9. Малкеров, В.Б. Трудовые отношения в условиях цифровизации экономики / В.Б. Малкеров // Вестник Уральского юридического института МВД России. - 2021. -№1.-С. 57-60. - Текст: непосредственный.
10. Минаев, В.А. Инновационные технологии в осуществлении правосудия / В.А. Минаев, Е.А. Королева // Администратор суда. -2019,- № 3,- С. 51-53
11. Сагандыков, М.С. Государственная политика в сфере правового регулирования труда в условиях цифровизации экономики / М.С. Сагандыков // Вестник СПбГУ. Право. -Т. 14,- № 1.- 2023. - С. 22-39. - Текст: непосредственный.
12. Чернецова, А.Г. Электронные трудовые книжки: особенности и перспективы введения в России / А.Г. Чернецова, А.Е. Мает // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. - 2020. - № 2.-С. 113-116,- Текст: непосредственный.
УДК 7.047
ТРАДИЦИОННЫЕ И ДИГИТАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕЙЗАЖНОГО ОБРАЗА (НА МАТЕРИАЛЕ АВТОРСКОГО ВИЗУАЛЬНОГО ПРОЕКТА)
Мазова Екатерина Валерьевна,
кандидат искусствоведения, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Симферополь);
Иващенко Анастасия Александровна, студентка 6 курса направления подготовки «Графика» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)
Аннотация. В статье представлены результаты разработки авторского проекта «Пространство вне города», исследующего возможности эмоционального картографирования крымского природного ландшафта. Проект объединяет инструментарий цифровой фотографии и материально-ориентированных художественных техник в целях конструирования арт-объекта, обладающего целостностью восприятия. В статье уделено особое внимание описанию основных способов эмоционально-образной интерпретации ландшафта, обосновывающее и визуализирующее решение проблемы организации органического единства дигитальных и традиционных составляющих на этапе формирования пейзажного образа.
Ключевые слова: пейзаж, образ, культурный ландшафт, книга художника, цифровая фотография, эстамп.
Annotation. The article presents the author's project «Space Beyond the City», exploring the possibilities of emotional mapping of the Crimean natural landscape. The project combines tools of digital photography and material-oriented artistic techniques in order to construct an art object that wields the perception integrity. The article pays attention to the description of the main methods of emotional and figurative interpretation of the landscape, justifying and visualizing solution to the problem of organizing an organic unity of digital and traditional components at the stage of the of a landscape image developing.
Key words: landscape, image, cultural landscape, artist's book, digital photography, printmaking.
Постановка проблемы. Обширное поле исследований ландшафта как философского и психологического феномена отражает интерес к данной проблематике в контексте современного гуманитарного знания. В искусствоведческой оптике, пейзажная лирика
является одной из ведущих в литературе, музыке, изобразительном искусстве, что свидетельствует о присутствии отношения человека к географическому пространству не только как к источнику жизнеобеспечения и территориальной широте, но и как неотъемлемой части культуры и самоидентичности. В связи с этим, ряд авторов обозначает существование такого сложного многогранного понятия как «культурный ландшафт».
Культурный ландшафт возможен исключительно в условиях взаимодействия человека с окружающей средой, и является выражением религиозно-мифологического, иконографического представления о мире и перцептивного мышления, характерных для человеческого сознания. Процесс превращения населяемой человеком среды в культурный ландшафт являет собой антропизацию, т. е. присвоение мира (не только на физическом, но и на ментальном уровне), и его сакрализацию — превращение географических объектов-доминант ландшафта в топосы, своеобразные коды, наделяемые ценностными смыслами. Л.Е. Артамошкина рассматривает ландшафт не только как разновидность познания, но и как архив образов, состоящий из топосов, сакрализирующих пространство, преобразующий нейтральную среду в «мою» среду, как бы присваивающий его человеческому сознанию [2, С. 175-176]. Культурные ландшафты наделяются общественным значением, выступают важным критерием формирования национальной идентичности (Б.Ю. Колбовский [7]), выступают выражением религиозно-мифологического, иконографического представления о мире (O.A. Лавренова [8]), понимаются как разновидность процесса антропизации (Н.Я. Веретенников [4]), или как акт конструирования эмоционального, сценического образа культурного ландшафта, отличающегося «картинностью», колоритностью. В последнем случае возникает корреляция понятий «культурного ландшафта» и «пейзажа» как художественного образа природного мотива.
Природные ландшафты Крыма представляют собой уникальную естественную экосистему, существующую параллельно с индустриальным миром и с неизбежностью испытывающую его трансформирующее влияние. Крымское изобразительное искусство в целом вызывает устойчивую ассоциацию с пейзажным жанром: не будет преувеличением сказать, что природный ландшафт является важным элементом идентичности крымского региона и в наибольшей степени привлекает деятелей искусства своим видовым разнообразием, обусловленным особенностями геоморфологической структуры и климатическими характеристиками полуострова.
Таким образом, крымский пейзаж выступает богатым источником для художественной деятельности, отраженным в содержательно-концептуальной составляющей регионального искусства. Среди значимых деятелей прошлого отмечаются И. Айвазовский, К. Богаевский, М. Латри, М. Волошин, С. Мамчич, О. Грачёв и др. С именами К. Богаевского и М. Волошина связывают возникновение и развитие так называемой киммерийской школы, отличающейся пристальным вниманием к крымскому природному ландшафту, его романтической мифологизацией и восприятием сквозь призму истории и философии. Отличительными чертами современной крымской школы живописи считаются работа на пленэре, импрессионистичность, влияние этнических кодов (Н. Бесчастнов [3], A.C. Сиренко [9], E.H. Алексеева [1], Е.Г. Кокорина, A.C. Пугачёва [6]).
Формулировка цели статьи. Проект книги художника «Пространство вне города», разработанный авторами настоящей публикации, проблематизирует процесс изучения возможностей художественной интерпретации природного ландшафта традиционными и дигитальными средствами. Цель проекта состоит в исследовании художественного и конструктивно-повествовательного потенциала визуальных инструментов разного типа применительно к задаче формирования целостного пейзажного образа. В качестве объекта творческой интерпретации выбран территориальный комплекс Аянского водохранилища, расположенного в зоне лесостепного предгорья Крыма.
Изложение основного материала. Книжная форма «Пространства вне города» отражает практическую реализацию трёх основных направлений: «книга-архив», «книга-пространство», «книга-образ».
Архитектура книги. Навигация по макету. В сложенном виде макет напоминает небольшую книгу альбомного формата (подразумевается его пропорциональная вытянутость по горизонтали). «Чтение» книги начинается с постепенного раскрытия
четырех откидных сторонок, прикрепленных к центральной плоскости. Перед зрителем разворачивается крестообразная конструкция макета, состоящая из одной центральной и четырех боковых сторонок. Расположение боковых сторонок - вверху, внизу, справа и слева - представляет идею четырех сторон света. К каждой прикреплен вкладыш с откидными элементами из менее прочного материала. Выбор плотной бумаги, более тонкой по сравнению с переплётным картоном, для периферийных конструктивных элементов макета обусловлен такими необходимыми факторами, как компактность изделия и оптимизация процесса его изготовления.
Архитектура макета обусловлена желанием воссоздать ассоциацию с полотном карты, а также равномерно распределить художественный материал в тематических разделах. В способе раскрытия макета и его открытой форме находят отражение концепции картографирования и конструирования пространства: зритель разворачивает книгу подобно сфальцованной походной карте, и в то же время (учитывая необходимость взаимодействия с каждым вкладышем по отдельности) постепенно совершает переход (с известной степенью условности) в пространстве книги от одного ландшафта к другому.
Содержание и художественно-образный ряд. Конструктивные особенности макета обусловлены характером содержания книги. Как было указано выше, её структурными компонентами выступают четыре разновидности ландшафтных образований, сосредоточенных в едином территориальном комплексе Аянского водохранилища. Каждый вкладыш с откидными страницами - это не только фрагмент «карты», но и эквивалент книжной главы, в которой развивается отдельный отрезок общей истории. В книге представлены следующие главы:
- «Степное пространство» (левый разворот книги);
- «Лесное пространство» (правый разворот книги);
- «Горный рельеф» (верхний разворот книги);
- «Водохранилище и прибрежный рельеф» (нижний разворот книги).
Расположение глав-ландшафтов именно в таком порядке относительно центра макета
имеет под собой основание, выраженное в реальном территориальном строении географического пространства (с достаточной степенью условности, допустимой в рамках авторского художественного проекта).
Жанровая принадлежность всех элементов - пейзаж. В работе встречаются такие его поджанры, как лесной, степной, горный и речной пейзажи (согласно классификации, приведенной в труде Н.П. Бесчастного [3]). Общим принципом для всех пейзажных композиций, включая иллюстрации и фотоматериал, выступает характер расположения линии горизонта приблизительно в их центральной части. Способ компоновки или кадрирования визуального ряда отражает концепцию восприятия пространства с позиции наблюдателя, погруженного непосредственно в природную среду.
Образы главы «Степное пространство». Степь являет собой однородную широту, своей малоконтрастностью, на первый взгляд, не представляющую особого художественного интереса. Однако, если присмотреться к структуре степной территории ближе, можно обнаружить раскрывающееся разнообразие фактур и активного ритмического движения растительного покрова, насыщенного пушистым ковылем, острыми шипами колючих растений, дикими колосьями, широким спектром цветов, в том числе лекарственных видов. Такие мотивы послужили основой для формирования «степной» главы.
Образы главы «Лесное пространство». Лесной покров, прилегающий к водохранилищу, смешанного типа — представлен преимущественно лиственными и немногочисленными хвойными видами деревьев. Территории, через которые не пролегают туристические тропы, покрыты густым слоем кустарников и ковров из мха, плюща и разнообразных диких трав необычной формы. В неравномерном холмистом земном рельефе проглядывают массивные заросшие камни. Невысокий, но плотный тенистый свод леса, образуемый ритмичным чередованием стволов и крон деревьев, сменяется небольшими солнечными лужайками. В лесной гуще скрывается быстрое течение Аянского родника, окруженного каменистым берегом. Возле него произрастают фундук, кизил, дикие груши и яблони, шиповник и т.д. Местами можно встретить аллеи, образованные стройными рядами тополей. От лесного пространства исходит атмосфера таинственности и, в то же время, спокойствия и умиротворения.
Образы главы «Горный рельеф». Широкий горный комплекс предгорья Чатыр-Дага нависает над долиной водохранилища, образуя монолитную стену со множеством спускающихся к долине каскадов и холмистых возвышенностей. Плотный лесной покров сменяется луговыми проплешинами, из которых проступают скальные образования. Горный монолит производит величественное впечатление.
Образы главы «Водохранилище и прибрежный рельеф». Широкое ровное зеркало водохранилища окружено ступенчатым берегом, состоящим из скальных выступов и глинистой почвы. Неоднородная поверхность, ступенчатость и рельефная фактура каменистых пород формируют занимательную графичную сетку рисунка. Вплотную к водной границе произрастают небольшие деревья с изогнутыми стволами и распластавшимися вширь кронами. Вплоть до верхушек они покрыты плотным ковром обвисшей бурой растительности, образовавшейся на них во времена, когда уровень водохранилища достигал своей максимальной высоты, и деревья были практически полностью скрыты водой.
Способы картографирования ландшафта. Отличительной особенностью проекта является конструктивно-техническое разнообразие его иллюстративного ряда. На данном этапе решается задача организации органического единства цифровой фотографии (с постобработкой и переносом на запечатываемый материал) и традиционных художественных техник. Операции с собранным материалом можно объединить в следующие группы:
- иллюстрирование. Иллюстрации - метод авторской рефлексии по поводу впечатления, сформированного восприятием реальной действительности, являющийся естественным проявлением художественного творчества. В общей сложности книга содержит 9 вклеенных графических листов, не считая вкладышей-гербария. Графический лист, расположенный в центре макета, представляет собой выполненную в технике линогравюры стилизованную карту. Поскольку центральная сторонка макета является его связующим звеном, целесообразным является размещение на ней объединяющей иллюстрации, в роли которой выступает общий план местности, «карта в карте» книги. По четырём сторонам центральной композиции, на прилегающих к ней страницах вкладышей, размещены четыре иллюстрации в технике линогравюры с изображением общего мотива (среднего плана) лесного, степного, горного и водного пейзажа соответственно, выполняющие функцию, аналогичную шмуцтитулам печатной книги. Еще четыре иллюстрации спрятаны на страницах с многослойной структурой: они выступают нижним слоем, фрагментами ландшафта, конечными точками маршрута, который читатель совершает при пролистывании страниц-трафаретов;
- формирование фотоархива. Фотографирование ландшафта также можно отнести к методу творческого взаимодействия с окружающей средой; к нему во время наблюдения за природным ландшафтом автор обращался на протяжении длительного времени, что и привело к идее внедрения накопленного фотоматериала в пространство книги художника как отражения, в том числе, индивидуального творческого опыта взаимодействия с действительностью. Функционально-смыслообразующее назначение фотографий можно описать, прибегнув к концептуальным положениям, выдвинутым С. Сонтаг в цикле эссе «О фотографии» [10]. Так, фотографии выступают «миниатюрами реальности», «интерпретациями мира», подчиненными особенностям авторского вкуса, результатом ностальгии, вызванной стремительно меняющимся природным ландшафтом, свидетельствующим о «неумолимой плавке времени». Весь указанный спектр возможностей фотографии в той или иной степени находит своё отражение в отобранных для размещения в книге художника снимках. Собранные вместе, они передают образ природного ландшафта, одновременно являясь результатом авторского отбора.
Фотосъемка осуществлялась на цифровой зеркальный фотоаппарат модели «Sony Alpha 350». Снимки подвергались обработке в редакторе Adobe Photoshop с целью улучшения качества и устранения недочётов отснятого материала. Постобработка включала процедуры кадрирования: отсечение ненужных участков изображения, попытка таким образом подчеркнуть (или выявить) композиционный центр, ритмическую структуру (так, в снимках фактур эффективным решением оказалось их кадрирование в пропорциях квадрата); приведения снимков к единому формату; коррекции экспозиции в
излишне темных снимках; коррекции цвета (при искажении техникой цветового тона снимка); коррекции значений контрастности и насыщенности (при необходимости).
В книге представлено четыре фотоархива, по одному в каждой главе соответственно. На % одной страницы каждого из вкладышей размещены по четыре наложенных друг на друга страницы с вклеенными снимками. Две страницы каждой конструкции содержат по одному снимку с выразительным фрагментом ландшафта, и еще две - по два макроснимка, в которых запечатлены фактуры природной поверхности;
- имитация коллекции-гербария. Коллекционирование растений с целью пополнения личного гербария или сбора лекарственных трав является излюбленным занятием путешественников, посещающих степи и леса Крыма. Было решено разнообразить содержание и интерактивный потенциал книги художника и подчеркнуть концепцию «книги-архива» включением конструктивных элементов, представляющих собой расположенные на страницах с фотоархивом (и занимающие оставшиеся % ширины листов) карманы с листами-вкладышами, на которых техникой печати с линолеума нанесены изображения растительных элементов. Книга содержит два таких кармана с вкладышами, в «лесной» и «степной» главах. Имитация реальных растений посредством иллюстраций обусловлена практическими соображениями долговечности изделия;
- конструирование многослойных пейзажных мотивов. Одним из вариантов реализации концепции «книги-пространства» при сохранении общей «двухмерности» разворотов явилось применение приёма наложения нескольких страниц-трафаретов с пейзажами друг на друга. В макете каждый раздел содержит по две страницы с подобным конструктивно-графическим приёмом. Перелистывание страниц трафаретов создает ощущение погружения вглубь пространства природной среды, сами трафареты представляют пейзаж как уплощенный пространственный срез, основанный на свойстве человеческого глаза (и художественного метода) обобщать сложные пейзажные мотивы в комбинацию цветовых пятен, силуэтов.
Цветовая организация. В пространстве книги доминантным является зеленый цвет -цвет растительного мира, несущий в себе покой и плодородие. Он подчеркивает ассоциативные связи с природной тематикой, задает общий колористический характер. Структурообразующую роль исполняют цвета вкладышей-глав книги: светлый бежевый для травянистой равнины, светлый голубой для водохранилища, светлый зеленый для лесного пространства и серый для горного рельефа. Они акцентируют внимание на разнонаправленности пейзажных мотивов и участвуют в формировании художественного образа каждого раздела. Подбор цвето-тонального спектра вложенных элементов (страниц, карманов, фотографий, иллюстраций) основан на подчинении общему спокойному цветовому настроению макета: используются возможности нюансного сочетания оттенков зелёного, охры, серого, голубого. Обозначенные элементы содержат средневыраженный контраст светлого и темного, контраст по насыщенности (согласно классификации цветовых контрастов по И. Иттену). В контексте пейзажной графики цвет несёт в себе характер символа, ассоциативного компонента, т.е., не решает задачи лепки объема и достоверной передачи действительности.
Внешнее оформление. Основу макета составляет переплётный материал, состоящий из следующих компонентов: переплётные крышки и соединяющий их тканевый материал тёмно-зелёного цвета. Переплётные крышки, прежде всего, составляют прочную основу конструкции издания, предотвращающую деформацию содержимого. Они объединяют конструктивные элементы макета вместе, связывая его в единую систему. Смыслообразующая функция данного решения заключается в формировании посредством конструкции подобия книжной формы. Выбор покровного материала обоснован его техническими свойствами - небольшая толщина, пластичность, плотность, износостойкость, характер поверхности. Ткань имеет небольшую шероховатую мягкую фактуру; тёмно-зелёный цвет контрастирует с более светлым внутренним оформлением. Поскольку внутренняя организация книги содержит многообразие фактур и цветов, было принято решение придать её внешней оболочке лаконичное оформление, не перегружающее макет деталями.
К макету книги прилагается внешний элемент оформления - манжетка. Выполненная из плотной бумаги светлее переплета, она опоясывает книгу по вертикали, занимая примерно % от её ширины. Она выполняет следующие функции: информационную,
поскольку на ней размещается название книги; декоративную, т. к. дополняет однородное внешнее оформление, и защитную - не позволяет макету раскрыться или де формироваться.
В конечной форме книга художника «Пространство вне города» представляет собой напоминающий в сложенном виде классическую книгу макет, имеющий нелинейную систему прочтения, выраженную в картообразной структуре, которая отвечает замыслу «книги-пространства». Тематической основой книги выступают пейзажные мотивы крымского лесостепного предгорья, прошедшие этапы авторского отбора и художественного переосмысления, что позволило осуществить замысел «книги-образа». Интерактивное разнообразие книги художника состоит в применении иллюстраций в различных техниках и форматах, сочетании пейзажей, фактур и многослойных конструкций, которые в совокупности реализуют идею «книги-архива».
Выводы. В рамках настоящей публикации описано концептуальное и художественное решение авторского проекта «Пространство вне города», отражающего результат формулирования пейзажного образа комплексным инструментарием (включающим цифровые фотоматериалы и техники художественной графики). В тексте статьи освещены основные аспекты проекта книги художника: содержание и художественно-образный ряд, методы картографирования природного ландшафта, разновидности интерактивных приемов, структурная организация материала.
Список литературы:
1. Алексеева, E.H. Концептуальные поиски в творчестве крымских художников конца 20 - начала 21 века / E.H. Алексеева // Современная наука и интеграционные процессы: материалы международной научно-практической конференции, Саратов, 29 апреля 2017 года. - 2017. - С. 6-11
2. Артамошкина, Л.Е. Топос, ландшафт, биография: концепция культурной памяти / Л.Е. Артамошкина // Вестник КГУ. - 2013. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/topos-landshaft-biografiya-kontseptsiya-kulturnoy-pamyati (дата обращения: 11.12.2022)
3. Бесчастнов, Н. Основные этапы развития пейзажной графики / Н. Бесчастнов // Вопросы культурологии. - 2007. - № 9,- С. 36-40
4. Веретенников, Н.Я. Философский аспект восприятия ландшафта как пейзажа / Н.Я. Веретенников // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2012. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskiy-aspekt-vospriyatiya-landshafta-kak-peyzazha (дата обращения: 11.12.2022)
5. Гусева, А.Ю. Экологическая красота: к вопросу о возможности типологии / А.Ю. Гусева // Международный журнал исследований культуры. - 2015. - №1 (18). -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ekologicheskaya-krasota-k-voprosu-o-vozmozhnosti" tipologii (датаобращения: 17.03.2023)
6. Кокорина, Е.Г. Становление крымской школы живописи как регионального явления русской художественной культуры / Е.Г. Кокорина, A.C. Пугачева // Крымский гуманитарный вестник: Сборник научных статей. - 2019.-С. 63-67
7. Колбовский, Б.Ю. Ландшафт и национальный пейзаж: опыт культурологического исследования / Б.Ю. Колбовский // Ярославский педагогический вестник. - 1999. - №3-4.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/landshaft-i-natsionalnyy-peyzazh-opyt-
kulturologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 11.12.2022)
8. Лавренова, O.A. Культурный ландшафт: от Земли к космосу / O.A. Лавренова // Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века. - 2004. - №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kulturnyy-landshaft-ot-zemli-k-kosmosu (дата обращения: 01.02.2023)
9. Сиренко, A.C. Киммерийская школа живописи. Константин Богаевский и Михаил Латри / A.C. Сиренко // Искусствознание. - 2012. - №3-4. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kimmeriyskaya-shkola-zhivopisi-konstantin-bogaevskiy-i" mihail-latri (датаобращения: 09.01.2023)
10. Сонтаг, С.О фотографии / С.Сонтаг. - О фотографии. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2020. -272 с.