Научная статья на тему 'КИММЕРИЙСКИЕ МОТИВЫ ОКТЯБРЯ ФЕДОТОВА (1933-2020)'

КИММЕРИЙСКИЕ МОТИВЫ ОКТЯБРЯ ФЕДОТОВА (1933-2020) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
КИММЕРИЙСКИЙ ПЕЙЗАЖ / СИНТЕЗ ИСКУССТВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кугушева Александра Юрьевна

В статье рассматривается проблема развития темы киммерийского пейзажа в творчестве художника Октября Петровича Федотова (1933-2020). В современной культурологии киммерийский пейзаж связывается с художественным образом Восточного Крыма и, в более широком смысле, с прошлым крымской земли - Киммерии, Тавриды. Созданный О.П. Федотовым образ Крыма объединяет черты реалистического и исторического пейзажа. Крымский искусствовед Р.Т. Подуфалый одним из первых рассматривает произведения О.П. Федотова в контексте киммерийского пейзажа и сравнивает его работы с художественным наследием К.Ф. Богаевского. Киммерийская школа определяется им как особый взгляд на природу Крыма, специфический подход к композиции картины. В пейзажах О.П. Федотова историческое прошлое крымской земли раскрывается через формы рельефа, ритмы скал и речных долин. Художник наполняет образы крымских гор и пещерных городов символическим содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIMMERIAN MOTIVES OF OCTOBER FEDOTOV (1933-2020)

This article is dedicated to the problem of development of Cimmerian landscape in works of October Fedotov (1933-2020). In modern cultural studies Cimmerian landscape is associated with artistic image of Eastern Crimea and, in a broader sense, with the past of Crimea, Cimmeria, Taurida. Image of Crimea created by Oсtober Fedotov combines the features of a realistic and historical landscape. Crimean art critic Rudolf Podufaly was one of the first to consider the works of October Fedotov in context of tCimmerian landscape and compare his works with artistic heritage of Konstantin Bogaevsky. He defines Cimmerian school as a special view of Crimean nature and as a specific approach to the composition of painting. In Fedotov's landscapes, the historical past of the Crimean land is revealed through the forms of relief, rhythms of rocks and river valleys. The artist fills the images of Crimean Mountains and cave cities with symbolic content.

Текст научной работы на тему «КИММЕРИЙСКИЕ МОТИВЫ ОКТЯБРЯ ФЕДОТОВА (1933-2020)»

УДК 008:7.036

КИММЕРИЙСКИЕ МОТИВЫ ОКТЯБРЯ ФЕДОТОВА (1933-2020)

Кугушева Александра Юрьевна,

кандидат культурологии Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Симферопольский художественный музей» (г. Симферополь)

Аннотация. В статье рассматривается проблема развития темы киммерийского пейзажа в творчестве художника Октября Петровича Федотова (1933-2020). В современной культурологии киммерийский пейзаж связывается с художественным образом Восточного Крыма и, в более широком смысле, с прошлым крымской земли -Киммерии, Тавриды. Созданный О. П. Федотовым образ Крыма объединяет черты реалистического и исторического пейзажа. Крымский искусствовед Р. Т. Подуфалый одним из первых рассматривает произведения О. П. Федотова в контексте киммерийского пейзажа и сравнивает его работы с художественным наследием К. Ф. Богаевского. Киммерийская школа определяется им как особый взгляд на природу Крыма, специфический подход к композиции картины. В пейзажах О.П. Федотова историческое прошлое крымской земли раскрывается через формы рельефа, ритмы скал и речных долин. Художник наполняет образы крымских гор и пещерных городов символическим содержанием.

Ключевые слова: О. П. Федотов, Р. Т. Подуфалый, К. Ф. Богаевский, киммерийский пейзаж, синтез искусств.

Annotation. This article is dedicated to the problem of development of Cimmerian landscape in works of October Fedotov (1933-2020). In modern cultural studies Cimmerian landscape is associated with artistic image of Eastern Crimea and, in a broader sense, with the past of Crimea, Cimmeria, Taurida. Image of Crimea created by Odtober Fedotov combines the features of a realistic and historical landscape. Crimean art critic Rudolf Podufaly was one of the first to consider the works of October Fedotov in context of tCimmerian landscape and compare his works with artistic heritage of Konstantin Bogaevsky. He defines Cimmerian school as a special view of Crimean nature and as a specific approach to the composition of painting. In Fedotov's landscapes, the historical past of the Crimean land is revealed through the forms of relief, rhythms of rocks and river valleys. The artist fills the images of Crimean Mountains and cave cities with symbolic content.

Key words: October Fedotov, Rudolf Podufaly, Konstantin Bogaevsky, Cimmerian landscape, synthesis of arts.

Постановка проблемы. В современной культурологии киммерийский пейзаж рассматривается как феномен крымской культуры, связанный с художественным образом Восточного Крыма, Киммерии. Д. С. Берестовская и В. Г. Шевчук рассматривают появление киммерийского пейзажа в искусстве Крыма в первой половине XX века в контексте синтеза искусств, их взаимовлияния: пейзаж «формирует «пространство» художественного творчества Богаевского и Волошина, «топос» их картины мира» [2, с. 179]. Живописный облик и богатейшее культурное наследие полуострова позволяют указанным авторам рассматривать пейзаж как символическое воплощение истории человеческой цивилизации, где каждая долина, каждый склон холма предстают страницей летописи. В основе создания киммерийского пейзажа лежит синтез искусств, объединяющий в художественном пространстве произведения стилистические приемы живописи, музыки и литературы. Развитие живописного и поэтического образа «никому неведомой Киммерии, родины мифических амазонок» в искусстве второй половины XX века принято связывать с традицией, заложенной М. А. Волошиным и К. Ф. Богаевским, художниками-киммерийцами [1, с. 83]. Их творчество тематически вовлекает в область символического пейзажа наследие целого ряда авторов, не ограниченного феодосийской школой и условной географией Восточного Крыма. Здесь мы можем назвать не только П. К. Столяренко, С. Г. Мамчича, В. А. Соколова, но и О. В. Грачёва, и О. П. Федотова.

В живописи последнего мы можем увидеть черты, присущие киммерийскому пейзажу, символическое прочтение истории крымской земли.

Изложение основного материала. 29 июля 2023 года исполняется 90 лет со дня рождения крымского художника Октября Петровича Федотова (1933-2020). Творчество этого самобытного и очень одаренного мастера сегодня привлекает исследователей в контексте крымского искусства второй половины XX в. В 2013 году внимание публики привлекла персональная выставка О.П. Федотова «Золотые холмы Тавриды», организованная в симферопольском Доме художника на ул. Серова, 16 и посвященная 80-летию художника и памяти его супруги, искусствоведа Галины Исааковны Федотовой (1939-?). В настоящее время Крымскотатарский музей культурно-исторического наследия готовит к публикации каталог «Федотов О.П. Живопись. Фотография», в который войдут произведения из коллекций крымских музеев и собрания семьи художника.

В документальном архиве Симферопольского художественного музея хранится методическая разработка экскурсии по выставке произведений О.П. Федотова, составленная в феврале 1984 года старшим научным сотрудником музея Г.И. Федотовой. В документе приведены краткие биографические сведения о художнике. Октябрь Петрович родился в 1933 году в Новосибирске. В возрасте трех лет он попал в Крым: родители О.П. Федотова переехали в Ялту в связи с состоянием здоровья сына. В годы Великой Отечественной войны его отец погиб, сражаясь в рядах Ялтинского партизанского отряда. В 1953 году Октябрь Петрович окончил Симферопольское художественное училище (его учителя: В.А. Апанович, В.Д. Бернадский, Н.Ф. Бортников). После окончания училища О.П. Федотов начал участвовать в областных и республиканских художественных выставках, работал на Крымском художественном комбинате.

Галина Исаковна отмечает характерную черту творчества художника - вдумчивую работу над каждым произведением. О.П. Федотов пишет Восточный берег Крыма («Альминская гряда», «Яйла вечером», «Дорога в долине Ай-Серез»), стремясь к художественному обобщению или передаче настроения. Основу пейзажных образов его картин составляет внутренняя жизнь природы, ее поэзия («Киммерийская весна», «Весна в предгорьях», «Ноябрь. Арпатская долина»). В отдельных работах художника можно уловить отголоски классических традиций в пейзаже («Русло Бельбека») и соприкосновение с живописью ведущих крымских художников, в частности К.Ф. Богаевского («Древняя Бакла»). Эту мысль Г.И. Федотова развивает в следующей цитате: «Его картины окутаны очарованием и романтикой крымской истории. Своим отношением к Крыму он близок художникам «Киммерийской школы», воспринимавшим эту землю как древнюю Тавриду, Киммерию, землю величественную и прекрасную, овеянную дыханием прошедших веков, землю, мимо которой, согласно «Илиаде» Гомера, проплывали ладьи Одиссея» [3].

Октябрь Петрович более 10 лет был сотрудником Симферопольского художественного музея, работал на должности художника-фотографа с августа 1996 по октябрь 2006 года. Здесь он общался с выдающимся крымским искусствоведом Рудольфом Трофимовичем Подуфалым (1938-2008), который посвятил его творчеству рукописные статьи «Художник в пути» (не датирована) и «Тишина крымских долин» (2003). Тексты указанных статей, равно как и материалы о творчестве многих крымских живописцев XX столетия, опубликованы в сборнике трудов Р.Т. Подуфалого «Этюды о крымских художниках» (2021) и доступны для изучения.

Рудольф Трофимович продолжает и развивает идею Г.И. Федотовой о длительной работе автора над каждым сюжетом: «Примечательная черта творчества О. Федотова: его пейзажные картины и портреты в основном закончены в последние годы, но их сюжеты и действующие лица вошли в жизнь художника задолго до того, как холсты ставились на мольберт. Они связаны прежде всего с близким его кругом людей и тем уголком крымской земли, который стал много лет тому назад его родиной. Именно в этом чувстве близости, родства источник теплоты и лирической проникновенности образов, которые отличают его лучшие работы, такие, к примеру, как «Портрет матери» (1965) и «Тишина осенних долин», возвращающие нас в страну детства художника» [4, с. 299].

Р.Т. Подуфалый проводит анализ пейзажей О.П. Федотова, сравнивая их с наследием К.Ф. Богаевского и круга художников Киммерийской школы: «По сюжетному и

образному строю своих картин Октябрь Петрович Федотов примыкает к школе пейзажа, которая исторически возникла в Восточном Крыму и получила название «киммерийская». В настоящее время эта школа - скорее особый взгляд на природу Крыма в целом, чем культурно-«географическое» понятие. Для нее характерен особый тип «картинного мышления», сочинения картинных композиций без непосредственной опоры на этюдный материал, что противоречит «импрессионистическому» направлению крымской живописи» [4, с. 304].

В собрании Симферопольского художественного музея хранится четырнадцать полотен О.П. Федотова. «Портрет варяжца» (1955) представляет определенный интерес для исследователей крымского портретного искусства, указывая на влияние стиля живописи В.Д. Бернадского. Пейзаж «На Симферопольском море» (1960) изображает водную гладь Симферопольского водохранилища со стаффажной группой, выведенной на первый план. Уже в этом произведении художник демонстрирует приемы создания пейзажа, которые будет развивать в последующих работах: строгий анализ формы, приглушенная, сдержанная палитра, деликатное использование сложных оттенков.

В 1975 году Октябрь Петрович пишет пейзаж «Древняя Бакла», который открывает тему исторического пейзажа в нашем собрании. Как уже отмечалось выше, современники и исследователи творчества О.П. Федотова видят в этом произведении черты, позволяющие сравнивать его с полотнами К.Ф. Богаевского. В первую очередь, художника увлекает тема истории, древних поселений в предгорьях Внутренней гряды Крымских гор. Но у К.Ф. Богаевского пещерные города порождают фантастические образы и грандиозные панорамы. Напротив, у О.П. Федотова нет преувеличения, всё соразмерно человеческой природе: размер холста, объем пластических масс, спокойная цветовая гамма. Перед нами осенний пейзаж, в котором автору удается избежать «общего места», кричащих красок, столь характерных для экспрессивной крымской живописи 1970-1980-х годов. Здесь главенствуют форма и ритм скальных образований, которые подводят зрителя к правой части картины, где на склоне появляются очертания искусственного, рукотворного входа в пещеру. Здесь в естественной истории Земли соединяются природа и человек.

Развитие этой темы мы наблюдаем в пейзаже «Багряные вершины» (1981). В отличие от более ранних работ, в этом произведении О.П. Федотов стремится к созданию величественной картины природы, на фоне которой человеческое жилище - маленький домик под серой крышей - кажется очень хрупким. Человек преобразует природу, прорывает каналы для орошения, высаживает тополя для защиты посевов от холодного ветра. Склоны горных отрогов поднимаются выше самых больших тополей, их пластические массы довлеют над остальными формами. К самому краю холста поднимается пронзающий небо острый горный пик, освещенный лучами закатного солнца. Длинные тени подсказывают зрителю, что долина окружена высокими горами, образ Земли преобладает над человеческой историей - здесь связь с киммерийскими пейзажами К.Ф. Богаевского прослеживается более явно. Внимательное изучение натуры, философский образ дороги в горах воплощены в работах «Весна в предгорьях» (1980) и «Киммерийская весна» (1983). Р.Т. Подуфалый отмечает, что «...в такой работе, как «Киммерийская весна», художник, скорее, отталкивается от хрестоматийных образцов. Он пишет ее, целиком отдавшись бережно сохраненному в памяти впечатлению, поэтически перестроенному, освобожденному от мелочных подробностей и прозаической точности» [4, с. 300].

Ряд стройных золотистых тополей возвышается в центре композиции картины «Тишина осенних долин» (1983). Как мы уже знаем, именно это название легло в основу статьи Р.Т. Подуфалого, который говорит о выборе темы художником: «Идя где-то между эпически суровым киммерийским пейзажем и красочным импрессионизмом южнобережных мотивов, Федотов находит свою тему, свою линию в крымском пейзаже. Он прежде всего художник крымских долин с их особой пространственной структурой, «камерностью», теплой уютностью. Его пейзажи согреты незримым присутствием человека. И земля, которую пишет художник, словно создана для человека, со всем соразмерна ему, его каждодневным занятиям, тихим трудам и дням» [4, с. 305].

Следующие произведения О.П. Федотова относятся уже к 1990-м годам. Здесь мы встречаем городской пейзаж «Улочка в снегу. Симферополь» (1991), близкий ему по

духу образ архитектуры в горном ущелье «Бахчисарайский мотив» (1992). Но вот зритель оказывается у полотна «Дома среди скал». Оно не датировано, но его образный строй близок к произведениям 1992-1993 годов. Здесь, как и в работе «Багряные вершины», дома подчеркнуто миниатюрны, они утопают в зелени деревьев, которые поднимаются по склону к правой части холста, заслоняя собой даже горы. Впервые мы встречаем такой композиционный прием у О.П. Федотова. Зеленые вершины столовых крымских гор переходят в обрывы меловых скал, которые спускаются в долину темно-зелеными склонами. Художника вновь увлекает величественный ритм и очертания скал, их мягкий рисунок.

Мы видим развитие ритмического мотива на картине «Сюрень. Безмолвие» (1992). В этом произведении (и в ряде последующих) зритель остается наедине с художественным образом земли, природы. От глади реки и сложных оттенков зеленого цвета на первом плане взгляд переходит к ярко освещенным обрывам скал в центре полотна. Они поднимаются к вышине мягкими волнами, от охристо-желтых склонов к темно-синим на дальнем плане. Появление облаков в правой части картины подчеркивает глубину пространства и объемность пластических масс, образованных скалами.

Логическим продолжением этой серии становится пейзаж с красноречивым названием «Ритмы скал и облаков» (1993). На полотне передан узнаваемый крымский вид горного массива Арман-Кая над спокойными водами реки Бельбек. От правого края, отдаляясь от зрителя, разворачивается панорама живописных скальных выступов, освещенных вечерним солнцем. Форма каждого выступа индивидуальна и выразительна, О.П. Федотов подчеркивает схожесть некоторых скал с человеческим профилем, лицом сфинкса, обращенным к вечности.

Важную роль играют в композиции объемы кучевых облаков, в них заложен особый ритм света и тени. Именно этот диалог Земли и Неба сближает произведения О.П. Федотова с работами К.Ф. Богаевского. По мнению Р.Т. Подуфалого, «в некоторых из них звучит как бы отдаленное эхо историко-героических полотен К.Ф. Богаевского, что неизбежно, когда черпаешь из одного источника, источника с привкусом «аттической соли» [4, с. 300].

К 1993 году относится и работа «Осеннее утро. Кокозы», в которой художника увлекает колорит осеннего крымского леса, залитые солнцем горные склоны и гладь реки вторят работам «Багряные вершины» и «Сюрень. Безмолвие». Варьирование уже знакомых нам элементов пейзажа подчеркивает внутреннюю связь картин в этой серии, их можно рассматривать как последовательное развитие одного и того же сюжета. Содержание картины «Забытый фонтан» (2003) позволяет поставить ее в один ряд с произведениями 1990-х годов.

Выводы. Творчество О.П. Федотова представляет одну из ярких, но еще достаточно мало изученных страниц крымского искусства. Искусствовед Р.Т. Подуфалый сравнивает его работы с произведениями художников Киммерийской школы, определяя особый, присущий этой школе тип построения композиции картины. Центральной темой пейзажей О.П. Федотова, представленных в собрании Симферопольского художественного музея, является историческое прошлое Крыма. Течение времени раскрывается в образах пещерных городов и современных горных деревушек, в очертаниях скал и горных склонов, по которым вьются исхоженные человеком тропы, в формах скальных образований, уподобленных человеческому лицу. Мотив истории, читаемой по «лику Земли», красной нитью проходит через произведения О.П. Федотова, которые исследователи рассматривают в контексте киммерийского пейзажа.

Список литературы:

1. Барсамов, Н.С. 45 лет в галерее Айвазовского / Н. С. Барсамов. - Симферополь: Издательство Крым, 1971. - 256 с.

2. Берестовская, Д.С. Синтез искусств в художественной культуре: монография /

д. С. Берестовская, В. Г. Шевчук. - Симферополь: ИТ АРИАЛ, 2010. - 230 с.

3. Бородина, Е.Е. Тишина крымских долин. - 2015. -URL: http://franco.crimealib.ru/proekty/khudozhnik-

biblioteke/fedotov.html?ysdid=l9o8otfmsz789516119 (дата обращения: 25.10.2022)

4. Подуфалый, Р.Т. Этюды о крымских художниках / Сост. С.А. Глазунова, Г.Т. Подуфалая; автор послесловия В. Хоришко. - Симферополь: Н. Орiанда. 2021. 624 с.

УДК 76.01

КНИГА ХУДОЖНИКА КАК АРХИВ ТОПОСОВ КРЫМСКОГО ПРИРОДНОГО ЛАНДШАФТА (КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА «ПРОСТРАНСТВО ВНЕ ГОРОДА»)

Мазова Екатерина Валерьевна

кандидат искусствоведения, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Иващенко Анастасия Александровна студент 6 курса направления подготовки «Графика» федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В статье отображен практический опыт исследования возможностей книги художника как архива авторских визуальных образов, фиксирующих локальный художественно-топографический комплекс. Работа описывает этап формирования концепции книги художника «Пространство вне города» как воссоздания природной среды конструктивно-графическими средствами. Статья проблематизирует необходимость картографирования крымского природного ландшафта в уникальности его удаленных от массовых туристических маршрутов территорий. Результаты предпроектного этапа исследования отражают процесс сбора теоретического материала в предметной области, обоснования актуальности и востребованности проекта, его теоретической и практической значимости. В статье представлены основные концептуальные позиции разработки книги художника, сведения о предпринятых попытках моделирования вариантов практической реализации проекта. Основным результатом проектирования на данном этапе является разработка конструкции макета издания, отражающего комплексную концепцию книги художника как архива локальных топосов крымского ландшафта, как структурно-знаковой организации топографического пространства и как собирательного художественного образа природы Крымского полуострова.

Ключевые слова: книга художника, природный ландшафт, Крымский полуостров, архив, топос, фотография, графика.

Annotation. The article reflects practical experience of study the potential of artist's book as an archive of author's visual images that fix a local artistic and topographic complex. The work describes concept formation of artist's book "Space Outside the City" as a representation of natural environment by constructive and graphic instruments. The article problematizes the essential of mapping the unique territories and paths of Crimean natural landscape, which has no popularity among tourists mass. The results of pre-project research phase displays the process of collecting theoretical materials within the subject area, justification of project's actuality, theoretical and practical significance. There are basic conceptual positions of creating artist's book, information about attempts of modelling the variants of practical project realization presented in the article. The main result of design at this stage is the development of the book's layout that reflects a complex concept of the artist's book as a local topos archive of the Crimean landscape, as a structural and iconic organization of topographic space and as a collective artistic image of the Crimean Peninsula's nature.

Key words: artist's book, natural landscape, the Crimean Penincula, archive, topos, photo, graphics.

Постановка проблемы. Изобразительное искусство на протяжении истории культуры является эффективным коммуникационным полем между художником и зрителем. Это сфера человеческой деятельности, которой присуще активное динамическое развитие, быстрое усвоение существующего опыта и постоянное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.