Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ ОЧАГИ И ПЕЧИ ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАФШАНА'

ТРАДИЦИОННЫЕ ОЧАГИ И ПЕЧИ ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАФШАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯГНОБ / МАСТЧОХ / ФОН / ФАЛГАР / ПЕНДЖИКЕНТ / ЗЕРАФШАН / ПОДЕЛКИ / ПЕЧИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бокиева Мадина Курбоновна

В статье исследуется происхождение и структура печей Зерафшана выше по течению. Особое внимание уделяется строительству печей, которые используются в повседневной жизни местного населения. В исследовании также анализируются существующие и текущие формы печей и духовок в верховьях реки Зерафшан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL FIREPLACES AND STOVES OF THE UPPER ZERAFSHAN

The article discusses the appearance of historical fireplaces and stoves of the Upper Zerafshan. Special attention is paid to the construction and technique, the ways of the fireplaces and stoves which were used by indigenous population as well as their types that still exist in the Upper Zerafshan.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ОЧАГИ И ПЕЧИ ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАФШАНА»

УДК: 902.7 (575.3)

ТРАДИЦИОННЫЕ ОЧАГИ И ПЕЧИ ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАФШАНА

БАКИЕВА М. К.

Институт истории, археологии и этнографии им А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан

Верховья Зерафшана - одно из исторических и туристических регионов Таджикистана, где расположенно много туристических объектов: Древний Пенджикент, Саразм, Мавзолей Мухаммада Башоро, Абуабдул-лоха Рудаки, Искандаркуль, озера Хафткул, Кули Калон, Альплагерь «Артуч» и другие памятники. Этот регион сохранил свои традиции и обычаи, особую этнокультуру, народные промыслы. Одним из таких промыслов является строительство очага-танура, имеющего многовековую историю.

Еще в древности у предков таджиков появились очаги дегдон, оштон или тануры [5,111-179.] В известном письменном памятнике ариев Авесте встречается слово танур-печь, которое Е.Е. Кузьмина, принимая определение Э. Херцфельда, рассматривает не как исконно иранское, а заимствованное из шумерского языка через аккадский или семитский [2,174]. Однако известный таджикский археолог, академик Юсуфшо Якубов, согласно материалам археологических находок, считает, что данное изобретение принадлежит именно предкам таджиков [6,111-121].

Традиционный очаг встречается ныне только в высокогорных глухих кишлаках. Его называют по-разному-тандир, оштон, танур, инкир, чагдон, дегдон. По форме он значительно отличается в разных регионах.

В Верхнем Зерафшане раньше бытовали различные виды очагов для приготовления пищи и лепешек. Специальных устройств для обогревания жилища, таких как печи, не было. Их функции выполнял очаг, который находился внутри жилища. Например, в Ягнобе, Фане, Матче и Фалгаре традиционный очаг представлен был одним универсальным очагом, служащим для приготовления пищи и выпечки лепешек. В отдельных названных районах он имел своеобразные черты, особую форму и устройство. В Ягнобе универсальный очаг называется инкир и представлял собой усеченный конус, который близок по форме к широко распространенной в Центральной Азии печи для лепешек танур. Круглое тулово инкира, суживаясь кверху, плавно переходит в невысокое горло, а внизу, у основания, имеет вырез-поддувало, называемое инкирита или инкир динара (дверь очага). Для инкира, отгородив часть жилища сплошной стеной-

перегородкой, готовили специальное помещение, называемое мури, в котором он и устраивался прямо у входа так, чтобы выступали слегка только его края. Поддувало инкира выходило в прилегающий к мури проход куча, а топливо загружалось через верхнее отверстие. Для выхода дыма, распространявшегося по мури, в потолке или в стене под муром делалось одно, два отверстия руна.

Когда разводят огонь, дым, не успевая выходить через эти отверстия, так густо заполняет мури, что находиться там никак невозможно. Зато после того, как огонь хорошо разгорится, в мури становится тепло и довольно уютно. Поэтому зимой вся семья собирается в этом помещении, и чтобы тепло быстро не ушло, верхнее отверстие инкира закрывают каменной плитой инкири сарай санг, а последнюю покрывают круглой, сшитой из материи плоской подушкой пушкунца [5,31].

В Фане, Матче и Фальгаре универсальный очаг, называемый оштон, представляет собой, как и ягнобский инкир, усеченный конус. Только в верхних кишлаках Фана (выше деха Такфон) он двухъярусный и называется оштони бозудор, а его нижний ярус оштонча служит для установления котла, а верхний оштон - для выпечки на его стенках лепешек. В Киштуте, Завроне, Шинге, Магиане, в отличие от вышеперечисленных районов, бытовало два вида очагов - один для приготовления пищи, а другой - очаг-печь для выпечки лепешек.

Очаг для приготовления пищи, называемый оштонпоча (Киштут), сангупоча (Магиан), имеет подковообразную в сечении форму с ровными стенками высотой около 30-35 см. Очаг-печь для лепешек называемый оштон, имеет сводчатую форму и одно вертикальное вытянутое отверстие спереди, за что его называют оштони пешчокак - очаг с прорезью спереди [3,33].

В Офтобруя и Пенджикенте с окружающими его кишлаками пользовались для приготовления пищи очагом обычной подковообразной формы с невысокими ровными стенками, а для выпечки лепешек - печью та-нур в виде корчаги без дна, другим видом танури тукуми-в Магиане, в виде несомкнутого круга [3,37].

Кроме перечисленных основных очагов в Верхнем Зерафшане существуют несколько других видов. К ним относится железный треножник -сепоя, учок. Он изготовляется кузнецами из обруча и представляет собой круг, установленный на трех ножках, прикрепленных к его наружной стороне. Нижние концы ножек отогнуты. Треножник используется вместо очага для приготовления пищи. В Матче, Фане и Фалгаре иногда такой треножник ставят внутри традиционного универсального очага, и на него - котел. От разводимого под котлом огня накаливаются и стенки очага, на которых пекут лепешки. Это позволяет расходовать меньше топли-ва.Треножник больших размеров используется и как временный перенос-

ный очаг, особенно для приготовления праздничной пищи.

В Сангистоне, Зосуне, Рарзе (Фалгар) района Айни и ряде других кишлаков бытует изготовляемый кузнецами переносный очаг учок, который делается часто из старого ведра без дна. Этот очаг обычно топится углем, поэтому посредине его вставляется решетка-колосник из проволочных спиц. Внизу под колосником вырезается небольшой проем, служащий поддувалом.

Выше было отмечено, что в Верхнем Зерафшане специальных печей для обогревания помещения не было, и эту функцию выполняли очаги для приготовления пищи и лепешек. Однако они не столько грели помещение, сколько служили для того, чтобы около них грелись люди. Широко распространенное в Средней Азии устройство для обогревания сандали, по всей вероятности, проникло в Верхний Зерафшан из равнинных районов Средней Азии не так давно, где-то в первой половине XIX в.

М. Хамиджанова отмечает, что сандали в Матче появился только в конце XIX в., а до этого для обогревания в нижней части жилища устраивалось углубление чахлак (чагдон), в котором зимой разводили огонь [4,51-52]. В аловхона мечетей ряда кишлаков Матчи, а в Ягнобе очаг-углубление, называемый чахлак (в дехаи Гузн в Матче танур, делалось посредине помещения, глубиной и диаметром в пределах полуметра. Разводимый в нем огонь служил для обогревания людей и кипячения чая. Для выхода дыма в крыше над ним имелось отверстие мури. Описанный тип очага для разведения огня в общественных помещениях был распространен широко в Средней Азии [1,120].

В появившемся во второй половине XIX в. чистом помещении, которое служило для приема гостей и называлось мехмонхона или хуцра, делался специальный очаг-обогреватель, называемый в Магиане оштони кашкарча (кашгарский очаг), а в Матче и Фальгаре-оштоналов (очаг для огня). Он представляет собой выемку посередине стены, обычно торцовой, расположенной у входа, глубиной 20-25 см во всю ее высоту. Сторона выемки, обращенная вовнутрь помещения на расстоянии 50-60 см от пола, оставлялась открытой и служила местом разведения огня [3,41]. Сейчас бытуют разные печи. Одна из них это печь-плита печи уруси (русская печь), сложенная из сырцового кирпича, с чугунной плитой сверху. Ее дымоход выкладывается также из кирпича в виде четырехугольной в сечении трубы.

Вид применяемой сейчас печи и очаг для выпечки лепешек в Верховьях Зерафшана ныне стали другими. Например, в деха Шашкат (Джамоат Рудаки) для приготовления пищи и выпечки лепешек строят в закрытом помещении оштонхона или под навесом. Чугунные или железные печи для обогревания жилища часто заводского изготовления называют здесь оштоналови. Ее дымоходом служат жестяные трубы, которые обычно вы-

водятся наружу через отверстие в стене или на крыше. Таковы основные виды бытовавших и бытующих очагов и печей Верхнего Зерафшана.

Теперь остановимся на технике изготовления очагов. Изготовление традиционного очага для варки пищи в Киштуте, Завроне, Шинге и Ма-гиане и появившегося позднее такого же очага в Ягнобе, Фане, Матче и Фалгаре довольно прост и не имеет особых местных различий. Раньше он выкладывался из каменных плит, теперь из камня или кирпича, на глине, причем обязательно обмазывается обыкновенной глиной [8,128].

Что касается техники изготовления очагов для лепешек, то она более сложна и многообразна.Универсальный очаг Ягноба, Фана, Матчи, Киштута, Заврона, Шинга и Магиана, танура в Пенджикенте, Офтобруя и Фалгаре делают из специальной огнеупорной глины. Глина для внутренних стенок очагов и печей в Верхнем Зерафшане имеет общее название хоки оштон, но часто в отдельных кишлаках и группах кишлаков имеет еще местное название, в зависимости от цвета и других свойств исходного материала.

Очажная глина залегает в горах, расположенных обычно недалеко от кишлаков. Она очень твердая, поэтому выкапывают ее киркой и в мешках привозят домой, где ее тщательно размельчают камнем или каким-либо орудием, очищают от ненужных примесей и потом приступают к изготовлению раствора. Обычно в составе этой глины имеется мелкий камень, который улучшает ее качество, способствуя тому, чтобы очаг хорошо раскаливался. Поэтому там, где глина не имеет такой примеси, к ней подмешивают молотый камень или песок.

Способ приготовления глиняного раствора в основном везде по Верхнему Зерафшану одинаков. Чтобы глина не смешивалась с землей, раствор делают на подстилке, которой часто служит старый палас. Повсеместно к глине, чтобы она после высыхания не трескалась, примешивают козий волос, иногда и мелкую солому, соль. Раствор готовят тщательно и делают очень густым и вязким. Приготовив раствор, его день-два по два-три раза месят ногами или руками, после чего оставляют, накрыв мокрой тряпкой.

Описанные печи-танур для лепешек устанавливаются на постаменте курса, высотой около 1 м. Корчагообразная печь укладывается на постаменте горизонтально на боку, с некоторым уклоном назад, горлом вперед, а дно, как правило, упирается в стену какого-либо помещения или забора, у которого устраивается постамент. Дугообразная печь ставится открытой стороной вниз, на концы дуги, узким отверстием вперед, а широким -назад, также вплотную к стене.

Установленную на постаменте печь обкладывают толстым слоем глины вперемежку с небольшими камнями. Этот процесс называется лой-печ кардан. Все описанные очаги и печи, после установки их на место, об-

жигают. Для этого сначала разводят огонь из травы, древесной коры и кизяка, но не дают топливу гореть пламенем, оно должно только тлеть. Эта процедура окуривания называется дуд кардан и продолжается один, иногда два дня. После этого в печи разводят большой жаркий огонь.

Сооружением всех традиционных очагов обычно занимаются женщины. Изготовление очагов для приготовления пищи доступно каждой женщине, а технология универсального очага и очага-печи для лепешек сложнее и требует определенных навыков и умения. Поэтому это делается под руководством и с участием специальных мастериц танурзан, которых в каждом кишлаке бывает несколько. Только в Ягнобе инкир изготовляется мужчинами. В Фалгаре, Магиан и Шинг, где традиционный очаг изготовляется женщинами, печь танур умеют делать в основном мужчины. Очаги до сих пор делают земляными, арочными (подземными), полуподземными и наземными, большим и маленькими для кипячения воды чойцуш [7,33].

Сейчас предлагают тануры заводского производства из бетона, которые изготавливают мужчины в цехах и привозят их готовыми заказчикам.Таковы основные черты производства и использования очагов в Верховьях Зерафшана.

Таким образом, производство очагов и печей во многих населённых пунктах Верхнего Зерафшана в настоящее время свидительствует о преемственности гончарного производства, сохранении и довостребованности этого вида ремесла в наши дни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев М.С. Поездка летом 1928 г.в Касанский район (север Ферганы). Изв.Об-ва для изучения Таджикистана и иранских народностей за его пределами, Т.1.-Ташкент, 1929.-128 с.

2. Восточный Туркестан и Средняя Азия в системе культур Древнего и Средневекового Востока / Ред. Б. Литвинский.-М.,1986. -256 с.

3. Материальная культура таджиков Верховьев Зеравшана. - Душанбе,1973. - 298 с.

4. Хамиджанова М. Материальная культура матчинцев (рукопись диссертации). -С.51-52.

5. Якубов Ю. Паргар в VII-VIII вв.н.э. - Душанбе, 1979. - 218 с.

6. Якубов Ю. Раннесредневековые бытовые очаги из поселения Гардани Хисор // Жилища народов Средней Азии и Казахстана /АН СССР, Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. -М.,1982. - 240 с.

7. Таджикистан, верховья Зерафшана: полевые этнографические исследования 2014 года / Под ред. Р. М. Масова. Авторы-составители: Додхудоева Л., Юсуфбекова З., Шовалиева М. - Душанбе, 2017. - 198 с.

8. Абдуллоев А., Хомидов З. Хунари танурсозй дар болооби Зарафшон дар намунаи де^аи Рукнобод // Мероси ниёгон, 2019. - С. 128.

ТРАДИЦИОННЫЕ ОЧАГИ И ПЕЧИ ВЕРХОВЬЕВ ЗЕРАФШАНА

В статье исследуется происхождение и структура печей Зерафшана выше по течению. Особое внимание уделяется строительству печей, которые используются в повседневной жизни местного населения. В исследовании также анализируются существующие и текущие формы печей и духовок в верховьях реки Зерафшан.

Ключевые слова: Ягноб, Мастчох, Фон, Фалгар, Пенджикент, Зерафшан, поделки, печи.

ТАНУР ВА ОТАШДОНХРИ АНЪАНАВИИ БОЛООБИ ЗАРАФШОН

Дар ма^ола пайдоиш ва шаклх,ои танурх,о ва оташдонх,ои болооби водии Зарафшон тавдщ шудаанд. Дивдати махсус ба сохтмони танурх,о ва оташдон^ое равона шудаанд, ки дар х,аёти рузмарраи сокинони махдллй истифода мешуданд. Инчунин дар тахдщот шаклх,ои пешина ва х,озираи танурх,о ва оташдонх,ои болооби водии Зарафшон мавриди тахдил ^арор гирифтаанд.

Калидвожа^о: Ягноб, Мастчоу, Фон, Фалгар, Панцакент, Зарафшон, уунар, тануруо, оташдонуо.

TRADITIONAL FIREPLACES AND STOVES OF THE UPPER ZERAFSHAN

The article discusses the appearance of historical fireplaces and stoves of the Upper Zerafshan. Special attention is paid to the construction and technique, the ways of the fireplaces and stoves which were used by indigenous population as well as their types that still exist in the Upper Zerafshan.

Key words: Yagnob, Matcha, Fan, Falgar, Pendjikent, Zerafshan, trade, fireplaces ,

stoves.

Маълумот дар бораи муаллиф: Бо^иева Мадина Курбоновна-доктор (PhD) шуъбаи мардумшиносии Институти таърих, бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи Ахдоади До-ниши Академияи илм^ои Ч,умхурии Точикистон. Тел: (+992) 93-5533059.

Information about the author: Bakieva Madina Qurbonovna-Dr.(PhD) Ahmad Donish Institute of history archaeology and ethnography Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan.Tel: (+992) 93-5533059.

УДК: 902.7 (575.3)

ТАБОБАТ^ОИ МАРДУМИИ ЧОРВО ДАР ДЕВЛОХДОРИИ БАДАХШОН

САИДШОЕВА М. Ф. Донишгох,и миллии Точикистон

Оид ба усулх,ои табобати мардумй ё худ анъанавии чорво дар

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.