Научная статья на тему 'Деятельность междисциплинарного семинара «Культурный ландшафт» и развитие культурной географии в России'

Деятельность междисциплинарного семинара «Культурный ландшафт» и развитие культурной географии в России Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
276
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ / КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ / CULTURAL LANDSCAPE / CULTURAL GEOGRAPHY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Калуцков В. Н.

В статье рассматриваются содержательные и институциональные проблемы развития культурной географии в России в контексте деятельности семинара «Культурный ландшафт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with the substantive and institutional problems related to the development of cultural geography in Russia within the context of the seminar «Cultural Landscape».

Текст научной работы на тему «Деятельность междисциплинарного семинара «Культурный ландшафт» и развитие культурной географии в России»

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

УДК: 911(502.3)

Калуцков В.Н.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СЕМИНАРА «КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ» И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОЙ ГЕОГРАФИИ В РОССИИ1

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Россия, Москва, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются содержательные и институциональные проблемы развития культурной географии в России в контексте деятельности семинара «Культурный ландшафт».

Ключевые слова: культурный ландшафт; культурная география. Поступила: 07.08.2018 Принята к печати: 21.08.2018

Kalutskov V.N. The interdisciplinary seminar «Cultural Landscape» and the development of cultural geography in Russia

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia, [email protected]

Abstract. The paper deals with the substantive and institutional problems related to the development of cultural geography in Russia within the context of the seminar «Cultural Landscape».

Keywords: cultural landscape; cultural geography.

Received: 07.08.2018 Accepted: 21.08.2018

1 © В.Н. Калуцков, 2019

1. О культурных основаниях географии

Как пошутил один физик: «Науки делятся на естественные и противоестественные». Но для человека, для любого человеческого сообщества именно гуманитарные науки являются более органичными и в этом смысле естественными, так как для человека нет ничего ближе, чем его культура и язык.

Любая национальная географическая картина мира целиком строится на культурно-исторических основаниях. Почему в русской картине мира Японское море поименовано Японским, а у корейцев оно Восточное? Почему финны называют Балтийское море Восточным, хотя оно расположено к югу и западу от Финляндии? Почему русские назвали реку Енисеем, хотя объем стока Ангары в месте ее «впадения» в 2,5 раза больше? Потому что история и культура страны в этих и во многих других случаях важнее, чем «объективные» научные характеристики.

Во многих естественно-научных классификациях нередко заложена культурная оценка. Так, классификация климатов содержит евроцентричную оценку, поскольку в ней умеренный климат представлен как норма (культурная норма), а все остальные типы -как природная (и культурная) аномалия.

Опора на сложившуюся национальную (культурно-географическую) картину мира важна и во многих прикладных географических вопросах. К примеру, в ситуации с Кавказом лучше использовать «спокойную» традиционную русскую геополитическую и географическую формулу: Предкавказье - Кавказ - Закавказье, чем опираться на конфликтогенную «Северный Кавказ -Южный Кавказ», в которой Северный Кавказ - российский Кавказ, а Южный - не российский (читай - антироссийский).

2. Культурно-географическое пространство России как неосвоенный космос, или проблема недопонимания большого культурного пространства

В научном сообществе проблематика большого российского пространства систематически обсуждается последние 200 лет. В российском же обществе мало кто идет дальше высказывания «Россия - самая большая страна в мире». Это утверждение эмо-

ционально не окрашено, хотя некоторые исследователи считают, что жители России должны гордиться этим обстоятельством.

Непонимание, включая недопонимание пространства, порождает чувства страха, уныния, раздражения... Похоже, они лежат в основе идеи демонизации большого российского пространства. Одним из первых, кто в таком контексте обсуждал пространства России в начале XIX века, был П.Я. Чаадаев; он писал: «Есть один факт, который властно господствует над нашим историческим движением, который красной нитью проходит через всю нашу историю, который содержит в себе... всю ее философию, который проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер, который является в одно и то же время и существенным элементом нашего политического величия, и истинной причиной нашего умственного бессилия: это факт географический» [Чаадаев, 1991, с. 538]. Высказывание П.Я. Чаадаева неоднозначно, двойственно, но в нем уже содержатся элементы демонизации большого пространства, увязывания с ним проблем страны.

Ему вторит его современник диссидент В.С. Печерин, который пишет, что над Россией тяготеет проклятье «закона географической широты» [Печерин, 1989, с. 162].

Отсутствие понимания большого пространства как ценности (и не столько в ресурсном плане, сколько в экологическом и собственно культурном аспектах), приводит некоторых исследователей и деятелей искусства к весьма «вольному» обращению с российским пространством.

Один самых кричащих примеров «разбазаривания» российского пространства - карта России, помещенная на памятнике «Благодарная Россия - героям 1812 года» (автор Н. Шуцман). Памятник установлен в связи со столетием победы над Наполеоном возле Смоленского кремля и справедливо относится к лучшим монументам города. Но как показана на нем Россия? При внимательном рассмотрении карты страны, помещенной на памятнике, мы с изумлением обнаруживаем, что героев войны благодарит почему-то только Европейская Россия (рис. 1). Такое авторское решение противоречит историческим реалиям (в войне принимали участие и русские-сибиряки, и казахи, и другие представители Азиатской России) и вызывает только чувства недоумения и горечи.

Рис. 1.

Карта России, помещенная на памятнике «Благодарная Россия - героям 1812 года» в Смоленске (фото автора)

Другой пример относится уже к современности. Противоречивое высказывание талантливого исследователя Василия Щукина перекликается с изображением России на памятнике в Смоленске: «Я вполне могу себе представить Россию не православной. Я могу вообразить ее абсолютной монархией, наподобие Саудовской Аравии, или демократической федеративной республикой, наподобие Индии. Я мог бы представить, что она не самое большое государство мира: скажем, Россия без Сибири все равно останется сама собой (? - В. К.). Невозможны только два варианта - Россия не говорящая по-русски и маленькая Россия (! - В. К.)» [Щукин, 2009, с. 382-383]. Похоже, в процессе своих рассуждений автор забывает взглянуть на карту и потому противоречит сам себе: Россия без Сибири - это и есть маленькая Россия, если стоять на позициях российской географии и истории.

Вместе с тем у проблемы недопонимания российского пространства есть и объективная сторона, связанная с «культурной недоосвоенностью» Сибири. Это проблему впервые поставил Ве-лимир Хлебников, который писал, что русской литературой освоен Кавказ, но не Урал с Сибирью и что она ждет своего Пржевальского [Хлебников, 1986, с. 593]. В наши дни об этом неоднократно писал Д.Н. Замятин [например, Замятин, 2009].

3. О культурно-географической рефлексии национальной картины мира и ее механизмах

Одним из способов преодоления проблемы недопонимания российского пространства является культурно-географическая рефлексия, т.е. размышление о собственном - национальном -пространстве, пространстве большой страны. Это важная научно -методологическая и общественно-просветительская задача.

Один из первых опытов в этом направлении - образно-географическое осмысление российского пространства в поэтической форме [Ломоносов, 1959, с. 221-222]:

Она, коснувшись облаков, Конца не зрит своей державы, Гремящей насыщена славы, Покоится среди лугов. В полях, исполненных плодами, Где Волга, Днепр, Нева и Дон, Своими чистыми струями Шумя, стадам наводят сон, Седит и ноги простирает На степь, где Хину отделяет Пространная стена от нас; Веселый взор свой обращает И вкруг довольства исчисляет, Возлегши лактем на Кавкас.

Автор создает мощный и зримо осязаемый образ России как огромной страны. Он ясно дает понять, что большая страна - это не только большая территория с множеством природных ресурсов, что большая страна - не только залог ее политического веса и мо-

гущества, но - главное - Россия представляет собой великое пространство, пространство величия и процветания. Ломоносов задает нам культурный образец отношения к огромному пространству России как к предмету национальной гордости.

Механизмами культурно-географической рефлексии могут быть традиционные для географии формы, например, культурно-географическое и историко-географическое районирование, социальные и геополитические реминисценции, на что нас ориентирует С. Хантингтон («Большая страна как показатель ее исторической успешности»).

Культурно-ландшафтное и, шире, культурно-географическое районирование страны демонстрирует нам реально освоенные культурой пространства страны и особенности их организации [Веденин, 2004 а; Калуцков, 2017]. Важнейшим результатам такого районирования является понимание таких важнейших свойств русского культурного пространства, как центрированность (моск-воцентричность) и полимасштабность.

Огромную роль в культурно-географической рефлексии российского пространства играют концептуально-теоретические формы. К разработкам такого типа относятся картоиды Б.Б. Родомана [Ро-доман, 2007]. Необычайно интересны и перспективны исследования в области секторальной культурной географии, которые осуществляют С.В. Рогачев и Р.Э. Рахматуллин.

Существуют и менее привычные формы культурно-географической рефлексии, такие как географическое освоение и осмысление фольклорного и литературного материала, связанного с образами пространства.

Русский фольклор поражает своей географичностью и содержит огромный материал по пространственным образам страны, отдельных регионов, городов и деревень [Калуцков, Иванова, 2006].

Как показали замечательные исследования отечественных культур-географов, русская литература отличается географично-стью [Веденин, 1997, 2004 б; Ширгазин, 1993; Замятин, 2003, 2006; Замятина, 1998, 2002; Лавренова, 1998 и другие].

Русская литература - это литература-путешественница. Она «...развивалась на ходу, трясясь в карете, в тарантасе, на телеге по пыльным проселкам и широким трактам» [Замятин, 2003, с. 96]. Поэтому литературное путешествие - это не только один из самых распространенных жанров русской литературы, скорее, это ее про-

странственная сущность. Проезжая по России, писатель лучше постигает ее непостижимое пространство. Приведем один из примеров постижения «непостижимого» российского пространства: «Сила и очарование тайги не в деревьях-гигантах и не в гробовой тишине, а в том, что разве одни только перелетные птицы знают, где она кончается. В первые сутки не обращаешь на нее внимания; во вторые и в третьи удивляешься, а в четвертые и пятые переживаешь такое настроение, как будто никогда не выберешься из этого зеленого чудовища. Взберешься на высокий холм, покрытый лесом, глянешь вперед на восток, по направлению дороги, и видишь внизу лес, дальше холм, кудрявый от леса, за ним другой холм, такой же кудрявый, за ним третий, и так без конца; через сутки опять взглянешь с холма вперед - и опять та же картина... Впереди, все-таки знаешь, будут Ангара и Иркутск, а что за лесами, которые тянутся по сторонам дороги на север и юг, и на сколько сотен верст они тянутся, неизвестно даже ямщикам и крестьянам, родившимся в тайге. Их фантазия смелее, чем наша, но и они не решаются наобум определять размеры тайги и на ваш вопрос отвечают: "Конца нет!"» [Чехов, 1978, с. 37].

Далеко не случайно, что великий русский поэт - это великий русский поэт-путешественник. Пушкин в среднем проезжал в год 1000 км, и практически все его поездки породили новые литературные произведения. Пушкин по полному праву заслужил высокое «звание» Колумба русской поэзии, которое ему «присвоил» академик Д.С. Лихачев [Лихачев, 1987].

Словом, нужно и дальше осваивать богатейший материал русской литературы, вероятно, самой «географичной» литературы в мире.

4. Междисциплинарный семинар «Культурный ландшафт» и его миссия

Почему с таким трудом продвигаются идеи культурной, гуманитарной географии в российской науке? Почему по-прежнему происходит их институциональное отторжение? В 2000-е годы можно было говорить о тематическом отторжении культурно-географических идей. Напомню, что еще совсем недавно, в 2009 г.,

крупный российский географ публично призывал закрыть культурную географию.

Сейчас происходит только институциональное отторжение. Во многих географических проектах, исследованиях обсуждаются и разрабатываются культурно-географические проблемы. Но в стране по-прежнему нет ни учебного, ни научного культурно-географического учреждения. Пожалуй, единственным общественно-институциональным образованием является наша комиссия по культурной географии Московского городского отделения Русского географического общества, созданная в 2006 г. на базе междисциплинарного семинара «Культурный ландшафт».

Возможно, у этой сложившейся ситуации есть и объективные причины, связанные с одной из базовых географических концепций - концепцией географического детерминизма. Возможно, России с ее огромными и все еще слабо освоенными просторами больше нужна физическая география. По крайней мере, современная структура географического факультета МГУ красноречиво подтверждает это предположение: только 20% (!?) кафедр относятся к социально-экономическому крылу географии. Неужели для нас по-прежнему актуально высказывание В.П. Семенова-Тян-Шанского, который в 1927 г. писал: «Не менее типично и то, что отдельные научные отрасли рождались в совершенно определенных странах; так геология родилась в тесных среднегерманских и английских рудоносных горах, почвоведение - на огромной черноземной Русской равнине и на той же равнине - учение о лесе как географическом факторе» [Семенов-Тян-Шанский, 1927].

Остается только вспоминать об успехах русской антропогео-графии начала XX в., когда Л.С. Берг дал определение культурного ландшафта на 10 лет раньше, чем основатель известной Берклий-ской культурно-географической школы Карл Зауэр.

Как функционирует семинар «Культурный ландшафт»? Он работает как междисциплинарный, не прикрепленный ни к одной кафедре. И мы благодарны географическому факультету МГУ за предоставляемые для заседаний аудитории. В этом заключается и наша слабость, и наша сила. В 2006 г. мы протянули руку помощи РГО и создали на базе семинара секцию по культурной географии МГО РГО. И с тех пор мы дружим... Мы благодарны Московской штаб-квартире РГО, которая регулярно предоставляет нам площадку для заседаний.

За 25 лет семинар провел около 300 заседаний (по ситуации на 1 февраля 2018 г. 284 заседания), выпустил четыре сборника трудов, провел Всероссийскую школу молодых ученых. В среднем семинар проводит 10-12 научных заседаний в год. И, главное, его деятельность, как и 25 лет назад, строится на общественных началах.

Можно назвать три причины устойчивости его деятельности:

- институциональная (в ситуации отсутствия институциональных структур в области культурной и гуманитарной географии, семинар выполняет и будет выполнять эту функцию);

- гендерная (семинаром руководят очаровательная географиня Татьяна Михайловна Красовская и географ Владимир Николаевич Калуцков, совместно олицетворяя целостность культурной географии);

- и самая главная - общественная, поддержка научного сообщества.

Мы благодарны научному сообществу, нашим постоянным докладчикам, поскольку именно они, их идеи, их творческие порывы, искания - залог дальнейшей успешной деятельности семинара. В 1998 г. профессор С.М. Мягков в своем выступлении на заседании семинара сказал: «Кто ищет стойкие культурные ландшафты, тот и сам неизбежно оказывается социально-экологическим спасателем». Мы стараемся следовать этому напутствию.

Список литературы

1. Веденин Ю.А. Очерки по географии искусства. - М.: Институт Наследия, 1997. - 224 с.

2. Веденин Ю.А. Опыт культурно-ландшафтного описания крупных регионов России // Веденин Ю.А. Культурный ландшафт как объект наследия. - М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004 а. - С. 338-382.

3. Веденин Ю.А. Информационная парадигма культурного ландшафта // Веденин Ю.А. Культурный ландшафт как объект наследия. - М.: Институт Наследия; СПб.: Дмитрий Буланин, 2004 б. - С. 68-81.

4. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: Пространство и язык географических образов. - СПб.: Алетейя, 2003. - 331 с.

5. Замятин Д.Н. Культура и пространство: Моделирование географических образов. - М.: Знак, 2006. - 488 с.

6. Замятин Д.Н. Геократия: Евразия как образ, символ и проект российской цивилизации // Замятин Д.Н. Россия: воображение пространства / пространство воображения. - М.: Аграф, 2009. - С. 339-377.

7. Замятина Н.Ю. Локализация идеологии в пространстве (американский фрон-тир и пространство в романе А. Платонова «Чевенгур») // Замятина Н.Ю. Полюса и центры роста в региональном развитии. - М.: Институт Географии, 1998. - С. 190-194.

8. Замятина Н.Ю. Художественная литература как материал для изучения мысленных структур пространства (на примере романа В. Набокова «Дар») // Замятина Н.Ю. География искусства: сборник статей. - М.: Институт Наследия, 2002. - Вып. 3. - С. 92-108.

9. Калуцков В.Н. География России: учебник и практикум для СПО. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 347 с.

10. Калуцков В.Н., Иванова А.А. Географические песни в традиционном культурном ландшафте России. - М.: ПФОП, 2006. - 212 с.

11. Лавренова О.А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII - начала XX в. (геокультурный аспект). - М.: Институт Наследия, 1998. - 95 с.

12. Лихачев Д.С. Заметки о русском // Лихачев Д.С. Избранные работы: в трех томах. - Л.: Худож. лит., 1987. - Т. 2. - С. 418-494.

13. ЛомоносовМ.В. Ода на день восшествия на престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1748 года // Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений / АН СССР. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1983. -Т. 8: Поэзия, ораторская проза, надписи, 1732-1764. - 1959. - С. 215-225.

14. Печерин В.С. Замогильные записки (Apologia pro vita mea) // Пече-ринВ.С. Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи (Мемуары современников) / под ред. И.А. Федосова. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - С. 148-311.

15. Родоман Б.Б. География, районирование, картоиды: Сборник трудов. - Смоленск: Ойкумена, 2007. - 368 с.

16. Семенов-Тян-Шанский В.П. Что должен знать каждый краевед о географии человека. - Л.: Брокгауз и Ефрон, 1927. - 133 с.

17. Хлебников В. О расширении пределов русской словесности // Хлебников В. Творения. - М.: Советский писатель, 1986. - 593 с.

18. Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. - М.: Наука, 1991. - Т. 1. - С. 523-538.

19. Чехов А.П. Из Сибири. Остров Сахалин // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т.: Сочинения: в 18 т.: Письма: в 12 т. - М.: Наука, 19741982. - Т. 14/15. - 1978. - С. 5-38.

20. Ширгазин О.Р. Географическое пространство «Слова о полку Игореве» // Природа. - М., 1993. - № 3. - С. 84-92.

21. Щукин В. Европейские ландшафты и цивилизация большой равнины (Ф.А. Степун) // Щукин В. Россия: воображение пространства / пространство воображения. - М.: Аграф, 2009. - С. 378-397.

References

1. Vedenin Yu.A. Ocherki po geografii iskusstva. - M.: Institut Naslediya, 1997. - 224 s.

2. Vedenin Yu.A. Opyt kul'turno-landshaftnogo opisaniya krupnyh regionov Rossii // Vedenin Yu.A. Kul'turnyj landshaft kak ob"ekt naslediya. - M.: Institut Naslediya; SPb.: Dmitrij Bulanin, 2004 a. - S. 338-382.

3. Vedenin Yu.A. Informacionnaya paradigma kul'turnogo landshafta // Vedenin Yu.A. Kul'turnyj landshaft kak ob"ekt naslediya. - M.: Institut Naslediya; SPb.: Dmitrij Bulanin, 2004 b. - S. 68-81.

4. Zamyatin D.N. Gumanitarnaya geografiya: Prostranstvo i yazyk geograficheskih obrazov. - SPb.: Aletejya, 2003. - 331 s.

5. Zamyatin D.N. Kul'tura i prostranstvo: Modelirovanie geograficheskih obrazov. -M.: Znak, 2006. - 488 s.

6. Zamyatin D.N. Geokratiya: Evraziya kak obraz, simvol i proekt rossijskoj civilizacii // Zamyatin D.N. Rossiya: voobrazhenie prostranstva / prostranstvo voobrazheniya. -M.: Agraf, 2009. - S. 339-377.

7. Zamyatina N. Yu. Lokalizaciya ideologii v prostranstve (amerikanskij frontir i prostranstvo v romane A. Platonova «Chevengur») // Zamyatina N. Yu. Polyusa i centry rosta v regional'nom razvitii. - M.: Institut Geografii, 1998. - S. 190-194.

8. Zamyatina N. Yu. Hudozhestvennaya literatura kak material dlya izucheniya mys-lennyh struktur prostranstva (na primere romana V. Nabokova «Dar») // Zamyatina N. Yu. Geografiya iskusstva: sbornik statej. - M.: Institut Naslediya, 2002. -Vyp. 3. - S. 92-108.

9. Kalutskov V.N. Geografiya Rossii: uchebnik i praktikum dlya SPO. - 2-e izd., ispr. i dop. - M.: Yurajt, 2017. - 347 s.

10. Kalutskov V.N., Ivanova A.A. Geograficheskie pesni v tradicionnom kul'turnom landshafte Rossii. - M.: Izd-vo PFOP, 2006. - 212 s.

11. Lavrenova O.A. Geograficheskoe prostranstvo v russkoj poezii XVIII - nachala XX v. (geokul'turnyj aspekt). - M.: Institut Naslediya, 1998. - 95 s.

12. Lihachev D.S. Zametki o russkom // Lihachev D.S. Izbrannye raboty v trekh tomah. -L.: Hudozh. lit., 1987. - T. 2. - S. 418-494.

13. LomonosovM.V. Oda na den' vosshestviya na prestol Eya Velichestva Gosudaryni Imperatricy Elisavety Petrovny 1748 goda // Lomonosov M.V. Polnoe sobranie so-chinenij AN SSSR. - M.; L.: Izd-vo AN SSSR, 1950-1983. - T. 8: Poeziya, orator-skaya proza, nadpisi, 1732-1764. - 1959. - S. 215-225.

14. Pecherin V.S. Zamogil'nye zapiski (Apologia pro vita mea) // Pecherin V.S. Russkoe obshchestvo 30-h godov XIX v. Lyudi i idei (Memuary sovremennikov) / pod red. I.A. Fedosova. - M.: Izd-vo MGU, 1989. - S. 148-311.

15. Rodoman B.B. Geografiya, rajonirovanie, kartoidy: Sbornik trudov. - Smolensk: Ojkumena, 2007. - 368 s.

16. Semenov-Tyan-Shanskij V.P. Chto dolzhen znat' kazhdyj kraeved o geografii cheloveka. - L.: Brokgauz i Efron, 1927. - 133 s.

17. Hlebnikov V. O rasshirenii predelov russkoj slovesnosti // Hlebnikov V. Tvoreniya. -M.: Sovetskij pisatel', 1986. - 593 s.

18. Chaadaev P. Ya. Apologiya sumasshedshego // Chaadaev P. Ya. Polnoe sobranie sochinenij i izbrannye pis'ma. - M.: Nauka, 1991. - T. 1. - S. 523-538.

19. Chekhov A.P. Iz Sibiri. Ostrov Sahalin // Chekhov A.P. Polnoe sobranie sochinenij i pisem: v 30 t.: Sochineniya: v 18 t.: Pis'ma: v 12 t. - M.: Nauka, 1974-1982. -T. 14/15. - 1978. - S. 5-38.

20. Shirgazin O.R. Geograficheskoe prostranstvo «Slova o polku Igoreve» // Priroda. -М., 1993. - N 3. - S. 84-92.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Shchukin V. Evropejskie landshafty i civilizaciya bol'shoj ravniny (F.A. Stepun) // Shchukin V. Rossiya: voobrazhenie prostranstva / prostranstvo voobrazheniya. -M.: Agraf, 2009. - S. 378-397.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.