Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ'

ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
171
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТЬ / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Земзерева Валентина Ивановна

В статье рассматриваются вопросы формирования нравственных ценностей личности будущего учителя, которому в процессе преподавания русского языка и литературы предстоит сохранять духовную культуру нашей страны, прививать ученикам любовь и уважение к ее ценностям и национальным традициям. Представлено, как в содержании вузовского обучения можно проводить работу, направленную на формирование ценностных ориентаций у студентов-филологов - будущих учителей русского языка и литературы. Предлагается рассматривать владение речевой культурой в качестве одной из главных ценностных характеристик языковой личности будущего учителя. Отмечены наиболее важные направления развития коммуникативной культуры будущего специалиста-филолога, связанные с углублением и совершенствованием языковых знаний, умений и навыков, необходимых ему в предстоящей педагогической деятельности для воспитания у обучающихся ценностного отношения к русскому языку. Определена одна из важнейших задач высшего образования, а именно, - необходимость повышения общего культурного уровня нашего общества, в частности, речевой культуры будущего учителя. Сохранение существующих традиций, формирование моральных и нравственных ценностей, воспитание языковой личности, способной к успешной коммуникации, - важные составляющие педагогического образования будущего учителя русского языка и литературы. Установлено, что для специалиста, работающего с детьми, обучающая и воспитательная деятельность должна сопровождаться высокой речевой культурой педагога, глубокими знаниями о языке, он должен формировать ценностное отношение к изучению русского языка, обладать способностью обучать школьников освоению духовных и культурных ценностей нашей страны с помощью родного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Земзерева Валентина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE ASPECT OF FORMATION OF THE SPEECH CULTURE OF THE FUTURE TEACHER OF RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

The article discusses the issues of the formation of moral values of the personality of the future teacher, who, in the process of teaching the Russian language and literature in his students, will have to educate spirituality and preserve the spiritual culture of our country, instill love and respect for its values and national traditions. It is presented how the content of university education can be used to work aimed at the formation of value orientations among philology students - future teachers of the Russian language and literature. It is proposed to consider the possession of speech culture as one of the main value characteristics of the language personality of the future teacher. The most important directions of the development of the communicative culture of the future philologist specialist are noted, related to the deepening and improvement of language knowledge, skills and abilities necessary for him in the upcoming pedagogical activity to educate students in a value attitude to the Russian language. One of the most important tasks of higher education has been identified, namely, the need to improve the general cultural level of our society, in particular, the speech culture of the future teacher. The preservation of existing traditions, the formation of moral values, the education of a linguistic personality capable of successful communication are important components of the pedagogical education of a future teacher of the Russian language and literature. It is established that for a specialist working with children, teaching and educational activities should be accompanied by a high speech culture of the teacher, deep knowledge of the language, he should form a value attitude to learning the Russian language, have the ability to teach schoolchildren to master the spiritual and cultural values of our country with the help of their native language.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

Научная статья УДК 37;808.5

doi: 10.20323/1813-145X-2022-1-124-64-73 Валентина Ивановна Земзерева

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами ФГКОУ ВО «Академия управления МВД России». 125993, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8

zemzereva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3731-6733

Ценностный аспект формирования речевой культуры будущего учителя русского языка и литературы

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования нравственных ценностей личности будущего учителя, которому в процессе преподавания русского языка и литературы предстоит сохранять духовную культуру нашей страны, прививать ученикам любовь и уважение к ее ценностям и национальным традициям. Представлено, как в содержании вузовского обучения можно проводить работу, направленную на формирование ценностных ориентаций у студентов-филологов — будущих учителей русского языка и литературы. Предлагается рассматривать владение речевой культурой в качестве одной из главных ценностных характеристик языковой личности будущего учителя.

Отмечены наиболее важные направления развития коммуникативной культуры будущего специалиста-филолога, связанные с углублением и совершенствованием языковых знаний, умений и навыков, необходимых ему в предстоящей педагогической деятельности для воспитания у обучающихся ценностного отношения к русскому языку.

Определена одна из важнейших задач высшего образования, а именно, — необходимость повышения общего культурного уровня нашего общества, в частности, речевой культуры будущего учителя. Сохранение существующих традиций, формирование моральных и нравственных ценностей, воспитание языковой личности, способной к успешной коммуникации, — важные составляющие педагогического образования будущего учителя русского языка и литературы. Установлено, что для специалиста, работающего с детьми, обучающая и воспитательная деятельность должна сопровождаться высокой речевой культурой педагога, глубокими знаниями о языке, он должен формировать ценностное отношение к изучению русского языка, обладать способностью обучать школьников освоению духовных и культурных ценностей нашей страны с помощью родного языка.

Ключевые слова: коммуникативная культура, речевое взаимодействие, речевая культура, ценностное отношение, ценность, языковая личность, языковые нормы

Для цитирования: Земзерева В. И. Ценностный аспект формирования речевой культуры будущего учителя русского языка и литературы // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 64-73. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-64-73.

Original article

Valentina I. Zemzereva

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of psychology, pedagogy and organization of work with personnel, FSKEI HE «Academy of management of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation». 125993, Moscow, Zoya and Aleksandr Kosmodemyanski st., 8 zemzereva@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-3731-6733

The value aspect of formation of the speech culture of the future teacher of Russian language and literature

Abstract. The article discusses the issues of the formation of moral values of the personality of the future teacher, who, in the process of teaching the Russian language and literature in his students, will have to educate spirituality and preserve the spiritual culture of our country, instill love and respect for its values and national traditions. It is presented how the content of university education can be used to work aimed at the formation of value orientations among

© Земзерева В. И., 2022

philology students — future teachers of the Russian language and literature. It is proposed to consider the possession of speech culture as one of the main value characteristics of the language personality of the future teacher.

The most important directions of the development of the communicative culture of the future philologist specialist are noted, related to the deepening and improvement of language knowledge, skills and abilities necessary for him in the upcoming pedagogical activity to educate students in a value attitude to the Russian language.

One of the most important tasks of higher education has been identified, namely, the need to improve the general cultural level of our society, in particular, the speech culture of the future teacher. The preservation of existing traditions, the formation of moral values, the education of a linguistic personality capable of successful communication are important components of the pedagogical education of a future teacher of the Russian language and literature. It is established that for a specialist working with children, teaching and educational activities should be accompanied by a high speech culture of the teacher, deep knowledge of the language, he should form a value attitude to learning the Russian language, have the ability to teach schoolchildren to master the spiritual and cultural values of our country with the help of their native language.

Keywords: communicative culture, speech interaction, speech culture, value attitude, value, linguistic personality, language norms

For citation: Zemzereva V I. The value aspect of formation of the speech culture of the future teacher of Russian language and literature. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(1): 64-73. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-64-73.

Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Д. С. Лихачев

Введение

Формирования речевой культуре и моральных ценностей у молодежи сегодня уделяется особое внимание, поэтому проблема ценностных ориен-таций в содержании образования приобретает особую значимость. Актуальность исследования ценностного аспекта формирования речевой культуры студентов-филологов подтверждается включением в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г. задач, направленных на сохранение и поддержку русского языка как государственного языка Российской Федерации, а также направлений, предусматривающих совершенствование системы обучения на разных уровнях [Стратегия государственной национальной ... , 2012].

В настоящее время русский язык и его носители приспосабливаются к новым явлениям современности. В XXI в. быстро меняется языковой вкус общества, и, к сожалению, наблюдается снижение речевой культуры и грамотности населения, в том числе и молодежи. Как авторитетно замечал П. А. Лекант, «русский язык не портится, портится русская речь», «сужается культурная среда и культурный запрос на такой способ выражения мыслей» [Родионова, 2020, с. 35].

Стремительные перемены в различных сферах деятельности человека сегодня влекут за собой и изменение ценностных ориентиров. Очевидный факт, что развитие информационных и компьютерных технологий, влияние средств массовой

коммуникации, внедрение дистанционного обучения отдаляют людей от духовной культуры нашей страны, сохранения ее национальных традиций и культурных ценностей. По мнению некоторых исследователей, роль цифровых технологий в образовании преувеличена. «Признавая целесообразность новых технологий, интернет-ресурсов, ИКТ для обучения современных школьников, следует помнить, что наши ученики, как и все мы, воспринявшие родной язык, «творение словесное», сначала бессознательно «впитали» родную речь, а затем под руководством наставников сделали ее объектом сознательного изучения для развития собственной личности и формирования коммуникативной компетенции» [Скрябина, 2020, с. 197-204]. В связи с этим возникает необходимость поиска эффективных подходов к сохранению русской культуры, освоению современного русского языка и воспитания у молодого поколения глубокого уважения к великому достоянию русского народа.

В образовательном процессе вуза целесообразно уделять внимание проблеме повышения речевой культуры будущего учителя русского языка и литературы, от уровня подготовки которого зависит формирование у школьников ценностного отношения к изучению русского языка. В настоящей работе обосновывается необходимость целенаправленного использования образцовых текстов, передающих из поколения в поколение русскую культуру и национальные ценности, а также заданий, направленных на совершенствование речевой культуры студента. На учителя-филолога возлагается ответственная миссия по приобщению обучающихся к наилуч-

шим образцам русской классики. Совершенствование системы подготовки квалифицированных специалистов в области русской филологии и процесса обучения и воспитания подрастающего поколения способствуют укреплению безопасности страны.

Методы исследования

С целью обоснования необходимости формирования нравственных ценностей личности студентов-филологов в рамках данного исследования использовались следующие методы: теоретические — анализ научной и учебной литературы по проблеме исследования, обобщение результатов анализа; эмпирические — изучение и обобщение педагогического опыта, изучение методической ситуации. Ключевой идеей исследования является идея формирования моральных и нравственных ценностей, воспитания языковой личности студента-филолога, способного к успешной коммуникации и эффективному обучению школьников русскому языку и литературе.

Обзор литературы

Приоритетность аксиологического направления в обучении студента-филолога подтверждают слова главы нашего государства В. В. Путина о ценности и роли русского языка в жизни российского общества, произнесенные им 6 июня 2020 г. в ходе встречи с деятелями культуры. Президент подчеркнул, что «для нашей страны русский язык — много больше, чем средство общения. Он объединяет все народы России, является основой нашей национальной идентичности, нашим великим наследием, уникальным по своей образности, четкости, меткости, выразительности и красоте». Один из путей сохранения русского литературного языка — воспитание грамотных учителей, бережно относящихся к родному языку, обладающих способностью помогать своим ученикам в познании и освоении русского языка.

Проблемам речевой культуры будущего учителя русского языка и литературы, как и его профессионализму, всегда отводилось особое место в работах исследователей (Ф. И. Буслаев, К. Д. Ушинский, Л. В. Щерба, А. В. Текучев, Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Т. В. Напольнова, В. И. Капинос, Л. А. Тростенцова, М. Р. Львов, А. Д. Дейкина, А. П. Еремеева, Н. А. Ипполитова), так как речевая культура педагога постоянно находится под пристальным вниманием его учеников и, несомненно, будет оказывать большое

влияние на речь школьников, формировать их ценностное отношение к родному языку.

В последнее время педагогический корпус и ученые-лингвисты обеспокоены проблемой формирования речевой культуры педагога, которая, в свою очередь, тесно связана с проблемой педагогического общения. В этом направлении ведутся исследования, посвященные изучению процесса развития речевой культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза [Антонова, 2018; Кривуть, 2019; Краснов, 2019; Карякина, 2018; Бектуров, 2019; Буланкина, 2019; Занина, 2020; Карпенко, 2018; Малютина, 2020].

Для обозначения речевого поведения личности используются различные терминологические сочетания, например, речевая деятельность, культура речи, коммуникативная культура, речевая культура. Наиболее употребительным является термин культура речи, под которым понимается «нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений» [Ро-зенталь, 1976, с. 158]. В свою очередь, речевую культуру следует рассматривать как умение языковой личности осуществлять успешную коммуникацию, построенную в соответствии с нормами современного русского языка. Речевая культура — «степень соответствия нормам орфоэпии, словоупотребления и т. п., установленным для данного языка; способность следовать лучшим образцам в своей индивидуальной речи» [Ахма-нова, 1966, с. 375]. Следовательно, речевая культура педагога — «это знания и владение нормами устной и письменной речи, умения использовать выразительные языковые средства в разных условиях профессионального педагогического общения в соответствии с его целью и содержанием» [Кочкина, 2007, с. 7-82].

Речевая культура осмысливается учеными по-разному: с точки зрения нормативности, в различных аспектах — историческом, социологическом, экологическом. Помимо названных, существует еще один аспект речевой культуры — ценностный. Л. И. Скворцов, раскрывая данный аспект, говорит о том, что, с позиций общей культуры человека, культура речи предстает как часть национальной культуры и проявляется и в «речевом поведении», и в знании языковых художественных богатств, и в умении ими пользоваться, осваивая в ряду других достижений ци-

вилизации [Скворцов, 2007]. Согласно словарю Э. Г. Азимова, речевое поведение — это форма взаимодействия человека с окружающей средой, выраженная в речи, а речевая культура является составной частью культуры народа [Азимов, 1999]. Будущий учитель-словесник должен понимать, что благодаря русской речи не только передаются знания его ученикам, но и воспитывается в юном человеке духовность и нравственность, сохраняется историческая память нашей страны.

Существует несколько функций речевой культуры: коммуникативная, рефлексивная и аксиологическая. Остановимся на последней, заключающейся «в понимании ценности родного языка как национального достояния, ценностном отношении к речевой культуре» [Малая, 2014, с. 25-31]. Русский язык как родной язык, как государственный язык Российской Федерации, как язык межнационального общения является средством постижения и сохранения нравственных, эстетических, духовных ценностей русского народа, в связи с чем ценностный аспект формирования речевой культуры студента-филолога предполагает осознание студентами значимости выбранной профессии.

Изучение в вузе дисциплин «Русский язык и культура речи», «Риторика», спецкурса «Культура речи учителя» и др. позволяет решать общекультурные задачи, формировать нравственные ценности личности будущего учителя, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с большой речевой ответственностью.

Проблема формирования у будущего учителя русского языка и литературы ценностного отношения к русскому языку является актуальной, поскольку именно от него, в первую очередь, будет зависеть воспитание и развитие у подростков речевой культуры. Система школьного образования предполагает ЕГЭ и ОГЭ, где требуется написания развернутых ответов, основанных на осмыслении текстов публицистического или художественного стиля, в которых отражены базовые ценности русского народа: добро, честь, благородство, дружба, верность долгу, сострадание, культура, подвиг, любовь матери, мужество и др. Для успешного выполнения заданий от выпускников требуется интерпретация текста с точки зрения его ценностного содержания, подготовить ученика к такому лингвоаксиологическому анализу текста сможет учитель, обладающий высоким уровнем речевой и педагогической культуры.

Важность ценностного аспекта при формировании речевой культуры современного специалиста обусловливается и включением в новый стандарт школьного образования (вступающий в силу с 1 сентября 2022 г.) учебных предметов в области «Родной язык и родная литература», среди предметных результатов которых «понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, особого способа познания жизни» [Приказ Министерства ... ].

Перемены, происходящие в обществе в последние десятилетия, требуют от российского образования усиления воспитательного, патриотического и национально-культурного компонентов, а перед учителем русского языка и литературы стоит серьезная задача — способствовать осознанию носителями русского языка духовных и культурных ценностей, заложенных в языке, вырабатывать понимание «языка как национально-культурного феномена» [Дейкина, 2009, с. 4]; формировать межкультурную компетенцию [Ле-вушкина, 2012, с. 6-7].

Опираясь на труды Л. В. Щербы, А. В. Текучева, д. С. Лихачева, В. Г. Костомарова, Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тро-стенцовой, А. Д. Дейкиной, А. П. Еремеевой, Н. А. Ипполитовой, А. А. Леонтьева, О. Н. Ле-вушкиной, М. А. Кронгауза и др., мы определяем ценностную установку формирования речевой культуры будущего учителя русского языка и литературы на овладение речевой культурой и коммуникацией как степень готовности к использованию русского языка в преподавательской деятельности не только в рамках профессиональной компетенции, но и в продолжение всей своей жизни при коммуникации с людьми разного уровня культурного профессионального и личностного развития.

Результаты исследования

Содержание образовательного процесса в педагогическом вузе должно включать целенаправ-

67

ленную и систематическую работу по воспитанию у будущих педагогов речевой культуры, ценностного отношения к родному языку. Необходимо учитывать, что развитие профессиональной языковой личности студента-филолога предполагает его становление в качестве будущего учителя русского языка и литературы в современных образовательных учреждениях разных типов, в связи с чем он должен иметь представление об организации учебной деятельности различного уровня обучающихся [Ворожбитова, 2019, с. 15]. Кроме того, «развитие языковой личности студентов-филологов в процессе профессиональной подготовки заключается в приобретении совокупности ценных личностных качеств, сформированных в образовательной среде и необходимых для межличностной, межкультурной коммуникации в соответствии с культурно-социальными нормами поведения в предстоящей профессиональной деятельности» [Шевченко, 2020].

Формирование речевой культуры специалиста-филолога с учетом аксиологического компонента должно реализоваться на всех дисциплинах, преподаваемых в вузе, в том числе и в учебном процессе по дисциплинам «Русский язык и культура речи», «Риторика», на спецкурсе «Культура речи учителя».

Традиционно при обучении ораторскому искусству используются образцовые тексты. Используя в преподавании русского языка и литературы для чтения и анализа образцовые литературные тексты, которые еще отечественные методисты XIX в. осознавали как единственно верный и целесообразный путь постижения эстетической природы родного слова, учителю необходимо применять разные формы работы, благодаря которым его ученики смогут вырабатывать собственную аргументированную позицию и на основе изученных текстов создавать собственные высказывания о русском языке, о красоте родной речи. В. П. Острогорский писал: «...сознательное изучение произведений образцовых писателей подрастающим поколением признаем делом великой важности» [Кулаева, 2007, с. 4].

При работе с образцовыми текстами возможны следующие типы заданий: прокомментируйте одну из проблем текста; ответьте на вопросы после прочтения текста, аргументируя свое мнение; продолжите рассуждение вслед за автором; подготовьте монологическое высказывание на основе ситуации, представленной в тексте, и др. Приведенные типы заданий обеспечи-

вают продуктивную работу, направленную на анализ текстовой информации и моделирование нового текста с учетом норм русского языка. Обращение к художественным текстам на занятиях по культуре речи способствует совершенствованию навыков нормированной письменной речи. Выпускники филологического факультета должны стать представителями элитарной речевой культуры. «Речевая культура элитарного типа основана и на широком охвате сознанием говорящего (пишущего) разнообразных прецедентных текстов, имеющих непреходящее общекультурное значение. Именно на такие тексты носитель элитарного типа речевой культуры ориентируется в своей речи» [Сиротинина, 1997, с. 60-62].

В центре современной методики преподавания филологических дисциплин — антропоцентрическая образовательная парадигма. Образцовые тексты имеют большой воспитательный потенциал, необходимый для формирования языковой личности обучающегося. В процессе работы над текстом как единицей языка и культуры соединяются два направления изучения русского языка: «познание системы языка и познание норм и правил общения, речевого поведения в различных жизненных ситуациях» [Ипполитова, 1998, с. 4]. Следовательно, предложенные типовые задания при работе с образцовыми текстами, являющимися достоянием национальной культуры, позволяют совершенствовать речевую культуру студентов в аспекте развития ценностных ориентиров, духовно-нравственного потенциала.

Современное поколение студентов и школьников, постоянно находящееся в информационном поле и существующее одновременно в реальном и виртуальном мире, легче воспринимает материал в емкой форме. Это является причиной, по которой, помимо образцовых текстов, в работе по формированию у студентов-филологов ценностного отношения к родному языку материал занятий должен включать афоризмы, цитаты, высказывания великих людей, русских писателей и поэтов о наилучших качествах русского языка — красоте, звучности, яркости, образности и др. Данный учебный материал студенты-филологи смогут использовать на уроках развития речи в 5-9 классах. Примером подобного задания может служить следующее:

Выскажите свое отношение к приведенным ниже словам академика В. В. Виноградова о проблемах культуры речи: «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться его вы-

разительными средствами, его стилистическим многообразием — лучшая опора, верное подспорье и очень важная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности».

Для определения у студентов уровня сформи-рованности ценностного отношения к родному языку и речевой культуре предлагается ответить на вопросы и выполнить следующие задания:

1. С течением времени в обществе происходят перемены в представлении об образце хорошей речи. Попробуйте сформулировать свое определение того, какой должна быть хорошая речь в XXI в. и какое отличие она имеет по сравнению с речью XX в.

2. Объедините все слова из цепочки в один небольшой текст и запишите его. Озаглавьте текст.

Белорусы — Богатство — Древняя Русь — Культура — Речь — Речевая культура — Родина — Россия — Русские — Русский народ — Русский язык — Украинцы — Ценность — Человек — Язык.

3. Продолжите предложение: «Речь будущего учителя русского языка и литературы должна быть доброжелательной, тактичной, ...». Считаете ли вы, что вам нужно еще работать над культурой своей речи?

4. Используя видеоряд с примерами, расскажите о положительных качествах речи.

5. Какую роль играет речевая культура в профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы?

6. Общение в вузе с какими людьми оказывает наибольшее положительное влияние на повышение речевой культуры студентов-филологов?

7. Объясните смысл фразы «гибкий язык» («гибкая речь»).

Предложенные задания носят не только аксиологическую, но и профессионально-ориентированную направленность, так как предполагают решение задач коммуникативно грамотного поведения при обосновании собственного мнения как специалиста в области языка. В процессе выполнения подобных заданий студенты-филологи совершенствуют умения мотивированно и целенаправленно оперировать информацией в рамках профессионально значимой тематики (комментирование, объяснение, сравнение, утверждение и др.). Ценностный аспект является «связующим звеном между теорией и практикой педагогической деятельности, выражая соотно-

шение целей и результатов образования и отражаясь в них» [Ходырев, 2020, с. 34-40].

Ценностный аспект формирования речевой культуры предполагает анализ себя как субъекта профессиональной деятельности, оценку собственного речевого поведения в значимых ситуациях общения. Эта работа предполагает умения оценивать языковые явления, речевую деятельность по шкале «хорошо» — «плохо». Убеждения, ценности, мотивации, личная история и культурный контекст учителя формируют его отношение, стремление и особенности познания и поведения. Эти аспекты личной и профессиональной идентичности учителя объединяются, чтобы управлять практическим принятием решений [Manuel, 2019]. В связи с этим предлагается выполнение следующего типа заданий:

— Можете ли вы назвать свою речь чистой? От чего вы хотели бы избавиться в ней?

— Какие виды нарушений языковых норм (лексической, орфоэпической, морфологической, синтаксической) вам встречаются в речи однокурсников?

— Какой путь вы укажете своему однокурснику для повышения речевой культуры?

Подобные задания способствуют снятию затруднений при выборе языковых средств, соответствующих коммуникативной ситуации общения, поиску нестандартных решений проблем в сфере профессиональной коммуникации, отбору стратегий межличностного общения с учетом ценностного аспекта.

Одно из направлений развития и совершенствования речевой культуры студента-филолога состоит в формировании характеристик, которые направлены на развитие творческих способностей, умения решать нестандартные задачи, проблемные ситуации. Сформированность ценностного отношения к родному языку и культуре народа можно проследить при выполнении студентами-филологами следующих заданий:

— Сочините текст к положению Устава вуза о соблюдении речевой культуры студентами вуза — будущими учителями.

— Прочитайте выдержку из Устава одного из вузов: «Обучающимся запрещается: <....> грубить, оскорблять, применять физическую силу по отношению к другим обучающимся, работникам, посетителям и иным лицам, находящимся на территории Университета».

Мы предлагаем написать: «..находящимся на территории Университета и во всех других общественных местах».

Какой из вариантов вы включили бы в Устав вуза? Аргументируйте свое мнение.

Подобные задания в практике обучения студентов-филологов позволяют выстроить модель обучения, направленную на творческое и результативное поведение обучающихся, которое активизирует индивидуальные критические способности личности и свидетельствует о сформиро-ванности основных ценностей педагога.

Итак, нами продемонстрировано несколько типов заданий, ориентированных на совершенствование речевой культуры студентов-филологов с учетом ценностного аспекта обучения:

- задания, предполагающие интерпретацию образцовых текстов;

- задания, предусматривающие решение нестандартных задач;

- задания, направленные на решение профессиональных задач;

- задания, нацеленные на совершенствование собственного речевого поведения.

На наш взгляд, такую работу целесообразно проводить со студентами первого курса на семинарских или практических занятиях. В результате работы в этом направлении — обучение и воспитание через слово при анализе образцовых литературных текстов, проблемных ситуаций — у будущих учителей русского языка формируются профессиональные навыки, а также ответственное отношение к тому, как они говорят, что составляет основу нравственного поведения — осознанное и ответственное отношение к собственным речевым действиям и доброжелательный настрой на коммуникацию.

Работа по формированию речевой культуры будущего педагога должна проводиться на протяжении всех лет обучения в вузе, подкрепляться образцовой коммуникацией между студентами и педагогами и, несомненно, высоким уровнем речевой и педагогической культуры преподавателей, обучающих будущих учителей русского языка и литературы. Чрезвычайно важно проводить мероприятия, направленные на формирование речевой культуры у студентов-филологов (конкурсы ораторского мастерства, творческие и литературные вечера, встречи с современными писателями и поэтами и пр.). При оценивании уровня развития речевой культуры будущего учителя русского языка и литературы нужно принимать во внимание индивидуальный уровень сформированности речевой культуры студентов, их стремление овладеть умениями и

навыками речевой культуры при работе с образцовыми текстами.

Заключение

Нами предложены типовые задания для дисциплины «Культура речи», сопровождающие целенаправленную работу по формированию у студента-филолога ценностного отношения к русскому языку, а также по подготовке студента к профессиональной деятельности, предполагающей воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к родине (культуре, традициям, языку) посредством обучения русскому языку. Разработанная система заданий позволит повысить практический уровень владения языком, развить речевое мастерство, освоить приемы речевой коммуникации, выработать умение пользоваться русским языком с его богатыми возможностями и выразительностью как важнейшим средством обучения, воспитания и развития подрастающего поколения.

Речевая культура языковой личности студента-филолога является демонстрацией его общего уровня культуры, системы ценностных ориента-ций. Совершенствуя речевую культуру, будущий специалист в области русской филологии повышает общий уровень культуры и готовится к ведению высококвалифицированной профессиональной деятельности.

Библиографический список

Азимов Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Санкт-Петербург : Златоуст, 1999. 472 с.

Антонов Л. Г. Инновационные модели работы с текстом на занятиях со студентами-филологами / Л. Г. Антонов, Л. И. Зимина // Ярославский педагогический вестник. 2018. № 6. С. 98-107.

Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. Москва : Советская энциклопедия, 1966. 420 с.

Бектуров Т. М. Коммуникативная способность педагога как профессионально значимый феномен / Т. Т. Бектуров, Г. А. Назарматова, С. Э. Иманкулова // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. № 12. С. 437-441.

Буланкина Н. Е. Коммуникативная культура педагога в аспекте современных образовательных ценностей / Н. Е. Буланкина, Н. В. Максимова // Педагогический имидж. 2019. Т. 13. № 3 (44). С. 442-451.

Ворожбитова А. А. Филолог-исследователь как профессиональная языковая личность: лингворитори-ческий подход : учебное пособие. Сочи : РИЦ ФГБОУ ВО «СГУ», 2019. 176 с.

Дейкина А. Д. Методическая компетентность как ценностная составляющая профессиональной дея-

тельности учителя // Аксиологические аспекты методики преподавания русского языка (профессиональный и общеобразовательный уровни) : материалы Международной научно-практической конференции (19-20 марта 2009 г.) / научный ред и сост.: А. Д. Дейкина, А. П. Еремеева, Л. А. Ходякова, В. Д. Янченко. Москва : МПГУ, Ярославль ; РЕМДЕР, 2009. С. 3-7.

Занина Т. Н. Коммуникативные способности в профессионально-педагогической деятельности педагога / Т. Н. Занина, Е. И. Кибенко // Модернизация российского общества и образования: новые экономические ориентиры, стратегии управления, вопросы правоприменения и подготовки кадров : материалы XXI Национальной научной конференции (с международным участием). 2020. С. 658-660.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе : учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва : Флинта ; Наука, 1998. 176 с.

Карпенко Н. Н. Коммуникативная компетентность педагога как фактор удовлетворенности профессиональной деятельностью // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2018. № 4. С. 114-127.

Карякина С. Н. Особенности коммуникативной компетентности педагогов с разным стажем профессиональной деятельности // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии : сборник научных трудов участников V Международной научно-практической конференции. Орел : ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева» институт педагогики и психологии, 2018. С. 256-260.

Кочкина Н. Л. Формирование речевой культуры педагога в вузе // Российское образование в XXI веке проблемы и перспективы : сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. Пенза : Приволжский дом знаний, 2007. 233 с.

Краснов С. И. Коммуникативная компетентность в современном профессионализме педагога / С. И. Краснов, Н. В. Малышева // Инновации в образовании. 2019. № 8. С. 82-88.

Кривуть М. Л. Изучение личностных свойств и качеств будущих педагогов как компонента коммуникативной компетентности // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. 2019. № 1 (15). С. 28-30.

Кулаева Г. М. О формировании у учащихся ценностного отношения к русскому языку // Русский язык в школе. 2007. № 8. С. 3-7.

Левушкина О. Н. Текст и культура: Материалы к урокам русского языка и занятиям элективных курсов : метод. пособие для учителей. Москва : ГАОУ ВПО МИОО, 2012. 240 с.

Малая Е. В. Сущностные характеристики речевой культуры будущего специалиста сферы образования //

Инновации в общем и профессиональном образовании. 2014. № 1 (86). С. 25-31.

Малютина О. П. Связь коммуникативной компетентности педагога с разными уровнями перфекцио-низма // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 2. С. 67-70.

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». URL:

https ://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ #1000 (дата обращения: 05.12.2021).

Родионова И. Г. Лекант о русском языке и о культуре русской речи (на материале интервью) / И. Г. Родионова, П. А. Профессор // Лекантовские чтения : материалы Международной научной конференции (МГОУ, г. Москва, 20 ноября 2020 г. ) / отв. ред. H. А. Герасименко. Москва : ИИУ МГОУ, 2020. 332 с.

Розенталь д. Э. Словарь-справочник лингвистических терминов : пособие для учителей. Изд. 2, испр. и. доп. / д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. Москва : Просвещение, 1976. 543 с.

Сиротинина О. Б. Русская речевая культура и ее внутринациональные типы // Русский язык за рубежом. 1997. № 1-2. С. 60-62.

Скворцов Л. И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи : книга для учащихся / Л. И. Скворцов. 2-е изд., испр. и доп. Москва : Просвещение, 2007. 208 с.

Скрябина О. А. Цифровизация и традиция в обучении русскому языку // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2020. № 3. С. 197-204.

Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года. Утвержден приказом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666. URL: http ://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd= 102161949 (дата обращения: 03.12.2021).

Ходырев А. М. Проблема изучения ценностей педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 2 (113). С. 34-40. DOI 10.20323/1813-145X-2020-2-113-34-40

Шевченко М. С. Модель развития языковой личности в процессе профессиональной подготовки студентов-филологов // Мир науки. Педагогика и психология, 2020. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/129PDMN620.pdf (дата обращения: 03.12.2021).

Manuel J., Dutton J. Teachers in the 'process of becoming': the role of pre-service teachers' narratives in developing critical reflective practice // Handbook of research on critical thinking and teacher pedagogy / V. Robinson, V Knight (Eds.). Hershey : IGI Global, 2019. Рp. 15-38. URL:

https://doi.org/10.4018/978-1-5225-7829-1.ch002 (дата обращения: 03.12.2021).

Reference list

Azimov Je. G. Slovar' metodicheskih terminov (teorija i praktika prepodavanija jazykov) = Dictionary of methodological terms (theory and practice of teaching languages) / Je. G. Azimov, A. N. Shhukin. Sankt-Peterburg : Zlatoust, 1999. 472 s.

Antonov L. G. Innovacionnye modeli raboty s tekstom na zanjatijah so studentami-filologami = Innovative models of working with text in classes with philological students / L. G. Antonov, L. I. Zimina // Jaroslavskij peda-gogicheskij vestnik. 2018. № 6. S. 98-107.

Ahmanova O. S. Slovar' lingvisticheskih terminov = Dictionary of Linguistic Terms. Moskva : Sovetskaja jenciklopedija, 1966. 420 s.

Bekturov T. M. Kommunikativnaja sposobnost' peda-goga kak professional'no znachimyj fenomen = The communicative ability of a teacher as a professionally significant phenomenon / T. T. Bekturov, G. A. Nazarma-tova, S. Je. Imankulova // Bjulleten' nauki i praktiki. 2019. T. 5. № 12. S. 437-441.

Bulankina N. E. Kommunikativnaja kul'tura pedagoga v aspekte sovremennyh obrazovatel'nyh cennostej = Communicative culture of the teacher in the aspect of modern educational values / N. E. Bulankina, N. V Maksimova // Pedagogicheskij imidzh. 2019. T. 13. № 3 (44). S. 442-451.

Vorozhbitova A. A. Filolog-issledovatel' kak profes-sional'naja jazykovaja lichnost': lingvoritoricheskij pod-hod = Research philologist as a professional language personality: lingue-rhetoric approach : uchebnoe posobie. Sochi : RIC FGBOU VO «SGU», 2019. 176 s.

Dejkina A. D. Metodicheskaja kompetentnost' kak cennostnaja sostavljajushhaja professional'noj dejatel'nos-ti uchitelja = Methodological competence as a value component of teacher's professional activity // Aksiologiches-kie aspekty metodiki prepodavanija russkogo jazyka (pro-fessional'nyj i obshheobrazovatel'nyj urovni) : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (19-20 marta 2009 g.) / nauchnye red. i sost.: A. D. Dejkina, A. P. Eremeeva, L. A. Hodjakova, V D. Janchenko. Moskva : MPGU, Jaroslavl' ; REMDER, 2009. S. 3-7.

Zanina T. N. Kommunikativnye sposobnosti v profes-sional'no-pedagogicheskoj dejatel'nosti pedagoga = Communicative abilities in the teacher's professional and pedagogical activities / T. N. Zanina, E. I. Kibenko // Modernizacija rossijskogo obshhestva i obrazovanija: novye jekonomicheskie orientiry, strategii upravlenija, voprosy pravoprimenenija i podgotovki kadrov : materialy HXI Nacional'noj nauchnoj konferencii (s mezhdu-narodnym uchastiem). 2020. S. 658-660.

Ippolitova N. A. Tekst v sisteme obuchenija russkomu jazyku v shkole = Text in the Russian language education system at school : uchebnoe posobie dlja studentov peda-gogicheskih vuzov. Moskva : Flinta ; Nauka, 1998. 176 s.

Karpenko N. N. Kommunikativnaja kompetentnost' pedagoga kak faktor udovletvorennosti professional'noj dejatel'nost'ju = Communicative competence of the teacher as a factor of satisfaction with professional activity //

Psihologija i pedagogika v Krymu: puti razvitija. 2018. № 4. S. 114-127.

Kaijakina S. N. Osobennosti kommunikativnoj kom-petentnosti pedagogov s raznym stazhem professional'noj dejatel'nosti = Peculiarities of communicative competence of teachers with different professional experience // Psi-hologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obra-zovatel'nogo processa: problemy, perspektivy, tehnologii : sbornik nauchnyh trudov uchastnikov V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Orel : Orlovskij gosu-darstvennyj universitet imeni I. S. Turgeneva, 2018. S. 256-260.

Kochkina N. L. Formirovanie rechevoj kul'tury pedagoga v vuze = Formation of teacher's speech culture at the university // Rossijskoe obrazovanie v XXI veke problemy i perspektivy : sbornik statej III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza : Privolzhskij dom znanij, 2007. 233 s.

Krasnov S. I. Kommunikativnaja kompetentnost' v sovremennom professionalizme pedagoga = Communicative competence in the modern professionalism of the teacher / S. I. Krasnov, N. V. Malysheva // Innovacii v obrazovanii. 2019. № 8. S. 82-88.

Krivut' M. L. Izuchenie lichnostnyh svojstv i kachestv budushhih pedagogov kak komponenta kommunikativnoj kompetentnosti = Study of personal properties and qualities of future teachers as a component of communicative competence // Tradicionnye nacional'no-kul'turnye i duhovnye cennosti kak fundament innovacionnogo razvitija Rossii. 2019. № 1 (15). S. 28-30.

Kulaeva G. M. O formirovanii u uchashhihsja cen-nostnogo otnoshenija k russkomu jazyku = On the formation of a value attitude towards the Russian language among students // Russkij jazyk v shkole. 2007. № 8. S. 3-7.

Levushkina O. N. Tekst i kul'tura: Materialy k urokam russkogo jazyka i zanjatijam jelektivnyh kursov = Text and culture: Materials for Russian language lessons and elective courses : metod. posobie dlja uchitelej. Moskva : GAOU VPO MIOO, 2012. 240 s.

Malaja E. V Sushhnostnye harakteristiki rechevoj kul'tury budushhego specialista sfery obrazovanija = Essential characteristics of the speech culture of the future specialist in the field of education // Innovacii v obshhem i professional'nom obrazovanii. 2014. № 1 (86). S. 25-31.

Maljutina O. P. Cvjaz' kommunikativnoj kompetentnosti pedagoga s raznymi urovnjami perfekcionizma = Association of communicative competence of the teacher with different levels of perfectionism // Vestnik Voronezh-skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Problemy vysshego obrazovanija. 2020. № 2. S. 67-70.

Prikaz Ministerstva prosveshhenija RF ot 31 maja 2021 g. № 287 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo ob-shhego obrazovanija» = Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated May 31, 2021 № 287 «On the Approval of the Federal State Educational Standard for Basic General Education». URL:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ #1000 (data obrashhenija: 05.12.2021).

Rodionova I. G. Lekant o russkom jazyke i o kul'ture russkoj rechi (na materiale interv'ju) = Lecant on the Russian language and on the culture of Russian speech (on the basis of an interview) / I. G. Rodionova, P. A. Professor // Lekantovskie chtenija : materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (MGOU, g. Moskva, 20 nojabrja 2020 g.) / otv. red. N. A. Gerasimenko. Moskva : IIU MGOU, 2020. 332 s.

Rozental' D. Je. Slovar'-spravochnik lingvisticheskih terminov = Dictionary-directory of linguistic terms : posobie dlja uchitelej. Izd. 2, ispr. i. dop. / D. Je. Rozental', M. A. Telenkova. Moskva : Prosveshhenie, 1976. 543 s.

Sirotinina O. B. Russkaja rechevaja kul'tura i ee vnu-trinacional'nye tipy = Russian speech culture and its intranational types // Russkij jazyk za rubezhom. 1997. № 1-2. S. 60-62.

Skvorcov L. I. Jekologija slova, ili Pogovorim o kul'ture russkoj rechi = Ecology of words, or Talk about the culture of Russian speech : kniga dlja uchashhihsja. 2e izd., ispr. i dop. Moskva : Prosveshhenie, 2007. 208 s.

Skijabina O. A. Cifrovizacija i tradicija v obuchenii russkomu jazyku = Digitalization and tradition in teaching Russian // Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Filologicheskie nauki. 2020. № 3. S. 197-204.

Strategija gosudarstvennoj nacional'noj politiki Ros-sijskoj Federacii do 2025 goda. Utverzhden prikazom Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19 dekabrja 2012 goda № 1666 = Strategy of the state national policy of the Russian Federation until 2025. Approved by Order of the President of the Russian Federation of December 19, 2012 № 1666. URL:

http ://pravo. gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102161949 (data obrashhenija: 03.12.2021).

Hodyrev A. M. Problema izuchenija cennostej peda-gogicheskoj dejatel'nosti = The problem of learning the values of pedagogical activity // Jaroslavskij pedagog-icheskij vestnik. 2020. № 2 (113). S. 34-40. DOI 10.20323/1813-145X-2020-2-113-34-40

Shevchenko M. S. Model' razvitija jazykovoj lichnosti v processe professional'noj podgotovki studentov-filologov = Model of development of linguistic personality in the process of professional training of philological students // Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2020. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/129PDMN620.pdf (data obrashhenija: 03.12.2021).

Manuel J., Dutton J. Teachers in the 'process of becoming': the role of pre-service teachers' narratives in developing critical reflective practice // Handbook of research on critical thinking and teacher pedagogy / V Robinson, V Knight (Eds.). Hershey : IGI Global, 2019. Rp. 15-38. URL: https://doi.org/10.4018/978-1-

5225-7829-1.ch002 (data obrashhenija: 03.12.2021).

Статья поступила в редакцию 18.11.2021; одобрена после рецензирования 09.12.2021; принята к публикации 13.01.2022.

The article was submitted on 18.11.2021; approved after reviewing 09.12.2021; accepted for publication on 13.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.