Коммуникативные исследования. 2015. № 1 (3). С. 135-139.
УДК 81’42
О.С. Иссерс, Е.Г. Малышева Омск, Россия
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИИ СЕМИНАР
«МЕДИАЛИНГВИСТИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ» (23-24 апреля 2015 г., СПбГУ, *
Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций)
Обзор научно-практического семинара «Медиалингвистика: проблемы и перспективы», прошедшего на базе Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций Санкт-Петербургского государственного университета 23-24 апреля 2015 г.
Ключевые слова: медиадискурс, медиакоммуникация, журналистика, медиалингвистика, медиатекст.
Ставший традиционным научно-практический семинар «Медиалингвистика: проблемы и перспективы» прошел в Санкт-Петербурге 2324 апреля в рамках Международного научного форума «Медиа в современном мире. 54-е Петербургские чтения». В этом году семинар назывался «Профессиональная речевая коммуникация и массмедиа».
На открытии Форума состоялась церемония вручения Невской премии в области изучения журналистики и массовых коммуникаций. В номинации «Признание» за вклад в развитие лингвистических исследований языка массмедиа лауреатом стал Станислав Гайда, профессор Ополь-ского университета (Польша], специальный гость семинара «Профессиональная речевая коммуникация и массмедиа». На пленарном заседании Форума лауреат выступил с докладом «(Медиа)лингвистические дилеммы», где представил размышления, связанные с проблемами становления медиалингвистики как целостной научной дисциплины. По мнению ученого, медиалингвистика стоит на пути интеграции методологического плюрализма, при которой познающий субъект должен учитывать четыре взаимно нередуцируемые перспективы, связанные с формами существования языка: практикой языковой коммуникации, системой, а также индивидуальным и коллективным языковым сознанием.
На пленарных заседаниях внимание было сосредоточено на теоретических и прикладных аспектах медиатекста. Так, в выступлении О.Я. Гойх-
© О.С. Иссерс, Е.Г. Малышева, 2015
* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-04-00487 «Новые медиа в России: исследование языка и коммуникативных процессов».
136
Раздел IV. Рецензии. Хроника
мана (Российский новый университет] уточнялось понятие профессиональной речи. Докладчик обратил внимание присутствующих на то, что определяющим фактором взаимодействия в профессиональной сфере служат не столько личные, сколько профессиональные качества автора/пер-сонажа медиатекста.
Прикладным аспектам медиалингвистических исследований было посвящено выступление Т.Г. Добросклонской (МГУ им. М.В. Ломоносова). По мнению автора, прикладной потенциал медиалингвистики во многом связан с раскрытием механизмов формирования информационной картины мира и воздействия на индивидуальное и массовое сознание. В докладе была представлена разработанная Т.Г. Добросклонской модель развертывания информации. Особое внимание было уделено вопросам интерпретации и её роли в конструировании новостного события (предлагается использовать термин «диапазон интерпретации»). В заключение доклада был рассмотрен вопрос об использовании медиатекстов как учебного материала.
Доклад В.И. Ивченкова (БГУ, Беларусь) был посвящён вопросу о статусе медиалингвистики как интегрированного научного направления в эпоху, когда роль и характер медиатекстов стремительно меняются. Докладчик обратил внимание на изменение профессиональной роли журналиста, дигитализацию журналистики, появление журналистики мнений и ряд других тенденций, распространение которых говорит о необходимости разработки новых методик изучения потенциала медиаречи, в том числе исследования особых коммуникативных практик.
В сообщении К.А. Роговой (СПбГУ] была раскрыта роль грамматической прагматики в формировании смысла медиатекста. Значительное внимание было уделено развитию синтаксических исследований в контексте речеведения, взаимоотношениям между синтаксисом и речью/ текстом, а также вопросу о типах синтаксических структур в составе основных жанров медиатекстов - информационных и аналитических.
Выступление Л. Цоневой (Великотырновский университет Святых Кирилла и Мефодия, Болгария) было посвящено слову «Крым» и особенностям его употребления в медиадискурсе. По мнению докладчика, востребованным ключевым словам, помимо активизации их деривационного потенциала, присущи широкие возможности игрового использования, а также текстогенность.
В докладе Т.В. Шмелевой (Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого] на материале трёх медиатекстов были рассмотрены случаи проявления профессиональной рефлексии журналиста. Т.В. Шмелева призвала исследователей совместными усилиями создать корпус рефлективных медиатекстов и подчеркнула важность их использования в практике обучения студентов по специальности «Журналистика».
М.А. Кормилицына выступила с общим с О.Б. Сиротининой (Саратовский государственный университет] докладом о важности знаний о рисках коммуникации для успешной профессиональной деятельности жур-
О.С. Иссерс, Е.Г. Малышева
137
налистов. Обусловленность интереса к теме, по мнению докладчика, объясняется тем, что в XXI в. СМИ, а не художественная литература, являются воспитателями языкового вкуса. В ходе исследования выделялись причины, следствия и факторы коммуникативных рисков, знание о которых должно учитываться при подготовке журналистов.
В докладе О.С. Иссерс (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского] на примерах из современного медиадискурса обсуждался феномен фейка в практиках рекламы и новых медиа (фейк-ново-сти, фейк-сайты, фейк-персоны и даже фейк-цитаты). В выступлении было отмечено, что фейк - это не всегда негативное явление, сейчас расширяются функции мистифицирующих практик, а потому проблемы с распознаванием становятся очень острыми. В заключение докладчик высказал мысль о том, что в перспективе возможно выявить коммуникативные маркеры фейков в разных жанрах. По мнению В.И. Карасика (Волгоградский гоударственный педагогический университет], эта проблематика актуальна, потому что наглядно демонстрирует глобальное направление развития всего общества в эпоху постмодерна.
Выступление самого профессора В.И. Карасика было посвящено проблеме банализации как манипулятивного действия в медиадискурсе. Ба-нализация, по мнению докладчика, выражается в проговаривании общеизвестных утверждений и актуализации таких же импликаций, используемых с манипулятивной или развлекательной целью. Эта стратегия направлена на вытеснение рационального осмысления передаваемой информации, в результате чего адресат теряет способность критически воспринимать текст и переключается в режим сугубо эмоциональной реакции на воспринимаемые сведения, при этом такая реакция суггестивно направляется манипулятором в нужное русло. Доктор филологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова И.В. Анненкова отметила, что эта информация очень важна в связи с анализом квазиаргументации в программе «Поединок» Вл. Соловьёва, приёмы банализации иногда демонстрируют повышение интеллектуальных усилий аудитории.
Кроме пленарных заседаний в программу семинара были включены несколько дискуссий: «Понятия, категории, методики анализа в медиастилистике» (модераторы - профессора Е.Н. Ремчукова, Т.В. Чернышова], «Типология медиаречи» (модераторы - профессор Е.Г. Малышева и доцент И.В. Анненкова], «Медиатекст: структура, композиция, векторы обновления» (модераторы - профессора Е.В. Осетрова, В.И. Коньков], «Функционирование языковых средств в масс-медиа» (модераторы - профессора М.И. Конюшкевич, А.А. Романов].
В дискуссии «Типология медиаречи» приняло участие более 20 человек. В выступлениях были проанализированы динамические процессы, происходящие сегодня в различных типах дискурсов, систематизированы и обобщены разнообразные языковые факты и явления, объективирующие лингвокогнитивную, лингвокультурологическую и коммуникативную
138
Раздел IV. Рецензии. Хроника
специфику современных дискурсивных практик. Все доклады характеризовались высоким уровнем теоретического осмысления обсуждаемых проблем, очевидной практической значимостью проведенных исследований с точки зрения их использования при подготовке медиаспециалистов.
Так, Л.М. Гончарова (Российский государственный университет туризма и сервиса] в докладе «Коммуникативные возможности рекламных текстов: праксиологический аспект» сделала вывод о том, что рекламная деятельность, во-первых, транслирует речевые тенденции, популярные в социуме, во-вторых, является коммуникативной по своей сути.
Профессор Е.Г. Малышева (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского] посвятила свое выступление реконструкции когнитивной доминанты спортивного дискурса на основе заголовков текстов СМИ и убедительно доказала, что на периферии спортивного дискурсивного пространства выявляется доминантная метонимическая модель «Спорт - это смерть», объяснила коммуникативные интенции журналистов, пишущих о негативных явлениях в спорте.
Профессор Н.Г. Нестерова (Томский государственный университет] затронула вопрос о культуроформирующих функциях радиодискурса и рассказала о результатах проведенного социолигвистического исследования - опросе студентов, связанном с культурной и познавательной составляющей современного радийного контента.
Доктор филологических наук И.В. Анненкова (МГУ им. М.В. Ломоносова] затронула актуальный вопрос медиатизации современного религиозного дискурса, обозначив вектор изучения периферии религиозного дискурсивного пространства и сформулировав базовые специфические черты религиозного медиадискурса.
Исследователь Н.В. Козлова (Кубанский государственный университет] рассмотрела песню как дискурсивную формацию в культуре и предприняла попытку показать взаимодействие понятий «дискурсивная формация», «речевой жанр», «высказывание».
Все доклады вызвали большое количество вопросов, в течение дискуссии шел обмен мнениями, прозвучали своеобразные «содоклады» М.И. Конюшкевич (Гродненский государственный университет], М.Б. Ворошиловой (Уральский государственный педагогический университет] и др.
Итоги пленарных заседаний и дискуссий были подведены руководителем семинара доктором филологических наук, профессором СПбГУ Л.Р. Дускаевой. Она подчеркнула крайнюю степень разнообразия медиатекстов. По её словам, восприятие медиатекста как составной части профессиональной речевой деятельности проясняет подход к медиатексту и позволяет поднять исследования медиаречи на новую высоту. Было отмечено, что сейчас преимущественно говорят о том, что медиалингвистика находится в состоянии институализации. По мнению Л.Р. Дускаевой, этот этап уже пройден. В ходе семинара участники начали разговор о при-
О.С. Иссерс, Е.Г. Малышева
139
кладной стороне, о преподавании, а это позволяет говорить о том, что наука состоялась. В таком случае важно определиться, в каком ряду эта наука располагается: коллоквиалистики, теолингвистики, деловой лингвистики. Медиалингвистика ведёт речь о языке в массмедиа, изучение языка в определённой сфере ставит совершенно особые задачи. В связи с этим целесообразно обратиться к праксиологии - науке об организации эффективной деятельности - и найти точки пересечения с ней.
O.S. Issers, E.G. Malysheva Omsk, Russia
RESEARCH AND PRACTICE WORKSHOP «MEDIA LINGUISTICS: PROBLEMS AND PROSPECTS»
(23-24 April 2015, Saint Petersburg State University,
Higher School of Journalism and Mass Communications)
Review on research and practice workshop «Media Linguistics: Problems and Prospects», held at the Saint Petersburg State University, Higher School of Journalism and Mass Communications (April 23-24, 2015).
Key words: mediadiscourse, mediacommunication, journalism, medialinguistics, mediatext.
Сведения об авторах:
Иссерс Оксана Сергеевна,
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой теоретической и прикладной лингвистики, декан факультета филологии и медиакоммуникаций Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected] Малышева Елена Григорьевна, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиалингвистики, заведующая кафедрой
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected]
About the authors:
Issers Oksana Sergeevna,
Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Department of Theoretical and Applied Linguistics, Head of Faculty of Philology and Media-communication
Omsk State University n.a. F.M. Dosto-evskiy,
55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected] Malysheva Elena Grigorievna,
Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Department of Journalism and Medialinguistics Omsk State University n.a. F.M. Dosto-evskiy
55a Mira pr., Omsk, 644077, Russia E-mail: [email protected]
Дата поступления статьи 02.11.2015