Научная статья на тему 'Тенденции развития праздничной культуры Мордовского этноса'

Тенденции развития праздничной культуры Мордовского этноса Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
90
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / FESTIVE CULTURE / МОРДОВСКИЙ ЭТНОС / MORDOVIAN ETHNICITY / ТЕНДЕНЦИИ / TRENDS / ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / FIELD RESEARCH / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / РИТУАЛ / RITUAL / СИМВОЛ / SYMBOL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Ломшина Елена Николаевна

Приводится материал полевых исследований, собранных в ходе международной научной экспедиции в Зубово-Полянский и Дубенский районы Республики Мордовия летом 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Trends of Festive Culture of Mordovian Ethnos

It gives the materials of field studies collected during the international academic and research expedition in Zubovo-Polyansky and Dubenskiy District of the Republic of Mordovia in summer 2013.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития праздничной культуры Мордовского этноса»

Финно-угорский мир. 2014. № 4-

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ МОРДОВСКОГО ЭТНОСА*

Е. Н. ЛОМШИНА,

кандидат философских наук, доцент,

заведующий Научно-исследовательской лабораторией финно-угорской культуры ФГБОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Происхождение и генезис праздника связаны с поддержанием стабильности антропосоциокультурной системы. Праздник был символическим пространством выражения общественного и индивидуального отношения к сакральным смыслам культуры, его отличали цикличность, четкая периодичность. По всей видимости, истоки праздника кроются в магическом ритуале, в котором ярко выражена компенсаторная функция. Первоначально у мордвы появляются озксы (моления) Чи пазу (богу солнца), Варма-аве (покровительнице ветра), Ков-аве (покровительнице луны), Мастор-аве (покровительнице земли), Кудаве (покровительнице дома), Кардаз-сярко (держателю двора), Норов-аве (покровительнице плодородия), Пакся аве (покровительнице полей) и др.

Анализ материалов научной экспедиции позволил выявить особенности и современные тенденции развития праздничной культуры мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Следует отметить, что имеются локальные особенности функционирования праздничной культуры. Так, в каждом селе - свои престольные православные праздники (Покров, праздник Казанской иконы Божией Матери, Михайлов день, Никола зимний и др.). В последнее время к новой жизни возвращаются традиционные формы проведения праздников. Например, в мокшанском селе Вадовские Селищи Зубово-Полянского района каждый год

* Издание статьи осуществлено при финансовой поддержке РГНФ-БФФИ, проект №13-21-01005 «Этнокультурное наследие Беларуси и России как предмет визуальной антропологии».

на Троицу проходит праздник «Акша келу» («Белая береза»). В эрзянском селе Чиндяново Дубенского района до недавнего времени проходил праздник «Велень озкс» («Моление села»), также приуроченный к празднику Троицы. Сохраняются такие элементы традиционной праздничной культуры, как борьба на поясах, плетение венков из березовых и кленовых веток, обряд ритуальной еды, гадание и др.

Характерной особенностью праздников являлось ценностное отношение к символам, таким как Умарина1, Иненармонь2. В обществе с традиционной культурой праздникам придавалось магическое значение. В современной праздничной культуре прежде всего уделяется внимание театрализованному представлению. Тем не менее праздники способствуют сохранению этнического самосознания мордвы, бережному отношению к традициям, имеют духовное и нравственное значение [1-4].

Дохристианские праздники отмечаются также у марийцев - Кереметь, Шорок ел; у обских угров, как и у многих народов Севера и Сибири, - «Медвежьи праздники».

1 Умарина - символ благополучия, счастья. Изготовляется из разноцветной бумаги (не менее 7 цветов), которыми украшаются сосновые ветки; применяется на свадьбе в качестве подарка от кудавы (тети жениха) молодым, хранится до года, потом сжигается в ночь перед Пасхой.

2 Иненармонь - Великая птица, или Святой дух. Священная птица, которая помогала в творении Вселенной Творцу. Символ в культуре мордвы, присутствующий в орнаменте, вышивке и этнической хореографии мордвы. Символ выбран в качестве эмблемы г. Саранска, принимающего Чемпионат мира по футболу 2018 г.

© Ломшина Е. Н., 2014

КРУГЛЫЙ СТОЛ

В Республике Мордовия ежегодно проводятся фестивали народного творчества «Шумбрат, Мордовия!»; праздники районов; традиционные праздники «Акша келу» («Белая береза») и «Раськень озкс» («Родовое моление»), которым придан статус государственных. Событием мирового значения стало проведение в Мордовии Международного фестиваля национальных культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!» (июль 2007 г.). Представители финно-угорских народов продемонстрировали наиболее яркие элементы праздничной культуры своих народов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Логинова, М. В. К вопросу взаимосвязи искусства и этноса // Финно-угорский мир. -2013. - № 2 (15). - С. 35-36.

2. Ломшина, Е. Н. Праздничная культура мордвы // Регионология. - 2007. - № 3. -С. 288-294.

3. Ломшина, Е. Н. Этномир мордовского этноса в системе общекультурных универсалий : этический аспект // Этнические миры и культурные универсалии : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Саранск, 20 сент. 2012 г. - Саранск, 2013. -С. 128-132.

4. Ломшина, Е. Н. Этноэтика мордвы // Регионология. - 2007. - № 1. - С. 289296.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МОРДВЫ И РЕЛИГИЯ

Е. Н. МОКШИНА,

доктор исторических наук, профессор кафедры истории России ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

В постсоветский период в Российской Федерации сложилась новая этно-конфессиональная ситуация, характеризующаяся активизацией не только национальных движений, но и религиозной жизни ее народов. Национальные движения, как и религиозные, подчас выступают в едином русле, во взаимосвязи. Религиозная жизнь, избавившись от препон предшествующей эпохи, становится все более свободной и содержательной, хотя некоторые ранее сложившиеся стереотипы поведения, особенно у пожилого населения, менталитет которого формировался в советское время, полностью еще не изжиты.

В постсоветские годы заметно возросла роль религии в общественно-политической жизни Мордовии, усилилось ее влияние на население. 29 января 1991 г. по решению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного синода Русской православной церкви церковные приходы

Мордовии вышли из состава Пензенской и Саранской епархии, образовав собственную Саранскую и Мордовскую епархию в границах территории Республики Мордовия. За последние 20 лет значительно выросло число приходов: если в 1938 г. на всю республику было 19 действующих православных приходов (до 1917 г. - более 700), то в настоящее время - свыше 300, функционирует 13 монастырей. В связи с увеличением численности действующих приходов РПЦ в 2011 г. в Саранской и Мордовской епархии была проведена реструктуризация административно-территориальной структуры.

Одной из важных особенностей современной этноконфессиональной ситуации у мордвы следует считать оживление традиционных дохристианских верований и обрядов. На протяжении многих веков мордва поклонялась языческим богам, считавшимся покровителями, хозяевами тех

© Мокшина Е. Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.