Научная статья на тему 'Традиционные формы досуга как средство межнационального общения (на примере Мордовии)'

Традиционные формы досуга как средство межнационального общения (на примере Мордовии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
454
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серов А. А.

В статье рассмотрены формы коллективного общения, традиционные для культуры мордвы, определена значимость введения в систему образования этнокультурологических знаний для межнационального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRADITSIONL FORMS OF LEISURE AS MEANS OF INTERETHNIC DIALOGUE (ON AN EXAMPLE OF MORDOVIA)

In clause are considered the forms of collective dialogue traditional form of national culture, the importance of introduction in an education system culture knowledge for interethnic dialogue is certain.

Текст научной работы на тему «Традиционные формы досуга как средство межнационального общения (на примере Мордовии)»

го народа, она может лишь трансформироваться вместе с этносом из одной исторической формы жизнедеятельности человеческого общества в другую.

Таким образом, традиционная народная медицина (в том числе и Симбирско-Ульяновсого Поволжья) сохраняет свою роль в современной системе жизнеобеспечения, показав свою живучесть и приспособляемость к новым условиям жизни этноса.

1 См.: Бромлей Ю.В. Народная медицина как предмет этнографических исследований // Советская этнография. 1996. № 5. С. 3 - 18.

2 Литературная газета. 1974. 1 мая. С. 12.

3 См.: Никонова Л.И. Традиционная медицина народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения. Саранск: МГПИ, 2000.

УДК 94(470):008.001

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА

КАК СРЕДСТВО МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ МОРДОВИИ)

Образ жизни любого этноса складывается из нескольких содержательно различных компонентов. С древних времен одно из ключевых мест в духовной культуре мордвы занимали календарные праздники и обряды, являясь составной частью их досуга и важной формой коллективного общения. Они служили также мощной этноконсолидирующей силой. Их возникновение и бытование связано с хозяйственной деятельностью народа, периодичностью и повторяемостью основных видов занятий. В основе праздников лежал аграрный культ. Составной частью почти всех народных празднеств были игры, состязания, восходящие нередко к глубокой древности. Народные игры составляют важную и неотъемлемую часть национальной культуры народа, являются древнейшим средством физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В своей совокупности они синтезируют элементы народного театра, народной песни, трудового и военного искусства1.

Сходные условия жизнедеятельности этносов, межнациональные контакты, общность исторических судеб, религиозное единство и другие факторы обусловливают сходство различных элементов духовной и материальной культур разных народов, в том числе и в сфере досуга, состязательно-игровой деятельности.

Многие народные игры и забавы, являясь, по сути, развлекательно-спортивными, носили аграрно -обрядовый характер. А спортивные состязания, будучи частью календарных и религиозных праздников, имели ритуально-магическое значение. Концептуально дополняя обрядовые церемонии, они символизировали противоборство человека с природой. Согласно поверьям многих народов, коллективные состязания в силе, ловкости и выносливости придавали земле силу, плодородие и высокую уро-жайность2.

У народов, занимающихся хозяйственной деятельностью в сходных природно-климатических условиях, аграрно-обрядовый календарь и сопутствующие ему состязательно-игровые моменты часто имели очень много общих черт. Так, например, праздничное катание с ледяных гор было распространено у русских, мордвы, чувашей, марийцев и многих других. Считалось, что оно избавляет от недугов и обеспечивает хорошие всходы зерновых, конопли, льна. У многих народов широко практиковались такие развлечения, как хороводы, катание на лошадях, каруселях, символизирующих солнце, надежду на богатый урожай.

На протяжении долгого времени непременной составной частью праздничных гуляний в русских и мордовских сёлах были кулачные бои. По традиции их открывали мальчики лет восьми, затем вступали подростки, их сменяла молодежь, а далее вступали и взрослые мужчины. Это была своеобразная демонстрация мужской силы деревни, смотр физической подготовленности молодого поколения общины, этнической группы. Кулачные бои имели свои правила: нельзя бить лежачего, использовать кастеты и т.п. Нарушение правил, употребление недозволенных приемов могло на-

А.А. Серов,

аспирант кафедры всемирной истории Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

влечь позор на всю родню и команду Честно выигранный бой делал героем и самого бойца, и его близких. Поэто-му юноши серьезно готовились к соревнованиям. Слава о победителе часто распространялась далеко по округе. Лучшие кулачники, борцы, наездники демонстрировали свое мастерство на ярмарках, их приглашали участвовать в своих празднествах соседние народы. Например, в чувашских акатуях богатырями в борьбе, победителями в скачках, беге и других видах состязаний оказывались татары, марийцы, мордва, башкиры и удмурты и др.3. Это обстоятельство служит подтверждением того, что праздники не были этнически замкнутыми мероприятиями и в игрищах принимали участие представители различных национальностей.

В борцовских и кулачных состязаниях, устраиваемых в мордовских селениях и приурочиваемых к различным аграрным праздникам, сходились не только мокшанские и эрзянские богатыри. Мордва считалась крепким народом, и победить мордвина в поединке было престижным и для русского, и для татарина. Борьба в мордовском крае имеет давние традиции. Соревнования обычно устраивались на Троицу. На них присутствовал судья, который сводил пары и строго следил за соблюдением правил. Разрешались все приемы современной классической борьбы, кроме захватов ног руками. Иногда молодых борцов посылали учиться за много верст к более опытным за определенную плату4. Мордовская борьба по внешнему виду и атрибутике очень сходна с традиционными единоборствами татар и башкир (корэш).

Богатые традиции мордвы позволяют сегодня возрождать многие национальные виды спорта, традиционные игры и формы досуга в рамках различных национально-фольклорных праздников (Велень озкс, Раськень озкс, Акша Келу, Сабантуй, Масленица и т.д.). С 2005 г. в од -ном из районов Республики Мордовия проводится Международный турнир по мордовским национальным видам спорта: мордовская борьба, перетягивание палки, поднятие бревна, метание копья, метание топора. В состязаниях охотно принимают участие представители самых различных возрастных групп: мальчики 6 - 7 лет и старики. Самые сильные испытывают себя, поднимая с земли бревно весом около 200 кг. Неподдельный интерес молодых людей вызывают боевые топоры и копья, выполненные в точной копии с тех, что были обнаружены археологами в погребениях древних мордовских воинов. Находится немало желающих посоревноваться в силе и точности броска. Особое оживление обычно царит вокруг того места, где проходят схватки борцов. Разумеется, в турнире, заявленном как международный, принимает участие не только местное эрзянское население, но и все желающие, независимо от национальной принадлежности.

Та же картина наблюдается из года в год в мокшанских селах Зубово-Полянского района на праздниках Троицы. Главным событием праздничного действа является борьба «акша келу» («белая береза»), участвуют в которой не только мокшанские силачи, но и спортсмены из других регионов. В последнее время праздник Акша Келу превратился в настоящие народные гуляния с развитой сопутствующей инфраструктурой, концертами фольклорных коллективов.

Высокий уровень толерантности населения республики Мордовия, богатые традиции межнационального

общения обусловили возможность проведения в городе Саранске в 2006 г. общероссийского Сабантуя. В праздновании принимали участие представители Татарстана, Башкирии, Чувашии и других регионов России. Кульминацией праздника были состязания в борьбе, где татарские батыры сходились в честной схватке с русскими и мордовскими силачами, богатырями из Марий Эл и Самарской области.

Одним из самых веселых традиционных праздников, берущих начало в языческих культурах, у многих народов является Масленица. Масленичные развлечения в современных городах и селах имеют в основе старинные обрядовые и игровые сюжеты. Как среди русского, так и мордовского населения республики широко распространены такие традиционные народные забавы, как катание с гор и на каруселях, катание на лошадях, лазание на столб, перетягивание каната, снежные городки и многое другое. Местами проводятся или возрождаются кулачные состязания. При этом всюду царит веселье, обстановка доброжелательная и радостная.

Народные забавы просты и понятны любому Они служили и теперь служат важнейшим элементом поликультурного воспитания молодежи. Еще в XIX в. один из виднейших просветителей и ученых Поволжья М.Е. Евсевь-ев отмечал бытование такого явления в смешанных чувашско-мордовских поселениях. Если совместные игры детей проходили на мордовской половине села, то в их ходе использовались слова и выражения мокша-эрзя-языков, если в чувашской стороне - то чувашская лексика.

В последнее время возросло внимание исследователей к народным формам проведения досуга и их позитивным возможностям. Учеными и педагогами республики создаются программы и методические рекомендации по использованию национальных игр в дошкольных и общеобразовательных учреждениях5. Принята республиканская программа возрождения мордовских состязательных традиций, которая будет реализовываться в рамках будущих национально-фольклорных праздников. Путь к физическому и нравственному здоровью молодого поколения и нации в целом возможен через популяризацию традиционных форм активного отдыха и народно-спортивных забав. Последние генетически и психологически близки народу и актуальны не только в контексте возрождения национального самосознания, но и в целях плодотворного межнационального общения. Народные традиции, в том числе и в сфере проведения досуга, представляют тот слой культуры, который в современных условиях несет основную этническую нагрузку. Их изучение необходимо и с точки зрения разработки новой программы образования.

Внесение в систему общего и профессионального образования этнокультурологических знаний, реализация их потенциала, направленность на формирование у молодежи общероссийской идентичности и современного толерантного этнокультурного сознания, а также на развитие столь важной для полиэтничной России культуры межэтнических и межконфессиональных отношений развивают общую стратегическую линию государства по удовлетворению культурных потребностей всех народов России.

1 См.: Баймурзин Х.Х. Башкирские народные традиции фи-

зического воспитания. Уфа, 1999. С. 73.

2 См.: Абдулкаримов С.А. Спорт и культурная идентичность в обществе: история и современность // 1ЭО. 2004. №5. С. 87 - 94.

3 См.: Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958. С.153.

4 См.: Беляева Н.Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы. Саранск, 2000. С.159.

5 См.: Глазкова Т.В. Мордовские подвижные игры // Валдо-ня: Программные и методические рекомендации: Для дошк. образоват. учреждений РМ. Саранск, 2001. С. 72 - 101; Национальные игры на уроках физкультуры в школах Мордовии: Программа / Сост. Л.А. Субботина. Саранск, 2000.

УДК 94(470)

НЕРЕАЛИЗОВАННЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПААНЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НЕМЕЦКОЙ АВТОНОМИИ В ПОВОЛЖЬЕ В 1980-е гг.

Как известно, в сентябре 1941 г. по решению советского руководства из Саратовского Поволжья было депортировано в Сибирь и Казахстан около 450 тыс. поволжских немцев, проживавших в этом регионе без малого два столетия. Существовавшая здесь Республика немцев Поволжья была ликвидирована, ее территория поделена между Саратовской и Сталинград -ской областями1. Разбросанные по огромной территории Советского Союза поволжские немцы все послевоенные годы питали надежду на возвращение в Поволжье и возрождение своей республики. Однако ни один из документов высшего руководства КПСС и СССР, касавшихся советских немцев, в 1950-х - 1 960-х гг. не реабилитировал немецкий народ ни в политическом, ни в культурном отношении.

Так возник «немецкий вопрос» в Поволжье. Суть его - в противоречии между стремлением поволжских немцев к возвращению на Волгу, восстановлению своей автономии и политикой государства, всячески препятствовавшего осуществлению этого. Невозможность реализовать свое стремление, неудовлетворенность дискриминационной политикой властей привели к росту у немцев эмиграционных настроений, что переносило «немецкий вопрос» на международный уровень и компрометировало советское руководство в глазах мировой общественности.

С приходом к власти в Германии в 1969 г. социал-демократов расширяется экономическое, политическое и культурное сотрудничество ФРГ и СССР, но одновременно актуализируется вопрос о дискриминации немецкого населения в СССР. Это имело позитивные последствия для советских немцев. 26 октября 1972 г ЦК КПСС принял постановление «Об отдель -ных категориях граждан, переселенных в прошлом из мест их проживания в другие районы СССР». На его основе 3 ноября 1972 г. издается Указ Президиума верховного Совета СССР «О снятии ограничений в выборе места жительства, предусмотренного в прошлом для отдельных категорий граждан»2. Несмотря на то, что Указ был закрытым, в средствах массовой информации не публиковался и до сведения населения не доводился, у немцев появилось юридическое право возвращаться в места довоенного проживания. 26 июня 1974 г. принимается закрытое постановление ЦК КПСС «О мерах по улучшению работы среди граждан СССР немецкой национальности». На его основе вышли постановления об усилении идейно -политической работы среди граждан немецкой национальности в ЦК компартий Казахстана и Киргизии3.

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (1975 г.), на котором особое внимание уделялось соблюдению прав человека, вынуждало руководство советского государства вновь принимать меры для изменения социально-правового статуса немецкого народа. 6 августа 1976 г. созданной при ЦК КПСС комиссии было дано поручение (П 21/2) изучить ситуацию и внести предложения по вопросу создания автономии для немецкого населения. Группу из восьми человек возглавил Ю.В. Андропов4.

Спустя 2 года, в августе 1978, в ЦК КПСС поступила записка с предложениями о предоставлении немецкому населению национально-территориальной автономии5. Комиссия считала, что положительное решение вопроса по созданию немецкой автономии, с одной стороны, отвечало бы есте-

O.E. Скучаева,

начальник отдела комплектования и экспертизы ценности документов, областное государственное учреждение «Государственный исторический архив немцев Поволжья в г. Энгельсе»

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.