Научная статья на тему 'Традиционные и новые медиа в современной России'

Традиционные и новые медиа в современной России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2383
262
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ МЕДИА / ТРАДИЦИОННЫЕ СМИ / МЕДИАДИСКУРС / МЕДИАКОММУНИКАЦИЯ / ЖУРНАЛИСТИКА / СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ / NEW MEDIA / TRADITIONAL MEDIA / MEDIA DISCOURSE / MEDIA COMMUNICATION / JOURNALISM / PUBLIC RELATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Малышева Елена Григорьевна, Ларионова Алла Юрьевна

Обзор Международной научно-практической конференции «Традиционные и новые медиа в современной России» и Международной научно-практической школы «Современные технологии медиакоммуникаций в СМИ, рекламе и связях с общественностью», прошедших на базе факультета филологии и медиакоммуникаций Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (26 сентября 4 октября 2014 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Малышева Елена Григорьевна, Ларионова Алла Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional and new media in contemporary Russia

The article presents a review of the International scientific-practical conference «Traditional and New Media in Contemporary Russia» and of the International scientific-practical school «Modern Technologies of Media Communications in Mass Media, Advertising and Public Relations» held at the Faculty of Philology and Media Communication of the Omsk State University named after Dostoyevsky (September,26 October, 4, 2014).

Текст научной работы на тему «Традиционные и новые медиа в современной России»

УДК 81'38

ББКШ105.551.5 ГСНТИ

Е. Г. Малышева

Омск, Россия ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ МЕДИА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. Обзор Международной научно-практической конференции «Традиционные и новые медиа в современной России» и Международной научно-практической школы «Современные технологии медиа-коммуникаций в СМИ, рекламе и связях с общественностью», прошедших на базе факультета филологии и медиакоммуникаций Омского государственного университета им. Ф. M^ Достоевского (26 сентября — 4 октября 2014 года.

Ключевые слова: новые медиа; традиционные СМИ; медиадискурс; медиакоммуникация; журналистика; связи с общественностью._

16.21.27 KodBAK 10.02.01

E. G. Malysheva Omsk, Russia

TRADITIONAL AND NEW MEDIA IN CONTEMPORARY RUSSIA Abstract. The article presents a review of the International scientific-practical conference «Traditional and New Media in Contemporary Russia» and of the International scientific-practical school «Modern Technologies of Media Communications in Mass Media, Advertising and Public Relations» held at the Faculty of Philology and Media Communication of the Omsk State University named after Dostoyevsky (September,26 — October, 4, 2014).

Key words: new media; traditional media; media discourse; media communication; journalism; public relations.

Сведения об авторе: Малышева Елена Григорьевна, доктор филологических наук, доцент; профессор кафедры журналистики и медиалингвистики, заведующий кафедрой, факультет филологии и медиакоммуникаций.

Место работы: Омский государственный университет им. Ф.М Достоевского.

Контактная информация: 644077, Россия, г. Омск, пр. Мира, 55а, 2-й корп. ОмГУ, к. 221. e-mail: malysheva_eg@mail.ru._

About the author: Malysheva Elena Grigorievna, Doctor of Philology, Associate Professor; Head of Department of Journalism and Medialinguistics, Faculty of Philology and Mediacommunication.

Place of employment: Omsk State University.

Сведения об авторе: Ларионова Алла Юрьевна, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка.

Место работы: Уральский федеральный университет имени Первого президента России Б. И. Ельцина.

Контактная информация: 620002, Россия, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19. e-mail: alarionov@bk.ru_

About the author: Larionova Alia Yurievna, Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of Department of Russian.

Place of employment: Ural Federal University n. a. the First President of Russia B. N. Yeltsin.

В последние годы на факультете филологии и медиакоммуникаций Омского государственного университета (ОмГУ) им. Ф.М.Достоевского активно ведутся научные исследования, связанные с изучением языка современных медиа, новейших дискурсивных практик СМИ, рекламного дискурса, технологий медиа-коммуникации. Поэтому далеко не случайно, что именно на базе этого факультета с 26 сентября по 4 октября 2014 г. были проведены I Международная научно-практическая конференция и I Международная научно-практическая школа, целью которых стало обсуждение широкого спектра вопросов теории и практики современных медиа. Подчеркнем, что конференция и школа стали совместным научным проектом двух подразделений факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ им. Ф. М. Достоевского — кафедры журналистики и медиалингвистики и кафедры теоретической и прикладной лингвистики.

В конференции и школе приняли участие более 50 человек, причем «научная география» оказалась чрезвычайно широкой: в Омск приехали ученые, преподаватели, медиаспециалисты из Владивостока и Читы, Владикавказа и Ека-

теринбурга, Кемерова и Челябинска, Томска и Новосибирска, Екатеринбурга, Санкт-Петербурга и Москвы. Научно-практическая конференция и школа собрали не только ведущих ученых, аспирантов, соискателей, журналистов, профессионалов, занимающихся изысканиями в области рекламы и связей с общественностью, и других российских специалистов в области медиакоммуникаций, но и студентов различных факультетов Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского.

Торжественное открытие конференции и школы и первое пленарное заседание состоялись 26 октября в конференц-зале Омской государственной областной научной библиотеки им. А. С. Пушкина.

В приветственном слове председатель оргкомитета конференции декан факультета филологии и медиакоммуникаций доктор филологических наук, профессор Оксана Сергеевна Иссерс так определила главную цель открывающейся конференции: провести всесторонний анализ современного российского «медийного рациона» и сформулировать рекомендации для профессионалов по составлению

Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ «Новые медиа в России: исследование языка и коммуникативных процессов». Проект № 14-04-00487/14.

©Малышева Е. Г., 2014

полноценного, разнообразного и — главное — полезного «медиаменю».

Тематика докладов первого пленарного заседания показала желание ученых сквозь призму языка СМИ осмыслить общественно-политические и информационные процессы, происходящие в современной России и за ее пределами.

Так, Оксана Сергеевна Иссерс обрисовала портрет современной прессы и общества с помощью «слова года», подчеркнув, что ключевые слова «текущего момента» часто отмечены негативной коннотацией. А Сергей Николаевич Ильченко, доктор филологических наук, доцент Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, убедительно раскрыл «политическую изнанку» современной шоу-цивилизации, анализируя информационную войну, которая связана с освещением в российских и украинских СМИ политической ситуации на Украине.

Доклад Максима Анисимовича Кронгау-за, доктора филологических наук, профессора, директора Института лингвистики Российского государственного гуманитарного университета, был посвящен анализу реальных и мифологических черт новояза.

Созвучными оказались острые и злободневные доклады заместителя председателя правительства Омской области, руководителя аппарата губернатора Омской области Владимира Борисовича Компанейщикова и доктора филологических наук заведующего кафедрой журналистики и медиалингвистики Омского государственного университета Елены Григорьевны Малышевой. Убедительно и на многочисленных примерах выступавшие показали, что сегодня в региональных СМИ Омской области создается во многом негативный ме-диаобраз Омска, который не только не соответствует реальной действительности, но и отрицательно сказывается на психологическом климате региона. Именно поэтому Владимир Борисович Компанейщиков сделал акцент на совместном воспитании молодого поколения журналистов, которые смогут переломить создавшуюся в региональных медиа ситуацию.

Значительным событием первого дня конференции стал круглый стол «Коммуникация уэ информация: традиционные и новые медиа», в котором в качестве спикеров приняли участие Сергей Юрьевич Деменский, заместитель генерального директора по связям с общественностью Межгосударственной корпорации развития, генеральный продюсер ТРК «Продвижение. Вместе»; Игорь Владимирович Федоров, старший преподаватель Омского государственного технического университета, член координационного совета по развитию Омска при мэрии, известный омский блогер; Светлана Геннадьевна Носовец, доцент кафедры журналистики и медиалингвистики Омского государственного университета.

Обсуждение теоретических вопросов, связанных с пониманием феномена новых медиа, и практики работы журналистов и блогеров в социальных сетях, в интернет-СМИ вызвало оживленный интерес как присутствующих на круглом столе участников конференции, так и журналистов-практиков — Романа Лендела, редактора газеты «Комсомольская правда» в Омске; Олега Малицкого, руководителя пресс-службы хоккейного клуба «Авангард», Марии Новосёловой, главного редактора омского журнала «Спортсмена».

Не менее насыщенным, чем первый, был второй день конференции, 27 сентября.

Доклады участников конференции в этот день были представлены в двух секциях.

В первой секции обсуждались разноас-пектные проблемы интернет-СМИ и новых медиа, связанные с жанрами и форматами изучаемых СМИ, с их коммуникативно-прагматической спецификой. Кроме того, определялась роль рекламы и PR в современной ме-диакоммуникации.

Большой интерес у присутствующих вызвали доклады Ирины Ивановны Волковой, кандидата филологических наук, доцента кафедры массовых коммуникаций Российского университета дружбы народов (Москва) — «ESQUIRE RUSSIA: игровые форматы новых медиа»; Евгении Владимировны Гориной, кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка и стилистики факультета журналистики Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург) — «Трехмерность пространства интернет-дискурса»; Алии Ануваровны Добриковой, кандидата культурологии, доцента кафедры массовой коммуникации Национального исследовательского Южно-Уральского государственного университета (Челябинск) — «Подходы к использованию интерактивных элементов интернет-СМИ в продвижении медицинских учреждений»; Екатерины Николаевны Песковой, кандидата филологических наук, доцента ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (Челябинск) — «Трансформация новости в системе веб-сайта высшего профессионального заведения».

Оживленные дискуссии вызвали доклады омских ученых и медиаспециалистов Елены Игоревны Петровой, старшего преподавателя кафедры журналистики и медиалингвистики («Социальные сети и интернет-СМИ: грани конвергенции»); Инны Петровны Ромашовой, кандидата филологических наук, доцента кафедры теоретической и прикладной лингвистики («Прагмастилистические особенности твит-тер-коммуникации российских корпораций»); Елены Аркадьевны Никитиной, кандидата филологических наук, доцента кафедры теоретической и прикладной лингвистики («Информационная политика промышленного предпри-

ятия: региональный аспект»); Александры Владиленовны Петровой, заведующей лабораторией телерадиожурналистики, преподавателя кафедры журналистики и медиалингви-стики («Лаборатория телерадиожурналистики ОмГУ им. Ф. М. Достоевского как площадка практической профилизации для студентов факультета филологии и медиакоммуника-ций»); Ирины Леонидовны Шараповой, преподавателя кафедры журналистики и медиа-лингвистики («Блог как инструмент рекламы и РК»),

Доклады, представленные во второй секции, были посвящены когнитивно-дискурсивной и прагмастилистической специфике печатных, радийных и телевизионных СМИ. Оживленная дискуссия сопровождала выступления следующих участников конференции: Юлии Валерьевны Газинской, начальника отдела информации и печатных изданий УСО-иСМИ, старшего преподавателя кафедры журналистики Забайкальского государственного университета (Чита) — «Культуроспецифич-ность медиапотока Украины: вербализация ментальных характеристик в политической сфере»; Ларисы Юрьевны Григорьевой, старшего преподавателя кафедры рекламы и связей с общественностью Дальневосточного федерального университета (Владивосток) — «Теория и практика игрофикации массмедиа: проективные компетенции специалиста»; Виолетты Александровны Егошкиной, аспирантки факультета филологии и медиакомму-никаций Омского государственного университета — «Прагмастилистическая специфика развлекательного радийного дискурса»; Светланы Викторовны Мохиревой, ассистента кафедры журналистики и русской литературы XX века, соискателя кафедры русского языка Кемеровского государственного университета — «Интерпретирующий контекст события в газетном дискурсе»; Екатерины Сергеевны Радионцевой, кандидата филологических наук, доцента кафедры журналистики и медиа-лингвистики Омского государственного университета — «Медиаобраз высшей школы (на примере СМИ Омской области)»; Ольги Сергеевны Рогалевой, кандидата филологических наук, доцента кафедры журналистики и медиалингвистики Омского государственного университета —«Лексика автоспорта в современных СМИ: семантика и функционирование».

Второе пленарное заседание, прошедшее в этот же день, объединило представителей разных областей гуманитарного знания — литературоведов, лингвистов, политологов, философов, рекламистов, — которые размышляли о перспективах развития современных массмедиа, определяли векторы жанровых и языковых изменений СМИ и рекламы.

Так, Сергей Александрович Демченков, кандидат филологических наук, доцент, заве-

дующий кафедрой русской и зарубежной литературы Омского государственного университета, выступил с провокационным докладом на тему «Журналистика без журналиста: перспективы компьютерной генерации медийного контента». Не менее дискуссионной оказалась тема выступления Николая Николаевича Ми-сюрова, доктора философских наук, профессора кафедры журналистики и медиалингвистики Омского государственного университета: «Российское блогерство как деструкция гражданского общества». А Владимир Анатольевич Евдокимов, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой филологии, журналистики и массовых коммуникаций Омской гуманитарной академии, сумел в своем докладе «Дискуссия в массмедиа как катализатор институциализации интерактивности» создать типологию современных массмедийных дискуссий.

Наталья Васильевна Орлова, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, славянского и классического языкознания Омского государственного университета, и Екатерина Евгеньевна Толкуш-кина, сотрудник омского научно-производственного центра «Динамика», обосновали различие в понятиях «публицистичность» и «медийность» и, используя лингвистические методики анализа, показали разницу между публицистической и медийной театральной рецензией. Совместный доклад «Театральная рецензия как жанр публицистики и медиади-скурса» вызвал множество вопросов у участников конференции и присутствующих на пленарном заседании студентов.

Завершала второе пленарное заседание Елена Григорьевна Соболева, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой языков массовых коммуникаций департамента маркетинговых коммуникаций и брендинга Института государственного управления и предпринимательства Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург). Она сделала доклад на тему «Нормотворчество в рекламной коммуникации: основные тенденции», доказав, что, хотя понятие «нормы» в рекламном дискурсе существенно отличается от понятия «языковая норма», специалисты в области массмедиа для успешной профессиональной деятельности должны овладеть всеми ее аспектами.

На заключительном заседании конференции участники форума подчеркнули высокий теоретический уровень прослушанных докладов, а также отметили несомненную практическую значимость исследований, которые проводятся специалистами в области медиа.

Именно сочетание новейших теоретических изысканий в области медиадискурса и медийных технологий, методологии и методики преподавания медиадисциплин и практических

авторских разработок в медиасфере привлекло слушателей I Международной научно-практической школы «Современные технологии медиакоммуникаций в СМИ, рекламе и связях с общественностью». Среди лекторов этой Школы были М. А. Кронгауз, С. Н. Ильченко, Е. Г. Соболева, О. С. Иссерс, Л. О. Бутакова, Е. Г. Малышева. Спектр рассмотренных тем оказался весьма широким: от методов и инструментария анализа рекламного текста, жанров и форматов современных СМИ, новых жанров медиакоммуникации до дискурсивных практик нового века и актуальных проблем лингвистической экспертизы текстов СМИ.

С циклом лекций, посвященных разнообразным проблемам практической журналистики, выступил кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати МГУ им. М. В. Ломоносова, журналист, редактор отдела «Общество» газеты «Новые известия» Александр Васильевич Колесниченко.

Кроме того, слушатели Школы имели возможность принять участие в многочисленных мероприятиях VIII Международного фестиваля социальных коммуникаций «ПОРА!», который проходил в Омске с 2 по 4 октября 2014 г. Мастер-классы и тренинги от известных специалистов в области рекламы, таких как Владислав Деревянных, Игорь Намаконов, Максим Пономарёв, Гор Григорян, обсуждение конкурсных работ, уровень которых в этом году был как никогда высок, позволили слушателям Школы открыть для себя новые грани современной медиакоммуникации.

Участники конференции и Школы единодушно отметили, что мероприятие, проведенное в Омском государственном университете, прошло на высочайшем научном и интеллектуальном уровне. Избранный формат научно-практической направленности заседаний, круг-

лых столов, мастер-классов, лекций как нельзя лучше соответствует потребностям современных вузовских преподавателей и медиаспе-циалистов. Не случайно на заседаниях конференции и занятиях Школы неизменно присутствовали практикующие журналисты, чрезвычайно заинтересованные в получении новых знаний о процессах, происходящих в медиасфере.

Подчеркнем в заключение, что организаторы на торжественном закрытии омского научно-практического форума заверили всех присутствующих в том, что медийная конференция и ме-диашкола станут для факультета филологии и медиакоммуникаций ОмГУ традиционными.

По итогам конференции будет опубликован сборник ее материалов «Традиционные и новые медиа в современной России»; лучшие доклады будут представлены в журнале «Коммуникативные исследования».

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев К. А., Ильченко С. И. Спортивная журналистика : учеб. для магистров. — М., 2013.

2. Ильченко С. И. Современные аудиовизуальные СМИ: новые жанры и формы вещания. — СПб., 2006.

3. Иссерс О. С. Дискурсивные практики нашего времени. — М., 2014.

4. Колесниченко А. В. Практическая журналистика : учеб. пособие. —М.,2010.

5. Кронгауз М. А. Самоучитель олбанского. — М., 2013.

6. Кронгауз М. А. Русский язык на грани нервного срыва. 3D. —М.,2013.

1. Малышева Е. Г. Русский спортивный дискурс: лингвокогнитивное исследование. — М., 2011.

8. Малышева Е. Г. Жанровая и прагмастилистиче-ская специфика телевизионного и радийного текста // Современный медиатекст. —М., 2013. С. 160—250.

9. Соболева Е. Г. Прагмалингвистические особенности рекламного текста и специфика его редактирования // Современный медиатекст. —М.,2013. С. 322—327.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.