Научная статья на тему 'Семейная политика как фактор формирования фамилистической культуры мордовской молодой семьи на селе'

Семейная политика как фактор формирования фамилистической культуры мордовской молодой семьи на селе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
401
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник угроведения
WOS
Scopus
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДАЯ СЕМЬЯ / МОРДОВСКИЙ НАРОД / СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / ФАМИЛИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СЕЛО / YOUNG FAMILY / MORDOVIAN PEOPLE / FAMILY POLICY / FAMILISTICAL CULTURE / VILLAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Антипова А.А., Касаркина Е.Н.

В статье представлены результаты социологического исследования, целью которого выступило выявление специфики формирования фамилистической культуры молодой мордовской семьи на селе в условиях современной семейной политики, при влиянии бытия сельского социума и национальных параметров социокультурной сплоченности, определяющих особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого образует побудительно-мотивационные силы молодой семьи. Актуальность исследования обусловлена тем, что молодая семьяэто точка пересечения социальных явлений и именно к ней общество предъявляет повышенные требования как к источнику предоставления трудовых и интеллектуальных ресурсов; вместе с тем, залогом сохранности и развития молодой семьи является успешность формирования ее фамилистической культуры. В качестве объекта исследования выступили молодые семьи, состоящие на учете в социальных службах в селах Республики Мордовия, выступающие наиболее активными пользователями социальных услуг и мер социальной поддержки, предусмотренных социальной политикой, и в то же время являющиеся наиболее уязвимыми при саморазвитии и самосовершенствовании как субъекта семейных отношений. Актуальность проблемы определила предмет исследования семейная политика современной России как фактор, влияющий на формирование фамилистической культуры молодой мордовской семьи на селе. Научная новизна исследования состоит в том, что выявлено несоответствие между реальным влиянием и декларируемыми целями современной семейной политики в отношении молодой семьи как фактора, детерминирующего ценности ее фамилистической культуры в условиях сельского социума в Республике Мордовия. В результате эмпирически обосновано, что важное значение в становлении и развитии фамилистической культуры молодой мордовской семьи на селе играют ценности, в том числе из числа присущих традиционной мордовской семье, которые современные молодые мордовские семьи считают приоритетными для развития семьи и ее будущего, а также мотивы вступления в брак как предпосылки успешной социализации, приобщения к социально-экономическим условиям, национальным традициям. Рассмотрены личные взаимоотношения супругов, влияние родительской семьи и умения молодых супругов разрешать конфликты конструктивным способом. В статье представлены оценка молодыми супругами предназначения семьи и сформированные параметры фамилистической культуры, являющиеся показателем ее развития в условиях современной семейной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Family policy as a factor in the formation of familistical culture of young Mordovian family in villages

The article presents the results of the sociological research, the purpose of which was the identification of specific in formation of familistical culture of young Mordovian family in villages in conditions of modern family policy, being under the influence of rural society and the national settings of social and cultural cohesion that define the features of youth consciousness, whose dialectical unity of the structural elements forms incentive and motivational force of a young family. The relevance of the study due to the fact that a young family is the point of intersection of the social phenomena and that society has high requirements to a young family as a source of labor and intellectual resources; at the same time, thesuccess of the formation of its familistical culture is a guarantee of preservation and development of a young family. The objects of the study were young families registered with the social services in rural areas of the Republic of Mordovia, who are the most active users of social services and social support provided by social policy, and at the same time who are the most vulnerable ones in the process of self-development and self-improvement as the subjects of the family relationships. The relevance of the problems determined the subject of the research the family policy of modern Russia as a factor in the formation of familistical culture of a young Mordovian family in villages. The scientific novelty of the research is in the fact that there is the discrepancy between the real effect and declared goals of modern family policy in relation to a young family as the factor determining the value of its familistical culture in the conditions of rural society in the Republic of Mordovia. As a result, it was empirically substantiated that family values have a great importance in the formation and development of familistical culture of a young Mordovian family in villages. These values are priority for modern young Mordovian families in the matter of development of their families and their future as well as the reasons for marrying as prerequisites of successful socialization, initiation to the socio-economic conditions and national traditions. We consider personal relationships between the spouses, parental influence and skills of young spouses to resolve conflicts in a constructive way. The paper presents the evaluation of the young spouses of destination of the family and formed settings of familistical culture, which are indicators of its development in the conditions of modern family policy.

Текст научной работы на тему «Семейная политика как фактор формирования фамилистической культуры мордовской молодой семьи на селе»

УДК 316.61:314.6(470.345)

А.А. Антипова, Е.Н. Касаркина

Семейная политика как фактор формирования фамилистической культуры мордовской молодой семьи на селе

Аннотация. В статье представлены результаты социологического исследования, целью которого выступило выявление специфики формирования фамилистической культуры молодой мордовской семьи на селе в условиях современной семейной политики, при влиянии бытия сельского социума и национальных параметров социокультурной сплоченности, определяющих особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого образует побудительно-мо-тивационные силы молодой семьи. Актуальность исследования обусловлена тем, что молодая семья - это точка пересечения социальных явлений и именно к ней общество предъявляет повышенные требования как к источнику предоставления трудовых и интеллектуальных ресурсов; вместе с тем, залогом сохранности и развития молодой семьи является успешность формирования ее фамилисти-ческой культуры. В качестве объекта исследования выступили молодые семьи, состоящие на учете в социальных службах в селах Республики Мордовия, выступающие наиболее активными пользователями социальных услуг и мер социальной поддержки, предусмотренных социальной политикой, и в то же время являющиеся наиболее уязвимыми при саморазвитии и самосовершенствовании как субъекта семейных отношений. Актуальность проблемы определила предмет исследования - семейная политика современной России как фактор, влияющий на формирование фамилистической культуры молодой мордовской семьи на селе. Научная новизна исследования состоит в том, что выявлено несоответствие между реальным влиянием и декларируемыми целями современной семейной политики в отношении молодой семьи как фактора, детерминирующего ценности ее фамилистиче-ской культуры в условиях сельского социума в Республике Мордовия. В результате эмпирически обосновано, что важное значение в становлении и развитии фамилистической культуры молодой мордовской семьи на селе играют ценности, в том числе из числа присущих традиционной мордовской семье, которые современные молодые мордовские семьи считают приоритетными для развития семьи и ее будущего, а также мотивы вступления в брак как предпосылки успешной социализации, приобщения к социально-экономическим условиям, национальным традициям. Рассмотрены личные взаимоотношения супругов, влияние родительской семьи и умения молодых супругов разрешать конфликты конструктивным способом. В статье представлены оценка молодыми супругами предназначения семьи и сформированные параметры фамилистической культуры, являющиеся показателем ее развития в условиях современной семейной политики.

Ключевые слова: молодая семья, мордовский народ, семейная политика, фамилистическая культура, село.

A.A. Antipova, E.N. Kasarkina

Family policy as a factor in the formation of familistical culture of young

Mordovian family in villages

Abstract. The article presents the results of the sociological research, the purpose of which was the identification of specific in formation of familistical culture of young Mordovian family in villages in conditions of modern family policy, being under the influence of rural society and the national settings of social and cultural cohesion that define the features of youth consciousness, whose dialectical unity of the structural elements forms incentive and motivational force of a young family. The relevance of the study due to the fact that a young family is the point of intersection of the social phenomena and that society has high requirements to a young family as a source of labor and intellectual resources; at the same time, the

success of the formation of its familistical culture is a guarantee of preservation and development of a young family. The objects of the study were young families registered with the social services in rural areas of the Republic of Mordovia, who are the most active users of social services and social support provided by social policy, and at the same time who are the most vulnerable ones in the process of self-development and self-improvement as the subjects of the family relationships. The relevance of the problems determined the subject of the research - the family policy of modern Russia as a factor in the formation of familistical culture of a young Mordovian family in villages. The scientific novelty of the research is in the fact that there is the discrepancy between the real effect and declared goals of modern family policy in relation to a young family as the factor determining the value of its familistical culture in the conditions of rural society in the Republic of Mordovia. As a result, it was empirically substantiated that family values have a great importance in the formation and development of familistical culture of a young Mordovian family in villages. These values are priority for modern young Mordovian families in the matter of development of their families and their future as well as the reasons for marrying as prerequisites of successful socialization, initiation to the socio-economic conditions and national traditions. We consider personal relationships between the spouses, parental influence and skills of young spouses to resolve conflicts in a constructive way. The paper presents the evaluation of the young spouses of destination of the family and formed settings of familistical culture, which are indicators of its development in the conditions of modern family policy.

Key words: young family, Mordovian people, family policy, familistical culture, village.

Специфика становления молодой семьи требует особого подхода к решению ее проблем при реализации государственной семейной политики и зависит от многих факторов, среди которых значимы национальная субкультура и территориальные условия проживания. Существует стереотип, что молодые семьи, образующиеся и проживающие в сельской местности, более крепкие, чем городские, формируют и сохраняют в себе традиционные национальные фамилистические ценности. Однако социальные проблемы, актуальные в современной России, затрагивают и село (социально-экономические проблемы, кризис нравственно-духовной сферы, проблемы социальной идентичности личности, девальвация конструктивных ценностей, растущая материальная и социальная поляризация общества и т. д.).

Как отмечает М.Э. Рябова, проблема ассимиляции традиционной культуры этноса, проживающего на территории России и находящегося под сильным влиянием русского уклада жизнедеятельности, существовала всегда, стимулируя потребность не только в консолидации национальных сообществ, но и в самоидентификации населения региона. Изучение регионов с многонациональной культурой населения, к каковым относится

и Республика Мордовия, достаточно показательно в плане выявления социокультурных противоречий, направленности соотношения этносов, становления новой аксиологической системы (в нашем случае - системы ценностей молодой семьи). Она отмечает, что на протяжении столетий мордва сохраняла этническую стабильность в наследовании традиций. Однако под влиянием совершающихся преобразований традиционная этническая культура все же ослабевает и подтягивает к себе новый мир «чужой» культуры, с которой находится в тесных контактах [1, 112-113]. При этом отмечается, что за период с 2002 по 2010 г. численность населения мордовской национальности в Республике Мордовия выросла, что позволяет утверждать и в современных условиях о такой ценностной ориентации мордовского народа, как предпочтение родной земле [1, 115].

Позиции выделения молодой семьи в качестве особого объекта при реализации государственной семейной политики придерживаются многие ученые. В частности, отмечается, что среди категорий семей, нуждающихся в особой помощи, первое место занимает молодая семья, так как социальный распад семьи присущ, прежде всего, молодежи [2, 34; 3, 140].

Кризисность и проблемы развития семьи в первые годы ее существования признаются и в современном законодательстве. Так, согласно Постановлению Правительства РФ от 3.04.1996 г. № 387 «О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется: регулярно рассматривать ход реализации региональных программ поддержки и условий жизнедеятельности молодежи; предусматривать при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации средства для предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Также не случайно Указ Президента РФ от 16.09.1992 г. (ред. 12.04.1999 г.) № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» признает осуществление целостной государственной молодежной политики в России одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.

По данным Всероссийской переписи 2010 г., на территории Мордовии проживает 180 933 селян и 152 179 горожан мордовской национальности [4, 68]. Это свидетельствует о том, что на территории республики представители титульного этноса в сельской местности в своем большинстве сохраняют свою национальную идентичность. Соответственно, рассматривая аспект сохранения современными молодыми семьями традиционных семейных ценностей, фамили-стической культуры, мы имеем все основания ориентироваться на состояние сельской мордовской семьи.

Фамилистическая культура - это уникальный, неповторимый внутренний мир отдельной семьи, которая обладает ею, даже если проживает в однородном обществе, где семьи придерживаются одной системы ценностей и имеют более или менее сходные взгляды на мир.

Так, в основе традиционных коллективных, индивидуальных форм добрачного общения юношей и девушек лежало важнейшее условие жизни каждого мордвина - непременное создание крепкой семьи. Семья

воспринималась как хозяйственная и нравственная основа правильного образа жизни [5, 84].

Фамилистическая культура молодой семьи - это интегральная характеристика взаимосвязанных ценностей молодой семьи, ориентированных на приоритет семьи, детей и семейный образ жизни среди всех остальных ценностей, основанных на знаниях, умениях, навыках создания и поддержания семейного благополучия, а также способствующая саморазвитию и самосовершенствованию молодой семьи как субъекта семейных отношений.

На базе кафедры социальной работы ФГ-БОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» было проведено социологическое исследование с целью изучения сущностной характеристики и проблематики особенностей фамилистической культуры молодой мордовской семьи на селе, в результате которого были опрошены молодые семьи, состоящие из 3-х человек (двое родителей и 1 ребенок), проживающие в селах Республики Мордовия и состоящие на учете в социальной службе. Средний возраст опрошенных супругов: женщины 25-27 лет, мужчины 28-29 лет. Все семьи относятся к разряду малообеспеченных, из них: семьи с безработным членом семьи - 31,9%; семьи, в которых один из родителей находится в декретном отпуске - 25,3%. При этом во всех семьях хотя бы один из супругов был представителем мордовской (эрзя, мокша) национальности: 34,2% - оба супруга мордва, 65,8% - один из супругов.

Рассматривались следующие структурные элементы фамилистической культуры молодой мордовской семьи, проживающей на селе (рис. 1).

Результаты исследования показали, что важное значение в становлении и развитии фамилистической культуры молодой мордовской семьи на селе, играют:

1) ценности, в том числе из числа присущих традиционной мордовской семье, которые современные молодые мордовские семьи считают приоритетными для развития семьи и ее будущего. Среди них респонденты

Рис. 1. Структура фамилистической культуры молодой мордовской семьи на селе.

отметили: любовь, взаимопонимание, счастье, верность, поддержка, помощь от партнера, дети, родство, материнство, отцовство, супружество, родители, ответственность. Среди черт, присущих традиционной мордовской семье и сохранивших свою значимость сегодня, были отмечены: четкое разделение обязанностей между мужчиной и женщиной (68,9%); равенство прав супругов (72,5%); единобрачие, отсутствие разводов (57,4%), разветвленные и крепкие семейно-родственные связи, родственная поддержка (46,9%). Однако некоторые черты, присущие традиционной семейной культуре мордвы (патриархальность, главенство мужчины; многодетность; безусловное подчинение младших старшим; доминирование интересов семьи над интересами личности; совместное проживание нескольких поколений) [1, 115] не нашли отклик в иерархии семейных ценностей сельских молодых семей современной мордвы;

2) мотивы вступления в брак. Социологический опрос показал, что таковыми являются: любовь (80,3%); симпатия (53,8%); добрачная беременность (25,3%); по совету родителей (3,9%); отсутствие другого выбора (1,9%); материальная выгода (18,6%); страх потерять партнера (8,9%).

Следует отметить наличие в ряде случаев заведомо негативных побудителей вступления в брак. Существует мнение, что стремление

нашего общества в сторону сотворения материальных благ и их культа, недооценка воспитательного фактора в становлении несовершеннолетних россиян привели к возникновению феномена бездуховности молодежи. Данная ситуация разрушительна для системы традиционных ценностей и механизма социализации молодого поколения. Перед обществом стоит важная задача в необходимости переосмысления опыта в сфере духовно-нравственного воспитания детей и подростков, их этнического самосознания. Эти установки необходимы для успешной социализации современной российской молодежи, приобщения ее к нынешним социально-экономическим условиям, национальным традициям [6, 156];

3) личные взаимоотношения супругов. Так, взаимоотношения супругов с момента заключения брака в лучшую сторону изменились у 25,3% молодых семейных пар, остались без изменений у 53,8% респондентов, в худшую сторону изменились отношения в семье у 20,9% молодых семей. Довольны своим браком 63,8% молодых пар. 25,3% молодых пар желают, чтобы их отношения были лучше, а 10,9% респондентов считают, что их отношения не очень хорошие или недовольны, отношениями вообще;

4) умения разрешать конфликты конструктивным способом. Опрос показал, что: само-

стоятельно решают свои проблемы, конструктивно обсуждают и идут на компромиссы - 25,3%; не всегда удается решить проблемы в семье без осложнений и скандалов у 74,7% молодых семей. Также 36,2% отметили, что в решении проблемы принимают участие родители (родственники), подключаются друзья, знакомые. Никто из опрошенных не обращается за помощью при решении внутрисемейных проблем к специалистам (юристы, социальные работники, психологи, сексологи, медики, педагоги и т.д.). Основная причина этого - неверие, что можно ожидать помощи в этом вопросе. Тем не менее, большинство респондентов (90,2%) считают, что государство должно заботиться о них. Также 90,2% респондентов отметили, что отношения в их семье зависят от политики и социально-экономической ситуации в стране. Обратимся к данным, полученным в ходе нашего исследования (рис. 2).

5) оценка предназначения семьи и сформированные параметры фамилистической культуры (табл. 1).

Таблица 1.

Сформированные и формирующиеся параметры фамилистической культуры молодой мордовской семьи на селе

Параметры формирования фамилистической культуры молодой мордовской семьи на селе Нет вопросов по регулированию, распределению Ссоры и конфликты

Особенности распределения ролей, функций и обязанностей в семье 47,8% 52,2%

Наличие отдельных от родительской семьи, праздников, обычаев, традиций 25,3% 74,7%

Формирование семейных ценностей (верность супругу, проявление любви, ответственности) 63,8% 36,2%

Определение желаемого количества детей в семье 89,1% 10,9%

Образ жизни молодой семьи, признанные способы поведения, которые удовлетворяют обоих 47,8% 52,2%

Отношение с родительской семьей, родственниками, устраивающие обоих 46,2% 53,8%

Взаимопонимание, адаптация друг к другу, «притирка» характеров 47,8% 52,2%

Рис. 2. Распределение мнений респондентов на вопрос: «Считаете ли Вы, что отношения в семье зависят от политики и социально-экономической ситуации в стране?»

6) влияние родительской семьи. Исследование показало, что молодые семьи больше стараются отгородиться от влияния родительской семьи, чем в традиционном обществе, стремятся сами выстраивать свою семейную жизнь. Так, в ориентациях современной сельской молодежи в отношении будущего своих детей наблюдаются противоречивые тенденции: с одной стороны, сохраняется желание привить детям традиционные представления о ценности семейно-родственных отношений, зависимости своих индивидуальных действий от общественного мнения; а с другой стороны, повышается значимость для сельской молодежи деловых качеств, развития у них индивидуализма, снижается степень зависимости действий в области детско-родительских отношений от традиционных морально-ценностных установок. Большинство опрошенных хотели бы видеть своих детей в будущем: 98,3% - здоровыми, 74,5% - материально обеспеченными, 70,6% - счастливыми в семейной жизни, 50,4% - честными, порядочными людьми, 47,2% - имеющими хорошую профессию, квалифицированную работу.

Проблема в том, что если в психологическом отношении молодые семьи уже не так зависимы от родителей, то материальная зависимость по-прежнему является очень

сильной. Тем самым вечная проблема «отцов и детей» усугубляется еще больше. Со стороны молодых людей действует принцип: «Не учите меня жить, лучше помогите материально», а со стороны родителей принцип: «Я кормлю, я и учу».

Так, на вопрос: «Оказывают ли на Вашу семью влияние родственники и как Вы к этому относитесь?», были получены следующие варианты ответов: 1) нет, родственники никакого влияния не оказывают. Все вопросы решаются самостоятельно (63,8%); 2) влияние родственников большое, но от этого семье больше пользы, чем вреда. Оказывают психологическую (материальную) помощь, помогают ценными советами (25,3%); 3) оказывают чрезмерное влияние и внимание, вмешиваются во все дела семьи, из-за этого происходят частые ссоры и конфликты (10,9%).

Хотели бы строить свою семью по образу и подобию родительской семьи лишь 25,3% молодых семей. Однако наибольшее количество молодых семей стремятся сами выстроить свою фамилистическую культуру, это 74,7% ответов.

Социологический опрос показал, что среди основных проблем, волнующих молодых супругов, первое место занимают материальные трудности (рис. 3).

ы т н

е

д

н о п с

е р

проблемы воспитания детей безработица юридические проблемы семейные ссоры, конфликты проблемы со здоровьем материальные трудности жилищная неблагоустроенность

0,00% 50,00% 100,00% 150,00%

Рис. 3. Распределение мнений респондентов относительно актуальных проблем молодой семьи.

Проблемы молодых семей разнообразны и зачастую они не могут с ними справиться лишь своими силами. Субъекты помощи молодой семье можно разделить на формальные (государственные) и неформальные

(семейные). Государственная помощь молодой семье имеет четкие границы и зафиксирована в законодательстве, в то время как семейно-родственная помощь подобных границ не имеет (рис. 4).

ы т н

е

д

н о п с

е р

Учреждения труда и занятости СМИ

Самопомощь Семья

Учреждения социальной защиты Учреждения образования Учреждения здравоохранения

0,00%

50,00%

100,00%

150,00%

Рис. 4. Распределение мнений респондентов относительно значимости различных субъектов помощи.

На рисунке показано, что основными субъектами помощи молодой семье выступают родительская семья, учреждения социальной защиты и самопомощь. Таким образом, с одной стороны, базисным субъектом помощи молодой семье выступает государство, так как оно: определяет законодательство о браке и семье и социальной защите данных институтов; разрабатывает ресурсное обеспечение помощи молодой семье; формирует основную модель, направления, параметры, цели, задачи и механизмы помощи семье молодых супругов; устанавливает стандарты качества жизни, виды и типы социальных гарантий для молодой семьи. С другой стороны, в сложившейся ситуации молодая семья не может ориентироваться только на роль государства как основного субъекта помощи, когда помощь со стороны государства нередко имеет декларативное значение.

Однако справедливости ради здесь следует оговориться, что все же в последнее

десятилетие положительная оценка роли государства в жизнедеятельности сельской семьи возросла. В частности, еще в 2005 -2006 гг. (т.е. до периода активного развития социальной политики в отношении сельской семьи в рамках реализации специального приоритетного национального проекта, федеральных целевых программ и иных нормативно-правовых актов) на базе вышеуказанной кафедры уже проводилось исследование отдельных аспектов данного вопроса в селах Республики Мордовия. И в соответствии с результатами исследования, лишь 3% сельских родителей, имеющих детей, оценивали отношение к сельской семье со стороны государства как «отличное», еще 18% - как «удовлетворительное», а 79% давали неудовлетворительную оценку [7, 95-98].

В научной литературе отмечается, что на селе в Мордовии продолжают сохраняться традиционные семейные отношения и ценности. Старшее поколение помогает в воспитании

детей, ведении домашнего хозяйства, а нередко поддерживает и материально. Такое положение объясняется тем, что молодые, не находя достойную работу, вынуждены покинуть свои дома, детей, оставляя их на попечение

родителей. Основная масса трудоспособного сельского населения занята работой по договору в Саранске, Москве, Санкт-Петербурге, Самаре [8, 59]. Рассмотрим основные источники семейного бюджета молодоженов (рис. 5).

35,30%

30,60%

18,30%

12,30%

3,50%

Заработная Семейно- Дополни- Пособия, Подсобное

плата родственная тельный пенсии, хозяйство

помощь заработок субсидии

Рис. 5. Распределение мнений респондентов относительно источников семейного дохода.

В то же время социологический опрос молодых супругов, проживающих в селах Республики Мордовия, позволил выявить определенные несоответствия между реальным влиянием и декларируемыми положениями семейной политики в отношении молодой семьи как фактора, детерминирующего ценности ее фамилистической культуры в условиях сельского социума. Например, согласно Указу Президента РФ от 16.09.1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» для молодых граждан установлены гарантии в сфере труда и занятости, содействие предпринимательской деятельности. Однако результаты опроса показали, что безработица члена семьи волнует - 31,9% молодых семей. Нуждаются, но не получают помощи государства в улучшении условий труда и занятости -59,9% опрошенных.

В качестве иного примера можно привести положение Федеральной целевой программы

«Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в соответствии с которым государство обеспечивает создание комфортных условий жизнедеятельности - повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры и удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье (этому также посвящена ФЦП «Молодой семье - доступное жилье»), однако 75,7% респондентов не имеют отдельного собственного жилья.

Согласно опросу, средний доход молодой семьи составляет 22 - 25 тысяч рублей. Получается, что у многих молодых семей (состоящих из 3-х человек) доход даже не достигает величины прожиточного минимума в среднем на душу населения. В условиях современных цен данных денег молодой семье

может хватить лишь на продукты, не говоря уже о покупке жилья или иных предметов длительного пользования. Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено. Хотя в условиях ограниченности социальной инфраструктуры современного российского села вопрос о наличии средств на посещение культурно-до-суговых учреждений становится не актуальным в связи с физической невозможностью их посетить.

В нашем исследовании молодые семьи имеют по одному ребенку. 55% из них имеют установку на второго ребенка и отмечают, что не последнюю роль в этом играет перспектива получения материнского капитала (Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ). Однако остальные 45% молодых семей отметили, что материнский капитал для них не является стимулом для рождения второго (третьего) и последующих детей. В идеале же, молодые семьи считают, что семья должна иметь двоих детей (55%), троих детей (45%).

Однако здесь также уместно провести аналогию с уже упоминавшимся выше исследованием сельских семей 2005 - 2006 гг. На тот момент лишь 8% опрошенных родителей намерены были обзавестись еще одним ребенком. При этом среди обстоятельств, которые мешали этому, многие респонденты (из возрастных групп, где велика вероятность рождения детей) в качестве сдерживающих факторов отмечали материальные трудности семьи - 36%; сомнения в помощи государства в воспитании и содержании детей - 15%; нестабильность в обществе и отсутствие возможности дать ребенку хорошее образование -по 11% [7, 103-105].

В современных условиях настораживает факт отношения членов молодой семьи к абортам. Так 25,3% респондентов считают, что к аборту можно относиться снисходительно, 22% считают, что аборт допустим (все зависит от ситуации); 18,7% никогда не задумывались над этим и лишь 34%

респондентов отметили, что аборт никогда не может быть оправдан.

Результаты иного социологического исследования свидетельствуют о том, что одной из основных функций семьи является воспроизводство новых поколений. Однако в последнее время в сельской местности, как и в целом по Мордовии, наблюдается тенденция снижения рождаемости. Преобладание семей, воспитывающих одного ребенка, характерно как для мокши, так и для эрзи. Ведущими причинами сокращения количества детей в семье являются трудное материальное положение, хозяйственно-бытовые проблемы, изменение семейной ориентации [8, 60].

Данные нашего опроса показали, что лишь 18,7% респондентов считают, что их семья - социально активный субъект, действующий в условиях собственного выбора, автор сценария своей жизни, максимально использующий свой потенциал и ресурсы, весь социальный опыт. Несомненно, данный фактор неуверенности молодых супругов является причиной, что в 40,7% семей возникало желание подать на развод.

Таким образом, семейная политика оказывает положительное влияние на формирование фамилистической культуры молодой семьи на селе в современной Республике Мордовия посредством: 1) предоставления молодым семьям гарантированного минимума социальных услуг; 2) стимулирования ориентации молодой семьи на второго и последующих детей; 3) содействия в обеспечении жильем молодых семей, в повышении уровня их материального и социального благополучия; 4) выделения молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в качестве отдельного объекта социальной политики, имеющего право на дополнительные меры социальной поддержки; 5) развития политики улучшения и охраны здоровья молодой семьи; 6) предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям; 7) пропаганды семейных ценностей среди молодежи, в том числе этнонациональных фамилистических ценностей. Однако возникают противоречия: 1) между острой необходимостью подготовки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

молодежи к семейной жизни и снижением роли реального участия основных институтов социализации молодежи в этом процессе (на селе это часто усугублено отсутствием вообще в инфраструктуре социальных институтов, способных выступать субъектами социализации); 2) между необходимостью сексуального просвещения и отсутствием программ сексуального образования как одного из направлений молодежной политики; 3) между потребностью молодой семьи иметь детей и отсутствием необходимых и достаточных условий для их полноценного развития и воспитания (начиная с проблемы элементарного отсутствия учреждений дошкольного и среднего образования, поликлиники в населенном пункте); 4) между необходимостью поддержания прочных семейных отношений для полноценной социализации детей и растущим числом разводов в молодых семьях; 5) между потребностью молодой семьи в улучшении жилищных условий, трудоустройстве и невозможностью воспользоваться имеющимися мерами се-

мейной и молодежной политики, ориентированной на решение этих вопросов (из-за взаимозависимости процесса улучшения условий своей жизни и состояния рынка труда - в условиях ограниченного сельского рынка труда сложно самостоятельно улучшить уровень своей жизни и есть необходимость воспользоваться государственной поддержкой, но получение государственной поддержки, например, участия в государственной целевой программе - часто связано с необходимостью доказать свою трудовую, экономическую состоятельность); 6) между потребностью молодой семьи в социальной адаптации и кризисности социальной обстановки в стране, проявляющейся в отработанности механизмов социальной адаптации прежними поколениями, отсутствии новых и выработки стихийных механизмов, сводящихся к выживанию и самовыживанию; 7) между необходимостью рождения нескольких детей в семье в связи с депопуляцией и усилением ориентации молодежи на малодетную, бездетную семью.

Литература

1. Рябова, М.Э. Социокультурная идентичность российского региона в контексте меняющегося мира (на примере Республики Мордовия) [Текст] / М.Э. Рябова // Финно-угорский мир. - 2015. - № 3. - С. 112-117.

2. Коробейникова, А.П. Молодая семья как объект молодежной семейной политики [Текст] / А.П. Коробейникова, Е.В. Попова // Ученые записки РГСУ. - 2013. - Т. 2. - № 2 (114). -С.34-39.

3. Савинов, Л.И. Социология семьи [Текст] / Л. И. Савинов // Гуманитарий. - 2005. - № 5. -С. 132-142.

4. Мордовия: статистический ежегодник [Текст]. - Саранск: Рузаевский печатник, 2014. - 463 с.

5. Касаркина, Е.Н. Институт добрачного поведения в традиционной и современной культуре мордвы [Текст] / Е.Н. Касаркина // Вестник угроведения. - 2014. - № 2 (17). - С. 80-85.

6. Салаева, М.Н. Роль семейно-обрядовой культуры мордовского народа в формировании этнического самосознания молодежи конца XIX - начала XX века [Текст] / М.Н. Салаева, Т.А. Салаева // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 4-1 (54). - С. 155-157.

7. Полежаева, А.А. Специфика социализации детей в современной сельской семье (на примере Республики Мордовия) [Текст]: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. / А.А. Полежаева. -Саранск, 2006. - 165 с.

8. Еналеева, Л.Р. Мордовская сельская семья на рубеже XX-XXI вв. в системе социальных институтов социализации личности [Текст] / Л.Р. Еналеева // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2010. - № 8. - С. 55-63.

References

1. Ryabova M. E. Sociokulturnaya identichnost rossijskogo regiona v kontekste menyayushhegosya mira (naprimere Resubliki Mordoviya) [Socio-cultural identity of the Russian region in the context of a changing world (on the example of the Republic of Mordovia)]. Finno-ugorskij mir [The Finno-Ugric world], 2015, no.3,pp. 112-117.

2. Korobeynikova A. P., Popova E. V. Molodaya semya kak obekt molodyozhnoj semejnoj politiki [A young family as an object of youth family policy]. Uchyonye zapiski RGSU [Scientific notes of RSSU], 2013, vol. 2, no. 2(114), pp. 34-39.

3. Savinov L. I. Sociologiya semyi [Sociology of the family]. Gumanitariy [Humanitarian], 2005, no. 5, pp.132-142.

4.Mordoviya: statisticheskij ezhegodnik [Mordovia: statistical yearbook]. Saransk: Mordoviyastat: OAO Tipografiya Ruzaevskij pechatnik Publ., 2014. 463 p.

5. Kasarkina E. N. Institutdobrachnogopovedeniya v tradicionnoj i sovremennojkulture mordvy [Institute of pre-marital behavior in traditional and modern culture of the Mordvinians]. Vestnik ugrovedeniya [Bulletin of Ugric studies], 2014, no. 2(17), pp. 80-85.

6. Salaeva M. N. Rol semejno-obryadovoj kultury mordovskogo naroda v formirovanii etnicheskogo samosoznaniya molodezhi konca xix - nachala xx veka [The role of the family ritual culture of the Mordovian people in the formation of ethnic consciousness of youth of the late XIX - early XX centuries]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kulturologiya i iskusstvovedenie. voprosy teorii i praktiki [Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Issues of theory and practice], 2015, no. № 4-1(54), pp. 155-157.

7. Polezhaeva A. A. Specifika socializacii detei v sovremennoi selskoi semye (na primere Respublik Mordoviya) [The specificity of socialization of children in contemporary rural family (on the example of the Republic of Mordovia)]. Saransk, 2006. 165 p.

8. Enaleeva L. R. Mordovskaya selskaya semya na rubezhe xx-xxi vv. v sisteme socialnyx institutov socializacii lichnosti [Mordovian rural family at the turn of XX - XXI centuries in the system of social institutions of person's socialization]. Nauchnye problemy gumanitarnyx issledovanij [Scientific problems of Humanitarian studies], 2010, no. 8, pp. 55-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.