Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПУТИ ИХ МОДЕРНИЗАЦИИ'

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПУТИ ИХ МОДЕРНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
технология / процесс / личность / педагогика / методист. / technology / process / personality / pedagogy / methodologist.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Нурымбетова Г. Ч.

Аннотация В статье рассматривается традиционные образовательные технологии и пути их модернизации. Традиционные методы обучения, сформировавшиеся на протяжении многих лет, продолжают быть основой образовательной системы. Тем не менее, с учетом быстрого прогресса технологий и меняющихся потребностей общества, возникает необходимость модернизировать эти методы для увеличения их эффективности и значимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND WAYS OF THEIR MODERNIZATION

The article discusses traditional educational technologies and ways of their modernization. Traditional teaching methods that have evolved over the years continue to be the basis of the educational system. However, given the rapid progress of technology and the changing needs of society, there is a need to modernize these methods to increase their effectiveness and significance.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПУТИ ИХ МОДЕРНИЗАЦИИ»

УДК 37.013

Нурымбетова Г. Ч. преподаватель Академический лицей при Каракалпакском государственном университете Саитова А.К., кандидат биологических наук, доцент кафедра Агроэкологии и интродукции лекарственных растений Каракалпакский государственный университет им. Бердаха

Республика Узбекистан

ТРАДИЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПУТИ

ИХ МОДЕРНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассматривается традиционные образовательные технологии и пути их модернизации. Традиционные методы обучения, сформировавшиеся на протяжении многих лет, продолжают быть основой образовательной системы. Тем не менее, с учетом быстрого прогресса технологий и меняющихся потребностей общества, возникает необходимость модернизировать эти методы для увеличения их эффективности и значимости.

Ключевые слова: технология, процесс, личность, педагогика, методист.

Nurymbetova G. C.

Lecturer Academic Lyceum at Karakalpak State University Saitova A.K., Candidate of Biological Sciences

Associate Professor

Department of Agroecology and Introduction of Medicinal Plants Karakalpak

State University named after Berdakh Republic of Uzbekistan

TRADITIONAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND WAYS OF

THEIR MODERNIZATION

Abstract

The article discusses traditional educational technologies and ways of their modernization. Traditional teaching methods that have evolved over the years continue to be the basis of the educational system. However, given the rapid progress of technology and the changing needs of society, there is a need to modernize these methods to increase their effectiveness and significance. Key words: technology, process, personality, pedagogy, methodologist.

В современном мире образование играет ключевую роль в формировании личности и профессиональных навыков человека. Традиционные образовательные технологии, которые сложились за многие годы, остаются основой образовательного процесса. Однако, учитывая стремительное развитие технологий и изменяющиеся потребности общества, существует необходимость в модернизации этих технологий для повышения их эффективности и актуальности.

Вооруженные существующим традиционным образовательным процессом, образовательные учреждения оказались бессильны реализовать поставленный перед ними государственный и общественный заказ.

По мнению известного ученого-дидактика М.Н. Махмутова традиционная схема организации учебного процесса не может в достаточной степени развивать мыслительные способности учащихся, не может удовлетворить их потребности в знаниях, интерес к науке, не может обеспечить активное мышление и превращение знаний в убеждения.

Действительно, при сравнении традиционного образовательного процесса с образовательным процессом, основанным на современных педагогических технологиях, отчетливо видна разница между ними

К традиционным типам уроков, разработанным и практикуемым известными дидактами и методистами, мы подошли на основе методических принципов историко-логического единства. Необходимо отметить, что каждый урок считался достижением дидактической или специальной методики и успешно использовался на практике, отвечая соответствующим дидактическим целям и критериям.

Не умаляя роли и значения лекций, семинаров и тестовых занятий, основанных на традиционных образовательных технологиях, в образовательном процессе необходимо думать о путях их совершенствования с учетом требований настоящего времени. При совершенствовании данных занятий внимание уделяется следующему:

1. Гуманизация и демократизация педагогических отношений. Практиковать кооперативную педагогику.

2. Демократизация образовательного процесса. Предоставление ученикам выбора.

3. Активизировать познавательную деятельность студентов, создать комфортную социально-психологическую среду, основанную на взаимной солидарности.

4. Эффективная организация творческой и самостоятельной работы студентов.

5. Использование элементов современных образовательных технологий на лекциях, семинарах и тестовых занятиях.

При преподавании биологии в средних специальных и профессиональных учебных заведениях целесообразно использовать лекции, семинары и тестовые занятия.

Одним из фундаментальных элементов традиционного образования является лекционная форма обучения. Лекции позволяют преподавателям передавать значительные объемы информации большому числу студентов одновременно. Однако современное развитие цифровых технологий открывает новые возможности для совершенствования этого метода. Например, видеолекции и онлайн-курсы позволяют значительно расширить аудиторию и сделать обучение доступным для студентов из удаленных регионов. Более того, современные программные средства позволяют интегрировать интерактивные элементы, такие как опросы и тесты, что способствует более глубокому усвоению материала.

Семинарские занятия и дискуссии также занимают важное место в традиционном образовании, способствуя развитию критического мышления и навыков публичного выступления. В рамках модернизации образовательных технологий можно использовать онлайн-платформы для проведения виртуальных семинаров, где студенты могут обмениваться мнениями и участвовать в дискуссиях в режиме реального времени, независимо от своего местоположения. Такие платформы также позволяют записывать занятия, что дает возможность студентам пересматривать материал и более тщательно готовиться к экзаменам.

Лабораторные работы и практические занятия, которые традиционно проводятся в специализированных аудиториях, также могут быть модернизированы с помощью виртуальной и дополненной реальности. Современные технологии позволяют создавать виртуальные лаборатории, где студенты могут проводить эксперименты, моделируя различные сценарии и изучая их результаты. Это особенно полезно для тех учебных заведений, которые не имеют возможности обеспечить студентов необходимым оборудованием и материалами.

Практика написания рефератов и курсовых работ, направленная на развитие исследовательских навыков, может быть модернизирована с помощью использования онлайн-библиотек и данных. Современные образовательные платформы предоставляют студентам доступ к огромным массивам информации, что позволяет значительно расширить исследовательскую базу и повысить качество работ. Кроме того, использование программного обеспечения для анализа данных позволяет проводить более глубокие и обоснованные исследования.

Таким образом, современные технологии открывают огромные возможности для модернизации традиционных образовательных методов. Внедрение цифровых инструментов и платформ позволяет сделать процесс обучения более гибким, интерактивным и доступным, что в конечном итоге способствует формированию высококвалифицированных специалистов, готовых к вызовам современного мира.

Использованные источники:

1. Зайцев В. Диагностикотехнологическое управление процессом обучения. Народное образование 2000 й.-№ 7-8.

2. Матрос Д. и др. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образо-вательного мониторинга. Народное образование 2000 й.8- сони, 75—85- бетлар.

3. Назарова Т. Образовательная среда школы и новые технологии обучения на рубеже XXI века. Народное образование. 2000 й. - № 8. - С. 49-54

4. Селевко Г. К. Современные образовательные техноло-гии. Учебное пособие. М., Народное образование, 1998,- 256 с.

5. Толипова Ж. О., Гофуров А. Т. Умумий биология дарсларида ЭХМ дан фойдаланиш. Умумий биологияни укитишнинг норасмий усул ва шакллари. 1992, 35-51- бетлар.

6. Толипова Ж. О. ва бошкалар. «Хайвонлар селекцияси» мавзусини урганишда дидактик уйинли аукцион дарсдан фойдаланиш. Умумий биологияни укитишнинг норасмий усул ва шакллари. 1992, 63-73- бетлар.

7. Гофуров А. Т., Укувчиларда умумий биологик тушунчаларни шакллантириш. Т., «Укитувчи», 1979 й., 172- бет.

8. Гофуров А. Т. ва бошкалар. Генетик билимларни пухта узлаштириш ва масалалар ечиш методикаси. Т., Низо-мий номидаги ТДПУ, 2000 й.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.