УДК 316.32 ББК 60.524.22 Б 83
О.В. Боровик,
кандидат юридических наук, докторант кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права, г. Ессентуки, тел.: +79887390244, e-mail: [email protected]
C.B. Сыпачев,
соискатель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права, г. Ессентуки, тел.: +79152668917, e-mail: [email protected]
Ф.Е. Апанасенко,
соискатель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права, г. Ессентуки, тел.: +79887390244, e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ КАК МЕХАНИЗМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ОБЩЕСТВЕННОЙ СТРУКТУРЫ
( Рецензирована )
Аннотация. В условиях универсализации все большую актуальность приобретает вопрос о выработке механизмов воспроизводства социальных структур, направленных на снижение негативного воздействия отдельных последствий процесса глобальной трансформации. В этой связи в настоящей статье рассматривается природа и характер социальной рефлексии как основы развития социальных отношений и сохранения социального сознания.
Ключевые слова: общество, глобализация, рефлексия, трансформация, личность.
O.V. Borovik,
Candidate of Law, Doctoral Candidate of of General Humanistic and Natural-Science Discipline Department, the Essentuki Institute of Management, Business and Law, Essentuki, ph.: +79887390244, e-mail: [email protected]
S.V. Sypachev,
Applicant of General Humanistic and Natural-Science Discipline Department, the Essentuki Institute of Management, Business and Law, Essentuki, ph.: +79152668917, e-mail: [email protected]
F.E. Apanasenko,
Applicant of General Humanistic and Natural-Science Discipline Department, the Essentuki Institute of Management, Business and Law, Essentuki, ph.: +79887390244, e-mail: [email protected]
SOCIAL REFLECTION AS REPRODUCTION MECHANISM OF PUBLIC STRUCTURE
Abstract. In the conditions of a universalization, of the increasing relevance becomes development of mechanisms of reproduction of the social structures directed to decreasing a negative impact of separate consequences of global transformation.
In this regard the present paper exlores the nature and character of a social reflection as basis of development of the social relations and preservation of social consciousness.
Keywords: society, globalization, reflection, transformation, personality.
В современной исследовательской традиции все большее внимание уделяется тематике социального сознания как одной из основных детерминант протекающих в обществе явлений. В соответствии с отдельными теоретическими позициями сама по себе социальная реальность существует на уровне сознания отдельных членов общества и культуры в целом. Последовательное проведение данной позиции предполагает, что основные процессы трансформации общества имеют общую укорененность в структуре и содержании социального сознания. Это позволяет сделать вывод о том, что анализ культуры представляет собой одновременно анализ ведущих факторов общественного развития. Еще одним немаловажным следствием данного подхода является то, что воздействие на общественное сознание представляет собой один из мощнейших инструментов регуляции социальных процессов.
Особенностью общественных отношений является их нематериальный характер: не считая внешнего отражения социальных связей и их результатов, большинство отношений между членами общества реализуются в качестве непосредственной интеракции. Вместе с тем, воспроизводимость социальных отношений предполагает наличие их информационной модели в сознании отдельных членов общества. Таким образом, мы приходим к тому, что основой общественных отношений является мировоззрение членов общества, а наиболее значимым механизмом воспроизводства общественной структуры являются репрезентация и трансляция приемлемой в рамках конкретного общества системы мировоззрения.
Очень важной стороной исследуемого вопроса является и то, что субъект познания в ходе освоения окружающей действительности занимается не только пассивным ее восприятием, но также и активным осмыслением приобретаемого опыта. Именно это является причиной, определяющей значимость отдельных теоретико-методологических установок феноменологии для исследования социального сознания. Речь идет не просто о принятии общественной структуры, но также и об ее осмыслении, в ходе которого происходит формирование уникальной картины окружающей социальной реальности [1]. Поскольку большая часть социальной структуры находит закрепление на информационном уровне, осмысление окружающих социальных процессов является не просто методом развития индивидуального мировоззрения - одним из его следствий становится формирование на уровне индивидуального сознания специфических социальных установок и моделей поведения. В этом смысле рефлексивная составляющая социального сознания представляет собой существенный инструмент преобразования общественных связей.
Превалирование информационного аспекта социальных отношений над уровнем их непосредственного проявления в форме действий свидетельствует о необходимости контроля информации как основы формирования комфортной социальной среды. Тот факт, что отдельные социальные установки, идеи, способы отношения к окружающему обществу и модели действия могут иметь ярко выраженный деструктивный характер (и, как следствие, получить отражение на уровне негативной социальной активности), свидетельствует о необходимости
выработки защитных механизмов, направленных на информационную составляющую жизни общества. При этом значимость мировоззренческих установок отдельных членов общества и их проявление на уровне социальной активности свидетельствует о необходимости более глубокого анализа механизмов формирования индивидуального мировоззрения, к числу которых, в частности, относятся и важнейшие институты социализации. Не менее важным является и то, что сами по себе способности к активному осмыслению окружающей действительности также могут быть развиты в большей или меньшей степени в зависимости от личных способностей познающего, уровня его образованности, общей культурной грамотности и подкованности в вопросах научной методологии. Остановимся на этом моменте подробнее. Социальное мировоззрение представляет собой набор представлений об окружающем обществе и протекающих в нем процессах, при этом важнейшую роль в их формировании играют непосредственный опыт взаимодействия с другими участниками общественных отношений и его личная интерпретация. В трактовке приобретаемого опыта важнейшее значение имеют теоретические и методологические основания обобщения получаемого опыта. Следует обратить внимание на важный аспект проблемы: мировоззрение, будучи совокупностью представлений об окружающей действительности, далеко не всегда обладает систематическим характером. На уровне обыденного мировоззрения вполне естественным явлением оказывается наличие противоречивости позиций в отношении отдельных связанных между собой элементов социальной реальности. Как отмечает Дж. Холтон, причина этому заключается в том, что отдельные идеи и обобщающие представления формируются в сознании человека независимо друг
от друга, при этом их сопоставление возможно только при условии одновременного осмысления различных аспектов личного мировоззрения, что может быть произведено в рамках рефлексивного осмысления окружающей действительности и своего отношения к ней [2]. До тех пор, пока осмысление отдельных аспектов социального бытия производится на уровне абстрактного обращения к тем или иным идеям, могут иметь место противоречивость и эклектичность социального мировоззрения.
Данная идея имеет чрезвычайную важность для понимания специфики протекающих в обществе процессов, и в частности -проблемы социальной адаптации и возможных ее последствий. Неосознанность социальных установок определяет ситуативность их социального проявления: в зависимости от того, какая конкретно социальная установка обладает характером актуальности на уровне индивидуального сознания, могут иметь место различные векторы приложения социальной активности и обращения к различным моделям действия. Ситуативность реакций и общая тенденция внешней детерминированности поведения человека (при условии отсутствия у него целостного систематического мировоззрения) превращает его из активного познающего субъекта в пассивный объект информационных воздействий.
В данном отношении актуализируется интересный теоретический вопрос: в современной культурологической традиции является общепринятым представление о том, что человек выступает в качестве продукта культуры. Вместе с тем, представление о «продукте» превращает человека в некий пассивный объект формирования. Однако с учетом того, что человек обладает активным инструментом осмысления окружающей действительности, становится понятно, что
окружающая его социальная реальность также содержит на себе отпечаток приложения его творческих способностей. При этом, если мы говорим об индивидуальном социальном мировоззрении, роль личных рефлексивных установок чрезвычайно высока, поскольку именно они определяют целостность мировоззрения и последовательность проводимых человеком действий.
Возвращаясь к тематике информационной безопасности, следует отметить, что именно развитая методология социальной рефлексии является тем «фильтром», который определяет возможность отбрасывания негативных социальных установок, воспринимаемых извне. Чем более осознанной является социальная позиция человека, тем более он свободен от воздействия внешних манипуляций.
Существует и обратная сторона проблемы - в ситуации, когда большинство членов общества не обладают развитой методологией социальной рефлексии, преобладающее значение приобретает характер воспринимаемой извне картины мировоззрения, обладающей общим, интерсубъективным характером и являющейся преобладающим способом мысли на уровне конкретного общества. Именно в этом отношении раскрывается второе значение термина «социальное сознание», отражающее уже не индивидуальный, но коллективный характер социально-мировоззренческих установок.
Для обеспечения гармоничного протекания социальных взаимодействий крайне значимым является наличие у членов общества единой системы мировоззренческих
установок, что гарантирует эффективность социальных ожиданий и пониженный уровень конфликтности в обществе. Однако в современных условиях открытости информационных источников, напротив, можно судить о чрезвычайно развитом многообразии социальных установок, идей и моделей поведения, транслируемых на уровне информационного пространства, что является основанием для формирования у населения эклектичного, противоречивого мировоззрения. И поскольку невозможным на данном этапе является установление единой системы социального мировоззрения по типу парадигмы [3], высокую актуальность приобретает, как минимум, борьба с противоречивостью индивидуального социального сознания, что может быть реализовано посредством приобщения членов общества к рефлексивной методологии и через общее повышение социальной грамотности населения [4].
Таким образом, можно отметить, что социальная рефлексия как методико-методологический инструментарий восприятия и интерпретации общественных процессов может реализовать свой конструктивный, созидательный потенциал в случае гармонизации установок индивидуального и общественного сознания, индоктри-нирования в сознание человечества принципов нравственного отношения к окружающему миру, а также критического осмысления возрастающего влияния манипулятивных практик в информационной сфере, ослабляющих защитные функции социальной среды и препятствующих естественной саморегуляции общества.
Примечания:
1. Американская социологическая мысль: Мертон. Мид, Парсонс, Шюц. М.: Изд-во МГУ, 1994.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995.
3. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.
4. Холтон Дж. Что такое антинаука? URL: http://www.gumer.info/bibliotek_ Buks/Culture/Holton/_04.php 7.05.2014
References:
1. American sociological thought: Merton. Mead, Parsons, Schbtz. M.: MSU Publishing House, 1994.
2. Berger P., Luckmann T. The social construction of reality. M.: Medium, 1995.
3. Kuhn T. Structure of scientific revolutions. M., 1977.
4. Holton J. What is antiscience? URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ Culture/Holton/_04.php 05/07/2014