Научная статья на тему 'МНОГОМЕРНЫЕ ОБРАЗЫ ПРОСТРАНСТВА: ОБЗОР VII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА»'

МНОГОМЕРНЫЕ ОБРАЗЫ ПРОСТРАНСТВА: ОБЗОР VII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
132
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА» / ПРОСТРАНСТВО / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лавренова Ольга Александровна

Международная научная конференция «География искусства» на протяжении многих лет рассматривает взаимодействие искусства и пространства. Первая конференция состоялась в 2009 г. В 2021 г. седьмая по счету конференция состоялась в гибридном формате, что позволило пригласить ученых из отдаленных мест и других стран. Обсуждалась роль искусства в формировании культурного ландшафта, картографические, художественные, литературные образы мира, концепты пространства в искусстве. Искусство создает смыслы географических объектов разного уровня, «лепит» смысловую форму городского пространства. «Гений и место» - тема, раскрывающая, как художники, писатели, поэты создают заново смыслы тех мест, с которыми они связаны. Литературная география и локальные тексты - одно из измерений этой проблематики. Конференцию, как обычно, отличал широкий междисциплинарный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIDIMENSIONAL IMAGES OF SPACE: REVIEW OF THE VII INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE «GEOGRAPHY OF ART»

The international scientific conference «Geography of Art» has been considering the interaction of art and space for many years. The first conference was held in 2009. In 2021, the seventh conference was held in a hybrid format, which allowed scientists from remote places and other countries to be invited. The role of art in shaping the cultural landscape, cartographic, artistic, and literary images of the world, and concepts of space in art were discussed. Art creates the meanings of geographical objects of different levels, «sculpting» the semantic form of urban space. «Genius and Place» is a theme that reveals how artists, writers, and poets re-create the meanings of the places they are associated with. Literary geography and local texts are one of the dimensions of this problem. As usual, the conference was characterized by a broad interdisciplinary approach.

Текст научной работы на тему «МНОГОМЕРНЫЕ ОБРАЗЫ ПРОСТРАНСТВА: ОБЗОР VII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА»»

КОНФЕРЕНЦИИ

УДК 7+008 DOI: 10.31249/hoc/2021.03.12

Лавренова О.А. *

МНОГОМЕРНЫЕ ОБРАЗЫ ПРОСТРАНСТВА: ОБЗОР VII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА»

Аннотация. Международная научная конференция «География искусства» на протяжении многих лет рассматривает взаимодействие искусства и пространства. Первая конференция состоялась в 2009 г. В 2021 г. седьмая по счету конференция состоялась в гибридном формате, что позволило пригласить ученых из отдаленных мест и других стран. Обсуждалась роль искусства в формировании культурного ландшафта, картографические, художественные, литературные образы мира, концепты пространства в искусстве. Искусство создает смыслы географических объектов разного уровня, «лепит» смысловую форму городского пространства. «Гений и место» - тема, раскрывающая, как художники, писатели, поэты создают заново смыслы тех мест, с которыми они связаны. Литературная география и локальные тексты - од-

* Лавренова Ольга Александровна - доктор философских наук, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, Национальный исследовательский технологический университет МИСиС, Москва, Россия, e-mail: olgal-avr@mail.ru

Lavrenova Olga Aleksandrovna - DSn in Philosophy, PhD in Geography, leading researcher of the Institute of Scientific Information in Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, National Research Technological University Moscow Institute of Steel and Alloys Moscow, Russia, e-mail: olgalavr@mail.ru ORCID: 0000-0003-4916-0622

но из измерений этой проблематики. Конференцию, как обычно, отличал широкий междисциплинарный подход.

Ключевые слова. конференция «География искусства»; пространство; искусство; культурный ландшафт.

Поступил: 10.05.2021 Принят к печати: 24.05.2021

Lavrenova O.A.

Multidimensional images of space: Review of the VII International Scientific Conference «Geography of Art»

Abstract. The international scientific conference «Geography of Art» has been considering the interaction of art and space for many years. The first conference was held in 2009. In 2021, the seventh conference was held in a hybrid format, which allowed scientists from remote places and other countries to be invited. The role of art in shaping the cultural landscape, cartographic, artistic, and literary images of the world, and concepts of space in art were discussed. Art creates the meanings of geographical objects of different levels, «sculpting» the semantic form of urban space. «Genius and Place» is a theme that reveals how artists, writers, and poets re-create the meanings of the places they are associated with. Literary geography and local texts are one of the dimensions of this problem. As usual, the conference was characterized by a broad interdisciplinary approach.

Keywords: Conference «Geography of Art»; space; art; cultural landscape.

Received: 10.05.2021 Accepted: 24.05.2021

20-21 мая 2021 г. в гибридном формате, очно и онлайн, состоялась VII Международная научная конференция «География искусства». В этом году в ней приняли участие российские ученые с разных концов страны, а также представители Монголии и Ганы.

Проект «География искусства» был инициирован Ю.А. Ведениным, автором книги «Очерки по географии искусства» [Веденин, 1997]. Первый сборник «Географии искусства» вышел под его редакцией в 1994 г. [География..., 1994]. С тех пор было выпущено десять

сборников и состоялось шесть конференций [География., 1998, 2002, 2005, 2009, 2011, 2016, 2018, 2019, 2020, 2021].

Организаторами этого форума уже несколько лет выступают ИНИОН РАН, Российская академия художеств, Институт кино и телевидения (ГИТР), Российский государственный гуманитарный университет.

Темы сообщений были поделены на несколько традиционных секций.

Исторический ландшафт в искусстве

У. Полякова, студентка исторического факультета МГУ, в сообщении «География интеллектуальных центров Западной Европы X века (по переписке Герберта Орильякского) (ок. 945-1003)» обратила внимание на ключевую фигуру Возрождения, будущего папу Сильвестра II (999-1003). Соединив в себе реформатора квадривиума, книжника, выдающегося ученого и церковно-политического интригана, он прошел все стадии церковной иерархии, начиная с простого монаха, изъездил почти всю Западную Европу, т.е. был во Франции, Испании, Италии и Германии, находился в переписке не только со многими государственными людьми и учеными, но и почти со всеми коронованными особами своего времени. Культурные связи монаха можно разделить на три направления: книгообмен, обмен учениками и обмен произведениями искусства. Сборник писем Герберта Орильякского 983-996 гг. (т.е. до восшествия его на папский престол) знакомит нас с большей частью его культурных связей и их географией.

А.А. Пестрякова, студентка Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, представила доклад «Эмоциональное отражение темы Великих географических открытий в голландской живописи XVII века», основная проблематика которого - влияние географического освоения мира на живопись голландского мастера Альберта Якобса Кёйпа (1620-1691). Тема доклада примечательна трактовкой географии как обширной дисциплины, охватывающей многие сферы жизни человека того времени. Маринистика в творчестве Альберта Кёйпа является визуализацией социальных тенденций и стремлений человека к познанию новых миров и совершенствованию научных подходов.

Аспирант МГАХИ им. В.И. Сурикова, научный сотрудник ГТГ О.В. Стекольщикова сделала доклад «Древнерусская архитектура в творчестве Николая Рериха: от натуры к образу и символу». В творчестве Николая Рериха эта формула отражает изменение во времени формы живописного языка автора, когда натурная реальность (в данном случае архитектурная) в процессе восприятия культурного ландшафта и его художественного воплощения постепенно превращалась в собирательный образ-символ-знак. Для создания символического образа храма художник использовал символику ландшафта - возвышенность, открытость и беспредельность пространства, и, конечно, символику цвета - насыщенного, экспрессивного, в абсолютно искусственных сочетаниях и локальных заливках. В этом отразилось стремление Н. Рериха к рождению совершенного образа планетарного масштаба, созданию философского пейзажа, воплощающего идею «космического», «вселенского» единства человека и природы.

«Система границ и пограничные смыслы исторических произведений В.И. Сурикова» - тема доклада С.Я. Щебровой, кандидата культурологии, сотрудника Института философии человека РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Картины Сурикова заставляют задуматься об исторической правде и справедливости, позволяют понять, кто мы, как формировалась наша национальная идентичность. Эти картины, в зависимости от сюжета, интерпретируются с позиций теории фронти-ра (Ф. Тёрнер), культурной травмы (Н. Смелзер, Д. Александер, Р. Ай-ерман) и биополитики, с которой связано распространение в Новое время дисциплинарных стратегий и техник надзора (М. Фуко, Дж. Агамбен). В искусстве, как мир в капле воды, отражается культурный универсум (М.С. Каган), что «подтверждают» картины Сурикова, зафиксировавшие исторический опыт не только нашей страны, но отчасти и всего человечества.

Локальные образы

Т.О. Санникова, кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник Музея истории города-курорта Сочи, сообщение «Памятные зарисовки Сочинского Причерноморья географа Б.А. Тарчевского» посвятила одному из известных популяризаторов географических знаний в Сочи - ученому-гидрологу, члену Сочинско-

го отделения Русского географического общества (с 1979 г.) и его увлечению по созданию живописных зарисовок природы Кавказа (в значительной мере - окрестностей Сочи). Этюды Б.А. Тарчевского -это своего рода живописные походные дневники. Сегодня многие его пейзажи имеют значение историко-культурной памяти города Сочи. Его пейзажи города-курорта 1970-х годов совершенно иные в сравнении с современными городскими ландшафтами.

В докладе «Роль географического пространства Крыма в формировании специфики творчества и общественной деятельности И.К. Айвазовского» доктора искусствоведения Е.А. Скоробогачевой, представляющей Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, географическое пространство Крыма определяется как важнейший духовный, исторический, художественный центр, определивший развитие и творчества, и общественной деятельности великого художника-мариниста. Доказательством тому служат исторические, историко-религиозные, пейзажные полотна художника, основание им «Киммерийской школы живописи», ее мифологем и ми-фопоэтики, его труды по благоустройству родного города - Феодосии, в том числе строительство Музея и Картинной галереи. Две стихии -морская и живописная - воспринимались им нераздельно, как неизменный исток философии творчества, мировоззрения, деятельности, сопутствовали его жизни в декорациях моря.

«"Прислониха Пластова" и "после Пластова". Проблема образа территории и социально-культурной идентичности» - тема выступления Т.Ю. Пластовой, канд. филол. наук, заведующей кафедрой гуманитарных наук, МГАХИ имени В.И. Сурикова. Изменение традиционного облика русского села и утрата эстетической ценности национального ландшафта стали следствием и одновременно причиной глубоких социальных изменений, выразившихся в деградации сельского образа жизни, обезлюдевания и культурного обесценивания, в том числе исторических поселений. Эти проблемы рассматривались на примере села Прислониха Ульяновской области (первого в России «Достопримечательного места»), историческая идентичность и образы жителей которого воплощались в искусстве народного художника СССР А.А. Пластова, певца сельского ландшафта.

И.И. Халикова, аспирант ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, директор МБУ «Азнакаевский краеведче-

ский музей», свое сообщение «Особенности образа ханской Казани в произведениях Фиринта Халикова» посвятила творчеству выдающегося татарского художника. Его работы выполнены в историческом жанре. По архивным документам, зарисовкам и устным преданиям он выстроил образ древнего города в жанре реконструкций, показав величие и исторический масштаб ханской Казани.

С.А. Авдошина, преподаватель Казанского театрального училища, в докладе «Преображение городского пространства Набережных Челнов в творчестве группы "АНСВАКИ"» осветила попытку средствами живописи преобразить суровую производственную среду города через призму вечных человеческих ценностей: детство, дружба, любовь, чудо. Городское «пространство жизни» оживляется на картинах этой группы особым художественным видением, сформировавшимся как результат размышления о смысле жизни человека, об исчезновении его связей с природной средой.

В.А. Белоусова-Лебедева, главный специалист Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств, в докладе «Красноярский ландшафт как источник художественного мировоззрения» исследовала пространство города, сочетающее в себе разные типы ландшафта, активно влияющие на его художественную культуру. Контрастность природы, перепады высот определяют пространственные построения в произведениях искусства, особенности освещения, характерные для данного локуса, влияют на колорит, даже сюжеты во многом диктуются ландшафтной средой, в которую вписан город.

О.И. Кобер, доцент кафедры архитектуры Оренбургского государственного университета, член Союза художников России, член Ассоциации искусствоведов России, сделала сообщение на тему «Степной ландшафт в творчестве оренбургских художников: аксиологический аспект». Оренбургский край, находящийся на границе Европы и Азии, завораживает своими бескрайними просторами, и поэтому неудивительно, что оренбургские художники испытали на себе влияние степной природы, обогатив свою живопись особым цветовым строем. Высветленная палитра, создающая эффект палящего солнца при отсутствии прямого освещения, стала одной из отличительных черт оренбургской живописной школы, сформировавшейся благодаря выпускникам Московского художественного института им.

В.И. Сурикова (Москва), связавшим свою жизнь со степным краем. Географический фактор позволяет говорить о «европейском» и «азиатском» отношениях оренбургских художников к степи: с одной стороны, это символ раздолья, свободы, с другой - философия жизни с ценностно-смысловым значением.

Л.А. Мелихова, независимый исследователь, магистр изящных искусств МГУ им. М.В. Ломоносова, в докладе «Пространственные формы и образы в графических циклах "Камчатка" и "Чукотка" художника В.Н. Петрова-Камчатского» рассмотрела культурную ценность советской графики второй половины ХХ в. В циклах «Камчатка» и «Чукотка», соединив классические основы фигуративности и наследие авангардных направлений 1920-1930-х годов, художник не порывает с традицией, а модифицирует и обогащает ее. Он находит пластические графические приемы, передающие общность природы и человека, показывая, что мир вокруг - это единое пространство.

Студентка 4-го курса ОП «Культурология» НИУ ВШЭ М. Копылова посвятила свой доклад «Художественные практики и роль низовых инициатив в культурном развитии региона: кейс Желез-ногорска» изучению роли низовых инициатив, самоорганизаций и художественных практик в сфере современного искусства в малых городах России на примере города Железногорск в Курской области. В 2018 г. в городе открылся центр современного искусства «Цикорий», который образовался из местной творческой инициативной группы и за два года своего функционирования сумел добиться значимых достижений в российском художественном поле. В сообщении предпринята попытка очертить возможные стратегии для развития и поддержки подобных локальных сообществ, выявить отличительные черты «Цикория» как региональной институции современного искусства, этот опыт может содействовать развитию локальных творческих объединений и интеллектуальных сообществ.

Травелоги

В.Д. Черный, доктор культурологии, профессор РГГУ, сделал сообщение «Восприятие иностранцами Москвы в конце XV -XVI веке». Становление единого русского государства на исходе XV столетия было неожиданным для европейских стран. Каждый европе-

ец, прибывавший в русские земли, ощущал себя первооткрывателем. Главным местом притяжения иностранцев стала столица государства, Москва. Авторы сочинений о Московии описывали особенности городского ландшафта, застройки, планировки и отдельных сооружений. Внимание приезжих привлекали кремлевские постройки, выстроенные итальянцами крепости, храмы и палаты. Гости отмечали разреженность городской застройки и повсеместное использование дерева в качестве строительного материала. К началу XVII в. Москву уже хорошо знают в Европе, с ней налаживают политические и торговые связи. Множество путевых заметок и фундаментальных трудов о ранее почти неизвестной стране становятся достоянием общественности, прусский историк Соломон Нойгебауэр в первых строках своего труда о России называет Москву европейским городом.

И.А. Енина, соискатель степени кандидата искусствоведения Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, в сообщении «Художественное освоение Новой Земли: изобразительные материалы научно-исследовательских и художественных экспедиций XIX - первой половины ХХ в.» рассматривает изображения архипелага в работах Редера, Л. Апола, А.А. Борисова и А.Н. Бенуа. Работы Александра Борисова, посвященные темной и светлой полярной ночи, отражают контрасты Севера. Художник первым изображает светлую весеннюю полярную ночь, романтизируя северный морской пейзаж, не только с целью топографически точно передать ландшафт, но и отразить особенности светоцветовых нюансов этого края.

Картография как искусство

Ю.И. Арутюнян, кандидат искусствоведения, профессор кафедры зарубежного искусства Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, сделала доклад «"Космография Блау": риторика и поэтика». 12-томный «Большой атлас, или Космогафия Блау» включает около 600 гравированных на меди и раскрашенных вручную карт. Это уникальный памятник искусства картографии, собрание научных знаний и географических открытий XVII в., а также отражение риторики концептуального нарратива, воплощенной в стаффаже и декоративных мотивах на отдельных листах. Характерные черты формирования образного языка этих карт - наличие визуального комментария,

стремление к расширению изобразительности, существование сложных поэтико-риторических структур, характеризующих комплексный тип издания. Наглядная назидательность образов, типичный для эпохи барокко аллегоризм, использование этнографических и исторических мотивов, гармоничное взаимодействие текста и визуального ряда претворяют карты Виллема Янсзона Блау в риторический нарратив, формируя вектор восприятия и интерпретации элементов повествования в картографии.

Совместный доклад двух кандидатов исторических наук И.К. Фоменко, старшего научного сотрудника АНО НИЦ «АИРО-XXI», и Е.И. Щербаковой, доцента Московской школы экономики МГУ им. М.В. Ломоносова, «Пространство и время на картах Иерусалима» был посвящен европейским картам Святой земли раннего Нового времени. Эта территория - средоточие вневременных событий. На картах географическое пространство оказывается наполнено картинами всемирной и священной истории разных эпох, демонстрируя непрерывность и преемственность Ветхого и Нового Заветов, согласно традиции, восходящей к Средним векам, руководствующейся лозунгом «Pittura est per povery literature»1.

Историко-культурный ландшафт

В.В. Макаренко, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, сделал сообщение «Новый Иерусалим: историко-географические факторы воспроизведения храма Гроба Господня на Истре». Ново-Иерусалимский монастырь не вписывается в существующую историческую легенду о его создании силами и волей патриарха Никона. Его археологическое, градостроительное, архитектурное, декоративно-изобразительное и государственно-конфессиональ-ное измерения много шире. Накопившийся материал требует обобщения и пересмотра представлений об обстоятельствах создания этого монастыря, который игрой исторических сил оказался самым восточным храмом Гроба Господня.

А.В. Любичанковский, доцент Оренбургского государственного университета, посвятил сообщение «Опера в культурном ландшафте

1 Живопись - это литература (Библия) для бедных (неграмотных) (вульг. лат.).

202

Италии». Одной из характерных черт этоса итальянцев является умение любоваться воздухом. Это эстетическое наслаждение является сознательной и артикулируемой чертой ментальности. В языке она находит свое отражение в выражении «Guarda che bell'aria!» - «Погляди, какой сегодня воздух!». Такое чувство наслаждения воздухом лежит в основе итальянской вокальной оперной эстетики. Опера, зародившаяся во Флоренции XVI в., стала не просто новым эстетическим явлением, а вошла в культурный ландшафт Италии, став особой частью культурного пространства. Оперные театры становятся центром культурной жизни, являясь определенными культурными преемниками античного театра в древнегреческом полисе.

Кандидат искусствоведения, доктор культурологии, профессор, консультант Ассоциации искусствоведов (АИС) Н.А. Розенберг раскрыла тему «Культурный ландшафт города Ресистенсия, провинция Чако, как национальное достояние Аргентины»1. Художественная культура этой провинции становится целостной системой в первой половине ХХ в. Новые смыслы привнесли в нее мастера объединения «El Fogon de los Arrieros (Приют пастухов)», действующего с 1943 г. по настоящее время. Смысловые акценты в культурном ландшафте города получили мемориальные скульптуры К. Скеноне и К. Домингеса, Мурали Р. Монсегюра, герои которых - предводители индейцев в борьбе за свои права, персонажи мифов гуарани и современные люди. Культурный ландшафт Ресистенсии формирует историческую память населения и его национальную идентичность.

Доктор философских наук, почетный член РАХ О.А. Лавренова в честь прошлогоднего 150-летнего юбилея в докладе «"Ленин - жив". Памятники вождю революции в постсоветском культурном ландшафте» показала, как в России и в мире память о вожде революции закреплена множеством топонимов, музеев, монументов. В 1991 г. в мире насчитывалось более 14 тыс. памятников Ленину. В советский период они были символами государственной власти и идеологии. После распада Советского Союза и краха социалистической системы начала происходить обычная для такой ситуации «зачистка» пространства от символов предыдущей эпохи. Многие памятники Ленину были разрушены, демонтированы или перенесены на периферию го-

1 Доклад подготовлен при поддержке РФФИ, проект № 20012-00428.

203

родов. В современном мире остается более 7 тыс. памятников Ленину, и в 2020 г., в год его 150-летнего юбилея, было установлено несколько новых монументов и отреставрированы уже существующие, что свидетельствует о переосмыслении его личности и роли в истории.

Литературная география и локальные тексты

В докладе кандидата филологических наук, заведующей лабораторией гуманитарных исследований благотворительного фонда ЛИТО (БФ ЛИТО) О.Б. Балашовой «Гипотетические маршруты Анны Ахматовой и своеобразие пространственных восприятий городского ландшафта (Царское Село - Санкт-Петербург - Москва)» был представлен географический аспект поэтических образов ахматовской лирики. Такой подход позволяет по-новому проанализировать специфику сугубо авторских методов постижения и творческой переработки урбанистических реалий и их смыслов.

В совместном исследовании Н.Б. Горбунова, руководителя проекта «Педаль сцепления с реальностью», и Ю.Л. Минутиной-Лобановой, кандидата филологических наук, «Петербургский текст в прозе Геннадия Алексеева» рассматривался роман «Зеленые берега» (1984) с точки зрения понятия Петербургского текста русской литературы, определенного В.Н. Топоровым. Авторская стратегия Г.И. Алексеева соотносится с классическим представлением о Петербургском тексте: литератор опирается на представления читателя о Петербурге как литературном феномене. Петербург является полноценным героем его романа и организует сюжет. Сопоставление с другими произведениями, формирующими Петербургский текст русской литературы, позволяет ярче выявить уникальные черты образа Петербурга в романе «Зеленые берега».

Профессор ГИТР, доктор филологических наук А.П. Люсый в докладе «Опознание "Ривьеры": к сдвигологии локальных текстов русской культуры» показал, что, с одной стороны, мы расширяем культурную географию русской эмиграции посредством метафоры «Русская Ривьера» (от XVIII в. к XXI). С другой стороны, концентрируем внимание на экстраполяции посредством эмиграции локальных сверхтекстов русской культуры, поскольку писатели отправлялись в эмиграцию «верхом» кто на Петербургском, кто на Крымском текстах.

Данная образно-географическая обратимость рассматривается в контексте текстологической концепции русской литературы как суммы локальных текстов, воспроизводя в «Русском Берлине», «Русском Париже» или той же «Ривьере» петербургское или крымское пространство художественного существования.

Национальные картины мира

Н.А. Бакина, независимый исследователь японского костюма, коллекционер антикварных кимоно, член Ассоциации искусствоведов России, посвятила свое сообщение «Географии известных мест Японии (мэйсе) на кимоно начала ХХ века». Художественная география в японском искусстве сформировалась под влиянием поэтической географии. Кимоно - это часть единой культурно-исторической традиции, где топонимы встроены в художественный образ и связаны с понятием кадзари (интерактивное вовлечение зрителя в осмысление сюжета посредством его литературной эрудиции). География на кимоно предстает как важный внеизобразительный компонент, где исторические и достопримечательные места присутствуют имплицитно.

Жалцав Энхтувшин, кандидат искусствоведения, доцент Института строительства и архитектуры Монгольского государственного университета науки и технологии, свой доклад «Великая степь в пейзажах монгольских художников» посвятил творчеству живописцев ХХ в. Великая степь - соборное понятие, обозначающее особенности национального пространственного мышления и культуру монгольских народов, живших на территории Центральной Азии в прошлые и нынешние времена. Были проанализированы наиболее значимые произведения, особенности творческого метода и специфика национального художественного подхода, который созвучен одновременно и традиционному, современному актуальному искусству.

А.С. Харитонова, культуролог, куратор, сотрудник Центра народных художественных промыслов и ремесел г. Ханты-Мансийска, в сообщении «Вышитые праздничные платки остяков и вогулов» показала народный костюм как средство коммуникации. Коммуникативен и крой, и орнаментальное зонирование, и расположение деталей. Центр народных художественных промыслов и ремесел г. Ханты-Мансийска более 20 лет проводит комплексную работу по возрожде-

нию утраченных ремесленных технологий. В рамках программы «Забытые ремесла» была воссоздана вышивка праздничного платка остяков и вогулов, мотив вышивки «птицы».

А.А. Галямов, научный сотрудник Обско-угорского института прикладных исследований и разработок (г. Ханты-Мансийск), представил доклад «Образы родного пространства в произведениях самобытного хантыйского художника М.А. Тебетева (1924-2011)». Творчество художника неразрывно связано с его родной деревней Лохто-ткурт (с хант.: «лох» - курья, «тохыт» - невод, «курт» - деревня). Созданная еще в XVIII в. хантами Ангашуповыми, Тебетевыми, Киприя-новыми, Китуровыми, в 60-е годы XX в. деревня была ликвидирована по решению властей. В произведениях 1970-1980-х годов художник обращается к теме малой родины, воссоздавая ее живые образы (большое речное пространство, бескрайний лесной ландшафт, заливные луга и т.д.). Благодаря его картинам мы можем проследить трансформацию родного пространства в исторической перспективе.

Иные культурные миры

Доклад «Постколониальный мир через призму кураторских практик современного искусства» С.В. Поляковой, кандидата философских наук, доцента МГУ им. М.В. Ломоносова, представил собой попытку усмотрения специфических черт постколониального дискурса через призму конкретных кейсов экспонирования незападного искусства. Самыми показательными в этом отношении являются выставки, курируемые Ж.-Ю. Мартеном, который известен как человек, открывший дверь в искусство третьего мира. Траектории современного искусства в его соотношении с постколониальным и другими критическими по отношению к западной модерности дискурсами помогают понять, как изменился механизм его эстезиса (чувственного постижения реальности) и как он преломляется в процессах экспонирования искусства и производства знания о мире.

Е.А. Боровская, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, в докладе «Индия далекая и близкая. Художественный образ Индии в произведениях петербургских живописцев» рассмотрела примеры художественного влияния географического и культурного образа Индии на

творчество современных художников Северной столицы. Чем объяснить невероятную притягательность темы Индии для деятелей изобразительного искусства Петербурга? Из чего складывается образ этой далекой страны, как пространственная ситуация, особенности ландшафта, пейзажи, воспоминания о путешествиях трансформируются в картины и графические листы, созданные на берегах Невы? Ответ на эти вопросы автор доклада находит в анализе творчества нескольких петербургских художников, увлеченных темой Востока.

Дрейф стилей

В докладе кандидата философских наук, независимого исследователя Т.С. Терещенко «Отражение контактов древних греков с Египтом в росписях ваз на сюжет мифа о Геракле и Бусирисе» рассматриваются разные версии этого мифа, выявляются расовые и вестимен-тарные характеристики изображенных персонажей, анализируется трансформация этих росписей. Содержание этих изображений было чрезвычайно насыщенным и отражало не только контакты греков с Египтом, но и их противостояние с персами, египетские мифы, определенные черты культуры египтян и греков. В этих изображениях решался и целый ряд сугубо художественных проблем - композиции, репрезентации времени, соотношения разных видов искусств.

И.В. Голубева, соискатель кафедры зарубежного искусства СПбГАИЖСА им. И.Е. Репина при Академии художеств, сделала сообщение «Мастера римского Дученто: творческое наследие и территории влияния. Новые акценты в дискуссии о роли школ и художественных центров в искусстве итальянского Возрождения» «След» искусства римского Дученто «затерялся» в исследованиях, нацеленных на выявление достижений флорентийских мастеров. В докладе были расставлены традиционные для искусствознания акценты в определении исторической роли мастеров римской и флорентийской школ монументальной живописи в памятниках последней четверти XIII - первой четверти XIV в., а также перемещены устоявшиеся на сегодняшний день границы географического ареала их влияния.

А.Е. Кузьмина, главный специалист-искусствовед по музейной и выставочной деятельности РАХ, соискатель ученой степени кандидата искусствоведения МГУ им. М.В. Ломоносова, в докладе «Феномен

мигрирующего французского мастера в русском культурном пространстве XVIII века» исследовала проблему взаимообмена художественных культур России и Франции в XVIII в. Тип «странствующего» или «мигрирующего» мастера распространился в европейском культурном пространстве в данную эпоху. При изучении русского искусства XVIII в. вопрос о влиянии западноевропейской художественной школы, в том числе и мастеров-иностранцев, работавших в России, является одним из основных. Французская традиция формировала художественную политику многих европейских государств. В России преобладание представителей французской школы наибольших масштабов достигает к концу 1750-х годов.

И.А. Батакович, старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, представила доклад «Влияние архитектуры средневековой Далмации на формирование культурного ландшафта современной Хорватии». Медиевисты ХХ в. утверждали, что причины проблем современности были заложены еще в Средневековье, в силу чего автор на примере конкретной местности решила проследить динамику и степень влияния средневекового наследия на современный культурный ландшафт. Все чаще сегодня средневековый пейзаж становится метафорой, своеобразным символом темного прошлого, однако, вписавшись в современное культурное пространство, он не только может стать маркером культуры, но и основополагающей тенденцией развития местности.

Н.Н. Василевская, искусствовед, хранитель живописи и графики Русского центра искусства г. Калининграда, в сообщении «По гребням дюн. Нидденская колония художников» показала жизнь отдельного курортного поселка на территории современной Литвы. Расположен он на берегу Балтийского моря и Куршского залива, в 4 км от российской границы. До начала XX в. поселок входил в состав Восточной Пруссии. С конца XIX в. в Ниддене образовалась колония художников, основной состав которых происходил из Академии художеств г. Кёнигсберга. Изолированное географическое расположение поселка, живописные пейзажи побережья Куршской косы, песчаные дюны, ас-кетичность местных жителей и первозданная природа - эти факторы стали определяющими в выборе места творческих поездок немецких художников.

Академик РАХ, кандидат искусствоведения, профессор, заслуженный деятель искусств РФ, профессор Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, член СХ РФ Н. С. Кутейникова и член-корреспондент РАХ, доктор искусствоведения, декан факультета теории и истории искусств, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, член СХ РФ С.М. Грачева сделали совместный доклад «Участие современных петербургских художников в проектировании и благоукрашении зарубежных храмов». Петербургские мастера, например, создали декоративное убранство интерьера храма Преп. Сергия Радонежского в пригороде Йоханнесбурга Мидранде (ЮАР), выполнили проект по воссозданию утраченных элементов интерьера в Преображенском соборе Ново-Валаамского мужского монастыря в Финляндии, участвовали в убранстве грандиозного храма в честь Апостола Андрея и Всех Святых на земле русской просиявших в Эпископио, Тамасосского округа острова Кипр. Это свидетельствует о востребованности талантов и признании высокого профессионального уровня мастеров Северной столицы.

Ю.В. Маслова, зав. отделом металла и камня ВМДПНИ, сделала доклад «Проблемы возрождения урало-сибирской росписи в 19701980-е гг.». Ее исследование было посвящено возрождению в 19701980-е годы народного промысла - росписи металлических подносов Нижнего Тагила, возникшего в XVIII в. и существующего сегодня. Делом возрождения занялись специалисты отдела лаков и дерева НИИ художественной промышленности: И.Н. Крапивина, Б.И. Коромыслов, В.А. Барадулин и др. Материалы, находящиеся в архиве ВМДПНИ, раскрывают этапы возрождения нижнетагильской росписи, в частности возрождение цветочной «двухмазковой» кистевой росписи и цветных фонов, характерных для нижнетагильских подносов.

И.А. Пригарина, магистр Института философии Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), в сообщении «Межкультурный диалог в творчестве Джеки Цая» рассказала о творчестве современного китайского художника, в настоящее время проживающего в Великобритании. Его работы основываются на разнообразии и смешении - техник, форм, методов, элементов, тем и культур, прослеживается взаимодействие технических приемов Востока и поп-культуры Запада.

Естественно-научные основания искусства

Искусствовед, старший научный сотрудник отдела фондов Государственного Дарвиновского музея А.В. Васильева, в докладе «Место доисторических ландшафтов и вымершей фауны в отечественном визуальном искусстве XX века» показала, как на рубеже XIX-XX вв. не только в Европе, но и в России жанр исторической картины расширился до доисторических пейзажей. Образы вымерших гигантов и пейзажи отдаленных геологических эпох прочно вошли в визуальную культуру XX в. Если в России доисторические ландшафты украшают стены естественно-научных музеев, появляются в научно-популярных фильмах, то в Европе и Америке - главным образом, в развлекательном визуальном искусстве. В зарубежном искусстве доисторические пейзажи связаны с темой катастрофы и всеобщего апокалипсиса, в России - это детство планеты и загадочный притягательный мир, требующий изучения.

Е.О. Графова, аспирант Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева, посвятила свое сообщение «Ботанические каталоги и их роль в формировании стилистики флоральных мотивов западноевропейского модерна» узкой проблеме в рамках искусства и культуры модерна. В докладе сделан акцент на синергии таких наук, как ботаника, фитогеография растений, на результатах научных экспедиций рубежа XIX-XX вв.

Сад как текст

Доктор искусствоведения, профессор РГГУ Б.М. Соколов в сообщении «Моральная топография в программе итальянских садов XVI-XVII веков» исследовал программное содержание сада, которое становится его важной частью начиная с эпохи маньеризма и наделяет различные части ансамбля особой символикой. Высшая сложность и тонкость топографических смыслов достигалась в садах с морально-этической программой. Книга преподавателя платоновской философии Франческо де Вьери «О чудесных устройствах в Пратолино» (1587) (переведена и готовится к изданию автором доклада) толкует виллу Медичи как череду моральных аллегорий, с позиций христиан-

ской проповеди и платоновской философии. «Священный лес», парк скальных скульптур в Бомарцо, напротив, самодостаточен: его владелец и создатель Пьерфранческо Орсини снабдил статуи загадочными надписями, усугубив недоумение посетителей. Моральная топография окрашивает многие сады и парки эпохи барокко.

«Топос сада любви в цикле стихотворений Стефана Георге "Книга висячих садов" и его реминисценции в творчестве А. Шёнберга и А. Блока» - тема доклада В.М. Исмиева, кандидата философских наук, доцента Института мировых цивилизаций. Стихотворный цикл С. Георге «Книга висячих садов» (1895) не был полностью переведен на русский язык, причем переводы отдельных стихотворений лишь частично можно признать удачными в силу их неточности. Автор доклада сделал перевод цикла. Анализ содержания, поэтики и структуры цикла, его фабулы и сюжета позволил выявить особенности замысла Георге и выделить наиболее удачную группу стихотворений, составляющих «ядро» цикла, связанное с топосом сада. Именно эту часть цикла А. Шёнберг выбрал для создания вокального цикла с аналогичным названием (1908), придав ему новую интерпретацию. Выявлен ряд структурных, сюжетных и образных параллелей «Книги висячих садов» с «Соловьиным садом» А. Блока (1914), эти сходства, а также ряд принципиальных отличий позволяют по-новому взглянуть и на произведение А. Блока, признанное одним из наиболее значительных в его творчестве.

Концепты пространства в искусстве

Совместный доклад Н.М. Сим, кандидата искусствоведения, члена Ассоциации искусствоведов, Школы живописи «Мир искусств», и Г.Н. Стоговой, старшего преподавателя МГУ имени М.В. Ломоносова - «Символика образа власти в архитектурном декоре испанских королевств XVI в.» был построен на примерах декоративно-прикладного искусства (керамики, монументальной живописи) в Испании, Южной Италии, Сицилии, Португалии в контексте архитектурных стилей испанского Ренессанса. Был освещен опыт заимствований художественных приемов архитектурного декора, визуализации мифологических персонажей, метод их трансформации в образ со-

вершенного правления как действенный инструмент зримого воплощения идеологии власти.

О.Б. Павлова, искусствовед, член Творческого союза художников России, представила доклад на тему «Постоянные экспозиции му-зейно-архитектурных, этнографических комплексов и периодические арт-проекты как репрезентация культуры, истории и искусства выделенного географического региона». Были рассмотрены этнографические, историко-культурные музеи-заповедники под открытым небом, организованные по принципу музея на острове Скансен в Стокгольме в Швеции, и национальные павильоны на Всемирных промышленных выставках, на Венецианской биеннале и подобных периодических крупномасштабных арт-проектах. Отмечены локальные биеннале и триеннале, отдельные фестивали. Было показано, как средствами постоянных экспозиций и временных выставок решаются задачи репрезентации, трансляции, сохранения, изучения культуры определенного региона и эпохи.

Доцент факультета культурологии РГГУ, кандидат исторических наук И.Н. Захарченко в сообщении «"Новый Вавилон" Констана Ньювенхейса (Constant Nieuwenhuys, 1920-2005) как пространственный образ современной культуры» рассказала о творчестве известного голландского художника, представителя послевоенного авангарда, более известного только под именем Констан. Он вошел в историю не только как член группы «КоБрА» и участник Ситуационистского Интернационала, но и как создатель уникального архитектурно-художественного проекта «Новый Вавилон», работа над которым длилась около 20 лет (середина 1950-х годов - 1974 г.). Это художественная утопия, реализованная в форме многочисленных макетов из металлической сетки и оргстекла, чертежей, рисунков и т.д. Работая над пространственным образом города будущего, Констан уходил от интереса к собственно архитектурным решениям. Идеи горизонтального города, лабиринта, игры, номадизма и др. превращались в емкие метафоры. Через утопическое архитектурное пространство художник моделировал пространственный образ культуры того будущего, которое в полном объеме раскроется спустя несколько десятилетий после завершения его работы над «Новым Вавилоном».

«Концепт пространства в произведениях сайнс-арта» - тема доклада И.А. Корневой-Чаевой, старшего научного сотрудника Архива

РАН, члена Ассоциации искусствоведов, куратора выставок сайнс-арта. Структурно концепт пространства представляют в виде фрейма, где «географическая территория» выделяется в качестве вершинного узла. Интегративный характер концепта пространства обнаруживается в произведениях сайнс-арта, культурного феномена, возникшего на рубеже XX-XXI вв. как направление актуального искусства, концептуализирующего научную проблематику художественными средствами, использующего научно-технические и технологические разработки для решения эстетических и этических задач.

Е.А. Ржевская, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ, в сообщении «Искусство Татьяны Кочемасовой: "Путешествие в страну сказок и легенд"» проанализировала живопись вице-президента РАХ, известного искусствоведа, которая, взявшись за кисть, создала уникальный мир волшебных лесов и животных, эмоциональных цветов и добрых людей.

Доклад Н.В. Синявиной, доктора культурологии, профессора Московского государственного института культуры, «Особенности конструирования художественного пространства в парадигме авангарда» раскрывает становление парадигмы авангарда и способы построения в ее границах художественного пространства, которое приобретает ряд специфических характеристик (в частности, интертекстуальность, абсурд, игру, дихотомию внутреннего и внешнего). Подчеркивается ориентация авангарда на нивелирование границ (стилистических, жанровых, видовых и пр.) и формирование многочисленных фронтирных зон. В заключение делается вывод о взаимообусловленности внутреннего и внешнего, принимающей различные формы (автор - зритель, автор - автор, автор - стиль и пр.) и требующей нового художественного языка.

* * *

Конференция «География искусства» - часть многолетнего междисциплинарного проекта [Лавренова, 2020] - в 2021 г. снова собрала искусствоведов, географов, филологов, культурологов, киноведов и других специалистов. Художественная культура рассматривалась как «зеркало» и провокатор пространственных представлений. Как и в предыдущие годы, на этом форуме обсуждались различные

дискурсы взаимодействия культуры и пространства. Были представлены не только новые темы, но и новые методологические подходы, которые расширяют и углубляют понимание поставленной проблемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. - СПб. : Дмитрий Буланин,

1997.

География искусства / отв. ред. Ю.А. Веденин, сост. О.А. Лавренова. - М. : Институт Наследия, 1994. - Вып. 1.

География искусства / отв. ред. Ю.А. Веденин, сост. О.А. Лавренова. - М. : Институт Наследия, 1998. - Вып. 2.

География искусства / отв. ред. Ю.А. Веденин, сост. О.А. Лавренова. - М. : Институт Наследия, 2002. - Вып. 3.

География искусства / Отв. ред. Ю.А. Веденин, сост. О.А. Лавренова. - М. : Институт Наследия, 2005. - Вып. 4.

География искусства / отв. ред. Ю.А. Веденин, сост. Т.В. Левина, О.А. Лавре-нова. - М. : Институт Наследия, 2009. - Вып. 5.

География искусства / отв. ред. Ю.А. Веденин, сост. О.А. Лавренова. - М. : Институт Наследия, 2011. - Вып. 6.

География искусства: междисциплинарное поле исследования / Отв. ред. и сост. О.А. Лавренова. - М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 208 с.

География искусства: инсайд-аут / отв. ред. и сост. О.А. Лавренова. - М. : ГИТР, 2018. - 316 с.

География искусства: расширение горизонтов / отв. ред. и сост. О.А. Лавренова. - М. : ГИТР, 2019. - 414 с.

География искусства: новые ракурсы / отв. ред. и сост. О.А. Лавренова. - М. : ГИТР, 2020. - 472 с.

География искусства: пространство, подчиненное стилю / отв. ред. и сост. О.А. Лавренова. - М. : ГИТР, 2021. - 488 с.

Лавренова О.А. «География искусства»: междисциплинарный проект в долговременной перспективе // Labyrinth. Теории и практики культуры. - 2020. - № 4. -URL: https: //labyrinth.ivanovo.ac .ru/category/j ournal/4-2020/

References

Vedenin, Yu.A. (1997). Ocherki po geografii iskusstva [Essays on the geography of art]. Saint Petersburg. : Dmitrij Bulanin. (In Russian).

Vedenin Y.A. (ed.) (1994). Geografiya iskusstva. Vyp. 1 [Geography of art. Issue

1]. Moscow : Institut Naslediya. (In Russian).

Vedenin Y.A. (ed.) (1998). Geografiya iskusstva. Vyp. 2 [Geography of art. Issue

2]. Moscow : Institut Naslediya. (In Russian).

Vedenin Y.A. (ed.) (2002). Geografiya iskusstva. Vyp. 3 [Geography of art. Issue

3]. Moscow : Institut Naslediya. (In Russian).

Vedenin Y.A. (ed.) (2005). Geografiya iskusstva. Vyp. 4 [Geography of art. Issue

4]. Moscow : Institut Naslediya. (In Russian).

Vedenin Y.A. (ed.) (2009). Geografiya iskusstva. Vyp. 5 [Geography of art. Issue

5]. Moscow : Institut Naslediya. (In Russian).

Vedenin Y.A. (ed.) (2011). Geografiya iskusstva. Vyp. 6 [Geography of art. Issue

6]. Moscow : Institut Naslediya. (In Russian).

Lavrenova O.A. (ed.) (2016). Geografiya iskusstva: mezhdisciplinarnoe pole issle-dovanie [Geography of Art: an interdisciplinary field of study]. Moscow ; Saint Petersburg : Centr gumanitarnyh iniciativ. (In Russian).

Lavrenova O.A. (ed.) (2018). Geografiya iskusstva: insajd-aut [Geography of Art: inside-out]. Moscow : GITR.

Lavrenova O.A. (ed.) (2019). Geografiya iskusstva: rasshirenie gorizontov [Geography of art: expanding horizons]. Moscow : GITR.

Lavrenova O.A. (ed.) (2020). Geografiya iskusstva: novye rakursy [Geography of Art: new camera angles]. Moscow : GITR.

Lavrenova O.A. (ed.) (2021). Geografiya iskusstva: prostranstvo, podchinennoe stilyu [Geography of art: space subordinated to style]. Moscow : GITR.

Lavrenova, O.A. (2020). «Geografiya iskusstva»: mezhdisciplinarnyj proekt v dol-govremennoj perspektive [«Geography of art»: an interdisciplinary project in a long-term perspective]. In Labyrinth. Teorii i praktiki kul'tury [Labyrinth. Theories and practices of culture], (4). Retrieved from : https://labyrinth.ivanovo.ac.ru/category/journal/4-2020/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.