Научная статья на тему 'Этническая культура в процессах этнической идентификации и культурного диалога'

Этническая культура в процессах этнической идентификации и культурного диалога Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1030
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
ЭТНИЧНОСТЬ / ETHNICITY / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / SELF-IDENTIFICATION / ПОЛИКУЛЬТУРНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / NATIONAL DEVELOPMENT / КУЛЬТУРНЫЙ ДИАЛОГ / CULTURAL DIALOGUE / POLY-CULTURE

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Беляева Надежда Федоровна

В статье осуществлен анализ развития национальной культуры, процесса этнической идентификации мордовского народа в контексте культурного диалога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Culture in Processes of Ethnic Identification and Cultural Dialogue

he analysis of the development of national culture as well as the process of ethnic identification of the Mordovian people in the context of cultural dialogue is made in the article.

Текст научной работы на тему «Этническая культура в процессах этнической идентификации и культурного диалога»

Н. Ф. БЕЛЯЕВА

ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ПРОЦЕССАХ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ И КУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА1

Ключевые слова: этничность, идентичность, самоидентификация, поликультурность, толерантность, культура, национальное развитие, культурный диалог

Key words: ethnicity, identity, self-identification, poly-culture, tolerance, culture, national development, cultural dialogue

Современные проблемы глобализации и модернизационной интеграции актуализируют проблему этничности, ее феноменов: этнических ценностей, исторических корней, этнической культуры. Этничность стала важнейшим символом идентичности, консолидирующим фактором. Этническое возрождение представляет собой позитивный социокультурный феномен, но при определенных обстоятельствах оно может способствовать утверждению националистических взглядов, сопровождающихся проявлением нетерпимости и агрессии по отношению к другим народам. В связи с этим особое значение приобретает позитивное формирование этничности, призванное исключить этноцентристские тенденции. В качестве основного средства в современном поликультурном обществе рассматривается этническая культура, которая представляет собой совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение

и 2

этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности2. Изучение и знание своей культуры играет важную роль в снижении межнациональной напряженности, выстраивании конструктивного межэтнического и межконфессионального диалога. Человек, знающий культуру своего народа, способен

БЕЛЯЕВА Надежда Федоровна, заведующая кафедрой всеобщей истории Мордовского государственного педагогического института, доктор исторических наук, профессор.

понимать и принимать культуру других этносов, признать право другого быть отличным от него. Порой от непонимания иного способа мышления, менталитета, этических ценностей и возникают конфликты, приводящие к насилию.

Мордва — один из древнейших народов, живущих на территории России, сохранивших свой язык, национальную идентичность, что дает основание назвать ее государство-образующим народом. Культура мордвы сформировалась на обширной территории, где сталкивались различные народности, расы, цивилизации. Она развивалась в тесных контактах и во взаимодействии с культурами других народов, веками оттачивая свой образ мира, нравственные и этические принципы. Наиболее ярким ее выражением является язык. Язык и культура всегда рассматривались как первоэлемент духовного развития нации. В них отразились история народа, его менталитет, идеология, национальный характер. Эта идея весьма ярко отражена в устно-поэтическом творчестве, в частности, в мордовских пословицах: «Где мышление, там и язык. Нет мышления, нет языка», «Рыба сильна в воде, а народ своим языком и традициями»3. Родной язык и традиции издавна служили важнейшими средствами формирования этнической идентичности и этнического самосознания народа. Они являются самой простой и доступной формой трансмиссии национальной культуры и поэтому широко используются как средство укрепления единства социальной группы и коллективного сознания. Показательно, что в 90-х гг. XX в. наиболее популярными идеологемами, формируемыми национальной элитой, были идеологемы престижа национальных языков и культуры.

О значимости родного языка как важнейшего компонента и фактора этнической идентичности свидетельствуют и современные этносоциологические исследования. По материалам экспертных опросов 2005—2006 гг., проведенных среди финно-угорских народов, 56,3 % мордвы в ранг этнообразу-ющих признаков поставили родной язык. Среди студентов Мордовского университета таковых оказалось 50 %. Для сравнения отметим, что приоритет родному языку отдали только 39 % студентов русской национальности4. Большинство информаторов-сельчан разного возраста и социального положения считает родной язык основным признаком этнической самоидентификации. Например, в мордовских селах

Атюрьевского, Атяшевского, Большеберезниковского, Ельни-ковского, Темниковского районов Мордовии его значимость подчеркнули 95 % респондентов. Была отмечена необходимость сохранения и дальнейшего развития национальных языков. Языковое поведение можно иллюстрировать ответами «родной язык — язык, завещанный предками, которые сохраняли и передавали его из поколения в поколение»; «без языка нет народа»; «язык — это звезда на небосклоне, чем больше языков, тем больше звезд, и нужно сделать все возможное, чтобы не погасла ни одна звезда».

Материалы анкетирования студентов также показали высокую значимость языка в структуре этнической идентичности. Его выделили 85 % респондентов, 70 % отметили, что потеря языка ведет к понижению роли других элементов этнической идентичности, а в дальнейшем — к этнической ассимиляции. Были высказаны мнения, что язык служит маркером осознания общности происхождения, национальной культуры, традиционных верований. Студенты отметили значимость языка в определении степени этнического самосознания, поставили в прямую зависимость уровень языковой компетенции и самосознание, тем самым язык отождествили с этническим самосознанием.

Важным показателем сохранности и адаптации мордовского сельского населения к современным условиям является языковое общение. Во всех мокшанских и эрзянских селах родные языки выступают в качестве основного языка общения в семье, повседневной жизни и публичной сфере. В национально-смешанных семьях присутствует билингвизм, но в бытовой жизни также преобладают мордовские языки. Иное языковое поведение продемонстрировали студенты. В качестве языка общения даже в моноэтничной среде выступает русский язык: 60 % ответили, что предпочитают общаться на русском, у 18 % присутствует билингвизм, у 22 % — только родной язык. В то же время 72 % студентов мордовской национальности при выборе партнера для совместного проживания в общежитии предпочли представителя своей национальности. Таким образом, в сельском социуме велик статус родных языков, у подавляющего большинства информаторов велико желание передать свой язык следующим поколениям, который выполняет достаточно широкие функции. Что касается студенческой среды, то

здесь наряду с признанием мордовских языков в системе этнической идентичности прослеживается снижение их функций в общении и публичной сфере.

В числе важнейших этноинтегрирующих признаков вторую позицию занимают обычаи и обряды, национальные танцы и музыка. Так, 60 % студентов Мордовского государственного педагогического института свою принадлежность к своему народу ощущают через родные песни, танцы, празднично-обрядовую культуру. В качестве приоритетных также выделяется общность происхождения, чувство малой родины. Эти данные совпадают с материалами экспертных опросов 2006 г.: на вопрос об этнообразующих признаках из 300 респондентов большинство ответило, что это «родная земля, родная природа»5. Весьма распространены ответы, в которых обозначены одновременно несколько этнообразующих признаков, что свидетельствует о том, что восприятие у ряда опрошенных критерии родной язык, культура, место проживания являются равноценными. Тенденции возрастания роли общности исторической территории как фактора консолидации и самоидентификации характерны для всех финно-угорских народов. Почти аналогичная картина складывается в ходе беседы с информаторами и анализа ответов о значимости национальной культуры. Большинство положительно и высоко оценило свою культуру и ориентировано на ее сохранение и развитие. О функционировании этнической культуры можно судить по материалам опроса студентов: 70 % отметили, что знают свою культуру хорошо, 20 % — очень хорошо, 10 % — удовлетворительно; соблюдают традиции и обычаи народа 80 % сельчан, 42 % студентов. Гордость за свой народ отметили 95 % сельчан, 80 % студентов, при этом назывались имена выдающихся деятелей культуры, науки, искусства, духовенства (Никон, Патриарх Кирилл), олимпийских чемпионов.

Одним из важнейших составляющих народной культуры являются народные праздники. В них заложен огромный гуманистический потенциал. Они дают возможность познать многообразие культур, нормы поведения, уяснить общее и особенное в традициях, образе жизни. Праздники в значительной степени регулируют эмоциональное состояние людей, формируют и поддерживают чувство общности. Ярким показателем нашей эпохи является возвращение в жизнь

многих культурных ценностей, к числу которых относятся и традиционные народные праздники, так как именно праздник в значительной степени синтезирует все ценное, что накоплено в мировой культуре. Традиционная праздничная обрядность всегда служила мощной этноконсолидирующей силой. Праздник играет определенную роль в процессе социализации личности, осознании ею своего места и отношения к социальным группам. Своим эмоциональным климатом, зрелищностью, необычайностью, часто весельем и изобилием, возможностью воспользоваться благами, недоступными в повседневности, подарками, развлечениями и отступлениями от обычных правил, ограничивающих человеческое поведение, праздник на протяжении тысячелетий привлекает детей и молодежь, надолго остается в их памяти. Он оказывается поводом к самоотождествлению — в дни праздника молодежь часто яснее, чем в других случаях, осознает себя, свое единство с общественной группой. Церемониал, обряд, обычай праздника служат прекрасным уроком культурной традиции, к которой молодежь приобщается естественным и достойным образом — через непосредственное участие в торжествах. Знание праздничного ритуала и обычая является, с одной стороны, условием действительного участия в празднике, с другой — чертой принадлежности к определенной группе и ее культуре.

Издавна в мордовские села на праздники приезжали соседи из русских, татарских и чувашских сел. Многие исследователи отмечали, что русские соседи мордвы участвовали даже в мордовских языческих молениях, при этом начинали повторять у себя отдельные обряды и петь сопровождавшие их песни. В этнографической и исторической литературе немало упоминаний о совместных гуляниях представителей разных этносов. Например, в чувашских акатуях богатырями в борьбе, победителями в скачках, беге и других видах состязаний оказывались мордва, татары, марийцы, башкиры, удмурты6. Эта традиция сохраняется и поныне. Так, на праздник Акша Келу (Белая береза), издавна проводимый в Зубово-Полянском районе, для участия в кулачных боях приезжают из окрестных сел представители русской и татарской национальностей.

Празднично-обрядовая культура сегодня играет огромную роль в формировании менталитета народа, национально-

го сознания. 87 % сельского населения считают народные праздники важнейшим средством сохранения национальной культуры и этнизации. С ними солидарны и респонденты-студенты, которые также отметили их роль в культурном диалоге, формировании толерантности. В настоящее время отмечена тенденция возрождения ряда элементов календарных праздников, в частности, возрождается обычай колядования на Рождество, гадания на Новый год, обряды Пасхи и др. В крупных населенных пунктах, районных центрах отмечается Масленица, проводы весны с использованием традиционных элементов народных праздников.

Составной частью мордовской культуры является песенное творчество. Песня издавна была спутницей мордвы. Ряд исследователей отмечали, что в летнюю ночь, приближаясь к мордовскому селению, уже верст за семь можно услышать поющие голоса. Любовь к песне, пению — одна из отличительных черт характера мокши и эрзи. «...Порадует ли что мордвина, — он радость свою выражает в песнях веселых, приключится ли горе, — и он выльет его в песнях протяжных и заунывных. Не тужит он ни в холод, ни в голод. В летнюю страдную пору, после дневных трудов, он с песней возвращается домой, как с веселой пирушки»7.

Народные песенные традиции передавались по наследству. В традиционном быту всегда высоко ценились талантливые исполнители. Слава о них шла по всей округе. И сегодня с большой теплотой и гордостью вспоминают о лучших народных песенниках. Наши материалы свидетельствуют о сохранении в сельской местности песенной традиции. Этому способствует проведение ежегодного фестиваля самодеятельного творчества «Шумбрат, Мордовия!». С каждым годом увеличивается число их участников, молодеет состав. 60 % студентов ощущают принадлежность к своему народу через родные песни, танцы, празднично-обрядовую культуру.

В структуре этнической идентичности важную роль играли морально-нравственные, религиозные, эстетические ценности, что в итоге определяли своеобразие духовной культуры народа. Для общества взаимоотношения с представителями разных возрастных групп, носителями иных идеалов и ценностей всегда были актуальными, поскольку вне системы поколений общественная жизнь невозможна. Многовековые традиции естественной толерантности к старшим, правила

поведения по отношению к ним ярко отражены в устно-поэтическом творчестве. Народная культура имеет колоссальный ресурс возрастной толерантности, который должен быть использован в современной практике при выработке стратегии гармоничного сосуществования различных этнических групп и поколений.

В последние годы повысилось значение религиозного фактора. Следует отметить, что уровень религиозности мордвы был всегда достаточно высок. Это подчеркивали многие исследователи, представители духовенства. В частности, архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий отмечал, что основной процент верующих в мордовских селах и деревнях, а в русских — верующих меньше, и душевно они как-то поскупее8. Подавляющее большинство сельских жителей считает себя православными. Но в сознании мордвы веками хранились и бытовали дохристианские верования и обряды. Например, по данным материалов этнографических экспедиций Мордовского государственного университета, проведенных в 1995—2003 гг., 25 % эрзян и 18 % мокшан почитают древнемордовские божества и молятся им наряду с христианскими, 1,5 % молятся только мордовским богам и знают весь пантеон мордовских языческих богов9. На волне этнического ренессанса началось оживление дохристианских верований, чему способствовала деятельность ряда национальных движений. Часть его лидеров выступает за возрождение язычества. В их поддержку высказались 12 % эрзян и 8 % мокшан10. Процесс возрождения дохристианских обрядов проявился в осуществлении религиозной практики. Наиболее интенсивно они проявляются в похоронно-поминальной обрядности. 35 % респондентов отметили бытование традиций народной медицины, поклонение языческим божествам. По их мнению, использование современных химических и синтетических препаратов стало причиной лекарственной зависимости и возросшего количества аллергических заболеваний. Удорожание медицинских услуг и лекарственных препаратов также стало причиной обращения населения к народным средствам, повысился статус знахарей, местных целителей, ворожей, почитаемых сакральных мест. В то же время процент респондентов, назвавших дохристианские верования в качестве существенного приоритета этнической самоидентификации, невелик: 9 % — у сельчан и 0,7 % — у студентов.

Традиционная культура оказывает огромное влияние на формирование профессионального изобразительного искусства. В творчестве многих живописцев, художников нашла отражение национальная тематика: культура повседневности, празднично-обрядовая жизнь, национальная одежда и др. Наиболее ярко жизнь мордвы воплотилась в творчестве Ф. В. Сычкова («Мяльщица льна», «Возвращение с сенокоса», «Учительница-мордовка»), Г. А. Медведева («Плач мордовской невесты», «Мордовская изба по-светлому», «Мордовская изба по-черному»), В. А. Березина («Праздник коня»). Национальная одежда стала основой для картин П. Ф. Рябова «Мокшанка в синем фартуке», «Эрзянка с книгой»; В. Д. Хры-мова «Мокшанка у окна», «Мордовка»; И. И. Сидельникова «Мордовские вышивальщицы». Традиционная культура села легла в основу полотен В. А. Беднова «Мордовская ярмарка», «Беление холстов». Религиозные верования мордвы стали объектом картин Д. Д. Ануфриева «Старейшина у священного дуба», «Мордовские старейшины у священного дуба», «Суд старейшин»; А. С. Алешкина «Куд-атя», «Тюштя», «Пакся-Ава», «Каштан-Ава». В настоящее время дохристианское мировоззрение мордвы, предания, праздники и обряды реализуются в лирико-эпических картинах-пейзажах А. Н. Баргова «Эрзянь-озкс», «Праздник первой борозды», «Праздник березки». Таким образом, изобразительное искусство, обладая специфическими особенностями (наглядностью, универсализмом изобразительного языка), способствует сохранению и развитию этнической культуры, возрождению народных традиций. Многие художники рассматривают свое творчество не просто как возвращение к традиционно-этническим формам культуры, но и как наполнение современной культуры национальным содержанием, актуализацию в ней этнического.

Одним из важнейших элементов этнической культуры является материально-пространственная организация жизнедеятельности, включая жилище, пищу, одежду. Однако не все ее элементы в одинаковой степени играют этноиденти-фицирующую роль. Материалы анкетирования показывают, что самый низкий этнообразующий признак имеют жилое пространство и жилая среда. Только 0,3 % студентов определили их значимость в формировании этнической идентификации. Во многом это определяется большими изменениями,

связанными с формой организации поселений и жилища. Более высокий статус в шкале этнической идентичности имеет национальная пища. 27 % респондентов признали ее в качестве важнейшего признака. Подобный сдвиг приоритета во многом продиктован востребованностью национальных блюд и напитков, их популяризацией в СМИ во время проведения масштабных общественных и культурных мероприятий. В 2009 г. на русском и английском языках издан красочный альбом «Мордовская кухня», получивший признание в широких кругах общественности. Традиционные блюда широко представлены в престижных ресторанах и кафе, на всевозможных приемах.

Заметна тенденция возрастания роли национальной одежды, которая является одним из наиболее ярких элементов этнокультуры. Национальная одежда выполняет не только прикладную, но и дифференцирующую и консолидирующую функцию со своей знаковой системой по этническому, религиозному, территориальному признакам. Хотя основная масса сельского населения ориентируется на городскую одежду, но в ряде мокшанских сел Темниковского, Атюрьевского, Шайговского, Ельниковского и других районах традиционная одежда продолжает функционировать в повседневной и праздничной жизни. Народный костюм ценится не только старшим поколением, но и молодежью. В мордовских селах учащиеся одевают национальную одежду на уроки родного языка, литературы, истории, на различные культурно-массовые мероприятия. Наиболее колоритно традиционная одежда используется на фольклорно-этнографических праздниках, фестивалях и других мероприятиях. В популяризации традиционного костюма большое значение играют национальные центры, занимающиеся изготовлением мокшанских и эрзянских костюмов по лучшим образцам. Мордовская вышивка используется в моделировании современной одежды, в сельском и городском интерьере. Во всех общеобразовательных школах и учреждениях Мордовии имеются комплекты высокохудожественной одежды для фольклорных ансамблей. Роль национальной одежды как фактора самоидентификации отметили 80 % респондентов.

Огромное влияние на этническую культуру оказывает современная культурно-образовательная политика. В последние годы вопросам этнокультурного образования уделяется при-

стальное внимание во всех видах и типах образовательных учреждений.

Повышению росту национального сознания, возрождению национальной культуры способствует проведение широкомасштабных праздников и фестивалей. Одним из наиболее ярких и важных событий стало проведение в 2007 г. в республике I Международного фестиваля национальных культур финно-угорских народов «Шумбрат, Финно-Угрия!», на котором было представлено все богатство национальных культур родственных народов. Это фольклорные коллективы, народные художественные промыслы, декоративно-прикладное творчество, разнообразие национальной кухни, широкий ассортимент учебников и национальной литературы. Мордовия становится важным финно-угорским центром. В г. Саранске находится центральный офис «Ассоциации финно-угорских народов России», успешно функционирует Поволжский центр культур финно-угорских народов. Большую консолидирующую роль в национально-культурном развитии играют Съезды мордовского народа, Исполком межрегионального движения. Благодаря поддержке правительственных структур разных уровней с 2007 г. выходит общероссийская «Финно-угорская газета». В межрегиональном центре финно-угроведения Мордовского государственного университета с 2008 г. издается научно-популярный журнал «Финно-угорский мир».

Росту национального самосознания мордвы способствуют и выдающиеся достижения наших спортсменов-чемпионов и призеров Олимпийских игр в Афинах и Пекине, чемпионатах мира и Европы. Многие из них вышли из мордовской глубинки.

Важным стимулом в развитии культуры мокшан и эрзян стал Указ Президента РФ Д. А. Медведева о праздновании в 2012 г. тысячелетия единения мордовского народа с народами России. В рамках празднования этого события пройдут многочисленные мероприятия в республике и других регионах страны. Они, несомненно, окажут влияние на процессы самоидентификации мордвы, будут способствовать сохранению и дальнейшему развитию этнокультуры, достижению межнациональной стабильности, формированию этнокультурной толерантности.

В то же время следует констатировать, что в связи с урбанизацией, снижением рождаемости наметились серьезные изменения в жизни села, в его инфраструктуре. Низкие демографические показатели приводят к закрытию культурно-образовательных учреждений, в том числе школ. Общеизвестен факт, если нет школы, то нет будущего у села. Еще в начале XX в. Д. И. Тихомиров, внесший весомый вклад в дело народного просвещения, подчеркивал значимость сельской школы в воспитании здоровой духовно-нравственной личности, назвал школу важным культурным центром, «мирским дворцом»11. Изменение инфраструктуры, прежде всего культурной составляющей, ведет к снижению роли народной культуры. Молодые покидают родные места и ищут работу в крупных городах, промышленных центрах. Важной тенденцией становится образование вакуума между поколениями, разрыв преемственности. При наличии носителей традиционной культуры отсутствуют приемники. Традиция предполагает присутствие в социуме того, кто передает, и того, кто ее принимает и передает следующему поколению. Без этой преемственности может быть утрачена самобытная культура этноса. Чтобы не допустить этого, необходимо создать условия для развития села, его инфраструктуры.

Таким образом, наше исследование подтверждает, что этническая культура востребована у значительной части сельского социума независимо от социального и возрастного статуса. Доминирующее значение в формирование этнической идентичности имеют родной язык, народные праздники и традиции. Материальная культура играет роль этнического интерпретатора. Тесно контактируя со всеми другими компонентами этнической культуры, она несет и также выполняет определенные этноидентифицирующие функции.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Работа выполнена при финансовой поддержке НИР № 3.1.2/7007 Аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009—2010 гг.» «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования».

2 См.: Садохин А.П. и др. Этнология: учебник для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2003. С. 201.

3 См.: Устно-поэтическое творчество мордовского народа. Саранск, 1967. Т. 4. Кн. 1. С. 182.

4 См.: Финно-угорские народы России: вчера, сегодня, завтра. Сыктывкар, 2008. С. 115.

5 Там же. С. 110—111.

6 См.: Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары, 1958. С. 153.

7 Ауновский В. А. Этнографический очерк мордвы-мокши // Памятная книжка Симбирской губернии на 1869 г. Симбирск, 1869. С. 87.

8 См.: Варсонофий. Отечеству нужны чистые люди // Мордовия. 1994. 18 февр.

9 См.: Мокшина Е.Н. Современная религиозная жизнь сельской мордвы // Региональное и глобальное: историко-гуманитарный аспект. Саранск, 2004. С. 213.

10 Там же.

11 См.: Тихомиров Д.И. Переоценка ценностей // Педагогический листок. 1914. № 6. С. 101.

Поступила 22.03.10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.