социология
УДК 1:316 ББК 60.028.131 А 16
М.А. Абрамов,
кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права, г. Ессентуки, тел.: +79887390244, e-mail: [email protected]
A.А. Курносенко,
кандидат, социологических наук, доцент кафедры административного права Ессентукского института управления, бизнеса и права, г. Ессентуки, тел.: +79152668917, e-mail: [email protected]
B.Н. Гришай,
доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры экономики Ессентукского института управления, бизнеса и права, г. Ессентуки, тел.: +79152668917, e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ КОНЦЕПЦИИ ПАТРИОТИЗМА В ЗАПАДНОЙ И РОССИЙСКОЙ СОЦИОГУМАНИТАРИСТИКЕ
( Рецензирована )
Аннотация. В данной статье предпринимается попытка целостного рассмотрения патриотизма, что включает в себя как непосредственную разработку вопроса о структуре и социальной представленности патриотизма как явления, так и анализ места патриотизма в культуре и обществе. Проблема патриотизма, формируемая в рамках целостного социального исследования, предстает одновременно и в качестве глубокой области теоретических разработок, и в качестве существенного прикладного вопроса, разрешение которого может способствовать построению эффективной стратегии воздействия на состояние общества.
Ключевые слова: патриотизм, мировоззрение, общество, индивид, патриотические установки.
М.А. Abramov,
Candidate of Sociology, Associate Professor, Associate Professor of General Humanistic and Natural-Science Discipline Department, the Essentuki Institute of Management, Business and Law, Essentuki, ph.: +79887390244, e-mail: [email protected]
A.A. Kurnosenko,
Candidate of Sociology, Associate Professor of Administrative Law Department, the Essentuki Institute of Management, Business and Law, Essentuki, ph.: +79152668917, e-mail: [email protected]
V.N. Grishay,
Doctor of Sociology, Professor, Professor of Department of Economy, the Essentuki Institute of Management, Business and Law, Essentuki, ph.: +79152668917, e-mail: [email protected]
FEATURES OF EVOLUTION OF THE CONCEPT
OF PATRIOTISM IN THE WESTERN AND RUSSIAN SOCIO-HUMANISTIC STUDIES
Abstract. An attempt is undertaken to examine patriotism, including a direct development of a question of structure and social presentation of patriotism, both the phenomenon and the analysis of the place of patriotism in culture and society. The issue of patriotism formed within the complete social research, appears at the same time as the deep field of theoretical elaborations and as a vital applied issue, the solution of which can promote creation of effective strategy of impact on society's condition.
Keywords: patriotism, outlook, society, individual, patriotic principles.
Патриотизм как понятие актуализировался в идеях французских мыслителей - идеологов революционного движения. На тот момент понятие патриотизма противопоставлялось приверженности абсолютистским взглядам. Поэтому стоит отметить тот факт, что патриотизм в данный период мог быть истолкован не в качестве следования интересам текущей социальной системы, но как приверженность идеальной общественной структуре.
Немецкий мыслитель Г.-В.-Ф. Гегель рассматривал патриотизм как форму самосознания национального духа. Здесь нужно отметить тот факт, что в рамках данной мысли общество и его структура, как и отдельные патриотические установки, выступают в качестве частных форм становления Абсолютного Духа, имеющего первостепенное значение.
Уже в рамках марксистских идей сущность и структуру общества определяет его классовое разделение. Здесь классовое сознание является конституирующим принципом и для структуры социальных отношений, и для позиционирования общества и его интересов. Поэтому возникает необходимость определения доминирующего класса, который, по мнению марксистов, и определяет социальное развитие и нормы общественного взаимодействия. Здесь движущим фактором общественного развития выступает социальный конфликт
между различными прослойками общества [1]. В то же время, ввиду того, что адекватное проявление патриотизма возможно лишь в случае, если его носитель является представителем господствующего класса, конфликтность социальных отношений, заложенная в основу идеи марксизма, затрудняет рассмотрение объекта патриотических установок общества в целом. Подобное исследование возможно лишь в том случае, когда все общество представлено одним классом, что проявляется в марксистской философии на уровне идеи социализма.
Представители русской философии традиционно рассматривают проблему национальной идеи, что приводит к рассмотрению социальной системы с точки зрения объединяющего ее организующего принципа, выступающего как политическим, так и ценностным показателем. Поэтому можно говорить о том, что в данной сфере вопрос о патриотизме и патриотическом сознании представляет собой одну из центральных тем социально-философского дискурса русской идеи. В то же время русские мыслители представляют в своих учениях весьма разнородные и противоречивые позиции. Тем не менее, одним из «общих мест» в отечественной философской мысли является масштаб исследования проблематики: существование российского общества рассматривается в контексте мировой истории с
постановкой вопроса о роли и предназначении русского народа в мировом процессе.
Идейные противоречия русских философов дифференцируют и трактовку патриотизма. С одной стороны, патриотические установки рассматриваются как естественное отражение мессианской роли русского народа. С другой же стороны, ошибочным считается как выделение особого «русского» пути, так и следование ему. Отдельную позицию занимают идеи Л.Н. Толстого, который, будучи сторонником космополитизма, считал патриотизм в любом своем проявлении злом, как для государства, так и для мирового общества. Тем не менее, его критика российского патриотизма не всегда корректна к концепциям славянофилов и их последователей, так как в рамках их учения благо для русского общества заключает также в себе и благо для мирового общества, ввиду мессианской роли русского народа в мировой истории [2].
Таким образом, исторические примеры позволяют говорить о том, что общество в ходе исторического развития трансформировалось, в том числе и посредством процессов дифференциации социальных ролей, классового деления и формирования различных форм осуществления власти. Осмысление трансформирующейся социальной структуры на уровне науки и социального сознания определялось рядом факторов, основными из которых являлись многообразие форм структурной организации общественных процессов, а также исторический процесс развития мысли об обществе, который связан, прежде всего, с возникновением ряда теоретических позиций. Структура общественных отношений, будучи объектом социальной рефлексии, напрямую определяет ее содержательный аспект.
В то же время стоит отметить проблему в данном вопросе, которая заключается в отсутствии четкой
определенности в том, что же является объектом патриотических установок, что такое патриотизм -институт политики или стремление к благу для общества.
Здесь возможны несколько выводов. 1. Патриотизм следует рассматривать как некую универсальную категорию, имеющую одинаковое значение и структуру независимо от социального контекста. 2. Патриотизм как феномен существует в историческом развитии, а значит для различных этапов и состояний развития общества характерны разные формы проявления патриотизма, как по объекту, так и по характеру проявления патриотических установок [3]. Поэтому можно говорить о том, что для полноценного рассмотрения понятия патриотизма и смежных с ним понятий необходимо учитывать их исторический контекст и в то же время определять разницу между различными формами проявления патриотизма и различными формами его теоретического позиционирования.
Если исходить из первоначального определения патриотизма в качестве любви к Родине, можно говорить о том, что он представляет собой форму отношения. В то же время сфера проявления патриотизма - конструктивная социальная деятельность - может быть одновременно следствием не только патриотических установок, но и, например, стремления к достижению социального одобрения через совершение позитивно оцениваемых действий. Поэтому в данной ситуации целесообразно оценивать не наличие патриотических установок в обществе, а их отсутствие. В отдельных ситуациях возможно фиксировать социальные установки граждан через анализ контента информационных сообщений, а также посредством различных опросов и смежных исследований динамики в обществе.
Таким образом, можно говорить о том, что патриотизм представляет
собой форму отношения отдельного человека к окружающей социокультурной данности. Однако стоит отметить, что в качестве объекта данного отношения выступает общность, имеющая определенность как на социальном, так и на политическом уровне. Тем не менее, экскурс в историю позволяет судить о том, что в отдельных случаях мы можем наблюдать наличие противоречия между социальной и политической определенностью объекта патриотического отношения. Поэтому стоит оговорить тот факт, что патриотическое отношение в наиболее целостной своей форме предполагает единство социального и политического контекстов существования индивида. Фактическое восприятие текущей ситуации в обществе может сформировать осознание несоответствия между областью самоидентификации члена социальных отношений и политической определенностью общества. Здесь можно судить о том, что в самой структуре социального мировоззрения индивида наличествуют противоречия и проблемы. Но в то же время они могут быть следствием фактического существования серьезных социальных проблем в обществе, связанных с его политической структурой.
Таким образом, можно говорить о том, что патриотизм представляет собой форму конструктивного социального отношения, объектом которого выступает социально-политическая общность, выражаемая как «политическое целое» общества. В качестве ведущих признаков патриотизма можно выделить следующие: направленность на реализацию интересов общества, с которым человек соотносит свое существование; существование на уровне социального мировоззрения; единичный уровень социальной представленности. Здесь стоит акцентировать внимание на том факте, что патриотизм представляет собой отношение отдельных членов
общества к социальной системе в целом. Следовательно, если патриотическое по своему проявлению явление носит массовый характер, то оно представляет собой не что иное, как результат приверженности каждого из носителей патриотической деятельности интересам общества в целом. При этом в качестве субъекта патриотической деятельности выступает отдельный человек или группа людей, объединенных общими социальными установками, а в качестве объекта патриотического отношения мы можем определить общество, взятое в своей политической определенности.
Патриотизм представляет собой чрезвычайно сложный феномен, так как охватывает взаимодействие различных по своему масштабу элементов социальной организации. Это проявляется, прежде всего, в связанности единичной и общесоциальной сторон патриотической деятельности. Поэтому можно говорить о том, что теоретическая разработка патриотизма осложнена и требует проведения комплексного, многоуровневого анализа основных факторов существования данного социального явления.
Также можно отметить тот факт, что патриотизм является социальным отношением, которое основывается на представлении о структуре общества его членами. Структура социума в данной ситуации становится основанием для социально-политической самоидентификации индивида, что выражается с помощью таких понятий, как Отечество, Родина. Поэтому патриотическое отношение может принимать различные формы, в зависимости от внешней и внутренней определенности членов социальной системы.
Одной из самых серьезных проблем в теоретической науке в сфере рассмотрения патриотических явлений выступает определение объекта патриотизма, так как это связано с динамикой социальных
изменений, а также с несовпадением социокультурной, национальной, политической форм определенности общества. Поэтому наличествуют различные формы патриотизма, которые не соотносятся напрямую
с отдельным аспектом внутренней или внешней определенности общества, что может быть связано с установками общественного сознания, а также с несовершенством политической структуры общества.
Примечания:
1. Бочарников И.В. Эволюция феномена патриотизма в мировой политической истории // Патриотизм как фактор развития российской государственности. М.: Московский дом национальностей, 2015. С. 28-42.
2. Иванова С.Ю. Социально-философский смысл патриотизма // Патриотизм как фактор развития российской государственности. М.: Московский дом национальностей, 2015. С. 86-108.
3. Карманова Д.А. Патриотизм как общественное отношение: социально-философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. Иваново, 2007. 159 с.
References:
1. Bocharnikov I.V. Evolution of the phenomenon of patriotism in world political history // Patriotism as a factor in the development of Russian statehood. M.: Moscow House of Nationalities, 2015. P. 28-42.
2. Ivanova S.Yu. Socio-philosophical meaning of patriotism // Patriotism as a factor in the development of Russian statehood. Moscow: M.: Moscow House of Nationalities, 2015. P. 86-108.
3. Karmanova D.A. Patriotism as a public relation: socio-philosophical analysis: Diss, for the Cand. of Philosophy degree. Ivanovo, 2007. 159 pp.