Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / СПЕЦИАЛИСТ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитская Екатерина Александровна, Евсеева Ирина Георгиевна

Недостаточная изученность и практическая востребованность определяют актуальность предлагаемой статьи, целью которой является постановка проблемы изучения социального воспитания в контексте профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы. В частности, в статье представлен опыт кафедры педагогики по созданию условий для эффективного внедрения следующих базовых духовно-нравственных ценностей в систему подготовки сотрудников полиции: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины. Представленные в статье материалы исследования и опыт реализации комплексного проекта организации учебной и внеучебной деятельности по социальному воспитанию курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя внесут существенный вклад в теории профессиональной социализации и социального воспитания, а также расширят предметное и понятийное поля социальной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитская Екатерина Александровна, Евсеева Ирина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EXPERIENCE OF SOCIAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF CADETS AND STUDENTS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Insufficient study and practical relevance determine the relevance of the proposed article, which aims to raise the problem of social education in the context of professional socialization of future specialists in the social sphere. In particular, the article presents the experience of the Department of Pedagogy to create conditions for the effective implementation of the following basic spiritual and moral values in the system of police training: priority of spiritual over material, protection of human life, human rights and freedoms, family, creative work, serving the Fatherland, standards of morality and ethics humanism, mercy, justice, mutual assistance, historical unity of the peoples of Russia, continuity of our Motherland history. The presented in the article research materials and experience of the complex project realization in the organization of educational and extracurricular activities on social education of cadets and students of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' will make a significant contribution to the theory of professional socialization and social education as well as expand the subject and conceptual field of social pedagogy.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ»

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-260-266 EDN: https://elibrary.ru/xhagzj

2015-0066-2/23-695 MOSURED: 77/27-011-2023-02-894

Инновационный опыт осуществления социального воспитания в контексте профессиональной социализации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России

Екатерина Александровна Никитская1, Ирина Георгиевна Евсеева2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 katamax@yandex.ru

Аннотация. Недостаточная изученность и практическая востребованность определяют актуальность предлагаемой статьи, целью которой является постановка проблемы изучения социального воспитания в контексте профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы. В частности, в статье представлен опыт кафедры педагогики по созданию условий для эффективного внедрения следующих базовых духовно-нравственных ценностей в систему подготовки сотрудников полиции: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины. Представленные в статье материалы исследования и опыт реализации комплексного проекта организации учебной и внеучебной деятельности по социальному воспитанию курсантов и слушателей Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя внесут существенный вклад в теории профессиональной социализации и социального воспитания, а также расширят предметное и понятийное поля социальной педагогики.

Ключевые слова: профессиональная социализация, социальное воспитание, традиционные духовно-нравственные ценности, специалист социальной сферы, учебно-воспитательный процесс, внеаудиторная работа, дополнительное профессиональное образование, научно-исследовательская деятельность

Для цитирования: Никитская Е. А., Евсеева И. Г. Инновационный опыт осуществления социального воспитания в контексте профессиональной социализации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Вестник экономической безопасности. 2023. № 2. С. 260-266. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-260-266. EDN: XHAGZJ.

Original article

Innovative experience of social education in the context of professional socialization of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Ekaterina A. Nikitskaya1, Irina G. Evseeva2

2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia 1 katamax@yandex.ru

Abstract. Insufficient study and practical relevance determine the relevance of the proposed article, which aims to raise the problem of social education in the context of professional socialization of future specialists in the social sphere. In particular, the article presents the experience of the Department of Pedagogy to create conditions for the effective implementation of the following basic spiritual and moral values in the system of police training: priority of spiritual over material, protection of human life, human rights and freedoms, family, creative work, serving the Fatherland, standards of morality and ethics humanism, mercy, justice, mutual assistance, historical unity of the peoples of Russia, continuity of our Motherland history. The presented in the article research materials and experience of the complex project realization in the organization of educational and extracurricular activities on social education of cadets and students of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot' will make a significant contribution to the theory of professional socialization and social education as well as expand the subject and conceptual field of social pedagogy.

© Никитская Е. А., Евсеева И. Г., 2023

Keywords: professional socialization, social education, traditional spiritual and moral values, educational process, extracurricular work, additional professional education, research activities

For citation: Nikitskaya E. A., Evseeva I. G. Innovative experience of social education in the context of professional socialization of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Bulletin of economic security. 2023;(2):260-6. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-2-260-266. EDN: XHAGZJ.

Динамика социально-экономических и политических процессов обусловливают актуальность и необходимость интенсификации исследований в области теории и практики профессиональной социализации, которая, с одной стороны, во многом отражает сущность и закономерности в целом процесса социализации человека, а с другой - является условием развития и формирования личности конкретного специалиста.

Применение теоретических и эмпирических методов исследования позволило констатировать, что использование практико-ориентированных воспитательных форм в учебно-воспитательном процессе не только расширяет спектр современных воспитательных технологий, применяемых в ходе освоения обучающимися учебных дисциплин, но и является эффективным инструментом решения задач профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы на этапе обучения.

Специфический характер и содержание практи-ко-ориентированных форм подготовки специалистов социальной сферы преимущественно определяется: содержанием учебно-воспитательного процесса; содержанием внеаудиторной работы; содержанием дополнительного профессионального образования; содержание научно-исследовательской деятельности.

Реализуемый с 2016 года кафедрой педагогики Учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя комплексный практико-ориенти-рованный проект организации учебной и внеучебной деятельности по социальному воспитанию курсантов и слушателей основывается на федеральных и локальных нормативно-правовых актах, в числе которых: Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 07 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»; Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 г. № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»; Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Рос-

сийской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 09 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «О стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; «Концепция реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования до 2030 года»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (2018-2025 гг.); Приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460 «Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» и иные нормативные правовые акты, концептуальные и стратегические документы Российской Федерации, определяющие приоритетные направления развития образования и социальной сферы.

На основе комплексного анализа ряда представленных законов, указов, нормативно-правовых актов, распоряжений и пр. были выделены базовые ценности в системе подготовки сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, необходимые и достаточные для эффективной реализации проекта.

Флагманской целью проекта является социальное воспитание в контексте профессиональной социализации будущих специалистов социальной сферы.

Задачи социального воспитания в ведомственных вузах системы МВД направлены на достижение цели профессиональной социализации специалистов социальной сферы, которые актуализируются трансформацией системы образования в нашей стране на фоне социальных, экономических, военных потрясений социальной сферы и несформированной государственной идеологии, мировоззренческой позиции, единообразия духовно-нравственного целеполагания (не зависимо от конфессии); противоречием между прагматическим запросом общества на подготовку профессионала и необходимостью взращивания личности с устойчивой ценностной ориентацией и ценностной картиной мира.

Социальное воспитание - смыслообразующий структурный элемент, который направлен на решение задач профессиональной социализации социально-педагогическими средствами и определяет его междисциплинарную и межведомственную специфику в различных типах учреждений высшего образования. Социальное воспитание рассматривается нами в русле научной школы А. В. Мудрика и понимается как составная часть

Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 ФЗ от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ ФЗ от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ Приказ МВД России от 26 июня 2020 г. № 460

1. Жизнь. 1. Уважение и защита прав 1. Соблюдение и уважение 1. Защита жизни, здоровья, прав, свобод, чести,

2. Достоинство. и свободы человека прав и свобод человека личного достоинства и законных интересов

3. Права и свободы и гражданина. и гражданина. граждан как высшая нравственная цель

человека. 2. Строгое соблюдение 2. Недопущение служебной деятельности.

4. Патриотизм. Конституции Российской использования пыток, 2. Приоритет государственных и служебных

5. Гражданственность. Федерации и федеральных насилия, другого интересов над личными.

6. Служение Отечеству законов. жестокого или унижающего 3. Готовность к выполнению служебных

и ответственность за его 3. Мужественность. человеческое достоинство обязанностей в особых условиях.

судьбу. 4. Честность. обращения. 4. Готовность к перемещению в интересах

7. Высокие нравственные 5. Бдительность. 3. Осуществление службы, в том числе в другую местность.

идеалы. 6. Достойное исполнение деятельности в точном 5. Служить примером исполнения законов,

8. Крепкая семья. своего служебного долга соответствии с законом. неукоснительного соблюдения требований

9. Созидательный труд. и возложенных 4. Защищает права, служебной дисциплины.

10. Приоритет духовного обязанностей свободы и законные 6. Способность учитывать национальные обычаи

над материальным. по обеспечению интересы человека и традиции, религиозные чувства граждан,

11. Гуманизм. безопасности, законности и гражданина независимо культурные и иные особенности различных

12. Милосердие. и правопорядка от пола, расы, этнических, социальных групп, конфессий,

13. Справедливость. 7. Соблюдение национальности, языка, способствовать согласию между ними.

14. Коллективизм. государственной тайны. происхождения, 7. Вести себя достойно и вежливо, вызывая

15. Взаимопомощь. 8. Знание и соблюдение имущественного доверие и уважение граждан к органам внутрен-

16. Взаимоуважение. Конституции Российской и должностного них дел, готовность оказывать им содействие.

17. Историческая память. Федерации, положения, места 8. Приверженность делового стиля поведения,

18. Преемственность законодательные и иные жительства, отношения основанного на самодисциплине и обязательности.

поколений. нормативные правовые к религии, убеждений, 9. Аккуратность.

19. Единство народов акты Российской принадлежности 10. Точность.

России. Федерации в сфере к общественным 11. Внимательность.

внутренних дел, объединениям, а также 12. Воздержание в устной и письменной речи

обеспечивать других обстоятельств. от оскорблений, грубости, нецензурной брани,

их исполнение. 5. Воздержание от любых жаргона, уголовной лексики.

9. Соблюдение при действий, которые могут 13. Построение взаимоотношений с коллегами

выполнении служебных вызвать сомнение в его на принципах товарищеского партнерства,

обязанностей прав беспристрастности или взаимопомощи и взаимовыручки, не злословить

и законных интересов нанести ущерб авторитету и не допускать необоснованной критики

граждан, общественных полиции. их служебной деятельности.

объединений 6. Действия сотрудников 14. Быть примером профессионализма,

и организаций. полиции должны быть образцового выполнения служебных

10. Соблюдение обоснованными обязанностей, этических требований, соблюдения

внутреннего служебного и понятными для граждан. служебной дисциплины и законности.

распорядка. 15. Сотруднику полагается не только своим

11. Недопущение поведением, но и сдержанным и официальным

злоупотреблений внешним видом подчеркивать принадлежность

служебными к службе в органах внутренних дел, формировать

полномочиями, уважительное отношение к ней граждан и коллег.

соблюдение 16. Необходимость воздерживаться от публичного

установленных размещения, в том числе в информационно-

федеральными законами телекоммуникационной сети «Интернет»

ограничений и запретов, и других ресурсах: информации, содержащей

связанных со службой в негативные высказывания, суждения и оценки в

органах внутренних дел, отношении государственных органов, должностных

а также соблюдение лиц, политических партий, других общественных

требований к служебному объединений, религиозных и иных организаций,

поведению сотрудника. профессиональных или социальных групп,

граждан, за исключением случаев, когда это

входит в должностные обязанности сотрудни-

ка... материалов, дискредитирующих образ

сотрудника либо наносящих ущерб авторитету

и деловой репутации органов внутренних дел.

процесса профессиональной социализации на этапе обучения в высшей школе [5; 6].

Кратко охарактеризуем содержание основных элементов нацеленных на решение задач профессиональной социализации через комплексное социаль-

ное воспитание, осуществляемое на этапе обучения в вузе.

Для достижения цели профессиональной социализации в учебно-воспитательном процессе профессорско-преподавательским составом кафедры педагогики

определяются базовые ценности необходимые в профессиональной подготовке сотрудников подразделений органов внутренних дел (обозначены выше) и анализируются образовательные компетенции, которые лягут в основу разработки рабочих программ дисциплин, модулей, практик и продемонстрируют максимальную эффективность и результативность. Особую ценностно-смысловую нагрузку в учебно-воспитательном процессе несут регулярные выездные практические занятия, учебные занятия с участием практических сотрудников, учебные занятия с приглашением ведущих ученых в области педагогики и психологии девиантного поведения.

Фундаментальное значение для формирования и развития традиционных духовно-нравственных ценностей имеет практика. Практика курсантов являясь составной частью учебных программ подготовки обучающихся Университета МВД, представляет собой одну из форм организации учебно-воспитательного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке курсантов на базах практики (на основе договоров о сотрудничестве). Особую значимость профессионально-личностного становления курсантов, связанного с реализацией практики в образовательном процессе, можно представить двупланово, а именно как: во-первых, как реальное профессиональное общение и взаимодействие с теми субъектами, с которыми осуществляется первичное профессиональное сотрудничество, в том числе с несовершеннолетними лицами группы нормы, а также несовершеннолетними девиантного и делинквентного поведения; во-вторых, как саморазвитие, самовоспитание обучающихся, формирование ими гуманистических смысложизненных ориентаций.

Внеаудиторная работа, реализуемая кафедрой педагогики представлена достаточно широким перечнем видов и форм: индивидуальная работа профессорско-преподавательского состава с курсантами и слушателями (анализ документов, независимых характеристик и повседневной деятельности, наблюдение, беседа, консультация и пр.); групповая работа профессорско-преподавательского состава с курсантами и слушателями (дискуссии, диспуты, экскурсии, проектная деятельность, интерактивные профессионально-ориентированные игры; акции; флеш-мобы; конкурсы; добровольческие межвузовские/межведомственные мероприятия и пр.); работа педагогов-кураторов («вечер-портрет» [9], воспитательные часы куратора (тематические и по текущим вопросам); беседы; экскурсии; работа с активом учебного взвода и младшими командирами; изучение социально-бытовых условий проживания курсантов; занятия в рамках единого дня государственно-правового информирования; спортивные игры; культурно-массовые мероприятия и пр.); досуговая деятельность (посещение выставок, музеев, театров и пр.; спортивные мероприятия; дополнительная физическая подготовка; клубная деятельность; художественное и музыкальное творчество и пр.).

Содержание дополнительного профессионального образования представлено кафедрой педагогики и, прежде всего, автором статьи (И. Г. Евсеевой), во-первых, посредством разработки в реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогических работников Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя «Школа педагогического мастерства» (с частичным применением дистанционных образовательных технологий), где отдельным модулем представлены основы организации воспитательной работы в вузах системы МВД, раскрывающие современные подходы воспитательной работы, воспитательные практики; технологии, методы, формы воспитания; передовые практики работы педагогов-кураторов и пр.; во-вторых, посредством разработки в реализации дополнительной профессиональной программ повышения квалификации для начальников курсов, заместителей начальников курсов, заместителей командиров взводов по теме: «Педагогическое сопровождение организации воспитательной работы и развитие управленческой компетентности начальников курсов (их заместителей), командиров взводов образовательных организаций МВД России» (с частичным применением дистанционных образовательных технологий). Программа направлена на совершенствование и/или приобретение компетенций, необходимых для профессиональной служебной деятельности - способность организовывать учебно-воспитательный процесс, сопровождать и организовывать воспитательную работу, развивать управленческие качества. В 2022-2023 учебном году кафедрой педагогики запланирована разработка программ для сотрудников УРЛС, а также для начальников факультетов, заместителей начальников факультетов, кадрового резерва.

Содержание научно-исследовательской деятельности представлено тремя базовыми элементами: работа курсантского научного кружка «Живая педагогика», где курсанты изучают научный потенциал ведущих кафедр университета, знакомятся с современными исследованиями в области педагоги и психологии девиантно-го поведения, направлениями воспитательной работы с несовершеннолетними; передовыми воспитательными практиками в образовательных организациях и пр.; участие в организации и проведении научно-представительских мероприятий вузовского, всероссийского и международного уровней; ежегодное проведение научно-методических семинаров по проблемам воспитания подрастающих поколений.

С целью решения задач социального воспитания в контексте профессиональной социализации сотрудников полиции на этапе обучения в высшей школе с 2016 года по настоящее время под научном руководством и при непосредственном контроле за реализацией Е. А. Никитской и И. Г. Евсеевой проводятся воспитательные мероприятия различного уровня по следующим направлениям:

- патриотическое (межвузовский флешмоб (межвузовская патриотическая акция курсантов и студентов)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

«Собибор: победившие смерть!»; межвузовские конкурсы эссе «Дети войны», «Дети блокады», «Сказать, жизни - Да!»; дискуссионный клуб «Мы патриоты, а Вы!?, при участии образовательных учреждений (школ и колледжей) Москвы; патриотический квест «От рядового до генерала» для обучающихся состоящих на различных учетах, Всероссийская патриотическая игра «Мы - наследники Победителей!»; межвузовский конкурс инфо-графики «Моя профессия в годы Великой Отечественной войны» и пр.);

- профессиональное (проведение выездных практических занятий с сотрудниками ПДН и социальными педагогами образовательных учреждений с целью знакомства с актуальными профессиональными проблемами и технологиями решения; ежегодные уроки профессионального мастерства с приглашением сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних; разработка и проведение профессионально-ориентированных тренингов по работе с несовершеннолетними девиантного поведения; участие в конкурсе Государственной Думы «Принудительные меры воспитательного воздействия: к исправлению без судимости»; ежегодное участие во Всероссийском конкурсе социальной рекламы антинаркотической направленности и пропаганды здорового образа жизни «Спасем жизнь вместе!» (организатор УНК ГУ МВД России по г. Москве) пр.);

- профориентационное (разработка сценариев и проведение квизов, квестов, викторин, деловых игр для потенциальных абитуриентов как на площадке университета, так и в образовательных организациях курсантами и преподавателями кафедры педагогики УНК ПСД; подготовка докладов и выступление на родительских собраниях с целью информирования о поступлении в университет слушателями (5 курс) ИПСД ОВД; ежегод-

> 200 курсантов и слушателей приняли участие с 2016 года

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> 20 образовательных, воспитательных, социальных учреждений Москвы

и Московской области

> 30 форм и видов воспитательных, профилактических, просветительских мероприятий

Рис. 1. Статистика по реализации проекта (с 2016 года по настоящее время)

ное проведение межкурсовой передачи опыта и знаний о профессии старшие курсы проводят для младших, а первокурсники проводят мероприятие для абитуриентов и пр.);

- нравственно-этическое (организация экскурсий в храмы Москвы (Храм Христа Спасителя, Собор Василия Блаженного, Храмы на территории Кремля); организация и проведение просветительских бесед со священниками (протоиерей Александр Миронов, иерей Максим Никитский, иерей Григорий Гниден-ко); волонтерская помощь храмам (Храм Тихвинской иконы Божией матери в Сущеве); ежегодное участие с докладами на Международных Рождественских образовательных чтениях; проведение межвузовских мероприятий воспитательной направленности совместно Православным Свято-Тихоновским университетом, кафедрой теологии РУТ (МИИТ), кафедрой теологии МПГУ и пр.);

- эстетическое воспитание (организация и проведение концертов для детей сирот в ЦССВ «Каховские ромашки», коррекционной школе интерната № 102 курсантами ИПСД ОВД, посвященные празднованию «23 февраля - День Защитника отечества», «8 марта -Международный женский день», «Масленица», «1 июня - День защиты детей» и пр.).

Отметим, что ежегодно авторами проекта определяется магистральная направленность и задачи социального воспитания исходя из вышеперечисленных нормативно-правовых актов, специфики социальной и политической ситуации в стране и мире; анализа содержания и результативности учебно-воспитательного процесса, внеаудиторной работы; дополнительного профессионального образования; научно-исследовательской деятельности. В 2022-2023 году внимание было сфокусировано на формировании и развитии общего чувства сопричастности к событиям Великой Отечественной войны и Специальной Военной Операции, который был назван «От Победы к Победе».

Для получения ощутимых результатов исследования обозначенной проблематики используется комплекс методов: теоретических (междисциплинарный анализ научной литературы и интернет-ресурсов, сравнительно-сопоставительный анализ источников и документов и пр.) и эмпирических (изучение опыта организации образовательного процесса в вышей школе, анализ нормативно-правовой документации, изучение административных документов различных учреждений социальной сферы, включенное наблюдение, экспертная оценка и пр.).

Как показал промежуточный анализ результативности проекта социального воспитания успешно решаются и\или решены следующие задачи:

- сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению [2];

- противодействие распространению деструктивной идеологии [7];

- формирование смысложизненных ценностей профессиональной деятельности и духовно-нравственное развитие личности на основе осмысления идеалов культуры [1];

- поддержка и трансляция воспитательных традиций образовательного учреждения (Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя) [4];

- формирование и развитие коллектива как структурной единицы социально-воспитательного и духовно-нравственного пространства высшей школы [3];

- развитие готовности к добровольческой деятельности как специфической характеристики ценностной установки личности сотрудника полиции;

- обеспечение межведомственного взаимодействия специалистов социальной сферы на общей интеграционной платформе.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что воспитательные практи-ко-ориентированные технологии как средство профессиональной социализации открывают дополнительные возможности более объемного понимания специфики профессиональной деятельности, ее ключевых аспектов, осмысления и способов решения профессиональных задач. Представленный в статье анализ опыта разработки и реализации на базе Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя комплексного проекта организации учебной и внеучебной деятельности по социальному воспитанию курсантов и слушателей дает основание считать последние эффективным средством профессиональной социализации специалистов социальной сферы на этапе обучения в высшей школе.

Список источников

1. Илакавичус М. Р. Педагогическое освоение воспитательного потенциала персонифицированных идеалов культуры : историко-социальный аспект / М. Р. Илакавичус // Человек и образование. 2010. № 2 (23). С. 40-45. EDN MLMQCL.

2. Казанцева Л. А. Инновационные принципы профессиональной подготовки и личностного развития студентов в высшей школе в условиях глобализации / Л. А. Казанцева, И. А. Калиниченко // Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 333-336. DOI 10.24411/2414-3995-2020-10138. EDN NOMTGY.

3. Калиниченко И. А. Университетское образование и государственные интересы / И. А. Калиниченко, В. Ю. Бельский // Социально-гуманитарное обозрение. 2021. № 2. С. 6-10. EDN MYUOQV

4. Калиниченко И. А. Формирование ценностных оснований профессионального правосознания сотрудника полиции в процессе образовательной деятельности высших учебных заведений МВД России / И. А. Калини-ченко, О. В. Зиборов, А. И. Клименко // История государ-

ства и права. 2020. № 10. С. 3-10. DOI 10.18572/18123805-2020-10-3-10. EDN FDDTCB.

5. Мудрик А. В. О теории социального воспитания / А. В. Мудрик // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 3. С. 6-9. EDN XYUPXF.

6. Мудрик А. В. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность / А. В. Мудрик, Е. А. Никитская // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 2. С. 224-230. DOI 10.24411/2073-3305-2021-2-224-230. EDN УРМ^.

7. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». https://www.garant. m/products/ipo/prime/doc/405579061/ (дата обращения: 10.02.2023).

8. https://мосу.мвд.рф/Press-sluzhba/Novosti/ кет/8784736 (дата обращения: 26.02.2023).

References

1. Ilakavicius M. R. Pedagogical development of the educational potential of personified cultural ideals: historical and social aspect / M. R. Ilakavicius // Man and Education. 2010. № 2(23). P. 40-45. EDN MLMQCL.

2. Kazantseva L. A., Kalinichenko I. A. Innovative principles of professional training and personal development of students in higher education under globalization / L. A. Kazantseva, I. A. Kalinichenko // Bulletin of Economic Security. 2020. № 2. P. 333-336. DOI 10.24411/2414-39952020-10138. EDN NOMTGY.

3. Kalinichenko I. A. University education and state interests / I. A. Kalinichenko, V. Y. Belsky // Social and Humanitarian Review. 2021. № 2. P. 6-10. EDN MYUOQV.

4. Kalinichenko I. A. Formation of valuable bases of professional legal consciousness of police officer in the process of educational activity of higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia / I. A. Kalinichenko, O. V. Ziborov, A. I. Klimenko // History of State and Law. 2020. № 10. P. 3-10. DOI 10.18572/18123805-2020-10-3-10. EDN FDDTCB.

5. Mudrik A. V. On the theory of social education / A. V. Mudrik // Innovative projects and programmes in education. 2018. № 3. P. 6-9. EDN XYUPXF.

6. Mudrik A. V. Upbringing in the context of human socialization: a retrospective and pedagogical reality / A. V. Mudrik, E. A. Nikitskaya // Education. Science. Scientific personnel. 2021. № 2. P. 224-230. DOI 10.24411/2073-3305-2021-224-230. EDN YPNRZS.

7. Presidential Decree № 809 dated November 9, 2022 «On the Approval of the Fundamentals of State Policy to Preserve and Strengthen Traditional Russian Spiritual and Moral Values». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/405579061/ (accessed: 10.02.2023).

8. https://MOcy.MBg.p$/Press-sluzhba/Novosti/ item/8784736 (accessed: 26.02.2023).

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Информация об авторах

Е. А. Никитская - Московский университет МВД России имени В. Я. Кикотя, кандидат педагогических наук, доцент;

И. Г. Евсеева - профессор кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат психологических наук, доцент.

Information about the authors

E. A. Nikitskaya - Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

I. G. Evseeva - Professor of the Department of Pedagogy of the Educational and Scientific Complex of Psychology of Official Activity of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Candidate of Psycological Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов:

Е. А. Никитская - концепция исследования, развитие методологии; участие в разработке и реализации проекта; написание исходного текста;

И. Г. Евсеева - участие в реализации проекта и разработке программ, обозначенных в тексте статьи; итоговые выводы.

Contribution of the authors:

E. A. Nikitskaya - the concept of the study, the development of methodology; participation in the development and implementation of the project; writing the source text;

I. G. Evseeva - participation in the implementation of the project and the development of programs indicated in the text of the article; final conclusions.

Статья поступила в редакцию 28.02.2023; одобрена после рецензирования 30.03.2023; принята к публикации 10.05.2023.

The article was submitted 28.02.2023; approved after reviewing 30.03.2023; accepted for publication 10.05.2023.

Государственная служба в органах внутренних дел

Российской Федерации I

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации. Под ред. О. В. Зиборова, Б. Н. Комахина, Е. Н. Хазова. [О. В. Зиборов и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. 223 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Изложены теоретические положения, на основе которых осуществляется практическая деятельность при прохождении государственной службы в правоохранительных органах. Учтены многочисленные изменения и дополнения законодательства, а также положительный опыт и практика деятельности различных подразделений органов внутренних дел и войск национальной гвардии России.

Для студентов вузов, курсантов и слушателей, обучающихся в юридических учебных заведениях МВД России по специальностям «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.