Научная статья на тему 'Религия, национальное движение и право: проблемы взаимодействия (на материалах по Республике Мордовия)'

Религия, национальное движение и право: проблемы взаимодействия (на материалах по Республике Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1809
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРДВА / РЕЛИГИЯ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ПРАВО / ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / ЯЗЫЧЕСТВО / ХРИСТИАНИЗАЦИЯ / РЕЛИКТЫ / MORDVINS / RELIGION / ETHNIC MOVEMENT / LOW / ETHNOCONFESSIONAL SITUACION / PAGANISM / CONVERT TO CHRISTIANITY / RELICES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мокшина Елена Николаевна

В статье рассматриваются на материалах по Республике Мордовия вопросы взаимодействия религии, национального движения и права на современном этапе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RELIGION, ETHNIC MOVEMENT AND LAW: PROBLEMS OF RECIPROCITY (on materials in the Repablic Mordovia)

In the article there are studied the problems of reciprocity of the religion, ethnic movement and law in the Repablic Mordovia in modern times.

Текст научной работы на тему «Религия, национальное движение и право: проблемы взаимодействия (на материалах по Республике Мордовия)»

1.4. РЕЛИГИЯ, НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ И ПРАВО: ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ПО РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ)

Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П.Огарева»

kaf_dor@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются на материалах по Республике Мордовия вопросы взаимодействия религии, национального движения и права на современном этапе.

Ключевые слова: мордва, религия, национальное движение, право, этноконфессиональная ситуация, язычество, христианизация, реликты.

THE RELIGION, ETHNIC MOVEMENT AND LAW: PROBLEMS OF RECIPROCITY (ON MATERIALS IN THE REPABLIC MORDOVIA)

Mokshina E. N., doctor of the historical sciences, professor of the Prerevolutionary state history, archeology and ethnography department of the Mordovian State University.

kaf_dor@mail.ru

Annotation: In the article there are studied the problems of reciprocity of the religion, ethnic movement and law in the Repablic Mordovia in modern times.

Keywords: mordvins, religion, ethnic movement, low, ethnoconfessional situacion, paganism, convert to Christianity, relices.

В постсоветский период в Российской Федерации сложилась новая этноконфессиональная ситуация, характеризующаяся активизацией не только национальных движений, но и религиозной жизни ее народов. Причем национальные движения, как и религиозные, подчас выступают в едином русле, во взаимосвязи. Религиозная жизнь становится все более свободной и содержательной, избавившись от препон предшествующей эпохи, хотя некоторые ранее сложившиеся стереотипы поведения, особенно у

пожилого населения, менталитет которого формировался в годы советской власти, полностью еще не изжиты. Некоторые верующие, испытав на себе гонения за веру, те или иные ущемления своих прав, продолжают вести себя весьма осторожно и скрытно, боясь рецидива новых репрессий, возврата прежних порядков и нравов. Однако легализация религиозности, деатеизация взрослого населения и приобщение к религиозной жизни молодежи все более набирают силу, а значит возможности религиозного влияния не только на духовно-нравственные и этнокультурные, но и этносоциальные, как и этнополитические процессы, возрастают.

Серьезные перемены по отношению к религии нашли отражение в основном законе Российской Федерации - ее Конституции. Статья 14 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация - светское

государство. Никакая религия не может

устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом»1. Эта Конституция признала идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом, гарантировала, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, запретила разжигание социальной,

расовой, национальной и религиозной розни. Что

касается Конституции Республики Мордовия, то она полностью (дословно) продублировала 14 статью Конституции РФ2.

В России было прекращено регламентирование директивными органами жизни религиозных общин, отвергнута практика воинствующего атеизма. Принятые в 1990 г. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий», а затем в 1997 г. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» закрепили за гражданами нашей страны право свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, иметь, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона3. Эти законы вывели церковь из тупика, куда она была загнана советским государством, обеспечили реальное (не на словах) равноправие всех религиозных объединений.

Начали восстанавливаться разрушенные и строиться новые храмы. Книжные магазины заполнились религиозной литературой. Церковные проповеди стали составной частью радио- и телевизионных программ. Сотрудничество между религиозными объединениями и государством постепенно охватило такие сферы, как духовное просвещение, благотворительность, миротворчество, наука, культура, охрана и восстановление исторических памятников, забота о нравственном здоровье общества.

Легализация религиозной деятельности в стране, восстановление старых, закрывавшихся в советские годы церквей и монастырей, открытие молитвенных домов и духовных учебных заведений, пропаганда

1 Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993. - С. S.

Конституция Республики Мордовия. - Саранск: «Тип. Красный

Октябрь», 1995. - С. 6.

3 Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «О свободе вероисповеданий» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 21. - 25 окт.; Российская Федерация. Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Российская газета. - 1997. - 1 окт.

религиозных ценностей в средствах массовой информации, активная миссионерская деятельность духовенства в постсоветский период способствовали перемене отношения подавляющего большинства населения к религии и церкви, заметному возрастанию роли религии не только в общественно-политической жизни, но и в быту.

Серьезно изменилась в последнее десятилетие этноконфессиональная ситуация в Республике Мордовия. 29 января 1991 г. по решению Патриарха Московского и Всея Руси и Священного синода РПЦ церковные приходы РМ вышли из состава Пензенской и Саранской епархии, образовав собственную епархию Саранскую и Мордовскую в границах территории РМ.

Как показывают этнографические исследования, проведенные нами среди мордвы ряда районов Мордовии в 1995-2011 гг., на вопрос анкеты «Какой религии придерживаетесь?» 92% опрошенных

ответили, что придерживаются православия. Остальные заявляли, что либо вообще не придерживаются религии (7,5%), либо придерживаются другого вероисповедания (0,5%). Крещеными оказались 95% информантов.

В постсоветский период численность действующих приходов Русской православной церкви во всей стране существенно возросла. Это обстоятельство осложняло возможности эффективного управления приходами, ведение активной миссионерской деятельности среди населения, о чем не раз сетовали многие деятели православной церкви. Поэтому с марта 2011 г. начала проводиться реструктуризация административнотерриториальной структуры РПЦ, направленная на территориальное уменьшение епархий. Такой реструктуризации подверглась наряду с другими Саранская и Мордовская епархия, где за двадцать лет существования численность действующих приходов увеличилась во много раз и составила к настоящему времени более четырехсот. В 2011 г. из состава этой епархии было выделено две новых епархии -Краснослободская и Ардатовская. Думается, что такое реформирование придаст новый импульс активизации работы РПЦ в Мордовии.

Одной из важных особенностей современной этноконфессиональной ситуации у мордвы следует считать оживление традиционных дохристианских верований и обрядов. На протяжении многих веков мордва поклонялась языческим богам, считавшимся покровителями, хозяевами тех или иных объектов или стихий природы, окружающей среды, поселений и жилищ - земли (Модава, Масторава), леса (Вирява), воды (Ведява), ветра (Вармава), огня (Толава), дома (Кудава, Юрхтава), поля (Норовава), двора (Кардаз-ава, Кардаз-сярко) и т.д. Поклонялась мордва и своему верховному богу, которого называла Нишке (э.), Шкай (м.). В честь своих божеств на предполагаемых местах их обитания, т.е. в лесах, у рек, на полях, в жилищах, хозяйственных постройках, устраивала мордва моления, совершала жертвоприношения.

С присоединением мордвы к Российскому государству началось ее крещение. Это был долгий (с середины XVI до середины XVIII вв.) и мучительный для мордовского народа процесс. Обращение в христианскую веру осуществлялось различными, в том числе и насильственными мерами, вызывавшими открытое сопротивление. Однако по свидетельствам

многих деятелей РПЦ XVIII-XIX вв., именно мордовский народ, в сравнении с другими народами Среднего Поволжья, был более всего утвержден и наставлен в православие.

Постепенно христианская вера прижилась в мордовском народе. Но если оценивать ее влияние на сохранение национальной самобытности мордовского этноса, то все же оно мало. Богослужение в православных храмах Мордовии ведется на русском языке, за редким исключением, когда некоторые религиозные обряды (исповедь, проповедь, крещение, венчание, отпевание и др., а также чтение некоторых молитв в большие церковные праздники) в мордовских селах, где священнослужители мордва, проводятся с использованием мордовских языков. Религиозная литература печатается тоже почти исключительно на русском языке, хотя в XVIII-XIX вв. в Российской империи предпринимались довольно активные попытки использования в богослужебной практике мордовского языка.

Не умаляя былых заслуг РПЦ в становлении письменности у мордвы, богослужения на родном языке, перевода на эрзянское и мокшанское наречия мордовского языка религиозной литературы, нельзя не заметить, что ныне позиция, которую занимает РПЦ в национальном возрождении мордовского народа в основном пока пассивна. Об активизации использования родных языков в практике богослужения говорил и патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего посещения Мордовии летом 2011 года.

А пока РПЦ дает возможность подвергать ее критике по данному вопросу. Так, некоторые лидеры эрзянского национального движения, критикуя РПЦ, предлагают начисто отказаться от нее и вернуться к своей традиционной религии - язычеству. Они демонстративно отреклись от православия и православных антропонимов, стали выступать под дохристианскими именами и контактировать с языческими лидерами других народов Среднего Поволжья (марийцев, удмуртов, чувашей). По их инициативе в ряде сел Мордовии и сопредельных областей стали проводиться моления (озксы) в духе традиций мордовского язычества.

Сторонники язычества ведут агитацию за возврат к старой мордовской вере не только посредством проведения озксов и через СМИ. Они сами нередко посещают мордовские села, беседуют с людьми, стремясь убедить их в том, что православие -чужеродная для эрзян религия. Однако такая агитация малоуспешна.

Большинство опрошенных нами сельчан (69% эрзян и 82% мокшан) отрицательно ответило на вопрос «Как вы относитесь к попыткам некоторых представителей интеллигенции, в основном эрзянской, возродить в народе старую мордовскую веру, отказаться от православия, возможно ли это?». Правда, были и такие, кто не возражал против попыток возрождения мордовского язычества (среди них 11% эрзян и 8% мокшан). Остальные респонденты не знали ответа на этот вопрос (20% эрзян и 10% мокшан).

Замечу, что с инициативой возрождения язычества выступает лишь наиболее радикальное крыло эрзянской части национального движения, мордва-мокша не выдвигает подобных инициатив. Анализ анкет респондентов, высказавшихся за приверженность к старой

мордовской вере наряду с христианской, показал, что подавляющее большинство из них - люди старшего поколения, т.е. предпенсионного и пенсионного возраста (82%), остальные принадлежат к среднему поколению (30-50 лет). Основными носителями тех или иных компонентов дохристианской религии и обрядности являются женщины (86%).

Итак, хотя некоторые элементы дохристианских верований и обрядов у части мордвы бытуют поныне, думать всерьез о возвращении мордовского народа к языческой религии в современных условиях не стоит, слишком глубокие и прочные корни пустила в нем православная вера. Это начали осознавать и сами организаторы распространения язычества. Так, Е. В. Четвергов прямо заявил, что большинство собравшихся на озкс воспринимает его не как религиозное моление, а просто как национальный праздник. А вообще-то, языческая вера «была очень интересной» и «мы стремимся вернуть это как часть нашей духовной культуры, чтобы дети знали, люди знали, как молились наши предки, кому они поклонялись, что от них ждали. Вот наша цель» .

Немалый общественный резонанс приобрел озкс, проводимый в настоящее время уже неоднократно в середине лета в с. Чукалы Большеигнатовского района Мордовии в силу своего особого исторического статуса. Судя по документам русского делопроизводства, этот озкс имел в прошлом у мордвы значение своеобразного всенародного собрания, проводившегося раз в 40-50 лет. Ныне данный озкс получил название «Раськень Озкс» («Всенародное Моление»). В этом статусе он вновь был проведен 17 июля 1999 года. Традиция возобновилась, и теперь «Раськень Озкс» стал праздноваться регулярно. Наиболее торжественным был «Раськень Озкс» 2004 года. Особую значимость этнопразднику придало участие в нем Главы Республики Мордовия Н. И. Меркушкина. Пожав руки старейшинам, он заявил народу, что «Раськень Озкс» будет отмечаться регулярно как государственный праздник Мордовии. Последний «Эрзянь Раськень Озкс» («Всеэрзянский Озкс») проводился в июле 2010 года.

17 июня 2004 г. был принят Указ Главы Республики Мордовия о проведении национально-фольклорных праздников в Республике Мордовия. «В целях

возрождения, сохранения и дальнейшего развития национальных традиций, фольклора, обрядов, ритуалов, национальных видов спорта укрепления межнациональных отношений», Правительству РМ было поручено ежегодно проводить республиканские национально-фольклорные праздники «Акша келу», «Раськень Озкс», «Велень Озкс», «Сабантуй», «День славянской письменности и культуры».

В июле 2011 г. в д. Ташто Кшуманця Большеигнатовского района Мордовии вновь (в 21 раз. - Е. М.) прошел мордовский праздник «Велень Озкс». На него собрались местные жители, уроженцы села, приехавшие погостить на свою малую родину, гости из районов Мордовии, Нижегородской и Пензенской областей, чтобы вспомнить традиции предков. Праздник начался с избрания Атянь эзем (Совета старейшин) и зажжения родовой свечи - символа негасимой жизни на земле. Затем последовало моление в духе языческих обычаев о сохранении мордовского народа, чтобы его родной язык, традиции,

4 Четвергов Е. В. Та религия была очень интересной // Вечерний Саранск. - 1996. - 25 июля. - С. 15

культура передавались из поколения в поколение; вспомнили и помянули жителей села, ушедших из жизни в прошедшем году. И, наконец, началось народное гуляние! Пели мордовские песни, водили хоровод, качались на огромных качелях, соревновались в традиционно почитаемых мордвой состязаниях - в борьбе, стрельбе из лука, метании ножей, копья, топора. В рамках праздника в Большом Игнатове прошел конкурс национального костюма и выставка изделий народно-прикладного искусства мордовских мастеров. Все сельские поселения Большеигнатовского района приготовили для угощения на празднике традиционные блюда мордовской кухни: пироги, каши, мясо, позу, чапамо ловсо, хмельную брагу. Самое же главное блюдо -букань ям (суп из говядины) варили в десяти огромных котлах на самом празднике, чтобы никто из участников действа не остался без угощения5. Безусловно, такие праздники способствуют росту этнического самосознания мордовского народа, его единению и национальному возрождению.

Этноконфессиональная характеристика современной Мордовии была бы неполной без рассмотрения деятельности лютеран, ведущих богослужения на родных языках мордвы - эрзянском и мокшанском. Официальное открытие первого прихода Мокшэрзянской (лютеранской) церкви состоялось в г. Саранске в 1991 году. Богослужения лютеран собирали немало народа, особенно из числа национальной интеллигенции, которой поначалу казалось, что распространение лютеранства среди мордвы будет способствовать сохранению и развитию ее родных языков, расширению сферы их функционирования, создаст для них еще одну существенную «нишу» - религиозную.

Сейчас в РМ действуют три небольших лютеранских общины - две в Саранске и одна в Ковылкине. Ковылкинская община наиболее многочисленна, на ее богослужения приходят также из мокша-мордовских сел Вечкенино и Парапино, находящихся в Ковылкинском районе. Община эта зарегистрирована в 1994 году. Руководит Ковылкинским приходом, как и одним из саранских (зарегистрирован в 1991 г.), дьякон Микиш (В. Н. Мишин). Оба эти прихода входят автономно в консисторию Эстонской евангелическо-лютеранской церкви. Руководителем прихода «Вельмема», что в г. Саранске же, является дьякон А. Алешкин (приход зарегистрирован в 1995 г.). Он ведет богослужение на эрзя-мордовском языке и принадлежит к другому централизованному религиозному объединению - Уральскому пробству Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, действующей на территории РФ в г. Санкт-Петербурге.

Существенное содействие становлению

Мокшэрзянской церкви в РМ оказывает лютеранская церковь Финляндии и ее ингерманландские организации, функционирующие в Ленинградской области. Они снабжают мордовских лютеран богослужебной литературой на мордовских языках, помогают материально. Ими в Саранске (на ул. Кирова, д. 39) построен лютеранский собор. Праздник освящения храма евангелическо-лютеранского христианского прихода «Вельмема» состоялся 27-28 сентября 2003 года. Кстати, свой духовный сан

5 Спиридонова Е. «Велень Озкс» - народный праздник // Финноугорская газета. -2011. - июль. - С. 16.

руководители лютеранских общин РМ Микиш (В. Н. Мишин) и А. С. Алешкин получили в Финляндии.

Взаимоотношения православной и лютеранской в РМ складываются непросто. Так, глава Саранской и Мордовской епархии, митрополит Варсонофий считает, что лютеране, прикрываясь заботой о сохранении мордовских языков, сеют смуту в народе, отчуждают его от русского народа, раскалывают народ по конфессиональному признаку.

Думается, однако, что деятельность Мокшэрзянской церкви оценивать столь однозначно отрицательно, как это делает местное православное духовенство, не стоит. Их работа в какой-то мере способствует процессу возрождения мордовских языков, расширению сферы их функционирования, заставляет и саму РПЦ более внимательно присматриваться к проблемам духовности мордовского народа, особенно ее этнокультурного аспекта.

Вопрос о том, насколько популярна Мокшэрзянская лютеранская церковь в РМ, был предметом изучения этнографических экспедиций Мордовского

университета 1995-2011 гг. Большинство

респондентов, опрошенных нами, заявили, что ничего об этой церкви не слышали (81%). 15% информаторов ответили, что они знают о деятельности в РМ Мокшэрзянской (лютеранской) церкви, но очень мало. И только 4% из них (в основном сельская интеллигенция - учителя, служащие в администрации, медработники) сообщили, что знают об этом хорошо.

Таким образом, в Мордовии в настоящее время нет всплесков этнической нетерпимости и межконфессиональной вражды, что, разумеется, не достигнуто само собой, а является результатом целенаправленного регулирования этнических и конфессиональных процессов, в том числе реализации властными структурами республики и ее общественными организациями Программы национального развития и межнационального сотрудничества народов Республики Мордовия (1997).

В Республике Мордовия уделяется большое внимание диалогу представителей разных конфессий, что также способствует поддержанию нормальных

межконфессиональных и межнациональных отношений, добрососедству. Так, 10 июня 2009 г. в рамках работы Общественной палаты Республики Мордовия в НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ проходил круглый стол «Роль и место религиозных организаций в формировании гражданского общества», в котором приняли участие руководители религиозных организаций РМ, видные ученые, государственные и общественные деятели. Состоялось конструктивное обсуждение многих насущных вопросов как для нашей страны в целом, так и для Республики Мордовия. Здесь было отмечено, что, несмотря на многообразие вероисповеданий (в Министерстве юстиции РФ по РМ зарегистрирована 351 религиозная организация, представляющая девять конфессий), серьезных проблем на религиозной почве в республике нет6.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.

2. Конституция Республики Мордовия. - Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 1995.

3. Закон Российской Советской Федеративной

Социалистической Республики «О свободе

вероисповеданий» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 21. - 25 окт.; Российская Федерация. Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ // Российская газета. - 1997. - 1 окт.

4. Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Науч. журнал. - 2011. - № 1 (17). -С. 218 - 229.

5. Спиридонова Е. «Велень Озкс» - народный праздник // Финно-угорская газета. -2011. - июль. - С. 16.

6. Четвергов Е. В. Та религия была очень интересной // Вечерний Саранск. - 1996. - 25 июля. - С. 15.

Reference list:

1. The Constitution of the Russian Federation. - M.: Legal. Lit., 1993.

2. The Constitution of the Republic of Mordovia.- Saransk: «Krasny Octyabr», 1995.

3. Law of the Russian Soviet Federative Socialist Republic «On Freedom of Religion» // Bulletin of the Congress of People's Deputies and Supreme Soviet of the RSFSR. -1990. - № 21.- 25 Oct., Russian Federation. Federal Law on Freedom of Conscience and Religious Associations of 26 September 1997 № 125-FZ // Rossiyskaya Gazeta. -1997. - October 1.

4. Bulletin of Institute of Humanities of the Government of the Republic of Mordovia. Scientific the magazine. - 2011. - № 1 (17). - S. 218-229.

5. Spiridonov E. «Velen Ozks» - folk festival // Finno-Ugric newspaper. - 2011. - July. - S. 16.

6. Chetvergov E. That was a very interesting religion // Vecherny Saransk. - 1996. - July 25. - S. 15.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье доктора исторических наук, профессора кафедры дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева Е. Н. Мокшиной «Религия, национальное движение и право: проблемы взаимодействия (на материалах по Республике Мордовия)» анализируются вопросы весьма актуальные для сегодняшнего дня. Автор на базе большого числа разнообразных источников - законодательных актов, материалов архивов, СМИ, собственных полевых этнографических и этносоциологических исследований, рассматривает наиболее важные аспекты

этноконфессиональной ситуации в Республике Мордовия на современном этапе, заостряя внимание на самых проблемных и болезненных местах. Е. Н. Мокшина убедительно показывает возможные пути для оптимизации многих важных вопросов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Мордовия.

На мой взгляд, статья весьма содержательна, имеет большую научную и практическую значимость. Ее выводы новы, оригинальны, заслуживают внимательного

рассмотрения. Считаю, что работа может быть рекомендована к опубликованию в ведущих научных журналах нашей страны.

доктор исторических наук, профессор,

зав. кафедрой международного и европейского права,

декан юридического факультета МГУ им. Н. П. Огарева

Ю. Н. Сушкова

6 Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Науч. журнал. - 2011. - № 1 (17). - С. 218 - 229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.