Финно-угорский мир. 2014. № 4-
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО ЭТНОСА*
Е. Н. ЛОМШИНА,
кандидат философских наук, доцент,
заведующий Научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры ФГБОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Происхождение и генезис праздника связаны с поддержанием стабильности антропосоциокультурной системы. Праздник был символическим пространством выражения общественного и индивидуального отношения к сакральным смыслам культуры, его отличали цикличность, четкая периодичность. По всей видимости, истоки праздника кроются в магическом ритуале, в котором ярко выражена компенсаторная функция. Первоначально у мордвы появляются озксы (моления) Чи пазу (богу солнца), Варма-аве (покровительнице ветра), Ков-аве (покровительнице луны), Мастор-аве (покровительнице земли), Кудаве (покровительнице дома), Кардаз-сярко (держателю двора), Норов-аве (покровительнице плодородия), Пакся аве (покровительнице полей) и др.
Анализ материалов научной экспедиции позволил выявить особенности и современные тенденции развития праздничной культуры мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Следует отметить, что имеются локальные особенности функционирования праздничной культуры. Так, в каждом селе - свои престольные православные праздники (Покров, праздник Казанской иконы Божией Матери, Михайлов день, Никола зимний и др.). В последнее время к новой жизни возвращаются традиционные формы проведения праздников. Например, в мокшанском селе Вадовские Селищи Зубово-Полянского района каждый год
* Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке РГНФ-БФФИ, проект №13-21-01005 «Этнокультурное наследие Беларуси и России как предмет визуальной антропологии».
на Троицу проходит праздник «Акша келу» («Белая береза»). В эрзянском селе Чиндяново Дубенского района до недавнего времени проходил праздник «Велень озкс» («Моление села»), также приуроченный к празднику Троицы. Сохраняются такие элементы традиционной праздничной культуры, как борьба на поясах, плетение венков из березовых и кленовых веток, обряд ритуальной еды, гадание и др.
Характерной особенностью праздников являлось ценностное отношение к символам, таким как Умарина1, Иненармонь2. В обществе с традиционной культурой праздникам придавалось магическое значение. В современной праздничной культуре прежде всего уделяется внимание театрализованному представлению. Тем не менее праздники способствуют сохранению этнического самосознания мордвы, бережному отношению к традициям, имеют духовное и нравственное значение [1-4].
Дохристианские праздники отмечаются также у марийцев - Кереметь, Шорок ел; у обских угров, как и у многих народов Севера и Сибири, - «Медвежьи праздники».
1 Умарина - символ благополучия, счастья. Изготовляется из разноцветной бумаги (не менее 7 цветов), которыми украшаются сосновые ветки; применяется на свадьбе в качестве подарка от кудавы (тети жениха) молодым, хранится до года, потом сжигается в ночь перед Пасхой.
2 Иненармонь - Великая птица, или Святой дух. Священная птица, которая помогала в творении Вселенной Творцу. Символ в культуре мордвы, присутствующий в орнаменте, вышивке и этнической хореографии мордвы. Символ выбран в качестве эмблемы г. Саранска, принимающего Чемпионат мира по футболу 2018 г.
© Ломшина Е. Н., 2014
КРУГЛЫЙ СТОЛ
В Республике Мордовия ежегодно проводятся фестивали народного творчества «Шумбрат, Мордовия!»; праздники районов; традиционные праздники «Акша келу» («Белая береза») и «Раськень озкс» («Родовое моление»), которым придан статус государственных. Событием мирового значения стало проведение в Мордовии Международного фестиваля национальных культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!» (июль 2007 г.). Представители финно-угорских народов продемонстрировали наиболее яркие элементы праздничной культуры своих народов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Логинова, М. В. К вопросу взаимосвязи искусства и этноса // Финно-угорский мир. -2013. - № 2 (15). - С. 35-36.
2. Ломшина, Е. Н. Праздничная культура мордвы // Регионология. - 2007. - № 3. -С. 288-294.
3. Ломшина, Е. Н. Этномир мордовского этноса в системе общекультурных универсалий : этический аспект // Этнические миры и культурные универсалии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саранск, 20 сент. 2012 г. - Саранск, 2013. -С. 128-132.
4. Ломшина, Е. Н. Этноэтика мордвы // Регионология. - 2007. - № 1. - С. 289296.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОРДВЫ И РЕЛИГИЯ
Е. Н. МОКШИНА,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
В постсоветский период в Российской Федерации сложилась новая этно-конфессиональная ситуация, характеризующаяся активизацией не только национальных движений, но и религиозной жизни ее народов. Национальные движения, как и религиозные, подчас выступают в едином русле, во взаимосвязи. Религиозная жизнь, избавившись от препон предшествующей эпохи, становится все более свободной и содержательной, хотя некоторые ранее сложившиеся стереотипы поведения, особенно у пожилого населения, менталитет которого формировался в советское время, полностью еще не изжиты.
В постсоветские годы заметно возросла роль религии в общественно-политической жизни Мордовии, усилилось ее влияние на население. 29 января 1991 г. по решению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного синода Русской православной церкви церковные приходы
Мордовии вышли из состава Пензенской и Саранской епархии, образовав собственную Саранскую и Мордовскую епархию в границах территории Республики Мордовия. За последние 20 лет значительно выросло число приходов: если в 1938 г. на всю республику было 19 действующих православных приходов (до 1917 г. - более 700), то в настоящее время - свыше 300, функционирует 13 монастырей. В связи с увеличением численности действующих приходов РПЦ в 2011 г. в Саранской и Мордовской епархии была проведена реструктуризация административно-территориальной структуры.
Одной из важных особенностей современной этноконфессиональной ситуации у мордвы следует считать оживление традиционных дохристианских верований и обрядов. На протяжении многих веков мордва поклонялась языческим богам, считавшимся покровителями, хозяевами тех
© Мокшина Е. Н., 2014