Научная статья на тему 'ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ПРОСТРАНСТВА. ОБЗОР VII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА»'

ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ПРОСТРАНСТВА. ОБЗОР VII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИЯ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА» / КИНОИСКУССТВО / ФОТОИСКУССТВО / МЕДИА / ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лавренова Ольга Александровна

Международная научная конференция «География искусства» имеет долгую историю. Проект «География искусства» начался в 1994 году и сначала был исключительно издательским. В 2009 году была проведена первая конференция под эгидой Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева и его директора Ю.А. Веденина. Проблематика конференции традиционно очень разнообразная, но «главный герой» обсуждений, дискуссий и последующих сборников - неизменно пространство, во всех его ипостасях, и его взаимодействие с культурой. Первоначальные темы географии художественных школ и традиций и размещение артефактов на земной поверхности со временем дополнилась концептуальными вопросами конструирования пространственных образов в живописи, литературе, кино. Организаторами конференции в последние несколько лет являются Институт научной информации по общественным наукам РАН, Российская академия художеств, Институт кино и телевидения (ГИТР), Российский государственный гуманитарный университет. В 2021 году конференция впервые прошла в гибридном формате - часть заседаний состоялись очно в РАХ и ГИТРе, часть обсуждений была проведена онлайн. Это дало возможность существенно расширить географию участников. Важная тема - возможности сотворения образов пространства и преображения пространственной картины мира разными видами искусства, в том числе и экранными, создание новых смыслов мест и регионов. Отдельная секция была посвящена обсуждению концептов пространства и соответствующих образов в цифровых медиа, кино- и фотоискусстве. На секции обсуждались особенности национального кинематографа с точки зрения формирования имиджа страны, способного сыграть значительную роль в межкультурной коммуникации, региональные образы, созданные с помощью фотографии и IT-технологий, как аттрактор в формировании рекреационных потоков. Рассматривались особенности восприятия пространства в эпоху цифровизации, создание репрезентаций, проблема зрелищности. Отдельной темой была проблема конструирования топосов повествования в рамках разных вариантов экранизации одного и того же произведения. Все обсуждения дополняли друг друга в создании объемной картины пространственных образов силами цифровых и экранных искусств, в создании видоизмененной реальности, дополненной фото- и киновизуализациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VISUAL IMAGES OF SPACE. REVIEW OF THE GEOGRAPHY OF ART VII INTERNATIONAL CONFERENCE

The Geography of Art International Scienti c Conference has a long history. Geography of Art began in 1994 and was originally conceived as a purely publishing project. In 2009, the rst conference was held under the auspices of the Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage and its director Yuri A. Vedenin. The topics at the conferences are traditionally very diverse, but the “protagonist” of all discussions, debates, and subsequent collections is invariably space, in all its guises, and its interaction with culture. The original subjects such as the geography of art schools and traditions and the placement of artifacts on the earth’s surface have over time been supplemented by conceptual questions of the construction of spatial images in painting, literature, and cinema. Over the past few years, the conference has been organized by the Institute of Scienti c Information on Social Sciences of RAS, the Russian Academy of Arts, GITR Film and Television School, and the Russian State University for the Humanities. In 2021, for the rst time, the conference was arranged in a hybrid format: some sessions were held in person at the Russian Academy of Arts and GITR, while some discussions were convened online. This made it possible to signi cantly expand the geography of our participants. An important topic was brought up the possibility of generating images of space and transforming the spatial picture of the world by different types of art, including screen art, creating new meanings of places and regions. A separate section was devoted to the concepts of space and the corresponding images in digital media, cinematography and photography. The section discussed the peculiarities of national cinematography from the point of view of forming the country’s image, which can play a signi cant role in intercultural communication, and regional images created with the help of photography and IT-technology as an attractor in the formation of recreational ows. Among other things, the conference covered the speci cs of space perception in the era of digitalization, the creation of representations, and spectacularity. A separate topic was the construction of narrative topoi within the framework of different versions of screen adaptations of the same work. All discussions complemented each other in creating a three-dimensional picture of spatial images by means of digital and screen arts, generating a modi ed reality supplemented by photo and lm visualizations.

Текст научной работы на тему «ВИЗУАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ ПРОСТРАНСТВА. ОБЗОР VII МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ГЕОГРАФИЯ ИСКУССТВА»»

УДК 85 + 71

DOI: 10.30628/1994-9529-17.3-211-229

Статья получена 11.09.2021, отредактирована 29.09.2021, принята 29.09.2021

Ольга Александровна Лавренова

доктор философских наук, кандидат географических наук, почетный член Российской академии художеств,

ведущий научный сотрудник отдела культурологии, Институт научной информации по общественным наукам РАН, 117997, Москва, Нахимовский проспект, д. 51/21; профессор кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», 119049, г. Москва, Ленинский проспект, д. 4; профессор кафедры теории и истории культуры, Институт кино и телевидения (ГИТР). 123007, Москва, Хорошевское шоссе, 32а;

кезеагсЬегЮ: ДДК-6407-2020 ОкСЮ: 0000-0003-4916-0622 е-таИ: oLgaLavr@maiL.ru

Для цитирования

Лавренова О.А. Визуальные образы пространства. Обзор VII международной конференции «География искусства» // Наука телевидения. 2021. 17 (3). С. 211-229. ЭО1: https://doi.org/10.30628/1994-9529-17.3-211-229.

Визуальные образы пространства. Обзор VII международной конференции «География искусства»

Аннотация. Международная научная конференция «География искусства» имеет долгую историю. Проект «География искусства» начался в 1994 году и сначала был исключительно издательским. В 2009 году была проведена первая конференция под эгидой Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева и его директора Ю.А. Веденина. Проблематика конференции традиционно очень разнообразная, но «главный герой» обсуждений, дискуссий и последующих сборников — неизменно пространство, во всех его ипостасях, и его взаимодействие с культурой.

Первоначальные темы географии художественных школ и традиций и размещение артефактов на земной поверхности со временем дополнилась концептуальными вопросами конструирования пространственных образов в живописи, литературе, кино. Организаторами конференции в последние несколько лет являются Институт научной информации по общественным наукам РАН, Российская академия художеств, Институт кино и телевидения (ГИТР), Российский государственный гуманитарный университет. В 2021 году конференция впервые прошла в гибридном формате — часть заседаний состоялись очно в РАХ и ГИТРе, часть обсуждений была проведена онлайн. Это дало возможность существенно расширить географию участников. Важная тема — возможности сотворения образов пространства и преображения пространственной картины мира разными видами искусства, в том числе и экранными, создание новых смыслов мест и регионов. Отдельная секция была посвящена обсуждению концептов пространства и соответствующих образов в цифровых медиа, кино- и фотоискусстве. На секции обсуждались особенности национального кинематографа с точки зрения формирования имиджа страны, способного сыграть значительную роль в межкультурной коммуникации, региональные образы, созданные с помощью фотографии и технологий, как аттрактор в формировании рекреационных потоков. Рассматривались особенности восприятия про-странства в эпоху цифровизации, создание репрезентаций, проблема зрелищности. Отдельной темой была проблема конструирования топосов повествования в рамках разных вариантов экранизации одного и того же произведения. Все обсуждения дополняли друг друга в создании объемной картины пространственных образов силами цифровых и экранных искусств, в создании видоизмененной реальности, дополненной фото-и киновизуализациями.

Ключевые слова: конференция «География искусства», киноискусство, фотоискусство, медиа, пространство

UDC 85 + 71

Received 11.09.2021, revised 29.09.2021, accepted 29.09.2021

Olga A. Lavrenova

D.Sc. (Philosophy), Cand.Sci. (Geography), Honorary Member of the Russian Academy of Arts, Leading Researcher at the Department of Cultural Studies, the Institute of Scientific Information for Social Sciences of the Russian Academy of Sciences, Nakhimovsky prospekt, 51/21, 117997, Moscow; Professor at the Department of Foreign Languages and Communication Technologies,

the National University of Science and Technology MISIS, Leninsky prospekt, 4, 119049, Moscow; Professor at the Department of Theory and History of Culture,

GITR Film and Television School, Khoroshevskoe sh. 32, 123007, Moscow; ResearcherID: AAK-6407-2020 ORCID: 0000-0003-4916-0622 e-mail: olgalavr@mail.ru

For citation

Lavrenova O.A. Visual Images of Space. Review of the Geography of Art VII International Conference. The Art and Science of Television. 2021. 17 (3), pp. 211-229. https://doi.org/10.30628/1994-9529-17.3-211-229

Visual Images of Space. Review of the Geography of Art VII International Conference

Abstract. The Geography of Art International Scientific Conference has a long history. Geography of Art began in 1994 and was originally conceived as a purely publishing project. In 2009, the first conference was held under the auspices of the Likhachev Russian Research Institute for Cultural and Natural Heritage and its director Yuri A. Vedenin. The topics at the conferences are traditionally very diverse, but the "protagonist" of all discussions, debates, and subsequent collections is invariably space, in all its guises, and its interaction with

culture. The original subjects such as the geography of art schools and traditions and the placement of artifacts on the earth's surface have over time been supplemented by conceptual questions of the construction of spatial images in painting, literature, and cinema. Over the past few years, the conference has been organized by the Institute of Scientific Information on Social Sciences of RAS, the Russian Academy of Arts, GITR Film and Television School, and the Russian State University for the Humanities. In 2021, for the first time, the conference was arranged in a hybrid format: some sessions were held in person at the Russian Academy of Arts and GITR, while some discussions were convened online. This made it possible to significantly expand the geography of our participants. An important topic was brought up—the possibility of generating images of space and transforming the spatial picture of the world by different types of art, including screen art, creating new meanings of places and regions. A separate section was devoted to the concepts of space and the corresponding images in digital media, cinematography and photography. The section discussed the peculiarities of national cinematography from the point of view of forming the country's image, which can play a significant role in intercultural communication, and regional images created with the help of photography and IT-technology as an attractor in the formation of recreational flows. Among other things, the conference covered the specifics of space perception in the era of digitalization, the creation of representations, and spec-tacularity. A separate topic was the construction of narrative topoi within the framework of different versions of screen adaptations of the same work. All discussions complemented each other in creating a three-dimensional picture of spatial images by means of digital and screen arts, generating a modified reality supplemented by photo and film visualizations. Keywords: Geography of Art Conference, film art, photo art, media, space

ВВЕДЕНИЕ

Проект «География искусства» начался в 1994 году как издательский, изначально у его истоков стояли известный географ Ю.А. Веденин, директор РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, и О.А. Лавренова, географ, философ, культуролог. Первая конференция состоялась в 2009 году в Институте Наследия, после смены руководства института проект ушел в свободное плавание, постепенно набирая

авторитет в научном сообществе [см. 1]. Следующие сборники издавались уже по материалам конференций, всего вышло одиннадцать сборников, их издателем с 2018 года стал Институт кино и телевидения (ГИТР) [2, 3, 4, 5]. Организаторами этого представительного форума в последние годы являются ГИТР, Институт научной информации по общественным наукам РАН, Российская академия художеств, Российский государственный гуманитарный университет. С 2017 года, когда в число организаторов конференции вошел ГИТР, проблематика обсуждаемых вопросов существенно расширилась и появилась отдельная секция, посвященная пространственности кино- и фотоискусства, новых цифровых медиа.

Конференция традиционно проходит на русском языке, но география участников достаточно широкая — Украина, Болгария, Великобритания, Шри-Ланка, Казахстан, Китай, Монголия, Гана и др. Интерес к проблематике взаимодействия пространства и искусства последние четверть века достаточно большой, поэтому в мировом и отечественном научном сообществе в разные годы организовывались научные мероприятия, так или иначе затрагивающие сходный круг вопросов. В российском пространстве достаточно значимым событием была конференция «Россия: воображение пространства / пространство воображения», организованная географом и культурологом Д.Н. Замятиным в 2008 году (сборник вышел в 2009 году). Продолжая тематику восприятия пространства и построения географических образов, в 2020 году в виртуальном пространстве состоялся форум «Культурный ландшафт: эволюции и революции воображения» [6]. Сходные вопросы поднимались и на трех Международных конференциях по геопоэтике, последняя из которых состоялась в 2018 году [7]. «География искусства» в отличие от этих конференций делает акцент на искусстве, обращает основное внимание именно на художественные образы пространства, концепты пространства в искусстве и т.п. За рубежом подобные темы обсуждаются как часть проблемного поля географических, искусствоведческих или семиотических конференций, например, Международная ассоциация семиотики пространства и времени (IАББр+Т, Швейцария) организовала секцию на XIV Всемирном семиотическом конгрессе в 2019 году в Буэнос-Айресе, где в числе пространственно-семиотических систем обсуждались системы, созданные искусством, литературой и масс-медиа [8]. Этим же проблемам уделяется внимание на ежегодных встречах IАББр+Т, последняя состоялась онлайн в июне 2021 года при технической поддержке ГИТР [9]. В принципе, все

взаимодействия искусства и пространства — это непрекращающийся процесс семиозиса, и этот методологический аспект также обсуждается на конференциях «География искусства». Из последних конференций надо еще отметить Международную научную конференцию Российского общества цвета к11со1ог2020, которая состоялась онлайн в Смоленске в 2020 году при поддержке Фонда президентских грантов и собрала участников со всего мира [10; 11]. Там также обсуждались преображения пространства худож-никами и архитекторами с помощью цветовых решений, колористическая семантика культурного ландшафта и др.

В 2021 году с 20 по 22 мая состоялась седьмая по счету конференция «География искусства». Как дань времени — пандемии COVID-19, — она прошла в гибридном формате, частично онлайн, так как далеко не все участники смогли приехать в Москву. Цель конференции — осмыслить мировоззренческие и философские дискурсы искусства в контексте геокультурного пространства, и наоборот, художественные практики, преображающие земную поверхность, наполняющие культурный ландшафт новыми смыслами. Рассматривались геопоэтика, травелоги как нар-ративы, создаваемая художниками и литераторами семиотика пространства и другие темы.

Как и в прошлые годы, отдельная секция была посвящена концептам пространства и его образам в цифровых медиа, кино- и фотоискусстве. На секции обсуждалось создание образа страны с помощью национального кинематографа, региональные образы, созданные с помощью фотографии и 1Т-технологий, их влияние на формировании рекреационных потоков.

КИНО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ЦИФРОВЫЕ МЕДИА В ПРОСТРАНСТВЕННОМ КОНТЕКСТЕ

Секция «Кино, телевидение и цифровые медиа в пространственном контексте» традиционно прошла в ГИТР, остальные секции в РАХ, их обзор опубликован в «Вестнике культурологии» [12]. Здесь же будет представлен обзор исключительно «киноведческой» секции.

Ее открыла Е.А. Богатырева, доктор философских наук профессор, проректор по научной работе АНО ВО «Институт кино и телевидения (ГИТР)», поприветствовав всех собравшихся в стенах института впервые

за долгое время после длительного локдауна в связи с пандемией ССМЭ-19.

В докладе Е.А. Богатыревой «Почему восприятие искусства в ХХ в. становится пространственным?» шла речь о влиянии новой художественной практики ХХ столетия на эстетическую коммуникацию. Был рассмотрен характер этого влияния на примере изобразительного искусства и технических искусств.

О.И. Томсон, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ, доцент кафедры русского искусства ФТИИ Санкт-Петербургской академии имени Ильи Репина, сделала доклад «Топология памяти и современные масс медиа». По ее мнению, зрение непосредственно связано с топологией памяти, поскольку зрительные образы, запечатленные в том числе в воспоминаниях, оказывают существенное влияние на последующее восприятие реальности. Современный мир, видоизмененный техническими средствами, существенно изменил и способы получения знаний об образах наблюдаемой реальности, сделав ненужной способность к воображению. Это привело к тому, что разнообразие индивидуальных образов восприятия действительности заместили конкретные формы ее визуальной цифровой репрезентации, очертив контуры виртуализации мира (Рис. 1). Историческая подлинность бытия сменилась «зрелищностью» и «поразительностью», подобные изменения мира нашли свое отражение и новое осмысление в современном искусстве.

Осмысление искусством виртуализации современной реальности становится ее новой производной, углубляя процесс.

Визуальные образы кинематографа на протяжении уже столетия создают свою вселенную, частично укорененную в реальном географическом пространстве, натурные съемки которого используются как декорации, сцена действия, символ, камертон и т.п. Концептуализация пространства средствами кинематографа может являться важной частью сюжетной линии и создания настроения. Пространство репрезентируется фрагментарно, и собирать его воедино должен зритель.

Рис. 1. Леонид Тишков (при участии Бориса Бендикова). Из фотопроекта «Частная луна». 2003-2005

Fig. 1. Leonid Tishkov (with Boris Bendikov). Photo project Private Moon. 2003-2005

В сообщении доктора филологических наук, заведующего кафедрой словесных искусств факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова О.С. Крюковой и кандидата филологических наук, старшего научного сотрудника ИНИОН РАН М.Б. Раренко, были проанализированы три киноверсии мистической повести американского писателя Генри Джеймса «Поворот винта»: 1959 г. (США), 1992 г. (Великобритания, США, рис. 2) и 2020 г. (Канада). Согласно книге, действие происходит в старинном поместье в Эссексе, Великобритания. «Пространств» в повести можно выделить три: 1) старый дом накануне Рождества, в котором собралась компания, среди которых повествователь «я» и некий мистер Дуглас; 2) дом опекуна и дяди детей в Лондоне, куда приходит наниматься гувернанткой молодая особа, не названная по имени ни разу; 3) усадьба Блай, в которой и происходят описанные в повести события. Тем более интересным представляются различия киноязыка при визуализации пространства в указанных киноверсиях. Докладчики отметили, что на визуализацию пространства в различные годы экранизации

1 Источник изображения см.: / See the image source: URL: http://leonidtishkov.blogspot. com/2009/01/blog-post_16.html (04.09.2021).

оказывает существенное влияние литературный прием «точки зрения», который часто используется Г. Джеймсом и заключается в том, что описываемая ситуация представляется несколькими участниками или же свидетелями события. Они, в силу различных причин, могут воспринять лишь фрагмент действительности и соответственно его интерпретировать, в то время как воссоздание полной картины событий возлагается на читателя.

Рис. 2. Постер фильма «Поворот винта», реж. Расти Леморанде, 1992 Fig. 2. Poster of The Turn of the Screw (1992) directed by Rusty Lemorande2

Кандидат культурологии, доцент кафедры истории и теории культуры ФК РГГУ Б.В. Рейфман в сообщении «"Визуальная сложность" в японском и европейском кино 1950-х-1960-х годов: стилистические и смысловые сходства и различия», рассмотрел проблему сходства, различия и взаимовлияния кинематографических стилей. В фокусе вы-

2 Источник изображения см.: / See the image source: URL: https://vhscollector.com/movie/ turn-screw-1 (04.09.2021).

ступления оказались применявшиеся японскими и европейскими режиссерами приемы создания, с одной стороны, иллюзии, максимально освобожденной от влияния субъекта «объективной реальности», с другой — «визуальной сложности» (по определению М. Ле Фаню). Последняя сообщает экранному изображению свойство «неопознаваемой реальности», вынуждая зрителя в его воображении достраивать ее до идентифицируемых образов. Такое сочетание стилистических приемов предполагает, как в случае японского, так и в случае европейского кино, определенную семантику, современную эпохе создания фильмов. Однако, рассматривая это сочетание с дистанции прошедших десятилетий, можно предположить, что в нем осуществлялся синтез осознаваемого авторами модернистского стремления к онтологическому кино и пост-(или, скорее, пост-пост)-модернистского, имплицитного для авторов, стремления к тому, что сегодня часто называют «пост-кинематографом».

Если перейти от теории к практике, то существует целый спектр прикладных эффектов и исследований, связанных с пространством и кино-, фото-, медиа-искусством. В частности, национальная киноиндустрия способна создавать образ страны или региона, востребованный как внутри, так и за рубежом.

В совместном докладе магистранта кафедры иностранных языков и коммуникационных технологий МИСИС Ибрагима Юсифа (Гана) и доцента этой же кафедры Н.В. Суховой «Роль киноиндустрии Нолливуда в формировании имиджа Нигерии», был представлен анализ малоизвестного российскому зрителю национального кинематографа. Материалом исследования послужили пять нолливудских фильмов разного жанра и тематики (Рис. 3). Участниками исследования стали люди разного происхождения, пола, образования, национальности и т.д., которые смотрели фильмы и отвечали на анкеты до и после просмотра материалов. Кроме того, были проведены структурированные интервью с экспертами киноиндустрии о том, насколько эффективным может быть кино в формировании имиджа страны. Полученные результаты показывают, что содержательная структура имиджа страны транслируется через отечественные фильмы. В фильмах репрезентируется политическая, демографическая, религиозная, культурная жизнь Нигерии. Исследование показало, что Ноливуд имеет огромный потенциал в брендин-ге имиджа Нигерии.

Рис. 3. Постер фильма «Любовь это война», реж. Омони Оболи, 2019 Fig. 3. Poster of movie Love is War, Director Omoni Oboli, 20193

Ю.М. Белозерова, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой продюсерского мастерства Института кино и телевидения (ГИТР), сделала сообщение «Продвижение территорий и открытых культурных пространств при помощи технологий виртуальной и дополненной реальности». Для самостоятельных путешествий актуально создание мобильных приложений с применением технологии виртуальной и дополненной реальности, содержащих квесты, экскурсии по геометкам, дополнительную информацию об исторических местах или памятниках природы. Решение такой задачи позволяет выявить некоторые организационно-экономические барьеры, лежащие в области компетенций персонала, привлечения инвестиций и взаимодействия с органами исполнительной власти и администрацией туристских мест. Подобные проекты являются чрезвычайно перспективным направле-

3 Источник изображения см.: / See the image source: URL: https://www.nollywoodreinvented. com/2020/04/love-is-war.html (02.09.2021).

нием работы с молодежью в сфере формирования знаний о регионах и формирования туристических потоков.

В мире кино и телевидения происходят свои взаимодействия центра и регионов, формируя структуру спроса.

И.С. Глебова, кандидат политических наук, доцент кафедры про-дюсерского мастерства, декан продюсерского факультета Института кино и телевидения (ГИТР), раскрыла тему «Роль и влияние западных форматов на современное российское телевидение: федеральные, региональные и республиканские телекомпании (на примере дагестанского телеканала "ННТ")». Она проанализировала роль современного российского телевидения в общей структуре экранных искусств, его характеристики, жанры и форматы, пользующиеся популярностью. После перестройки произошли революционные повороты развития телевизионной системы в России, в результате которых возникло коммерческое телевидение, а также тенденция «заимствования» и адаптации западных форматов. Среди процессов приспосабливания популярных медиапродуктов к различным внешним и внутренним факторам выделяются два принципиально различных типа переработки телеформатов: «открытая» и «закрытая» адаптация. Докладчик проанализировал причины повышенного спроса на адаптации зарубежных форматов в России на примере федеральных, региональных и республиканских каналов. В качестве примера были взяты телевизионные продукты дагестанского телеканала «Наше национальное телевидение» (ННТ), сделанные по примеру западных форматов. Основной особенностью является адаптация под национальную самобытность региона, передача культурных традиций, апелляция к чувству местного патриотизма. Современная «экранная культура» имеет интернациональный характер и с легкостью переходит границы государств, но при этом в России все заимствованные форматы адаптируются под национальную ментальность и становятся «своими», — резюмировала докладчик.

Городские и региональные образы, создаваемые масс-медиа, кино- и фотоискусством, играют свою роль в социокультурном пространстве, фиксируя образы ушедших времен, генерируя и провоцируя новые смыслы.

«Соцреализм как урбанизм и глянец: дискурс о соцреализме в цифровом лайфстайл-издании "Д1^1~1а^а^у"» — так озаглавила свое сообщение К.К. Ельцова, кандидат культурологии, доцент Высшей шко-

лы европейских культур ФК РГГУ. Речь шла о том, как архитектурные решения эпохи соцреализма вписываются в урбанистическую повестку и репрезентации пространства в издании «ААзЬа.ОаНу» в первой половине 2010-х гг. После 2012 г. издание начинает широко освещать (тем самым легитимируя их) преобразования столичного городского пространства, которые власти инициировали вскоре после московских протестов. Эта легитимация происходит в концептуальном обращении к эпохе расцвета соцреалистического канона. Проведенный анализ выявил, что конструирование «престижа» места/района происходит за счет обращения к иронически-ностальгическим и ностальгирующим дискурсам «идеальной советской среды», «домов писателей, киношников», «советского заповедника» и т.п. Также выяснилось, что в обращении к идее соцреализма происходит не только фиксация сегодняшних политических и административно-управленческих практик, но и парадоксальное дискурсивное производство одновременно социальной дистанции и запроса на социальное выравнивание.

Е.Г. Власова, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Пермского государственного национального исследовательского университета, представила доклад «Образ Урала в фотографиях конца XIX - начала XX в.: к вопросу о формировании визуальных доминант уральского пространства». Материалом исследования послужили фотоиллюстрации в популярных травелогах и путеводителях, а также почтовые открытки (Рис. 4). Массовый характер бытования этих форматов позволил рассмотреть видовые фотографии в качестве влиятельных агентов формирования актуального геокультурного образа Урала. Исследование показало, что в процессе создания и распространения фотоизображений с туристическими целями происходит направленный отбор пространственных доминант, соответствующих статусу достопримечательности: они обязаны поразить воображение, оказать эмоциональное воздействие, вызвать желание увидеть своими глазами. Заметно смещение интереса в сторону Южного Урала — здесь располагаются самые эффектные горные пейзажи. Фотография вновь подогревает интерес к затухающей горной промышленности: сейчас она становится предметом туристической этнографии. Особое внимание уделяется видовым площадкам, что поднимает взгляд наблюдателя и подчеркивает крутизну пространства.

Рис. 4. Урал. Город Златоуст. Вид с юго-западной стороны. Фотограф В. Метенков.

Почтовая открытка начала XX века. Издание «Гранберг» (Стокгольм)

Fig. 4. Ural. City of Zlatoust. View from the southwestern side. Photo by V Metenkov.

Postcard from the early 20th century Publication by Granberg (Stockholm)4

«Образ Кавказа в фотографиях второй половины XIX — начала XX века из собрания Русского музея» был представлен в докладе И.А. Панченко, старшего научного сотрудника Государственного Русского музея. На примере данной коллекции она показала, что исключительный по историко-культурному достоянию, с ярко выраженной экзотикой и природно-географической спецификой отдаленный регион Российской империи предоставлял фотографам неисчерпаемый материал для изучения и запечатления, неиссякаемый источник образов и сюжетов (Рис. 5). Поэтому фотографическое паломничество на Кавказ являлось важной составляющей творческой биографии многих отечественных профессионалов и любителей светописи. В результате этих поездок было создано множество произведений, впечатляющих широтой жанрового и тематического диапазона, композиционным разнообразием, творческим и техническим мастерством, и при этом являющихся ныне уникальными историческими свидетельствами, благодаря документальной природе светописи.

4 Источник изображения см.: / See the image source: URL: https://auction.ru/offer/177_otkrytka ural_gorod_zlatoust_vid_s_jugo_zapodnoj_storony-i107625909435616.html#1 (05.09.2021).

Рис. 5. И.Ф. Барщевский (1851-1948). Кутаисская губерния. Общий вид города Ардануча. 1888. Альбуминовый отпечаток. 15,2х21. Государственный Русский музей

Fig. 5.1.F. Barshchevsky (1851-1948). Kutaisi Province. General view of the town of Ardanug.

1888. Albumin print. 15.2х21. State Russian Museum5

Доклад старшего научного сотрудника Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан Д.В. Рахмановой «Осмысление пространства города и его границ в проектах современных казанских фотографов», был посвящен проблеме выстраивания границ внутри города и их эстетизации средствами фотографии (Рис. 6). Были рассмотрены три проекта современных казанских фотографов, в которых анализируются ограничения, сложности с определением территории, объекты, формирующие новые пространства и изменяющие облик города. Внутренняя обособленность и потребность в разделении на свое и чужое побуждают выстраивать внешние границы. Заборы, как способ разделения и регулирования территории, вызывают ощущение враждебности и несвободы, новые постройки заполняют привычно-пустующие места, изменяя устоявшуюся связь человека с обжитым пространством.

Состоявшаяся в ходе заседания дискуссия показала актуальность затронутых вопросов, касающихся визуальной репрезентации про-

5 Источник изображения см.: / See the image source: Коллекция Государственного Русского музея. Изображение предоставлено И. Панченко / Collection of the State Russian Museum. Image courtesy of I. Panchenko (05.09.2021).

странства, создания новых смыслов и транслирования значений мест, регионов, стран средствами современных цифровых медиа, фото- и киноискусства.

Рис. 6. Саша Гром. Из проекта «Заборы» Fig. 6. Sasha Grom. Project Fences6

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

VII Международная научная конференция «География искусства» как обычно собрала исследователей из разных областей знания. Междисциплинарность — важный принцип, который осуществляется с самого начала проекта и создает уникальную тематическую нишу, объединяющую разнонаправленные исследования взаимодействия пространства и искусства, создания искусством пространственный ментальных конструкций и концептов и т.п. Кино-, фотоискусство и цифровые медиа остаются важной темой для обсуждения на этом представительном форуме. В 2021 году в очном и онлайн формате обсуждались равно как теоретические, так и прикладные аспекты этой большой темы, включая использование цифровой и дополненной реальности в туризме, создание образов культурных ландшафтов средствами худо-

6 Источник изображения см.: / See the image source: URL: http://www.saschagrom.com/page/ fences.html (07.09.2021).

жественной фотографии, особенности национального и регионального кинематографа и телевидения, построения пространственных моделей в кинематографе. Особенно интересным был временной и «технический» разброс, от первых ландшафтных фотографий второй половины XIX века до современных цифровых моделей, дополняющих реальность информацией и образами, который явно показал тенденцию от фотофиксации до концептуального творчества, являющегося сейчас частью геокультурного пространства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лавренова О.А. «География искусства»: междисциплинарный проект в долговременной перспективе // Labyrinth. Теории и практики культуры. 2020. № 4. С. 52-58. URL: https://Labyrinth.ivanovo.ac.ru/category/journaL/4-2020/ (дата обращения: 02.08.2021).

2. География искусства: инсайд-аут / отв. ред. и сост. О.А. Лавренова. М.: ГИТР, 2018. 316 с.

3. География искусства: расширение горизонтов / отв. ред. и сост. О.А. Лавренова. М.: ГИТР, 2019. 414 с.

4. География искусства: новые ракурсы / отв. ред. и сост. О.А. Лавренова. М.: ГИТР, 2020. 472 с.

5. География искусства: пространство, подчиненное стилю / отв. ред. и сост. О.А. Лавренова. М.: ГИТР, 2021. 488 с.

6. Культурный ландшафт: эволюции и революции воображения: материалы Всероссийской междисциплинарной научной конференции с международным участием (Москва, 26-27 марта 2020 г.) / ред. Д.Н. Замятин, И.Г. Коновалова. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2020. 210 с.

7. 3-я Международная конференция по геопоэтике (Москва, 18-20 мая 2018 г.) // Институт философии Российской академии наук: сайт. URL: https://iphras.ru/ geopoethica_2018.htm (дата обращения: 02.08.2021).

8. Лавренова О.А. Секция семиотики пространства на XIV Всемирном семиотическом конгрессе. Обзор // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2020. № 1(41). С. 218-227. DOI: https://doi.org/10.31249/cheL/2020.01.13.

9. Semiotics of space: architecture, place and sign. The regular meeting of the International Association for Semiotics of space (IASSp/AISE) // IASSp+T/ AISE. URL: https://www.ias-st.com/news (дата обращения: 02.08.2021).

10. RUcoLor2020: материалы видеотрансляции Международной научной конференции Российского общества цвета (Смоленск, 01-05 декабря 2020 г.). URL: https://www.youtube.com/channeL/UCzIRd0yHIYOPkD3A4rADLTQ (дата обращения: 02.08.2021).

11. Грибер Ю.А., Лавренова О.А. RUcoLor2020: обзор Международной научной конференции Российского общества цвета (Смоленск, 01-05 декабря 2020 г.) // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. М.: ИНИОН РАН, 2021. № 1(45): Культурное пространство: от нарратива к семиотике. С. 229-239. DOI: https://doi.org/10.31249/cheL/2021.01.13.

12. Лавренова О.А. Многомерные образы пространства. Обзор VII Международной научной конференции «География искусства» // Вестник культурологии. 2021. № 3. С. 194-215.

REFERENCES

1. Lavrenova O.A. "Geografiya iskusstva": MezhdistsipLinarnyy proekt v doLgovremennoy perspektive ["Geography of art": A Long term interdisciplinary project]. Labyrinth: Teorii i Praktiki Ku'tury. 2020. (4), pp. 52-58. https://Labyrinth. ivanovo.ac.ru/category/journaL/4-2020/ (accessed 02.08.2021)

2. Lavrenova O.A. (Ed.). Geografiya iskusstva: insayd-aut [Geography of art: Inside out]. Moscow: GITR FiLm and TeLevision SchooL, 2018. 316 p.

3. Lavrenova O.A. (Ed.). Geografiya iskusstva: rasshirenie gorizontov [Geography of art: Expanding horizons]. Moscow: GITR FiLm and TeLevision SchooL, 2019. 414 p.

4. Lavrenova O.A. (Ed.). Geografiya iskusstva: novye rakursy [Geography of art: New angLes]. Moscow: GITR FiLm and TeLevision SchooL, 2020. 472 p.

5. Lavrenova O.A. (Ed.). Geografiya iskusstva: prostranstvo, podchinennoe stilyu [Geography of art: Space ruLed by styLe]. Moscow: GITR FiLm and TeLevision SchooL, 2021. 488 p.

6. D.N. Zamyatin, & I.G. KonovaLova (Eds.). KuLturnyy landshaft: Evolyutsii i revoLyutsii voobrazheniya [CuLturaL Landscape: EvoLutions and revoLutions of the imagination] [Proceedings of the ALL-Russian InternationaL I nterd isci pLi nary Scientific Conference] (Moscow, March 26-27, 2020). Moscow: Institute of WorLd History of the Russian Academy of Sciences, 2020. 210 p.

7. Institute of PhiLosophy of the Russian Academy of Sciences. 3-ya Mezhdunarodnaya konferentsiya po geopoetike [3rd InternationaL Conference on Geopoetics] (Moscow, May 18-20, 2018). Institute of PhiLosophy, Russian Academy of Sciences. https://iphras.ru/geopoethica_2018.htm (accessed 02.08.2021)

8. Lavrenova O.A. Sektsiya semiotiki prostranstva na XIV Vsemirnom semioticheskom kongresse: Obzor [Overview of the Section of the semiotics of space at the XIV World Semiotic Congress]. Human Being: Image and Essence, Humanitarian Aspects. 2020. Issue 1 (41), pp. 218-227. 8. https://doi.org/10.31249/ chel/2020.01.13

9. International Association for Semiotics of Space. Semiotics of space: Architecture, place and sign: The regular meeting of the International Association for Semiotics of Space. IASSp+T/AISE. https://www.ias-st.com/news (accessed 02.08.2021)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. RUcolor2020 Conference. Video broadcast of the International Conference of the Color Society of Russia in Smolensk, December 1-5, 2020 [YouTube channel]. YouTube. https://www.youtube.com/channel/UCzIRd0yHIY0PkD3A4rADlTQ (accessed 02.08.2021)

11. Griber Yu.A., & Lavrenova O.A. RUcolor2020: Materialy videotranslyatsii Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii Rossiyskogo obshchestva tsveta, Smolensk, 1-5 dekabrya 2020 goda [RUcolor2020: Review of the International Conference of the Color Society of Russia, Smolensk, December 1-5, 2020]. Human Being: Image and Essence, Humanitarian Aspects. 2021. Issue 1 (45), pp. 229-239. https://doi.org/10.31249/chel/2021.01.13

12. Lavrenova O.A. Mnogomernye obrazy prostranstva: Obzor VII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Geografiya iskusstva" [Multidimensional images of space: Review of the VII International Scientific Conference "Geography of Art"]. Herald of Culturology. 2021. (3), pp. 194-215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.