Научная статья на тему 'Социология преемственности христианского сознания'

Социология преемственности христианского сознания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
180
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ПРЕДБЫТИЕ ЛИЧНОСТИ / ХРИСТИАНСКОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ЛИЧНОСТЬ / RELIGION / PRELIFE OF THE PERSONALITY / CHRISTIAN CONSCIOUSNESS / SOCIETY / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иеромонах Игнатий (Н.Д. Киут), Савеленко Вячеслав Михайлович, Назаров Виталий Александрович

Человеку свойственно устремляться к социальным целям, значимым для его религиозного сознания. Так возникает пространство, где религиозность трансформируется в различные формы социальности. Это пространство и составляет один из тех проблемных ареалов, который может и должна исследовать социология культуры. Православное христианство это историческое наследие, от которого народы России не хотят отказываться. Целью моделирования преемственности христианского сознания является создание оптимальных педагогических, духовно-нравственных условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности, в которых системообразующим фактором становится учебно-воспитательная деятельность всех субъектов социокультурного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Иеромонах Игнатий (Н.Д. Киут), Савеленко Вячеслав Михайлович, Назаров Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sociology of continuity of Christian consciousness

The person can direct to the social purposes, significant for his religious consciousness. So there is a space where religiousness is transformed to various forms of a sociality. This space makes one of those problem areas which has to be investigated and can be studied by the culture sociology. The Orthodox Christianity is a historical heritage which is honored by the people of Russia. The purpose of modeling the Christian consciousness continuity is creation of optimum pedagogical, spiritual and moral conditions for the maximum satisfaction of requirements of self-development and self-realization of the personality and in which teaching and educational activity of all subjects of sociocultural process becomes a system-forming factor.

Текст научной работы на тему «Социология преемственности христианского сознания»

УДК 316.75 ББК 60.563.0 И 26

Иеромонах Игнатий (Н.Д. Киут),

соискатель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права, г. Ессентуки, тел.: +79887390244, e-mail: 2277321@gmail.com

В.М. Савеленко,

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Российского государственного торгово-экономического университета (филиал в г. Краснодаре), г. Краснодар, тел.: +79186506701, e-mail: svm003@bk.ru

В.А. Назаров,

соискатель кафедры общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин Ессентукского института управления, бизнеса и права, г. Ессентуки, тел.: +79887390244, e-mail: 2277321@gmail.com

СОЦИОЛОГИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ХРИСТИАНСКОГО СОЗНАНИЯ

( Рецензирована )

Аннотация. Человеку свойственно устремляться к социальным целям, значимым для его религиозного сознания. Так возникает пространство, где религиозность трансформируется в различные формы социальности. Это пространство и составляет один из тех проблемных ареалов, который может и должна исследовать социология культуры. Православное христианство - это историческое наследие, от которого народы России не хотят отказываться. Целью моделирования преемственности христианского сознания является создание оптимальных педагогических, духовно-нравственных условий для максимального удовлетворения потребностей саморазвития и самореализации личности, в которых системообразующим фактором становится учебно-воспитательная деятельность всех субъектов социокультурного процесса.

Ключевые слова: религия, предбытие личности, христианское сознание, общество, личность.

Celibate Priest Ignatius (N.D. Kiut),

Applicant of Department of the Humanities and Natural-Science Disciplines, the Essentuki Institute of Management, Business and the Law, Prior of the Kamansky Man's Monastery of Prelate Ioann Zlatoust, Essentuki, ph.: +79887390244, e-mail: 2277321@gmail.com

V.M. Savelenko,

Doctor of Sociology, Associate Professor, Professor of Department for the Humanities, the Russian State Trade and Economic University (Branch in Krasnodar), Krasnodar, ph.: +79186506701, e-mail: svm003@bk.ru

V.A. Nazarov,

Applicant of Department of the Humanities and Natural-Science Disciplines, the Essentuki Institute of Management, Business and the Law, Eessentuki, ph.: +79887390244, e-mail: 2277321@gmail.com

SOCIOLOGY OF CONTINUITY OF CHRISTIAN CONSCIOUSNESS

Abstract. The person can direct to the social purposes, significant for his religious consciousness. So there is a space where religiousness is transformed to various forms of a sociality. This space makes one of those problem areas which has to be investigated and can be studied by the culture sociology. The Orthodox Christianity is a historical heritage which is honored by the people of Russia. The purpose of modeling the Christian consciousness continuity is creation of optimum pedagogical, spiritual and moral conditions for the maximum satisfaction of requirements of self-development and self-realization of the personality and in which teaching and educational activity of all subjects of sociocultural process becomes a system-forming factor.

Keywords: religion, prelife of the personality, Christian consciousness, society, personality.

Освоение человеком культуры начинается с момента рождения и продолжается в течение всей жизни. В процессе освоения индивидом культуры социум способен оказывать на него влияние через действия реально существующих людей, выработанные в данной культуре способы деятельности и объекты, созданные людьми в окружающем индивида мире. Таким образом, задолго до рождения конкретного человека и конкретной личности уже созидается обобщенное пространство предбытия личности, которое становится основой модели «личности возможной» для данного времени, данной страны, данной эпохи [1; 75]. Параметры личности зависят от этого пространства, в которое логично вписываются социальный контекст жизни и деятельности человека, ментальные характеристики взаимодействующих с ним субъектов, религиозные нормы и установки, принятые в обществе ценности и социально одобряемые стереотипы индивидуального и массового сознания, личностные эталоны, идеалы, культурный уровень народа. Ю.Б. Гиппенрейтер выражает смысл этого пространства через понятия «объективное предбытие» и «социальный план» личности [2; 47].

По отношению к понятию «культура» понятие «предбытие» личности является более узким,

поскольку отражает психологические аспекты данной культуры, сформировавшиеся к моменту рождения индивида. Включение индивида в мир культуры (культу-рация) и социальных отношений (социализация) способствует становлению его как личности, развитию общества и культуры в целом. Другими словами, понятие культуры охватывает все сферы жизни общности людей в прошлом, настоящем и будущем.

Итак, социокультурное пространство личности можно определить как совокупность способов материальной и духовной деятельности, зависящих от витальных и ментальных характеристик субъектов этой деятельности, а также осознаваемых и бессознательных аспектов социальных отношений, сформированных к моменту рождения индивида.

Православие, традиционное для России, явилось одним из важнейших факторов формирования пространства предбытия личности XX столетия благодаря своему влиянию на становление национальной психологии и культуры. Именно включенность религиозных представлений в содержание пространства предбытия личности способствует их «присвоению» людьми и отражению в различных формах культуры, в том числе и в научных концепциях.

Анализ научной литературы показывает, что формирование и развитие личности могут рассматриваться в единстве как составляющие процесса социализации личности. Это позволяет рассматривать нравственно-педагогические механизмы формирования и развития личности в пространстве определенной культурной традиции в системе механизмов социализации личности.

Сегодня внимание акцентируется на том, что процесс социализации результирует себя в двух планах: филогенетическом и онтогенетическом. Первый связан с механизмами формирования родовых свойств человека, а второй - с механизмами становления личности в процессе индивидуального развития [3; 33]. В русле предпринятого нами исследования интерес представляет именно онтогенетическая социализация.

Важная роль в процессах социализации принадлежит механизму самоограничения, т.е. отказа от проявления активности при невысоких результатах деятельности. Самоограничение с точки зрения усвоения религиозного содержания в культуре связано с возникновением в сознании личности когнитивного диссонанса. Состояние диссонанса человек пытается преодолеть, либо изменяя некоторые элементы противоречивых знаний или отношение к ним, либо вводя новый элемент знаний. Самоограничение свойственно как для религиозных людей, так и для людей, не имеющих строгих религиозных убеждений в ситуации переоценки ценностей.

Институциональные механизмы позволяют освоить принципы самоорганизации социальной структуры, системы социальных институтов и ролей. Преломленные в социальной структуре христианские представления о личности и ценностные приоритеты, таким образом, должны стать достоянием

каждого члена общества. При этом источник возникновения тех или иных социальных функций может оставаться и неназванным.

Действие любого из механизмов социализации приводит к освоению личностью некоторого культурного опыта, в составе которого присутствуют и элементы религиозного или связанного с религиозным содержания.

Проблема социальных механизмов социализации на сегодняшний день разработана конкретными исследователями с разной степенью подробности. Тем не менее, накопленный материал позволяет анализировать процесс приобщения личности к культуре с достаточной степенью информативности. Действие механизмов социализации лежит в основе конструирования педагогических средств и методов воспитания.

Анализ фольклорных произведений, поучений и наставлений деятелей церкви, опыта семейного и общественного воспитания, отраженный в литературных источниках, дает основание заключить, что наиболее распространенными методами формирования личности в пространстве российской культурной традиции явились пример, убеждение, приучение, упражнение, режим дня, поощрение, наказание и запрещение.

Формирование личности осуществлялось, прежде всего, в семье, и православная церковь, опираясь на Библию (притчи Соломона), поддерживала необходимость почитания родителей и беспрекословное подчинение всех членов семьи отцу. В дальнейшем в системе общественного воспитания активно поддерживалась идея почитания старших (по возрасту, должности, опыту).

Пример в воспитании способен действовать эффективно, т.к. обладает наглядностью, конкретностью, эмоциональностью. Он оказывается сильнее правил и наставлений, т.к. основан на склонности детей к под-

ражанию взрослым. Эта склонность обусловлена отсутствием у ребенка жизненного опыта и доверием к старшим, поэтому проявляется тем активнее, чем выше авторитет взрослых. Примеру как методу воспитательного воздействия большое место отводил митрополит Илларион еще в XI веке. В качестве примера в воспитании рассматривался образ жизни родителей, старших членов семьи, святых.

Христианская педагогика обобщила требования к родителям, воспитателям, необходимые для успеха воспитательного воздействия: высокий уровень их нравственности, единство слова и дела, уважение личности ребенка, ответственность за воспитание перед семьей и обществом. Названные требования не потеряли своей актуальности и в настоящее время.

Убеждение рассматривалось как один из ведущих методов нравственного формирования личности. Оно означает воздействие на рассудок, чувства, волю детей с целью выработки у них нравственных черт и устранения отрицательного в поведении.

В христианской педагогике универсальным методом формирования личности выступали приучение и упражнение в их единстве. Приучение рассматривалось как тренировка детей в определенных действиях и поступках с целью выработки умений и навыков поведения. Умение раскрывалось как элементарное действие, выработанное на основе усвоения первоначальных представлений и понятий о том, как надо вести себя в семье и обществе, и многократного повторения и подражания конкретному образцу. Навык означал самостоятельное действие, поступок, сформированный в результате собственных усилий. Упражнение выступало как средство реализации метода приучения. Упражнение дополнялось знаниями, раскрывающими смысл и целесообразность

собственного действия, деятельности, поведения. Разновидностью упражнения выступает просьба старших. Приучение к поступкам и упражнения в нравственных поступках начинались с выполнения детьми простых и доступных им требований [4; 367]. Наибольшая результативность достигалась тогда, когда воспитанник оказывался поставлен в такие условия, которые с необходимостью требовали выполнения действий, желательных воспитателю, а также проявления ребенком волевых усилий, настойчивости, целеустремленности.

Методом формирования личности выступал и режим дня. Поощрение рассматривалось как одобрение поведения ребенка, как опора на положительные качества личности и черты характера в целях стимулирования желаемых действий и поступков и преодоления отрицательных. Поощрение выражалось с помощью различных приемов: улыбки, прикосновения, реплики, интонации. Развернутой оценкой являлась похвала.

Одним из видов поощрения в христианской педагогике выступали награды - недорогие подарки. При этом предполагалось, что награда не должна порождать самоуверенность и зазнайство. Наказание рассматривалось как метод, содержащий отрицательную оценку действий и поступков, имеющий целью приучение детей к ответственности за свое поведение перед семьей и обществом. Наряду с этим, данный метод выступал средством защиты интересов окружающих лиц от нарушителей общественного порядка. Он также был направлен на предупреждение нарушений установленных норм и правил поведения другими детьми.

Приобретаемую природу культуры толерантности исследует отечественный автор Е.Б. Журченко. Здесь внимание акцентируется на относительно недавней истории научного изучения культуры толерантности

в России. Указывается значимость культуры толерантности в межкультурной коммуникации, рассматриваются различные научные подходы к характеристике проблемного поля религиозной толерантности. Автор обосновывает необходимость формирования социологии религиозной толерантности для возможности осуществления межкультурного диалога [5; 108-113].

Воспитательная основа наказания виделась в том, что оно вызывает у «нарушителя» чувство неудовлетворения. В качестве конечного результата предполагалось, что наказание должно подвести ребенка к осмыслению сущности совершенного им неправильного поступка и преодолению нежелательных форм

поведения. В практике семейного воспитания использовались следующие приемы наказания: замечание, порицание, выговор, установление определенных ограничений свободы, предупреждение, угроза. Недопустимым считалось использование проклятий, поскольку это противоречило христианским убеждениям.

Таким образом, в пространстве культурной традиции православия оказалось фундаментально закреплено ценностное отношение к слову, общению, Другому (человеку), поскольку оно является религией Писания. Представления о человеке предполагают его трехчастную (интеллект - эмоции - воля) и двусоставную (биологическое - социальное) природу.

Примечания:

1. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. Ростов н/Д, 2003.

2. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 2001. № 3. С. 43-52.

3. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание. Ростов н/Д: Изд-во Рост. пед. ун-та, 2002.

4. Джемс У. Психология / У. Джеймс; под ред. JI.A. Петровской. М.: Педагогика, 2001.

5. Журченко Е.Б. Формирование культуры толерантности студентов в контексте межкультурной коммуникации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. Вып. 1. С. 108-113.

References:

1. Kotova I.B. Personality psychology in Russia. A century of development. Rostov-on-Don. 2003.

2. Ginsburg M.R. Psychological content of personal self-determination // Problems of psychology. 2001. No. 3. P. 43-52.

3. Kotova I.B., Shiyanov E.N. Socialization and education. - Rostov-on-Don: Publishing house of Rostov Ped. University, 2002.

4. James W. Psychology / ed. by L.A. Petrovskaya. -M.: Pedagogika, 2001.

5. Zhurchenko E.B. Building up culture of tolerance among students in the context of intercultural communication // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology. No. 1. 2015. P. 108-113.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.