Научная статья на тему 'Национальное движение мордвы и религия'

Национальное движение мордвы и религия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
207
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / RELIGION / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ETHNO-CONFESSIONAL SITUATION / НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / NATIONAL MOVEMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мокшина Елена Николаевна

Рассматривается значение религии в общественно-политической жизни Республики Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Religion and National Movement of Mordovians

It discusses the importance of religion in public and political life of the Republic of Mordovia.

Текст научной работы на тему «Национальное движение мордвы и религия»

КРУГЛЫЙ СТОЛ

В Республике Мордовия ежегодно проводятся фестивали народного творчества «Шумбрат, Мордовия!»; праздники районов; традиционные праздники «Акша келу» («Белая береза») и «Раськень озкс» («Родовое моление»), которым придан статус государственных. Событием мирового значения стало проведение в Мордовии Международного фестиваля национальных культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!» (июль 2007 г.). Представители финно-угорских народов продемонстрировали наиболее яркие элементы праздничной культуры своих народов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Логинова, М. В. К вопросу взаимосвязи искусства и этноса // Финно-угорский мир. -2013. - № 2 (15). - С. 35-36.

2. Ломшина, Е. Н. Праздничная культура мордвы // Регионология. - 2007. - № 3. -С. 288-294.

3. Ломшина, Е. Н. Этномир мордовского этноса в системе общекультурных универсалий : этический аспект // Этнические миры и культу рные у ниве рс алии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саранск, 20 сент. 2012 г. - Саранск, 2013. -С. 128-132.

4. Ломшина, Е. Н. Этноэтика мордвы // Регионология. - 2007. - № 1. - С. 289296.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОРДВЫ И РЕЛИГИЯ

Е. Н. МОКШИНА,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

В постсоветский период в Российской Федерации сложилась новая этно-конфессиональная ситуация, характеризующаяся активизацией не только национальных движений, но и религиозной жизни ее народов. Национальные движения, как и религиозные, подчас выступают в едином русле, во взаимосвязи. Религиозная жизнь, избавившись от препон предшествующей эпохи, становится все более свободной и содержательной, хотя некоторые ранее сложившиеся стереотипы поведения, особенно у пожилого населения, менталитет которого формировался в советское время, полностью еще не изжиты.

В постсоветские годы заметно возросла роль религии в общественно-политической жизни Мордовии, усилилось ее влияние на население. 29 января 1991 г. по решению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного синода Русской православной церкви церковные приходы

Мордовии вышли из состава Пензенской и Саранской епархии, образовав собственную Саранскую и Мордовскую епархию в границах территории Республики Мордовия. За последние 20 лет значительно выросло число приходов: если в 1938 г. на всю республику было 19 действующих православных приходов (до 1917 г. - более 700), то в настоящее время - свыше 300, функционирует 13 монастырей. В связи с увеличением численности действующих приходов РПЦ в 2011 г. в Саранской и Мордовской епархии была проведена реструктуризация административно-территориальной структуры.

Одной из важных особенностей современной этноконфессиональной ситуации у мордвы следует считать оживление традиционных дохристианских верований и обрядов. На протяжении многих веков мордва поклонялась языческим богам, считавшимся покровителями, хозяевами тех

© Мокшина Е. Н., 2014

Финно-угорский мир. 2014. № 4

или иных объектов или стихий природы, окружающей среды, поселений и жилищ -земли (Модава, Масторава), леса (Вирява), воды (Ведява), ветра (Вармава), огня (Тол-ава), дома (Кудава, Юрхтава), поля (Норов-ава), двора (Кардаз-ава, Кардаз-сярко) и т. д. Поклонялась мордва и своему верховному богу, которого эрзя называла Нишке, а мокша - Шкай. В честь своих божеств на предполагаемых местах их обитания, т. е. в лесах, у рек, на полях, в жилищах, хозяйственных постройках, мордва устраивала моления, совершала жертвоприношения.

17 июня 2004 г. был принят Указ Главы Республики Мордовия о проведении национально-фольклорных праздников в Республике Мордовия. «В целях возрождения, сохранения и дальнейшего развития национальных традиций, фольклора, обрядов, ритуалов, национальных видов спорта, укрепления межнациональных отношений» Правительству РМ было поручено ежегодно проводить республиканские национально-фольклорные праздники «Акша келу», «Раськень озкс», «Велень озкс», «Сабантуй», «День славянской письменности и культуры».

Этноконфессиональная характеристика современной Мордовии была бы неполной

без рассмотрения деятельности лютеран, ведущих богослужения на родных языках мордвы - эрзянском и мокшанском. Официальное открытие первого прихода Мокшэр-зянской (лютеранской) церкви состоялось в Саранске в 1991 г. Богослужения лютеран собирали немало народа, особенно из числа национальной интеллигенции, которой казалось, что распространение лютеранства среди мордвы будет способствовать сохранению и развитию ее родных языков, расширению сферы их функционирования. Сейчас в РМ действуют три небольшие лютеранские общины - две в Саранске и одна в Ковылкине. Взаимоотношения православной и лютеранской церквей складываются непросто.

В Мордовии в настоящее время, несмотря на многообразие вероисповеданий (в Министерстве юстиции РФ по РМ зарегистрирована 351 религиозная организация, представляющая 9 конфессий), не отмечено всплесков этнической нетерпимости и межконфессиональной вражды, что является результатом целенаправленного регулирования властными структурами республики и ее общественными организациями этнических и конфессиональных процессов.

РОЛЬ ФИННО-УГОРСКОГО НАСЛЕДИЯ В МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

Н. Ф. МОКШИН,

доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Финно-угорские народы составляют часть более обширной совокупности народов, ныне все чаще называемых в научной литературе уральскими или даже урало-юкагирскими. Их общая численность в настоящее время составляет около 25 млн чел. Четыре народа являются миллионными (венгры, финны, эстонцы, мордва).

Ныне представители различных финно-угорских народов мало или почти совсем не понимают друг друга, но примерно 6-7 тыс. лет назад наши предки говорили на общем языке и занимали концентрированную территорию, а именно Урал и окрестный с ним ареал. Есть все основания полагать, что ураль-

© Мокшин Н. Ф., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.