Научная статья на тему 'ПРОСТРАНСТВА КИНО: ОБРАЗНЫЙ МИР КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА. ОБЗОР VI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА»'

ПРОСТРАНСТВА КИНО: ОБРАЗНЫЙ МИР КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА. ОБЗОР VI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
244
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА» / КИНОИСКУССТВО / МЕДИА / ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лавренова Ольга Александровна

Международная научная конференция «География искусства» посвящена разработке широкого проблемного поля взаимодействия искусства и географического пространства. Она традиционно рассматривает не только распределение артефактов и памятников по земной поверхности, но также особенности отражения в искусстве географического пространства и создание фантазийных миров, в которых всегда прослеживается зависимость от закономерностей организации реального мира. Конференция проводится с 2009 года, она была инициирована географом Ю.А. Ведениным и продолжена философом и культурологом О.А. Лавреновой. Организаторами этого представительного форума в последние годы являются Институт научной информации по общественным наукам РАН, Российская академия художеств, Институт кино и телевидения (ГИТР), Российский государственный гуманитарный университет. В 2020 году конференция впервые прошла в онлайн-формате. Как всегда, обсуждалась роль территориальных факторов в формировании художественных школ и отдельных произведений, а также творческое восприятие культурного ландшафта, место искусства в формировании образа территории. Важная тема - концепты пространства в произведениях искусства, возможности осмысления, преображения, «переформатирования» пространства разными видами искусства, в том числе и экранными, создание таким способом «приращения смысла» мест и регионов. В рамках этой конференции обсуждались историко-культурные особенности отечественного и мирового кинематографа, фиксирующего реальные пространства и создающего собственные его модификации. Затрагивалась тема путешествия в кино, виртуальные репрезентации культурных ландшафтов с помощью цифровых нарративов и, соответственно, возможности и особенности виртуальных путешествий. Вопрос исследования городских пространств средствами кинематографа рассматривался в широкой смысловой палитре - от балагана до маргинальности. Город предстает как универсальные декорации для перформанса и реальные локусы улицы с их обитателями становятся героями современных визуальных медиа. Отдельной темой было обсуждение сконструированных пространств корейских сериалов и их адаптация в российской культуре как ощутимый результат процесса межкультурной коммуникации. Все вышеперечисленные исследования, о которых рассказывали участники конференции, фактически дополняют друг друга в осмыслении образной составляющей культурного ландшафта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CINEMA SPACES: AN IMAGINATIVE WORLD OF THE CULTURAL LANDSCAPE. REVIEW OF THE 6TH INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE “GEOGRAPHY OF ART”

The international scientific conference “Geography of Art” is devoted to the development of a wide problematic field of interaction between art and geographic space. It traditionally considers not only spacing of artifacts and monuments over the earth’s surface, but also specific features related to the reflection of geographical space in art and creation of fantasy worlds in which the dependence on consistent patterns of the real world formation can easily be traced. The conference has been held since 2009; it was initiated by the geographer Yu.A. Vedenin and carried forward by the philosopher and culture specialist O.A. Lavrenova. In recent years, organizers of this representative forum are the Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, the Russian Academy of Arts, Film and Television School (GITR), the Russian State University for the Humanities. In 2020, for the first time the conference was held online. As always, there was discussed the role of territorial factors in formation of art schools and individual works, as well as a creative perception of the cultural landscape, the place of art in the formation of the territory image. An important topic was a concept of space in art works, the possibilities of comprehending, transforming, “reformatting” the space by different art types including screen art, creating in this way the “increment of meaning” of places and regions. Within the framework of this conference there were discussed historical and cultural features of the national and world cinema, which capture real spaces and create their own modifications. Participants touched upon the topic of traveling in the cinema, virtual representations of cultural landscapes using digital narratives and, accordingly, the possibilities and specific features of the virtual travel. The issue of studying urban spaces by means of cinema was considered in a wide semantic variety-from buffoonery to marginality. A city appears as a universal scenery for a performance while real street loci with their inhabitants become heroes of modern visual media. A separate topic was the discussion of constructed spaces of Korean TV series and their adaptation in Russian culture as a tangible result of the process of intercultural communication. All the above mentioned studies represented by conference participants actually complement each other in terms of understanding the figurative component of the cultural landscape.

Текст научной работы на тему «ПРОСТРАНСТВА КИНО: ОБРАЗНЫЙ МИР КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА. ОБЗОР VI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА»»

УДК 791.3 + 008 ББК 85.374 + 71.04

DOI: 10.30628/1994-9529-2020-16.3-159-176 received 27.09.2020, accepted 29.09.2020

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ЛАВРЕНОВА

Институт научной информации по общественным наукам РАН, Национальный исследовательский технологический университет

«МИСиС»,

Институт кино и телевидения (ГИТР), Москва, Россия ResearcherID: AAK-6407-2020 ORCID: 0000-0003-4916-0622 e-mail: [email protected]

ПРОСТРАНСТВА КИНО: ОБРАЗНЫЙ МИР КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА. ОБЗОР VI МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА»

Аннотация. Международная научная конференция «География искусства» посвящена разработке широкого проблемного поля взаимодействия искусства и географического пространства. Она традиционно рассматривает не только распределение артефактов и памятников по земной поверхности, но также особенности отражения в искусстве географического пространства и создание фантазийных миров, в которых всегда прослеживается зависимость от закономерностей организации реального мира. Конференция проводится с 2009 года, она была инициирована географом Ю.А. Ведениным и продолжена философом и культурологом О.А. Лавреновой. Организаторами этого представительного форума в последние годы являются Институт научной информации по общественным наукам РАН, Российская академия художеств, Институт кино и телевидения (ГИТР), Российский государственный гуманитарный университет. В 2020 году конференция впервые прошла в онлайн-формате. Как всегда, обсуждалась роль территориальных факторов в формировании художественных школ и отдельных произведений,

а также творческое восприятие культурного ландшафта, место искусства в формировании образа территории. Важная тема — концепты пространства в произведениях искусства, возможности осмысления, преображения, «переформатирования» пространства разными видами искусства, в том числе и экранными, создание таким способом «приращения смысла» мест и регионов. В рамках этой конференции обсуждались историко-культурные особенности отечественного и мирового кинематографа, фиксирующего реальные пространства и создающего собственные его модификации. Затрагивалась тема путешествия в кино, виртуальные репрезентации культурных ландшафтов с помощью цифровых нарративов и, соответственно, возможности и особенности виртуальных путешествий. Вопрос исследования городских пространств средствами кинематографа рассматривался в широкой смысловой палитре — от балагана до маргинальности. Город предстает как универсальные декорации для перформанса и реальные локусы улицы с их обитателями становятся героями современных визуальных медиа. Отдельной темой было обсуждение сконструированных пространств корейских сериалов и их адаптация в российской культуре как ощутимый результат процесса межкультурной коммуникации. Все вышеперечисленные исследования, о которых рассказывали участники конференции, фактически дополняют друг друга в осмыслении образной составляющей культурного ландшафта. Ключевые слова: конференция «География искусства», киноискусство, медиа, пространство, культурный ландшафт

OLGA A. LAVRENOVA

Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian

Academy of Sciences, MISIS National University of Science and Technology, GITR Film and Television School, Moscow, Russia Researcher ID: AAK-6407-2020 ORCID: 0000-0003-4916-0622 e-mail: [email protected]

CINEMA SPACES: AN IMAGINATIVE WORLD OF THE CULTURAL LANDSCAPE. REVIEW OF THE 6TH INTERNATIONAL SCIENTIFIC CONFERENCE "GEOGRAPHY OF ART"

Abstract. The international scientific conference "Geography of Art" is devoted to the development of a wide problematic field of interaction between art and geographic space. It traditionally considers not only spacing of artifacts and monuments over the earth's surface, but also specific features related to the reflection of geographical space in art and creation of fantasy worlds in which the dependence on consistent patterns of the real world formation can easily be traced. The conference has been held since 2009; it was initiated by the geographer Yu.A. Vedenin and carried forward by the philosopher and culture specialist O.A. Lavrenova. In recent years, organizers of this representative forum are the Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, the Russian Academy of Arts, Film and Television School (GITR), the Russian State University for the Humanities. In 2020, for the first time the conference was held online. As always, there was discussed the role of territorial factors in formation of art schools and individual works, as well as a creative perception of the cultural landscape, the place of art in the formation of the territory image. An important topic was a concept of space in art works, the possibilities of comprehending, transforming, "reformatting" the space by different art types including screen art, creating in this way the "increment of meaning" of places and regions. Within the framework of this conference there were discussed

historical and cultural features of the national and world cinema, which capture real spaces and create their own modifications. Participants touched upon the topic of traveling in the cinema, virtual representations of cultural landscapes using digital narratives and, accordingly, the possibilities and specific features of the virtual travel. The issue of studying urban spaces by means of cinema was considered in a wide semantic variety—from buffoonery to marginality. A city appears as a universal scenery for a performance while real street loci with their inhabitants become heroes of modern visual media. A separate topic was the discussion of constructed spaces of Korean TV series and their adaptation in Russian culture as a tangible result of the process of intercultural communication. All the above mentioned studies represented by conference participants actually complement each other in terms of understanding the figurative component of the cultural landscape.

Keywords: conference "Geography of Art", cinema, media, space, cultural landscape

Очередная конференция «География искусства» состоялась 23-26 сентября 2020 года в онлайн режиме. Такой формат стал данью нашему смутному времени, но также открыл новые возможности для плодотворного общения ученых из разных городов и стран. Бренд «География искусства» широко известен в кругах искусствоведов, географов, культурологов, философов на протяжении четверти века. Первый сборник под редакцией Ю.А. Веденина вышел в 1994 г., первая конференция состоялась в 2009 году. Изначально сборники выпускались как повторяющееся издание, с 2013 года они формируются на основе материалов конференции, но представляют собой самостоятельные издания благодаря новым аспектам обсуждения, вынесенным в подзаголовок. Несмотря на то, что конференция русскоязычная, в разные годы ней принимали участие представители зарубежной науки - Украины, Болгарии, Великобритании, Шри-Ланки, Казахстана, Китая и др. В отечественном научном сообществе периодически возникали конференции, так или иначе затрагивающие сходный круг вопросов, например, «Россия: воображение пространства / пространство воображения», организованная географом и культурологом Д.Н. Замятиным в 2008 году (сборник вышел в 2009 году). Этот проект предполагалось продолжить, и конференция «Воображение культурных ландшафтов: ключевые методологические и теоретические проблемы» должна была состояться в марте 2020 года, но из-за ситуации с COVID-19 была перенесена на неопределенный срок. Такие конференции связаны

преимущественно с проблематикой перцепционной географии и сосредоточены на закономерностях построения пространственных образов. «География искусства» фокусируется именно на художественных образах и особенностях взаимодействия искусства и пространства. В зарубежной научной традиции форумы подобной проблематики не встречаются. Вопросы же, обозначенные выше, рассматриваются в рамках искусствоведческих, историко-географических или семиотических конференций. В частности, на XIV Всемирном семиотическом конгрессе в 2019 году в Буэнос-Айресе силами Международной ассоциации семиотики пространства и времени (IASSp+T, Швейцария) была организована секция семиотики пространства, на которой рассматривалась в числе прочих и проблематика пространственно-семиотических систем, создаваемых в визуальных искусствах и литературе [1]. Этим же проблемам уделяется внимание на ежегодных встречах IASSp+T, две последние были организованы в Москве (2018) [2] и Ереване (2019) [3], по материалам которых был собран спецвыпуск журнала «Человек: образ и сущность» (№1, 2020). В какой-то мере все взаимодействия искусства и пространства можно трактовать в семиотическом ключе, отголоски такого подхода можно было наблюдать и на конференции «География искусства - 2020».

Уже несколько лет подряд этот популярный в научном сообществе форум традиционно организуют ИНИОН РАН, Российская академия художеств, Институт кино и телевидения (ГИТР), Российский государственный гуманитарный университет. В этом году техническую базу и поддержку для общения посредством программы для организации видеоконференций «Zoom» обеспечил ГИТР. В рамках конференции традиционно обсуждались вопросы взаимодействия пространства и искусства, с одной стороны — создания в художественных произведениях пространственных концептов, с другой — трансформирования внешнего мира силами искусства. Отдельно эти темы рассматривались применительно к экранным искусствам и современным медиа. Доклады этой проблематики сформировали интересную и плодотворную дискуссию о пространствах кино.

В этой дискуссии исторический блок открыл ведущий научный сотрудник МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат искусствоведения Е.В. Александров в докладе «От "искусства пользы" к "полезному искусству" (по следам дискуссии о советском кинематографе в конце 1920-х гг.)» (Рис. 1). В столетней исторической перспективе трудно представить из сегодняшнего далёка ту степень разрухи и хаоса, отчаяния и

надежды, из которых родился прорыв во всех видах искусства, называемый авангардом. Может быть, в кинематографе этот всплеск творческой энергии проявился наиболее ярко, обеспечив России на короткое время абсолютное первенство. Было открыто, что неприукрашенные лохмотья жизни могут быть высоким искусством. И тут же показано, как можно использовать осколки разбитого зеркала для внушения людям любых идей, но главное — надежды на новую жизнь. Десяти лет хватило, чтобы стало ясно — казавшееся вначале совпадение партийных и художественных интересов свелось к использованию творческих открытий для обслуживания утилитарных государственных потребностей.

Рис. 1. Афиша художников В. и Г. Стенбергов к фильму Дзиги Вертова «Одиннадцатый»1 Fig. 1. The poster of the artists V. and G. Stenbergs for the film The Eleventh Year by Dziga Vertov

«Типологические места поколенческой и межпоколенческой коммуникации в советском кинематографе Оттепели: от пространства солидарности к пространству отчуждения» — тема доклада Б.В. Рейфмана, доцента Факультета культурологии РГГУ. Докладчик напомнил, что в книге «Кино» Ж. Делез утверждает, в 1940-е и 1950-е годы в европейском и американском кинематографе происходило радикальное изменение киноязыка. Соотнося нашу интерпретацию теории французского философа с

1 Источник изображения см.:

URL: https://i.pinimg.com/280x280_RS/fd/39/86/fd39865cde118ad5056c59d5783d5cc8.jpg

известным понятием У. Эко, мы можем назвать это движением в направлении «открытого произведения». Разного рода визуальные и звуковые «случайности» усложняли зрительское восприятие экранного действия. «Считываемые» зрителем смыслы перестали быть тождественными высказываниям персонажей и все в меньшей степени задавались умело выстроенными «системами ожидания». Подобная же перестройка киноязыка, причем, предопределенная именно западным влиянием, происходила и в советском кинематографе периода Оттепели. В первые оттепельные годы у неореализма перенимались главным образом те черты, которые были созвучны советской эйфории обновления, солидарности различных социальных групп, народа и элиты, старших и младших. В частности, создавался ряд своего рода типологических мест кинематографических «мужских разговоров» в городском пространстве (прежде всего двор и квартира). Они стали основанием ностальгических стилизаций атмосферы Оттепели в позднесоветском и постсоветском кино. Однако в фильмах «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Личная жизнь Кузяева Валентина», «Короткие встречи», «Три дня Виктора Чернышова» и многих других позднеоттепельных картинах очевидна отмеченная выше переориентация, которая радикально меняет «план содержания» репрезентируемой коммуникации в направлении разобщенности, отчуждения. Но при этом остается неизменным сформировавшийся ряд типологических мест кинематографической коммуникации, дворы и квартиры, уже ставшие «своими» и для зрителей. Именно в это время востребованными оказываются ослабленные логические последовательности кадров и сцен, лакунарные и дисперсные репрезентации реальности, эллиптичность иной природы, чем в традиционном монтажно-повествовательном кинематографе. Все это не может быть «считано» однозначно и предполагает более сложного зрителя и гораздо большую зрительскую свободу в выстраивании смысла.

Представляющая Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена и Институт философии человека (Санкт-Петербург) кандидат культурологии С.Я. Щеброва посвятила свое выступление «Каникулам любви Эльёра Ишмухамедова (два фильма периода "оттепели")» (Рис. 2). Она проанализировала работы «Нежность» (1966) и «Влюбленные» (1969). Созданные под влиянием итальянского неореализма, оба фильма запечатлели специфический культурный мир периода «оттепели». Необычность работы режиссера заключается в том, что ему удалось разговор о любви сделать главной темой фильмов, а не фоном

победоносного социалистического труда. Несмотря на отступление Э. Иш-мухамедова от канона соцреализма, и в «Нежности», и во «Влюбленных» можно выявить ряд мифологем: культ труда, героя и героизма, Революции, родной территории, Матери, восходящие к космогоническому мифу о сотворении мира. Наличие этих мифологем означает, что советский дискурс автоматически транслировался даже в таких внешне «неидеологизи-рованных» фильмах.

Рис. 2. Кадр из фильма «Нежность». Реж. Эльёр Ишмухамедов, 1966.

Сплав мальчишек по реке Анхор в Ташкенте2 Fig. 2. Screen capture from the film Fondness (1966) directed by Elyor Ishmukhamedov.

Rafting of boys on the Ankhor River in Tashkent

На пересечении географического и экранного пространства спонтанно возникла крымская тема и тема путешествий. В.А. Колотаев, доктор филологических наук, декан факультета истории искусств РГГУ, в докладе «Карта пути героя и построение идентичности в киноискусстве» показал, как перемещение героя в пространстве, прохождение через характерный ландшафт и движение к определенной географической цели - к «месту желания» - отражает его внутреннее состояние. Это прежде всего внутреннее путешествие, успех которого определяется самосознанием. Так, в

2 Источник изображения см.: URL: https://ok.ru/video/1217096387283

фильме «Коктебель» герой, носитель протоидентичности, обнаруживает корреляцию внешнего ландшафта внутреннему. Но, оказавшись в географической точке, имеющей важные культурные смыслы, ничего там не обнаруживает. Эта неудача определяется его неспособностью наращивать культурно-исторический опыт и, соответственно, неумением использовать определенную оптику, открывающую значение места.

Профессор Института кино и телевидения (ГИТР), доктор филологических наук А.П. Люсый продолжил тему в сообщении «В тисках киногеографии: Аверс и реверс символических оборотов и пространственных смещений в искусстве кино». По мнению докладчика развитие кино начинается с пониманием его пространственного кода. С пространственной организацией связаны определенные монтажные фигуры и принципы киноповествования, а проработка фактурности этого пространства стала усиливать эффект реальности или, наоборот, обозначать область сна или фантазии. В этом смысле рассказ А. Аверченко «Фокус великого кино» (1921) оказался для кинотеории тем, чем стал рассказ Борхеса «Аналитический язык Джона Уилкинса» для гуманитарной археологии Мишеля Фуко и его книги «Слова и вещи». Случайный запуск кинопленки в обратном направлении предстает «прогрессом назад», соотносимым с идеями Отто Ранка и Шандора Ференци о возвращении в утробу как базисном (ар-хитепическом) импульсе психики. Это порождает реверсивный тип фильма. В российском культурном пространстве возвращение в утробу - это в значительном смысле возвращение в Крым, место рождения отечественного кинематографа. Крымский кинотекст формировался как текст культуры на основе своего медиального движения от пушкинской Нереиды к набоковской Лолите с пейзажем «Русской Ривьеры» посредине.

Е.А. Богатырёва, проректор по научной работе и профессор Института кино и телевидения (ГИТР), доктор философских наук, в сообщении «Путешествия в современном европейском кино» рассказала о новых моментах в интерпретации темы кинопутешествий, которая связана с философией «второго модерна» («общества риска»). Согласно этой концепции, будущее в обществе модерна рассматриваемой как риск. Путешествие воспринимается как выход из экзистенциально-социальных проблем и как шанс на получение добавочного времени.

Доклад представителей Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна — доктора искусствоведения, профессора Н.И. Дворко и ассистента Ю.С. Тихоновой — был

посвящен «Репрезентации культурного ландшафта в цифровых наррати-вах» (Рис. 3), которые создают мультесемантические образы, используя уникальные возможности цифровой среды.

Рис. 3. Скриншоты раздела «Culter» мультимедийного онлайн-проекта This is Bear Ears, использующего интерактивные и иммерсивные технологии (WebVR) в репрезентации

культурного ландшафта Bear Ears — национального памятника в США3 Fig. 3. Screenshots from "Culture" section of the online multimedia project This is Bear Ears, which uses interactive and immersive technologies (WebVR) to represent the cultural landscape of Bear Ears, a national monument in the United States

Были продемонстрированы специфика стратегий репрезентации конкретных локусов и регионов, рассмотрены примеры интерактивных документальных веб-проектов и геолокационных цифровых наррати-вов, открывающих новые способы представления культурного ландшаф-

3 Источник изображения см.: URL: http://bearsears.patagonia.com/

та. Проанализирован накопленный опыт разработки на кафедре дизайна рекламы СПбГУПТД интерактивных мультимедийных проектов, посвященных объектам природного и культурного наследия России. Созданные цифровые продукты позволяют совершать виртуальные путешествия по конкретным национальным паркам, заповедникам и т.д., причем в случае таких путешествий смыслы ландшафта оказываются более открытыми и дружелюбными (поскольку они уже подготовлены, оформлены, выложены на поверхность создателями цифровых нарративов), нежели в случае самостоятельного путешествия в реальном пространстве. Прототипом таких цифровых нарративов, связанных с историей культурного ландшафта, были геоинформационные системы (ГИС), где к каждому локусу привязывалась серия исторических фотоснимков.

«Путешествия по Российской империи» (Рис. 4) в фотографиях из собрания Русского музея» - тема доклада И.А. Панченко, старшего научного сотрудника Государственного Русского музея. Она представила фотографический ретроспективный цикл, который на настоящий момент не имеет аналогов в культурном пространстве нашей страны. На материале четырех выставок, посвященных Крыму, Москве, Санкт-Петербургу и Санкт-Петербургской губернии (2016-2019) была продемонстрирована музейная фотоколлекция в контексте изучения уникального культурно-природного ландшафта Российской империи периода 1850-1910-х годов. Фотография - запечатленная на пленку культурная память, позволяющая современному зрителю совершить путешествие во времени и пространстве. Историческая фотография также предстает как самостоятельный объект культурного наследия, который необходимо сохранять, изучать, реставрировать и популяризировать.

Рис. 4. Фотофирма «Шерер, Набгольц и Ко». Лист № 14 «Панорамы города Москвы», созданной в 1867 году, представляет, как выглядела современная территория Крымской набережной во второй половине XIX столетия.

Коллекция Государственного Русского музея Fig. 4. Photo company "Scherer, Nabgolts and Co". Sheet No. 14. Skyline of the City of Moscow, took in 1867, presents what the modern territory of the Crimean Embankment looked like in the second half of the 19th century.

Collection of the State Russian Museum

Искусство, находящееся где-то посередине между живописью, фото и кинопленкой, при этом потерявшее функции и нарратива, и привязки к конкретным географическим реалиям, представила И.Н. Захарченко, канд. исторических наук, доцент кафедры истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ в докладе «Пространственный образ мира в пейзажах Г. Рихтера» (Рис. 5). Раскрывая эту идею, Захарченко показала, как популярный современный художник Г. Рихтер (р. 1932) в своей живописи отражает глубинные пласты современного индивидуального и культурного опыта, в котором реальность трансформируется в ее сложно-организованную видимость. Пейзажи, создаются художником в технике фотоживописи (Photo Painting), но не репрезентируют видимую глазом действительность, а лишь передают видимые контуры, не выявляющие, а прячущие истинную реальность. В итоге пространственный образ мира с ней не коррелируется, часто превращается в абстракцию, ибо, убивая конкретность и достоверность, он пробуждает фантазию, сопереживание,

размышление. Пространственный образ мира в его картинах умножается, так как картины пишутся сериями с небольшими флуктуациями изображения, сродни нарезке кинопленки.

Рис. 5. Г. Рихтер. Облака (Окно). 1970. Фотоживопись4 Fig. 5. G. Richter. Clouds (Window). 1970. Photo painting.

Г.Б. Моргунов, аспирант Института кино и телевидения (ГИТР), в сообщении «Трансформация балаганных представлений в условиях отсутствия физического пространства и конкретной локации» проанализировал специфику балаганных представлений происходящих в уличных, городских пространствах, в том числе в сопоставлении с функциями первых демонстративных искусств. Он раскрыл принципы изменения балаганного искусства после его попадания в виртуальную среду и трансляции зрителям не внутри уличных пространств, а через экран, в режиме реального времени или в записи. Уличные амфитеатры и площади, любые подходящие экстерьеры стали сценическим пространством, удобным для потребления и распространения информационного видеоконтента. И напротив: средово-ландшафтный тип коммуникации сейчас включает в себя билборды на стенах домов, многие из которых представляют киноэкраны, транслирующие информацию.

В соответствии с тем, что в городских пространствах, помимо балагана, издавна разыгрывается жизненная драма «лишних людей», которая

4 Источник изображения см.: URL: https://www.gerhard-richter.com/en/art/paintings/photo-paintings/clouds-8/clouds-window-4914/?&categoryid=8&p=1&sp=32

с момента появления экранных искусств становится предметом визуального художественного осмысления, О.А. Лавренова, доктор философских наук, почетный член РАХ, Президент Международной ассоциации семиотики пространства и времени (IASSp+T), ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, профессор МИСИС и ГИТР, предложила для обсуждения тему «Изнанка города»: маргинальные ландшафты и их отражение в кино и современной блогосфере». Тема людей, выброшенных на обочину жизни, рассматривалась в двойном фрейме — в организации пространства города и хорошо известных художественных фильмах, современных видео- и фотоблогах, а также в YouTube-каналах. Особенности национального самосознания особенно хорошо проявились именно с изнаночной его стороны. Например, японские городки бомжей, не чуждые порядку и эстетике, встроенные в центральные и вполне благополучные районы, совершенно противоположны российским реалиям — хаосу, уходу от норм и в подполье. Классические фильмы, посвященные этой проблематике — «Додэскаден» А. Курасавы, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Леди в фургоне» Н. Хайтнера моделируют эти изнаночные пространства и их особенности, свойственные национальной культуре. Японский городок бомжей, где есть вполне добропорядочные персонажи; теплушка, собравшая периодически заливающих горе персонажей Рязанова; передвижная бомж-локация английской леди, которая как корабль к гавани, пристает к благополучным домам добропорядочных обывателей. Удивительно, но большой популярностью сейчас пользуются современные ютуб-каналы о жизни бомжей - «Люди-Ух(б)люди», «День бомжа» и др., которые снимают реальных персонажей на реальной натуре, вводя маргинальные пространства в ранг востребованной визуальной культуры.

Заключительным аккордом научной дискуссии была тема восточного киноискусства в контексте экранного и культурного пространства. «Конструирование фантастического пространства в южнокорейском телесериале «Хроники Асдаля» (2019)» (Рис. 6) — тема исследовании А.В. Тарасовой, кандидата исторических наук, доцента факультета культурологии РГГУ. Основным источником стал сериал, созданный по совместному заказу южнокорейского кабельного канала TvN и платформы Netflix — в сотрудничестве, отражающем популярность южнокорейских сериалов-«дорам» как у внутренней, корейской, так и у глобальной аудитории. «Хроники Асдаля» существенно отличаются от более типичных корейских сериалов в жанре фэнтези. Для этого жанра важна тщатель-

ная разработка вымышленного мира. Были выделены художественные и технические приемы, позволившие создать подчиненное единой внутренней логике пространство, в котором разворачивается сюжет телеповествования.

Рис. 6. Кадр из южнокорейского сериала в жанре фэнтези «Хроники Асдаля» (TvN, Netflix, 2019, сер.3)5

Fig. 6. Screen capture from the South Korean fantasy series The Chronicles of Asdal (TvN, Netflix, 2019, ep. 3)

Аспирант ГИТР С.В. Лузянин в сообщении «Российские адаптации корейских сериалов дорама, как феномен слияния культур» рассмотрел с искусствоведческих позиций особенности адаптации корейских сериалов для российского зрителя, имеющих многомиллионную аудиторию. В докладе были сформулированы и систематизированы понятия и особенности драматургии корейских сериалов дорама, был проведен анализ наиболее популярных в России корейских сериалов.

* * *

VI Международная научная конференция «География искусства» создает специфический исследовательский пул, формируя совершенно определенную нишу в многообразии научных направлений. Несмотря на то, что заявленная ею проблематика периодически появляется в качестве составляющей международных конференций, этот форум уникален, так

5 Источник изображения см.: URL: https://www.netflix.com

как концентрирует внимание на взаимодействии искусства и пространства во всех его проявлениях. Важной темой обсуждения является кинематографическая и современные экранные медиа, широко представленные в Интернете. На встрече 2020 года мы могли видеть, как разные аспекты обсуждения концептов пространства в экранных искусствах, кинематографического отражения городской и природной реальности формируют объемный образ культурного ландшафта, в частности, национальных особенностей представления о пространстве, образа мира, возможностей межкультурной коммуникации в процессе принятия инокультурных образов, в том числе построения фантазийных миров. Конструирование цифровых образов реальных мест позволяет создать особые возможности опосредованного восприятия географического пространства, формирования качественно нового информационного слоя культурного ландшафта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лавренова О. А. Секция семиотики пространства на XIV Всемирном семиотическом конгрессе. Обзор // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2020. № 1 (41). С. 218-227.

DOI: 10.31249/chel/2020.01.13.

2. Гетеротопии и семантика культурного ландшафта: проблемы визуализации: Очередная сессия Международной ассоциации семиотики пространства (IASSp/AISE): материалы Международной конференции (Москва, Российская академия художеств, 20-21 сентября 2018).

URL: http://www.rah.ru/news/detail.php?ID=33821 (дата обращения: 02.10.2020).

3. Бытие и проявление. Постоянство и трансформация пространства во времени. Архитектура, ландшафт, театр и представление. Очередное заседание Международной ассоциации семиотики пространства и времени (18-19 апреля 2019) (IASSp/AISE).

URL: https://istina.msu.ru/conferences/193447052/ (дата обращения: 02.10.2020).

REFERENCES

1. Lavrenova O. A. Sektsiya semiotiki prostranstva na XIV Vsemirnom semioticheskom kongresse: Obzor [The section for the semiotics of space and time section of the semiotics of space at the 14th World semiotic congress: An overview]. Human Being: Image and Essence, Humanitarian Aspects. 2020. (1), pp. 218-227.

DOI: 10.31249/chel/2020.01.13.

2. Geterotopii i semantika kul'turnogo landshafta [Heterotopias and the semiotics of cultural landscape] (A regular session of the International association for the semiotics of space (IASSp/AISE)). Moscow, Russian Academy of Arts, 2018, September 21-21.

URL: http://www.rah.ru/news/detail.php?ID=33821 (accessed 02.10.2020).

3. Bytie i proyavlenie; Postoyanstvo i transformatsiya prostranstva vo vremeni; Arkhitektura, landshaft, teatr i predstavlenie [Being and appearing; Constancy and transformation of space in time; Architecture, landscape, theater and performance] (A regular meeting of the International association for the semiotics of space and time (April, 18-19, 2019) (lASSp / AISE)).

URL: https://istina.msu.ru/conferences/193447052/ (accessed 02.10.2020).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА ЛАВРЕНОВА

доктор философских наук, кандидат географических наук,

ведущий научный сотрудник отдела культурологии,

Институт научной информации по общественным наукам РАН,

117997, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21;

профессор кафедры иностранных языков

и коммуникативных технологий,

Национальный исследовательский

технологический университет «МИСиС»,

119049, г. Москва, Ленинский проспект, д. 4;

профессор кафедры теории и истории культуры,

Институт кино и телевидения (ГИТРа),

123007, Москва, Хорошевское шоссе, 32а;

почетный член Российской академии художеств,

президент Международной ассоциации

семиотики пространства и времени (IASSp+T/AISE+T, Швейцария) Researcher ID: AAK-6407-2020 ORCID: 0000-0003-4916-0622

e-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHOR OLGA A. LAVRENOVA

D.Sc in Philosophy, PhD in Geographical Sciences,

Leading Researcher at the Division for Cultural Studies,

Institute of Scientific Information for Social Sciences

of the Russian Academy of Sciences,

117997, 51/21, Nakhimovsky Prospect, Moscow, Russia;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Professor at the Department of Foreign Languages

and Communication Technologies,

MISIS National University of Science and Technology,

119049, 4, Leninsky Prospect, Moscow, Russia;

Professor at the Department of Theory and History of Culture,

GITR Film and Television School,

123007, 32a, Horoshevskoe sh., Moscow, Russia;

Honorary Member of the Russian Academy of Arts,

President of the International Association of Semiotics of Space

and Time (IASSp+T/AISE+T, Switzerland)

Researcher ID: AAK-6407-2020

ORCID: 0000-0003-4916-0622

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.