РАЗВИТИЕ ЭТНОТУРИЗМА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Л. А. ЧЕЛМАКИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
Е. Г. МОСКАЛЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»
Е. Г. САРАНЦЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счет поддержки малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения, что способствует увеличению занятости, а налоговые поступления от малого бизнеса положительно влияют на пополнение доходной части бюджета страны. Кроме того, конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии. Особенно важны малые предприятия для регионов, так как, работая в основном на местных рынках, они помогают решению целого ряда социально-экономических проблем, создают благоприятные условия для регулирования национальной экономики.
Тем не менее уровень развития предпринимательства в Российской Федерации значительно отстает от состояния данного сектора промышленно развитых стран и является недостаточным с точки зрения потребностей российской эконо-© Челмакина Л. А., Москалева Е. Г., Саранцева Е. Г.,
мики в современной ситуации. В сложившихся условиях значительная роль в решении проблемы развития малого предпринимательства отводится активизации деятельности малых предприятий в сфере туризма, так как она имеет большой потенциал для привлечения предпринимательских ресурсов. Одними из наиболее перспективных видов деятельности в данной области следует считать развитие этнотуризма, народных промыслов и ремесленничества, создание новых уникальных маршрутов для небольших групп населения, сферы предоставления услуг питания.
Мировая практика показывает, что подобные виды предпринимательства способны удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека и становятся одним из инструментов оздоровления нации. Кроме того, этнопредпринимательство оказывает стимулирующее воздействие на развитие таких сфер экономической деятельности, как строительство, транспорт, связь, производство сувенирной и иной продукции, общественное питание, сельское хозяйство и другие отрасли, выступая тем самым катализатором социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
2016
На протяжении многих веков история Мордовии неотделима от истории России. За прошедшие десятилетия благодаря труду и таланту нескольких поколений в республике создана современная промышленность, развивается сельское хозяйство, многое сделано для сохранения самобытных традиций и обычаев живущих здесь народов. Народные ремесла и художественные промыслы являются национальным достоянием и предметом гордости коренных народов республики.
Исследование народного творчества, национальных традиций и художественных промыслов проводилось многими учеными. Этот вопрос в свох работах поднимали А. А. Абакаров [1], А. В. Ваняев [2], В. И. Гохман и С. И. Ильин [3], В. М. Ковригина [4], О. О. Коробова [5], С. М. Лино-вич [6], А. А. Минатуллаев [7], М. В. Соколов [9] и др.
Сохранение, возрождение и развитие народных промыслов, обладающих комплексом уникальных по количеству и разнообразию видов и стилистических особенностей, является важной государственной задачей. Народные промыслы - визит-на карточка любого региона и неотъемлемая часть подарочных фондов любого мероприятия, как российского, так и международного уровня [8].
Однако в сфере народных промыслов сохраняются негативные тенденции: ограниченное количество организаций, производящих изделия народных промыслов; сокращение численности профессионалов в отрасли, угроза утраты художественно-стилевых особенностей и традиций, преемственности; низкий уровень рентабельности производства и заработной платы; сложности, связанные с возрастающими ценами на энергоносители, аренду помещений, недобросовестной конкуренцией и значительным количеством поступающей на потребительский рынок фальсифицированной продукции; неразвитость организационной инфраструктуры сбыта изделий народных промыслов на внутреннем и внешнем рынках.
Для возрождения народных промыслов и ремесел в Мордовии имеются материалы,
традиции и мастера, способные возродить традиционные и дать жизнь новым видам ремесел. В республике в поддержку народных умельцев и мастеров более 10 лет действует закон «О народных художественных промыслах и народных ремеслах», в Институте национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева студенты изучают народные промыслы, продолжая дело мастеров.
Во многих республиках Российской Федерации уже действуют программы развития народных художественных промыслов. В ближайшее время, после утверждения, и в Республике Мордовия будет реализовы-ваться грантовая программа для народных мастеров. В рамках этой системы умельцы смогут развивать свое дело, будут проводить мастер-классы для учеников, передавать свое ремесло молодому поколению.
В Мордовии на данный момент функционируют несколько организаций, занимающихся производством товаров народного промысла. Наиболее крупными являются ЗАО «Мордовские узоры», АНО «Дом народных ремесел», музейно-этнографический комплекс в с. Подлесная Тавла Кочкуровского района и др.
В сентябре 2010 г. на основании Федерального закона РФ от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» в Институте национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева было открыто малое инновационное предприятие «Сюлма» (руководитель Т. В. Клюкина) по производству изделий художественного творчества и народных промыслов. Главная задача предприятия - сохранение национальных традиций, возрождение народных промыслов и ремесел. Основным видом его деятельности является производство изделий народного декоративно-прикладного и художественного творчества, а также развитие направлений современного искусства. Про-
дукция предприятия уникальна и не имеет аналогов.
В рамках проведения празднования Тысячелетия единения мордовского народа с народами Российского государства в области интерьерного проектирования создан и выполнен дизайн-проект интерьерной среды уникального музейно-этнографического комплекса «Мордовское подворье». Наполнение проекта составили элементы декоративно-прикладного творчества финно-угорских народов, этно-арт-объекты (художественная роспись по ткани, резьба по дереву, ткачество, вышивка, керамика и пр.), исполнением которых занимались студенты, аспиранты, сотрудники Института национальной культуры по договорам оказания услуг с ООО «Сюлма» [10].
ООО «Сюлма» планирует также принять участие в создании и выполнении дизайн-проектов интерьерной среды строящихся в Мордовии музейных, гостиничных, спортивных и прочих комплексов, развивать производство сувенирной продукции, создавать коллекции национальной одежды и аксессуаров.
В последние годы народные промыслы в республике активно развиваются. Этому способствует и возросший спрос на них. Художественная фантазия народных мастеров, самобытная эстетика местных ремесленников все больше привлекают внимание гостей Мордовии. Радует и то, что в республике есть настоящие мастера, которые возрождают традиции и передают свои навыки ученикам. Пока живы такие самородки, народные промыслы и ремесла останутся народным достоянием!
Сегодня, в условиях глобализацион-ных процессов, охвативших многие страны, народные ремесла остаются важным связующим звеном между прошлым и будущим. Народные промыслы - это прекрасная возможность ощутить себя частью целой нации, попробовать освоить старинное ремесло своих предков, окунуться в древнюю историю и привнести ее частичку в наши дни.
Практика показывает, что сохранение и развитие народного творчества невоз-
можны без активного развития этноту-ризма. Государство это понимает. Многие вопросы, касающиеся проблем сохранения и возрождения народных художественных промыслов, отражены в Федеральном законе от 06.01.1999 № 7-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О народных художественных промыслах», Законе Республики Мордовия от 14.06.2000 № 28-З (ред. от 08.12.2003) «О народных художественных промыслах и народных ремеслах в Республике Мордовия», Постановлении Правительства РФ от 18.01.2001 № 35 (ред. от 07.06.2008) «О регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства», Приказе Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15.04.2009 № 274 «Об утверждении Перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов», Постановлении Правительства Республики Мордовия от 20.12.2010 № 498 «О Комплексной программе развития и государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Мордовия на 2011-2015 годы», Постановлении Парламентских слушаний «Народные художественные промыслы: проблемы сохранения и развития» (от 26 апреля 2011 г.), проекте федерального закона «О культуре» (2014).
Необходимость сохранения и возрождения культурного наследия народов России на государственном уровне подтверждается федеральными целевыми программами «Культура России (2012-2018 годы)» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 03.03.2012 № 186 (ред. от 20.01.2016) «О федеральной целевой программе "Культура России (2012-2018 годы)"»), «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 «О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного ту-
ризма в Российской Федерации (20112018 годы)"») и Республиканской целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2014-2018 годы)».
Вместе с тем в настоящее время основными субъектами туристского рынка Мордовии все еще остаются несколько мелких предприятий и индивидуальных предпринимателей, которые в одиночку не способны создать высококачественный туристский продукт, участвовать в развитии инфраструктуры. Поэтому активизация этнотуризма как отрасли народного хозяйства региона - важная особенность социально-экономического развития Республики Мордовия. С одной стороны, его развитие будет:
- способствовать сохранению историко-культурных и природных памятников, национальных традиций и народных промыслов;
- удовлетворять потребность населения в отдыхе и досуге;
- являться неотъемлемым элементом укрепления физического и нравственного здоровья нации;
- способствовать поддержанию благоприятного имиджа региона, в том числе с точки зрения его инвестиционной привлекательности.
С другой стороны, как уже было отмечено выше, необходимость развития туристского сектора подчеркивается мировыми и общероссийскими положительными тенденциями развития туризма как одной из самых прогрессивных отраслей современной экономики, а также широким мультипликативным эффектом развития внутреннего и въездного туризма, оказывающим стимулирующее воздействие на сопряженные с ним отрасли, такие как транспорт, строительство, общественное питание, реклама, связь, страхование, сельское хозяйство, производство и реализация сувенирной продукции и прочих товаров народного потребления.
Значение этнотуризма в формировании валового регионального продукта Мордовии заметно возрастает на фоне отсут-
ствия в республике значимых запасов минеральных, топливных и иных ресурсов. В этих условиях можно говорить о том, что туристский сектор в регионе должен быть ориентирован не только на удовлетворение широкого круга потребностей населения, но и на позиции одной из ключевых отраслей экономики.
Объективно оценив ситуацию, необходимо отметить, что на сегодняшний день рынок туристских услуг в Республике Мордовия значительно отстает в своем развитии как от мировых, так и от общероссийских стандартов. Очевидным является тот факт, что этнотуристический потенциал республики используется далеко не в полной мере. Во многих районах представлен широкий спектр потенциально привлекательных туристских объектов, развитие которых невозможно без создания необходимой базовой инфраструктуры и их рекламного продвижения. Это обусловлено наличием ряда факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в данной сфере, таких как:
- недостаточное материально-техническое обеспечение, нехватка или отсутствие производственных помещений, офисов, современного оборудования;
- низкая квалификация персонала;
- неэффективное финансирование предпринимательской деятельности: затруднения в формировании стартового капитала для обеспечения деятельности предприятия; отсутствие достаточно надежных мер обеспечения возврата кредитов; невозможность получения кредита на период окупаемости инвестиционного проекта; недостаточность специальных налоговых льгот для малых предприятий;
- несовершенство законодательства в сфере малого предпринимательства: противоречия между действующими нормативными правовыми актами; отсутствие нормативно-правового регулирования определенных аспектов деятельности субъектов малого бизнеса в регионе; наличие административных барьеров на всех стадиях осуществления предпринимательской деятельности;
- отсутствие единой системы информационного обеспечения малого предпринимательства;
- недостаточное развитие региональной инновационной системы, науко- и фондоемкого малого бизнеса;
- низкая социальная ответственность бизнеса.
В результате основными субъектами туристского рынка Мордовии являются лишь отдельные небольшие предприятия и индивидуальные предприниматели. Это, в свою очередь, обусловлено тем, что процесс формирования и развития индустрии туризма, и особенно туристической деятельности этнической направленности в качестве значимой отрасли территориальной специализации, невозможен только за счет использования действующих рыночных механизмов без активного координирующего участия со стороны государства.
Кроме того, развитие этнотуризма в настоящее время сдерживается тем, что он недостаточно изучен на уровне как региона, так и страны в целом. Его функционирование сталкивается со множеством проблем, которые не могут быть решены традиционными методами. Возрастающая степень конкуренции, неоднородность конкурентной среды, тенденции концентрации и глобализации модифицируют требования к развитию этно-туризма в сфере малого бизнеса. В этих условиях становятся необходимыми определение закономерностей и направлений развития этнотуризма, проведение параллельного исследования основополагающих концепций развития мирового и российского этнотуризма, формирование адекватного современным экономическим условиям понятийного аппарата. Переосмысления требуют проблемы эволюционного развития этнотуриз-ма. Нуждаются в исследовании и разрешении проблемы его взаимосвязи с другими видами туристической деятельности, особенности его организации на этнических территориях России. Возникает комплекс проблем и для малых предприятий, которые уже занимаются этно-
туризмом и на данном этапе в одиночку не способны повысить уровень его инфраструктуры.
В сложившейся ситуации требуется принципиально новый подход к развитию малого бизнеса в сфере этнотуризма. Это свидетельствует о необходимости научного обоснования и разработки концепции развития предпринимательской деятельности в сфере этнотуризма на территории региона в рамках принятой в республике Региональной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Республике Мордовия (2012-2018 годы)», что будет способствовать созданию условий для устойчивого развития малого предпринимательства в сфере этнотуриз-ма для формирования конкурентоспособного этнического туристского комплекса в Мордовии.
Главным экономическим эффектом станет рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности, развитие инфраструктуры и сфер деятельности, связанных с оказанием этноту-ристических услуг, создание новых рабочих мест и дополнительных стимулов к предпринимательству, а также удовлетворение широкого спектра потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, развлечении, спорте, общении, образовании, культурном просвещении, в деловых связях и пр.
У этнотуризма в Мордовии большое будущее. Республика имеет богатые культурные традиции: это не только народные ремесла, но и уникальное многоголосие, блюда национальной кухни, природные памятники, красивейшие храмы и монастыри. Безусловно, чтобы получить отдачу от туризма, необходимо вложить средства в создание инфраструктуры туристического бизнеса.
Разработка программы развития и господдержки малого предпринимательства в сфере этнотуризма позволит углубить комплексный характер исследований, направленных на решение проблем развития туризма в регионах финно-угорского пространства, и усилить связь между теоретическими и прикладными исследованиями.
Поступила 24.04.2016
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY
1. Абакаров, Л. Л. Развитие туристического бизнеса в регионе : автореф. дисс. ... канд. экон. наук / А. А. Абакаров. - Москва, 2002. - 32 с.
2. Ваняев, А. В. Развитие малого предпринимательства в сфере народных художественных промыслов // Сборник научных статей и выступлений. - Москва : МГУС, 2002. - С. 80-82.
3. Гохман, В. И. Народные художественные промыслы в условиях перехода к рыночной экономике / В. И. Гохман, С. И. Ильин. -Москва : Министерство местной промышленности РСФСР, 1991. - 25 с.
4. Ковригина, В. М. Экономика народных художественных промыслов / В. М. Ковригина. - Москва : Экономика, 1973. - 216 с.
5. Коробова, О. О. Регулирование региональных процессов потребительского рынка народных промыслов : формирование политики протекционизма // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета. - 2010. -№ 7-8. - С. 120-126.
6. Линович, С. М. Искусство, которое мы не имеем права потерять! Народные художественные промыслы России : расцвет, упадок, перспективы возрождения / С. М. Линович. - Москва, 2010. - 180 с.
7. Минатуллаев, А. А. Государственное регулирование промышленного производства изделий народных художественных промыслов в промышленности Дагестана : автореф. дисс. ... канд. экон. наук / А. А. Ми-натуллаев. - Махачкала, 2005. - 26 с.
8. Породина, С. В. Анализ и перспективы развития предприятий народных художественных промыслов России // Финансовая аналитика. - 2010. - № 12. - С. 54-61.
9. Соколов, М. В. Современные народные промыслы России как составная часть общероссийской культуры : монография / М. В. Соколов, М. С. Соколова. - Магнитогорск : М-во образования и науки Российской Федерации ; Федеральное агентство по образованию ; ГОУ ВПО «Магнитогорский гос. ун-т», 2009. - 230 с.
10. Челмакина, Л. А. Развитие и анализ потенциала народных промыслов финно-угорского пространства (на примере Республики Мордовия) // Молодой ученый. -2013. - № 6. - С. 471-474.
1. Abakarov, A. A. (2002), Development of tourism business in the region, abstract of Candi-datskaya Degree Thesis, Moscow.
2. Vanyaev, A. V. (2002), Development of small business in the field of folk arts and crafts, Collection of research articles and reports, Moscow: MGUS, p. 80-82.
3. Hochman, V. I., Ilyin, S. I. (1991), Folk arts and crafts in the transition to a market economy, Moscow: Ministry of Local Industry of the RSFSR.
4. Kovrigina, V. M. (1973), Economy folk craft, Moscow: Economics.
5. Korobova, O. O. (2010), Regulation of regional processes of the consumer market of handicrafts: the formation of protectionist policies, Bulletin of the Russian State University of Trade and Economics, № 7-8, p. 120-126.
6. Linovich, S. M. (2010), Art that we have no right to lose! Folk arts and crafts of Russia: the rise, decline, prospects of rebirth, Moscow.
7. Minatullaev, A. A. (2005), State regulation of industrial products of national arts and crafts industry in Dagestan, abstract of Candidats-kaya Degree Thesis, Makhachkala.
8. Porodina, S. V. (2010), Analysis and prospects of development of enterprises of national art crafts Russia, Financial Analyst, № 12, p. 54-61.
9. Sokolov, M. V., Sokolova, M. S. (2009), Modern folk crafts of Russia as part of the all-Russian culture, a monograph, Magnitogorsk: Ministry of Education and Science of the Russian Federation; Federal Agency for Education; Magnitogorsk State University Press.
10. Chelmakina, L. A. (2013), Development and analysis of the potential of crafts of Finno-Ugric space (on the example of the Republic of Mordovia), Young scientist, № 6, p. 471-474.