Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных ценностей курсантов посредством внеучебной деятельности'

Формирование духовно-нравственных ценностей курсантов посредством внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формирование духовно-нравственных ценностей / курсанты / воспитательные мероприятия / внеучебная деятельность / part-time job / work load / psychological safety / emotional background / professional deformation / penal system

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлия Владимировна Смирнова, Татьяна Анатольевна Маркова

В статье рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственных ценностей курсантов посредством внеучебной деятельности. Предметом исследования является воспитательная деятельность по формированию у курсантов таких ценностей, как доброта, честность, отзывчивость, ответственность, справедливость, милосердие и других, раскрывающихся в служении ближним, народу и Отечеству. Цель настоящей публикации – изучение проблем формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов и определение способов их решения. Методологическую основу статьи составили принципы личностно-ориентированного подхода, идеи целостности образовательного процесса, а также такие методы, как анализ, синтез, обобщение, анкетирование, беседа. В результате проведенного исследования уточнены понятия «духовность» и «нравственность» в контексте воспитания будущих офицеров УИС, выявлены проблемы формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов, предложен способ их решения путем создания личностно ориентированных ситуаций в рамках внеучебной деятельности, актуализирующих саморазвитие обучающихся. Сделан вывод о необходимости проведения воспитательных мероприятий с курсантами по формированию духовно-нравственных ценностей, имеющих теоретическую и практическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юлия Владимировна Смирнова, Татьяна Анатольевна Маркова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of spiritual and moral values of cadets through extracurricular activities

The article deals with the formation of spiritual and moral values of cadets through extracurricular activities. The subject of the research is the educational activity on the formation of such values among cadets as kindness, honesty, responsiveness, responsibility, justice, mercy and others, which are revealed in the service of neighbors, the people and the Fatherland. The purpose of this publication is to study the problems of the formation of spiritual and moral values among cadets and determine ways to solve them. The methodological basis of the article was formed by the principles of a student-centered approach, the ideas of the integrity of the educational process, as well as such methods as analysis, synthesis, generalization, questioning, and conversation. As a result of the study, the concepts of «spirituality» and «morality» were clarified in the context of the education of future officers of the penal system, the problems of the formation of spiritual and moral values among cadets were identified, and a way to solve them was proposed by creating personality-oriented situations within the framework of extracurricular activities that actualize the self-development of students. It is concluded that it is necessary to conduct educational activities with cadets to form spiritual and moral values that have theoretical and practical significance.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных ценностей курсантов посредством внеучебной деятельности»

УДК 378.1

ЭО1: 10.51522/2307-0382-2023-253-6-47-55

ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА СМИРНОВА

Доцент кафедры русского и иностранных языков психологического факультета ВИПЭ ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент И julianna1805@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7716-9870

Вологда

ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА МАРКОВА

Заведующая кафедрой иностранных языков ФГБОУ «Вологодская государственная молочнохозяйственная академия имени Н. В. Верещагина», кандидат педагогических наук. И mar_ta.vologda@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0428-5894

Вологда

Формирование духовно-нравственных ценностей курсантов посредством внеучебной деятельности

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования духовно-нравственных ценностей курсантов посредством внеучебной деятельности. Предметом исследования является воспитательная деятельность по формированию у курсантов таких ценностей, как доброта, честность, отзывчивость, ответственность, справедливость, милосердие и других, раскрывающихся в служении ближним, народу и Отечеству. Цель настоящей публикации - изучение проблем формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов и определение способов их решения. Методологическую основу статьи составили принципы личностно-ориентированного подхода, идеи целостности образовательного процесса, а также такие методы, как анализ, синтез, обобщение, анкетирование, беседа. В результате проведенного исследования уточнены понятия «духовность» и «нравственность» в контексте воспитания будущих офицеров УИС, выявлены проблемы формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов, предложен способ их решения путем создания личностно ориентированных ситуаций в рамках внеучебной деятельности, актуализирующих саморазвитие обучающихся. Сделан вывод о необходимости проведения воспитательных мероприятий с курсантами по формированию духовно-нравственных ценностей, имеющих теоретическую и практическую значимость.

Ключевые слова: формирование духовно-нравственных ценностей, курсанты, воспитательные мероприятия, внеучебная деятельность

Для цитирования

Смирнова Ю. В., Маркова Т. А. Формирование духовно-нравственных ценностей курсантов посредством внеучебной деятельности // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2023. № 6. С. 47-55. Ы^: //www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-253-6-47-55.

5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки)

© Смирнова Ю. В., Маркова Т. А., 2023

YULIA V. SMIRNOVA

Associate Professor of the Department of Russian and Foreign Languages, Faculty of Psychology of VILE of the FPS of Russia, Candidate of Pedagogy, Associate Professor julianna1805@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-7716-9870 Vologda

TATYANA A. MARKOVA

Head of the Department of Foreign Languages of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Vologda State Dairy Farming Academy by N. V. Vereshchagin»,

Candidate of Pedagogy mar_ta.vologda@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-0428-5894 Vologda

Formation of spiritual and moral values of cadets through

extracurricular activities

Abstract. The article deals with the formation of spiritual and moral values of cadets through extracurricular activities. The subject of the research is the educational activity on the formation of such values among cadets as kindness, honesty, responsiveness, responsibility, justice, mercy and others, which are revealed in the service of neighbors, the people and the Fatherland. The purpose of this publication is to study the problems of the formation of spiritual and moral values among cadets and determine ways to solve them. The methodological basis of the article was formed by the principles of a student-centered approach, the ideas of the integrity of the educational process, as well as such methods as analysis, synthesis, generalization, questioning, and conversation. As a result of the study, the concepts of «spirituality» and «morality» were clarified in the context of the education of future officers of the penal system, the problems of the formation of spiritual and moral values among cadets were identified, and a way to solve them was proposed by creating personality-oriented situations within the framework of extracurricular activities that actualize the self-development of students. It is concluded that it is necessary to conduct educational activities with cadets to form spiritual and moral values that have theoretical and practical significance.

Keywords: part-time job, work load, psychological safety, emotional background, professional deformation, penal system

For citation

Smirnova Y. V., Markova T. A. Formation of spiritual and moral values of cadets through extracurricular activities // Vedomosti of the Penal System. 2023. No. 6. P. 47-55. https://www.doi.org/10.51522/2307-0382-2023-253-6-47-55.

5.8.1 General pedagogy, history of pedagogy and education (pedagogical sciences)

Проблема формирования духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения стоит в современном обществе особенно остро. Ориентация молодежи на материальную выгоду, потребительство, поиск наслаждений, комфорта и удовольствий заменяет стремление к духовности, нравственности, искажает понятия добра, совести, милосердия, сострадания, патриотизма. Девальвация традиционных духовно-нравственных ценностей приводит к проявлению в людях равнодушия, недоверия, жестокости, озлобленности, враждебности, разобщенности, эгоизма.

Приоритетной задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, укреплении социальной солидарности, повышении уровня доверия человека к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны отводится образованию [1]. Современные образовательные стратегии ориентируют процесс обучения не столько на приобретение знаний, умений и навыков, сколько на формирование мировоззрения личности в ходе усвоения обучающимися системы «духов -но-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [2]. При подготовке курсантов в образовательных организациях ФСИН России имеет значение цель, обозначенная в Концепции развития уголовно-исполнительной системы

Российской Федерации на период до 2030 года, предусматривающая совершенствование воспитательной, психологической и социальной работы с осужденными, направленное на формирование уважительного отношения к обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития [3]. Духовно-нравственные ценности, вековые традиции офицерства находят свое выражение в Кодексе чести русского офицера. Среди основных его требований выступает формирование таких необходимых качеств, как честность, бескорыстие, правдивость, прямодушие, благонравие, скромность, терпение, постоянство, покровительство слабым, невинным и оскорбленным; быть личностью благородной в поступках и намерениях, проявлять человеколюбие и гуманность, милосердие; строить отношения с ближними на основе доверия и взаимоуважения, «в мире и согласии пребывать в офицерском братстве, проявлять взаимопомощь и взаимовыручку, удерживать сотоварищей от дурных поступков» и других [4].

По логике повествования требуется определить значение понятий «духовный» и «нравственный». Эти понятия в литературе зачастую отождествляются, что затрудняет выявление их сущности. Важно понимать, что рассматриваемые понятия различны. Они взаимосвязаны, однако каждое из них имеет свое значение, вектор. Нравственность - это верное отношение к окружающему миру, прежде всего - людям, природе, которое укладывается в золотом правиле: не делай другому того, чего не желаешь себе [5]. Как отмечает Р. Ш. Алеуова, нравственными ценностями являются нормативные представления о добре и зле, справедли-

вость, честность, вежливость, чуткость, общечеловеческие идеалы, нормы, принципы [6], следовательно, нравственным человеком считается тот, чье поведение и деятельность соответствуют очевидным моральным нормам. Духовность обнаруживается в обращенности человека к высшим ценностям, идеалу, сознательной устремленности человека к совершенству [7], стремлении стать лучше. По мнению Л. Г. Ровенской, «Духовные ценности - это то, что невозможно увидеть, ощутить... эти ценности находятся внутри каждого человека, это своего рода установки и ориентиры, определяющие отношение человека к действительности, его поведение» [8].

Таким образом, нравственность выражается во внешних, видимых для окружающих проявлениях, в то время как духовность представляет собой внутреннее, скрытое от окружающих качество личности, невидимый мотив поведения, известный только самому человеку. При этом внешнее и внутреннее содержание личности может не совпадать, поскольку нравственность не всегда определяет духовное содержание, и наоборот.

Отметим, что в программах специали-тета ведомственных вузов ФСИН России среди общепрофессиональных компетенций обозначена «ценностно-мотива-ционная ориентация», предполагающая способность обучающихся формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга (ОПК-1). Гражданская позиция рассматривается нами наряду с такими исследователями, как Е. В. Бондарев-ская, А. В. Кирьякова, Н. Д. Никандров, Е. Н. Шиянов, в рамках проблем, связанных с формированием ценностных ориентаций и ценностных отношений.

Патриотизм определяется как «любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу» [9]. Таким образом, анализ литературы и нормативных документов позволяет заключить, что такие духовно-нравственные ценности как доброта, честность, отзывчивость, ответственность, справедливость, милосердие и другие, выступая фундаментом жизни, призваны раскрываться в служении ближним, народу и Отечеству. Поэтому у курсантов важно формировать духовно-нравственные ценности, выражающиеся в правильном поведении.

При формировании духовно-нравственных ценностей важно осознавать, что благодаря именно духовности нравственность становится способностью творить добро, служить не по внешнему принуждению, а по собственному внутреннему выбору и доброй воле. Показателем доброй воли можно считать способность к поступкам, которые не только не сулят индивиду какой-либо выгоды, но даже сопряжены для него с очевидными потерями. Добрая воля есть бескорыстная воля [10]. Данное положение крайне важно учитывать при воспитании курсантов, возраст которых характеризуется становлением мировоззрения и целостной картины мира.

Во время обучения в вузе ценностные ориентиры формируются как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности. Наибольший потенциал для формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся имеет внеучебная деятельность, представляющая собой ресурс организации свободного времени курсантов, позволяющий достичь нового качества воспитания посредством формирования ценностных ориентаций в социальной реальности [11]. Формирование этих ценностей представляется целесообразным посредством создания личностно ориентированных ситуаций,

актуализирующих силы саморазвития обучающихся. Создаваемая в рамках мероприятий внеучебной деятельности ситуация содержит в своей основе: нравственный выбор, препятствие, требующее проявления воли и переживания радости собственного открытия, самоанализ и самооценку, отказ от своих прежних воззрений и принятие новых ценностей, осознание своей ответственности за явления природной и социальной действительности и другое. Развитие личности предстает как своего рода самоконструирование индивидом своего внутреннего мира [12]. Таким образом, личностно-развивающая ситуация направлена на осознание и осмысление своей внутренней сущности, поиск смысла, изменение эмоционально-ценностного отношения.

С целью выявления проблемы формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся нами было проведено исследование, в котором приняли участие 44 курсанта первого года обучения Вологодского института права и экономики ФСИН России. Как показало анкетирование, 40 курсантов из 44 затруднились с определением сущности понятий «духовность» и «нравственность», 17 человек не смогли никак пояснить эти понятия. Также наблюдается нечеткость в ответах курсантов при определении рассматриваемых понятий.

На вопрос: «Как вы поступите, если ваш одногруппник оказался в сложной ситуации (учеба, дисциплина, семейные обстоятельства и так далее)?» 24 респондента из 44 ответили, что поддержат его и окажут посильную помощь, 15 - будут наблюдать со стороны. При этом 28 курсантов ожидают ответной помощи от других в аналогичных ситуациях.

На вопрос: «Если слабый пострадал от сильного?» 11 курсантов из 44 ответили, что посочувствуют и пройдут мимо. Если

в разговоре звучит злобная сплетня о друге, то 24 человека из 44 остановят клеветника упреком, 20 - выслушают молча и расскажут позже другу об этом. На вопрос: «Будете ли Вы удерживать своего друга от неверного поступка?» утвердительно ответили 37 из 44 курсантов.

14 респондентов из 44 ответили, что трудно первым пойти на примирение после ссоры, 35 из 44 считают, что человек должен стремиться каждый день становиться лучше, при этом под словом «лучше» обучающиеся подразумевают спектр однотипных и довольно неопределенных вещей: приобрести знания, опыт, силы, учиться на ошибках, достичь целей, совершенствоваться, развивать умения и навыки, найти новые увлечения, направить себя на созидание, сделать чуть больше, чем вчера. Ответы курсантов заключают в себе преимущественно зна-ниевые ценности, что бесспорно важно, однако настораживает отсутствие необходимости развития важнейших качеств личности: доброты, отзывчивости, выдержанности, искренности и так далее. Только один курсант дал ответ: «стать лучше - это поступать по совести, чтобы потом не было стыдно».

Важность умения признавать свои ошибки отметили 43 из 44 курсантов. Вместе с тем 27 курсантов отметили, что лишь иногда могут признавать свои ошибки перед окружающими. На вопрос: «Как вы заботитесь об укреплении взаимных связей в курсантском коллективе?» 20 из 44 респондентов выбрали ответ: стараюсь находить новые возможности для взаимодействия на основе своего опыта, 17 - стараюсь не вмешиваться. Затруднение у курсантов вызвал вопрос о перечислении пословиц о дружбе, товариществе, милосердии и взаимопомощи. Только 3 человека из 44 смогли вспомнить более двух пословиц, 7 курсантов не назвали ни одной. На вопрос о том, как

курсанты выполняют свои обязанности в коллективе, 24 из 44 обучающихся ответили, что они делают это, заботясь о своей выгоде, извлекая как можно больше пользы для себя. Данный ответ характеризует проявление эгоизма, расчета, отсутствие доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи среди курсантов.

Во время обсуждения некоторых вопросов анкеты и связанных с ними жизненных ситуаций курсанты отметили их актуальность и значимость, необходимость подробного рассмотрения.

Таким образом, результаты опроса выявили, во-первых, проблему невнимательности у курсантов к окружающим и мотивам своих поступков, во-вторых, безразличие к окружающим, эгоизм, в-третьих, трудности в признании своих ошибок, в-четвертых, слабую заинтересованность в сплочении коллектива. Исследование также показало, что необходимость формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов представляет собой важнейшую воспитательную задачу, в решении которой должен быть заинтересован и задействован весь педагогический коллектив образовательной организации, включая ветеранскую организацию.

С целью формирования духовно-нравственных ценностей у курсантов нами был разработан и частично апробирован комплекс мероприятий, реализуемый в рамках внеучебной деятельности. Воспитание любви к ближним, справедливости, честности, сострадания, милосердия, проявляющихся в служении народу и Отечеству, осуществляется посредством содержания мероприятий. Как отмечают В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, вопросы, предназначенные для обсуждения, должны содержать значимую для обучающихся проблему, волновать их, настраивать на искренний разговор, обмениваясь мнениями [13]. Познать глубинный

смысл и значение рассматриваемых духовно-нравственных ценностей возможно на примере конкретных событий, примеров и ситуаций, выражающихся в нравственном выборе человека. Рассмотрим некоторые из них.

Одним из важнейших мероприятий является беседа с курсантами о сущности понятий «духовность» и «нравственность», в ходе которой необходимо раскрыть и показать значение первостепенных понятий на конкретных примерах. Например, благотворитель, жертвующий денежные суммы, может руководствоваться вовсе не человеколюбием, состраданием и желанием помочь ближнему, а мотивами прямо противоположными: расчетом, тщеславием, гордыней. Или: человек может быть приятен и обходителен, внутри же исполненным презрения к людям, которое рано или поздно обнаруживает себя в поступках. Центральное место в системе морально-нравственных представлений русского офицерства всегда занимало понятие профессиональной чести. Так, командир может убедительно доказывать необходимость соблюдения чести офицера, а внутри быть исполненным стремления к наживе, результатом чего может стать совершение таких преступлений, как коррупция и воровство. Очевидно, что духовные ориентиры оказываются неверными, а нравственный с виду человек - абсолютно бездуховным. Опыт показывает, что подобные примеры заставляют курсантов задуматься, смотреть внутрь себя. Отметим, что беседе предшествует предварительная подготовка обучающихся по теме мероприятия.

Примером, раскрывающим сущность человека и его подвиг служения народу и Отечеству, выступают работы скульптора Е. В. Вучетича, который создал человечный образ бойца. Примеры его творчества, в том числе памятник Воину-освободителю с ребенком на руках в Берлине,

символизируют, что русский солдат победил не для того, чтобы поработить, но чтобы истребить зло ради жизни грядущих поколений. Скульптор считал, что именно в этом заключался смысл самопожертвования и подвига. Работы Е. В. Ву-четича, видевшего войну глазами солдата и офицера, создают у обучающихся соответствующий эмоциональный настрой и заставляют проникнуться осознанием величия подвига солдат, сопоставить его с собственными представлениями.

Величайшим примером героизма выступают подвиги патриотов земли Русской: святого благоверного великого князя Александра Невского, князя Димитрия Донского, Александра Суворова, Федора Ушакова. Работа курсантов по изучению жизни и деятельности русских святых воинов проводится в мини-группах и предусматривает составление духовно-нравственного портрета, проникнутого мужеством, смелостью, преданностью христианским идеалам, милосердием. Знакомство с житием святых наполняет души курсантов стремлением к высшим идеалам.

На будущих офицерах лежит огромная ответственность всеми средствами укреплять взаимные связи между людьми, содействуя развитию дружбы и доверия. Работа в мини-группах под руководством преподавателя, как показывает практика, способствует развитию внимательного отношения обучающихся друг к другу, укреплению взаимных связей в коллективе, который постепенно созидается в духе добра. Необходимость договариваться и уступать позволяет преодолевать эгоистические проявления и заботиться о пользе ближнего.

Обучающиеся ведомственного вуза выполняют множество разных обязанностей как в рамках учебной, так и служебной деятельности, включающей в себя взаимодействие друг с другом, пре-

подавателями, офицерами. Темой беседы целесообразно обозначить выполнение обязанностей курсантами и их отношение к долгу и чести офицера. Известно, что их можно выполнять различно: с чувством долга служения ближним и пониманием их пользы, а не собственной выгоды, с чисто эгоистическим расчетом.

В первом случае выполнение обязанностей является средством укрепления, сплочения коллектива, общества, творческой и жизненной силой его развития. Во втором - расшатывает, ослабляет и разрывает взаимные привязанности обучающихся, порождая равнодушие, озлобление и взаимное отталкивание. Разлагающее действие эгоизма проявляется при любых условиях. Важно выполнять свои дела в духе самопожертвования и любви к ближнему. Подобные темы беседы, затрагивающие непосредственные отношения курсантов, находят у них живой интерес.

В рамках работы мини-групп интерес представляет работа с газетными статьями, заметками, повествующими о современных жизненных ситуациях, когда люди проявляют мужество и отвагу, самоотверженность на благо других, о духовном мире человека, нравственном выборе, смысле жизни. Размышления курсантов находят отражение в беседе или оформляются в виде устных или письменных ответов на важнейшие жизненные вопросы в соответствии с содержанием ситуации. Обучающиеся не всегда могут обосновать, почему те или иные поступки заслуживают внимания, уважения, поэтому преподавателю необходимо объяснять, пояснять, раскрывать их смысл. Важно обращение к личному опыту обучающихся и предоставление возможности каждому высказать свое мнение.

Просмотр специально подобранных художественных фильмов и их обсуждение оказывает сильное воспитательное воздействие на курсантов. Например,

фильм о Н. А. Морозове - выдающемся ученом, академике, авторе многих научных трудов, отбывавшем наказание в тюрьме почти три десятилетия и в возрасте восьмидесяти семи лет записавшимся добровольцем на войну, личности, наделенной высокими духовными качествами и ценностными ориентирами, представляет собой благоприятнейшую почву для воспитания личности курсантов и их духовно-нравственных ценностей. Чтобы фильм был не просто констатацией исторических и жизненных событий Н. А. Морозова, предусмотрен перечень вопросов для обсуждения и презентация после просмотра. Например, реализация принципа «живу, пока приношу людям пользу» в поступках главного героя; раскрытие его духовного и творческого потенциала во время отбывания наказания; взаимоотношения с окружающими (командиром, сослуживцами, другими осужденными как в тюрьме, так и после освобождения); отношение к выполнению своих обязанностей во время войны и в мирной жизни. Мероприятие предусматривает как обсуждение фильма по обозначенным выше вопросам, так и написание курсантами эссе по одному из них на выбор.

Знакомство с произведениями устного народного творчества: пословицами, поговорками о дружбе, помощи, взаимовыручке и подтверждение их примерами, в том числе из личного опыта курсантов, также является актуальным в рамках мероприятий внеучебной деятельности.

Притчи, обличающие лень, трусость, подлость, жадность и другие человеческие пороки и воспевающие справедливость, честь, товарищество, верность общественному долгу, требующие осмысления и переживания своих действий и их последствий, помогают понять и оценить нравственные поступки людей.

Для проведения мероприятий важно работать над собой и самому преподавателю. Невозможно привить «разумное, доброе, вечное», если преподаватель не стремится сам стать лучше, возрастать в духовном и нравственном плане. Как во время занятий, так и внеучебных мероприятий преподавателю важно создавать почву для совместного с обучающимися духовного и нравственного роста, поддерживать доброжелательную атмосферу, поощрять товарищество, поддержку обучающихся друг другом.

Таким образом, формирование таких духовно-нравственных ценностей курсантов, как доброта, честность, отзывчивость, ответственность, справедливость, милосердие направлено на служение ближним, народу и Отечеству и определяется нравственным выбором и доброй волей. Этому способствует включение в мероприятия внеучебной деятельности личностно-ориентированных ситуаций, их осмысление и анализ посредством осуществления глубинной внутренней работы курсантов и поиск ответов на поставленные самими себе вопросы.

1. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования : проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Москва : Просвещение, 2009.

2. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 24.04.2021 № 1138-р. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Кривицкий А. Ю. Традиции русского офицерства. Москва : Военное изд-во, 1945.106 с.

5. Осипов А. И. Нравственность и духовность // православный портал «Азбука веры». URL: https://azbyka. ru/nravstvennost-i-duxovnost (дата обращения: 15.09.2022).

6. Алеуова Р. Ш. Формирование духовно-нравственных основ личности ребенка // Молодой ученый. 2019. № 4. С. 369-370.

7. Духовность : педагогический терминологический словарь // Gufo.me: [сайт]. URL: https://gufo.me/dict/ pedagogy_terms (дата обращения 15.09.2022).

8. Ровенская Л. Г. Пути и средства формирования духовных ценностей общества в современной России. URL: https://multiurok.ru/blog/puti-i-sredstva-formirovaniia-dukhovnykh-tsennostei-obshchestva-v-sovremennoi-rossii.html (дата обращения 31.01.2023).

9. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. М. : Ридерз Дайджест, 2004. 960 с.

10. Ковалёв А. Н. Профессиональная этика : учебное пособие / А. Н. Ковалёв, Н. В. Кулик. СПб. : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Университета прокуратуры Российской Федерации, 2018. 100 с.

11. Смирнова Ю. В. Внеурочная деятельность курсантов как средство воспитания будущих офицеров. Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., в 2 ч. Воронеж : Научная книга, 2019. Ч. 2. С. 281-284.

12. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы : монография. Москва, 1998.

13. Педагогика : учеб. пособие / под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянова. М. : Академия, 2006. 576 с.

1. Danilyuk A. Ya. The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia in the field of general education: a project / A. Ya. Danilyuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov. Moscow: Education, 2009.

2. On education in the Russian Federation: Feder. Law No. 273-FL of December 29, 2012 (as amended on February 17, 2023). Access from LRS «ConsultantPlus».

3. The concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030: approved. decree of the Government of Rus. Federation dated April 24, 2021 No. 1138-r. Access from LRS «ConsultantPlus».

4. Krivitsky A. Yu. Traditions of Russian officers. Moscow : Military publishing house, 1945.106 p.

5. Osipov A. I. Morality and spirituality // Orthodox portal «ABC of Faith». URL: https://azbyka.ru/nravstvennost-i-duxovnost (date of access: 09/15/2022).

6. Aleuova R. Sh. Formation of the spiritual and moral foundations of the child's personality // Young scientist. 2019. No. 4 P. 369-370.

7. Spirituality : pedagogical terminological dictionary // Gufo.me: [website]. URL: https://gufo.me/dict/pedagogy_ terms (accessed 09/15/2022).

8. Rovenskaya L. G. Ways and means of forming the spiritual values of society in modern Russia. URL: https:// multiurok.ru/blog/puti-i-sredstva-formirovaniia-dukhovnykh-tsennostei-obshchestva-v-sovremennoi-rossii.html (accessed 01/31/2023).

9. Modern explanatory dictionary of the Russian language / ch. ed. S. A. Kuznetsov. M. : Reader's Digest, 2004. 960 p.

10. Kovalev A. N. Professional ethics : a textbook / A. N. Kovalev, N. V. Kulik. SPb. : St. Petersburg Law Institute (branch) of the University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation, 2018. 100 p.

11. Smirnova Yu. V. Extracurricular activities of cadets as a means of educating future officers. Actual problems of the activities of the departments of the penal system: collection of materials all-Russian scientific-practical. Conf., in 2 parts Voronezh: Nauchnaya kniga, 2019. Part 2. P. 281-284.

12. Serikov V. V. Personally-oriented education: the search for a new paradigm: monograph. Moscow, 1998.

13. Pedagogy: textbook. allowance / ed. V. A. Slastenina, I. F. Isaeva, E. N. Shiyanova. M. : Academy, 2006. 576 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.