УДК 316.32 ББК 60.524 К 39
М.Х. Килясханов,
кандидат философских наук, доцент кафедры административного права Ессентукского института управления бизнеса и права, г. Ессентуки, тел.: +79152668917, e-mail: [email protected]
Е.В. Гришай,
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России, г. Краснодар, тел.: +79880372084, e-mail: [email protected]
ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
( Рецензирована )
Аннотация. Внешняя социальная среда обнаруживает пассивность, податливость по отношению к модифицирующему воздействию, она не составляет принципиальной угрозы для локального общества с традиционным укладом. Вместе с тем, чем выше уровень независимости внешней среды от конкретного общества, тем более существенным становится ее влияние на локальную социальную структуру. И в этом отношении существует два основных пути сохранения ее целостности: активная экспансия, направленная на навязывание внешней социальной среде наиболее удобных для конкретного общества отношений, либо изоляция, связанная с целенаправленными установками на минимизацию внешних взаимодействий.
Ключевые слова: общество, динамическая система, традиционное общество, инновационное общество, общественные структуры.
M.Kh. Kilyaskhanov,
Candidate of Philosophy, Associate Professor of Administrative Law Department, the Essentuki Institute of Management, Business and Law, Essentuki, ph.: +79152668917, e-mail: [email protected]
Е.У. Grishay,
Doctor of Philosophy, Professor, Professor of Department of Philosophy and Sociology, the Krasnodar Uiversity of Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, ph.: +79880372084, e-mail: [email protected]
TRADITIONAL AND INNOVATIVE SOCIETIES IN THE CONDITIONS OF GLOBAL TRANSFORMATION
Abstract. External social environment shows passivity and elasticity in relation to the modifying influence. It does not create a basic threat to local society with traditional way of life. At the same time, the higher the level of independence of the external environment of specific society, the more essential is its influence on local social structure. And in this regard there are two main ways to preserve its integrity: the active expansion directed to imposing to external social environment
the relations, most convenient for specific society, or the isolation connected with purposeful principles to minimize external interactions.
Keywords: society, dynamic system, traditional society, innovative society, public structures.
Общество представляет собой сложную динамическую систему, одной из основных задач которой является сохранение жизнеспособности его внутренней структуры [1]. При этом очевидно, что динамический аспект протекания общественных отношений делает невозможным полное сохранение социальной структуры - имеет место непрерывный процесс ее модификации и развития. Мера того, насколько быстро происходят социальные изменения, определяет характер и основные качественные аспекты протекания общественных отношений. На максимально общем уровне процесс изменения общества, равно как и механизмы сохранения его внутренней целостности, могут быть выражены на уровне двух ведущих тенденций: к воспроизводству и к модификации текущей системы отношений. В случае если механизмы воспроизводства социальной структуры имеют преобладающее значение, имеет место классическое традиционное общество, одним из основных свойств развития которого является установка на стабильность внутренней структуры. И, напротив, в случае если механизмы модификации общественной структуры имеют преобладающее значение, речь идет об инновационном обществе, динамика развития которого многократно превышает внутреннюю динамику традиционных обществ. Не существует однозначного критерия, определяющего предпочтительный характер того или иного типа общественной организации. Вместе с тем, текущая социальная, и в частности - международная, практика свидетельствует о том, что сам по себе процесс взаимодействия традиционных и непрерывно модернизирующихся социальных
систем содержит в себе существенное противоречие, связанное с экстраполяцией внутренних интересов и, в частности, методов их обеспечения вовне. Кроме того, сам процесс взаимодействия динамично изменяющегося общества с внутренне стабильными и, следовательно, медленно адаптирующимися к меняющейся ситуации социальными системами является в достаточно высокой степени проблематичным. На этом уровне можно выделить, как минимум, две серьезные проблемы: недостаточную гибкость традиционных обществ в разрешении отдельных проблем взаимодействия (что осложняет процесс адаптации внешней социальной среды сильными и активными участниками международных отношений), с одной стороны, и чрезмерную динамику изменения внешних условий - с другой. Это позволяет судить о том, что современное общество пребывает в состоянии кризиса взаимодействия, в основе которого лежит столкновение двух совершенно разных по своей направленности векторов общественного развития и, что не менее существенно, направлений культурной, экономической, государственной политики. В результате на весах оказываются эффективность взаимодействия и сохранение идентичности - как основные интенции общественной деятельности.
Столкновение различных типов общественной организации ведет к возникновению существенных проблем экономического, политического, культурного характера. Это послужило причиной возникновения радикальных концепций, в основе которых лежит предположение о несовместимости различных типов общественного устройства и, следовательно, об их конкурентной борьбе
вплоть до полного уничтожения одного из них. В частности, можно выделить концепцию столкновения цивилизаций С. Хантингтона, отрицавшего возможность конструктивного сотрудничества социальных систем различного типа [2]. В свете возникновения данной тенденции в общественно-научной мысли, видится перспективным рассмотрение проблемы взаимодействия традиционных и инновационных обществ, а также специальный анализ их сильных и слабых сторон в спектре современных тенденций глобальной трансформации.
Рассмотренное выше разделение предполагает принципиально различные формы отношения социальной системы к внешней среде. Рассмотрим первоначально специфику взаимоотношения традиционных обществ с внешней социальной средой в свете современных глобализа-ционных тенденций. В основе внутренней динамики традиционных обществ лежит установка на сохранение стабильности общественной системы. Вместе с тем, современные локальные общественные системы, за редкими исключениями (в основном речь идет о сохранившихся примитивных общественных структурах, локализованных на географически изолированной местности), представляют собой в социальном плане открытые системы, активно взаимодействующие с внешней социальной средой. В течение длительного исторического периода открытость социальных систем не противоречила сохранению их внутренней стабильности, поскольку внешняя среда представляла собой скорее объект воздействия, нежели источник активных внутренних изменений. Речь идет о периоде экстенсивного колониального освоения большей части территории земного шара, в ходе которого представители сильных держав навязывали населению завоеванных территорий свои культуру, обычаи, правовые нормы.
Говоря об экспансии, мы подразумеваем не только активную (и агрессивную по своему характеру) военно-политическую деятельность - речь идет как о политических процессах, так и об основных тенденциях развития отношений в области экономики, культуры, права. Проблема заключается в том, что в условиях современной глобальной трансформации под модификацией внешней социальной среды подразумевается, фактически, изменение глобальных экономических, политических, социальных аспектов структурной организации общества. И в этом смысле видится значительно более перспективным путь ограничения внешнего взаимодействия, в основе чего лежит построение внутренне сбалансированной системы обеспечения основных потребностей членов общества.
Сама по себе альтернатива между агрессивной внешней деятельностью и выстраиванием внутренне сбалансированной социальной структуры свидетельствует о чрезвычайной опасности текущей ситуации: фактически, пути выбора в условиях данной альтернативы в существенной мере зависят от перспективности процесса стабилизации внутренней структуры локального общества. В ситуации, когда общество на деле оказывается неспособным к эффективной адаптации, одним из возможных вариантов становится проблематизация внешних тенденций развития мирового общества как источника внутренних проблем локальной общественной структуры, результатом чего становится возникновение антиглобалистских и иных радикально настроенных течений [3].
К числу слабых сторон традиционных обществ следует отнести их недостаточную гибкость в условиях динамически меняющейся глобальной ситуации, что повышает риск развития локальных кризисных тенденций, связанных со снижением эффективности отдельных
общественных институтов [4]. Вместе с тем, следует отметить и одно значимое преимущество традиционного уклада: динамика современных общественных процессов непрерывно повышается, ввиду чего значимые социальные трансформации происходят в течение периода значительно меньшего, нежели время жизни одного поколения. В результате можно судить о том, что эффективность социализации в значительной мере снижается: человек, родившийся и воспитанный в одну эпоху, с ее установками и ценностями, растет и развивается уже в рамках совершенно другого исторического этапа, что существенным образом снижает эффективность социального взаимодействия и оказывает ощутимое деструктивное воздействие на членов общества, вынужденных адаптироваться к меняющейся ситуации. Для традиционного общества степень интенсивности внутренней динамики развития значительно ниже, нежели это имеет место на уровне инновационных обществ. В силу этой причины их существование имеет существенную предпосылку сохранения внутренней целостности, основанную на эффективности и согласованности установок социального сознания.
Для инновационных обществ, напротив, одной из основных тенденций становится интенсификация внешних взаимодействий и внутренней адаптации к меняющейся ситуации. В результате этого можно судить, с одной стороны, о чрезвычайно высоком темпе внутренней трансформации таких социальных систем, с другой - об их повышенной устойчивости к
конкретным изменениям внешней среды, связанной с гибкостью и динамичностью общественной структуры. На общем уровне можно судить о том, что такой подход содержит в себе основания для формирования чрезвычайно эффективной системы отношений, основанной на международном сотрудничестве. Вместе с тем, в силу чрезвычайно высокой динамики внешних воздействий можно судить о чрезвычайной подверженности инновационных обществ кризисным тенденциям, связанным с процессом глобализации. Связано это с тем, что в ходе интенсивной по своей динамике внутренней трансформации чрезвычайно проблематичным становится сохранение внутреннего институционального баланса, что представляет собой существенную угрозу стабильности общества.
Проведенный обзор свидетельствует о том, что на уровне традиционных и инновационных обществ различными путями реализуется процесс адаптации к меняющейся внешней ситуации. При этом различие в векторах социальной направленности не является априори основанием проблематизации отношений: так, например, для многих инновационных обществ наличие стабильных в социальном плане общественных структур является серьезным условием ограничения чрезмерных темпов внутренней трансформации. Таким образом, различие в векторах социального развития не предполагает с необходимостью конфликт различных типов общественного устройства: в отдельных случаях речь идет об их взаимном дополнении.
Примечания:
1. Богданов A.A. Тектология: всеобщая организационная наука: в 2 кн. Кн. 1 / редкол. Л.И. Абалкин [и др.]. М.: Экономика, 1989. 304 с.
2. Материалы Шанхайской конвенции по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. URL: http://www.legislationline.org/ru/documents/action/ popup/id/14927 01.05.2015 15:29
3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. 873 с.
4. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2006. 603 с.
References:
1. Bogdanov АА Tectology: universal organizational science: in 2 books. Book 1 / ed. by L.I. Abalkin [et al.]. M.: Economics, 1989. 304 pp.
2. Materials of the Shanghai Convention on combating terrorism, separatism and extremism. URL: http://www.legislationline.org/ru/documents/action/popup/ id/14927 01.05.2015 15:29
3. Merton R. Social theory and social structure. M.: AST: AST MOSCOW: KHRANITEL, 2006. 873 pp.
4. Huntington S. The Clash of Civilizations. M.: AST, 2003. 603 pp.