го народа, она может лишь трансформироваться вместе с этносом из одной исторической формы жизнедеятельности человеческого общества в другую.
Таким образом, традиционная народная медицина (в том числе и Симбирско-Ульяновсого Поволжья) сохраняет свою роль в современной системе жизнеобеспечения, показав свою живучесть и приспособляемость к новым условиям жизни этноса.
1 См.: Бромлей Ю.В. Народная медицина как предмет этнографических исследований // Советская этнография. 1996. № 5. С. 3 - 18.
2 Литературная газета. 1974. 1 мая. С. 12.
3 См.: Никонова Л.И. Традиционная медицина народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения. Саранск: МГПИ, 2000.
УДК 94(470):008.001
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА
КАК СРЕДСТВО МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МОРДОВИИ)
Образ жизни любого этноса складывается из нескольких содержательно различных компонентов. С древних времен одно из ключевых мест в духовной культуре мордвы занимали календарные праздники и обряды, являясь составной частью их досуга и важной формой коллективного общения. Они служили также мощной этноконсолидирующей силой. Их возникновение и бытование связано с хозяйственной деятельностью народа, периодичностью и повторяемостью основных видов занятий. В основе праздников лежал аграрный культ. Составной частью почти всех народных празднеств были игры, состязания, восходящие нередко к глубокой древности. Народные игры составляют важную и неотъемлемую часть национальной культуры народа, являются древнейшим средством физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В своей совокупности они синтезируют элементы народного театра, народной песни, трудового и военного искусства1.
Сходные условия жизнедеятельности этносов, межнациональные контакты, общность исторических судеб, религиозное единство и другие факторы обусловливают сходство различных элементов духовной и материальной культур разных народов, в том числе и в сфере досуга, состязательно-игровой деятельности.
Многие народные игры и забавы, являясь, по сути, развлекательно-спортивными, носили аграрно -обрядовый характер. А спортивные состязания, будучи частью календарных и религиозных праздников, имели ритуально-магическое значение. Концептуально дополняя обрядовые церемонии, они символизировали противоборство человека с природой. Согласно поверьям многих народов, коллективные состязания в силе, ловкости и выносливости придавали земле силу, плодородие и высокую уро-жайность2.
У народов, занимающихся хозяйственной деятельностью в сходных природно-климатических условиях, аграрно-обрядовый календарь и сопутствующие ему состязательно-игровые моменты часто имели очень много общих черт. Так, например, праздничное катание с ледяных гор было распространено у русских, мордвы, чувашей, марийцев и многих других. Считалось, что оно избавляет от недугов и обеспечивает хорошие всходы зерновых, конопли, льна. У многих народов широко практиковались такие развлечения, как хороводы, катание на лошадях, каруселях, символизирующих солнце, надежду на богатый урожай.
На протяжении долгого времени непременной составной частью праздничных гуляний в русских и мордовских сёлах были кулачные бои. По традиции их открывали мальчики лет восьми, затем вступали подростки, их сменяла молодежь, а далее вступали и взрослые мужчины. Это была своеобразная демонстрация мужской силы деревни, смотр физической подготовленности молодого поколения общины, этнической группы. Кулачные бои имели свои правила: нельзя бить лежачего, использовать кастеты и т.п. Нарушение правил, употребление недозволенных приемов могло на-
А.А. Серов,
аспирант кафедры всемирной истории Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева
ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)
влечь позор на всю родню и команду Честно выигранный бой делал героем и самого бойца, и его близких. Поэто-му юноши серьезно готовились к соревнованиям. Слава о победителе часто распространялась далеко по округе. Лучшие кулачники, борцы, наездники демонстрировали свое мастерство на ярмарках, их приглашали участвовать в своих празднествах соседние народы. Например, в чувашских акатуях богатырями в борьбе, победителями в скачках, беге и других видах состязаний оказывались татары, марийцы, мордва, башкиры и удмурты и др.3. Это обстоятельство служит подтверждением того, что праздники не были этнически замкнутыми мероприятиями и в игрищах принимали участие представители различных национальностей.
В борцовских и кулачных состязаниях, устраиваемых в мордовских селениях и приурочиваемых к различным аграрным праздникам, сходились не только мокшанские и эрзянские богатыри. Мордва считалась крепким народом, и победить мордвина в поединке было престижным и для русского, и для татарина. Борьба в мордовском крае имеет давние традиции. Соревнования обычно устраивались на Троицу. На них присутствовал судья, который сводил пары и строго следил за соблюдением правил. Разрешались все приемы современной классической борьбы, кроме захватов ног руками. Иногда молодых борцов посылали учиться за много верст к более опытным за определенную плату4. Мордовская борьба по внешнему виду и атрибутике очень сходна с традиционными единоборствами татар и башкир (корэш).
Богатые традиции мордвы позволяют сегодня возрождать многие национальные виды спорта, традиционные игры и формы досуга в рамках различных национально-фольклорных праздников (Велень озкс, Раськень озкс, Акша Келу, Сабантуй, Масленица и т.д.). С 2005 г. в од -ном из районов Республики Мордовия проводится Международный турнир по мордовским национальным видам спорта: мордовская борьба, перетягивание палки, поднятие бревна, метание копья, метание топора. В состязаниях охотно принимают участие представители самых различных возрастных групп: мальчики 6 - 7 лет и старики. Самые сильные испытывают себя, поднимая с земли бревно весом около 200 кг. Неподдельный интерес молодых людей вызывают боевые топоры и копья, выполненные в точной копии с тех, что были обнаружены археологами в погребениях древних мордовских воинов. Находится немало желающих посоревноваться в силе и точности броска. Особое оживление обычно царит вокруг того места, где проходят схватки борцов. Разумеется, в турнире, заявленном как международный, принимает участие не только местное эрзянское население, но и все желающие, независимо от национальной принадлежности.
Та же картина наблюдается из года в год в мокшанских селах Зубово-Полянского района на праздниках Троицы. Главным событием праздничного действа является борьба «акша келу» («белая береза»), участвуют в которой не только мокшанские силачи, но и спортсмены из других регионов. В последнее время праздник Акша Келу превратился в настоящие народные гуляния с развитой сопутствующей инфраструктурой, концертами фольклорных коллективов.
Высокий уровень толерантности населения республики Мордовия, богатые традиции межнационального
общения обусловили возможность проведения в городе Саранске в 2006 г. общероссийского Сабантуя. В праздновании принимали участие представители Татарстана, Башкирии, Чувашии и других регионов России. Кульминацией праздника были состязания в борьбе, где татарские батыры сходились в честной схватке с русскими и мордовскими силачами, богатырями из Марий Эл и Самарской области.
Одним из самых веселых традиционных праздников, берущих начало в языческих культурах, у многих народов является Масленица. Масленичные развлечения в современных городах и селах имеют в основе старинные обрядовые и игровые сюжеты. Как среди русского, так и мордовского населения республики широко распространены такие традиционные народные забавы, как катание с гор и на каруселях, катание на лошадях, лазание на столб, перетягивание каната, снежные городки и многое другое. Местами проводятся или возрождаются кулачные состязания. При этом всюду царит веселье, обстановка доброжелательная и радостная.
Народные забавы просты и понятны любому Они служили и теперь служат важнейшим элементом поликультурного воспитания молодежи. Еще в XIX в. один из виднейших просветителей и ученых Поволжья М.Е. Евсевь-ев отмечал бытование такого явления в смешанных чувашско-мордовских поселениях. Если совместные игры детей проходили на мордовской половине села, то в их ходе использовались слова и выражения мокша-эрзя-языков, если в чувашской стороне - то чувашская лексика.
В последнее время возросло внимание исследователей к народным формам проведения досуга и их позитивным возможностям. Учеными и педагогами республики создаются программы и методические рекомендации по использованию национальных игр в дошкольных и общеобразовательных учреждениях5. Принята республиканская программа возрождения мордовских состязательных традиций, которая будет реализовываться в рамках будущих национально-фольклорных праздников. Путь к физическому и нравственному здоровью молодого поколения и нации в целом возможен через популяризацию традиционных форм активного отдыха и народно-спортивных забав. Последние генетически и психологически близки народу и актуальны не только в контексте возрождения национального самосознания, но и в целях плодотворного межнационального общения. Народные традиции, в том числе и в сфере проведения досуга, представляют тот слой культуры, который в современных условиях несет основную этническую нагрузку. Их изучение необходимо и с точки зрения разработки новой программы образования.
Внесение в систему общего и профессионального образования этнокультурологических знаний, реализация их потенциала, направленность на формирование у молодежи общероссийской идентичности и современного толерантного этнокультурного сознания, а также на развитие столь важной для полиэтничной России культуры межэтнических и межконфессиональных отношений развивают общую стратегическую линию государства по удовлетворению культурных потребностей всех народов России.
1 См.: Баймурзин Х.Х. Башкирские народные традиции фи-
зического воспитания. Уфа, 1999. С. 73.
2 См.: Абдулкаримов С.А. Спорт и культурная идентичность в обществе: история и современность // 1ЭО. 2004. №5. С. 87 - 94.
3 См.: Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958. С.153.
4 См.: Беляева Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы. Саранск, 2000. С.159.
5 См.: Глазкова Т.В. Мордовские подвижные игры // Валдо-ня: Программные и методические рекомендации: Для дошк. образоват. учреждений РМ. Саранск, 2001. С. 72 - 101; Национальные игры на уроках физкультуры в школах Мордовии: Программа / Сост. Л.А. Субботина. Саранск, 2000.
УДК 94(470)
НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПААНЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕМЕЦКОЙ АВТОНОМИИ В ПОВОЛЖЬЕ В 1980-е гг.
Как известно, в сентябре 1941 г. по решению советского руководства из Саратовского Поволжья было депортировано в Сибирь и Казахстан около 450 тыс. поволжских немцев, проживавших в этом регионе без малого два столетия. Существовавшая здесь Республика немцев Поволжья была ликвидирована, ее территория поделена между Саратовской и Сталинград -ской областями1. Разбросанные по огромной территории Советского Союза поволжские немцы все послевоенные годы питали надежду на возвращение в Поволжье и возрождение своей республики. Однако ни один из документов высшего руководства КПСС и СССР, касавшихся советских немцев, в 1950-х - 1 960-х гг. не реабилитировал немецкий народ ни в политическом, ни в культурном отношении.
Так возник «немецкий вопрос» в Поволжье. Суть его - в противоречии между стремлением поволжских немцев к возвращению на Волгу, восстановлению своей автономии и политикой государства, всячески препятствовавшего осуществлению этого. Невозможность реализовать свое стремление, неудовлетворенность дискриминационной политикой властей привели к росту у немцев эмиграционных настроений, что переносило «немецкий вопрос» на международный уровень и компрометировало советское руководство в глазах мировой общественности.
С приходом к власти в Германии в 1969 г. социал-демократов расширяется экономическое, политическое и культурное сотрудничество ФРГ и СССР, но одновременно актуализируется вопрос о дискриминации немецкого населения в СССР. Это имело позитивные последствия для советских немцев. 26 октября 1972 г ЦК КПСС принял постановление «Об отдель -ных категориях граждан, переселенных в прошлом из мест их проживания в другие районы СССР». На его основе 3 ноября 1972 г. издается Указ Президиума верховного Совета СССР «О снятии ограничений в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан»2. Несмотря на то, что Указ был закрытым, в средствах массовой информации не публиковался и до сведения населения не доводился, у немцев появилось юридическое право возвращаться в места довоенного проживания. 26 июня 1974 г. принимается закрытое постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению работы среди граждан СССР немецкой национальности». На его основе вышли постановления об усилении идейно -политической работы среди граждан немецкой национальности в ЦК компартий Казахстана и Киргизии3.
Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (1975 г.), на котором особое внимание уделялось соблюдению прав человека, вынуждало руководство советского государства вновь принимать меры для изменения социально-правового статуса немецкого народа. 6 августа 1976 г. созданной при ЦК КПСС комиссии было дано поручение (П 21/2) изучить ситуацию и внести предложения по вопросу создания автономии для немецкого населения. Группу из восьми человек возглавил Ю.В. Андропов4.
Спустя 2 года, в августе 1978, в ЦК КПСС поступила записка с предложениями о предоставлении немецкому населению национально-территориальной автономии5. Комиссия считала, что положительное решение вопроса по созданию немецкой автономии, с одной стороны, отвечало бы есте-
O.E. Скучаева,
начальник отдела комплектования и экспертизы ценности документов, областное государственное учреждение «Государственный исторический архив немцев Поволжья в г. Энгельсе»
ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)