Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 2014 ГОДА В ВЕРХОВЬЯ ЗЕРАВШАНА'

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 2014 ГОДА В ВЕРХОВЬЯ ЗЕРАВШАНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / ВЕРХОВЬЯ ЗЕРАВШАНА / ПЕНДЖИКЕНТ / ИСТОРИЯ / ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ / ЖИЛИЩЕ / СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЙ БЫТ / ВЕРОВАНИЯ / ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ / РЕМЕСЛА / ПИЩА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Додхудоева Лариса, Юсуфбекова Зинатмо, Шовалиева Мумина

Членами этнографической экспедиции 2014г. в Верховья Зеравшана (Фароб, Магиан, Шинг) и г. Пенджикент, д.и.н. Додхудоевой Л.Н., к.и.н. Юсуфбековой, ст. науч. сотрудником Шовалиевой М. был собран обширный этнографический материал по культуре и быту населения, ремеслам, верованиям, семье, семейным обычаям и обрядам, хозяйству и занятиям и др., который подробно будет изложен в монографии «Таджикистан. Верховья Зеравшана». Полевые этнографические исследования 2014 г.», готовящийся к печати.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN RESULTS OF ZERAVSHAN ETHNOGRAPHICAL EXPEDITION OF 2014 YEAR TO UPPER ZERAVSHAN (MAGIYAN, SHING, FAROB) AND C. PENDJIKENT

Members of the ethnographic expedition 2014 year in Upper Zarafshan (Farob, Magian, Shing) and c.Pendzhikent, doctor of historical sciences Dodkhudoeva LN, candidate of historical sciences Yusufbekova Z., a senior scientific worker of the Department of Ethnography Shovalieva M. and chief curator of the Museum of Ethnography of the A.Donish Institute of History, archaeology and ethnography Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan was assembled a large ethnographic material on the culture and life of the population, its crafts, beliefs, family, family customs and rites, economy and employment, and others that will be described in detail in the monograph "Ethnographic field research, 2014.: Upper Zarafshan (Magian, Shing, Farob) and c.Pendzhikent ”, which is currently in the publication.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 2014 ГОДА В ВЕРХОВЬЯ ЗЕРАВШАНА»

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 2014 ГОДА В ВЕРХОВЬЯ ЗЕРАВШАНА

Лариса ДОДХУДОЕВА, Зинатмо ЮСУФБЕКОВА, Мумина ШОВАЛИЕВА,

сотрудники отдела этнографии Института истории, археологии и этнографии им.

А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан пр. Рудаки-33, 734025, Душанбе, Республика Таджикистан, эл.почта

lorasdodo@rambler.ru

Членами этнографической экспедиции 2014г. в Верховья Зеравшана (Фароб, Магиан, Шинг) и г. Пенджикент, д.и.н. Додхудоевой Л.Н., к.и.н. Юсуфбековой, ст. науч. сотрудником Шовалиевой М. был собран обширный этнографический материал по культуре и быту населения, ремеслам, верованиям, семье, семейным обычаям и обрядам, хозяйству и занятиям и др., который подробно будет изложен в монографии «Таджикистан. Верховья Зеравшана». Полевые этнографические исследования 2014 г.», готовящийся к печати.

Ключевые слова: этнографическая экспедиция, Верховья Зеравшана, Пенджикент, история, обычаи и обряды, жилище, семья и семейный быт, верования, иррациональные методы, ремесла, пища.

В результате обследования селений Верховьев Зеравшана и города Пенджикента этнографической экспедицией, были исследованы вопросы строительства новых домов в этом регионе. Было выявлено, что жилища в селениях Верховьев Зеравшана являются, в основном одноэтажными. Фундамент, обычно, делается из больших необтесанных камней, причем в обязательном порядке строятся подвалы. Стены подвалов делаются из камней. Часто первый этаж дома находится чуть выше земли, и туда поднимаются по лестнице. Комнаты располагались в один ряд и в одном направлении.

Если раньше в Магиане, Фаробе и Шинге основным строительным материалом был камень, то в настоящее время, по нашим данным, здесь не встречаются каменные жилые строения, кроме некоторых хозяйственных помещений, оград садов и фундаментов домов. Следует оговориться, что в настоящее время по всему Верхнему Зеравшану камень, который используется в обязательном порядке для сооружения фундамента, как и раньше применяется только в естественной форме, не подвергаясь никакой предварительной обработке. Очень часто, особенно в последнее время для строительства дома все больше используются заводские сырые кирпичи - «цемблоки».

Наряду с этим, в селениях Верховьев Зеравшана встречаются глинобитные стены. Раньше они возводились при сооружении жилых и хозяйственных помещений, а также оград. В последнее время жилые помещения из битой глины строятся меньше, к тому же реже стали возводиться такие стены для стройки хозяйственных помещений. Что касается оград, то они по-прежнему возводятся часто из битой глины, более зажиточные имеют возможность возводить стены оград из «цемблоков».

Современные жилища Верхнего Зеравшана во внутренней планировке и устройстве, хотя и очень близки к городским помещениям, но всё же сохраняют

некоторые традиционные черты, как устройство настенных ниш разных размеров -больших «тахмон» и малых «ток». В последние годы почти в каждом доме делается «сандука» - деревянный стенной шкаф на всю торцовую стену помещения, передняя стена которого украшается резьбой и росписью, а затем покрывается краской [1].

В жилище селений Верховьев Зеравшана, как Магиан, Шинг, Фароб и других, очаг находился внутри помещения, что, согласно сведениям И.И.Зарубина, «сближает его с памирскими и отличает от равнинного, где, внутри жилого помещения нет очагов» [2].

Также членами экспедиции были записаны различные верования, связанные с жилищем. Так, в Верхнем Зеравшане жилище, особенно старое, считалось, как и во многих других горных районах современного Таджикистана, местом пребывания духов. Люди верили, что сломать старый дом, оставшийся от предков и построить на его месте новый, значит порадовать духов. Перед тем, как снести старый дом, полагалось пригласить несколько стариков, угостить их, после чего они просили у духов предков позволения на слом дома и давали благословение людям, исполняющим это дело. В селении Вору, нам сказали, что перед сносом старого дома полагалось в вечер на понедельник или пятницу совершить обряд чтения Корана - «хатми куръон» [3]. Тот же обряд с целью «согласия духов предков на вселение в новый дом», называемый «хонадароён» и «бурёкубон» и принесения в жертву какого-либо животного, который наблюдался и в других регионах Таджикистана, проводился здесь также и во время вселения в новый дом.

В семейной обрядности следует отметить фиксирование существовавшего в Верховьях Зеравшана наподобие некоторых горных регионов, например Припамирья, следов внутрисемейных браков, чего не было обнаружено исследователями в остальных регионах современного Таджикистана. В настоящее время из-за улучшения экономического положения семей, где немаловажную роль играют мигранты, которые вносят определенный вклад в улучшение экономического положения семей, большие семьи стали распадаться, и основную ячейку семьи стали составлять малые семьи.

Большой материал был собран членами экспедиции по семейной обрядности, в частности по свадьбе, рождению и похоронно-поминальной обрядности.

Каждый этап свадебного обряда у таджиков Верховьев Зеравшана имеет много общего с таковыми у других таджиков. Так, обряд «ноншиканон» считался обрядом окончательного согласия на брак родителями невесты. Другие этапы свадебного обряда также имеют много общего с таковыми таджиков других регионов.

Что касается рождения ребенка, то также, как и повсеместно, здесь отмечали каждый этап в жизни новорожденного - 3 дня, 9 дней, 40 дней - «чиллагурезон», укладывание в колыбель - «гах,ворабандон», наречение имени, первые шаги ребенка, прорезание первого зуба, первая стрижка волос, обрезание - «хатнасур» и т.п., что было направлено на отгон «злых духов» от ребенка. В 2014 г. членами экспедиции зафиксированы обычаи, народные меры предохранения новорожденного и его матери от смерти, «сохранения жизни» долгожданному ребенку, которые были уже описаны многими исследователями [4].

Похоронно-поминальная обрядность - это самая консервативная часть обрядово-ритуальной системы. Как и в других селениях Таджикистана, в Магиане существует кладбище, расположенное в центре селения. Наш информатор Усто Бободжон, который является мастером-деревообделочником, изготавливает различные предметы домашнего обихода, такие как подставка для книг, люлька и т.п., в том числе и похоронные носилки. Похоронные носилки с перекрытием, называемые «тобут» или

«гах,вораи ноз» изготовляются Усто Бободжоном из сосны - «кдрагай», верхняя часть изготавливалась из фанеры. Здесь, по обычаю, после похорон носилки домой не уносились, а оставлялись под навесом, называемом «шипанг», на кладбище. Считалось, что уносить носилки домой являлось плохим признаком - якобы, «вызывала смертность». Такие носилки делали всего 1 или 2 на все селение. Если умирала женщина, то верхняя часть носилок покрывалась большим женским платком, если умирал мужчина - чапаном. В связи с этим, хотелось бы отметить, что для высокогорных районов характерны могилы «шомй» - прямые, без отдельной камеры -«лахдд», поскольку почва здесь была каменистой. Такая могила копается, обычно, прямоугольником - 1,5 м, которую сверху укрывают досками из ивы - «бед».

В экспедиции собирался материал и по пище таджиков Верховьев Зеравшана. Раньше, как отмечала исследователь М. А. Хамиджанова [5], согласно сведениям информаторов, и как показали материалы нашей экспедиции 2014 г., хлеб готовили с примесью из муки бобовых: «нони чавй» или «нони омехта» - ячменный хлеб, из бобов, чечевицы, гороха, проса, которые так и назывались «нони омехта» - смешанный хлеб, «нони наскй», «нони нахудй», «нони арзанй», также из муки с примесью различных дикорастущих растений и муки из сухих фруктов тутовника, иногда яблок, называемая «талион». Так, в Пенджикенте, Магиане, Шинге и Фаробе использовали клубни дикорастущего растения тотен или тотун, и хлеб также назывался «нони тотунй», из ревеня - «нони чукрй», из смеси талиона и муки, а с середины ХХв - «нони картушкагй» - хлеб из картофеля.

Как видно из материалов собранных нами по пище в 2014 году в Верховьях Зеравшана, (Магиан, Фароб и Шинг), хотя в пище таджиков Зеравшана наблюдаются инновации, когда в питание вошли такие новые блюда как «вермишелпалов» - плов из вермишеля, «макаронпалов» - плов из макарон, «карамшурбо» - борщ, приготовление тортов - «торт», пирогов - «пирог», печений - «печенй», различных салатов - «салат» и т.п., всё же основное место в их питании занимают традиционные блюда, являющиеся наследством их предков - земледельцев и скотоводов. К ним относятся жидкие блюда с приправами из дикорастущих трав с пахтаньем, различные каши из зерна, из риса. Следовало бы заметить, что основное место в питании таджиков Верховий Зеравшана занимают мучные блюда, и главное место в их питании занимает хлеб. До сих пор у них сохранились старинные способы выпечки хлеба под золой очага - «тайаловй», в котле -«нони дегй», «к;отурма», на раскаленной каменной плите - «нони товагй».

Относительно ремесленного производства хотелось бы заметить, что, в самом городе Пенджикенте хорошо сохранились и развиваются такие виды ремесленного производства как деревообделочное искусство, вышивки и выделка изделий их лоскутков - «курокдузй», изготовление корзин- «сабад» для фруктов из прутьев. Для фонда Музея этнографии были закуплены экспонаты, в основном: корзины из прутьев, «к;урок;й» -скатерть («дастархони курокд»), покрывала на одеяла - «болинпуш»; вышивки - покрывала на люльку («гах,ворапуш», «гаранг»), мужской чапан из ткани адрас - «чомаи адрас», современные вышивки в рамках и т.п.

Что касается состояния ремесел на сегодняшний день в Верховьях Зеравшана -Магиан, Фароб, Шинг хотелось бы отметить, что в настоящее время здесь сохранились и развиваются такие виды ремесел как работа по ганчу, гончарство, деревообделочное ремесло, ковроделие - «к;олинбофй», ткачество шерстяных тканей, сборная вышивка из лоскутков ткани различного цвета - «курокдузй», вышивание на швейной машинке -

«гулпартой», швейное дело- «дузандагй», а также изготовление тандыров -«танурзанй».

Гончары - «кулолгар» в настоящее время, в основном, занимаются выделкой печей для выпечки хлеба - «танур», и их называют «танурзан». Раньше очаги -тандыры изготовляли предпочтительно женщины - танурзан из липучей глины, смешанной с соломой. В каждом селении Верховьев Зеравшана обычно проживали 1-2 женщины-танурзан. В наши дни тандыры часто покупаются, они цехового производства - цементные, которые привозят из цехов готовыми (в цехах их изготовлением занимаются мужчины), привозят на машинах по заказу. Они устанавливаются на подставке из кирпичей, обмазанных сверху глиной во дворе дома рядом с другими очагами: очаг - «чойчуш», маленький для кипячения воды; очаг для больших котлов; очаг для маленьких котлов. Желательно, чтобы они находились под навесом. Кроме того, выделывают керамические подносы - «табок» для густой пищи и другую керамику.

Деревообделочное ремесло является очень древним занятием для населения Верховий Зеравшана. Это ремесло требует определенных знаний и навыков, и не каждому желающему дано заниматься этим ремеслом. В настоящее время мастеров -деревообделочников приглашают для строительства новых домов современного стиля, для украшения потолков дома, арок, окон, дверей и т.п..

Исследователями-этнографами были собраны и исторические материалы по истории селений. Особо ценный материал был собран по истории Магиана, который приводится в опубликованном в 2015г. в журнале «Муаррих» статье «Исторические записки Усто Бободжона о Магиане».1

ЛИТЕРАТУРА

1. Хамиджанова М. А.. Материальная культура таджиков Верховьев Зеравшана.-Душанбе-1973.-С.102

2. Там же, С.128-129

3. Там же.

4. Троицкая А.Л. Рождение и первые годы жизни ребенка у таджиков долины Зеравшана. - Советская этнография.-1935.-№6.-сс.109-135; Сухарева О.А.Мать и ребенок у таджиков..-Иран.-Т.3.-1929.-С.107-154;

Рахимов М.Р. Рождение и воспитание ребенка //В кн.:Таджики Каратегина и Дарваза.-Душанбе.-Дониш.-1976.-Вып.3.-с.170; Мардонова А. Обычаи и обряды детского цикла у таджиков Верховьев Зеравшана в прошлом и настоящем.- Советская этнография.-№3.-М.-1984 (отдельный оттиск).-с.120-128; Турдиева Н. Обычаи и представления таджиков, связанные с рождением ребенка.//Журнал «Наследие предков.-2007.-№10.-С.148-154;Шовалиева М. О некоторых обычаях и поверьях, связанных с рождением ребенка в долине Зеравшана./Известия АН РТ, Отд.Общ-х наук.-2005.-№3-.Душанбе-Дониш.-2005.--с.69-77

5. Хамиджанова М.А. Материальная культура таджиков Верховьев Зеравшана... -сс.145-146

6. Додхудоева Л., Юсуфбекова З., Шовалиева М. Исторические записки Усто Бободжона о Магиане.- Журн. «Муаррих»-«Историк».-2015.-№1.-сс.127-133

НАТИЧДХ,ОИ МУ^ИМТАРИНИ ЭКСПЕДИТСИЯИ МАРДУМШИНОСИИ СОЛИ 2014 ДАР БОЛООБИ ВОДИИ ЗАРАФШОН

Лариса ДОДХУДОЕВА, Зинатмо ЮСУФБЕКОВА, Мумина ШОВАЛИЕВА,

кормандони илмии Институти таърих,бостоншиносй ва мардумшиносии ба номи Ахмади Дониши Академияи илмхои Ч,умхурии Точикистон

Аъзои экспедитсияи мардумшиносй соли 2014 дар болооби водии Зарафшон маводи зиёди сахроиро рочеъ ба маданияти моддй ва маънавии ахолй, аз он чумла доир ба рузгори сокинони тахчой, намудхои мухталифи хунармандй,бовархо,оила,урфу одат, анъанахои мардумй, шаклхои хочагидорй ва машгулияти онхо чамъ оварда онро хамчун монографияи дастчамъонаи «Точикистон: Болооби Зарафшон.Омузиши сахроии 2014» дастраси хонандагон менамоянд.

Калидвожах;о: экспедитсияи мардумшиноси,болооби Зарафшон,

Панцакент,таърих, урфу одат,манзилуои истицомати,оила ва муносибатуои оилави, боваруо, усулуои гайримуцаррари, ^унармандй, таъомуо.

THE MAIN RESULTS OF ZERAVSHAN ETHNOGRAPHICAL EXPEDITION OF 2014 YEAR TO UPPER ZERAVSHAN (MAGIYAN, SHING, FAROB) AND C. PENDJIKENT

DODKHUDOEVA L., YUSUFBEKOVA Z., SHOVALIEVA M.,

researchers of department of ethnography of A.Donish Institute of history, archeology and ethnography,Tajik Academy of Sciences 33 Rudaki av., 734025,Dushanbe,Tajikistan E-mail: lorasdodo@rambler.ru;phone(+992) 221 37 42

Members of the ethnographic expedition 2014 year in Upper Zarafshan (Farob, Magian, Shing) and c.Pendzhikent, doctor of historical sciences Dodkhudoeva LN, candidate of historical sciences Yusufbekova Z., a senior scientific worker of the Department of Ethnography Shovalieva M. and chief curator of the Museum of Ethnography of the A.Donish Institute of History, archaeology and ethnography Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan was assembled a large ethnographic material on the culture and life of the population, its crafts, beliefs, family, family customs and rites, economy and employment, and others that will be described in detail in the monograph "Ethnographic field research, 2014.: Upper Zarafshan (Magian, Shing, Farob) and c.Pendzhikent ", which is currently in the publication.

Keywords: ethnographical expedition, Upper Zerafshan, Pendzhikent, history, customs and rites, housing family and family ralations, beliefs, irrational methods, crafts, food.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.