14. ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ
14.1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ (НА ПРИМЕРЕ МОРДВЫ)
Мокшин Николай Федорович, доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории России
Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
kaf_dor@mail.ru
Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России
Место работы: ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
ENM2112@mail.ru
Аннотация: в статье анализируются основные тенденции в сфере этноконфессиональных отношений у финно-угорских народов Поволжья и Приуралья. Более подробно данные проблемы рассмотрены на примере мордвы.
Ключевые слова: Российская Федерация, финно-угорские народы, мордва, Урало-Поволжье, этноконфессиональные процессы, язычество, христианство, православие, ислам, буддизм.
MAJOR TRENDS IN THE SPHERE OF ETHNIC CONFECTIONARY RELATIONS IN THE FINNISH-UGORSKY PEOPLE OF THE VOLGA REGION AND PRIURALYA (ON THE EXAMPLE OF MORDVA)
Mokshin Nikolay F. doctor of the historical sciences, professor, chair of the Russian history department Place of employment: Mordovian State University
kaf_dor@mail.ru
Mokshina Elena N., doctor of historical sciences, professor of the department of history of Russia Place of employment: Mordovian State University
ENM2112@mail.ru
Abstract: the article analyzes the main trends in the sphere of ethno-confessional relations among the Finno-Ugric peoples of the Volga and Ural regions. More details of these problems are considered by the example of the Mordva.
Keywords: Russian Federation, Finno-Ugric peoples, Mordva, Ural-Volga region, ethnoconfessional processes, paganism, Christianity, Orthodoxy, Islam, Buddhism.
Как показывают проведенные, в том числе и нами, исследования, без научного анализа этноконфессиональных процессов нельзя ни воссоздать объективную картину прошлого, ни строить современную этническую и религиозную политику, нацеленную на связь народов и поколений, расширение горизонта сотрудничества государств, церкви и гражданского общества. Это особенно актуально в полиэтнической и поликонфессиональной Российской Федерации, в том числе и в Урало-Поволжье, являющемся крупнейшим ее мега-регионом, где веками сосуществуют не только этнические (языческие), но и метаэтничные, так называемы мировые религии - ислам в виде суннизма (у татар и башкир), христианство в виде православия (у мордвы, марийцев, удмуртов, коми, чувашей) и буддизм в виде ламаизма (у калмыков).
В ряду мировых религий самой молодой является ислам, возникший в Западной Аравии в начале VII века. Но в Урало-Поволжье он на несколько веков опередил христианство и буддизм, начав распространяться здесь с Х века. Напомним, в августе 1989 г. мусульмане европейской части РФ отметили 1100-летие при-
нятия ислама Волжской Булгарией. И хотя волжско-булгарский этнос как таковой сошел с исторической арены, он не исчез бесследно, став этническим субстратом формирования ныне существующих тюрко-язычных народов Среднего Поволжья, а именно казанских татар, башкир и чувашей, первые два из которых продолжают культивировать ислам.
Наиболее ранним христианским народом Урало-Поволжья следует считать коми, приобщение которых к православию начиналось с XIV в., с деяний святителя Стефана, времени, когда завершалось присоединение Коми земли к Московскому великому княжеству. Активная христианизация народов Среднего Поволжья стала проводиться с середины XVI в., после покорения Москвой Казанского ханства - крупного полиэтнического государственного образования средневековой Евразии, в котором как констатировал князь Андрей Курбский, будучи в Казани в 1552 г., «...кроме Татар-ска языка, в том царстве пять различных языков: Мордовский, Чувашский, Черемисский, Воитецкий, або
Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ
Арский, пятый Башкирский»1.
Наиболее ранние письменные свидетельства о проникновении христианства к мордве дошли до нас лишь с начала XVI века. Так, в одном из документов русского дипломатического делопроизводства, датированном сентябрем 1508 г., говорится о новокрещене - мордвине Федоре, которому в качестве толмача (переводчика. -авт.) было поручено сопровождать «...от Коломны до украины (т.е. границы. - авт.) ногайских послов»2
Что касается буддизма - самой ранней мировой религии, возникшей в VI в. до н.э. в Индии, то он пришел в Урало-Поволжье вместе с калмыками в начале XVII века. Еще в XIII в. предки калмыков ойраты, будучи в Прибайкалье и верховьях Енисея, познакомились с буддизмом - ламаизмом школы гелугпа, ставшим с XVI в. их религией. Калмыки - ламаисты поддерживали прямую связь с Тибетом, где пребывал верховный иерарх школы гелугпа далай-лама. В настоящее время основная масса верующих калмыков исповедует буддизм - ламаизм, часть - православие.
Целенаправленная политика христианизации последовательно проводилась царской властью не только в отношении так называемых языческих народов Урало-Поволжья (коми, удмуртов, мордвы, марийцев и чувашей), придерживавшихся своих традиционных народных или этнических верований и обрядов, которые своими корнями восходят к первобытности, но и татар, башкир и калмыков, уже приобщенных к мировым религиям, первые два из которых придерживались ислама, а последние - буддизма. Губернаторам и воеводам на местах не раз повелевалось «смотреть накрепко», чтоб «махометане мордву, чувашей, черемис, вотяков и протчих тому подобных иноверцев в свою веру не превращали и не обрезывали». Не удовлетворяясь данным указанием, Казанский губернатор граф Платон Мусин-Пушкин по доношению архиепископа Иллариона от 20 октября 1732 г., в свою очередь, настаивал перед Правительствующим Сенатом на принятии новых ограничений, направленных против распространения мусульманства. «Також запретить надлежит - предлагал он, - чтоб магометане чувашских, черемисских, вотякских и мордовских вдов и дочерей девок в замужество за себя не брали»3.
Для финно-угорского измерения социальной, конфессиональной, культурной и экономической политики как России в прошлом, так и Российской Федерации ныне принципиально важно констатировать, что христианизация народов Урало-Поволжья, как и более северных территорий, была и остается кардинальным фактором их социально-экономической, этнокон-фессиональной и этнокультурной адаптации в составе России, и, несмотря на подчас ее принудительный характер, в целом поныне может считаться явлением позитивного порядка, способствующим приобщению этих народов не только к русской, но и во многом через нее к мировой цивилизации.
Несмотря на то, что самостоятельная будущность культуры народов Урало-Поволжья не рассматривалась имперскими властями России, православно-
1 Курбский А. М. История о великом князе Московском. СПб., 1913. С. 16.; Мокшина Е. Н. Мордовский народ в русских летописях и других письменных источниках средневековья // Социально-политические науки. - 2013. - № 1. - С. 27-30.
2 Гераклитов А. А. Материалы по истории мордвы. Сборник выписок из печатных источников. М., Л: Соцэкгиз, 1931. С. 79.
3 Российский государственный архив древних актов. Фонд 248
(Правительствующий Сенат). Оп. 14. Д. 794. Л. 18 об. -19.
миссионерское просвещение, хотя и несло утилитарно-клерикальную направленность, объективно стимулировало сохранение и изучение культуры этих народов, способствовало созданию их письменности, литературных языков и национальной интеллигенции.
Важно подчеркнуть, что было бы неправильно всю полноту внутриэтнических и межэтнических отношений как Урало-Поволжья, так и в Российском государстве в целом, ограничивать религиями, зацикливаться на них, как на традиционных, этнических, так и надэтнических, мировых, ибо в реальной действительности палитра этих отношений была гораздо шире, полнее, многообразнее, включала и включает немало других компонентов, в том числе свободомыслия и атеизма, стихийного и научного материализма. Жизненные обстоятельства все более вводили, нередко исподволь, без особого принуждения, официально православные, но еще так или иначе язычествующие урало-поволжские народы в российское православное пространство, чему в немалой степени содействовала и народная школа.
Складывание единого экономического пространства, отсутствие каких-либо принципиальных отличий в уровне жизни крестьянского хозяйства, расселение вперемежку, формировавшееся по мере миграции русских в Урало-Поволжье и на европейский Север, совместное сопротивление угнетателям внутри страны, как и ее защита от внешних нападений, участие народов Поволжья и Приуралья в качестве спутников русских в освоении других земель, в том числе северных территорий, Сибири и Дальнего Востока, Казахстана и Средней Азии, содействовали выработке идеологии добрососедства и даже толерантности. Видимо, еще в условиях подчинения древнерусских княжеств Золотой Орде, русские люди сложили поговорку «Хоть в мордве (хоть в орде), да в добре»4. Весьма любопытна в этой связи и русская пословица, записанная в середине XIX в. в Нижегородской губернии: «С боярами знаться честно, с попами свято, а с мордвой хоть грех, да лучше всех»5.
Коми и удмурты, мордва, марийцы и чуваши, так или иначе, приобщаясь к РПЦ, сближались не только с русскими - давними носителями этой конфессии, но и между собой, как и с другими народами России, исповедовавшими православие. И хотя оно у урало-поволжских народов не укоренилось настолько глубоко, чтобы полностью идентифицироваться с ее этническим самосознанием, как это имело место у русского народа, тем не менее, было бы неверно утверждать, как это подчас делается, что будто бы христианизация урало-поволжских народов была сугубо формальной. Русское православие все более проникало в их культуру и быт, вносило немалые коррективы в традиционный образ мышления, в их менталитет6.
С установлением советской власти атеизация была возведена в ранг государственной политики. Коренные преобразования в образе жизни народов страны, связанные с коллективизацией, индустриализацией, культурной революцией меняли прежний образ их жизни, тесно смыкавшийся с религией и церковью, вели к сни-
4 Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Т. 2. М., 2002. С. 346.
5 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск: Мор-дов. кн. изд-во, 2005. С. 233; Мокшина Е. Н. Этническая ситуация в Мордовии на современном этапе: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 1997.
Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н. Финно-угорские народы. Саранск, 2009.
жению уровня религиозности народов, росту новых поколений, воспитанных на идеях безбожия и атеизма. Однако было бы неправильным думать, что большинство граждан Союза ССР к периоду так называемого «развитого социализма» стояло на позициях атеизма, «давно уже освободилось от религиозных пережитков», как было заявлено в постановлении ЦК КПСС от 10 ноября 1954 г., посвященном научно-атеистической пропаганде среди населения7. Ошибки, допущенные в годы советской власти, не только в сфере национальной, но и конфессиональной политики, усугубили процесс распада СССР, обусловили не только этническую, но и конфессиональную мобилизацию, ставшие своеобразной защитной реакцией, рефлексией на кризисные явления в нашем государстве, негативные последствия которых еще далеко не устранены и поныне.
В постсоветский период религиозная жизнь мордвы, как и других народов страны, заметно активизировались, избавившись от пут и препон предшествующей «безбожной» эпохи, обрела второе дыхание. Легализация религиозности, деатеизация взрослого населения и приобщение к религиозной жизни молодежи все более набирает силу. В Российской Федерации было прекращено регламентирование директивными органами жизни религиозных общин, отвергнута практика воинствующего атеизма. Статья 14 конституции РФ, принятой в 1993 г. всенародным голосованием, гласит: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»8.
Легализация религиозной деятельности в стране, восстановление старых, закрывавшихся в советские годы церквей и монастырей, открытие молитвенных домов и духовных учебных заведений, пропаганда религиозных ценностей в средствах массовой информации, активная миссионерская деятельность духовенства в постсоветский период способствовали перемене отношения подавляющего большинства населения к религии и церкви, заметному возрастанию роли религии не только в общественной жизни, но и в быту.
Кардинально изменилась этноконфессиональная ситуация в Республике Мордовия. 29 января 1991 г. по решению патриарха Московского и Всея Руси и Священного Синода РПЦ церковные приходы РМ вышли из состава Пензенской и Саранской епархии, образовав собственную епархию - Саранскую и Мордовскую в границах территории РМ. Постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода от 30 января 1991 г. архимандриту Варсонофию (А. В. Судакову), клирику Пензенской епархии, было определено стать епископом Саранским и Мордовским. Объездив территорию доверенной ему епархии, епископ Варсонофий констатировал с горечью, что «чуть ли не в каждом селе стоят обезглавленные, с полуразрушенными фасадами, пустыми глазницами окон, оскверненные народные святыни»9
Но в последние годы многое изменилось. В 1988 г. на всю Мордовию было 19 действующих приходов РПЦ, в настоящее время их стало более 400, не было ни одного действующего монастыря, то ныне их 13. «Если говорить о верующих, - отмечал епископ Вар-сонофий, - то сейчас мы более свободно себя чув-
7 О религии и церкви. Сборник документов. М: Политиздат, 1965. С. 79.
8 Конституция Российской Федерации. М: Юрид. лит., 1993. С. 8.
9 Варсонофий, епископ. Открытое письмо Президенту Мордовии господину Гуслянникову В. Д. // Советская Мордовия. 1992. 9 января.
ствуем, за нами нет слежки, нет публичных насмешек, гонений. Люди имеют возможность открывать храмы без всяких затяжек и волнений, появилось много духовной литературы - пищи для души»10
Проведенные нами в 1995-2016 гг. в Мордовии этнографические экспедиции по изучению уровня религиозности и ее содержания, показали высокую религиозность сельской мордвы. На вопрос, «Какой религии придерживаетесь?» 89% ответили, что придерживаются православия. Остальные заявили, что либо вообще не придерживаются религии (10,5%), либо придерживаются другого вероисповедания (0,5%). Крещеными оказались 92% информантов. В церковь ходят жители всех обследованных нами сел Чамзинского, Дубенского, Большеигнатовского, Кочкуровского, Зу-бово-Полянского, Краснослободского, Рузаевского, Ельниковского, Богльшеберезниковского, Торбеевско-го, Атюрьевского районов. Это подтвердили 64% опрошенных. Правда, делают это регулярно только 10% информантов, остальные (большинство) посещают церковь реже, по большим религиозным праздникам и при исполнении важнейших православных обрядов (крещения, венчания, отпевания).
Современными исследователями отмечено, что неоконфессионализация, если так определить то явление, которое не вполне удачно именуется религиозным ренессансом и означает более широкое, чем в прежние советские времена приобщение к религии, происходит среди народов постсоветской России неравномерно. Молодежь титульных национальностей, исповедующих ислам, по числу верующих, как правило, опережает молодежь народов, исповедующих православие. Так, к примеру, по данным этносоциологического исследования, проведенного в пяти столицах республик (Казань, Уфа, Махачкала, Нальчик, Майкоп), где титульные национальности исповедают ислам, удельный вес верующей молодежи колеблется от 61 до 80%; в республиках с титульной национальностью, принявшей православие, этот показатель более низкий и колеблется в интервале от 24,1% в Якутске до 57% в Саранске.11
Хотя подавляющее большинство населения Мордовии, как русские, так и мордва, придерживается православия, есть в республике и приверженцы иных религиозных деноминаций, как-то: евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня, христиане евангельской веры (пятидесятники), молокане и др. Они появились на территории Мордовии не в одно время, но довольно давно. К сожалению, научных исследований, посвященных анализу их деятельности, пока нет. И вообще, сведений о них немного. Представители этих религиозных объединений ведут весьма замкнутый образ жизни, стараясь не привлекать к себе внимания широкой общественности.12
Одной из особенностей современной этноконфесси-ональной ситуации у мордвы следует считать некоторое оживление традиционных дохристианских верований и обрядов, что отчасти объяснимо недостаточным вниманием РПЦ к этнической самобытности мордовского народа. Не умоляя былых заслуг ее в становлении письменности у мордвы, богослужения на мордовском языке, особенно по так называемой «системе Ильминского», перевода на эрзянское и мокшанское
10 Варсонофий, епископ. Грехом стали гордится // Республика молодая. 1994. 12 февраля.
11 Губогло М. Н. Религиозность, этничность, государственность // Этнопанорама. № 3. С .4.
12 Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Указ. соч. С. 405.
Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ И ПРИУРАЛЬЯ
наречия мордовского языка религиозной литературы, нельзя не отметить, что ныне позиция, занимаемая РПЦ в возрождении мордовского народа, нередко дает возможность подвергать ее критике со стороны отдельных представителей национального движения. Так, один из лидеров эрзянского национального возрождения Е. В. Четвергов, выступающий обычно под псевдонимом Нуянь Видяс, считает самым большим грехом РПЦ богослужение на церковнославянском языке в храмах, где большинство молящихся являются эрзяне: «Ныне у эрзян, я думаю, - заявляет он, - нет ни одной церкви, где звучал бы эрзянский язык, где божьи слова доносились на языке слушающих. Уворовать язык. Разве есть на земле больший грех?»13. Исходя из этих соображений, некоторые наиболее радикальные лидеры национального движения, критикуя РПЦ, предлагают начисто отказаться от нее и вернуться к своей традиционной религии - мордовскому язычеству. Носителями этой идеи являются «Фонд спасения эрзянского языка», Ассоциация эрзянских женщин «Эрзява», а рупором - газета «Эрзянь ма-стор». Лидеры и активисты этих организаций «приняли мордовское язычество и заявили, что его распространение - одна из политических целей»14
В постсоветское время в ряде сел Мордовии, Ульяновской, Оренбургской, Нижегородской областей начали проводиться моления (озкст) с жертвоприношениями мордовским богам быков, баранов и овец. Чаще всего они устраиваются на родине кого-либо из деятелей национального движения или активистов возрождения язычества. Местное население относится к ним по-разному. Обычно сельчане просто наблюдают за происходящим как за своего рода спектаклем, принимают участие в угощении. Но порой случаются и конфликты. Так, в с. Ташто Кшуманця Большеигнатовского района РМ несколько женщин-мордовок выразили свое возмущение тем, что организаторы моления хотят на глазах у всех зарезать быка в то время, когда народ соблюдает пост. Страсти накалялись до того, что устроителям пришлось провести его без заклания быка15.
Немалый общественный резонанс приобрел озкс, проводимый в настоящее время в с. Чукалы Больше-игнатовского района РМ, в силу своего особого исторического статуса. Судя по документам русского делопроизводства, этот озкс имел в прошлом у мордвы значение своеобразного всенародного собрания, проводившегося раз в 40-50 лет. Об одном из них, состоявшемся летом 1628 г., весьма обстоятельно докладывал царю Михаилу Федоровичу Романову алатыр-ский стольник и воевода Д. Н. Толочанов. В нем принимали участие мордва «розных деревень» Арзамасского, Нижегородского и Алатырского уездов16.
Ныне этот озкс получил название «Раськень озкс» («Всенародное моление»). 17 июня 2004 г. был принят Указ Главы РМ о проведении национально-фольклорных праздников в РМ. В целях возрождения, сохранения и дальнейшего развития национальных традиций, фольклора, обрядов, ритуалов, национальных видов спорта, укрепления межнациональных от-
13 Четвергов Е. Христоскак аволь минек пазось! // Эрзянь правда 1992. 15 августа.
14 Филатов С., Щипков А. Эрзянки молятся Инешкипазу // Эрзянь мастор. 1995. 14 апреля.
15 Маризь Кемаль. Эрзянское язычество // Эрзянь мастор. Сборник статей. Лукоянов, 1994. С. 62-63.
16 Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 1.
Ч. 1 Саранск: Мордов..кн. изд-во, 1940. С. 279-281.
ношений Правительству РМ было поручено ежегодно проводить республиканские праздники «Акша келу», «Раськень Озкс», «Велень озкс», «Сабантуй», «День славянской письменности и культуры», создать соответствующие положения о проведении этих праздников, оргкомитеты и разработать положения об их проведении, а Министерству финансов РМ обеспечить финансирование мероприятий вышеуказанных праздников. Контроль за выполнением Указа возложен на информационно-аналитическое управление Администрации Главы РМ.
Этноконфессиональная характеристика современной РМ была бы неполной без рассмотрения деятельности лютеран, ведущих богослужения на родных языках мордвы - мокшанском и эрзянском. Официальное открытие первого прихода Мокшэрзянской (лютеранской) церкви состоялось в Саранске в 1991 году. Сейчас в РМ действует три небольших лютеранских общины -две в Саранске и одна в Ковылкине. Мокшанскими приходами руководит дьякон Микиш (В. Н. Мишин), они входят автономно в консисторию Эстонской евангелически-лютеранской церкви. Что касается эрзянского прихода «Вельмема», зарегистрированного в Саранске в 1995 г. (его возглавляет дьякон А. Алешкин), то он принадлежит другому централизованному религиозному объединению - Уральскому пробству Еван-гелическо-лютеранской церкви Ингрии, действующей на территории РФ в г. Санкт-Петербурге.
Существенное содействие становлению Мокшэрзян-ской церкви в РМ оказывает лютеранская церковь Финляндии и ее ингерманландские организации, действующие в Ленинградской области. Они снабжают мордовских лютеран богослужебной литературой, в том числе на мордовских языках, помогают материально. Ими в Саранске (ул. Кирова, 39) построен великолепный лютеранский собор. Праздник освещения храма Евангеличе-ско-лютеранского прихода «Вельмема» состоялся 27-28 сентября 2003 года. Кстати, свой духовный сан руководители лютеранских общин РМ Микиш (В. Н. Мишин) и А. С. Алешкин получили в Финляндии.
Взаимоотношения Православной и Лютеранской церквей в РМ складываются не просто. Об этом свидетельствует, в частности, «Обращение епископа Варсонофия ко всем верным чадам Православной церкви Мордовии», опубликованное 7 апреля 1995 года. В нем говорится, что лютеране занимаются «расколом мордовского народа, прикрываясь заботой о сохранении мордовских языков, сеют смуту в народе, отчуждая его от русского народа». «Мы, - сказано в «Обращении», - находясь в лоне Православной церкви, понимаем, что необходимо сохранить мордовский язык, но не любой ценой, не ценой раскола народа по конфессиональному признаку»17.
Думается, однако, что деятельность Мокшэрзянской лютеранской церкви не стоит оценивать лишь негативно, она в какой-то мере способствует процессу возрождению мордовских языков, расширению сферы их применения, заставляет и саму РПЦ более внимательно присматриваться к проблемам духовности мордовского народа, считаться с его этнической самобытностью, в том числе обращать более серьезное внимание подготовке национальных кадров духовенства, предпринимать шаги хотя бы к частичному использованию родного языка в бого-
17 Варсонофий, епископ. Обращение епископа Саранского и Мордовского Варсонофия ко всем верным чадам Православной Церкви Мордовии // Варсонофий. Соч. В 5 т. Т. 1. Саранск, 1995. С. 178.
служебной практике. Несомненным свидетельством тому является отпечатанный в 2006 г. в Саранске типографией «Красный Октябрь» Новый Завет «Од Вейсэньлув». Изданный на мордовском-эрзя языке (перевод осуществляли Н. С. Адушкина, Г. И. Баткова, Г. И. Горбунов, Г. С. Девяткин, Д. Т. Надькин, Т. С. Баргова), «Вейсэньлув» выпущен на средства Института перевода Библии (Хельсинки). В своем обращении «Благочестивым читателям Священного Писания Нового Завета на эрзянском языке», предваряющем «Од Вейсэньлув», архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий заявил: «Русская Православная церковь сохраняет апостольские традиции, в частности, верна и тому принципу, согласно которому Слово Божие должно для каждого человека звучать на его родном языке.... Для любого народа и в любые времена появление Слова Божия на родном языке становилось историческим событием, свидетельствующим о привитии народа к древу великой христианской цивилизации. Вместе со всем христолюбивым мордовским народом я искренне радуюсь выходу в свет нового перевода Священного Писания на эрзянском языке. Это начало большого труда. Призываю Божие благословение на всех, кто трудился и продолжает трудиться над переводом Священного писания на эрзянский язык: священников, переводчиков, сотрудников Института перевода Библии и консультантов из Объединенных Библейских Обществ»18.
Список литературы:
1. Варсонофий, епископ. Открытое письмо Президенту Мордовии господину Гуслянникову В. Д. // Советская Мордовия. 1992. 9 января.
2. Варсонофий, епископ. Грехом стали гордится // Республика молодая. 1994. 12 февраля.
3. Варсонофий, епископ. Обращение епископа Саранского и Мордовского Варсонофия ко всем верным чадам Православной Церкви Мордовии // Варсонофий. Соч. В 5 т. Т. 1. Саранск, 1995.
4. Гераклитов А. А. Материалы по истории мордвы. Сборник выписок из печатных источников. М., Л: Соцэкгиз, 1931.
5. Губогло М. Н. Религиозность, этничность, государственность // Этнопанорама. № 3. С. 4.
6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. Т. 2. М., 2002.
7. Документы и материалы по истории Мордовской АССР. Т. 1. Ч. 1 Саранск: Мордов..кн. изд-во, 1940.
8. Курбский А. М. История о великом князе Московском. СПб. 1913.
9. Маризь Кемаль. Эрзянское язычество // Эрзянь ма-стор. Сборник статей. Лукоянов, 1994. С. 62-63.
10. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н. Мордва и вера. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2005.
11. Мокшин Н. Ф., Мокшина Е. Н., Сушкова Ю. Н. Финно-угорские народы. Саранск, 2009.
12. Мокшина Е. Н. Этническая ситуация в Мордовии на современном этапе: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саранск, 1997.
13. Мокшина Е. Н. Мордовский народ в русских летописях и других письменных источниках средневековья // Социально-политические науки. - 2013. - № 1. - С. 27-30.
14. Од Вейсэньлув. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2006.
15. О религии и церкви. Сборник документов. М: Политиздат, 1965.
16. Российский государственный архив древних актов. Фонд 248 (Правительствующий Сенат). Оп. 14. Д. 794. Л. 18 об. -19.
17. Филатов С., Щипков А. Эрзянки молятся Инешкипазу // Эрзянь мастор. 1995. 14 апреля.
18. Четвергов Е. Христоскак аволь минек пазось! // Эрзянь правда 1992. 15 августа.
18 Од Вейсэньлув. Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2006. 168