Научная статья на тему 'Традиционные и новые медиа в современной России: теория и практика исследования'

Традиционные и новые медиа в современной России: теория и практика исследования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2291
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ МЕДИА / NEW MEDIA / ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ / TRADITIONAL MEDIA / МЕДИАДИСКУРС / MEDIADISCOURSE / МЕДИАКОММУНИКАЦИЯ / MEDIACOMMUNICATION / ЖУРНАЛИСТИКА / JOURNALISM / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Малышева Елена Григорьевна

Обзор Международной научно-практической конференции «Традиционные и новые медиа в современной России» и Международной научно-практической школы «Современные технологии медиакоммуникаций в СМИ, рекламе и связях с общественностью», прошедших на базе факультета филологии и медиакоммуникаций Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (26 сентября 4 октября 2014 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Малышева Елена Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional and new media in contemporary Russia: theory and practice of the research

This is a review of the International scientific-practical conference “Traditional and new media in contemporary Russia” and of the International scientific-practical school “Modern technologies of mediacommunications in MEDIA, advertising and public relations” held at the Department of philology and mediacommunications of Omsk State University named after F.M. Dostoevsky (26 September 4 October, 2014).

Текст научной работы на тему «Традиционные и новые медиа в современной России: теория и практика исследования»

Коммуникативные исследования. 2014. № 1. С. 293-299.

УДК 81’42

Е.Г. Малышева Омск, Россия

ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ МЕДИА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРИЯ И ПРКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ*

Обзор Международной научно-практической конференции «Традиционные и новые медиа в современной России» и Международной научно-практической школы «Современные технологии медиакоммуникаций в СМИ, рекламе и связях с общественностью», прошедших на базе факультета филологии и медиакоммуникаций Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (26 сентября - 4 октября 2014 г.).

Ключевые слова: новые медиа, традиционные СМИ, медиадискурс, медиакоммуникация, журналистика, связи с общественностью.

В последние годы на факультете филологии и медиакоммуникаций Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского активно ведутся научные исследования, связанные с изучением языка современных медиа, новейших дискурсивных практик СМИ, рекламного дискурса, технологий медиакоммуникации. Поэтому далеко не случайно, что именно на базе этого факультета с 26 сентября по 4 октября 2014 г. были проведены I Научно-практическая конференция и I Научно-практическая школа, целью которых стало обсуждение широкого спектра вопросов теории и практики современных медиа. Подчеркнем, что конференция и школа стали совместным научным проектом двух кафедр факультета - журналистики и медиалингвистики, теоретической и прикладной лингвистики.

В конференции и школе приняли участие более 50 человек, причем «научная география» оказалась чрезвычайно широкой: в Омск приехали ученые и преподаватели из Владивостока и Читы, Владикавказа и Екатеринбурга, Кемерово и Челябинска, Томска и Новосибирска, Санкт-Петербурга и Москвы. Научно-практическая конференция и школа собрали не только ведущих ученых, аспирантов, соискателей, журналистов, профессионалов в области рекламы и связей с общественностью и других российских специалистов в области медиакоммуникаций, но и студентов различных факультетов Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

© Е.Г. Малышева, 2014

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ «Новые медиа в России: исследование языка и коммуникативных процессов», проект № 14-04-00487/14.

294

Раздел V. Рецензии. Хроника

Торжественное открытие конференции и школы и первое пленарное заседание состоялись 26 октября в конференц-зале Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина.

В приветственном слове председатель оргкомитета конференции, декан факультета филологии и медиакоммуникаций Оксана Сергеевна Иссерс так определила главную цель открывающейся конференции: провести всесторонний анализ современного российского «медийного рациона» и сформулировать рекомендации для профессионалов по составлению полноценного, разнообразного и, главное, полезного «медиаменю».

Участников конференции приветствовали и те, кто определяет информационную политику в Омске и Омской области: начальник департамента информационной политики администрации города Омска Ирина Валентиновна Загатова, председатель Омского областного отделения Союза журналистов России Татьяна Лукинична Бессонова.

Тематика докладов первого пленарного заседания показала желание ученых сквозь призму языка СМИ осмыслить общественно-политические и информационные процессы, происходящие в современной России и за её пределами.

Так, Оксана Сергеевна Иссерс, доктор филологических наук, профессор ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, обрисовала портрет современной прессы и общества с помощью «слов года», подчеркнув, что ключевые слова «текущего момента» часто отмечены негативной коннотацией. А Сергей Николаевич Ильченко, доктор филологических наук, доцент Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, убедительно раскрыл «политическую изнанку» современной шоу-цивилизации, анализируя информационную войну, которая связана с освещением в российских и украинских СМИ политической ситуации на Украине.

Доклад Максима Анисимовича Кронгауза, доктора филологических наук, профессора, директора Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета, был посвящен анализу реальных и мифологических черт новояза.

Созвучными оказались острые и злободневные доклады заместителя председателя Правительства Омской области, руководителя аппарата Губернатора Омской области Владимира Борисовича Компанейщи-кова и доктора филологических наук, заведующего кафедрой журналистики и медиалингвистики ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Елены Григорьевны Малышевой. Убедительно и на многочисленных примерах выступавшие показали, что сегодня в региональных СМИ Омской области создается во многом негативный медиаобраз Омска, который не только не соответствует реальной действительности, но и отрицательно сказывается на психологическом климате региона. Именно поэтому Владимир Борисович Компанейщиков сделал акцент на совместном воспитании молодого поколения журналистов, которые смогут переломить создавшуюся в региональных медиа ситуацию.

Е.Г. Малышева

295

Значительным событием первого дня конференции стал круглый стол «Коммуникация vs информация: традиционные и новые медиа», в котором в качестве спикеров приняли участие Сергей Юрьевич Демен-ский, заместитель генерального директора по связям с общественностью Межгосударственной корпорации развития, генеральный продюсер ТРК «Продвижение. Вместе»; Игорь Владимирович Федоров, старший преподаватель Омского государственного технического университета, член координационного совета по развитию Омска при мэрии, известный омский блогер; Светлана Геннадьевна Носовец, доцент кафедры журналистики и медиалингвистики Омского государственного университета.

Обсуждение теоретических вопросов, связанных с пониманием феномена новых медиа, и практики работы журналистов и блогеров в социальных сетях, в интернет-СМИ вызвало оживленный интерес как присутствующих на круглом столе участников конференции, так и журнали-стов-практиков - Романа Лендела, редактора газеты «Комсомольская правда» в Омске; Олега Малицкого, руководителя пресс-службы хоккейного клуба «Авангард», Марии Новосёловой, главного редактора омского журнала «СпортСмена».

Не менее насыщенным, чем первый, был второй день конференции, 27 сентября. Доклады участников конференции в этот день были представлены в двух секциях.

В первой секции обсуждались разноаспектные проблемы интернет-СМИ и новых медиа, связанные с жанрами и форматами изучаемых СМИ, с их коммуникативно-прагматической спецификой. Кроме того, определялась роль рекламы и PR в современной медиакоммуникации.

Большой интерес у присутствующих вызвали доклады Ирины Ивановны Волковой, кандидата филологических наук, доцента кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов (Москва] - «ESQUIRE RUSSIA: игровые форматы новых медиа»; Евгении Владимировны Гориной, кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка и стилистики факультета журналистики Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург] - «Трёхмерность пространства интернет-дискурса»; Алии Ануваровны Добриковой, кандидата культурологии, доцента кафедры массовой коммуникации Национального исследовательского Южно-уральского государственного университета (Челябинск] - «Подходы к использованию интерактивных элементов интернет-СМИ в продвижении медицинских учреждений»; Екатерины Николаевны Песковой, кандидата филологических наук, доцента Южно-Уральского государственного университета (Челябинск] - «Трансформация новости в системе вебсайта высшего профессионального заведения».

Оживленные дискуссии вызвали доклады омских ученых и медиаспециалистов Елены Игоревны Петровой, старшего преподавателя кафед-

296

Раздел V. Рецензии. Хроника

ры журналистики и медиалингвистики («Социальные сети и интернет-СМИ: грани конвергенции»]; Инны Петровны Ромашовой, кандидата филологических наук, доцента кафедры теоретической и прикладной лингвистики («Прагмастилистические особенности твиттер-коммуникации российских корпораций»]; Елены Аркадьевны Никитиной, кандидата филологических наук, доцента кафедры теоретической и прикладной лингвистики («Информационная политика промышленного предприятия: региональный аспект»]; Александры Владиленовны Петровой, заведующей лабораторией телерадиожурналистики, преподавателя кафедры журналистики и медиалингвистики («Лаборатория телерадиожурналистики ОмГУ им. Ф.М. Достоевского как площадка практической профилизации для студентов факультета филологии и медиакоммуникаций»]; Ирины Леонидовны Шараповой, преподавателя кафедры журналистики и медиалингвистики («Блог как инструмент рекламы и PR»).

Тематика докладов, представленных во второй секции, была посвящена когнитивно-дискурсивной и прагмастилистической специфике печатных, радийных и телевизионных СМИ. Оживленная дискуссия сопровождала выступления следующих участников конференции: Юлии Валерьевны Газинской, начальника отдела информации и печатных изданий УСОиСМИ, старшего преподавателя кафедры журналистики Забайкальского государственного университета (Чита] - «Культуроспецифичность медиапотока Украины: вербализация ментальных характеристик в политической сфере»; Ларисы Юрьевны Григорьевой, старшего преподавателя кафедры рекламы и связей с общественностью Дальневосточного федерального университета (Владивосток] - «Теория и практика игрофикации масс-медиа: проективные компетенции специалиста»; Виолетты Александровны Егошкиной, аспирантки факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ им. Ф.М. Достоевского - «Прагмастилистическая специфика развлекательного радийного дискурса»; Светланы Викторовны Мохиревой, ассистента кафедры журналистики и русской литературы ХХ века, соискателя кафедры русского языка Кемеровского государственного университета - «Интерпретирующий контекст события в газетном дискурсе»; Екатерины Сергеевны Радионцевой, кандидата филологических наук, доцента кафедры журналистики и медиалингвистики ОмГУ им. Ф.М. Достоевского - «Медиаобраз высшей школы (на примере СМИ Омской области]»; Ольги Сергеевны Рогалевой, кандидата филологических наук, доцента кафедры журналистики и медиалингвистики ОмГУ им. Ф.М. Достоевского - «Лексика автоспорта в современных СМИ: семантика и функционирование».

Второе пленарное заседание, прошедшее в этот же день, объединило представителей разных областей гуманитарного знания - литературоведов, лингвистов, политологов, философов, рекламистов, - которые размышляли о перспективах развития современных масс-медиа, определяли векторы жанровых и языковых изменений СМИ и рекламы.

Е.Г. Малышева

297

Так, Сергей Александрович Демченков, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, выступил с провокационным докладом на тему «Журналистика без журналиста: перспективы компьютерной генерации медийного контента». Не менее дискуссионной оказалась тема выступления Николая Николаевича Мисюрова, доктора философских наук, профессора кафедры журналистики и медиалингвистики ОмГУ им. Ф.М. Достоевского - «Российское блогерство как деструкция гражданского общества». А Владимир Анатольевич Евдокимов, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой филологии, журналистики и массовых коммуникаций Омской гуманитарной академии, сумел в своем докладе «Дискуссия в масс-медиа как катализатор институциализации интерактивности» создать типологию современных масс-медийных дискуссий.

Наталья Васильевна Орлова, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, славянского и классического языкознания ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, и Екатерина Евгеньевна Толкушкина, сотрудник омского НПЦ «Динамика», обосновали различие в понятиях «публицистичность» и «медийность» и, используя лингвистические методики анализа, показали разницу между публицистической и медийной театральной рецензией. Совместный доклад «Театральная рецензия как жанр публицистики и медиадискурса» вызвал множество вопросов участников конференции и присутствующих на пленарном заседании студентов.

Завершала второе пленарное заседание Елена Григорьевна Соболева, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой языков массовых коммуникаций департамента маркетинговых коммуникаций и брендинга Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (Екатеринбург]. Она сделала доклад на тему «Нормотворчество в рекламной коммуникации: основные тенденции», доказав, что, хотя понятие «нормы» в рекламном дискурсе существенно отличается от понятия «языковая норма», специалисты в области масс-медиа для успешной профессиональной деятельности должны овладеть всеми её аспектами.

На заключительном заседании конференции участники форума подчеркнули высокий теоретический уровень прослушанных докладов, а также отметили несомненную практическую значимость исследований, которые проводятся специалистами в области медиа.

Именно сочетание новейших теоретических изысканий в области медиадискурса и медийных технологий, методологии и методики преподавания медиадисциплин и практических авторских разработок в медиасфере привлекло слушателей I Международной научно-практической школы «Современные технологии медиакоммуникаций в СМИ, рекламе и связях с общественностью». Среди лекторов этой школы были М.А. Кронгауз,

298

Раздел V. Рецензии. Хроника

С.Н. Ильченко, Е.Г. Соболева, О.С. Иссерс, Л.О. Бутакова. Спектр рассмотренных тем оказался весьма широким: от методов и инструментария анализа рекламного текста, от жанров и форматов современных СМИ, новых жанров медиакоммуникации до дискурсивных практик нового века и актуальных проблем лингвистической экспертизы текстов СМИ.

С циклом лекций, посвященных разнообразным проблемам практической журналистики, выступил кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати МГУ им. М.В. Ломоносова, журналист, редактор отдела «Общество» газеты «Новые известия» Александр Васильевич Колесниченко.

Кроме того, слушатели школы имели возможность принять участие в многочисленных мероприятиях VIII Международного фестиваля социальных коммуникаций «ПОРА!», который проходил в Омске со 2 по 4 октября 2014 г. Мастер-классы и тренинги от известных специалистов в области рекламы, таких как Владислав Деревянных, Игорь Намаконов, Максим Пономарёв, Гор Григорян, обсуждение конкурсных работ, уровень которых в этом году был как никогда высок, позволили слушателям школы открыть для себя новые грани современной медиакоммуникации.

Участники конференции и школы единодушно отметили, что мероприятие, проведенное в ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, прошло на высочайшем научном и интеллектуальном уровне. Избранный формат научнопрактической направленности заседаний, круглых столов, мастер-классов, лекций как нельзя лучше соответствует потребностям современных вузовских преподавателей и медиаспециалистов. Не случайно на заседаниях конференции и занятиях школы неизменно присутствовали практикующие журналисты, чрезвычайно заинтересованные в получении новых знаний о процессах, происходящих в медиасфере.

Подчеркнем в заключение, что организаторы на торжественном закрытии омского научно-практического форума заверили всех присутствующих в том, что медийная конференция и медиашкола станут для факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ им. Ф.М. Достоевского традиционными.

По итогам конференции будет опубликован сборник материалов конференции «Традиционные и новые медиа в современной России»; лучшие доклады будут представлены в журнале «Коммуникативные исследования».

Е.Г. Малышева

299

E.G. Malysheva Omsk, Russia

TRADITIONAL AND NEW MEDIA IN CONTEMPORARY RUSSIA: THEORY AND PRACTICE OF THE RESEARCH

This is a review of the International scientific-practical conference Traditional and new media in contemporary Russia” and of the International scientific-practical school “Modern technologies of mediacommunications in MEDIA, advertising and public relations” held at the Department of philology and mediacommunications of Omsk State University named after F.M. Dostoevsky (26 September - 4 October, 2014).

Key words: new media, traditional tion, journalism, public relations.

Сведения об авторе:

Малышева Елена Григорьевна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и медиалингвистики, зав. кафедрой

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]

Дата поступления

media, mediadiscourse, mediacommunica-

About the author:

Malysheva Elena Grigorievna, Doctor of Philology, associate professor, professor of the Chair of journalism and me-dialinguistics, head of the chair

Omsk State University named after

F.M. Dostoevsky

55a Mirapr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]

статьи 07.10.2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.