УДК 39 (045) DOI: 10.15507/2076-2577.010.2018.01.075-088
мокшанская сельская семья в контексте современных модернизационных процессов
Беляева надежда Федоровна,
доктор исторических наук,
профессор кафедры отечественной и зарубежной истории ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск, РФ), yaushkina87@mail.ru
В статье на основе широкого круга источников, собранных полевых материалов рассматриваются трансформация мокшанской сельской семьи, ее роль в этнической социализации личности на фоне модернизационных процессов. Актуальность исследования определяется значимостью семьи как системообразующей формы человеческой общности. Семья издавна несет на себе миссию сохранения преемственности поколений.
Методика исследования основана на использовании сравнительно-исторического, целостного, системного, научного и этнографического подходов, что позволило рассмотреть и проанализировать мокшанскую семью как социальную группу и как социальный институт этнической социализации, характер происходящих изменений, определить этническую составляющую современной мокшанской семьи. Применялись статистический, количественный методы, при проведении анализа соблюден принцип сочетания макро- и микроуровнего подходов. В рамках современных модернизационных процессов происходят количественные и качественные изменения мокшанской сельской семьи, дальнейшая ее нуклеаризация и урбанизация. Молодежь все чаще старается реализоваться через профессиональную деятельность, карьеру, материальное благополучие, а не через семью и брак. Новая демографическая политика должна быть направлена на поддержание статуса семьи и института родительства. Социальная поддержка семей может стать условием изменения репродуктивных функций молодежи. Реформы конца XX в. привели к глубокой деформации производственного и людского потенциала села, что отразилось на репродуктивном поведении молодежи, статусе семьи. Отмечается переход от традиционных норм семейной жизни к новым параметрам, ценностям, деполяризации гендерных статусов и норм. Сужение функционирования национальной культуры ослабляет семью как институт этнической социализации.
Ключевые слова: семья; брак; этническая культура; этническая социализация; демографическое поведение. Для цитирования: Беляева Н. Ф. Мокшанская сельская семья в контексте современных модернизационных процессов // Финно-угорский мир. 2018. Т. 10, № 1. С. 75-88.
Введение
Семья является одним из важнейших социальных институтов в структуре общества. В ней, с одной стороны, отражаются социально-экономические, культурные преобразования, происходящие в обществе, с другой - она сама воздействует на общественное развитие, формирование ценностных установок личности. Именно в семейном коллективе, объединенном брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью происходят воспроизводство населения, воспитание и социализация детей, обеспечиваются психологические, экономические и другие жизнеобеспечивающие факторы, способствующие существованию ее членов. Это делает семью одним из базо-
вых элементов социума. Кроме того, семейный коллектив по-прежнему остается важнейшей микроячейкой воспроизводства этноса, носителем и продолжателем его культурно-бытовых традиций.
В Послании Федеральному Собранию Президент России В. В. Путин особо подчеркнул важность сохранения традиционных семейных ценностей и исторической памяти, ибо семейная поколенная память является основой сохранения культурного кода этноса и в целом российской нации. Она служит важным фактором сохранения этнической идентичности народов, укрепляет связь людей с малой родиной и способствует сохранению села как основы укрепления традиционных ценностей.
© Беляева Н. Ф., 2018
ISSN 2076-2577 (print) 75
©
Изучение вопросов семьи, семейно-бытовых отношений важно для понимания современных национальных и этнических процессов, решения задач, связанных с гармонизацией межличностных отношений, репродуктивными установками, воспитанием детей, передачи им трудовых навыков и духовных ценностей.
Актуальность исследования состоит в том, что на примере мокшанской сельской семьи могут быть выявлены определенные механизмы и особенности функционирования данного социального института.
Обзор литературы
История изучения мордовской семьи имеет длительную традицию. Первые сведения о некоторых аспектах семейно-брачных отношений встречаются в записках иностранных путешественников XII и XIII вв. Существенную роль в исследовании мордвы в целом, семьи и брака в частности, сыграли участники академических экспедиций XVIII в. И. И. Лепехин, И.-Г. Георги, П.-С. Паллас1. Историография мордовской семьи XIX в. представлена работами В. Н. Майнова, П. И. Мельникова, И. Н. Смирнова2. Качественные, фундаментальные исследования в этой области произошли в советский период. На современном этапе важное значение имеют труды Н. Ф. Мок-шина [6], В. А. Балашова [1], Т. П. Фе-дянович [10], Н. Ф. Беляевой [2; 3; 4], Г. А. Корнишиной [5], С. Д. Николаева [8], Ю. Н. Мокшиной [7].
Демографические параметры мордовской семьи, ее половозрастная структу-
1 См.: Лепехин И. И. Дневные записки путешествия доктора и академии наук адъюнкта Ивана Лепехина по разным провинциям Российского государства, 1768 и 1769 году. Санкт-Петербург, 1771; Георги И.-Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Санкт-Петербург, 1776-1777; Паллас П.-С. Путешествие по разным провинциям Российской империи в 1768-1769 гг. Санкт-Петербург, 1773.
2 См.: Майнов В. Н. Очерки юридического быта
мордвы. Санкт-Петербург, 1885; Мельников П. И. Очерки мордвы. Саранск, 1981; Смирнов И. Н. Мордва: ист.-этногр. очерк. Казань, 1895.
ра по данным всесоюзных переписей населения нашли отражение в монографии В. Ф. Разживина [9]. Однако в указанных работах основной акцент сделан на изучении традиционной мордовской семьи в целом. Современный этап функционирования мокшанской семьи рассматривается фрагментарно, в связи с изменениями культурно-бытового пространства, эт-ноэволюционными процессами. Предметом нашего исследования являются качественные показатели современной мокшанской семьи, ее роль в этнической социализации общественной и семейной жизни.
В качестве объекта нами выбраны районы, где численность мордвы-мокши составляет большую часть населения: Атюрьевский - 90,2 %, Торбеевский -62,5, Старошайговский - 59,4, Зубово-Полянский - 52,1, Ковылкинский - 51,7, Темниковский - 45,2 %3.
Результаты исследования и их обсуждение
Реформирование социально-экономической и политической системы в стране, начавшееся в 1990-е гг., кардинально изменили всю систему в структуре жизнеобеспечения российского общества. В большой степени оно затронуло сельский социум. Аграрные реформы привели к деформации как производственного, так и человеческого потенциала во многих регионах, в том числе в Мордовии. Стала очевидной взаимосвязь социально-экономического, политического и культурного развития общества с демографическими процессами. На состояние динамики численности сельского населения оказывают влияние различные факторы, в том числе и урбанизация. Если в 1987 г. численность сельского населения составляла 442,4 тыс., в 2002 г. - 357,3 тыс., то в 2010 г. - 325,0 тыс., в том числе мордвы соответственно 193,7 тыс., 159,1 тыс.,
3 См.: Оценка численности населения Республики Мордовия на 1 ноября 2014 г. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия. URL: http://mrd. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ ts/mrd/ru/statistics/ population/ (дата обращения: 11.01.2015).
в 2010 г. - 122,8 тыс.4 Количество сельских населенных пунктов сократилось с 1 313 в 2002 г. до 1 240 - в 2017 г., при этом в 129 селах и деревнях проживает до 5 чел., в 84 - 6-10, в 137 - до 25, в 175 - 100-200, в 249 - 200-500 чел.5 Разрушение хозяйственных связей, ликвидация колхозов и совхозов привели к тому, что 19,2 % населения живет за счет личного подсобного хозяйства, 25,1 - на пенсию, 3,9 % - инвалиды6.
Развал сельскохозяйственного сектора, сокращение инфраструктуры села, разрушение хозяйственных, социальных, идеологических основ вынудили работоспособную часть сельского населения искать новые опоры жизнеобеспечения. Одним из таких способов стала миграция. Например, в 2016 г. из Атюрьевского района отток молодежи составил 487 чел., Зубово-Полянского - 1 644, Старошай-говского - 420, Темниковского - 923, Тор-беевского - 638 чел.7 Анализ материалов по мокшанским селам показывает, что доля трудоспособного населения составляет здесь от 2 до 7 % [2, 38]. Вследствие усиления миграционной подвижности утрачивается былая однородность сообщества носителей этнических традиций. В результате нарушаются естественные механизмы преемственности, сохранение культурных традиций из уст в уста. Все это подрывает естественный ход процессов этнокультурного взаимодействия.
Социальные трансформации рубежа ХХ-ХХ1 вв. не только подорвали производственный и человеческий потенциал, но и затронули все аспекты семьи.
Сегодняшний человек живет в новом пространстве открытых границ и находится под воздействием мощных потоков информации, что определяет глубинные изменения его восприятия, сознания, мышления, жизненных и этических ценностей, появляются новые потребности и новые возможности их реализации. Различные каналы средств
4 См.: Мордва: очерки по истории, этнографии и культуре мордов. народа / под общ. ред. Н. П. Макар-кина. Саранск, 2012. С. 156.
5 См.: Мордовия: стат. ежегод. Саранск, 2017. С. 67.
6 Там же. С. 73.
7 Там же. С. 85.
Изменение демографической и социально-экономической ситуации привело к увеличению однопоколенных семей.
массовой информации внедряют равнодушие к созданию семьи, преимущество пробных браков, безнравственное и антисоциальное отношение к детям, выражающиеся в отказе от детей и социальном сиротстве. Это приводит к ослаблению уз, связывающих человека с семьей, местом рождения, родом, предками. Социальная защита семьи и брака актуальна для многих стран и народов. Определенные деструктивные и асоциальные тенденции характерны и для сельской семьи мордвы-мокши. Из жизни молодежи постепенно уходят значимость семейных отношений, соблюдение национальных интересов семьи, что обусловливает необходимость соответствующей социальной и демографической политики. В связи с этим возрастает удельный вес старых форм жизнедеятельности семьи, опоры на традиционные семейные ценности.
В народной культуре мордвы статус семьи был достаточно высок, о чем можно судить по многочисленным произведениям устно-поэтического творчества, в том числе пословицам и поговоркам: «В семье и каша гуще», «Дерево держится корнями, а человек - семьей», «Пока семья вместе - богаче живешь», «Вся семья вместе - так и душа на месте», «Где крепкая семья, там чувствуется и хозяин», «Каждая птица вьет гнездо, а человек создает семью», «В семье горе - не горе, беда -не беда», «Как нельзя жить без хлеба, так нельзя жить без семьи»8. Согласно народному мировоззрению только в семье человек может реализовать себя, стать полноправным членом социума. Создание семьи издавна считалось одной из обязанностей человека. При встрече, когда речь заходит о детях, первым задают вопрос об их семейном положении.
8 Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтич. образцы житейского опыта / [сост. Л. В. Седова]. Саранск, 2009. С. 27-28.
О значимости семьи культуре гативное
в традиционной мордвы свидетельствует не-даже презрительное отношение к неженатым. Холостой образ жизни считался отклонением от норм обычного права, так как по народным меркам, человек рождается для того, чтобы вступить в брак, создать семью, родить и воспитать детей и внуков. С точки зрения народной морали молодежь - эта та ценность, которая гарантирует рентабельность усилий семьи и социума в целом. Институт роди-тельства рассматривался как способ приобщения желаемого правоустанавливающего статуса в обществе.
Современная сельская мокшанская семья претерпевает существенные количественные и качественные изменения, что привело к нуклеаризации семьи, унификации семейных ценностей и норм поведения. Статистические данные, материалы похозяйственных книг показывают преобладание малой, нуклеарной, семьи, состоящей из брачной пары и неженатых детей. Они составляют более 62 %. Средний размер семьи колеблется от 2,1 до 2,8 чел. Наибольший показатель отмечен в Атюрьевском районе - 3,1 чел., а самый низкий в Старошайговском районе - 1,2 чел.9
Результаты исследования показывают, что возросла значимость для молодой семьи совместного проживания с нею родителей, получающих пенсию. Наблюдается ренимирование семьи как производственной единицы общества. Основным ресурсом и механизмом выживания сельчан становится личное хозяйство, куда перемещается центр трудовой активности. Итогом данных изменений стали увеличение численности семьи, усложнение родственной, поколенной и брачной структуры семейных коллективов. В районных центрах доля трехпоколенных семей составляет от 7 до 10 %10. Старшее поколение оказывает не только материальную помощь, но и выполняет функции по уходу и воспитанию младшего поко-
9 См.: Данные похозяйственных книг Атюрьевско-го, Торбеевского, Зубово-Полянского, Старошайгов-ского районов Республики Мордовия.
10 Полевые материалы автора.
ления, передаче ему этнической культуры. Материалы опроса подтверждают зависимость этнического сознания от формы и поколенного состава семьи. Объем этнокультурной информации дети получают в основном от бабушек и дедушек. С нравственной точки зрения это оправдано, поскольку престарелые родители, проживая с детьми, находятся под опекой и получают необходимую поддержку.
Следует подчеркнуть, что народное сознание всегда отдавало предпочтение большим семьям, которые ассоциировались с крепостью, убежищем в материальном, моральном и психологическом плане. Большие семейные коллективы с разветвленной структурой и многочисленным потомством считались залогом благосостояния и благополучия. По этническим нормам многодетность выступала как категория общественной значимости: «Многодетные родители - человеческого рода продолжатели» [3, 26].
Изменение демографической и социально-экономической ситуации привело к увеличению однопоколенных семей. В ряде сел они составляют до 90 %. Этот тип семьи внес существенные коррективы в сложившуюся систему родственных связей. Повышение доли од-нопоколенных семей ведет к ослаблению традиционных социальных связей и структур, основанных на непосредственных межличностных контактах, накопленный представителями старшего поколения опыт передачи этнической культуры оказывается невостребованным. Нарушение преемственности поколений приводит не только к ослаблению института семьи, но и постепенно к его разрушению.
Заметна тенденция к росту числа одиночек, инвалидов, малообеспеченных, малооплачиваемых, которые остро ощущают свою отчужденность.
Новые социокультурные условия трансформировали традиционные ценности. Как показывают материалы интервьюирования, в глазах молодежи многодетность потеряла престиж. Молодые люди все чаще стремятся реализоваться через профессиональную деятельность,
а не через брак и семью, успешное движение к карьерным вершинам становится приоритетом. Изменение демографического поведения в брачном и репродуктивном отношении находит подтверждение в количественных показателях. Например, число детей, родившихся в сельской местности с 1990 по 2005 г. снизилось на 45,4 %11. Анализ статистических данных12 показывает снижение числа родившихся детей во всех мокшанских районах (табл. 1 и 2).
Собранные материалы выявили преобладание семей, воспитывающих от 1 до 2 детей. Они составляют более 80 %, в 6,7 % семей воспитываются от 3 до 4 детей. По данным Министерства социальной защиты РМ, по состоянию на 1 января 2013 г. в регионе проживают 3 905 многодетных семей, что составляет 3,5 % от общего числа семей, из них большинство семей - с 3 детьми (82 %)13. В Атюрьев-ском районе семья Поповых воспитывает 6 детей, семья Липайкиных - 5 детей.
Судя по статистическим данным, средний размер частных домохозяйств составил 2,5 чел., в том числе в городе -2,5 чел., в селе - 2,6 чел. на долю домо-хозяйств состоящих из 1 чел. приходится в селе 25,4 %, из 2 - 19,2, из 5 - 6,1, из 7 чел. и более - 1,3 %14.
Среди факторов, влияющих на репродуктивное поведение мокшан, респонденты назвали материальные условия жизни, низкий уровень доходов в семье, высокую мобильность молодежи, состояние инфраструктуры в сельской местности. Немаловажную роль играют смена нравственных установок, возрастание
11 См.: Демографическая ситуация в регионах Поволжского федерального округа / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия. URL: http:// mrd.gks.ru/wps/wcmconnect/rosstatts/mrd/ru/statistics/ population (дата обращения: 02.01.2018).
12 См.: Число родившихся по территории республики / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия. URL: http://mrd.gks.ru/wps/wcmconnect/ rosstatts/mrd/ru/statistics/population (дата обращения: 30.01.2015).
13 См.: Российская газета: сайт. URL: http://www. rg.ru/2013/04/01/reg-pfo/deti.html (дата обращения: 15.04.2014).
14 См.: Мордовия. 2017. С. 72.
Таблица 1. Динамика родившихся детей в мокшанских районах Республики Мордовия, чел.
Table 1. Dynamics of children born in Moksha districts of the Republic of Mordovia, in persons
Район / District 2010 г. 2016 г.
Всего по республике/ Total for the Republic 7 974 7 933
Атюрьевский / Atiurevsky 120 83
Ельниковский / Elnikovsky 102 65
Зубово-Полянский / Zubovo-Poliansky 438 355
Старошайговский / Staroshaigovsky 146 92
Темниковский / Temnikovsky 117 112
Торбеевский / Torbeevsky 207 167
Таблица 2. Общий коэффициент рождаемости (на 1000 чел. населения) Table 2. Total fertility rate (per 1000 population)
Район / District 2010 г. 2016 г.
Всего по республике / Total for the Republic 9,5 9,8
Атюрьевский / Atiurevsky 8,1 7,3
Ельниковский / Elnikovsky 8,4 6,4
Зубово-Полянский / Zubovo-Poliansky 7,4 6,4
Старошайговский / Staroshaigovsky 10,4 7,5
Темниковский / Temnikovsky 6,7 7,7
Торбеевский / Torbeevsky 9,6 8,7
роли материальных ценностей, укрепление идей гедонизма, согласно которым высшим благом и целью жизни является удовольствие.
В начале третьего тысячелетия стали заметны изменения в добрачном поведении, определяющие характер будущего супружества. Молодое поколение располагает большими возможностями для реализации своих установок и потребностей в брачной сфере. В современном обществе добрачное поведение становится более разнообразным по составу участников, социальным и образовательным показателям. Подобные тенденции отражают те из-
менения, которые происходят в обществе, семье и носят глобальный характер. Собранные материалы показывают, что новое добрачное поведение затронуло также мордву-мокшу. Определенная часть молодежи выбирает внебрачные формы семейных отношений. Сожительство получает общественное признание и рассматривается как временный этап. По материалам опроса, большая часть молодежи, проживающая в городе, живет гражданским браком. Такие семейные отношения устраивают, прежде всего, мужчин, которые настроены на реализацию собственных профессиональных интересов. Карьерный рост они рассматривают, как способ социального восхождения. Женщины имеют положительные репродуктивные установки, отдают предпочтение юридическому оформлению отношений.
В народной культуре мордвы статус семьи был достаточно высок, о чем можно судить по многочисленным произведениям устно-поэтического творчества, в том числе пословицам и поговоркам.
В последние годы в укреплении статуса брака, семьи, изменении репродуктивного поведения большую роль играет религиозный фактор. Православие всегда являлось формирующим звеном в семье. Согласно церковным канонам духовное соединение мужчины и женщины в одно целое - семью, происходит через таинство венчания, которое признавалось гарантией прочного семейного союза. Сегодня венчание становится неотъемлемым элементом современной свадьбы. Однако церковный обряд чаще воспринимается как модный ритуал, а не великое таинство, способное изменить не только жизнь обвенчанного человека, но и будущее его детей и внуков. В суете неправедной жизни молодожены быстро забывают данные в храме священные обеты, не думая о последствиях содеянного.
Социальная защита семьи и брака актуальна для многих стран и народов.
Для изменения демографической ситуации как в стране, так и в республике прилагаются усилия многих субъектов семейной, социальной и экономической политики. Новая социальная политика направлена на поддержку молодых и многодетных семей. Семьям, в которых воспитываются три ребенка и более, ежемесячно выдается пособие до шести лет на покупку лекарств. Раз в месяц компенсируются средства на проезд для школьников. Родители имеют право устроить детей в детский сад вне очереди, им компенсируется третья часть расходов на коммунальные услуги. Семьям, воспитывающим трех детей и более, предоставляется ежемесячное пособие на каждого ребенка, не достигшего совершеннолетия15. Кроме того, планируется реализовать комплекс мер, направленных на поддержку студенческих семей: создать ясли при вузах, учредить дополнительную стипендию при рождении детей. С 2015 г. студенческим семьям осуществляется выплата пособий в размере республиканского прожиточного минимума16. В январе 2015 г. принято решение, согласно которому с семей, где родился четвертый ребенок, будет полностью списываться ипотечный долг (за рождение третьего ребенка он будет списан на 30 %). Поддержка многодетных семей предусматривает обеспечение личным транспортом. Так, в январе 2015 г. Министерство социальной защиты по распоряжению Главы Республики Мордовия оплатило покупку легковой машины многодетной матери С. Рогачевой из с. Мордовское Колома-сово Ковылкинского района, воспитывающей семерых детей17.
Стимулированию рождаемости способствует льготная ипотека для моло-
15 См.: Какие льготы действуют для многодетных семей? // Рго-город: портал. URL: http://pg13.ru/relax/ view/157 (дата обращения: 05.01.2015).
16 См.: Послание Главы Республики Мордовия В. Д. Волкова Государственному Собранию Мордовии и всем жителям республики от 27.01.2015 г. // Республика Мордовия: офиц. сайт органов гос. власти. URL: http://www.e-mordovia.ru/news/view/22999 (дата обращения: 07.03.2015).
17 См.: Многодетная семья получила машину от
Главы // Столица С. 2015. № 8 (1166), 24 февр. С. 3.
дых семей. В республике реализуются программы «Молодая семья», «Жилье на селе», «Жилье для молодых специалистов», что, несомненно, повлияет на положительную динамику сокращения миграции. Большое внимание стало оказываться аграрному сектору. Это позволит оставаться молодежи на селе. Объявленная президентом демографическая реформа (в частности, продление выдачи материнского капитала) окажет позитивное влияние на рождение детей. Постепенно возвращается чувство уважения к многодетным семьям. Престиж семейного образа жизни, традиционных семейных ценностей, распространение положительного опыта семейных династий становятся приоритетными в обществе.
На наш взгляд, определенную позитивную роль может оказать повышение уровня статуса семьи, материнства и отцовства, нравственности семьи, ответственности родителей за детей, детей за родителей. В этом контексте большой резонанс имел Всероссийский конкурс «Семья года», организаторами которого стали Министерство труда и социальной защиты РФ и Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Главная цель конкурса - пропаганда и повышение общественного престижа семейного образа жизни, ценностей семьи и ответственного родительства, содействие распространению положительного опыта семейных династий, активно участвующих в жизни села города, региона. В конкурсе участвовали 286 семей из 77 регионов России. Истории 80 самых ярких семей вошли в почетную книгу «Почетная семья - 2016». В их числе многодетная семья Ларькиных из с. Ма-рьяновка Большеберезниковского района, которая стала победительницей в номинации «Сельская семья» под девизом «Моя семья - моя Россия»18.
Ежегодно в третье воскресенье ноября в России отмечается День матери. В Мордовии он широко празднуется с 2001 г.,
18 См.: Почетная книга «Семья года. Россия, 2016». Москва, 2016. С. 55. URL: http://fond-detyam.ru/ konkurs-semya-goda/2016/семья-года_2016.pdf (дата обращения: 12.03.2017).
когда указом Главы Республики Мордовия были учреждены почетные дипломы для многодетных матерей I, II и III степеней за вклад в возрождение и развитие лучших семейных традиций. За 13 лет их получили более 370 жительниц республики19.
Развал сельскохозяйственного сектора, сокращение инфраструктуры села, разрушение хозяйственных, социальных, идеологических основ вынудили работоспособную часть сельского населения искать новые опоры жизнеобеспечения. Одним из таких способов стала миграция.
С трансформацией формы и структуры семьи происходит переоценка ценностей внутрисемейной поведенческой культуры. Главой семьи у мордвы-мокши традиционно был мужчина. На рубеже XX -XXI вв. картина начала меняться, что вызвано изменениями статуса женщин, переменами в социально-экономических условиях жизни семьи. Сегодня большая часть мужчин находится на заработках, работают вахтовым методом и дома бывают ограниченное время. Это привело к переоценке роли мужчины как традиционного главы семьи. Происходит трансформация понятия «глава семьи». Информаторы и личное наблюдение показывают, что лидерство фактически принадлежит женщине. Основная стратегия их поведения связана с выживанием, мобилизацией всех ресурсов. Женщина рассчитывает больше на собственные силы и на помощь родителей. Механизмом выживания стало личное подворье, как наиболее надежный гарант социального и материального статуса. Все это ведет к перераспределению экономической власти в современной семье и в конечном счете влияет на процесс смещения главенства в пользу женщины. Мужья часто не только
19 См.: Поддержка многодетных семей в Республике Мордовия // Республика Мордовия: офиц. сайт органов гос. власти РМ. URL: http://www.e-mordovia.ru/ content/view/696 (дата обращения: 15.04.2014).
не оспаривают у жен роль главы семьи, но и сами устраняются от ее выполнения, не берут ответственности за семью и воспитание детей. Усиление гендерной асси-метрии, в частности неравенство в социальных статусах мужчин и женщин, формирует новые гендерные модели поведения, приводит к деполяризации гендер-ных статусов.
Материалы опроса подтверждают зависимость этнического сознания от формы и поколенного состава семьи. Объем этнокультурной информации дети получают в основном от бабушек и дедушек.
Несмотря на структурные изменения, современная мокшанская семья остается одним из важных традиционных социальных институтов этнической социализации. Она дает человеку любовь, защиту, закладывает ценности, морально-нравственные качества, позволяющие ему жить и адаптироваться в поликультурном обществе. С помощью социализации происходит трансмиссия культуры во времени, тем самым осуществляется культурная преемственность. Приоритетную роль в процессе этнизации играет родной язык. Из всех компонентов культуры именно язык обладает наиболее отчетливо выраженными этническими функциями. Утрата родного языка и переход на другой язык являются признаком процесса распадения этнической общности, показателем этнической и социальной ассимиляции. Исходя из этого, языковая компетентность служит существенным фактором этнического самосознания. Знание родного языка в настоящее время остается основным средством этнической социализации. Материалы опроса выявили высокий статус родных языков в системе этнообразующих критериев. Степень этнического самосознания была поставлена респондентами в прямую зависимость от языковой компетентности. Языковое поведение они проиллюстрировали ответами: «Родной язык - это язык наших предков», «Без
языка - нет народа», «Без языка и колокол молчит».
Важным показателем формирования языковой компетентности является степень владения родным языком. Материалы опроса показали высокую степень свободного владения мокшанским языком. Родной язык выступает в качестве основного языка в повседневной и публичной сферах. Позитивное влияние на функционирование мокшанского языка оказывает обучение детей в школах родному языку, проведение конкурсов, олимпиад, фестивалей. Тем не менее урбани-зационные и миграционные процессы приводят к замене ряда мокшанских слов русскими словами. Фактически из обихода вышли употребление названий числительных, обращение к родителям, отдельные элементы мокшанской терминологии родства. Современная сельская молодежь, оказавшись в городской среде, предпочитает общаться на русском языке даже в моноэтничном окружении. Нередко это приводит к изменению языковой ориентации и в сельской среде.
Традиционная мордовская семья издавна и весьма успешно несла в себе миссию хранения тех духовных ценностей, которые вырабатывались веками и приобретали статус не только национальных, но и общечеловеческих. К числу этих ценностей принадлежит чувство национальной гордости за свою историю, культуру, осознание каждым членом этноса своей историко-культурной значимости. Большая часть респондентов относится к своей национальности с достоинством, уважает свой народ, гордится земляками. Их именами называют улицы, школьные музеи. Например, школьный музей в с. Ки-шалы Атюрьевского района носит имя земляка поэта А. С. Малькина, в с. Салаз-горь Торбеевского района - имя зачинателя мордовской литературы З. Ф. Дорофеева. В Мордовском книжном издательстве выпускаются книги, посвященные истории сел, знатных земляков, родословным.
В ходе беседы было отмечено, что в формировании этнического сознания большую роль сыграло изменение статуса мордвы как этнообразующего народа,
проведение широкомасшабных мероприятий в республике.
Важное значение в этнической социализации личности принадлежит этнической культуре, представляющей собой функционально обусловленную структуру и имеющей механизм самосохранения. Она касается адаптации членов социума к окружающему миру, приспособления внешних реалий к потребностям и интересам представителей своего этноса. Именно в этом заключается культурное своеобразие народа, позволяющее ему длительно функционировать и сохранить самобытность. Этнокультура в значительной степени определяет становление и развитие личности, она формирует мировоззрение, ценностные установки, потребности, жизненные позиции. Не все структурные элементы культуры участвуют сейчас в процессе этнической социализации. Например, пространственно-жилая среда, домашняя утварь в связи с их изменением и вытеснением из быта не выполняют функцию этнизации. В большей степени в этом процессе задействованы национальная пища, одежда, декоративно-прикладное искусство. Судя по собранным материалам, в мокшанских семьях сохраняются традиции приготовления блюд национальной кухни, в том числе праздничных и обрядовых кушаний и напитков, их этнические названия. Каждый второй респондент назвал не менее пяти различных мордовских блюд. В значительной степени этому способствует, с одной стороны, наличие подсобного хозяйства, приготовление домашних заготовок, с другой - востребованность национальных блюд и напитков в проведении общественных и культурных мероприятий.
У мордвы-мокши национальная одежда всегда выполняла не только прикладную, но и дифференцирующую и консолидирующую функции. Хотя основная масса сельского населения ориентируется на городскую одежду, но старшее поколение в Старошайговском, Атюрьев-ском, Темниковском районах предпочитает носить традиционную мокшанскую рубаху (панар) в повседневной жиз-
ни. Функционированию национальной одежды способствует проведение уроков родного языка, литературы, истории и различных культурно-массовых мероприятий. Во многих семьях сохраняется национальный костюм.
В последние годы в укреплении статуса брака, семьи, изменении репродуктивного поведения существенную роль играет религиозный фактор.
Издавна важным средством приобщения к традиционным ценностям служила празднично-обрядовая культура. Эмоциональным климатом, зрелищностью, необычайностью, часто весельем и изобилием, возможностью воспользоваться благами, не доступными в повседневности, подарками, развлечениями и отступлениями от обычных правил, ограничивающих человеческое поведение, праздник на протяжении тысячелетий привлекает детей и молодежь, глубоко западает им в память. Он оказывается поводом к самоотождествлению - в дни праздника молодежь часто яснее, чем в других случаях, осознает себя, свое единство с общественной группой. Церемониал, обряд, обычай праздника служат прекрасной школой культурной традиции, к которой молодежь приобщается естественным и достойным образом - через непосредственное участие в торжествах. Знание обычаев и обрядов служило важным признаком принадлежности к определенной группе и ее культуре [4, 249]. В обыденной практике широкое распространение имела вера, что через обрядовую жизнь, выполнение предписанных традицией ритуалов можно получить благоденствие, обеспечить счастливую жизнь, оградиться от невзгод, болезней. Большая роль в сохранении и передаче празднично-обрядовой культуры принадлежит старшему поколению. Народное представление об особой связи этой половозрастной группы с божествами и предками обусловило их активное участие в обрядовых действиях [5, 55].
Традиционные праздники мордвы, несмотря на значительные изменения и утрату связи с древними верованиями и обычаями, продолжают активно функционировать в современных условиях и служат важным средством этнической социализации. Одним из таких праздников является Масленица. Издавна считалось, что ее надо достойно встретить и провести, поскольку от этого зависит, какой будет не только весна, но и весь год. Данная традиция сохраняется до настоящего времени. Наиболее массово праздник проходит в районных центрах. В его подготовке и проведении участвуют все поколения. Большая роль отводится праздничному оформлению улиц, организации необходимых атрибутов для проведения игр, забав, ярмарки, концертов художественной самодеятельности. Составными элементами праздника являлись ряженье и катание на лошадях. В прошлом выезд на лошадях был своеобразным смотром коней и упряжи. Коней выбирали наиболее сильных и резвых. Накануне праздника их старались сытно накормить и напоить, не запрягать, не использовать в хозяйстве. Выезд украшали расписная дуга с колокольчиком, сани, медные бляшки на хомуте, вплетенные в гриву ленты и цветные нитки. По обычаю на лошадях сначала объезжали все поля, в затем - село. В народных представлениях оно имело магическое значение охраны и защиты от стихийных бедствий, болезней. Катание на лошадях является неотъемлемым элементом и современного праздника. В праздновании Масленицы наиболее зримо проявляются межнациональные связи из-за участия в нем представителей различных этносов, проживающих в районе. Здесь каждый имеет возможность проявить себя, продемонстрировать национальное богатство своего народа. Например, во время празднования Масленицы в с. Атюрьеве, мордовские песни и танцы перекликаются с русскими, татарскими, тем самым праздник превращается в форму коллективного творчества и создается ощущение единения и солидарности.
Неотъемлемая часть праздника - прием гостей. Каждый домохозяин считает за
честь принять не только родственников, но и многочисленных гостей по всем правилам праздничного застольного этикета.
Государственный статус получил ежегодно проводимый праздник «Акша келу» («Белая береза»), который проходит на берегу реки Вад, на лугах с. Ва-довские Селищи Зубово-Полянского района в день Троицы. В основе праздника лежат древние языческие обряды, связанные с обожествлением природы, поклонением деревьям, воде и т. п. Культурная программа современного праздника охватывает все слои населения. В обрядовой танцевальной композиции принимают участие профессиональные и самодеятельные коллективы, фольклорные ансамбли и группы и многочисленные зрители. Неотъемлемой частью праздника являются кулачные бои. В прошлом они имели религиозно-магический смысл и были мировоззренчески мотивированы. По традиции их открывали мальчики 7-9 лет, затем вступали подростки, их сменяла молодежь, а затем взрослые мужчины. Это была своеобразная демонстрация мужской силы деревни, в том числе смотр молодого поколения. С кулачными боями были связаны различные поверья: сильные кулачные бои - к урожаю, большое количество синяков - к урожаю гороха. Сегодня кулачные бои потеряли магическую значимость и представляют собой развлекательный момент, демонстрацию мужской силы и удали. Наряду с традиционными кулачными боями проводятся спортивные состязания по армрестлингу, гиревому спорту, перетягиванию каната. Особый колорит празднику придает мордовская национальная борьба на поясах.
«Акша келу» - это и праздник землячества, на него съезжаются не только те, кто ныне живет в районе, но и те, кто давно сменил место жительства и считает своим долгом приехать сюда, чтобы поклониться земле предков, встретиться с малой родиной и земляками. С каждым годом расширяется география участников праздника. Сюда приезжают жители окрестных мордовских сел, в том числе
из соседних районов республики Мордовия и других областей.
Мордовский народ, отличающийся с давних пор поэтическим дарованием, сохранил отдельные фольклорно-песенные произведения. Песня являлась спутницей в жизни и труде, служила важным средством словесно-художественного отображения действительности. Поэтические способности и художественный вкус воспитывались прежде всего на созданном веками и бережно хранимом поколениями песенном наследии. Песни составляют своеобразную художественную летопись, в которой запечатлены исторические судьбы народа, его мудрость, философские представления. Мордовские песни издавна играли важную роль в этнической социализации подрастающего поколения, они не утратили художественной ценности: звучат в народном быту, обрели новую жизнь на концертной сцене как в традиционной форме, так и в многообразных аранжировках и обработках. Более активно они бытуют в семьях, члены которых являются участниками фольклорных групп, ансамблей. Становится традицией совместное участие детей и родителей на различных фестивалях, праздниках села.
Следует констатировать, что сегодня заметно снизилась роль некоторых форм народного фольклора как средства этнической социализации. У каждой мокшанской семьи был свой семейный фольклор, который передавался из поколения в поколение. Он включал историю семьи, манеру исполнения песен, легенды, предания, вербальные тексты, выполняющие семейно интегративную и семейно адаптивные функции. Словесность семьи служила средством отграничения родственного союза и повышения его статуса. В современных семьях, особенно в тех, где отсутствует старшее поколение, преобладают русские колыбельные песни, пе-стушки, игры. Снижается и роль мордовских сказок, имеющих огромное воспитательное воздействие. Это звено цепи, которое связывает человека с предыдущими поколениями. К сожалению, эта цепь с каждым годом становится все тоньше. Еще М. Е. Евсевьев отмечал, что памят-
ники народного творчества, как и вещественные памятники народного быта исчезают с каждым годом. И таким образом, утрачиваются самые драгоценные материалы, всего значения которых человек пока не может оценить20. В ходе опроса было выявлено отсутствие бытования мордовских загадок, для которых был характерен широкий охват жизненных явлений. Они способствовали развитию памяти, внимания, воображения, поэтому широко использовались как важнейшее средство умственного воспитания.
В настоящее время намечается тенденция, направленная на социальную поддержку семьи, которая может стать важным стимулом для реализации репродуктивной функции молодежи. Положительным примером является комплекс мероприятий, направленных на престиж семьи, родительства.
В современных условиях в процесс этнической социализации личности включаются новые институты, среди которых первостепенную роль играют образовательные учреждения, реализующие в работе этнокультурную составляющую. Система образования обеспечивает непрерывный процесс этнической социализации, так как первое знакомство с этнической культурой мордвы начинается в учреждениях дошкольного образования. Первичные данные о своем этносе дети дополняют в школах. При этом важно отметить сотрудничество образовательных учреждений с родителями, которые принимают активное участие в различных культурных мероприятиях, демонстрируя детям положительный пример.
Заключение
Изменение людского и экономического потенциала, традиционного образа жизни сельского социума привело к трансформации современной мокшанской се-
20 См.: Евсевьев М. Е. Избранные труды: в 5 т. Т. 3. Мордовские народные сказки и загадки. Саранск, 1964. С. 7.
мьи. Серьезные изменения произошли в ее структуре, форме бытования, семейных отношениях, брачном поведении. Меняется репродуктивное поведение. Отмечены тенденции к снижению престижа семьи, брака, материнства и отцовства. Распространенными становятся малодетность, однопоколенные семьи, в результате чего разрываются связи между поколениями. Анализ данных исследования показывает реанимирование семьи как производственной единицы, что способствует функционированию трех-поколенных семей. Такие семьи обладают огромным воспитательным ресурсом в формировании этнического сознания. Именно через межпоколенное общение в семье передаются семейные ценности, нормы поведения, основные этнические показатели. Постепенно меняется социальный статус мужчин и женщин в семье. Несмотря на ослабление количественных показателей мокшанская семья остается важнейшим институтом этнической социализации. В данном направлении широко используются родной язык, элементы материнской культуры, празднично-обрядовые традиции. Определенную позитивную роль в изменении демографической ситуации играет экономическая, социальная, семейная политика. С точки зрения общества и государства без восстановления и укрепления института семьи, статуса материнства и отцовства невозможно решить демографическую проблему как в целом в Российской Федерации, так и в Республике Мордовия.
Сегодня нельзя ограничиваться только опытом прошлого. В глобализирующемся мире стремительно меняются общественные устои, происходит смена ценностных ориентиров. Технический прогресс и ускоренное развитие, урбаниза-ционные и миграционные процессы выхватывают человека из устоявшейся сферы жизни, значительно осложняя критерии выбора. Возрастает роль семьи, которая должна служить источником этнических ориентиров, именно здесь закладываются основы национальной культуры, передаются этнические ценности,
обычаи и обряды, формируется национальная идентичность. Она относится к тем социальным явлениям, интерес к которым всегда будет устойчивым и массовым. Несмотря на всю изобретательность человека, разнообразие социальных организаций, практически в каждом обществе, начиная с примитивнейшего племени и заканчивая сложным общественным строем современного развитого государства, именно семья выступала и выступает как четко выраженная социальная единица.
Семья и необходимость ее сохранения возникают из потребностей в физическом и духовном воспроизводстве населения. Семья выступает и как малая социальная группа, удовлетворяющая личные потребности людей, и как важный социальный институт, удовлетворяющий социально значимые потребности общества.
В настоящее время намечается тенденция, направленная на социальную поддержку семьи, которая может стать важным стимулом для реализации репродуктивной функции молодежи. Положительным примером является комплекс мероприятий, направленных на престиж семьи, родительства. Большое значение при планировании семьи имеет материнский капитал. Возрождаются семейные праздники, занятия декоративно-прикладным творчеством, совместное участие родителей и детей в фольклорных группах, ансамблях.
Кризис общества привел к одомашниванию образа жизни многих людей как адаптационному механизму. В сложившейся общественной ситуации большинство семей стали опираться на внутренние ресурсы, что в конечном счете способствует стабилизации семьи как социального института. Принятые меры могут изменить демографическую ситуацию в положительную сторону, а система гарантий позволит молодежи принимать более ответственные решения о создании семьи и рождении детей. Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность государства и общества в целом.
Поступила 11.04.2018, опубликована 07.06.2018
библиографический список
1. Балашов В. А. Бытовая культура мордвы: традиции и современность. Саранск: Мор-дов. кн. изд-во, 1992. 256 с.
2. Беляева Н. Ф. Современные этнодемогра-фические процессы мордовского сельского населения // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2017. № 3. С. 245-256.
3. Беляева Н. Ф. Традиционное воспитание детей у мордвы. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2001. 260 с.
4. Беляева Н. Ф. Этническая культура в процессах этнической идентификации и культурного диалога // Регионология. 2010. № 42 (71). С. 245-256.
5. Корнишина Г. А. Семья - один из важнейших субъектов традиционно-обрядовой культуры мордвы // Актуальные проблемы семьи у финно-угорских народов: материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. /
под общ. ред. Л. И. Савинова. Москва: ГБУ МДН, 2013. С. 51-59.
6. Мокшин Н. Ф. Мордва и вера. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. 532 с.
7. Мокшина Ю. Н. Брак и семья в обычном праве мордвы. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005. 256 с.
8. Николаев С. Д. Мордовская семья в середине XIX в. // Крестьянское хозяйство и культура деревни Среднего Поволжья. Йошкар-Ола, 1990. С. 134-137.
9. Разживин В. Ф. Народ Мордовии: социокультурная динамика (первая четверть ХХ -начало ХХ! века). Саранск, 2007. 288 с.
10. Федянович Т. П. Семья и семейно-родствен-ные связи как фактор сохранения традиции в семейных обрядах (на примере народов Среднего Поволжья) // Семья, традиции и современность / Ин-т этнологии и антропологии АН СССР. Москва, 1990. С. 51-65.
MOKSHA RURAL HOUSEHOLD
in modernization processes
Nadezhda F. Belyaeva,
Doctor of Historical Sciences, Professor, Department of National and Foreign history, M. E. Evseyev Mordovia State Pedagogical Institute (Saransk, Russia), yaushkina87@mail.ru
Transformation of rural communities of Moksha rural household, its role in ethnic socialization of personality against the background of modernization processes are explored in this article. The relevance of the research is determined by the importance of the family as a building block of human community. Since old times family has had a mission of keeping the succession of generations.
Methodology of this research is based on the usage of comparative-historical method, holistic approach and systematic approach allowed to compare and to analyze the position of Moksha family in a structure of social institutions of ethnic socialization. For the analysis it also employs statistic and qualitative methods, the principle of combination of macro and micro-level approaches.
In the context of modern modernization processes, qualitative and quantitative changes of Moksha family, its nuclearization and urbanization take place. Young people try to find themselves through career, material welfare, not through family and marriage. A new demographic policy should focus on keeping the status of the family and the parenthood. Social support of families can become a necessary condition for changing reproduction function of young people. Reforms at the end of XX century led to a deformation of the production and human capacity of a village. It had impact on reproductive behavior of young people, on the status of the family. There is the transition from traditional forms of family life to the new values, depolarization of gender statuses and norms. Narrowing of functions of national culture weakens the family as an institute of ethnic socialization.
Key words: family; marriage; ethnic culture; ethnic socialization; demographic behaviour.
For citation: Belyaeva NF. Moksha rural household in modernization processes. Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2018; 10: 1: 75-88. (In Russian)
Submitted 11.04.2018, published 07.06.2018
references
1. Balashov VA. Household culture of Mordovia: traditions and modernity. Saransk; 1992. (In Russian)
2. Beliaeva NF. Modern Ethno-Demographic Processes of the Mordovian Rural Population. Gumanitarii: aktual'nye problemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Humanities: Actual Problems of Humanities and Education. 2017; 3: 245-256. (In Russian)
3. Beliaeva NF. Traditional education of children from the Mordva. Saransk; 2001. (In Russian)
4. Beliaeva NF. Ethnic culture in the processes of ethnic identification and cultural dialogue. Regionologiia. 2010; 42; 71: 245-256. (In Russian)
5. Kornishina GA. The family is one of the most important subjects of the traditional ritual culture of the Mordva. Aktual'nye problemy sem 'i u finno-ugorskikh narodov: mate-rialy mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. = Actual problems of Finno-Ugric families. Proceedings of International Scientific and
Practical Conference (by Correspondence). Moskva; 2013: 51-59. (In Russian)
6. Mokshin NF. Mordovians and faith. Saransk; 2005. (In Russian)
7. Mokshina IuN. Marriage and family in Mordovian common law. Saransk; 2005. (In Russian)
8. Nikolaev SD. Mordovian family in the middle of the twentieth century. Krest'ianskoe khoziaistvo i kul'tura derevni Srednego Povolzh 'ia = Peasant farming and the culture of the village of the Middle Volga. Ioshkar-Ola; 1990: 134-137. (In Russian)
9. Razzhivin VF. The people of Mordovia: socio-cultural dynamics (the first quarter of the twentieth - the beginning of the XXI century). Saransk; 2007. (In Russian)
10. Fedianovich TP. Family and Family Relations as a Factor of Preservation of Traditions in Family Rituals (on the Example of the Peoples of the Middle Volga Region). Sem 'ia, traditsii i sovremennost' = Family, traditions and modernity. Moskva; 1990: 51-65. (In Russian)