Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Федотова Елена Сергеевна

В эпоху реформирования правоохранительной системы важно обратить внимание на качество и содержание личностных структур выпускников ведомственных учебных заведений. Основу философии полицейской деятельности в Казахстане сегодня составляет идея о помогающем сотруднике полиции, который полностью соответствовал бы потребностям общества и требованиям государства. Одно из главных требований к полиции современного Казахстана - устойчивость к коррупции. Идея автора в том, что формирование нравственных ценностей у курсантов в период их обучения в ведомственном вузе может стать качественной основой профилактики коррупционных правонарушений полицейских в будущем. Автор рассматривает некоторые проблемные вопросы ведомственного образования, затрудняющие процесс выработки нравственных ценностей у обучающихся, обосновывает условия, при которых процесс формирования нравственных ценностей может быть более эффективным. Автор описывает модель формирования у курсантов нравственных ценностей, которая может быть использована в учебно-воспитательном процессе вуза. При описании модели автор определяет критерии и показатели, по которым можно оценить степень сформированности нравственных ценностей у курсантов и провести качественный мониторинг результатов работы по их формированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Федотова Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF MORAL VALUES IN CADETS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN TO PREVENT CORRUPTIVE BEHAVIOR

In the era of law enforcement reform, it is very important to pay close attention to the quality and content of the personal structures of graduates of departmental educational institutions. The basis of the philosophy of policing in Kazakhstan today is the idea of a helpful police officer who fully meets the needs of society and the requirements of the state. One of the main requirements for police in modern Kazakhstan is resistance to corruption. The author’s idea is that the formation of moral values in cadets during their training in a departmental university can become a qualitative basis for the prevention of corruption offences of police officers in the future. The author considers some shortcomings of departmental education that hinder the process of developing moral values, and describes the conditions under which this process can take place more effectively. In addition, the author describes a model for the formation of moral values in cadets, which can be used in the educational process of the university. In describing the model the author lists criteria and indicators that will help to assess the degree of formation of moral values in cadets and conduct qualitative monitoring of the results of the work on their formation.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Российский девиантологический журнал / Russian Journal of Deviant Behavior 2023; 3(1), 91-102

Федотова Е. С. / Fedotova E. S.

Оригинальная статья

УДК 343.85

DOI: 10.35750/2713-0622-2023-1-91-102

Организационно-педагогические условия формирования нравственных ценностей у курсантов вузов МВД Республики Казахстан для профилактики коррупционного поведения

Елена Сергеевна Федотова

Костанайская академия МВД Республики Казахстан имени Шракбека Кабылбаева (Костанай, Казахстан) fedotova@kostacademy.edu.kz

ORCID: 0009-0000-9966-834X

Аннотация

В эпоху реформирования правоохранительной системы важно обратить внимание на качество и содержание личностных структур выпускников ведомственных учебных заведений. Основу философии полицейской деятельности в Казахстане сегодня составляет идея о помогающем сотруднике полиции, который полностью соответствовал бы потребностям общества и требованиям государства. Одно из главных требований к полиции современного Казахстана - устойчивость к коррупции. Идея автора в том, что формирование нравственных ценностей у курсантов в период их обучения в ведомственном вузе может стать качественной основой профилактики коррупционных правонарушений полицейских в будущем. Автор рассматривает некоторые проблемные вопросы ведомственного образования, затрудняющие процесс выработки нравственных ценностей у обучающихся, обосновывает условия, при которых процесс формирования нравственных ценностей может быть более эффективным. Автор описывает модель формирования у курсантов нравственных ценностей, которая может быть использована в учебно-воспитательном процессе вуза. При описании модели автор определяет критерии и показатели, по которым можно оценить степень сформированности нравственных ценностей у курсантов и провести качественный мониторинг результатов работы по их формированию.

Ключевые слова

коррупция, антикоррупционное воспитание, нравственные ценности, антикоррупционное образование, ценностно-ориентированное образование, мировоззрение

Для цитирования: Федотова, Е. С. (2023). Организационно-педагогические условия формирования нравственных ценностей у курсантов вузов МВД Республики Казахстан для профилактики коррупционного поведения. Российский девиантологический журнал, 3(1), 91-102. doi: 10.35750/2713-0622-2023-1-91-102.

Original paper

Organisational and pedagogical conditions for the formation of moral values in cadets of the ministry of internal affairs of the Republic of Kazakhstan to prevent corruptive behavior

© Федотова Е. С., 2023

Федотова Е. С. / Fedotova E. S.

Elena S. Fedotova

Kostanay Academy of the Internal Affairs Ministry of the Republic of Kazakhstan named after Shrakbek

Kabylbayev (Kostanay, Kazakhstan)

fedotova@kostacademy.edu.kz

ORCID: 0009-0000-9966-834X

Abstract

In the era of law enforcement reform, it is very important to pay close attention to the quality and content of the personal structures of graduates of departmental educational institutions. The basis of the philosophy of policing in Kazakhstan today is the idea of a helpful police officer who fully meets the needs of society and the requirements of the state. One of the main requirements for police in modern Kazakhstan is resistance to corruption. The author's idea is that the formation of moral values in cadets during their training in a departmental university can become a qualitative basis for the prevention of corruption offences of police officers in the future. The author considers some shortcomings of departmental education that hinder the process of developing moral values, and describes the conditions under which this process can take place more effectively. In addition, the author describes a model for the formation of moral values in cadets, which can be used in the educational process of the university. In describing the model the author lists criteria and indicators that will help to assess the degree of formation of moral values in cadets and conduct qualitative monitoring of the results of the work on their formation.

Keywords

corruption, anti-corruption education, moral values, anti-corruption education, value-oriented education, world outlook

For citation: Fedotova, E. S. (2023). Organisational and pedagogical conditions for the formation of moral values in cadets of the ministry of internal affairs of the Republic of Kazakhstan to prevent corruptive behavior. Russian Journal of Deviant Behavior, 3(1), 91-102. doi: 10.35750/2713-0622-2023-1-91-102.

Республика Казахстан географически находится в самом центре Евразийского материка, занимает значительную территорию и в своем историческом развитии испытала влияние многих культур: восточных, западных, южных, северных. Это сказалось не только на культурном развитии страны, но и на векторе ее политического развития, что отразилось на нравственных ценностях, особенностях мировоззрения граждан и, соответственно, на характере реформ, проводимых в государстве.

Как в любой развивающейся стране, в Казахстане реформируются многие составляющие жизни государства, в том числе правоохранительные органы, призванные обеспечивать общественную безопасность. Общеизвестно, что от качества работы правоохранительных органов, одним из которых является полиция, зависит то, каким образом будет обеспечиваться правопорядок и соблюдение прав граждан государства. В этом контексте сервисная модель полиции, которая сегодня активно развивается в Казахстане, может стать сильным звеном правоохранительной системы. Идея сервисной модели полиции заключается в том, что сохранение общественной безопасности становится проблемой не

только полиции, но каждого гражданина страны (Могау-соуа, 2016). При такой модели одна из главных задач полиции - сохранение партнерских отношений с обществом, повышение доверия населения к сотрудникам. Принятие и реализация такой идеи означает, что Казахстану как никогда нужен полицейский, который, опираясь на определенные нравственные ценности, сможет следовать курсу, назначенному государством.

По результатам исследования, проведенного сотрудниками Костанайской академии МВД РК имени Ш. Кабылбаева в 2020 году, 23,4 % из числа опрошенных граждан желают улучшить работу полиции через снижение коррупционной составляющей поведения (Ким, Сапарин, 2021). Граждане хотят видеть полицейского человеком честным, открытым, со сформированными нравственными ценностями.

Полиция в рамках сервисной модели - это сотрудники, которые неукоснительно соблюдают правила морали и нравственности, стоят на защите прав и законных интересов граждан, готовы честно и преданно служить на благо Родины. Нормативные правовые акты, такие как Этический кодекс сотрудника правоохранительных органов1, Стандарт полицей-

1 Об утверждении Этического кодекса сотрудников правоохранительных органов, органов гражданской защиты и государственной фельдъегерской службы Республики Казахстан: Указ Президента Республики Казахстан от 2 января 2023 года № 81.

ского2 и многочисленные указания глав Министерства внутренних дел, выдвигают высокие требования к личности полицейского. При условии соблюдения этих требований организовывать деятельность по профилактике коррупционных правонарушений среди полицейских будет гораздо проще. В современных исследованиях по юридической психологии, юридической педагогике рассматривается ряд методологических, методических и идеологических вопросов, направленных на оптимизацию процесса морально-психологического обеспечения практики органов внутренних дел. Имеются результаты исследований, отвечающих на вопрос об особенностях личности, склонной или не склонной к совершению коррупционных поступков

ЧЧ

Высшее образование как среда, в которой происходит становление профессионального фундамента личности, имеет возможность создать такую антикоррупционную атмосферу, в которой будут формироваться устойчивые нравственные ценности, а значит, и антикоррупционное мировоззрение будущего офицера

и

(Сундукова, 2019). Главной движущей силой формирования антикоррупционных конструктов является воспитание, которое сегодня занимает достойное место не только в образовательном процессе вузов, но и в процессе непрерывного образования действующих сотрудников ОВД. Правильно организованный образовательный процесс помогает сформировать нравственные ценности, выражающиеся в систематических поступках, которые можно обозначить термином «антикоррупционное мировоззрение».

Противодействие коррупции складывается из применения различных мер, в число которых входят правовые, экономические, политические, психолого-педагогические и другие. Высшее образование как

среда, в которой происходит становление профессионального фундамента личности, имеет возможность создать такую антикоррупционную атмосферу, в которой будут формироваться устойчивые нравственные ценности, а значит, и антикоррупционное мировоззрение будущего офицера (Villeneuve, Mugellini, & Heide, 2020).

Современное развитие общества нуждается в новых подходах к мировоззренческому осмыслению вопросов развития и воспитания молодежи. В этом развитии намечаются новые тенденции. Они требуют от молодых людей комплексной оценки факторов и направления устройства мира, а значит, применения организованных подходов к эффективному формированию нравственных ценностей личности. Мировоззрение молодых людей, основой которого являются нравственные ценности, должно быть способным обеспечивать их мышлению, сознанию возможность адекватно оценивать особенности развития общества и организовывать свою деятельность таким образом, чтобы способствовать его продуктивному созидательному развитию (Кульжанова, 2020). Выполняя эту важную функцию, мировоззрение помогает личности адекватно оценивать различные бытовые, экономические, социальные ситуации, ориентирует человека поступать в рамках правопослушного, правомерного поведения.

В последние годы антикоррупционная тематика научных исследований становится все более популярной, однако современные педагогические концепции воспитания будущих сотрудников полиции не освещают в полной мере вопрос создания условий для эффективного формирования нравственных ценностей, которые лягут в основу антикоррупционного мировоззрения у курсантов, обучающихся в высших ведомственных учебных заведениях. К тому же антикоррупционная линия воспитательной работы в ведомственных вузах сегодня еще далека от совершенства.

В решении вопросов формирования нравственных ценностей в целях профилактики коррупционных правонарушений у курсантов образовательных учреждений МВД Республики Казахстан ресурсы досуга, на наш взгляд, недостаточно востребованы, при том что они имеют важный воспитательный потенциал. Проанализированные нами планы воспитательной работы ведомственных вузов Казахстана показывают, что основное внимание при проведении воспитательных мероприятий уделяется культурно-массовой работе. При этом значительная часть свободного времени курсантов отводится на дополнительную физическую подготовку и неорганизуемый процесс самообразования, в то время как эти ресурсы можно было бы использо-

2 Об утверждении Стандарта полицейского: Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 24 апреля 2020 года № 358.

Федотова Е. С. / Fedotova E. S.

вать для проведения специально разработанных мероприятий антикоррупционной направленности, которые отвечали бы интересам молодых людей.

Период обучения в ведомственном вузе на каждом этапе сопровождается развитием разных сторон личности, в том числе нравственных ценностей, определяющих своеобразие мировоззрения молодого человека. К моменту поступления в высшее учебное заведение молодые люди имеют определенный багаж знаний, мнений, взглядов, ценностей и убеждений. Однако именно это может обусловить трудности для внесения собственных корректив в процесс формирования нравственных ценностей со стороны руководителей образовательного процесса учебного заведения.

Курсанты, получающие образование в высшем учебном заведении по очной форме, - это юноши и девушки в возрасте 18-20 лет. По мнению известного ученого-психолога Б. Г. Ананьева, в этом возрасте молодые люди легче всего приобретают профессиональные знания, умения и навыки, этот период благоприятен для профессионального становления (Ананьев, 2001). Е. А. Климов считает, что именно в этом возрасте формируется индивидуальный стиль деятельности, и по этой причине абстрактное мышление у молодых людей начинает играть ведущую роль3. Обобщенная картина мира формируется за счет системных взаимосвязей, которые устанавливает личность под влиянием учебно-воспитательного процесса.

Одной из главных черт личности в юношеском возрасте является осознание человеком своей неповторимости и индивидуальности (Саяпин, 2016). Именно поэтому молодые люди стремятся совершать такие поступки, которые выделяли бы их из массы таких же юношей, а это явление можно эффективно использовать в воспитательном процессе: развивать у них потребность проявлять креативность, самостоятельность, критичность ума и т. д.

Влияние образовательного процесса на формирование нравственных ценностей курсантов, обучающихся в ведомственных учебных заведениях, для профилактики их коррупционного поведения нельзя подвергать сомнению. Большое количество научных исследований было посвящено изучению этого вопроса.

Так, в работе Т. М. Безубяк отмечается: «Коррупция является результатом сознательной деятельности людей. Поэтому важнейшим направлением в противодействии коррупции становится работа в сфере образования, включающая учебную и воспитательную работу с обучаемыми по формированию и закреплению норм нетерпимости к коррупционным проявлениям» (Безубяк, 2010). По мнению автора, подобным воздействием прививаются определенные социальные нормы, что

повышает уровень правовой культуры и правосознания обучающихся и формирует у них нравственные ценности.

В. В. Киселев в своем исследовании предлагает в процессе формирования антикоррупционного поведения воздействовать на психологические структуры личности, которые он называет детерминантами поведения (Киселев, 2016). По его мнению, «антикоррупционное поведение можно совершенствовать с помощью разработанной программы психологических упражнений, актуализирующих его психологические детерминанты у сотрудников государственной организации, используемых совместно с мерами административного, организационного, законодательного и политического характера» (Киселев, 2016).

ЧЧ

Влияние образовательного процесса на формирование нравственных ценностей курсантов, обучающихся в ведомственных учебных заведениях, для профилактики их коррупционного поведения нельзя подвергать сомнению

и

Антикоррупционную культуру личности «как особый вид правовой культуры» представляет А. Р. Хамде-ев (Хамдеев, Ибрагимова, 2020). В своем исследовании он рассматривает педагогический аспект формирования антикоррупционной культуры государственного служащего и предлагает формировать ценностные ориентации личности, ее компетенции, способности, создающие основу правопослушного поведения (Хамдеев, Ибрагимова, 2020).

Почему вопрос о формировании нравственных ценностей для профилактики коррупционных правонарушений настолько актуален? Потому что коррупция, будучи явлением социально-правовым, в настоящее время становится уже отражением типичного образа

3 Гиппенрейтер, Ю. Б., Романов, В. Я. (ред.) (1982). Психология индивидуальных различий: Тексты. Учеб. пособие для пси-хол. фак. ун-тов (стр. 140-144). Изд-во МГУ.

мышления для представителей значительной части социума. Б. Арутюнян пишет, что коррупция заключает в себе не только поведенческий акт, но и определенный образ мыслей, установок личности, характер ее ценностных ориентаций, которые определяет поведенческую культуру, при которой от личности не требуется ни высокого профессионализма, ни последующего совершенствования в профессиональном и личностном плане (Арутюнян, 2006).

Среда, в которой происходит формирование нравственных ценностей курсантов, имеет специфические черты: закрытая территория, ограничение коммуникации с определенным кругом лиц, участвующих в педагогическом процессе, строгая регламентация режима дня. Поэтому условия, в которых происходит формирование ценностей личности курсантов, отличаются от условий, в которых развиваются студенты, обучающиеся в «гражданских» вузах.

Учитывая эти особенности, можно предположить, что процесс формирования нравственных ценностей также будет иметь свои особенности, обусловленные спецификой учебно-воспитательного процесса в ведомственном вузе, служебной деятельности в период обучения. Таким образом, ценностно-ориентированное мировоззрение курсанта, получающего образование в ведомственном вузе, представляется специфичным и будет отличаться от мировоззрения выпускников других типов учебных заведений.

Современному ведомственному образованию могут быть свойственны некоторые недостатки, которые влияют на качество и содержание профессиональной подготовки курсантов. Это, например, ослабление системообразующего начала. Ведомственное образование призвано формировать профессиональные навыки у курсантов, ориентированных выполнять узкоспециализированные задачи. Это существенно ограничивает круг тех общечеловеческих интересов, потребностей, веяний, которые характерны для общества в целом, и потому существует опасность, что кругозор выпускников ведомственных вузов сужен и профессиональная деформация на этой почве будет протекать быстрее.

Другой недостаток - факт, что сегодня ведомственные вузы не используют специально разработанных программ, которые позволили бы изучить ресурсы, особенности и способности каждого курсанта индивидуально. У курсантов не всегда есть возможность проявить свои таланты в деятельности в силу тех корпоративных правил, которые им приходится соблюдать по долгу службы, поэтому часто они не могут реализовать себя ни в чем, кроме спортивной и научной деятельности.

Строгий регламент работы, закрытая территория учебного заведения и ограничение личной коммуникации с гражданами за пределами учебного заведения

можно рассматривать как еще один недостаток ведомственного образования. Такие условия способствуют тому, что в социокультурном смысле у курсантов значительно сужается круг примеров демонстрации нравственных ценностей, а значит, основным источником их формирования становится то окружение, которое функционирует только в пространстве учебного заведения.

В результате перечисленных недостатков формируется так называемое коллективное мировоззрение, которое впоследствии выступает основой для культивирования субкультуральных, «полицейских» понятий и может стать препятствием для интериоризации нравственных ценностей в более широком, социокультурном, смысле (Русакова, 2005).

Недостатком ведомственного образования является также и то, что правовая доминанта в обучении снижает развитие других составляющих мировоззрения: нравственной, эстетической, социально-политической. Правовая доминанта в значительной степени развивает правовую составляющую знаний как элемента нравственных ценностей, однако задерживает развитие других компонентов. В будущем это может привести к серьезным проблемам, связанным с деформацией личности сотрудника ОВД. Как пишет в своей работе В. С. Остапенко, «можно быть высококлассным специалистом, но совершать безнравственные поступки» (Остапенко, 2009).

Образование призвано вести за собой развитие общества, учить его смотреть в будущее, жить в нем, а потому оно должно опережать его, быть как можно более качественным, разнонаправленным, принципиальным. Образование должно быть призвано укреплять существующее и создавать основу для формирования нового общества с присущей только ему этикой, системой нравственных ценностей, позиций его членов и принципиально новых убеждений.

Как ведомственное образование может послужить формированию устойчивой системы нравственных ценностей, лежащей в основе профилактики коррупционных правонарушений выпускников, какими чертами для этого оно должно обладать?

В первую очередь, в ведомственном высшем образовании должна существовать своя идеология, призванная ориентировать молодых специалистов в нормах морали и нравственности, формировать образы личности и общества, в котором предстоит работать будущему сотруднику.

С. К. Савин описывает общие черты любой идеологии следующим образом (Савин, 2006):

- идеология как мировоззрение, систематизированное и имеющее свою структуру;

- идеология как знание, формулируемое мыслителями-теоретиками;

Федотова Е. С. / Fedotova E. S.

- идеология как система выработки компетенций, направленных на выполнение социально значимых функций;

- идеология как явление, связанное с понятием идеального устройства общества, в котором его члены наблюдают за происходящим вокруг, порождая идеи по его улучшению, выбирают наиболее адекватные способы решения возникающих проблем. В идеологии эти идеи систематизируются и выстраиваются в стройную теорию;

- идеология как инструмент преобразования общества в руках его пользователей. Идеология в этом ракурсе способна управлять обществом в соответствии с его нравственными ценностями, не только изучая, но и формируя их.

Внутренним источником саморазвития в идеологии выступает идея, которая отражает социальную действительность и является ее «материальным» носителем.

Стереотипы играют важную роль в структуре всякой идеологии. Они представляют собой предвзятые мнения, управляющие процессом восприятия личностью общества и обществом каждой личности. Идеология отражает интересы определенной социальной общности, в данном случае правоохранительной системы, и направлена на их реализацию. Стереотипы, существующие в структуре идеологии, становятся средством построения социальных отношений, а иногда выступают в роли манипуляторов поведением личности.

Идеологические мотивы ведомственного образования направлены на создание такого образовательного пространства, которое будет наполнено нравственными ценностями (добропорядочность, честность, товарищество, сотрудничество) и сможет закреплять положительный эффект их реализации в форме позитивно переживаемых чувств. Идеология ведомственного образования обладает большой формирующей силой, которая способна оказывать влияние на всех без исключения курсантов, обучающихся в ведомственном вузе.

Значимым условием повышения эффективности процесса формирования нравственных ценностей у курсантов для профилактики коррупционных правонарушений в будущей профессиональной деятельности являются авторитетные для курсантов деятели, которые могут освещать в процессе обучения и воспитания идеи, мнения, взгляды антикоррупционного характера. Подобные авторитетные личности непременно должны обладать лидерскими качествами и вести молодых людей за собой, но при этом быть высокоморальными людьми. При транслировании такими личностями идей, противоречащих нормам антикоррупционного законодательства, существует риск формирования коррупционных установок на длительное время (Савин, 2006). В качестве таких деятелей могут выступать педагоги учебного заведения, офицеры кур-

сового звена, старшины курсов и сотрудники воспитательных подразделений, которые проводят вместе с курсантами большую часть времени в рамках учебной, внеучебной и служебной деятельности.

Следующее условие эффективности процесса формирования нравственных ценностей у курсантов для профилактики коррупционных правонарушений в будущей профессиональной деятельности - наличие антикоррупционных убеждений в их ближайшем социальном окружении. Без таких людей, без тесного взаимодействия с ними трудно добиться искомого результата. При этом антикоррупционное воспитание должно реализовываться с помощью как формальных, так и неформальных воспитательных способов: в виде элементов антикоррупционного воспитания, входящих в содержание общеобразовательной программы вуза, в форме воспитательного воздействия со стороны всех офицеров вуза, задействованных в образовательном процессе.

Ценно стно -ориентир ов анный о браз ов ательный процесс можно рассматривать также как условие эффективного формирования нравственных ценностей у курсантов для профилактики коррупционных правонарушений в будущем. Под этим понятием можно рассматривать:

- внедрение гуманизации всего образовательного процесса в ведомственном вузе при поддержании су-бординационности отношений внутри системы;

- приоритетность формирования у курсантов внутренне принимаемых нравственных ценностей, обусловливающих смысложизненные ориентации: взгляды, установки, убеждения, идеалы и т. д.;

- развитие у курсантов основных содержательных компонентов структуры нравственных ценностей -целей, оценок, идеалов, которые связаны с витальной стороной деятельности будущих сотрудников полиции (Новиков, 2018).

Следует отметить, что любые ценностно-ориентированные идеи, прежде чем быть практически примененными, должны пройти через души и чувства людей, быть понятыми и принятыми. Ценностно-ориентированный образовательный процесс позволит курсантам сформировать в себе такие идеи, которые помогут им преодолеть стереотипы, живущие в представлениях граждан о сотруднике полиции, как человеке, склонном ко вседозволенности, протекционизму, иждивенчеству, - и преодолеть негативный настрой граждан в отношении сотрудников полиции (Villeneuve, Mugellini, & Heide, 2020).

Наделение первых руководителей учебных заведений персональной ответственностью за осуществление антикоррупционного воспитания курсантов может рассматриваться как одно из условий повышения эффективности процесса выработки нравственных ценностей у курсантов для профилактики коррупци-

онных правонарушений в будущем. Это повысит внутреннюю ответственность руководителя за контроль применения форм и методов антикоррупционного воспитания со стороны всех сотрудников вуза, с которыми так или иначе строят взаимоотношения молодые люди в процессе обучения, занятий внеучебной деятельностью и несения службы.

Таким образом, условия эффективного формирования нравственных ценностей у курсантов ведомственных учебных заведений обобщенно можно представить следующим образом:

1) целенаправленное и организованное посредничество в формировании нравственных ценностей во время различных мероприятий, в том числе не связанных напрямую с освоением правовых дисциплин. Та-

11

В целях оптимизации процесса формирования нравственных ценностей для профилактики коррупционных правонарушений будущих сотрудников полиции современные ведомственные вузы при разработке образовательных программ интенсивно вводят антикоррупционную тематику

кк

ким посредником может стать педагог, офицер курсового звена или сотрудник одного из вспомогательных подразделений вуза, который мог бы открыто и авторитетно демонстрировать в действии антикоррупционные идеи, взгляды, убеждения и т. д.;

2) возможность практической реализации сформированных структур нравственных ценностей в рамках совместной деятельности субъектов социальных отношений. Например, такую возможность может представлять внеучебная практика курсантов, в которой они могут использовать навыки, полученные в процессе обучения;

3) внутренняя психологическая готовность курсанта интериоризировать нравственные ценности, в которых сконцентрированы антикоррупционные идеи,

установки, принципы, и открыто демонстрировать их в своей деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) понимание и беспрекословное принятие законных запретов на совершение коррупционных действий, готовность к честному и ответственному выполнению своих учебных и профессиональных обязанностей;

5) высокий уровень духовно-нравственного развития личности, который позволит критически относиться к различным проявлениям коррупции и совершать поступки исключительно в рамках закона;

6) сформированное критическое мышление, которое даст возможность личности самостоятельно оценивать ситуации, возникающие в профессиональной деятельности, рефлексировать и реализовывать в действии собственную модель поведения;

7) качественно усвоенные профессиональные знания, умения, навыки и способность применять их при решении профессиональных задач, представляющих определенный риск совершения коррупционного правонарушения;

8) установки на саморазвитие, самообразование и личностный рост, способствующие расширению кругозора и полноте мировоззрения личности.

В целях оптимизации процесса формирования нравственных ценностей для профилактики коррупционных правонарушений будущих сотрудников полиции современные ведомственные вузы при разработке образовательных программ интенсивно вводят антикоррупционную тематику. Это помогает решать задачи профилактики коррупционных явлений в стенах вуза и оказывать непосредственное влияние на процесс формирования нравственных ценностей у курсантов. Реализация обозначенных задач происходит путем анализа опыта применения педагогических технологий выработки нравственных ценностей в образовательном процессе ведомственных вузов других стран (Арутюнян, 2006).

Полноценной реализации педагогических технологий в процессе формирования нравственных ценностей для профилактики коррупционных правонарушений у будущих сотрудников полиции будет способствовать специально организованное обучение педагогов, задействованных в учебно-воспитательном процессе. О феномене антикоррупционного мышления преподавателей говорится в работе В. На-раева, где он предлагает формировать его «через укрепление их социально-профессиональной деятельно-сти»4 (Нараев, 2008).

В настоящее время в учебно-воспитательный процесс вузов МВД России и МВД Республики Казахстан внедрены следующие элементы антикоррупционного образования.

4 Нараев, В. Н., Аркин, П. А., Гуркин, А. Б. и др. (2008). Профилактика проявления коррупции. Возможные последствия для общества: Учебное пособие. СПбГТИ(ТУ).

Федотова Е. С. / Fedotova E. S.

1. В рабочие учебные планы всех специальностей в качестве обязательных к изучению внесены дисциплины: «Основы антикоррупционной культуры», «Антикоррупционная деятельность в ОВД», «Деятельность оперативных подразделений ОВД по противодействию коррупции», «Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел» и т. п.

2. В учебно-методические комплексы ряда общеобразовательных дисциплин различных направлений подготовки внесены разделы или темы, посвященные изучению проблем коррупции в разных сферах деятельности.

3. В работу многих учебных заведений внедрены специальные курсы философского, культурного и психологического характера, в которых интегрируются проблемы морали, нравственности и специфики поведения сотрудников ОВД в ситуациях, сопряженных с коррупционными рисками.

4. Во внеучебное время ответственными подразделениями организуется проведение научных конференций, семинаров, флеш-мобов, социальных акций и пр., направленных на профилактику и противодействие коррупционному поведению в ОВД.

Анализируя данные элементы антикоррупционного образования, можно сделать вывод о том, что акцент здесь сделан на этических, экономических и правовых вопросах, тогда как психолого-педагогическому аспекту уделено гораздо меньшее внимание.

Мировоззренческие принципы, которые способно сформировать у курсантов ведомственное образование, придают их нравственным ценностям смысло-образующий характер, который определяет их действия и ориентирован на долговременность. Они являются в определенном смысле императивными руководствами к действию. Можно предположить, что нравственные ценности будущих сотрудников полиции не могут быть в полной мере сформированы в том случае, когда они не имеют в основе мировоззренческих знаний, целей, идеалов и убеждений.

Антикоррупционное воспитание - это составная часть нравственного воспитания личности курсантов, которая представляет собой процесс формирования нравственных ценностей, нравственных потребностей и убеждений, установок и соответствующих чувств.

Важнейшая задача преподавателей и офицеров, ответственных за воспитание курсантов, - формирование убеждений, идеалов, принципов курсантов в социально-политической сфере, которые играют важнейшую роль в развитии их устойчивой системы нравственных ценностей, так как эти смысложизнен-ные образования в значительной степени определяют качество деятельности будущих сотрудников органов внутренних дел.

Обучение и воспитание курсантов в духе психологического неприятия коррупции способны повысить эффективность всей антикоррупционной пропаганды наших государств. Учебно-воспитательный процесс является в этом смысле базовым компонентом и несет в себе фундаментальную функцию. Поэтому одной из важнейших задач ведомственного образования становится создание и реализация программ и условий, способствующих эффективному процессу профилактики коррупционных правонарушений сотрудников полиции.

11

Антикоррупционное воспитание - это составная часть нравственного воспитания личности курсантов, которая представляет собой процесс формирования нравственных ценностей, нравственных потребностей и убеждений, установок и соответствующих чувств

ьь

Формирование нравственных ценностей у курсантов представляет собой сложный поэтапный процесс формирования личности будущего сотрудника полиции, соответствующего требованиям не только основных нормативных правовых актов государства, но и общества. Поэтому этот процесс требует особого осмысления и особого педагогического подхода.

В рамках данного исследования была разработана модель формирования нравственных ценностей у курсантов для профилактики свершения ими коррупционных правонарушений в профессиональной деятельности. Эта модель включила в себя несколько этапов.

Проектировочный этап, в рамках которого осуществлялось рассмотрение реального состояния образовательного процесса Костанайской академии МВД РК имени Шракбека Кабылбаева в области антикоррупционного обучения и воспитания курсантов. Были определены приоритетные и перспективные направления деятельности, проанализированы образовательные программы, сформулированы критерии и показатели сформированности нравственных ценностей.

Организационный этап состоял из анализа возможностей реализации подготовленных проектов, проведения входного контроля личностных данных и уровня сформированности у первокурсников нравственных ценностей.

Преобразовательный этап включал реализацию воспитательных, обучающих, служебных мероприятий, направленных на формирование нравственных ценностей для профилактики коррупционных правонарушений будущих полицейских.

На этапе анализа и оценки проводился мониторинг динамики личностных изменений и уровня сфор-мированности нравственных ценностей в результате указанных мероприятий.

Следует отметить, что дать оценку сформирован-ности нравственных ценностей непросто. Ценность -такая категория, которая проявляется не в словах и обещаниях человека, а в его поступках. Следовательно, только практическая деятельность курсантов, участвовавших в исследовании, может по-настоящему показать результативность проведенных мероприятий, а потому для предварительных выводов целесообразно сверить организацию образовательного процесса с теми результатами, которые демонстрируются в итоге (Макарова, 2013). И оценка эта должна быть всесторонней, комплексной и целостной.

После анализа научной литературы по теме исследования нами определены следующие критерии и показатели сформированности нравственных ценностей:

1) когнитивный, включающий владение знаниями в области понятий о том, что такое коррупция, как она проявляется, знаниями о нравственности и морали и их проявлениях в профессиональной деятельности полицейского, знаниями в области антикоррупционного законодательства;

2) мотивационно-ценностный, определяющий наличие у курсанта целей, идеалов, убеждений, способствующих устойчивому антикоррупционному поведению;

3) эмоционально-волевой, включающий нетерпимое отношение к коррупционным проступкам, чувства профессионального долга, чести, достоинства и внутреннюю готовность к совершению одобряемых законом и обществом профессиональных действий;

4) действенно-практический, включающий осознанные нравственные поступки, просвещение сверстников и курсантов младших курсов в области нравственного поведения, участие в общественных мероприятиях и личное ведение антикоррупционной пропаганды.

Каждый показатель в описании включает те конкретные ценности, которые должны быть сформированы на отдельном этапе ведения экспериментальной работы: духовные и материальные потребности, удовлетворенность собой и жизнью, развитие своей

личности, добросовестность, ответственность, совестливость, осознанность соблюдения нравственных и моральных норм, значимость общественного мнения, значимость репутации и имиджа сотрудника полиции, сопереживание и интерес к гражданам, достоинство, самостоятельность и др.

Для удобства описываемая модель подразумевает специальную систему оценки, где баллы начисляются за наличие и уровень сформированности тех или иных нравственных ценностей. Таким образом, на этапе анализа и оценки каждый курсант может показать один из следующих уровней: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего или высокий.

Преобразовательный этап модели формирования нравственных ценностей у курсантов для профилактики коррупционных правонарушений содержит ряд подэтапов, каждый из которых реализуется по курсам. На первом курсе курсанты осваивают понятия из области нравственности и морали, антикоррупционного законодательства, требований к личности сотрудника полиции и т. д. На втором курсе у них формируются цели, идеалы, представления о том, что для них важно в профессиональной деятельности. На третьем курсе педагоги работают над эмоциональной готовностью реализовывать уже сформированные когниции в практической деятельности, а в конце третьего и на протяжении четвертого курсов курсанты с осознанным пониманием собственных нравственных ценностей приступают к их реализации в профессиональной деятельности в рамках производственной практики.

Для реализации каждого этапа модели была разработана специальная программа, включающакя ряд мероприятий в условиях учебной, внеучебной и служебной деятельности курсантов. Мероприятия проводились в формах учебных занятий, факультативов, тренингов, участия в проектах, например, «МэцгШк ел» («Вечная страна»), «Молодежная антикоррупционная инициатива», «Полицейская академия - подросткам», «Дебатный клуб», участие в научных мероприятиях, осуществление внеучебной практики, участие в мероприятиях по охране общественного порядка и т.д.

Схематически разработанная модель представлена на рис. 1.

Реализация разработанной нами модели может быть эффективнее при соблюдении следующих условий:

- воспитательные мероприятия и изучаемые дисциплины насыщаются антикоррупционным содержанием постепенно;

- разные виды деятельности курсантов должны быть ориентированы на интеграцию их профессиональных и нравственных интересов;

- мероприятия и действия по формированию нравственных ценностей внедряются повсеместно в учебную, внеучебную, служебную деятельность;

Федотова Е. С. / Fedotova E. S.

Рис. 1. Модель формирования нравственных ценностей у курсантов вузов МВД для профилактики коррупционных правонарушений среди полицейских

Fig. 1. The model of the formation of moral values among cadets of the universities of the Ministry of Internal Affairs for the prevention of corruption offenses among the police

- создание в вузе качественной культурно-образовательной среды;

- ролевое участие курсантов реализуется поэтапно -от когнитивного до действенно-практического.

Заключение

Образовательная среда высших учебных заведений МВД является сильнейшим фактором становления личности офицера полиции и способствует формированию практических всех личностных черт будущих сотрудников системы органов внутренних дел.

Все компоненты образовательной среды взаимообусловлены и взаимозависимы. Люди, реализующие образовательный процесс, оказывают мощное влияние на формирование нравственных ценностей курсантов.

Правильно спроектированный образовательный процесс, включающий учебную, внеучебную и служебную деятельность курсантов, является главным условием формирования устойчивой системы нравственных ценностей, которая будет лежать в основе профилактики коррупционного поведения будущих сотрудников полиции.

Список литературы

Ананьев, Б. Г. (2001). Человек как предмет познания. 3-е издание. Серия «Мастера психологии». Санкт-Петербург: Питер.

Арутюнян, М. П. (2006). Феномен мировоззрения: монография. Хабаровск: Издательство Дальневосточного

государственного университета. Безубяк, Т. М. (2010). Формирование готовности учащихся профессионального лицея к антикоррупционному поведению. Человек и образование, 3, 66-69.

Кабанов, П. А. (2014). Антикоррупционное просвещение как средство профилактики коррупции: понятие и содержание. Актуальные проблемы экономики и права, 4, 42-50.

Ким, Н. П., Сапарин, О. Е. (2021). Психолого-педагогические аспекты готовности слушателей первоначальной профессиональной подготовки к практической деятельности в ОВД. Международный научный журнал «Гылым», 2 (69), 82-90. https://doi.org/10.47450/2306-451X-2021-69-2-82-89

Киселев, В. В. (2016). Психологические детерминанты антикоррупционного поведения сотрудников государственной организации: дис. ... канд. психол. наук. Москва.

Кульжанова, Г. T. (2020). Значение системы ценностей в формировании человеческого капитала. Социология, 6, 166-173.

Макарова, О. Ю. (2013) Уровень воспитанности студентов как критерий эффективности функционирования воспитательной системы вуза. Известия Алтайского государственного университета, 2 (2(78)), 30-34.

Новиков, Н. С. (2018). Проблема ценностей: специфика и структура. Идеи и идеалы, 1 (3(37)), 97-111. https://doi. org/10.17212/2075-0862-2018-3.1-97-111

Остапенко, B. C. (2009). Формирование научного мировоззрения курсантов образовательных учреждений МВД России: монография. Воронеж: Воронежский ин-т МВД России.

Русакова, Т. Н. (2005). Сущностные характеристики духовного опыта в понятийном терминологическом аппарате теории воспитания личности. Вестник высшей школы, 7, 49-54.

Савин, С. К. (2006). Формирование мировоззрения молодежи Российской Федерации в современных условиях: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Москва.

Саяпин, В. О. (2016). Интерсубъективность общественного сознания в сетевом обществе. Вестник Тамбовского университета. Серия Общественные науки, 2 (3(7)), 36-41.

Сундукова, В. В. (2019). Психолого-педагогические условия формирования антикоррупционной направленности личности курсантов образовательных организаций ФСИН России. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание, 9, 89-91.

Хамдеев, А. Р., Ибрагимова, А. М. (2020). Педагогическое обеспечение формирования антикоррупционной культуры студентов: монография. Москва: Проспект.

Moravcová, E. (2016). Willingness to Cooperate with the Police in Four Central European Countries. European Journal on Criminal Policy and Research, 22, 171-187. https://doi.org/10.1007/s10610-015-9271-0

Villeneuve, J-P., Mugellini, G., & Heide, M. (2020). International Anti-Corruption Initiatives: a Classification of Policy Interventions. European Journal on Criminal Policy and Research, 26, 431-455. https://doi.org/10.1007/s10610-019-09410-w

References

Anan'ev, B. G. (2001). CHelovek kak predmetpoznaniya. 3-e izdanie. Seriya «Mastera psihologii». Saint Petersburg: Piter.

Arutyunyan, M. P. (2006). Fenomen mirovozzreniya: monografiya. Habarovsk: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo gosudarst-vennogo universiteta.

Bezubyak, T. M. (2010). Formirovanie gotovnosti uchashchihsya professional'nogo liceya k antikorrupcionnomu pove-deniyu. CHelovek i obrazovanie, 3, 66-69.

Kabanov, P. A. (2014). Antikorrupcionnoe prosveshchenie kak sredstvo profilaktiki korrupcii: ponyatie i soderzhanie. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava, 4, 42-50.

Kim, N. P., Saparin, O. E. (2021). Psihologo-pedagogicheskie aspekty gotovnosti slushatelej pervonachal'noj profession-al'noj podgotovki k prakticheskoj deyatel'nosti v OVD. Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal «Gylym», 2 (69), 8290. https://doi.org/10.47450/2306-451H-2021-69-2-82-89

Kiselev, V. V. (2016). Psihologicheskie determinanty antikorrupcionnogo povedeniya sotrudnikov gosudarstvennoj organi-zacii: dis. ... kand. psihol. nauk. Moskow.

Kul'zhanova, G. T. (2020). Znachenie sistemy cennostej v formirovanii chelovecheskogo kapitala. Sociologiya, 6, 166-173.

Makarova, O. YU. (2013) Uroven' vospitannosti studentov kak kriterij effektivnosti funkcionirovaniya vospitatel'noj sistemy vuza. Izvestiya Altajskogo gosudarstvennogo universiteta, 2 (2(78)), 30-34.

Novikov, N. S. (2018). Problema cennostej: specifika i struktura. Idei i idealy, 1 (3(37)), 97-111. https://doi. org/10.17212/2075-0862-2018-3.1-97-111

Ostapenko, B. C. (2009). Formirovanie nauchnogo mirovozzreniya kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii: monografiya. Voronezh: Voronezhskij in-t MVD Rossii.

Rusakova, T. N. (2005). Sushchnostnye harakteristiki duhovnogo opyta v ponyatijnom terminologicheskom apparate teo-rii vospitaniya lichnosti. Vestnik vysshej shkoly, 7, 49-54.

Федотова Е. С. / Fedotova E. S.

Savin, S. K. (2006). Formirovanie mirovozzreniya molodezhi Rossijskoj Federacii v sovremennyh usloviyah: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Moskow.

Sayapin, V. O. (2016). Intersub'ektivnost' obshchestvennogo soznaniya v setevom obshchestve. Vestnik Tambovskogo uni-versiteta. Seriya Obshchestvennye nauki, 2 (3(7)), 36-41.

Sundukova, V. V. (2019). Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya antikorrupcionnoj napravlennosti lichnosti kursantov obrazovatel'nyh organizacij FSIN Rossii. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Poznanie, 9, 89-91.

Hamdeev, A. R., Ibragimova, A. M. (2020). Pedagogicheskoe obespechenie formirovaniya antikorrupcionnoj kul'tury studen-tov: monografiya. Moskow: Prospekt.

Moravcova, E. (2016). Willingness to Cooperate with the Police in Four Central European Countries. European Journal on Criminal Policy and Research, 22, 171-187. https://doi.org/10.1007/s10610-015-9271-0

Villeneuve, J-P., Mugellini, G., & Heide, M. (2020). International Anti-Corruption Initiatives: a Classification of Policy Interventions. European Journal on Criminal Policy and Research, 26, 431-455. https://doi.org/10.1007/s10610-019-09410-w

Информация об авторе:

Елена Сергеевна Федотова - начальник центра по подготовке специалистов психологов и проведению социологических исследований.

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 25.11.2022 Одобрена после рецензирования 13.03.2023 Опубликована 29.04.2023

About the authors

Elena S. Fedotova - head of the center for Training Psychologists and conducting Sociological Research.

The author declare no conflicts of interests.

Submitted November 25, 2022 Approved after reviewing March 13 2023 Accepted April 29, 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.