КОНФЕРЕНЦИИ
УДК 7+008 DOI: 10.31249/hoc/2022.04.16
Лавренова О.А*
VIII МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА»
(Обзор)
Аннотация. Международная научная конференция «География искусства» - часть многолетнего междисциплинарного проекта, посвященного изучению проблем взаимодействия искусства и пространства. В 2022 г. восьмая по счету конференция состоялась в гибридном формате. Были рассмотрены вопросы художественных образов географического пространства, роль искусства в бытии культурного ландшафта, дрейф стилей в географическом пространстве, сакральные пространства, созданные искусством, и т.п. Важная часть обсуждаемой проблематики -соотношение текстов и пространства - литературная география, локальные тексты, травелоги. Междисциплинарный подход - одна из отличительных карточек конференции.
* Лавренова Ольга Александровна - доктор философских наук, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН, Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Lavrenova Olga Aleksandrovna - DSc in Philosophy, PhD in Geography, Leading Researcher of the Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]
Ключевые слова: конференция «География искусства»; пространство; искусство; культурный ландшафт.
Поступил: 30.06.2022 Принят к печати: 15.07.2022
Lavrenova O.A.
VIII International Conference "Geography of Art" (Review)
Abstract. The International Scientific Conference "Geography of Art" is part of a multi-year interdisciplinary project dedicated to the study of the problems of interaction between art and space. In 2022, the eighth conference was held in a hybrid format. The issues of artistic images of geographical space, the role of art in the existence of the cultural landscape, the drift of styles in geographical space, sacred spaces created by art, etc. were considered. An important part of the discussed issues is the relationship of texts and space - literary geography, local texts, travelogues. An interdisciplinary approach is one of the hallmarks of the conference.
Keywords: conference "Geography of Art"; space; art; cultural landscape.
Received: 30.06.2022 Accepted: 15.07.2022
Для цитирования: Лавренова О.А. (Обзор). VIII Международная конференция «География искусства». (Обзор) // Вестник культурологии. - 2022. - № 4 (103). - С. 225-235. DOI: 10.31249/hoc/2022.04.16
VIII Международная научная конференция «География искусства» состоялась 24-26 мая 2022 г. и работала в очном и онлайн-формате. В ней участвовали ученые с разных концов России, а также представители Монголии, Японии, Польши.
Организаторами этого форума уже несколько лет выступают ИНИОН РАН, Российская академия художеств, Институт кино и телевидения (ГИТР), Российский государственный гуманитарный университет, в этом году также к числу организаторов присоединился Факультет географии и геоинформационных технологий Высшей школы экономики.
В ходе конференции можно выделить несколько традиционных
тем. 224
Дрейф стилей
Н.М. Сим, кандидат искусствоведения (Москва), сделала сообщение «Мудехар в архитектуре иберийского пространства ХУ-ХУ1 вв. Региональные особенности стилевого многообразия (Арагон, Кастилия, Андалусия)». Мудехар - явление испанской культуры, суть которого в равнозначном взаимодействии стилевых тенденций Востока и Запада. Вершиной стиля стала архитектура Андалусии сер. XVI в., где сложилась уникальная ситуация синтеза христианской, иудейской, мусульманской культур.
В сообщении В.Г. Щукина, доктора гуманитарных наук (Краков, Польша), «Архитектура гражданских построек в разделенной Польше (вторая половина XIX - начало ХХ века)» рассматриваются общие тенденции и своеобразие архитектуры в трех частях исторической Польши, политически подчиненных трем империям - России, Германии и Австро-Венгрии. Черты сходства сооружений и архитектурных ансамблей этого времени объясняются общими тенденциями, господствовавшими в то время во всей Европе, - эклектизмом и сменившим его модерном. Заметные же черты различия сводятся к следованию образцам, воплощенным в архитектуре имперских столиц.
«История искусства Эстонии: транснациональный дискурс» - сообщение Д.О. Мартыновой (Санкт-Петербург). В Эстонии сосуществовали в разные периоды балтийско-скандинавский, балтийско-немецкий, эстонский и советский художественно-культурные дискурсы, поэтому сложно опираться на традиционную модель «разграничения» истории искусства по территориальному признаку. Изначальный «кризис идентичности» эстонцев лег в основу художественных стратегий и практик.
Сакральное пространство
Кандидаты исторических наук Е.И. Щербакова и И.К. Фоменко (Москва) сделали сообщение «Город в сакральном пространстве иконы». Изображение города на иконах - это символическое пространство, связанное с сюжетом. Часто схематичное изображение города, монастыря или храма (своеобразный «макет») держит в руках донато-рили святой. Иногда встречаются и топографически точные изобра-
жения городов. Город в сакральном пространстве иконы обретал дополнительную защиту.
О.С. Челбогашева (Санкт-Петербург) в докладе «За пределами земной географии: «"Божественная комедия" Данте как сакральный образ пространства» исследовала вопрос о сложном построении сакрального пространства. Оно соотносится с системой этико-теологических ценностей и представляет собой трансцендентную модель загробного мира, выраженную в трехступенчатом восхождении от тьмы материи к свету Истины. В печатных изданиях «Комедии» XIV-XVI вв. нашли отражение различные схемы или диаграммы Ада и Рая.
Доктор философских наук О.А. Лавренова (Москва) в сообщении «Философская система Живой Этики: прецедентные тексты» показала некоторые особенности этого философского учения, созданного Е.И. Рерих в 1920-1930-е годы. Живая Этика была создана в тесном соприкосновении с духовной традицией Востока, и в то же время это неотъемлемая часть русского космизма, утверждающего единство человека и Вселенной. В современной гуманитаристике культуру рассматривают как текст и как совокупность текстов. Новый текст, чтобы быть понятым, должен апеллировать к уже существующим. В Живой Этике используются прецедентные тексты Востока и Запада через упоминание значимых понятий и имен.
Травелоги и геокультурные образы
Сообщение Е.А. Забродиной (Москва) - «Репрезентация путешествий в Святую Землю и на Апеннинский полуостров нидерландских художников и их патронов в живописи XV - начала XVI века». Пейзажи и архитектура Земли обетованной были источником вдохновения для нидерландских художников при создании алтарей на библейские темы. Это происходило благодаря паломническим путешествиям в Святую землю, которые совершали живописцы и их патроны. Ян ван Эйк, стоящий у основания живописной школы Брюгге, в 1426 и 1436 гг. предположительно первый побывал в итальянских городах и в Иерусалиме.
В.Н. Калуцков, доктор географических наук (Москва), представил исследование «Ландшафты Русского Севера в травелогах "несвоевре-226
менного поэта" (по материалам книги К.К. Случевского "По северу России")». Прозаик, государственный деятель К.К. Случевский (18371904) дважды совершил поездку на Север, в 1884 и 1885 гг., сопровождая великого князя Владимира Александровича. Изданная после этого книга - актуальный путеводитель, где раскрыты основные темы образа региона - Русский Север как край света, поморы и их промыслы, северные амазонки и «женские города» на Русском Севере, северные монастыри, Петр I как «демиург» Русского Севера и др.
О.В. Орлова (Республики Коми, Сыктывкар) посвятила доклад «"Пейзажное пространство": изобразительная хроника истории освоения Севера (1950-е - 1990-е гг.)» живописным образам Приполярья, созданным местными художниками. С конца 1950-х до 1990-х годов творцы принимали участие в геологических партиях и в художественном познании территории и формировании ее образа, не только природного ландшафта, но и внутреннего мира, волнующего душу художников.
«Монастыри Русского Севера в творчестве современных петербургских художников» - тема доклада С.М. Грачевой, доктора искусствоведения (Санкт-Петербург). Для петербургских художников Русский Север всегда был культовым местом, куда они стремились за вдохновением. Художники здесь занимаются реставрацией храмовых комплексов, совершают поездки с различными проектами. Природа, монастырские и другие архитектурные ансамбли находят отражение в их творчестве. Это и скульптура, и живопись, и графика, и иконопись, и предметы декоративно-прикладного искусства.
Н.С. Кутейникова, кандидат искусствоведения (Санкт-Петербург) представила тему «Ленинградские-петербургские живописцы-академисты на Псковской земле». На Псковщине работали академисты И. Бродский, А. Мыльников, В. Звонцов, П.Т. и Н.П. Фомины и др., здесь регулярно организовывается студенческая практика. На Псковских землях энергия природы спаяна воедино с мощными токами истории страны, здесь сохраняются древние памятники, традиционный уклад жизни. Вместе они и являются источником вдохновения, рождая новые страницы русской истории и русского искусства. Вклад в этот процесс мастеров живописи бесспорен и весом.
Образ Другого
В докладе кандидата философских наук Т.С. Терещенко (Москва) «Образы фракийцев в греческой вазописи» были проанализированы ключевые сюжеты, в которых изображались эти персонажи. Определение «фракийцы» достаточно условно, есть сложности в их идентификации, поиске связей с историческими персонажами и событиями. Рассматривались связь изображений фракийцев с рядом феноменов культуры (война, музыка, жертвоприношение и др.), с греческими мифами.
«Иностранцы о средневековой России: сравнение как способ познания искусства» - сообщение В.Д. Черного, доктора культурологии (Москва). Сравнения стали первым шагом в знакомстве иностранцев с русским средневековым искусством. В спектр сопоставлений входили размеры, формы, материалы, способы их обработки, исторические, территориальные и видовые параметры. По мере расширения контактов европейских стран с Россией все заметнее становится стремление путешественников указать не только на различия, но и на сходства, а также объяснить своеобразие русского искусства.
А.П. Люсый, доктор филологических наук (Москва), сделал сообщение «HOMOCARTOGRAPHIC: о картографической телесности пространства». Посредством картографии может быть выражена политическая телесность, с интуитивным постижением его горизонтального (собственно география) и вертикального (телесность) измерений. Такой подход представлен «шутовскими» эмблематическими картами ХУ11-Х1Х вв. В этом же ключе можно рассматривать пространственно-семантические поиски современного шведского художника Ой-винда Фальстрёма, который в своих игровых конструкциях («Монополия», «Карта мира» и др.) работает с границами и маркерами географической карты. Ситуативный аспект ментального картирования по отношению к пространству современной России выражен в документальном романе В. Авченко «Дальний Восток: иероглиф пространства. Уроки географии и демографии».
Образы Востока
Кандидат искусствоведения Ю.И. Арутюнян (Санкт-Петербург) представила сообщение «"Категория экзотического" в европейской печатной графике XVII века». Источниками формирования специфической формы ориентализма становятся, наряду со сложившимися традициями изображения условного экзотического Востока, паломническая литература, представления о чудесном, историческое наследие и наработанная схема трактовки умозрительного «другого». Понятие «Восток» охватывает и земли Священного Писания, и фантастический и ирреальный образ «иных земель», и освоенный Ближний Восток, и территорию Малой Азии, Северную Африку и страны Магриба, и вновь открытые и активно осваиваемые регионы Дальнего Востока (Китай, Япония).
«Образы китайских городов в советской графике 1950-х годов» -тема доклада И.И. Руцинской, доктора культурологии (Москва). Это был период чрезвычайно тесных, дружеских отношений между СССР и КНР. Десятки советских художников получили возможность отправиться в творческую командировку с целью запечатлеть изменения в жизни китайского народа. На рисунках китайский город предстает как пространство сугубо современное, строящееся, преобразующееся, порой утрачивающее в своем индустриальном пафосе национальное своеобразие. Оно изредка прорывается в пестроте вывесок, в тесноте улочек и в занятиях людей.
В докладе Т.А. Богумил, кандидата филологических наук (Барнаул), «Кедр как дендрообраз сибирского текста» на материале русской художественной литературы Х1Х-ХХ1 вв. о Сибири был реконструирован геокультурный «портрет» дерева. Качества кедра как хвойного, вечнозеленого, плодоносящего, «мужского» дерева обусловили его сакрализацию в сибирской языческой и русской христианской культурах. Восходящее к Средневековью русское название сосны кедровой сибирской - кедр - устанавливало соответствие между Сибирью и Палестиной, Севером и Югом, отражало процесс мифологизации завоеванного пространства в категориях рая / локуса крестных мук. Основные мифопоэтические мотивы были связаны с представлениями о Мировом древе.
Ю.И. Гутарёва, кандидат искусствоведения (Красноярск), сделала сообщение «Горный хребет Тхэбэк (Пэкту тэган) - "большой стержень" корейского пейзажа». История корейской живописи с начала XVIII в. и до наших дней оказывается неразрывно связаной с этой главной геологической доминантой Корейского полуострова. «Большой стержень», как его называют корейцы, является источником жизненных сил Кореи как «земли» (чи ки), занимает одно из центральных мест в корейской образной системе, является выразителем национального характера и самобытности в корейской пейзажной живописи.
М.Ю. Шишин, доктор философских наук (Барнаул), сделал доклад по итогам совместного исследования с Д.Е. Онуфриенко (Барнаул) по теме «Принципы ансамблевости на примере храмовых комплексов Монголии». Авторы на протяжении уже пяти лет работают над изучением систем пропорционирования, которые использовались при формировании монастырских комплексов в Монголии. Новизна подхода, разрабатываемого докладчиками, заключается в применении фрактального анализа к определению законов ансамблевости и семантики храмовых комплексов.
Кандидат искусствоведения Ж. Энхтувшин (Улан-Батор, Монголия) рассказал о «Памятниках и скульптурах в парках и садах Монголии». Решение о создании Городского (ныне Национального) парка культуры и отдыха в городе Улан-Батор было принято в 1965 г. Национальный парк является шестым по величине парком в Азии, в нем находится храмовый комплескс «Аглаг», построенный по инициативе буддийского монаха Г. Пурэвбата. Размещение скульптур в гармонии с естественным скальным и лесным ландшафтом создает оптимальное пространственное решение целостного комплекса. С учетом композиционных решений этого парка и новых мировых тенденций создаются новые сады и парки в регионах.
Г.В. Китаева (Москва) репрезентировала исследование «Керамика без границ - художник Татьяна Бригадирова. Японские составляющие в традициях студийной керамики». В декоративно-прикладном искусстве появляются новые жанры и направления, в том числе и студийная керамика, основанная на применении традиционных японских технологий. Мастер создает тонкий графический рисунок, пластику поверхности или объема, моделирует пространство, разворачивая в ке-
рамических произведениях, как в средообразующих предметах, пластические метафоры сущностных взаимоотношений человека и мира.
Локальные образы
«Москва. Центр. Гетеротопия авангарда» - сообщение Н.В. Геташвили, кандидата искусствоведения (Москва). Предложенный в 1960-е годы Мишелем Фуко концепт гетеротопии предлагает трактовать жизнь человека через призму сложной системы пространственных отношений (частного и общественного, рабочего и домашнего и т.д.). Москва предстает топосом в истории и мифологии авангарда, героиней произведений Кандинского, Лентулова и многих других художников. Genius toci в контексте авангарда помогает обнаружить подробности не только биографий действующих лиц, но и их творений, а значит, позволяет пересматривать содержательные параметры и координаты нашего культурного и материального наследия.
В докладе О.Б. Павловой (Москва) «"Гений места": пейзажи, изображение архитектурных объектов, фиксация культурного ландшафта на примере работ художников в Калужской области XX-XXI вв.» шла речь об окрестностях городов Обнинск, Боровск, Малоярославец. На протяжении выбранного временного периода возможно отследить изменения культурного ландшафта, что находит отражение в работах художников. Здесь бывали Коровин, Корин, Ларионов, Средин, Брюсов, Кончаловский, Серов, Левитан. В 1932 г. Кончаловский купил усадьбу Бугры (ныне Кончаловские горы, территория города Обнинска). У него бывали А.Н. Толстой, Прокофьев, Мейерхольд, Довженко, Конёнков и др.
В докладе Ю.Н. Шуваловой (Москва) «(Вос)создание Уэльса: искусство как средство территориального мифотворчества» рассматривался процесс романтизации и осмысления истории и культурной идентичности региона в XVIII-XIX вв. и роль, которую в нем сыграли живописцы, в первую очередь Уильям Тернер. Картины Тернера - это плод творческого осмысления многочисленных зарисовок, художественный образ, не всегда верно отображающий географию места, но воссоздающий эмоциональное переживание. Подобный подход отличал деятельность и некоторых валлийских литераторов, которые создавали псевдобардовскую поэзию. Именно романтизация и мифоло-
гизация истории и географии оказала решающее влияние на формирование национального самосознания Уэльса.
В докладе докторов филологических наук Л.В. Павловой и И.В. Романовой (Смоленск) «Образ Армении в русской поэзии ХХ века» приведены результаты исследования корпуса стихотворений (преимущественно ХХ в.) при помощи программного комплекса «Гипертекстовый поиск слов-спутников в авторских текстах». Этот метод позволяет в автоматическом режиме выделить повторяющиеся лексические комбинации, переходящие из текста в текст, не обязательно связанные между собой, в данном случае включающие компонент «Армения». Был выявлен ряд доминантных компонентов «армянских» лексических комбинаций, присутствующих в стихах русских поэтов («Арарат», «Ереван», «гора», «небо», «земля», «кровь», «сердце», «душа», «пламя», «вечный») и факультативных («враждебный», «близорукий», «книга», «ребенок», «Комитас» и др.).
М.Д. Куликова (Республика Коми, Сыктывкар) представила тему «Индустриальный пейзаж в искусстве Республики Коми». Одним из ведущих факторов развития индустриальной тематики является производственный подъем региона в период Великой Отечественной войны. Особую роль в формировании художественного образа играет своеобразие природного ландшафта: непроходимая тайга и бескрайняя тундра. Важное значение имеют произведения художников, прошедших лагеря ГУЛАГа на территории Коми. Индустриальный пейзаж этого региона представляется как художественные документы, которые можно систематизировать по хронологии, содержательной и образной части.
В сообщении доктора филологических наук О.С. Крюковой и А.П. Плескачевской (Москва) «Персонажи литературных сказок в городской скульптуре: география распространения, вписанность в ландшафт, художественное воплощение» был рассмотрен феномен так называемой общественной скульптуры, разновидностью которой являются изображения литературных героев. Это важные элементы городской среды как в нашей стране, так и за рубежом, гармонизирующие городское пространство.
С.Я. Щеброва, кандидат культурологии (Санкт-Петербург) в докладе «Страна Пионерия: к истокам мифологической картины мира» рассказала о пространственных особенностях пионерской организа-232
ции. Структура Страны Пионерии повторяла советское государство, в игровой форме вовлекая детей в систему. Ее мифология включала древние символы огня, звезды, орла, первопредка, знамени, героя, а также праздничные мистерии пионерского костра и красного цвета, сопровождавшиеся рокотом барабана и звуками горна, которые совершались в установленной сети локаций - школах и пионерских лагерях.
Локальные тексты
М.Б. Раренко, кандидат филологических наук (Москва) сделала доклад на тему: «Московские локации в романе Г. Служителя "Дни Савелия" и их функция». В романе Г. Служителя «Дни Савелия» повествование представляет собой внутренний монолог кота по имени Савелий, в котором тот рассказывает историю своей жизни. Упоминание в тексте романа московских локаций позволяет повествователю свободно передвигаться во времени и пространстве. Каждое новое место - повод обсудить новую тему.
В докладе кандидата филологических наук О.Б. Балашовой (Москва) «Координаты любви и смерти в пространстве петербургских маршрутов Анны Ахматовой» рассматривается топика ахматовской лирики, где «реперные точки» Петербурга предстают смысловыми константами, спроецированными в современное для Ахматовой время. Они наделяются кодом, с помощью которого происходит дешифровка основного авторского текста или его фрагментов. На примере анализа двух стихотворений «Годовщину последнюю празднуй» (1939) и «Летний сад» (1959) было показано, каким образом проявляются и совпадают личные и собственно петербургские координаты любви и смерти.
«Интермедиальная поэтика в статье С.Н. Дурылина "Киммерийские пейзажи Максимилиана Волошина в стихах"» - тема сообщения Е.А. Коршуновой, доктора филологических наук (Москва). Дурылин вслед за М. Волошиным и К. Богаевским изображает трагический облик Крыма и создает свой пейзаж-символ. Мотивы танатоса в их постсимволистском преломлении, иконичные лики крымской земли образуют цельное единство дурылинского текста. В поэзии М. Волошина
С.Н. Дурылин также выделяет визуальную доминанту, которую можно рассматривать как интермедиальный компонент.
* * *
Конференция «География искусства» в 2022 г. снова была междисциплинарной и работала в поле географии, искусствоведения, филологии, философии, культурологии. Этот проект традиционно полидискурсивный, обсуждающий взаимодействия культуры, художественного творчества и пространства. На форуме в этом контексте обсуждались разные проблемы и методологические подходы.