КРУГЛЫЙ СТОЛ
В Республике Мордовия ежегодно проводятся фестивали народного творчества «Шумбрат, Мордовия!»; праздники районов; традиционные праздники «Акша келу» («Белая береза») и «Раськень озкс» («Родовое моление»), которым придан статус государственных. Событием мирового значения стало проведение в Мордовии Международного фестиваля национальных культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!» (июль 2007 г.). Представители финно-угорских народов продемонстрировали наиболее яркие элементы праздничной культуры своих народов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Логинова, М. В. К вопросу взаимосвязи искусства и этноса // Финно-угорский мир. -2013. - № 2 (15). - С. 35-36.
2. Ломшина, Е. Н. Праздничная культура мордвы // Регионология. - 2007. - № 3. -С. 288-294.
3. Ломшина, Е. Н. Этномир мордовского этноса в системе общекультурных универсалий : этический аспект // Этнические миры и культу рные у ниве рс алии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саранск, 20 сент. 2012 г. - Саранск, 2013. -С. 128-132.
4. Ломшина, Е. Н. Этноэтика мордвы // Регионология. - 2007. - № 1. - С. 289296.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОРДВЫ И РЕЛИГИЯ
Е. Н. МОКШИНА,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
В постсоветский период в Российской Федерации сложилась новая этно-конфессиональная ситуация, характеризующаяся активизацией не только национальных движений, но и религиозной жизни ее народов. Национальные движения, как и религиозные, подчас выступают в едином русле, во взаимосвязи. Религиозная жизнь, избавившись от препон предшествующей эпохи, становится все более свободной и содержательной, хотя некоторые ранее сложившиеся стереотипы поведения, особенно у пожилого населения, менталитет которого формировался в советское время, полностью еще не изжиты.
В постсоветские годы заметно возросла роль религии в общественно-политической жизни Мордовии, усилилось ее влияние на население. 29 января 1991 г. по решению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного синода Русской православной церкви церковные приходы
Мордовии вышли из состава Пензенской и Саранской епархии, образовав собственную Саранскую и Мордовскую епархию в границах территории Республики Мордовия. За последние 20 лет значительно выросло число приходов: если в 1938 г. на всю республику было 19 действующих православных приходов (до 1917 г. - более 700), то в настоящее время - свыше 300, функционирует 13 монастырей. В связи с увеличением численности действующих приходов РПЦ в 2011 г. в Саранской и Мордовской епархии была проведена реструктуризация административно-территориальной структуры.
Одной из важных особенностей современной этноконфессиональной ситуации у мордвы следует считать оживление традиционных дохристианских верований и обрядов. На протяжении многих веков мордва поклонялась языческим богам, считавшимся покровителями, хозяевами тех
© Мокшина Е. Н., 2014
Финно-угорский мир. 2014. № 4
или иных объектов или стихий природы, окружающей среды, поселений и жилищ -земли (Модава, Масторава), леса (Вирява), воды (Ведява), ветра (Вармава), огня (Тол-ава), дома (Кудава, Юрхтава), поля (Норов-ава), двора (Кардаз-ава, Кардаз-сярко) и т. д. Поклонялась мордва и своему верховному богу, которого эрзя называла Нишке, а мокша - Шкай. В честь своих божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, у рек, на полях, в жилищах, хозяйственных постройках, мордва устраивала моления, совершала жертвоприношения.
17 июня 2004 г. был принят Указ Главы Республики Мордовия о проведении национально-фольклорных праздников в Республике Мордовия. «В целях возрождения, сохранения и дальнейшего развития национальных традиций, фольклора, обрядов, ритуалов, национальных видов спорта, укрепления межнациональных отношений» Правительству РМ было поручено ежегодно проводить республиканские национально-фольклорные праздники «Акша келу», «Раськень озкс», «Велень озкс», «Сабантуй», «День славянской письменности и культуры».
Этноконфессиональная характеристика современной Мордовии была бы неполной
без рассмотрения деятельности лютеран, ведущих богослужения на родных языках мордвы - эрзянском и мокшанском. Официальное открытие первого прихода Мокшэр-зянской (лютеранской) церкви состоялось в Саранске в 1991 г. Богослужения лютеран собирали немало народа, особенно из числа национальной интеллигенции, которой казалось, что распространение лютеранства среди мордвы будет способствовать сохранению и развитию ее родных языков, расширению сферы их функционирования. Сейчас в РМ действуют три небольшие лютеранские общины - две в Саранске и одна в Ковылкине. Взаимоотношения православной и лютеранской церквей складываются непросто.
В Мордовии в настоящее время, несмотря на многообразие вероисповеданий (в Министерстве юстиции РФ по РМ зарегистрирована 351 религиозная организация, представляющая 9 конфессий), не отмечено всплесков этнической нетерпимости и межконфессиональной вражды, что является результатом целенаправленного регулирования властными структурами республики и ее общественными организациями этнических и конфессиональных процессов.
РОЛЬ ФИННО-УГОРСКОГО НАСЛЕДИЯ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ
Н. Ф. МОКШИН,
доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Финно-угорские народы составляют часть более обширной совокупности народов, ныне все чаще называемых в научной литературе уральскими или даже урало-юкагирскими. Их общая численность в настоящее время составляет около 25 млн чел. Четыре народа являются миллионными (венгры, финны, эстонцы, мордва).
Ныне представители различных финно-угорских народов мало или почти совсем не понимают друг друга, но примерно 6-7 тыс. лет назад наши предки говорили на общем языке и занимали концентрированную территорию, а именно Урал и окрестный с ним ареал. Есть все основания полагать, что ураль-
© Мокшин Н. Ф., 2014