Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ МЕРОПРИЯТИЙ КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОГО ЦЕНТРА'

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ МЕРОПРИЯТИЙ КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОГО ЦЕНТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Язык и культура
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОЙ ЦЕНТР / БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вертьянова Анастасия Андреевна, Ермошина Майя Александровна

Перед современной системой образования стоит важная задача - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Обращение к опыту духовно-нравственного развития и воспитания не является новым для педагогической науки. Проблема формирования базовых национальных ценностей во всем ее многообразии имеет давнюю традицию. Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время активно рассматриваются аспекты взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, основного и дополнительного образования. Все это свидетельствует об усилении интеграционных процессов в образовании в целом, об активизации поиска взаимосвязи основного и дополнительного образования, в связи с чем этим направлениям деятельности уделяется большое внимание в общеобразовательных организациях. В то же время реализация внеучебной деятельности помогает формированию духовно-нравственных качеств обучающихся, поскольку в этом случае духовно-нравственное развитие школьников наполняется очень важными составляющими: познавательной деятельностью, искусством, наукой, погружением в изучение родного языка, литературы, истории своей Родины. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социальноисторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. В 2020 г. в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете (ПГГПУ) был создан центр открытого образования на русском языке «Пушкин-центр» (культурно-языковой центр) при грантовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, целью которого является популяризация и продвижение в России и мире русского языка, культуры и образования на русском. В ходе реализации деятельности «Пушкин-центра» решаются следующие задачи: - осуществление обмена культурным, языковым, историческим наследием России и зарубежных стран; - организация, участие и проведение мероприятий, связанных с продвижением русского языка в России и за рубежом; - расширение связей с образовательными и научными организациями, занимающимися поддержкой и популяризацией русского языка в России и в мировом сообществе; - осуществление культурно-просветительской и информационной деятельности, направленной на поддержание интереса к изучению русского языка; - формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся средствами русского языка, литературы, культуры, традиций, истории России. В настоящее время большое внимание уделяется не только учебной деятельности, но и внеучебной. Разнообразные направления внеучебной деятельности помогают формированию духовно-нравственных качеств обучающихся, поскольку в этом случае духовно-нравственное развитие школьников наполняется очень важными составляющими: познавательной деятельностью, искусством, наукой, погружением в изучение родного языка, литературы, истории своей Родины. Обратимся к описанию ряда мероприятий, проводимых в рамках образовательной деятельности «Пушкин-центра» и направленных в том числе на формирование духовно- нравственных ценностей школьников. Для решения одной из задач «Пушкин-центра», а именно формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся, проводимые мероприятия организуются с учетом перечня базовых национальных ценностей, обозначенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, поскольку они являются основным содержанием духовнонравственного развития, воспитания и социализации, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Представлен опыт деятельности культурно-языкового центра открытого образования на русском языке «Пушкин-центр» при реализации мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей школьников. Установлен перечень базовых национальных ценностей, определенных Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания школьников; описана методология деятельности культурно-языкового центра; обозначена роль культурноязыкового центра открытого образования на русском языке «Пушкин-центр» в реализации мероприятий и образовательных курсов дополнительного образования. Также авторы анализируют проведенное исследование по вопросам, связанным с результатами прохождения обучения в рамках краткосрочных образовательных курсов и участия в мероприятиях, посвященных истории, культуре России и русскому языку. Изучено понимание участниками заложенных в мероприятия духовно-нравственных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вертьянова Анастасия Андреевна, Ермошина Майя Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF SCHOOLCHILDREN IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES WITHIN THE FRAMEWORK OF CULTURAL AND LANGUAGE CENTER EVENTS

The modern education system faces an important task - education, socio-pedagogical support for the formation and development of a highly moral, responsible, creative, initiative, competent citizen of Russia. The appeal to the experience of spiritual and moral development and upbringing is not new for pedagogical science. The problem of the formation of basic national values in all its diversity has a long tradition. However, it should be noted that currently aspects of the relationship between academic and extracurricular activities, basic and additional education are being actively considered. All this testifies to the strengthening of integration processes in education as a whole, to the intensification of the search for the relationship between basic and additional education, and therefore, great attention is paid to these areas of activity in general education organizations. At the same time, the implementation of extracurricular activities helps to form the spiritual and moral qualities of students, because in this case, the spiritual and moral development of schoolchildren is filled with very important components: cognitive activity, art, science, immersion in the study of their native language, literature, the history of their homeland. The main content of spiritual and moral development, upbringing and socialization are the basic national values preserved in the socio-historical, cultural, family traditions of the multinational people of Russia, passed down from generation to generation and ensuring the successful development of the country in modern conditions. The center for open education in the Russian language "Pushkin Center" (cultural and language center) was established in Perm State Humanitarian Pedagogical University in 2020 with the grant support of the Ministry of Education of the Russian Federation, the purpose of which is to popularize and promote the Russian language, culture and education in Russian in Russia and the world. During the implementation of the activities of the Pushkin Center, the following tasks are being solved: - exchange of cultural, linguistic, historical heritage of the Russian Federation and foreign countries; - organization, participation and holding of events related to the promotion of the Russian language in Russia and abroad; - expansion of relations with educational and scientific organizations engaged in the support and popularization of the Russian language in Russia and in the world community; - implementation of cultural, educational and informational activities aimed at maintaining interest in learning the Russian language; - formation of spiritual and moral values of students by means of the Russian language, literature, culture, traditions, history of Russia. Currently, much attention is paid not only to academic activities, but also to extracurricular ones. A variety of extracurricular activities helps to form the spiritual and moral qualities of students, because in this case, the spiritual and moral development of schoolchildren is filled with very important components: cognitive activity, art, science, immersion in the study of their native language, literature, the history of their homeland. Let us turn to the description of a number of events held within the framework of the educational activities of the Pushkin Center and aimed, among other things, at the formation of spiritual and moral values of schoolchildren. To solve one of the tasks of the Pushkin Center, namely the formation of spiritual and moral values of students, the events are organized taking into account the list of basic national values outlined in the Concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia, since they are the main content of spiritual and moral development, education and socialization, stored in socio-historical cultural, family traditions of the multinational people of Russia, passed down from generation to generation and ensuring the successful development of the country in modern conditions. This article presents the experience of the cultural and linguistic center of open education in the Russian language “Pushkin Center” in the implementation of activities aimed at the formation of spiritual and moral values of schoolchildren. The authors of the article have outlined a list of basic national values defined by the Concept of spiritual and moral development and education of schoolchildren, describe the methodology of the cultural and language center, designate the role of the cultural and language center of open education in Russian "Pushkin Center" in the implementation of activities and educational courses of additional education, and also analyze the research on issues related to with the results of training in the framework of short-term educational courses and participation in events dedicated to history, the culture of Russia and the Russian language. The study examined the participants' understanding of the spiritual and moral values embedded in the events.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ МЕРОПРИЯТИЙ КУЛЬТУРНО-ЯЗЫКОВОГО ЦЕНТРА»

Научная статья

УДК 37.034

doi: 10.17223/19996195/61/9

Формирование духовно-нравственных ценностей школьников во внеурочной деятельности в рамках мероприятий культурно-языкового центра

Анастасия Андреевна Вертьянова1, Майя Александровна Ермошина2

1 2 Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

Пермь, Россия 1 vertyanova@pspu.ru 2 maya.petrovich@mail.ru

Аннотация. Перед современной системой образования стоит важная задача - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Обращение к опыту духовно-нравственного развития и воспитания не является новым для педагогической науки. Проблема формирования базовых национальных ценностей во всем ее многообразии имеет давнюю традицию. Вместе с тем необходимо отметить, что в настоящее время активно рассматриваются аспекты взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, основного и дополнительного образования. Все это свидетельствует об усилении интеграционных процессов в образовании в целом, об активизации поиска взаимосвязи основного и дополнительного образования, в связи с чем этим направлениям деятельности уделяется большое внимание в общеобразовательных организациях. В то же время реализация внеучебной деятельности помогает формированию духовно-нравственных качеств обучающихся, поскольку в этом случае духовно-нравственное развитие школьников наполняется очень важными составляющими: познавательной деятельностью, искусством, наукой, погружением в изучение родного языка, литературы, истории своей Родины.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

В 2020 г. в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете (ПГГПУ) был создан центр открытого образования на русском языке «Пушкин-центр» (культурно-языковой центр) при грантовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, целью которого является популяризация и продвижение в России и мире русского языка, культуры и образования на русском.

В ходе реализации деятельности «Пушкин-центра» решаются следующие задачи:

- осуществление обмена культурным, языковым, историческим наследием России и зарубежных стран;

- организация, участие и проведение мероприятий, связанных с продвижением русского языка в России и за рубежом;

© А. А. Вертьянова, М.А. Ермошина, 2023

- расширение связей с образовательными и научными организациями, занимающимися поддержкой и популяризацией русского языка в России и в мировом сообществе;

- осуществление культурно-просветительской и информационной деятельности, направленной на поддержание интереса к изучению русского языка;

- формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся средствами русского языка, литературы, культуры, традиций, истории России.

В настоящее время большое внимание уделяется не только учебной деятельности, но и внеучебной. Разнообразные направления внеучебной деятельности помогают формированию духовно-нравственных качеств обучающихся, поскольку в этом случае духовно-нравственное развитие школьников наполняется очень важными составляющими: познавательной деятельностью, искусством, наукой, погружением в изучение родного языка, литературы, истории своей Родины. Обратимся к описанию ряда мероприятий, проводимых в рамках образовательной деятельности «Пушкин-центра» и направленных в том числе на формирование духовно- нравственных ценностей школьников.

Для решения одной из задач «Пушкин-центра», а именно формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся, проводимые мероприятия организуются с учетом перечня базовых национальных ценностей, обозначенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, поскольку они являются основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Представлен опыт деятельности культурно-языкового центра открытого образования на русском языке «Пушкин-центр» при реализации мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей школьников. Установлен перечень базовых национальных ценностей, определенных Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания школьников; описана методология деятельности культурно-языкового центра; обозначена роль культурно-языкового центра открытого образования на русском языке «Пушкин-центр» в реализации мероприятий и образовательных курсов дополнительного образования. Также авторы анализируют проведенное исследование по вопросам, связанным с результатами прохождения обучения в рамках краткосрочных образовательных курсов и участия в мероприятиях, посвященных истории, культуре России и русскому языку. Изучено понимание участниками заложенных в мероприятия духовно-нравственных ценностей.

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, внеурочная деятельность, культурно-языковой центр, базовые национальные ценности, воспитание

Источник финансирования: публикация подготовлена в рамках государственного задания на научные исследования по заказу Министерства просвещения Российской Федерации от 18.08.2021 № 07-00080-21-02, номер реестровой записи 730000Ф.99.1 по теме: «Исследование существующих практик воспитательной деятельности и технологий патриотического воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей среди обучающихся в системе общего образования».

Для цитирования: Вертьянова А.А., Ермошина М.А. Формирование духовно-нравственных ценностей школьников во внеурочной деятельности в рамках мероприятий культурно-языкового центра // Язык и культура. 2023. № 61. С. 154172. doi: 10.17223/19996195/61/9

BepmbHHoea A.A., EpMornuHa M.A OopMupoeaHue dyxoeHo-HpaecmeeHHbix ^HHocmeu

Original article

doi: 10.17223/19996195/61/9

Formation of spiritual and moral values of schoolchildren in extracurricular activities within the framework of cultural and language center events

Anastasia A. Vertyanova1, Maya A. Ermoshina2

12 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia 1 vertyanova@pspu.ru 2 maya.petrovich@mail.ru

Abstract. The modern education system faces an important task - education, so-cio-pedagogical support for the formation and development of a highly moral, responsible, creative, initiative, competent citizen of Russia.

The appeal to the experience of spiritual and moral development and upbringing is not new for pedagogical science. The problem of the formation of basic national values in all its diversity has a long tradition. However, it should be noted that currently aspects of the relationship between academic and extracurricular activities, basic and additional education are being actively considered. All this testifies to the strengthening of integration processes in education as a whole, to the intensification of the search for the relationship between basic and additional education, and therefore, great attention is paid to these areas of activity in general education organizations. At the same time, the implementation of extracurricular activities helps to form the spiritual and moral qualities of students, because in this case, the spiritual and moral development of schoolchildren is filled with very important components: cognitive activity, art, science, immersion in the study of their native language, literature, the history of their homeland.

The main content of spiritual and moral development, upbringing and socialization are the basic national values preserved in the socio-historical, cultural, family traditions of the multinational people of Russia, passed down from generation to generation and ensuring the successful development of the country in modern conditions.

The center for open education in the Russian language "Pushkin Center" (cultural and language center) was established in Perm State Humanitarian Pedagogical University in 2020 with the grant support of the Ministry of Education of the Russian Federation, the purpose of which is to popularize and promote the Russian language, culture and education in Russian in Russia and the world.

During the implementation of the activities of the Pushkin Center, the following tasks are being solved:

- exchange of cultural, linguistic, historical heritage of the Russian Federation and foreign countries;

- organization, participation and holding of events related to the promotion of the Russian language in Russia and abroad;

- expansion of relations with educational and scientific organizations engaged in the support and popularization of the Russian language in Russia and in the world community;

- implementation of cultural, educational and informational activities aimed at maintaining interest in learning the Russian language;

- formation of spiritual and moral values of students by means of the Russian language, literature, culture, traditions, history of Russia.

Currently, much attention is paid not only to academic activities, but also to extracurricular ones. A variety of extracurricular activities helps to form the spiritual and moral qualities of students, because in this case, the spiritual and moral development of schoolchildren is filled with very important components: cognitive activity, art, science, immersion in the study of their native language, literature, the history of their homeland. Let us turn to the description of a number of events held within the framework of the educational activities of the Pushkin Center and aimed, among other things, at the formation of spiritual and moral values of schoolchildren.

To solve one of the tasks of the Pushkin Center, namely the formation of spiritual and moral values of students, the events are organized taking into account the list of basic national values outlined in the Concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia, since they are the main content of spiritual and moral development, education and socialization, stored in socio-historical cultural, family traditions of the multinational people of Russia, passed down from generation to generation and ensuring the successful development of the country in modern conditions.

This article presents the experience of the cultural and linguistic center of open education in the Russian language "Pushkin Center" in the implementation of activities aimed at the formation of spiritual and moral values of schoolchildren. The authors of the article have outlined a list of basic national values defined by the Concept of spiritual and moral development and education of schoolchildren, describe the methodology of the cultural and language center, designate the role of the cultural and language center of open education in Russian "Pushkin Center" in the implementation of activities and educational courses of additional education, and also analyze the research on issues related to with the results of training in the framework of short-term educational courses and participation in events dedicated to history, the culture of Russia and the Russian language. The study examined the participants' understanding of the spiritual and moral values embedded in the events.

Keywords: spiritual and moral values, extracurricular activities, cultural and language center, basic national values, education

Source of funding: The article is written within the framework of the State Task No. 07-00080-21-02 dated 08/18/2021 (registry entry number 730000F.99.1) for research by order of the Ministry of Education of the Russian Federation.

For citation: Vertyanova A.A., Ermoshina M.A. Formation of spiritual and moral values of schoolchildren in extracurricular activities within the framework of cultural and language center events. Language and Culture, 2023, 61, рр. 154-172. doi: 10.17223/19996195/61/9

Введение

Перед современной системой образования стоит важная задача -воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Обращение к опыту духовно-нравственного развития и воспитания не является новым для педагогической науки. Проблема формирования базовых национальных ценностей во всем ее многообразии имеет давнюю традицию. Однако необходимо отметить, что в настоящее вре-

мя активно рассматриваются аспекты взаимосвязи учебной и внеучеб-ной деятельности, основного и дополнительного образования. Все это свидетельствует об усилении интеграционных процессов в образовании в целом, об активизации поиска взаимосвязи основного и дополнительного образования, в связи с чем этим направлениям деятельности уделяется большое внимание в общеобразовательных организациях. В то же время реализация внеучебной деятельности помогает формированию духовно-нравственных качеств обучающихся, поскольку в этом случае духовно-нравственное развитие школьников наполняется очень важными составляющими: познавательной деятельностью, искусством, наукой, погружением в изучение родного языка, литературы, истории своей Родины [1-3].

Таким образом, в сфере личностного развития деятельность «Пушкин-центра» призвана обеспечить:

- принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

- стремление к трудолюбию, бережливости;

- осознание ценности родного языка, культуры, истории, традиций;

- готовность и способность к реализации творческого потенциала;

- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

- свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;

- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений деятельность «Пушкин-центра» призвана обеспечить:

- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

- осознание ценности семьи;

- бережное отношение к жизни человека;

- законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

- духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях [4, 5].

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

- гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина

мира;

- традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

- искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

- природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

- человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов - участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса

[1, 6, 7].

В настоящее время активно рассматриваются аспекты взаимосвязи учебной и внеучебной деятельности, основного и дополнительного образования. Все это свидетельствует об усилении интеграционных процессов в образовании в целом, об активизации поиска взаимосвязи основного и дополнительного образования, в связи с чем этим направлениям деятельности уделяется большое внимание в общеобразовательных организациях. Разнообразные направления внеучебной деятельности помогают формированию духовно-нравственных качеств обучающихся, поскольку в этом случае духовно-нравственное развитие школьников наполняется очень важными составляющими: познавательной деятельностью, искусством, наукой, погружением в изучение родного языка, литературы, истории своей Родины. Обратимся к описанию ряда мероприятий, проводимых в рамках образовательной деятельности «Пушкин-центра» и направленных в том числе на формирование духовно-нравственных ценностей школьников [8,9].

Методология исследования

В 2020 г. в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете (ПГГПУ) был создан центр открытого образования на русском языке «Пушкин-центр» (культурно-языковой центр) при грантовой поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, целью которого является популяризация и продвижение в России и мире русского языка, культуры и образования на русском.

В ходе реализации деятельности «Пушкин-центра» решаются следующие задачи:

- осуществление обмена культурным, языковым, историческим наследием России и зарубежных стран;

- организация, участие и проведение мероприятий, связанных с продвижением русского языка в России и за рубежом;

- расширение связей с образовательными и научными организациями, занимающимися поддержкой и популяризацией русского языка в России и в мировом сообществе;

- осуществление культурно-просветительской и информационной деятельности, направленной на поддержание интереса к изучению русского языка;

- формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся средствами русского языка, литературы, культуры, традиций, истории России.

Для решения одной из задач «Пушкин-центра», а именно для формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся, проводимые мероприятия организуются с учетом перечня базовых национальных ценностей, обозначенных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, поскольку они являются основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях [10].

Международный образовательный проект «Филологические субботы» носит культурно-просветительский и профориентационный характер. За двухлетнюю историю реализации проект собрал более двухсот участников из Перми и Пермского края (г. Добрянка, с. Бершеть, ст. Григорьевская), Республики Коми (г. Сыктывкар), Московской области (с. Гжель), Республики Беларусь (г. Гродно) и Республики Узбекистан (г. Гулистан). «Филологические субботы» адресованы учащимся 8-11-х классов, а также их педагогам по русскому языку и литературе. Проект носит практико-ориентированный характер. Ведущая форма работы со слушателями - мастер-классы, проводимые как в очном, так и в очно-заочном формате, предполагает экстраполяцию теоретического материала в конкретные коммуникативные и интерпретационные практики. Содержательный базис «Филологических суббот» основывается на обсуждении вопросов, связанных с современным состоянием русского языка и его трансформациями, обусловленными культурно-историческими причинами, со стилевым и жанровым разнообразием русской литературы, со спецификой бытования текстов пермской литературы и т.д. Подобные вопросы актуализируют традиционные ценностные ориентиры отечественного образования [11]. Так, проблемам трансформации этических норм в современном цифровом пространстве

посвящается мастер-класс «Цифровой этикет: да или нет?». Анализ эстетических взглядов молодежи представлен в рамках занятия, в котором рассматриваются интерпретационные механизмы рассказа Ю. Казакова «Голубое и зелёное». Проблемы эстетического и нравственного многообразия видения мира современных писателей представлены на занятии «Миры Иосифа Бродского». Поиск национальной идентичности и любовь к малой родине являются предметом разговора на мастер-классе «Литературные маршруты для читающих путешественников». Слушатели могут расширить свои представления о глубинной взаимосвязи языка и народа в ходе занятия, посвященного проблемам этимологии слов. Таким образом, благодаря данному проекту «Пушкин-центр» становится площадкой для интеллектуального неакадемического сотрудничества, где посредством обсуждения актуальных проблем современной гуманитаристики транслируются традиционные духовно-нравственные ценности российского общества.

Охватить содержательное многообразие различных аспектов бытования русского народа и русского языка позволяет формат следующего описываемого информационного-просветительского мероприятия - формат интеллектуальной игры. Игра «Русские языковые игры online» адресована учащимся 5-11-х классов. С точки зрения формирования духовно-нравственной основы подрастающего поколения роль интеллектуальной игры сложно переоценить. Как и любая другая, интеллектуальная игра позволяет моделировать сложнейшие социальные процессы, создавать положительный эмоциональный настрой группы и поддерживать его на протяжении всего мероприятия. В процессе игры идет формирование мировоззренческой позиции каждого обучающегося [12, 13]. Формально и содержательно интеллектуальной игре присущи универсальные характеристики, поскольку она, как отмечает Б.Р. Мандель, призвана раскрывать единство «умственного, духовного и практико-ориентированного отношения к миру», а также учит применять ценностно-осмысленные знания и представления о мире, человеке, окружающей среде, персонально выработанные убеждения и принципы при активном включении в реалии жизни и творческом самоутверждении, в межличностных отношениях и самоотношении личности [14]. Кроме того, помимо развлекательной, коммуникативной, коррекцион-ной и прочих базовых функций игры, интеллектуальная игра, реализуя диагностическую функцию (самопознание, выявление личностных особенностей в процессе игры) и функцию социализации (освоение социальных ролей, включение в систему общественных отношений, усвоение социальных и культурных норм), направлена также на формирование аксиологического каркаса личности [15, 16].

Методическая и содержательная уникальность «Русских языковых игр online» обусловлена синтезом жанров интеллектуальных игр.

Игра состоит из трех раундов, первый проводится в формате «Что? Где? Когда?», второй - в формате «Пентагон», третий - в формате игры «Завалинка». Формально подобный синтез обеспечивает смену интеллектуальной и коммуникативной деятельности и тем самым делает совместную работу учащихся более разнообразной и продуктивной. Кроме того, представленность трех игровых жанров в рамках одной игры позволяет познакомить школьников с историей российских интеллектуальных игр в целом.

Обратимся к содержательному аспекту «Русских языковых игр online». Вопросы, составляющие концептуальный базис игры, связаны с историей русского языка и русской литературы, а также с фактами из отечественной истории. Так, в ходе первого раунда, проводимого в формате игры «Что? Где? Когда?», предложены десять вопросов, направленных на углубление познаний школьников в сфере функционирования современного русского языка, его истории, фразеологии, этимологии и т.д. Приведем в качестве примера вопрос, связанный с уникальностью русского паремийного фонда: «Поляки противопоставляют воробья соколу, итальянцы - яйцо курице, индусы - голубя павлину. А русские?» (Ответ - синицу журавлю.)

Второй раунд проводится в формате игры «Пентагон». Ведущий знакомит участников с правилами игры: сначала обозначается родовая принадлежность предмета/человека тому или иному классу предметов/ людей, на этом же шаге объявляется первая подсказка. На обдумывание каждой подсказки отводится полторы минуты. Команды за это время должны дать ответ на листочках (очный формат) или отправить сообщение в группу Viber или WhatsApp (дистанционный формат). По истечении отведенного времени объявляется следующая подсказка. Если команда ответила правильно после первой подсказки, ей дается 5 баллов, после второй - 4, после третьей - 3 и т.д. За неправильный ответ вычитается 1 балл. Подсказка представляет собой фразу, по которой можно определить загаданный предмет. Приведем пример вопроса из второго раунда. Сначала обозначается тема вопроса - «Слово». В качестве первой подсказки предлагается следующая формулировка: «одно из значений этого многозначного слова - "узкая, плоская, слабо выступающая из стены вертикальная полоса, делящая стену по всей ее высоте"». Вторая подсказка: «это часть ключицы в скелете человека», третья - «это выдающаяся парная кость на спине», четвертая - «это дворницкий инструмент небольших размеров», пятая - «домохозяйки пользуются таким предметом для переворачивания котлет, а во время приема гостей - для раскладывания торта». Правильный ответ - лопатка. Как видно из данного задания, вопросы направлены на расширение знаний учащихся в области: а) этимологии русских слов; б) разграничения омонимичных случаев функционирования лексем, которое обу-

словлено культурно-историческими процессами; в) метафоризации тех или иных явлений жизни, которая также связана с уникальностью русского национального сознания.

Третий раунд проводится в форме игры «Завалинка». Алгоритм игры таков: ведущий объявляет три слова, которые не могут быть найдены в открытых источниках (например, диалектизмы или очень специфические термины). Каждая команда пишет свои варианты определения для данных слов и дает ответы на листочках (очный формат) или отправляет сообщение в группу Viber или WhatsApp (дистанционный формат). После этого ведущий зачитывает первое слово и все варианты ответов в произвольном порядке, здесь же указывается верное определение. Каждая из команд отдает свой голос тому или иному определению. Подсчет очков осуществляется на основе голосования: за верное определение команде дается два балла. Кроме того, каждая команда получает столько баллов, сколько команд выбрало придуманное им определение. За собственное определение голосовать запрещено. Затем ведущий зачитывает второе слово и его определения, команды вновь голосуют и т.д. Приведем в качестве примеров слова, которые продемонстрируют сущность игры «Завалинка»: «Отель Советов», «сомах», «роччиз». Безусловно, данная игра призвана актуализировать у учащихся не только информацию о языковых явлениях (роччиз - это искаженное название русских у финно-угорских народов Урала; сомах - избушка на дереве, хранилище припасов на Урале), но и познания экстралингвистических явлений, связанных с историей России (Отель Советов - коллективное жилье для партийных чинов в годы Гражданской войны). Не менее значимым является развитие у участников лингвистической интуиции и познавательной креативности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, проводимая «Пушкин-центром» игра «Русские языковые игры online» также позволяет транслировать учащимся идеи о духовно-нравственном богатстве русского народа, отражающемся в аутентичном историческом, культурном и языковом опыте.

Дополнительная образовательная программа «Тайны слова: основы этимологии», также реализуемая сотрудниками «Пушкин-центра», направлена, прежде всего, на обогащение лингвистических познаний учащихся благодаря обсуждению проблем, обращенных к сфере семантики, лексикологии, фразеологии русского языка. Обсуждение сугубо лингвистических нюансов, тем не менее, неизбежно сопровождается обращением участников к историческим и культурологическим процессам. Следовательно, рассмотрение языковых феноменов способствует пробуждению интереса к родному (русскому) языку и, следовательно, утверждению национальной идентичности.

Данная программа адресована учащимся 12-14 лет общеобразовательных школ и может быть реализована как в очном формате в виде серии мастер-классов, так и дистанционно.

Тематически указанная программа включает в себя три раздела. Первый касается вопросов этимологии. Здесь рассматриваются основные виды этимологии, особое внимание уделяется детской и «народной» этимологии, поскольку именно они отражают уникальную связь языка с объектами внеязыковой действительности [17]. Школьникам предлагается обратиться к известной работе К.И. Чуковского «От двух до пяти. Живой как жизнь» и проследить словообразовательные, морфологические, семантические способы образования «детского» языка, а также составить свой словник «детской речи».

Второй раздел связан с историей происхождения слов, обозначающих материальные объекты, а также с проблемой номинации отдельных тематических групп, в частности, групп слов, именующих части тела и денежные единицы. Кроме того, здесь учащиеся обращаются к системе фразеологизмов, связанных с указанными лексико-тематическими группами. Так, одно из заданий предполагает поиск информации об истории происхождения фразеологизмов, включающих название частей человеческого тела, а также объяснение употребления этих фразеологизмов в речи, составление с ними текстов в рамках заданного жанра. Подобный опыт обогащает багаж как лингвистических, так и экстралингвистических знаний слушателей, поскольку для интерпретации этимологических нюансов, заключенных в фразеологизмах, требуется обращение к историческим и культурным фактам из жизни русского народа. В этом же разделе разработчики программы уделяют внимание вопросам о заимствованиях в русском языке из греческого, латинского, арабского языков. Кроме исторических закономерностей освоения русским языком иноязычных явлений, предполагается обращение к современным словообразовательным процессам, которые позволяют сделать «своими» заимствованные из, например, английского языка морфемы. Здесь слушатели знакомятся со «Словарем русского языка ко-ронавирусной эпохи», выпущенным Институтом лингвистических исследований РАН в 2021 г. [18]. Подобное обращение к современному материалу затрагивает значимую в гуманитаристике проблему будущего русского языка, его самостоятельности и аутентичности, которая достигается в том числе, как показывает анализ лингвистического материала, и благодаря языковым (словообразовательным) механизмам.

Наконец, третий раздел посвящен истории происхождения славянских и исконно русских имен, отчеств и фамилий. В ходе групповой работы слушателям предлагается подготовить проект, направленный на установление истории возникновения своих фамилий и имен и, тем самым, составить «фамильное древо». В рамках этого же раздела рассматривается и история происхождения населенных пунктов (ойкони-мы) и водных объектов (гидронимов) Пермского края. Таким образом, школьники устанавливают тесную связь истории народа, населяющего

Прикамье, с языками, представленными на этой территории. Также в рамках этого раздела слушатели выполняют задание, связанное с составлением интерактивной карты, на которую наносятся близлежащие к их месту жительства топонимы.

Дополнительная образовательная программа «Тайны слова: основы этимологии» представляет собой мероприятие, в центре внимания которого, с одной стороны, находится лингвистическая проблематика. С другой стороны, обсуждение языковых феноменов оказывается невозможным без обращения к нематериальным, духовно-нравственным явлениям, обусловленным историческим развитием русского общества, нашедшим отражение в русской концептосфере.

Обратимся к описанию дополнительной образовательной программы «Пермские писатели детям», адресованной учащимся 7-11-х классов общеобразовательных школ. Реализация программы предполагает как очный, так и дистанционный формат работы. Несомненная уникальность программы обусловлена не только подобранным краеведческим материалом. Безусловно, региональная литература отражает общелитературные тенденции, дает представления о духовно-нравственных ориентирах художественных персонажей, затрагивает злободневные проблемы общества. В то же время региональные тексты являются источником уникальных, аутентичных художественных, исторических и культурологических сведений. Пермская детская литература отражает ключевые этапы развития культуры и истории страны. Литература Прикамья в разные эпохи поражала своим масштабом и стилевым разнообразием. Воспитательный потенциал пермской детской литературы, как и в целом литературы для детей, заключается в том, что детство, являясь особым «социокультурным феноменом» [19], имеет собственную словесную культуру, которую, в свою очередь, определяет язык самих детей и художественная словесность. Кроме того, можно говорить об особой «поэтике детского возраста» (К.И. Чуковский).

Тематически данная дополнительная образовательная программа состоит из пяти модулей, в которых биография детских писателей и их творчество рассматриваются как в диахронической, так и в синхронической плоскостях. Так, первый модуль посвящен истории развития детской литературы в Прикамье. Здесь прослеживаются особенности поэтики и проблемное поле пермской детской литературы в целом, а также устанавливаются ее наиболее популярные жанры. Второй, третий и четвертый модули знакомят непосредственно с творчеством писателей и поэтов Прикамья. В рамках этих модулей слушатели обращаются к творчеству П. Бажова, М. Мамина-Сибиряка, Л. Давыдычева, Л. Кузьмина, В. Воробьева, В. Радкевича, Е. Труневой, А. Домнина и др. Творчество этих писателей и поэтов является благодатной почвой для зарождения интереса к литературе в целом, культуре и истории России.

Инновационным является внедрение в данную образовательную программу модуля, посвященного интерпретации текстов пермской детской литературы в медиапространстве. В данном (пятом) модуле по предложенному разработчиками программы алгоритму слушатели анализируют мультипликационные картины, созданные по мотивам произведений детских писателей, а также кинематографические ленты. Помимо этого у школьников имеется уникальная возможность сопоставить хрестоматийный кинематографический текст (например, художественный фильм «Три с половиной дня из жизни Ивана Семенова, второклассника и второгодника», 1966 г.) с мультипликационной версией произведения Л. Давыдычева «Жизнь и страдания Ивана Семенова» (1964 г.), а также с вышедшей в 2021 г. семейной комедией «Многотрудная жизнь Ивана Семенова», снятой пермским режиссером А. Богдановым. Сопоставительный анализ данных кинематографических продуктов позволит учащимся обратить внимание на многочисленные изменения в укладе жизни советского и российского школьника, которые находят свои отражения в окружающих его реалиях, поведении, языке и т. д.

Таким образом, дополнительная образовательная программа «Пермские писатели детям», знакомя школьников с творчеством пермских писателей, позволяет обратиться к обсуждению социокультурных и исторических проблем, показывает и уникальность региональной литературы, и ее органичную вписанность в общелитературный контекст. Тем самым литературный материал, представленный в рамках этой программы, позволяет развить чувство патриотизма к своей малой родине, привить современной молодежи истинно гуманные ценности, обозначить приемлемые моральные и этические ориентиры.

Исследование и результаты

Коллективом «Пушкин-центра» были проведены экспериментальные исследования с участниками мероприятий. В основном это обучающиеся общеобразовательных учреждений Перми и Пермского края. Опрос-анкетирование охватил 100 школьников и включал в себя вопросы, связанные с результатами прохождения обучения в рамках краткосрочных образовательных курсов и участия в мероприятиях, посвященных истории, культуре России и русскому языку. В исследовании изучено понимание участниками заложенных в мероприятия духовно-нравственных ценностей. Анкета содержала следующие вопросы:

1) Как вы считаете, какие качества специалисты «Пушкин-центра» стремятся сформировать у школьников?

2) Что для вас является важным в мероприятиях «Пушкин-центра»?

3) Соотнесите мероприятия «Пушкин-центра», в которых вы принимали участие, и формируемые ценности.

Большинство опрошенных школьников (38%) отметили, что мероприятия, организованные и проводимые «Пушкин-центром», ориентированы на формирование такой духовно-нравственной ценности, как любовь к Родине, малой родине, родному языку, литературе, культуре. Можно отметить, что 23% респондентов указали, что в основе мероприятий лежит воспитание гражданственности и патриотизма. И это очевидно, поскольку в содержании и сценариях мероприятий лежат именно эти ценности. Также школьники (21% опрошенных) отметили уважение к культурному и историческому наследию Российской Федерации. Остальные выделили ценность знаний (10%), творчество и твор-

□ любовь к Родине и к малой родине, к родному языку, литературе, культуре

□ гражданственность, патриотизм

□ уважение к культурному и историческому наследию РФ

□ ценность знаний

□ творчество и творческое самовыражение

Рис. 1. Результаты опроса школьников г. Перми и Пермского края

Анализ результатов опроса также показал, что среди мероприятий и образовательных курсов «Пушкин-центра» не были заложены в основу такие ценности, как духовный мир человека, толерантность, экология, религиозная жизнь человека и другие. Это означает, что в последующих создаваемых специалистами «Пушкин-центра» мероприятиях необходимо разрабатывать содержание, направленное на большее количество ценностей духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, в соответствии с целостным перечнем базовых национальных ценностей. Более того, по результатам исследования был выявлен и тот факт, что очень важно организовать мероприятия, способствующие умению выражать обучающимися свое отношение к нравственным ценностям, направленные на развитие мотивационно-потребностного, эмоционального, когнитивного, коммуникативного, де-ятельностного, самооценочного компонентов и обеспечивающие эффективность формирования нравственных ценностей школьников во внеурочной деятельности и в рамках курсов дополнительного образования.

Заключение

Подведем итоги описанию реализуемых «Пушкин-центром» мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей. Во-первых, все мероприятия охватывали разновозрастные группы участников. Во-вторых, при составлении программ авторы учитывали возможность технического многообразия форматов как очной, так и дистанционной работы. В-третьих, в рамках проводимых мероприятий принималось во внимание разнообразие форм совместной деятельности (индивидуальная работа, работа в мини-группах, групповая/ командная работа). Данный аспект представляется значимым, поскольку эти формы работы позволяют развивать наряду с навыками самостоятельной работы навыки работы в коллективе. В-четвертых, содержательно мероприятия выстраивались таким образом, что знакомство с конкретными фактами, связанными с историей России, русским языком, литературой, неизбежно оказываются значимыми при обсуждении духовно-нравственных проблем, касающихся вопросов о том, что такое родина, меняются ли со временем ценности человека и почему, как проследить незаметную на первый взгляд нить между языком и жизнью человека, каково будущее русского языка, как сохранить наш язык и т.д. Эти и подобные мероприятия способствуют принятию и развитию у подрастающего поколения ключевых ценностей русского общества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей. Культурно-языковой центр «Пушкин-центр» становится площадкой дополнительного образования и реализует цели и задачи государственной политики Российской Федерации в части духовно-нравственного развития и воспитания школьников.

Список источников

1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009.

2. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников : дис. ... д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 1999. 366 с.

3. Метлик И.В., Потаповская О.М., Галицкая И.А Взаимодействие социальных институтов в духовно-нравственном воспитании детей в российской школе. М. : ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67870/ (дата обращения: 17.05.2022).

5. Никандров Н.Д. Гражданское воспитание в современной России // Образование и наука. 2011. № 2. С. 3-15.

6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

7. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся"». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/.

8. Вертьянова А. А., Ермошина М. А. Реализация мероприятий, популяризирующих русский язык в СНГ в рамках деятельности центра открытого образования на русском языке «Пушкин-центр» // Сборник VI Международной научно-методической онлайн-конференции «Методика преподавания иностранных языков и РКИ: традиции и инновации». Курск, 2021.

9. Крузе Б.А., Вертьянова А.А., Безукладников К.Э. Условия развития функциональной грамотности: Пушкин-центр как плацдарм для экспансии русского языка в ближнем и дальнем зарубежье // Язык и культура. 2021. № 53. С. 174-180.

10. Коломийченко Л.В. Концепция программы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «От сердца к сердцу» // Дошкольное воспитание. 2022. № 1. С. 2-9.

11. Яковлева И. В. Аксиологические противоречия современного образования и социокультурных реалий // Философия образования. 2018. № 4 (77). С. 103-113.

12. Малынина Т. В., Рябоконева М. Г. Патриотическое воспитание учащихся посредством интеллектуальной игры // «Стратегии и ресурсы личностно-профессионального развития педагога: современное прочтение и системная практика» : сб. докл. участников XVIII Междунар. науч.-практ. конф. М., 2022. С. 141-143.

13. Индекс положения русского языка в мире: индекс глобальной конкуретоспособно-сти (ГК-индекс), индекс устойчивости в странах постсоветского пространства (УС-индекс) / сост. А.Л. Арефьев, Д.А. Горбатова, С.Ю. Камышева и др. ; под ред. М. А. Осадчего. М. : Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 2020. 34 с.

14. Мандель Б. Р. Интеллектуальная игра и образование: развитие профессионально значимых качеств обучающихся : учеб. пособие. Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. 31б с.

15. Боева О. М. Педагогический феномен интеллектуальной игры // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 141-147.

16. Арефьев А. Л. Социология языка. Русский язык. Современное состояние и тенденции распространения в мире. М. : Юрайт, 2019. 301 с.

17. Алпатов В. М. Языковая рефлексия у детей // Acta Linguistica Petropolitana. Труды института лингвистических исследований. 2017. № 3, т. XIII. С. 811-819.

18. Словарь русского языка коронавирусной эпохи. СПб. : Институт лингвистических исследований РАН, 2021. 550 с.

19. Кон И. С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива. М. : Наука, 1988. 270 с.

References

1. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. (2009) Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii [The concept of spiritual and moral development and education of the personality of a citizen of Russia]. M. : Prosveshcheniye.

2. Vlasova T.I. (1999) Teoretiko-metodologicheskiye osnovy i praktika vospitaniya dukhov-nosti sovremennykh shkol'nikov [Theoretical and methodological foundations and practice of educating the spirituality of modern schoolchildren]. Pedagogics doc. dis. Rostov n/D. 3бб p.

3. Metlik I.V., Potapovskaya O.M., Galitskaya I.A. (2018) Vzaimodeystviye sotsial'nykh institutov v dukhovno-nravstvennom vospitanii detey v rossiyskoy shkole [Interaction of

social institutions in the spiritual and moral education of children in the Russian school]. M. : FGBNU IIDSV RAO.

4. Poslaniye Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 26 aprelya 2007 g [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of April 26, 2007]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67870/ (Accessed: 17.05.2022).

5. Nikandrov N.D. (2011) Grazhdanskoye vospitaniye v sovremennoy Rossii [Civil education in modern Russia] // Obrazovaniye i nauka. 2. pp. 3-15.

6. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29 maya 2015 g. No. 996-r g. Moskva "Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda" [Decree of the Government of the Russian Federation dated May 29, 2015 No. 996-r, Moscow "Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025"]. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html

7. Federal'nyy zakon ot 31 iyulya 2020 g. No. 304-FZ "O vnesenii izmeneniy v Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii po voprosam vospitaniya obuchayush-chikhsya" [Federal Law of July 31, 2020 N 304-FZ "On Amendments to the Federal Law "On Education in the Russian Federation on the Education of Students"].

8. Vert'yanova A.A., Yermoshina M.A. (2021) Realizatsiya meropriyatiy, populyarizir-uyushchikh russkiy yazyk v SNG v ramkakh deyatel'nosti tsentra otkrytogo obrazovaniya na russkom yazyke "Pushkin-tsentr" [Implementation of events promoting the Russian language in the CIS as part of the activities of "Pushkin Center", the center for open education in Russian] // Sbornik VI Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy onlayn-konferentsii "Metodika prepodavaniya inostrannykh yazykov i RKI: traditsii i innovatsii". Kursk.

9. Kruze B.A., Bezukladnikov K.E., Vert'yanova A.A. (2021) Usloviya razvitiya funkcion-al'noj gramotnosti: Pushkin-centr kak platsdarm dlya ekspansii russkogo yazyka v blizhnem i dal'nem zarubezh'e [Conditions for the development of functional literacy: Pushkin Center as a springboard for the expansion of the Russian language in the near and far abroad]. Yazyk i kul'tura. 53. pp. 174-180.

10. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358792/

11. Kolomiychenko L.V. (2022) Kontseptsiya programmy dukhovno-nravstvennogo vospi-taniya detey doshkol'nogo vozrasta "Ot serdtsa k serdtsu" [The concept of the program of spiritual and moral education of preschool children "From heart to heart"] // Doshkol'noye vospitaniye. 1. pp. 2-9.

12. Yakovleva I.V. (2018) Aksiologicheskiye protivorechiya sovremennogo obrazovaniya i sotsiokul'turnykh realiy [Axiological contradictions of modern education and socio-cultural realities] // Filosofiya obrazovaniya. 4 (77). pp. 103-113.

13. Malynina T.V., Ryabokoneva M.G. (2022) Patrioticheskoye vospitaniye uchashchikhsya posredstvom intellektual'noy igry [Patriotic education of students through an intellectual game] // "Strategii i resursy lichnostno-professional'nogo razvitiya pedagoga: sovremen-noye prochteniye i sistemnaya praktika" : sb. dokl. uchastnikov KHVIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konf. Moskva. pp. 141-143.

14. Indeks polozheniya russkogo yazyka v mire: indeks global'noy konkuretosposobnosti (GK-indeks), indeks ustoychivosti v stranakh postsovetskogo prostranstva (US-indeks) (2020) [The index of the position of the Russian language in the world: the index of global competitiveness (GC-index), the index of stability in the post-Soviet countries (S-index)] / sost. A.L. Arefyev, D.A. Gorbatova, S.Yu. Kamysheva i dr. ; pod red. M.A. Osadchego. M. : Gosudarstvennyy institut russkogo yazyka im. A.S. Pushkina. 34 p.

15. Mandel' B.R. (2017) Intellektual'naya igra i obrazovaniye: razvitiye professional'no znachimykh kachestv obuchayushchikhsya : ucheb. posobiye [Intellectual game and education: the development of professionally significant qualities of students: textbook]. M. ; Berlin : Direkt-Media. 316 p.

16. Boyeva O.M. (2021) Pedagogicheskiy fenomen intellektual'noy igry [Pedagogical phenomenon of the intellectual game] // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry. 1. pp. 141147.

17. Arefyev A.L. (2019) Sotsiologiya yazyka. Russkiy yazyk. Sovremennoye sostoyaniye i tendentsii rasprostraneniya v mire. M. : Yurayt. 301 p.

18. Alpatov V.M. (2017) Yazykovaya refleksiya u detey [Language reflection in children] // Acta Linguistica Petropolitana. Trudy instituta lingvisticheskikh issledovaniy. 3, Vol. XIII. pp. 811-819.

19. Slovar' russkogo yazyka koronavirusnoy epokhi [Dictionary of the Russian language of the coronavirus era] (2021). SPb. : Institut lingvisticheskikh issledovaniy RAN. 550 p.

20. Kon I.S. (1988) Rebenok i obshchestvo. Istoriko-etnograficheskaya perspektiva [The child and society. Historical and ethnographic perspective]. M. : Nauka. 270 p.

Информация об авторах:

Вертьянова А. А. - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Россия). E-mail: vertyanova@pspu.ru

Ермошина М.А. - кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания, русского и коми-пермяцкого языков и методики преподавания языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет (Пермь, Россия). E-mail: maya.petrovich@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Information about the authors:

Vertyanova A. A., Ph.D. (Education), Associate Professor of the Department for Foreign Languages Education, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russia). E-mail: vertyanova@pspu.ru

Ermoshina M.A., Ph.D. (Philology), Associate Professor of the Department for General Linguistics, Russian and Komi-Permian Languages and Methods of Language Teaching, Perm State Humanitarian Pedagogical University (Perm, Russia). E-mail: maya.petrovich@mail.ru

The authors declare no conflicts of interests.

Поступила в редакцию 26.10.2022; принята к публикации 10.01.2023 Received 26.10.2022; accepted for publication 10.01.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.