Научная статья на тему 'Темы исследовательских работ для учащихся'

Темы исследовательских работ для учащихся Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5490
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Темы исследовательских работ для учащихся»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Ш

ТЕМЫ ЗАДАНИЙ ___________ для исследовательских работ учащихся

РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ

1. Диалектная лексика в произведениях В.Шукшина.

2. Лексические архаизмы в произведениях С.Есенина.

3. Диалектизмы в произведениях В.Астафьева.

4. Названия кушаний в русских говорах (на материале «Словаря русских говоров на территории Мордовии»),

5. Образование наречий в русских говорах на территории Мордовии.

6. Образование имен существительных в русских говорах на территории Мордовии.

7. Отглагольные имена существительные в русских говорах на территории Мордовии.

8. Принципы обучения грамоте и история русских букварей.

9. Старославянские названия букв в составе фразеологизмов русского языка.

10. Фразеология народных говоров и ее взаимодействие с фразеологической системой литературного языка.

11. Лингвистический анализ одного из стихотворений М.Цветаевой.

12. Лингвистический анализ одного рассказа И.Бунина.

13. Азбучные реформы в русском языке.

14. Лингвистические термины в трудах М.В.Ломоносова.

15. Стилистические функции старославянизмов в русских народных сказках.

16. Роль окказионализмов в художественной организации романа Е.Замятина «Мы».

17. Термины рыболовства в русских говорах на территории Мордовии.

18. Обрядовая лексика в русских говорах на территории Мордовии.

19. Заимствованные слова в русских говорах на территории Мордовии.

20. Лексические средства выражения экспрессии в русских говорах на территории Мордовии.

21. Лексико-стилистический анализ рассказов В.Шукшина.

22. Слова с оценочным значением в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина.

23. Переход слов разных частей речи в междометия (на материале произведений И.Ильфа и Е.Петрова).

24. Русские диалектные заимствования в «Эрзянско-русском словаре».

25. Фразеология в автобиографической повести А.Болотова «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков».

26. Военно-административная лексика и фразеология в автобиографической повести А.Болотова «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков».

27. Идейно-эстетическая роль имен собственных в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

28. Церковнославянизмы в произведениях А.С.Пушкина.

29. Устаревшие слова в языке М.Ю.Лермонтова.

30. Нормы современного русского литературного языка и язык рекламы.

31. Сложные прилагательные в произведениях И.Ефремова.

32. Глагольные неологизмы в современном русском языке (на материале «Толкового словаря русского языка конца 20 века»).

№ 1,2000

33. Система плотницко-столярных терминов в русских говорах на территории Мордовии.

34. Лексика ландшафта (рельефа, почвы, водоемов) в русских говорах на территории Мордовии.

35. Названия метеорологических явлений, астрономии, календаря в русских говорах на территории Мордовии.

36. Типы вариативности терминов ремесленно-промыслового характера в русских говорах на территории Мордовии.

МОРДОВСКАЯ ФИЛОЛОГИЯ

1. Эрзянь ды мокшонь кельтнень таракст финнэнь-угрань келень семиясонть ды масторонь лия кельтнень ютксо.

Финно-угорской келень семиясь. Раськень чувтось. Мокшэрзянь валтнэнь соответ-ствияст финно-угорской семиянь лия кельтнесэ. Лия кельстэ саезь валтнэ.

2. Эрзянь ды мокшонь келень валкстнэ.

Эрзянско-русской, русско-эрзянской словартне, синонимень словаресь, фразеоло-гизмань, орфографической, этимологиянь, эпитетэнь,... словартне.

3. Эрзянь (мокшонь) литературной келесь ды кортавкстнэ.

Эрзянь (мокшонь) литературной кельденть чарькодемась. Литературной келенть ис-ториязо. Литературной келенть явомазо кортавкстнэнь эйстэ. Литературной келенть стилистической разновидностензэ.

4. Ээсь велень кортавксонь лично-притяжательной суффикстнэнь ванномась.

Нурькине ёвтнема эсь веледенть, велень кортавксонть башка ёнкстонзо. Притяжа-тельностень категориядонть чарькодема. Сонзэ смустезэ. Азорксчинь суффикстнэ, сынст смустест, саемаст, явомаст литературной келенть эйстэ.

5. Сложноподчинённой предложениянь типне (невтемга саеви мокшэрзянь писателень произведения).

Сложноподчинённой предложениядо чарькодемась. Сложноподчинённой предложениянь пелькстнэ. Сынст грамматической ёнксост ды таркаст. Подчинительной союзт-

нэ.

6. Однородной член марто предложениятне (невтемга саеви мокшэрзянь писателень произведения).

Сложнойгавтозь простой предложениятне. Однородной членсэ сложнойгавтозь предложениятне. Предложениясо однородной члентнэнь сюлмавомась. Однородной члентнэнь пингстэ обобщающей валтнэ. Сынст стилистической ролест, синтаксической функцияст ды таркаст сложной предложениясо.

7. Существительноесь. Сонзэ категориальной смустезэ, морфологической при-знаконзо ды синтаксической функциянзо.

Числань категориясь. Сонзэ смустезэ ды грамматической невтемазо. Собирательно-стень значениянь невтемань способтне. Падежень категориясь ды смустезэ. Суффикстнэ ды вариантост.

8. П. Левчаевонь «Стирнят-якстернят» романцонза диалектизматне.

Аф лама корхтама романть и сонь кяленц колга. Сямьде ваномат диалектной валх-нень, конатнень сувавтозець эсь произведениязонза П. Левчаев. Мумс и тяштемс диа-лектнай валхненди соответствият мокшень литературнай кяльста.

V

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

9.

Эсь велень корхтамаса кевонзаф валонь сочетаниятнень ваномасна.

Нюрьхкяняста азома велеть корхтаманц колга, кочкамс кевонзаф валонь сочетаният ваномс сеть смузень ды структурань ширде.

10. Тишень ды кусторксонь лепнень ваномасна семантикань ды структурань ширде.

Нюрьхкяняста азондома велеть колга, кочкамс тишетнень ды кусторкснень лемес-нон, ваномс синь семантикань ды структурань ширде.

11. Мокшень кяльса обстоятельстватнень азомасна.

Сермадомс предложениянь второстепенной члетнень колга, кодамо васта занихть синь ётксост обстоятельстватне мезьса синь няфтевихть.

12. Образ современного молодого человека в русской и мордовской литературе.

13. Женщина в семье и обществе по произведениям русской и мордовской литературы прежде и теперь.

14. Тема родины в творчестве современных русских и мордовских поэтов.

ЭТНОГРАФИЯ МОРДВЫ

*

1. Мордва как один из наиболее крупных народов финно-угорской языковой семьи. Этническая территория расселения мордвы. Происхождение слов "мордва", "мокша", "эрзя'’. "шокша", "каратаи" "терюхане".

2. В какие времена и в трудах каких зарубежных и российских ученых и путешественников впервые появились сведения о мордовском народе?

3. Наиболее известные ученые и писатели, занимавшиеся изучением истории и быта мордвы в IX—XX вв.

4. Традиционные поселения эрзян и мокшан: планировка села и крестьянского подворья.

5. Быт крестьянской семьи: домашняя и сельскохозяйственная утварь, промыслы мордовских мастеров.

6. Традиционные занятия мордвы: сельское хозяйство, животноводство, охота, рыболовство, бортничество.

7. Мордовская национальная кухня: повседневные, обрядовые и праздничные блюда, напитки. Прием гостей. Мордовское застолье (праздничное, поминальное, свадебное).

8. Родственные связи в IX — начале XX вв.

9. Мордовская семья в прошлом и настоящем: состав, главенство, подчиненность, взаимоотношения между членами семьи. Мордовские названия членов семьи — отца, деда, матери, снохи и т.д.

10. Мордовская свадьба.

Отражение брачных отношений в прошлом в фольклорных произведениях (неравновозрастные, неравноправные и другие браки). Устройство и проведение свадебного обряда. Главные действующие лица свадьбы и их роль в организации и проведении свадебного действа. Поэзия свадьбы: "лайшемат", "урьнемат", "олькснемат", песни свахи, паремическое творчество "уредева"-дружки. Наиболее известные мастера данного жанра

устной поэзии в селе, их жизнь и дела.

11. Дохристианские верования мордвы.

Отражение взглядов мордвы на обустройство мира (народное мифотворчество) в устной поэзии. Какие сведения имеются в вашей местности о древних похороннопоминальных обрядах, о проведении молений в священных рощах (моления о животных, урожае, дожде й т.д). О каких дохристианских божествах (Чипаз, Масторпаз, Норовава,

№ 1,2000 1

Юртава и др.) что-либо известно на селе и произносятся ли их имена в современных христианских молитвах? Есть ли воспоминания, легенды, сказания о каких-либо священных местах вашей местности и руководителях молений в этих рощах?

12. Большое значение в изучении края имеют сведения или предания о происхождении населенных пунктов, рек, озер, гор, оврагов, лесов, находящихся вблизи сел. С какими событиями и судьбами каких людей они связаны? Желательны не только упоминания о них, а подробное описание событий и судеб людей, чьи имена стали основой для географических названий.

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО МОРДВЫ

1. Календарно-обрядовая поэзия:

- Песни зимнего цикла — "Калядат", "Тавусят", "Роштова кудонь морот" ("Песни рождественского дома"), "Кштимань куднянь морхт" ("Песни дома плясок").

- Песни пробуждения весны — "Нороваввань чинь морот1’, "Вайханат", "Позя-рат", "Виянамат"

Обряды и песни масленичного цикла, песни вербного воскресенья, песни праздника "Гундонь ильтямо" ("Проводы весны”).

- Песни общественных молений "Пазморот".

- Обрядовые песни осеннего цикла, связанные с праздниками "Умарь спас", "Ме-день спас", "Велень озкс", "Юрт озкс" и др.

При выполнении задания на тему "Календарно-обрядовая поэзия" можно остановиться на каком-либо одном цикле, при этом подробно раскрыть творчество и характерные особенности исполнительского мастерства человека, который поделился с вами своим творчеством (подробные биографические сведения).

2. Прозаические жанры мордовского фольклора: сказки о животных, волшебные, социально-бытовые сказки, легенды, предания, былички.

3. Паремическое творчество мордовского народа: пословицы и поговорки, загадки и заговоры.

4. Традиционная необрядовая лирика: песни о семейной жизни, о любви, о рекрутской и солдатской службе. Песни о разбойниках, о социальном неравенстве. Частушки.

5. Детский фольклор: колыбельные песни, песни-пестушки и потешки, считалки, скороговорки. Детская сказка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Народные и современные игры, бытующие в вашей местности. Подробное их описание, время проведения, использование театрализованной игры (распределение ролей, изготовление специального костюма, грима, реквизита песен, танцев, драматизированного диалога). Описание следует сопровождать рисунками и чертежами.

7. Календарные и некалендарные обряды и праздники. При работе над заданиями по этой теме следует дать подробное описание тех обрядов и праздников, которые бытовали в данной местности в прошлом и о которых сохранились сведения. Возможно, некоторые из обрядов проводятся до сих пор. Желательно представить рисунки, чертежи, фотографии тех или иных праздничных эпизодов. Во всех записях следует указать все данные об адресате: фамилию, имя, отчество, год и место рождения, когда сделана запись.

Для примера приведем названия некоторых народных праздников и обрядов, которые имели в прошлом широкое бытование во многих регионах проживания мордвы.

Зимние праздники: "Аштема кудо", "Каляда", "Роштовань кудо" "Кштимань куд", "Кштения"

Весенние: "Норовжорчень вастома", "Мастя", "Эрьбань чи", "Кереть озке" (плугонь ознома).

Летние: "Тундонь ильтямо", "Алашань озкс", "Сараз озке"

Осенние: "Тарваз озкс", "Тейтерень пия кудо", "Покров баба", "Баба-бей".

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

8

Народные промыслы и народные мастера.

радиционные ремесла у мордвы: резьба по дереву, изготовление колес, гончарное дело, керамика, производство детской игрушки и т.п. Приведите сведения о местных ремеслах, об изделиях известных в данной местности мастерах, о популярности их изделий в других селениях и городах (на ярмарках, выставках, во время проведения праздников).

9. Мордовский народный костюм.

Разнообразие и специфика традиционного женского костюма различных этнических групп мордвы. Традиционный мужской костюм. Национальная обувь. Народная одежда мордвы и ее значение в культуре. Использование традиционной одежды в быте, обрядово-праздничных действах, в сценических представлениях.

10. Национальная вышивка мордвы.

Своеобразие техники эрзянской и мокшанской вышивок. Оформление головных уборов, нагрудных, поясных и прочих украшений. Применение национальной вышивки в современном костюме. Расскажите о местных вышивальщицах - современных и давних лет. Народное поэтическое творчество (песни и легенды) об отношении мордовской женщины, девушки к своему костюму.

11. Мордовский народный (фольклорный) театр.

Обрядово-праздничная культура как основа народного театра: символическое перевоплощение участников обряда в мифологических персонажей, образное отражение явлений природы, животного и растительного мира с помощью костюма, грима, драматизированного, песенного и хореографического диалога в праздничных представлениях. Импровизация в народно-театральном искусстве. Театральные элементы в местных обрядах и праздниках.__________________________________________________________________

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО МОРДВЫ

1. В XVIII—XIX вв. в помещичьих усадьбах существовали полупрофессиональные дворовые театры. Расскажите о них: какие легенды сохранились на селе об этих театрах, их хозяевах - помещиках, участниках спектаклей.

2. Расскажите о самодеятельных театральных коллективах и народных театрах ваших сел и районов, широкое распространение которых началось с 20-х гг. XX столетия. Каков был репертуар этих самодеятельных коллективов, о ком из артистов-любителей остались какие-либо воспоминания?

3. Зарождение профессиональной драматургии и профессионального театра в Мордовии. Роль мордовской диаспоры (Москва, Саратов, Самара, Пенза, Новосибирск) в развитии национального театрального искусства.

Деятели национального театра. Приведите сведения о ваших земляках, их детстве, юности, творческой и личной судьбе, вкладе в искусство Мордовии, в том числе национальное.

4. Музыканты-инструменталисты, певцы, композиторы, талантливые народные исполнители Мордовии. Расскажите о них, особое внимание обратите на уроженцев своих сел и районов.

5. Профессиональные художники - живописцы, скульпторы, монументалисты, архитекторы, графики, прикладники Мордовии. Выпускники художественных школ районов ставшие впоследствии известными художниками Мордовии и России.

ИСТОРИЯ

1. Древняя Русь. Природа страны и ее влияние на ход русской истории.

2. Человек в древности; его духовный мир и представления об окружающем мире (на примере РМ).

3. Этногенез и формирование мордовского народа (эрзя, мокша, шокша).

4. Условия формирования самобытности восточнославянского мира.

5. Образование древнерусского государства в 1Х-ХШ вв.

6. «Русская Правда» Ярослава Мудрого и укрепление древнерусского государства.

7. Святослав, Владимир Мономах - политики; выдающиеся государственные деятели.

8. Юрий Долгорукий и Владимиро-Суздальское княжество.

9. Древнерусское вече. Эволюция развития.

10. Земские соборы. Их роль и значение в Русском централизованном государстве.

11. Вхождение мордовского народа в состав Русского государства.

12. Политика великих князей Ивана Калиты и Дмитрия Донского в отношении Золотой Орды. Сходство и различия.

13. Образование Балто-Славянской державы. Мифы и реальность (сослагательное наклонение в истории).

14. Сущность и значение экономической и политико-дипломатической деятельности Ордын-Нащекина в XVII в.

15. Судебники Ивана III и Ивана IV Грозного. Их роль в существовании феодально-крепостнической системы в России.

16. А.Курбский - публицист и государственный деятель.

17. Народные движения в России в XVII в. Участие мордовского народа в этих движениях.

18. Самозванцы в России.

19. Участие народов Поволжья в крестьянской войне под предводительством Е.Пугачева.

20. "Плюсы” и "минусы" во внешне- и внутриполитической деятельности Петра I.

21. Социально-экономическое положение Мордовии в XVIII в. Политическое развитие края.

22. Павел I. Дискуссии о характере его правления.

23. 1812 г. - на перекрестке мнений советской и российской исторической науки.

24. Канкрин - экономист и реформатор XIX в.

25. Реформы и контрреформы на территории Мордовского края после 1861 г.

26. Витте и капиталистическая Россия на рубеже веков (конец XIX - начало XX в.).

27. Политические деятели России 1917 г.: Дыбенко, Уборевич, Тухачевский, Троцкий - исторический портрет (по вашему выбору).

28. «Белое дело» - зарождение и основные этапы развития в годы Гражданской войны.

29. Участие мордовского народа в ВОВ: тыл и фронт. 326-я стрелковая дивизия.

30. Пуркаев. Уроженец Мордовии. Полководец.

%

31. Успехи и ошибки советской дипломатии пред Второй мировой войной. 1937-1939 гг.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

^2. К\льт личности Сталина и развитие молодого советского государства.

МАТЕМАТИКА

1.

решению

решению

3. Системы координат на плоскости и их применение к решению задач.

4. Системы координат в пространстве (сферическая, цилиндрическая, аффинная) и

их применение к решению задач

5. Сферическая геометрия и основные соотношения.

6. Тетрагональная и гексагональная системы координат и их применение в кристаллографии.

7. Симметрии и их виды, свойства и применение к решению задач.

8. Поворот, его свойства и применение к решению задач.

9. Параллельный перенос и его применение.

10. Решение уравнений в целых числах (Диофантовых уравнений).

11. Функции у = [х] и {х}, их свойства и применение к решению задач.

ФИЗИКА

1. Физические свойства минералов.

Сконструируйте и изготовьте приборы (устройства) для определения физических свойств минералов: плотности, прочности, твердости, электропроводности и т.п. Соберите коллекцию минералов, встречающихся на территории вашего района (населенного пункта, с/х предприятия) и проведите их исследование.

2. Физические свойства древесных пород.

Сконструируйте и изготовьте приборы (устройства) для определения физических свойств древесины: плотности, прочности, твердости, электропроводности и т.п. Соберите коллекцию древесных пород, встречающихся на территории вашего района (населенного пункта, с/х предприятия) и проведите их исследование.

3. Роза ветров.

Сконструируйте и изготовьте приборы (устройства) для определения характеристик ветра: направления, силы и т.п. Проведите систематическое исследование ветра в зависимости от времени суток и сезона. Оцените ветроэнергетические ресурсы вашего района (населенного пункта, с/х предприятия).

4. Солнечная энергия.

Сконструируйте и изготовьте приборы (устройства) для определения характеристик солнечной радиации (света и тепла). Проведите систематическое исследование солнечной радиации в зависимости от времени года и погодных условий. Оцените энергетические ресурсы солнечной радиации на территории вашего района (населенного пункта, с/х

предприятия).

5. Компьютерная физика.

Разработайте компьютерную программу, моделирующую какой-либо физический., процесс (по вашему усмотрению).

6. Магнитная вода.

Исследуйте влияние воздействия магнитного поля на свойства воды: образование накипи, влияние на прорастание семян с/х культур...

7. «Живая» и «мертвая» вода.

Для получения «живой» и «мертвой» воды широкий сосуд (желательно стеклянный или керамический) разделите на две части пористой перегородкой, прилегающей к стенкам сосуда. Перегородка должна быть сделана из материала, не взаимодействующего с водой. Опустите по обе стороны от перегородки электроды из нержавеющего металла. Электроды подключите к источнику постоянного напряжения (например, аккумулятору).

Исследуйте влияние воды, взятой из области анода (анолита) и катода (католита) на прорастание семян различных с/х культур.

8. Родники России.

Составьте карту родников на территории вашего района, населенного пункта, с/х предприятия. Оцените их ресурсы, физические и химические свойства воды в них (какие сможете).______________________________________________________________________

химия

1. Тяжелые металлы в поверхностных водах на территории вашего района, населенного пункта, с/х предприятия.

2. Исследование и оценка качества питьевой воды на территории вашего района, населенного пункта, с/х предприятия.

3. Влияние применения удобрений на кислотность почвы на территории вашего района, населенного пункта, с/х предприятия.

4. Тяжелые металлы в почве и растениях на территории вашего района, населенного пункта, с/х предприятия.

5. Определение содержания нитратов в овощах и фруктах (в том числе в процессе их хранения), выращенных на вашем с/х предприятии и личном огороде.

6. Извлечение душистых и красящих веществ из природных объектов, имеющихся на территории вашего района, населенного пункта, с/х предприятия.

БИОЛОГИЯ И ЭКОЛОГИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Исследование экологии различных видов растений и животных.

Анатомо-морфологические особенности вида в связи со средой обитания. Адаптация к факторам внешней среды (формы приспособления). Экологическая валентность вида. Трофические и другие связи. Место в цепи питания.

2. Изучение различных популяций одного вида растения или животного.

Изучение различных популяционных групп вида. Факторы, ограничивающие популяцию. Признаки, отличающие особей различных популяций. Численность и плотность популяции и факторы, влиявшие на нее. Пространственная структура популяции. Половая и возрастная структура популяции. Экологическая структура популяции. Механизмы поддержания.

3. Изучение видового разнообразия естественных и искусственных биоценозов.

Учет видов организмов биоценоза. Выявление видов доминантов и эдификаторов. Изучение взаимосвязей между различными видами.

4. Мониторинг состояния экосистем девственной природы.

Физико-химическая характеристика компонентов неживой природы. Тип почвы. Видовой состав растительного и животного мира. Геоботаническая характеристика экосистемы. Ярусное распределение растений и животных.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ I

5. Мониторинг состояния экосистем в связи с воздействием на них антропогенной нагрузки.

Виды антропогенного воздействия на зкосистему. Определение загрязнений компонентов экосистемы физико-химическими и биологическими методами (биоиндикация). Рекомендации по предотвращению нарушений экосистемы.

6. Сани гарно-экологический паспорт школы (производственных и других помещений).

Оценка инструментальными методами освещенности, температуры, влажности, запыленности воздуха. Выявление участков (классов), оказывающих негативное воздействие на здоровье людей (учащихся). Изучение характера и уровня заболеваемости, объяснение причины заболеваемости. Рекомендации по устранению негативных факторов, влияющих на здоровье.

7. Моделирование экосистем.

Изучение искусственных экосистем (аквариумы, террариумы и т.д.). Влияние рациона питания, различных факторов внешней среды на поведение животных. Математическое моделирование экосистем.

8. Исследование биологии охраняемых видов растений и животных.

Особенности роста, развития и размножения видов. Выявление факторов, негативно влияющих на их жизнедеятельность. Рекомендации по охране.

9. Исследование сукцессий биогеоценозов.

Выявление причин и характера сукцессий. Изучение смены видов растений и животных в связи с изменившимися условиями среды.

10. Изучение влияния экологических факторов на здоровье человека.

Изучение характера заболеваемости жителей населенного пункта и выявление причин высокого ее уровня у части населения. Устранение факторов, негативно воздействующих на здоровье человека. Разработка рекомендаций по профилактике выявленных экозависимых заболеваний.

11. Исследование охраняемых природных территорий.

Изучение особенностей режима функционирования охраняемой территории. Изучение видового состава растений, животных и других живых организмов, обитающих на данной территории. Наблюдение за экологией животных, их питанием.

12. Изучение природоохранных обычаев, традиций и фольклора народов, населяющих Мордовию.

Сбор материала по этноэкологии.

13. Социологические исследования отношения школьников и населения к актуальным экологическим проблемам (локальным, региональным, национальным, глобальным).

Социологический опрос разных групп населения. Изучение демографической ситуации региона (населенного пункта) в связи с экологическими условиями.

14. Изучение влияния экологического просвещения детей и взрослого населения (средствами массовой информации) на их отношение к природе.

Анкетирование представителей различных возрастных групп на предмет оценки их

экологической грамотности.

15. Шелкопряд.

Известно, что непарный шелкопряд является одним из важнейших вредителей лесного хозяйства. В последнее время в Мордовии и сопредельных регионах зарегистрирована вспышка численности этого вредителя. Против него применяются различные методы борьбы, в том числе и авиаобработка лесов препаратами «Лепидоцид 4», «Децис 4»,

«Каратэ 4>>, «Фастак».

Предложите способ учета воздействия этих препаратов на фауну основных групп наземных беспозвоночных и планктона, а также на фауну и население рыб, амфибий,

рептилий, птиц и млекопитающих. Для позвоночных можно ограничиться одним классом по выбору.

16. Перерабатывающая промышленность.

Общеизвестно, что в сельскохозяйственных регионах основным источником загрязнения являются предприятия перерабатывающей промышленности: маслосырзаводы, спиртзаводы, крахмалопаточные заводы, мясокомбинаты. Предложите принципиальные методы борьбы с существующими последствиями воздействия загрязнителей, выбрасываемых этими предприятиями и принципиальные методы предупреждения дальнейшего загрязнения среды одним из этих источников (по вашему выбору).

17. Полоса отчуждения.

Полоса отчуждения автомобильных дорог не предназначена для выращивания сельскохозяйственной продукции из-за накопления в почве большого количества токсикантов. К каким последствиям для здоровья человека может привести (и приводит) выпас скота вдоль дорог, а также посадка овощей и картофеля?

18. Красная тряпка для быка.

15. Общеизвестно выражение "реагирует как бык на красную тряпку". А различает ли действительно бык красный цвет? Предложите эксперимент, позволяющий сделать достоверное заключение о наличии или отсутствии цветового зрения у быков.

ГЕОГРАФИЯ

9-10-е классы средних школ

1. Демографическое развитие Республики Мордовия на рубеже XX и XXI вв.

Характерные черты и особенности естественного и механического движения населения республики (вашего района, населенного пункта, с/х предприятия), их последствия (в сравнении с другими республиками в составе РФ). Каким образом можно повлиять на динамику численности и повышение уровня средней продолжительности жизни населения?

2. Природно-ресурсные основы развития района и их основные проблемы.

Оценка ресурсообеспеченности экономического развития вашего района (населенного пункта, с/х предприятия). Роль добывающей промышленности в народном хозяйстве; негативные черты этой отрасли и задачи ее преобразования. Соотношение между географией разведанных ресурсов и их добычей. Экологические проблемы развития ресурсного сектора экономики.

3. Экологические проблемы района.

Основные причины (факторы) деградации природной среды, истощения природных ресурсов и обострения экологической ситуации в стране. Районы с острыми и очень острыми экологическими ситуациями. Экологическая ситуация в Мордовии (вашем районе, населенном пункте). Грозит ли нашей стране социально-экологическая катастрофа? Какой должна быть экологическая политика государства на дальнюю перспективу?

4. Наукоемкие отрасли машиностроения России и проблемы их развития.

Уровень развития и особенности размещения наукоемких (высокотехнологичных) отраслей машиностроения (в сравнении с высокоразвитыми странами Запада). Значение этих отраслей и задачи их развития в ближайшие десятилетия. Наукоемкие отрасли машиностроения Мордовии и их роль в хозяйстве республики и РФ.

«ШШ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЩЩ»

5. Энергетическое хозяйство республики, района и проблемы его развития.

Формирование и развитие электроэнергетики Мордовии, электрификация, тепло- и газоснабжение в республике (к концу XX в.). Проблема самообеспечения электроэнергией. многосторонняя оценка проекта мощной ГРЭС на западе Мордовии. Роль привозного топлива в экономике Мордовии. Обеспеченность вашего города, района, села электроэнергией и теплом и проблемы ее улучшения (ваши предложения).

6. Агропромышленный комплекс (АПК) Республики Мордовия и проблемы его развития.

Общий уровень развития АПК и его роль в экономике республики. Пропорции, сложившиеся между отдельными звеньями АПК, и проблемы их изменения. Оценка роли АПК в обеспечении потребностей республики в основных видах продовольствия. В каких видах мелиорации земель нуждается сельское хозяйство Мордовии в целом и ваш сельский административный район? Ваши предложения по улучшению территориальной организации АПК Мордовии (вашего района, населенного пункта, с/х предприятия).

7. «Большая Волга» — одна из главных проблем экономической географии европейской России

Общая экономико-географическая характеристика бассейна Волги. Оценка основных задач его развития во второй половине XX в. (энергетической, транспортной, орошения засушливых территорий и др.). Экологические проблемы Большой Волги! Как развязать сложный узел волжских проблем? Ваши предложения.

8. Город Саранск - административный, экономический и культурный центр Республики Мордовия (экономико-географическая характеристика).

Основные факторы формирования и развития города в прошлом и настоящем. Главные городские и районообразующие функции, выполняемые Саранском. Роль промышленности Саранска в экономике Мордовии и РФ в целом. Саранск как крупный культурный и научно-технический центр. Население и микрогеография города. Проблемы и направления развития Саранска в первые десятилетия XXI в. (ваши оценки и предложения).

9. Союз России и Беларуси: проблемы экономического взаимодействия

Историко-географические предпосылки взаимодействий экономик двух стран (двух республик в составе СССР). Новые проблемы, возникшие после распада СССР Черты взаимосвязанности и взаимодополняемости народно-хозяйственных комплексов двух государств. Значение ЭГП Беларуси для развития внешних экономических связей России.

8-е классы средних школ

1. Рельефообразующие процессы в вашей местности.

Внутренние и внешние процессы, формирующие рельеф, и связанные с ними стихийные явления. Действие этих процессов в вашей местности (районе, республике). Изменение рельефа в процессе хозяйственной деятельности человека (виды этой деятельности и их последствия). Мероприятия по предотвращению и ликвидации неблагоприятных рельефообразующих процессов (ваши предложения).

2. Водные ресурсы и проблемы их охраны.

Внутренние воды страны (общая характеристика). Основные географические особенности и оценка возможностей хозяйственного использования водных источников вашего района (населенного пункта, с/х предприятия), их экологическое состояние.

3. Болота и их роль в природе и жизни людей.

Причины заболачивания поверхности суши. Распространение болот на территории России (в вашей местности). Чем объясняется такое распространение? Роль болот в природных процессах и жизнедеятельности человека. Везде ли (и каким образом) следует

осуществлять осушение болот?

№ 1, 2000

4. Земельные ресурсы, их оценка и использование.

Главные типы почв вашего района (населенного пункта, с/х предприятия) и закономерности их распространения (качественная и количественная оценка). Почвенные и земельные ресурсы. Основные направления использования земельных ресурсов. Изменение свойств почв в процессе хозяйственного использования. От чего нужно охранять почву? Роль мелиорации в повышении плодородия почв (в целом в республике и в вашей местности).

5. Леса и их хозяйственное значение.

Географическое положение лесов вашего района и основные географические факторы их распространения. Различные типы лесов и важнейшие древесные породы (своеобразие их распространения и хозяйственное значение). Экологические проблемы лесов.

6. Охрана и восстановление растительности и животного мира.

Изменение естественной растительности и животного мира в процессе человеческой деятельности (прямое и косвенное воздействие и его последствия). Редкие и исчезающие виды растений и животных. Красная книга Республики Мордовия. Особо охраняемые природные территории республики и их роль в охране и восстановлении растительного и животного мира.

7. Портрет «своей» природной зоны.

Природная зональность - одна из основных закономерностей географической оболочки. Размещение природных зон на территории Мордовии (вашего района, населенного пункта, с/х предприятия). Наиболее характерная для Мордовии природная зона: ее комплексная характеристика; важнейшие антропогенные изменения в XIX XX вв.; современные проблемы охраны и восстановления естественной природы.

8. Природа и здоровье человека (на примере вашего района, населенного пункта).

Разнообразие природных условий и их влияние на образ жизни населения, быт и хозяйственную деятельность различных народов, на здоровье человека. Территории с благоприятными для проживания людей природными условиями; районы с наиболее благоприятными условиями. Территории с экстремальными условиями жизни. Причины неблагоприятное™. Природные условия и география болезней. Задачи медицинской географии. Благоприятна ли для проживания территория Мордовии? В каком районе России вы хотели бы жить? Обоснуйте свой выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.