким образом. нами было установлено. что у «не англичан» проявление уважения к монарху не оказалось ведущим составляющим стереотипа. Мы можем предположить. что данный элемент стереотипа формируется под влияние школьной учебной литературы. которая в качестве страноведческой информации обязательно указывает на особенности политической системы Великобритании.
На первую позицию в рамках второго выбора студенты-«англичане» поместили обходительность, вежливость и чувство такта - 17% (19 человек). Эта характеристика жителей туманного Альбиона поднимается со второй позиции первого выбора. Также вверх перемещается третья позиция первого выбора - стабильность, постоянство и консерватизм - 13.4% (15 человек). На третьем месте оказывается любовь к порядку и комфорту - 12.5% (14 человек). «Не англичане» на первую позицию ставят обходительность, вежливость и чувство такта (10 человек - 33%). На второй позиции в рамках второго выбора у студентов - «не англичан» находится стабильность, постоянство и консерватизм (8 человек - 27%). На третьем месте находятся любовь к порядку и комфорту и терпимость к чужому мнению по 16.6% (поднимается с четвёртой позиции первого выбора).
В рамках третьего выбора на первую позицию студенты - «англичане» поместили стабильность, постоянство и консерватизм - 15% (17 человек). Вторую позицию заняла любовь к порядку и комфорту - 11.6% (13 человек). Третью позицию заняло чувство юмора - 11% (10 человек).
У студентов-«не англичан» в рамках третьего выбора пять голосов получила любовь к порядку и комфорту (23%). Второе место поделили чувство юмора и культ самоконтроля и предписанного поведения (16.6%). Третье заняли стабильность, постоянство и консерватизм - 13.3%.
Наконец. качества. которые в наименьшей мере свойственны британцам. по мнению студентов. - это сухой и неэмоциональный стиль общения и тщеславие и достоинство.
В результате мы можем эмпирически фиксировать довольно стройную систему характеристик англичан. которая формируется у студентов языковых специальностей уже в школе. Такую стройную систему взглядов невозможно получить. используя ранжирование. если речь идёт об исследовании не стереотипических явлений. Примером могут служить проведённые авторами исследования мотивов профессионального самоопределения учащейся молодёжи разных вузов. специальностей и направлений подготовки [27-35]. Разные системы взглядов студентов. охваченных такими исследованиями. в результате показывают хаос уже в рамках второго
выбора и не дают такой стройной и целостной картины.
ВЫВОДЫ
В ходе сравнительно анализа данных двух групп были выявлены следующие закономерности. Во-первых, и у студентов-«англичан» и «не англичан» в структуре стереотипа наблюдается специфическое эмпирически фиксируемое расположение качеств национального характера, находящееся в зависимости от языка, изучаемого в школе. Во-вторых, ранжирование показывает механизм замены качеств национального характера от первого до третьего выбора. И чем дольше студенты изучали английский язык, тем чётче наблюдается система в ответах студентов. В-третьих, на основе полученных данных, мы можем утверждать, что стереотип существует практически без изменений в рамках определённого со-цио-культурного пространства, каковым в нашем исследовании является образовательное пространство высшего учебного заведения. Однако, даже в этом случае, на стереотип накладывает отпечаток язык, изучавшийся респондентами в средней общеобразовательной школе.
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении мы видим в исследовании механизмов влияния на процесс формирования когнитивной составляющей национального стереотипа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Туарменская А.В., Туарменский А.В. Проблема формирования толерантности у студентов // В сборнике: Проблемы развития современного общества: сборник научных статей 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Курск, Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 35-38.
2. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Формирование толерантной общественной среды через социальную интеграцию // В сборнике: Религия и общество: проблемы взаимодействия материалы Международной научно-практической конференции. Рязань, 2017. С. 21-23.
3. Фролова М.И. К вопросу социально - философского понятия толерантности и культурной идентичности // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 351-358.
4. Гасымова К.В. Поликультурное образование как основа формирования толерантности в мультикультурном пространстве // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 14-18.
5. Shmeleva Zh.N. The development of cross-cultural tolerance of bachelors by means of studying the english language at Krasnoyarsk SAU //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 116-120.
6. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения: курс лекций. М.: Экзамен, 2002. 448 с.
7. Мануковский М.В. Стереотипы сознания в межкультурной коммуникации: учебное пособие по курсу «Теория межкультурной коммуникации». Воронеж: ВГУ, 2005. 100 с.
8. Новикова Т.Б. Стереотипы в межкультурной коммуникации // Лингвистические парадигмы и лингводидактика: материалы X Международной научно-практической конференции. Иркутск, 2005. С. 622-626.
9. Сорокина Н.В. Национальные стереотипы в межкультурной коммуникации: монография М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. 265 с.
10. Туарменская А.В., Туарменский А.В. Влияние стереотипов на межкультурную коммуникацию //В сборнике: Современные технологии в науке и образовании - СТН0-2019 Сборник трудов II международного научно-технического форума: в 10 томах. Под общей редакцией О.В. Миловзорова. Рязань, 2019. С. 134-137.
11. Манцаева А.Н., Батаева Д.Н. Этнические стереотипы в межкультурной коммуникации // Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 218-221.
12. Жесткова Е.А. Формирование межкультурной компетенции в условиях диалога культур // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 77-80.
13. Емельянова Т.В., Самсонова И.С. Формирование этического компонента межкультурной компетенции у студентов-историков // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 227-230.
14. Липпман Уолтер Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. 384 с.
15. Садохин А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М.: Высшая школа, 2005. 310 с.
16. Стернин И.А. Структура концепта // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспект. Вып. 10. Барнаул, 2006. С. 218.
17. Косяков В.А. Стереотип как когнитивно-языковой феномен: дис. ...кандидата филологических наук : 10.02.19 / Косяков Виталий Александрович; [Место защиты: Иркутский. гос. лингвист. университет]. Иркутск, 2009. 155 с.
18. Ерофеев Н.А. Туманный Альбион. Англия и англичане глазами русских. 1825-1853г. М.: Наука, 1982. 320 с.
19. Сатинова В.Ф. Британия и британцы. Минск: Высшая школа, 2004. 334 с.
20. Ощепкова В.В., Шустилова И.И. О Британии вкратце. М.: Лист, 1997. 288 с.
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 1(30)
283
Tuarmenskiy Vladimir Viktorovich, Tuarmenskaya Angela Valerievna
THE STRUCTURE OF THE COGNITIVE COMPONENT OF A NATIONAL .
pedagogical sciences
21. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005. 352 с.
22. Речкин Н.С. Стереотипы и процессы стереотипизации в социальных системах (на примере систем школьного образования) : дис. ... д-ра философ. наук : 09.00.08 / Речкин Николай Степанович; [Место защиты: Ростовский. гос. университет]. Ростов н/Д, 2006. 334 с.
23. Миньяр-Белоручева А.П., Покровская М. Е. Этнические стереотипы в англоязычном пространстве: визуальные образы-персонификации и вербальные образы-антропонимы // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 1. С. 52-63.
24. Бочкарева А.В. Этнические стереотипы: основные методологические подходы к исследованию и особенности использования психосемантических методов: дис. ... кандидата социолог. наук : 22.00.01 / Бочкарёва Анна Владимировна; [Место защиты: Российский университет дружбы народов]. М., 2014. 203 с.
25. Туарменская А.В., Туарменский А.В. Стереотипные представления студентов о типичных британцах //В сборнике: Студенческий научный поиск - науке и образованию XXI века материалы X международной студенческой научно-практической конференции. Рязань, 2018. С. 81-84.
26. Туарменская А.В., Туарменский В.В., Кондаурова Н., Строилов А., ТарасиковаМ. Стереотипные представления школьников о типичных британцах // В сборнике: Студенческий научный поиск - науке и образованию XXI века. Материалы IX-й Международной студенческой научно-практической конференции. Рязань, Современный техни-ческийуниверситет. 2017. С. 254-257.
27. Туарменский В.В. Исследование профессионального самоопределения школьников с нарушением слуха //Нижегородское образование. 2016. № 4. С. 60-65.
28. Толканюк З.А. Профессиональное самоопределение молодежи как фактор подготовки компетентного специалиста // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 57-59.
29. Бекоева М.И. Формирование профессионального самоопределения обучающихся на основе активизации творческой самостоятельности //Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 5-8.
30. Карпова О.Л., Найн А.Я. Развитие профессионального самоопределения студента на основе смыслообразовательной деятельности // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 230-233.
31. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А. Возможности открытого пространства воспитательной системы вуза в формировании профессионального самоопределения студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 305-308.
32. Туарменский В.В. Исследование мотивов профессионального выбора студентов-социальныхработников //В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: актуальные проблемы образовательного процесса в гетерогенных организациях к 40-летию Института психологии, педагогики и социальной работы: материалы VIIIМеждународной научно-практической конференции. Рязань, Министерство образования и науки Российской Федерации; ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»; Институт психологии, педагогики и социальной работы РГУ имени С.А. Есенина. 2016. С. 239-242.
33. Лесникова С.Л., Леухова М.Г. Профессиональное самоопределение студентов вуза как условие профессиональной идентичности: аспект отношения к профессиональной карьере // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 253-256.
34. Швацкий А.Ю., Зубкова С.Н. Влияние уровня самооценки на профессиональное самоопределение в юношеском возрасте // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 86-88.
35. Туарменский В.В., Иванов Е.С., Барановский А.В. Сравнительный анализ мотивов профессионального выбора студентов государственного вуза //Человеческий капитал. 2017. № 6 (102). С. 49-51.
Статья поступила в редакцию 13.11.2019 Статья принята к публикации 27.02.2020