ЭТНОТУРИЗМ:
мода или дань уважения?
О. И. АВЕРИНА,
доктор экономических наук, доцент,
заведующий кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
Ю. В. КАБАНОВА,
студентка III курса экономического факультета ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
А. А. ЛЯБУШЕВА,
студентка III курса экономического факультета ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
В настоящее время во всем мире наблюдается повышенный интерес к традиционной этнокультуре: проводятся этнографические исследования в разных регионах планеты; ученые активно сотрудничают с национальными общественными объединениями; публикуются книги об особенностях традиционной культуры тех или иных этносов; организуются конференции и семинары по этнонациональным вопросам.
Интерес к этнической культуре находит выражение не только в научной сфере, но и на бытовом уровне: все большее распространение получают мебель и музыка в стиле этно, традиционная кухня тех или иных народов. Приобретают популярность различные национальные праздники, фестивали, обряды, традиционные игровые формы. Подобная закономерность обусловливается модой на этническую культуру. Не обошла она стороной и индустрию туризма и гостиничного бизнеса. Этнокультурные особенности самым непосредственным образом влияют на развитие туризма во всем мире. Многие туристы при посещении определенной туристической зоны стремятся познакомиться с местными жителями, с их традициями и бытом. Это обстоятельство учитывается туроператорами при разработке турпродуктов. Современные го-
стиницы нередко строятся по образу традиционных жилищ населяющих данный регион народов; этнические элементы присутствуют в оформлении интерьера отелей; аниматоры предлагают клиентам гостиниц принять участие в национальных играх.
Таким образом, этнический туризм (эт-нотуризм) в последнее время приобретает все большую популярность. Опираясь на исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых, выделим и проанализируем преобладающие концептуальные подходы к пониманию сущности и целей этнотуризма.
Согласно М. Б. Биржакову, этнотуризм -это подвид культурного туризма, направленный на знакомство с отдельными нациями и народами и их изучение в целях культурного и языкового обмена [1, 18]. Ч. Б. Сундуев и Л. В. Хышиктуева определяют этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма, которое подразумевает погружение туриста в среду коренного населения, знакомство с местной национальной культурой [3, 53]. Н. В. Моралева и Е. Ю. Ледовских характеризуют это понятие как сегмент туриндустрии, в котором участвует коренное население, чья этническая особенность и является основной туристической достопримечательностью [2, 34].
© Аверина О. И., Кабанова Ю. В., Лябушева А. А., 2014 100 —
Австралийская исследовательница Г. Мос-кардо (G. Moscardo) называет этническим туризмом (ethnic tourism) туризм, предусматривающий посещение изолированных сообществ аборигенов с целью знакомства с их уникальными культурными особенностями, сохраняющимися на протяжении многих тысячелетий [4]. В связи с этим уместно вспомнить, что сама этнография возникла в конце XVIII в. и длительное время развивалась как наука, изучающая именно такие изолированные сообщества, не тронутые влиянием современной цивилизации и сохранившие в первозданном виде образ жизни и культурные особенности. К таким сообществам можно отнести, например, индейцев Канады и США, аборигенов Австралии, маори Новой Зеландии, бушменов Южной Африки, племена Индонезии. В данном случае прослеживается тесная взаимосвязь этнического и экзотического туризма.
На наш взгляд, этнотуризм предполагает знакомство с культурой самых разных народов, а не только небольших изолированных сообществ, поскольку каждый народ обладает самобытной культурой. Ресурсами этнотуризма являются самые разные элементы традиционной материальной и духовной культуры народов: жилые и хозяйственные постройки, ремесла, одежда, кухня, фольклор и т. д. Этнический туризм предусматривает, в частности, посещение поселений различных народов, сохранивших особенности традиционной культуры и быта. Такие населенные пункты можно назвать демонстрационными или показательными. Демонстрационные поселения обычно мало отличаются от других традиционных населенных пунктов, но именно их в силу определенных факторов (удобное расположение, наличие поблизости природных и культурных достопримечательностей и др.) туристы осматривают в первую очередь. Предполагаются поездки в этнографические деревни, созданные специально для привлечения туристов. Этнотуризм включает и осмотр этнографических
музеев, пребывание на национальных праздниках и фестивалях.
Этнический туризм предоставляет возможность соприкоснуться с традиционной культурой и бытом населения различных регионов: попробовать блюда национальной кухни, увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, приобрести в качестве сувенира изделия народных ремесленников, принять участие в проведении национальных праздников и фестивалей и даже «превратиться» на несколько дней в труженика села. Происходит непосредственное общение туристов и местных жителей -носителей определенной культуры. Последние также могут проявить большой интерес к туристам: к их родной стране (региону), национальности, языку, религии и т. д. Все это способствует выстраиванию диалога культур. Не только туристы соприкасаются с культурой народов посещаемой территории, но и местные жители получают определенное представление о культуре гостей. Таким образом расширяется кругозор, укрепляются культурные связи, происходит развитие толерантности. Последняя подразумевает не только терпимость, но и уважительное отношение к другим народам, культурам, религиям.
Этнический туризм тесно связан с другими видами туризма - деревенским, религиозным, событийным, экологическим и т. д.
В настоящее время туристские маршруты с этнической направленностью получили распространение во многих странах мира. В России одним из перспективных регионов развития этнотуризма, по нашему мнению, является Республика Мордовия.
Мордовская культура - это неисчерпаемый ресурс туризма. Концентрацией всего того, чем интересен наш регион в плане ресурсов этнического туризма, являются такие традиционные национальные праздники, как «Раськень озкс» («Родовое моление»), «Кизоньберьф - Иень перть» («По временам года»), «Мастор-ава» («Земля-мать»).
Финно-угорский мир. 2014. № 4
Обычаи и обряды также составляют неотъемлемую часть этнотуризма. Многие из существующих обычаев и обрядов ведут свое происхождение с первобытных времен. Уже тогда у охотников и собирателей, целиком зависящих от природы, существовали обряды, связанные с подготовкой к охоте, началом сбора плодов, погребением умерших и т. д.
Этнический туризм предоставляет возможность соприкоснуться с традиционной культурой и бытом населения различных регионов: попробовать блюда национальной кухни, увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, приобрести в качестве сувенира изделия народных ремесленников, принять участие в проведении национальных праздников и фестивалей.
Во многих селах Мордовии до сих пор справляют старинные народные праздники, а кое-где сравнительно недавно появились новые, основой которых являются национальные этнические обычаи, крестьянские ритуалы, фольклорные песни и танцы.
Широко известен мокшанский праздник «Акша келу», отмечаемый в Вадов-ских Селищах Зубово-Полянского района. В ичалковском селе Камаево каждое лето устраивается Огуречный пир, а в кочкуровской Мурани проходят торжества в честь Царя грибов. Большинство сельских праздников так или иначе связано с традиционными календарными языческими обрядами.
Летом 2007 г. в Саранске проходил I Международный фестиваль «Шумбрат, Финно-Угрия!», который собрал руководителей трех государств - России, Венгрии и Финляндии, а также представителей финно-угорских народов со всего мира. На таких праздниках, фестивалях есть возможность полностью представить мордовскую культуру, подчеркнуть ее уникальность и разнообразие.
На территории ряда районов Республики Мордовия имеются сельские поселения, сохранившие традиционные культурно-бытовые особенности. К таким районам относятся Зубово-Полянский, Атюрьев-ский, Дубенский, Кочкуровский, Атяшев-ский, Старошайговский, Большеигнатов-ский. В них можно увидеть традиционные постройки и старинные предметы быта.
На наш взгляд, в Республике Мордовия может получить распространение гастрономический (сельский или зеленый) туризм. Его особенность заключается в том, что туристы направляются на фермы и посевные поля, где можно не только полакомиться местными сельхозпродуктами, но и принять активное участие в их сборе, а также в других видах сельскохозяйственной деятельности.
Культура мордвы неразрывно связана с национальной одеждой. Традиционный костюм мордвы, особенно женский, очень самобытен и красочен. Расцветка мордовской вышивки включает черный цвет с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый - для расцвечивания узора.
Женскую рубашку носили с поясом или специальным сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш). Декоративным центром нагрудных украшений была застежка, которая закалывала ворот рубахи (сюлгам, сюлгамо). Для эрзянок типичны высокие головные уборы на твердой основе с длинной, спускавшейся на спину лопастью из холста, вышитой и украшенной блестками, а для мокшанок - двурогие головные уборы, тюрбанообразные повязки.
Традиционный костюм сохранился у мокши и эрзи в настоящее время в разной степени. Если мокшанки еще довольно часто надевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты одежды, то эрзянки наряжаются гораздо реже.
Почти все верующие среди мордвы -православные. Крещение ее началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине ХУШ в. Однако до сих пор бытуют религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.
Мордва веровала в единого верховного бога, от которого зависит весь видимый и невидимый мир. Эрзяне называли его Паз или Чам-паз (Верховный бог), мокшане -Шкай. Мордва никогда не имела идолов, но почитала священные деревья, под которыми приносила жертвы. Обращаясь с молениями к солнцу и луне, она тем не менее всегда считала их созданиями Божьими.
Проблема развития этнотуризма в Мордовии сегодня крайне актуальна. Регион, по нашему мнению, располагает значительными предпосылками и потенциалом для формирования этой сферы.
Авторами статьи было проведено исследование (опрос) относительно проблем и перспектив развития рынка этнотуриз-ма в Республике Мордовия. В нем принял участие 791 чел. Нас интересовал вопрос, насколько респонденты (молодежь Республики Мордовия) знакомы с данным направлением и что они знают об этнотуриз-ме. В основе опроса лежала разработанная нами анкета. Основанием для регистрации отношения молодежи к этнотуризму стали ответы опрашиваемых на вопросы специальной анкеты, заполненной с использованием сайта webanketa.ru.
Проведенное исследование показало, что с понятием «этнотуризм» знакомы 76 % опрошенных, из которых 29 % не знают его семантического значения. Оставшиеся 24 % не знакомы с данным термином.
Около 88 % респондентов выразили мнение о перспективности развития эт-нотуризма в Республике Мордовия, оставшиеся 12 % имеют противоположную точку зрения.
Проявили интерес к особенностям национальной культуры мордовского народа 86 % респондентов.
Обряды и обычаи являются неотъемлемой частью мордовской культуры. На сегодняшний день еще существуют поселения, в которых отмечают традиционные мордовские праздники и соблюдают обычаи предков. 32 % опрошенных имеют таких родственников.
В столице Республики Мордовия Саранске можно найти немало общественных заведений с исконно мордовскими
названиями: арт-салон «Сюлгамо», книжный магазин «Масторава», ателье «Келу» и т. д. На вопрос «Знаете ли вы значение этих слов?» 47 % респондентов ответили, что знают или частично понимают их значение. Тот факт, что предприниматели связывают название своего бизнеса с мордовским языком, является свидетельством уважения культуры родной республики.
Последний вопрос нашей анкеты был связан с выявлением желания респондентов стать участником этнотуризма. Как оказалось, у 65 % участников опроса есть такое желание: они хотели бы окунуться в мордовскую бытность, стать на некоторое время деревенским жителем, отказавшись от городских удобств, наслаждаться природой и самобытностью мордовского села.
Мы считаем, что этнический туризм будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Коренные малочисленные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования. Эт-нотуризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Его развитие должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.
Поступила 02.07.2014
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М. Б. Биржаков. - 9-е изд., перераб. и доп. -СПб. : Изд. дом Герда, 2007. - 576 с.
2. Моралева, Н. В. Аборигенный экотуризм : метод. пособие / Н. В. Моралева и др. -М., 2008. - 108 с. (Серия «Библиотека коренных народов Севера», вып. 13).
3. Сундуев, Ч. Б. Этнотуризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма / Ч. Б. Сундуев, Л. В. Хышиктуева // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2009. - № 4. -С. 53-56.
4. Moscardo, G. Understanding Ethnic Tourists - the Tjapukai experience [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rain-forestcrc.jcu.edu.au.