Научная статья на тему '«ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА»: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ В ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ'

«ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА»: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ В ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

528
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ И СБОРНИКИ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА» / ИСКУССТВО / ПРОСТРАНСТВО / КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / CONFERENCE AND COLLECTIONS «GEOGRAPHY OF ART» / ART / SPACE / CULTURAL LANDSCAPE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лавренова О. А.

«География искусства» - многолетний междисциплинарный проект, инициированный географом Ю. А. Ведениным и продолженный философом и культурологом О. А. Лавреновой. Он включает в себя сборники статей, публикуемые с 1994 года, и международные научные конференции, проводимые с 2008 года. Проект посвящен исследованию широкого проблемного поля взаимодействия географического пространства, искусства и культуры. Организаторами конференций в последние годы являются Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН), Российская академия художеств (РАХ), Институт кино и телевидения (ГИТР), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). В 2020 году конференция впервые прошла в онлайн-формате. Традиционно рассматривается широкий спектр проблем, включающий не только собственно географию произведений искусства, но и особенности формирования художественных образов пространства, создание виртуальных пространств, в которых всегда вторичны по отношению к закономерностям организации реального пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGRAPHY OF ART: A LONG-TERM INTERDISCIPLINARY PROJECT

Geography of art is a long-term interdisciplinary project initiated by geographer Yury Vedenin and continued by philosopher and cultural critic Olga Lavrenova. It includes collections of articles published since 1994 and international scientific conferences held since 2008. The project is dedicated to the study of a wide problem field of interaction between geographical space, art and culture. The Institute of Scientific Information on Social Sciences (INION RAS), Russian Academy of Arts, Institute of Film and Television (GITR), Russian State University for the Humanities (RSUH) are the organizers of the conference. In 2020, the conference was held online for the first time. Traditionally, a wide range of problems is considered, including not only the actual geography of works of art, but also the features of the formation of artistic images of space, the creation of virtual spaces, which are always secondary to the regularities of the organization of real space.

Текст научной работы на тему ««ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА»: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ В ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

«ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА»: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПРОЕКТ В ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

О. А. Лавренова

Институт научной информации по общественным наукам РАН, НИТУ МИСиС, ГИТР, Москва, Россия, olgalavr@mail.ru

«География искусства» — многолетний междисциплинарный проект, инициированный географом Ю. А. Ведениным и продолженный философом и культурологом О. А. Лав-реновой. Он включает в себя сборники статей, публикуемые с 1994 года, и международные научные конференции, проводимые с 2008 года. Проект посвящен исследованию широкого проблемного поля взаимодействия географического пространства, искусства и культуры. Организаторами конференций в последние годы являются Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН), Российская академия художеств (РАХ), Институт кино и телевидения (ГИТР), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ). В 2020 году конференция впервые прошла в онлайн-формате. Традиционно рассматривается широкий спектр проблем, включающий не только собственно географию произведений искусства, но и особенности формирования художественных образов пространства, создание виртуальных пространств, в которых всегда вторичны по отношению к закономерностям организации реального пространства.

Ключевые слова: Конференция и сборники «География искусства», искусство, пространство, культурный ландшафт.

GEOGRAPHY OF ART: A LONG-TERM INTERDISCIPLINARY PROJECT

O. A. Lavrenova

Institute of Scientific Information on Social Sciences (INION) of the Russian Academy of Sciences, MISIS National University of Science and Technology, GITR Film and Television School,

Moscow, Russia, olgalavr@mail.ru

Geography of art is a long-term interdisciplinary project initiated by geographer Yury Vedenin and continued by philosopher and cultural critic Olga Lavrenova. It includes collections of articles published since 1994 and international scientific conferences held since 2008. The project is dedicated to the study of a wide problem field of interaction between geographical space, art and culture. The Institute of Scientific Information on Social Sciences (INION RAS), Russian Academy of Arts, Institute of Film and Television (GITR), Russian State University for the Humanities (RSUH) are the organizers of the conference. In 2020, the conference was held online for the first time. Traditionally, a wide range of problems is considered, including not only the actual geography of works of art, but also the features of the formation of artistic images of space, the creation of virtual spaces, which are always secondary to the regularities of the organization of real space.

Key words: Conference and collections «Geography of art», art, space, cultural landscape.

«География искусства» — многолетний междисциплинарный проект, который развивается в России уже более четверти века с легкой руки Юрия Александровича Веденина, известного географа, исследователя русской усадьбы, создателя и экс-директора уникального Института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева. Его концепция многостороннего взаимодействия искусства и культурного ландшафта [Веденин, 1997; Веденин, 1988] легла в основу первых сборников, которые издавались Институтом Наследия [География искусства... , 1994, 1998, 2002, 2005]. Изначально проект задумывался именно как издательский, где под одной обложкой были объединены исследования географов, искусствоведов, литературоведов, культурологов, философов и ученых других специальностей. Но вскоре интерес к проекту побудил в 2008 году собрать первую конференцию, которая также состоялась в стенах Института Наследия.

Потом этот славный институт постигли печальные пертурбации, существенно изменившие его внутренний облик, и большая часть коллектива вынуждена была покинуть учреждение, стремительно меняющееся в угоду времени и Министерству культуры.

Соответственно и проект «География искусства» ушел в свободное плавание. Вторая конференция состоялась в РГГУ в 2013 году, собрав немногих энтузиастов.

В 2016 году проект получил новое дыхание. Новый сборник был издан в ИНИОН РАН [География искусства. , 2016] и вскоре проект «География искусства» превратился в довольно известный бренд, востребованный именно благодаря своей междисциплинарности. С 2017 года ежегодно начали собираться международные конференции под эгидой ИНИОН РАН, Российской академии художеств, Института кино и телевидения (ГИТР) и РГГУ и издаваться сборники [География искусства. , 2018, 2019, 2020]

Сложный 2020 год, несмотря на все препятствия, принес новые открытия и возможности. Конференция, шестая по счету, впервые состоялась в онлайн-формате, что значительно расширило географию участников, позволило привлечь большее количество заинтересованных слушателей. Техническую поддержку он-лайн-соединения обеспечил ГИТР.

Спектр проблем, рассматриваемых на конференции, существенно увеличился. Уже традиционно рассматриваются территориальные проблемы культуры и искусства, образы географического пространства, созданные в искусстве и литературе, роль территориального фактора в формировании художественных школ и стилей. Обсуждается роль искусства в изменении облика культурного ландшафта. И уже весьма далеко от первоначальной идеи проекта — исследование концептов пространства в произведениях искусства, которые, впрочем, всегда имеют некоторые коннотации с организацией физического пространства. Становятся все более популярными обсуждения закономерностей построения виртуальных «подпространств», связанных и с художественной и с научной репрезентацией реальности.

Это встречное движение разных исследовательских направлений, тренд «пространственного поворота» в гуманитарных дисциплинах и «гуманитарного поворота» в географии породили необходимость концептуализации и философского осмысления. Такая попытка была предпринята в предисловии к одному из сборников, где отмечалось, что «метафоричность этого процесса с обеих сторон позволяет рассматривать заявленную проблематику как реализацию конструкта «инсайд-аут», предложенного русским философом и поэтом Константином Кедровым. При инсайд-ауте происходит переориентация внутреннего и внешнего. <...> Искусство и пространство — раскрываются и переживаются вполне в стиле «инсайд-аут». Пространство под лучами искусства раскрывается небывалым цветком и задает свои правила существования для художественных произведений» [Лавренова, 2018: 3—4]. Формируется метакод культуры, который расшифровывает «не столько наука,

LABYRINTH. Теории и практики культуры. 2020. № 4

сколько искусство. Именно живопись ХХ столетия, поэзия, в наиболее своих причудливых формах, больше всего приблизилась к раскрытию этой тайны. Именно в пограничных областях между искусством и наукой были совершены основные открытия» [Кедров, 2004: 290].

«География искусства» базируется на двух основных теоретических допущениях, позволяющих говорить о возможности изучения ландшафта и географического пространства с помощью искусства и, напротив, об изучении посредством искусства и основных ментальных стереотипов культуры с помощью пространственно-ландшафтных категорий и структур.

1. Междисциплинарность данного поля исследования логично увязывается с но-осферной и семиотической концепциями культурного ландшафта, разрабатываемые в рамках гуманитарной географии и семиотики пространства. Культурный ландшафт — результат взаимодействия человека и природы, в него включаются не только рукотворные материальные преобразования среды, но и ее семиотизация. Осмысливая и означивая среду, человек ее «одомашнивает», хотя бы на уровне знака. В этом процессе важная роль отводится художественным образам, начиная от петроглифов и первых «прото-карт», где черточками обозначена схема местности (первые картоподоб-ные изображения маршрутов и окрестностей, найденные в Чехии, датируются ок. 25 тыс. до н. э.). Если петроглифы преображают непосредственно ландшафт, создавая новую структуру и смыслы, то «прото-карты» показывают существование образа пространства, который выкристаллизовывается в этих неловких черточках и со временем, через века, также превращается в произведение искусства.

Со временем информация о семиотике культурного ландшафта накапливается в художественных, документальных, научных образах и текстах, отражая и формируя ментальность культуры в ее вечном становлении.

2. Встречное теоретическое допущение — о субстанциональности культурного и семиотического пространства. Каждый порожденный культурой смысл, связанный с географическим пространством, несмотря на свою кажущуюся бестелесность, имеет свою локализацию. Такой связью могут быть топонимы или просто понимание того, что протообраз этого смысла — локальный или обобщенный ландшафт и его элементы. Соответственно, информация материализуется в знаках-топонимах, знаках — географических объектах, знаках-ландшафтах. И даже если обсуждаются концепты пространства в искусстве, имеющие высокую степень абстракции, они также не могут противоречить закономерностям бытия реального пространства-времени.

С этой точки зрения проблему художественной рефлексии географического пространства можно рассматривать как производную «моделирующего кода культуры» [Лотман, 1998: 444], если под кодом культуры понимать систему представлений, определяющих повседневные практики.

Все многообразие тем проекта «География искусства» можно структурировать по основным направлениям мысли, методологическим подходам, тематическим блокам.

Географический подход к изучению искусства и культуры — проблематика, с которой начиналось исследование этой темы Ю. А. Ведениным в конце 1990-х годов, подразумевает изучение путей «миграции» художественных инноваций по земной поверхности, исследование артефактов и памятников в контексте культурного ландшафта. Такой подход связан с проблемой культурного наследия, тем более что в самом его понимании выделен новый тип — ассоциативный ландшафт, в котором большую роль играет искусство. Это ландшафты, включенные в художественную литературу, запечатленные на полотнах великих и/или известных художников. Чем выше ассоциативная и символическая значимость места, тем больше необходимость его сохранения.

Еще один поворот темы — изучение роли рельефа, геоморфологических элементов как важнейших доминант при формировании культурного ландшафта. Рельеф создает визуальные и смысловые доминанты, которые затем обыгрывают-ся и усиливаются с помощью архитектурных форм. В результате формируется природно-культурный каркас, определяющий устойчивое развитие этого ландшафта, который отражается в литературе и живописи, создается узнаваемый образ местности и региона.

С рельефом связано позиционирование в географической среде мест древних солярных культов и, соответственно, святилищ и ритуальных наскальных петроглифов, семиотизация среды оказывается напрямую географически детерминирована.

Философия искусства У8. философия пространства — встречные тренды в заявленном междисциплинарном поле, подразумевающие обсуждение методологических вопросов. Это размышления о бытии и смысле ландшафта в контексте культуры, ее основных онтологических и эстетических универсалий, когнитивных теорий. «Всякая пространственность, воображаемая и воспринимаемая, воспроизводимая и расширяющаяся в любых произведениях искусства, имеет свои знаковые и символические маркеры» [Замятин, 2018: 69]. Творчество рассматривается как сотворчество с определённым местом, ландшафтом, городом, средой. При этом особенность взгляда определяет результат восприятия и формирование множественности дискурсов — таким образом формируются правила «игр с пространством».

Создаются и обсуждаются ментальные карты — картоиды, отражающие пространственные образы искусства.

Рассматривается пейзаж как жанр и философская категория, а процесс его создания — как пространственная развертка многомерности смыслов ландшафта, включая визуальные и сакральные.

Собственно все многообразие смыслов предполагает использование исследовательской метафоры «ландшафт как текст», причем текст, находящийся в состоянии беспрерывного становления. Предыдущие «сообщения», собранные в ландшафте благодаря многовековому наслоению информации, переосмысливаются, поновляются, в том числе и с помощью инсталляций, которые меняют контекст восприятия устоявшихся памятников культуры.

Прочтение локальных текстов культурного ландшафта базируется на методологии В. Н. Топорова. По «образу и подобию» Петербургского текста Топорова сейчас обсуждаются Московский, Пермский, Крымский и другие локальные тексты.

Особые случаи локального текста — путеводители и травелоги. Путеводители формируют стереотипное поведение в пространстве, направление туристов по определенным маршрутам. Травелоги, напротив, просто фиксируют перемещение отдельного человека в ландшафте, и их культурный резонанс тем шире, чем значительнее личность их автора.

Геобиографии творцов культуры — литераторов, художников — обычно связаны с системой образов, которые потом появляются в литературных произведениях и на картинах. Встречный процесс — формирование мифологичной геобиографии художественными методами, чаще всего это имеет отношение к политическим деятелям, чей жизненный путь в принципе мифологизирован.

Историческая перспектива рассмотрения культурного ландшафта и наследия как материализация времени и его смыслов в пространстве приводит к осмыслению искусства и пространства как хронотопа.

Новая онтология искусства включает в себя порождение новых пространств, оформляя, материализуя образы на пространстве холста или в других средствах выражения.

LABYRINTH. Теории и практики культуры. 2020. № 4

Вымышленные города и ландшафты — пространство становится выразителем вечных экзистенциальных проблем и претворением через призму философских размышлений закономерностей организации земного пространства.

Концепты пространства в искусстве чаще всего реализуют образы иного мира через образы географического пространства в большой степени абстракции, в частности, возможности символического и географического прочтения христианских, буддийских и других икон, реальное и символическое пространство в западноевропейской готической книжной миниатюре.

С тех пор как в организацию конференций включился ГИТР, постоянной темой исследования стали вопросы организации и репрезентации пространства применительно к экранным искусствам и современным медиа.

На конференциях «Географии искусства» также довольно часто встречаются обобщения, которые можно обозначить емким термином геопоэтика. Это «междисциплинарное, или трансдисциплинарное, понятие, универсальный или, по меньшей мере, многозначный культурологический, литературоведческий, философский и т. д. термин, обозначающий формы и пути интеллектуального и эстетического освоения географических территорий, ландшафтов, топографических мест, работу с их образами и мифами, различные географические и пространственные аспекты художественных, научных и non-fiction произведений, многообразные связи и взаимовлияния мира географии и мира литературы (и, шире, искусства), а также обобщающий эту совокупность феноменов и практик» [Сид, 2015: 153].

В 2020 году практически все эти темы были заявлены на состоявшейся онлайн VI Международной научной конференции «География искусства». Было представлено более шестидесяти докладов исследователей из России, Казахстана, Германии, Китая. Подробный обзор этой конференции был опубликован в журналах «Наука телевидения» и «Восточный курьер» [Лавренова, 2020а, 2020б]. Широкий спектр обозначенных подходов воплощается в чрезвычайно интересных «кейс-стади», позволяющих осознать взаимодействие искусства, культуры и пространства в полифункциональном единстве.

Библиографический список

Веденин Ю. А. Искусство как один из факторов формирования культурного ландшафта // Известия АН СССР. Серия географическая. 1988. № 1. С. 17—24.

Веденин Ю. А. Очерки по географии искусства. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1997. 224 с.

География искусства / ред. Ю. А. Веденин, сост. О. А. Лавренова. Вып. 1. М.: Институт Наследия, 1994.

География искусства / ред. Ю. А. Веденин, сост. О. А. Лавренова. Вып. 2. М.: Институт Наследия, 1998.

География искусства / ред. Ю. А. Веденин, сост. О. А. Лавренова. Вып. 3. М.: Институт Наследия, 2002.

География искусства / ред. Ю. А. Веденин, сост. О. А. Лавренова. Вып. 4. М.: Институт Наследия, 2005.

География искусства / ред. Ю. А. Веденин, сост. О. А. Лавренова. Вып. 5. М.: Институт Наследия, 2009.

География искусства / ред. Ю. А. Веденин, сост. О. А. Лавренова. Вып. 6. М.: Институт Наследия, 2011.

География искусства: инсайд-аут / отв. ред. и сост. О. А. Лавренова. М.: ГИТР, 2018. 316 с.

География искусства: междисциплинарное поле исследование / отв. ред. и сост. О. А. Лавренова. М., СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. 208 с.

География искусства: расширение горизонтов / отв. ред. и сост. О. А. Лавренова. М.: ГИТР, 2019. 414 с.

География искусства: новые ракурсы / отв. ред. и сост. О. А. Лавренова. М.: ГИТР, 2020.

440 с.

Замятин Д. Н. Искусство как сопространственность: постмодерн, пространство и онтология воображения // География искусства: инсайд-аут. М.: ГИТР, 2018. С. 67—72.

Кедров К. Поэтическое познание. Метакод. Метаметафора // Космическое мировоззрение — новое мышление XXI века: материалы Международной научно-общественной конференции. 2003.: в 3 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2004. С. 286—292.

Лавренова О. А. Введение. Многоаспектность проблематики как инсайд-аут // География искусства: инсайд-аут. М.: ГИТР, 2018. С. 3—13.

Лавренова О. А. Пространства кино: образный мир культурного ландшафта. Обзор VI Международной научной конференции «География искусства» // Наука телевидения. 2020а. № 16.3. С. 159—175. DOI: 10.30628/1994-9529-2020-16.3-159-176.

Лавренова О. А. Пространство, подчиненное стилю: Обзор VI Международной научной конференции «География искусства» // Восточный курьер / Oriental Courier. 2020б. № 3—4. С. 327—345. DOI 10.18254/S268684310012433-4.

Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство—СПБ, 1998. 702 с.

Сид И. История понятия «Геопоэтика» // Вестник МГЛУ. Вып. 11 (722) / 2015. С. 153—170.

References

Vedenin, Yu. A. (1988) Iskusstvo kak odin iz faktorov formirovaniya kul'turnogo landshafta [Art as one of the factors of cultural landscape formation], Izvestiya AN SSSR, Seriya geo-graficheskaya, no. 1, pp. 17—24.

Vedenin, Yu. A. (1997) Ocherki po geografii iskusstva [Essays on the geography of art], St. Petersburg: Izd-vo «Dmitrij Bulanin», 224 p.

Geografiya iskusstva (1994) [Geography of art], ed. Yu. Vedenin, O. Lavrenova, Issue 1, Moscow: Institut Naslediya.

Geografiya iskusstva (1998) [Geography of art], ed. Yu. Vedenin, O. Lavrenova, Issue 2, Moscow: Institut Naslediya.

Geografiya iskusstva (2002) [Geography of art], ed. Yu. Vedenin, O. Lavrenova, Issue 3, Moscow: Institut Naslediya.

Geografiya iskusstva (2005) [Geography of art], ed. Yu. Vedenin, O. Lavrenova, Issue 4, Moscow: Institut Naslediya.

Geografiya iskusstva (2009) [Geography of art], ed. Yu. Vedenin, O. Lavrenova, Issue 5, Moscow: Institut Naslediya.

Geografiya iskusstva (2011) [Geography of art], ed. Yu. Vedenin, O. Lavrenova. Issue 6, Moscow: Institut Naslediya.

Geografiya iskusstva: insajd-aut (2018) [Geography of art: inside-out], ed. O. Lavrenova, Moscow: GITR, 316 p.

Geografiya iskusstva: mezhdisciplinarnoe pole issledovanie [Geography of art: interdisciplinary field of research] (2016), Moscow; St. Petersburg: Centr gumanitarnyh iniciativ, 208 p.

Geografiya iskusstva: rasshirenie gorizontov (2019) [Geography of art: expanding horizons], ed. O. Lavrenova, Moscow: GITR, 414 p.

Geografiya iskusstva: novye rakursy [Geography of art: new angles] (2020), ed. O. Lavrenova, Moscow: GITR, 440 p.

Zamyatin, D. N. (2018) Iskusstvo kak soprostranstvennost': postmodern, prostranstvo i ontologiya voobrazheniya [Art as co-space: postmodernity, space and the ontology of imagination], Geografiya iskusstva: insajd-aut, Moscow: GITR, pp. 67—72.

Kedrov, K. (2004) Poeticheskoe poznanie. Metakod. Metametafora [Poetic cognition. Metacode. Metametaphosis of the], Kosmicheskoe mirovozzrenie — novoe myshlenie XXI veka. Mate-rialy Mezhdunarodnoj nauchno-obshchestvennoj konferencii, 2003, in 3 vol, vol. 1, Moscow: MCR, Master-Bank, pp. 286—292.

Lavrenova, O. A. (2018) Vvedenie. Mnogoaspektnost' problematiki kak insajd-aut [Introduction. Multidimensional issues as an inside-out], Geografiya iskusstva: insajd-aut, Moscow: GITR, pp. 3—13.

Lavrenova, O. A. (2020a) Prostranstva kino: obraznyj mir kul'turnogo landshafta: Obzor VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Geografiya iskusstva» [Cinema spaces: an im-

LABYRINTH. Теории u пракmики nynbmypbi. 2020. № 4

aginative world of the cultural landscape: Review of the 6th international scientific conference "Geography of art"], Nauka televideniya, no. 16.3, pp. 159—175. DOI: 10.30628/1994-9529-2020-16.3-159-176.

Lavrenova, O. A. (2020b) Prostranstvo, podchinennoe stilyu: Obzor VI Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii «Geografiya iskusstva» [Space Ruled by Style: Review of the VI International Academic Conference Geography of Art], Vostochnyj kur 'er / Oriental Courier, no. 3—4, pp. 327—345. DOI 10.18254/S268684310012433-4.

Lotman, Yu. M. (1998) Ob iskusstve [About art], St. Petersburg: Iskusstvo, 702 p.

Sid, I. (2015) Istoriya ponyatiya «Geopoetika» [History of the concept of "Geopolitics"], Vestnik MGLU, no. 11 (722), pp. 153—170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.