Научная статья на тему 'Мониторинг посещаемости объектов этнического туризма в Республике Мордовия в 2017 г'

Мониторинг посещаемости объектов этнического туризма в Республике Мордовия в 2017 г Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
120
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНФРАСТРУКТУРА / РЕГИОН / СТИМУЛИРОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ОБЪЕКТЫ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА / ETHNIC TOURISM / RECREATIONAL POTENTIAL / INFRASTRUCTURE / REGION / STIMULATION / DEVELOPMENT / PROSPECTS / OBJECTS OF ETHNIC TOURISM

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Козин Владимир Васильевич, Кирдяшкина Татьяна Ивановна

Республика Мордовия многонациональный регион Российской Федерации. На ее территории на протяжении веков мирно сосуществуют русские, мордва (мокшане и эрзяне), татары и др. Это обусловливает необходимость развития в республике этнического туризма. Последний является одним из направлений туризма с ярко выраженной этнической спецификой. Причем выделяют внутренний и внешний этнический туризм. В процессе исследования развития этнического туризма в Мордовии использовались общенаучные методы анализа (сравнительный, функциональный, естественно-исторический и др.) и метод опроса в качестве инструмента сбора первичной социологической информации. Опрос проводился во всех муниципальных районах республики в сентябре 2017 г. Наиболее известными объектами этнического туризма являются Музейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье» и Музей мордовской народной культуры, они же наиболее посещаемы. Довольно высок процент знающих о Центре национальной культуры в с. Старая Теризморга и Подлесно-Тавлинской детской экспериментальной художественной школе. Перспективы развития этнического туризма можно оценить как благоприятные, так как высок процент тех, кто желает посетить другие объекты этнического туризма. Делается вывод о необходимости и в дальнейшем стимулировать внутренний и внешний этнический туризм в Мордовии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Козин Владимир Васильевич, Кирдяшкина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attendance monitoring of ethnic tourism objects in the Republic of Mordovia in 2017

The Republic of Mordovia is a multinational region of the Russian Federation. For centuries, Russians, Mordovians (Moksha and Erzya), Tatars, and others coexist peacefully on its territory. This necessitates the development of ethnic tourism, the area of tourism with a pronounced ethnic identity in the Republic. It can be distinguished as internal and external ethnic tourism. For the research of the development of ethnic tourism in Mordovia, the authors employed general research analytical methods (comparative, functional, natural history, etc.) and a survey as a tool for collecting primary sociological information. The survey was conducted in all municipal districts of the Republic in September 2017. The most famous objects of ethnic tourism are the ethnographic Museum complex “Mordovian Courtyard” and the Museum of Mordovian folk culture; they are the most visited sites. The percentage of people who know about the Center for National Culture in Old Terizmorga village and Podlesno-Tavlinskoy Children’s Experimental Art School is quite high. The prospects for the development of ethnic tourism can be assessed as favorable, since there is a high percentage of those who would like to visit other objects of ethnic tourism as well. The conclusion is made about further development of internal and external ethnic tourism in Mordovia.

Текст научной работы на тему «Мониторинг посещаемости объектов этнического туризма в Республике Мордовия в 2017 г»

УДК 338.8:005.581.1(470.3450) Б01: 10.15507/2076-2577.010.2018.03.086-094

МОНИТОРИНГ ПОСЕЩАЕМОСТИ ОБЪЕКТОВ ЭТНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ В 2017 г.

Козин Владимир Васильевич,

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник отдела мониторинга демографии и трудовых процессов ГКУ РМ «НЦСЭМ» (г. Саранск, РФ), vladimir.kozin13@mail.ru

Кирдяшкина Татьяна Ивановна,

старший научный сотрудник отдела мониторинга демографии и трудовых процессов

ГКУ РМ «НЦСЭМ» (г. Саранск, РФ), kird2k6@yandex.ru

Республика Мордовия - многонациональный регион Российской Федерации. На ее территории на протяжении веков мирно сосуществуют русские, мордва (мокшане и эрзяне), татары и др. Это обусловливает необходимость развития в республике этнического туризма. Последний является одним из направлений туризма с ярко выраженной этнической спецификой. Причем выделяют внутренний и внешний этнический туризм.

В процессе исследования развития этнического туризма в Мордовии использовались общенаучные методы анализа (сравнительный, функциональный, естественно-исторический и др.) и метод опроса в качестве инструмента сбора первичной социологической информации. Опрос проводился во всех муниципальных районах республики в сентябре 2017 г.

Наиболее известными объектами этнического туризма являются Музейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье» и Музей мордовской народной культуры, они же наиболее посещаемы. Довольно высок процент знающих о Центре национальной культуры в с. Старая Теризморга и Подлесно-Тавлинской детской экспериментальной художественной школе. Перспективы развития этнического туризма можно оценить как благоприятные, так как высок процент тех, кто желает посетить другие объекты этнического туризма.

Делается вывод о необходимости и в дальнейшем стимулировать внутренний и внешний этнический туризм в Мордовии.

Ключевые слова: этнический туризм; рекреационный потенциал; инфраструктура; регион; стимулирование; развитие; перспективы; объекты этнического туризма.

Для цитирования: Козин В. В., Кирдяшкина Т. И. Мониторинг посещаемости объектов этнического туризма в Республике Мордовия в 2017 г. // Финно-угорский мир. 2018. № 3. С. 86-94.

Введение

Республика Мордовия, несмотря на значительный рекреационный и туристский потенциал, никогда не относилась к флагманам туризма. Республиканский бюджет всегда недополучал значительные средства от туриндустрии. Причинами такого положения вещей, на наш взгляд, являются: отсутствие значительных инвестиционных средств для дальнейшего развития рекреационных зон; малая привлекательность для частного бизнеса, так как отдача от вложений появится не сразу; конкуренция в туристической сфере за клиентов, предпочитающих выехать на отдых за рубеж. Перечень этих причин можно продолжить. Несмотря на прилагаемые усилия органов государственной власти по развитию турист-

ской инфраструктуры и разработанные туристические маршруты, объем въездного туризма в Мордовию существенно меньше выездного. В современных условиях перед человеком открыты любые границы, поэтому неудивительно, что после крушения «железного занавеса» соотечественники в буквальном смысле «кинулись» за рубеж. Прошли годы, и пришло осознание того, что и Россия обладает (и обладала ранее) огромным туристским потенциалом.

Республика Мордовия - многонациональный регион Российской Федерации. На ее территории на протяжении веков мирно сосуществуют русские, мордва (мокшане и эрзяне), татары и др. Этим вызвана необходимость развития в ре-

86 ISSN 2076-2577 (print)

© Козин В. В., Кирдяшкина Т. И., 2018

спублике этнического туризма - одного из направлений туризма, имеющего ярко выраженную этническую специфику. Как и в туризме вообще, выделяют внутренний и внешний виды этнического туризма.

В рыночных условиях туристическая отрасль функционирует по рыночным законам, т. е. согласно закону спроса и предложения. Потребность человека в каком-либо товаре должна быть удовлетворена. Если есть спрос на товар, рынок отвечает на него предложением этого товара. Спрос на товар возникает в результате общественной потребности на него. Если таковая отсутствует, возникает необходимость стимулирования спроса. Несомненно, имеется острая необходимость разработать механизмы стимулирования в Республике Мордовия развития туризма вообще и этнического туризма, в частности.

Обзор литературы

Первоначально туризм изучался в рамках экономической теории с точки зрения оценки его вклада в развитие экономики стран и регионов. В западных исследованиях родоначальниками экономики туризма стали М. Клоусон и Дж. Кнетч [9]. Начало исследований туризма в российской экономической школе датируется серединой 90-х гг. XX в. и представлено работами А. Ю. Александровой [1], А. А. Татарино-ва [5] и др. Большой вклад в исследование туристского потенциала регионов внесли Г. А. Карпова [2], И. В. Зорин, Т. П. Каверина, В. А. Квартальнов1. По мнению И. В. Зорина и В. А. Квартальнова, туризм как экономическое явление охватывает спрос (турист), предложение (туристская индустрия) и туристский продукт, на который направлен интерес туриста2.

В рамках социологической науки изучению туризма как социологической категории положил начало Э. Кохен [8].

Социологию туризма он определяет как особую отрасль социологического знания, изучающую туристские мотивацию, роли, отношения и институты, их влияние на туристов и на общественность, которая их принимает. Кохен отмечает, что социально-культурное влияние туризма происходит, в том числе через межличностные отношения и знакомство с обычаями и традициями народов, населяющих ту или иную территорию. Р. Бах-лайтнер в большей степени ориентирован на изучение мотивации туристов, считая, что туризм представляет собой одну из форм мобильности, связанную с наличием свободного времени и процессами адаптации [3].

В российской практике туризм понимается как временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или на другую территорию в пределах своей страны в свободное время в целях отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте.

Учитываются три основные характеристики туризма: перемещение за пределы обычного места проживания; длительность пребывания (более 24 часов подряд); досуговые или деловые цели путешествия (при этом в случае с деловыми целями работа не оплачивается из источников страны пребывания). Данное определение закреплено в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»3.

Важно отметить, что в работах зарубежных и российских социологов прослеживается тенденция к использованию междисциплинарного подхода для изучения туризма, чаще всего объединяются географический, экономический и социологический компоненты.

1 См.: Зорин И. В., Каверина Т. П., Квартальнов В. А. Туризм как вид деятельности: учеб. Москва, 2005; Толковый словарь туристских терминов / АО «ЦСТЭ-интур», Рос. междунар. ин-т туризма; авт.-сост.: И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. Москва; Афины, 1994; Сфера туризма: структурное и бесструктурное управление / под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. А. Карповой: учеб. пособие. Санкт-Петербург, 2000.

2 См.: Толковый словарь туристских терминов. С. 231-232.

3 См.: Федеральный закон № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. (с изменениями и дополнениями) // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant. ru/136248/#ixzz5Q5cyJQur

К классификации туристической деятельности существуют разные подходы. В зависимости от мотивации путешествия американский ученый В. Смит выделил шесть видов туризма: этнический; культурный; исторический; экологический; рекреационный; деловой [7].

В контексте нашего исследования мы установили особенности этнического туризма, который является на сегодняшний день одним из наиболее распространенных видов туризма.

В научной литературе существует множество определений этнотуризма. Среди современных российских исследователей, изучающих это направление, можно выделить А. Г. Бутузова, Г. А. Аване-сову, Л. П. Воронкову, М. Б. Биржакова, Н. А. Мапову, Н. В. Моралеву, Е. Ю. Ле-довских, Л. В. Ковынева и др.4

В Республике Мордовия изучением этнического туризма в различных аспектах занимаются представители экономической (О. И. Аверина, А. И. Челмакина и др.5) и географической (Н. Е. Нехаева, М. А. Жулина и др.6) школ. В 2016 г. был реализован большой исследовательский проект по комплексному изучению ту-ристско-рекреационного потенциала Республики Мордовия с использованием социологических методов исследования [6].

Материалы и методы

В процессе исследования развития этнического туризма в Мордовии использовались общенаучные методы анализа (сравнительный, функциональный, естественно-исторический и др.) и метод опроса в качестве инструмента сбора первичной социологической информации. Опрос проводился во всех муниципальных районах республики в сентябре 2017 г. В соответствии с квот-

ным заданием были опрошены 388 чел., из них 61,1 % городское население и 39,9 % - сельское, 55,4 % женщин и 44,6 % мужчин. В опросе приняли участие все возрастные группы населения: 19,1 % составили люди в возрасте 1829 лет, 35,1 - 30-46 лет, 45,9 % - 50 лет и старше, что позволяет считать выборку по половозрастному признаку вполне репрезентативной.

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе опроса на вопрос: «Какие объекты этнического туризма Республики Мордовия Вы знаете, посещали или хотите посетить?» большинство респондентов ответили, что знают Музейно-этнографи-ческий комплекс «Мордовское подворье» и Музей мордовской народной культуры (г. Саранск). Довольно высок процент знающих о Центре национальной культуры в с. Старая Теризморга (Старошайговский район) и Подлесно-Тавлинской детской экспериментальной художественной школе (Кочкуровский район) (табл. 1).

Наиболее посещаемыми объектами этнического наследия являются Музейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье» и Музей мордовской народной культуры - более 40 %. Остальные объекты посетили менее 20 % респондентов. При этом в основном они планируют посетить этнографические объекты в районах республики (табл. 2).

Таким образом, перспективы развития этнического туризма можно оценить как благоприятные, поскольку высок процент тех, кто желает посетить другие объекты этнического туризма (около 50 %). Следует отметить и значительный процент тех, у кого этнический туризм не вызывает интерес.

4 См.: Биржаков М. Б. Введение в туризм. 9-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург, 2007; Бутузов А. Г. Этнокультурный туризм: учеб. пособие. Москва, 2013; Моралева Н. В. [и др.]. Аборигенный экотуризм: метод. пособие. Москва; 2008. (Сер. Библиотека коренных народов Севера, вып. 13); Туризм, гостеприимство, сервис: слов.-справ. / Г. А. Аванесова, Л. П. Воронкова, В. И. Маслов, А. И. Фролов; под ред. Л. П. Воронковой. Москва, 2002 и др.

5 См.: Аверина О. И., Кабанова Ю. В., Лябушева А. А. Этнотуризм: мода или дань уважения? // Финно-угорский мир. 2014. № 4. С. 100-103; Челмакина Л. А., Москалева Е. Г., Саранцева Е. Г. Развитие этнотуризма как важный фактор социально-экономического развития Республики Мордовия // Там же. 2016. № 2. С. 113-118 и др.

6 См.: Туристско-рекреационный потенциал Республики Мордовия: учеб. / Н. А. Емельянова, М. А. Жулина, В. М. Кицис [и др.]; под общ. ред. М. А. Жулиной. Саранск, 2017 и др.

Таблица 1. Ответы на вопрос «Какие объекты этнического туризма Республики Мордовия Вы знаете, посещали или хотели бы посетить?» (часть 1), %

Table 1. Answers to the question "Which objects of ethnic tourism of the Republic of Mordovia do you know, you have visited or would like to visit?" (part 1), %

Объект этнического туризма / An object of ethnic tourism Знаю / I know Не знаю / I do not know

Музейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье» (г. Саранск) / Museum complex "Mordovian Courtyard" (Saransk) 72,9 27,1

Музей мордовской народной культуры (r. Саранск) / Museum of Mordovian Folk Culture (Saransk) 67,7 32,3

Центр национальной культуры в с. Старая Теризморга (Старошайговский район) / Center for National Culture in Staraya Terizmorga village (Starohaysovsky district) 42,1 57,9

Подлесно-Тавлинская детская экспериментальная художественная школа (Кочкуровский район) / Podlesno-Tavlinskaya Children's Experimental Art School (Kochkurovsky District) 42,0 58,0

Центр русской культуры им. Ф. В. Сычкова в с. Кочелаеве (Ковылкинский район) / Center of Russian Culture named after F. V. Sychkov in Kochelaev village (Kovylkinsky district) 39,0 61,0

Музей «Русские валенки» в с. Урусове (Ардатовский район) / Museum "Russkiye valenki" in Urusovo village (Ardatovsky district) 27,2 72,8

Центр культуры и ремесел Атяшевского района (пос. Атяшево) / Center of Culture and Crafts of Atyashevsky District (Atyashevo Village) 22,8 77,2

Музей «Этно-кудо» им. В. И. Ромашкина (Кочкуровский район) / Museum "Ethno-kudo" named after V. I. Romashkin (Kochkurovsky District) 22,3 77,7

Таблица 2. Ответы на вопрос «Какие объекты этнического туризма Республики Мордовия Вы знаете, посещали или хотели бы посетить?» (часть 2), %

Table 2. Answers to the question "Which objects of ethnic tourism of the Republic of Mordovia do you know, you have visited or would like to visit?" (part 2), %

Объект этнического туризма / An object of ethnic tourism Посещал / I have visited it Хочу посетить/ I would like to visit it Не вызывает интерес/ It is not interesting for me

Музейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье» (г. Саранск) / Museum complex "Mordovian Courtyard" (Saransk) 43,8 37,8 18,4

Музей мордовской народной культуры (г. Саранск) / Museum of Mordovian Folk Culture (Saransk) 45,5 33,2 21,3

Центр русской культуры им. Ф. В. Сычкова в с. Кочелаеве (Ковылкинский район) / Center of Russian Culture named after F. V. Sychkov in Kochelaev village (Kovylkinsky district) 18,6 45,6 35,8

Подлесно-Тавлинская детская экспериментальная художественная школа (Кочкуровский район) / Podlesno-Tavlinskaya Children's Experimental Art School (Kochkurovsky District) 14,8 48,2 37,0

Центр национальной культуры в с. Старая Теризморга (Старошайговский район) / Center for National Culture in Staraya Terizmorga village (Starohaysovsky district) 11,9 55,8 32.3

Центр культуры и ремесел Атяшевского района (пос. Атяшево) / Center of Culture and Crafts of Atyashevsky District (Atyashevo Village) 8,0 46,1 45,9

Музей «Русские валенки» в с. Урусове (Ардатовский район) / Museum "Russkiye valenki" in Urusovo village (Ardatovsky district) 7,6 54,1 38,3

Музей «Этно-кудо» им. В. И. Ромашкина (Кочкуровский район) / Museum "Ethno-kudo" named after V. I. Romashkin (Kochkurovsky District) 6,3 46,6 47,1

Таблица 3. Ответы на вопрос «Какие объекты этнического туризма Республики Мордовия Вы знаете, посещали или хотели бы посетить?» в зависимости от типа поселения (часть 1), %

Table 3. Answers to the question "Which objects of ethnic tourism of the Republic of Mordovia do you know, you have visited or would like to visit?" depending on the type of settlement (part 1), %

Объект этнического туризма / An object of ethnic tourism Знаю / (город) I know (city) Знаю (село) / I know (countryside)

Музейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье» (г. Саранск) / Museum complex "Mordovian Courtyard" (Saransk) 81,1 60,6

Музей мордовской народной культуры (г. Саранск) / Museum of Mordovian Folk Culture (Saransk) 76,8 53,9

Центр национальной культуры в с. Старая Теризморга (Старошайговский район) / Center for National Culture in Staraya Terizmorga village (Starohaysovsky district) 44,2 38,7

Подлесно-Тавлинская детская экспериментальная художественная школа (Кочкуровский район) / Podlesno-Tavlinskaya Children's Experimental Art School (Kochkurovsky District) 47,8 33,5

Музей «Этно-кудо» им. В. И. Ромашкина (Кочкуровский район) / Museum "Ethno-kudo" named after V.I. Romashkin (Kochkurovsky District) 25,1 18,1

Центр культуры и ремесел Атяшевского района (пос. Атяшево) / Center of Culture and Crafts of Atyashevsky District (Atyashevo Village) 23,8 21,3

Центр русской культуры им. Ф. В. Сычкова в с. Кочелаеве (Ковылкинский район) / Center of Russian Culture named after F. V. Sychkov in Kochelaev village (Kovylkinsky district) 38,4 40,0

Музей «Русские валенки» в с. Урусове (Ардатовский район) / Museum "Russkiye valenki" in Urusovo village (Ardatovsky district) 29,4 23,9

Таблица 4. Ответы на вопрос «Какие объекты этнического туризма Республики Мордовия Вы знаете, посещали или хотели бы посетить?» в зависимости от типа поселения (часть 2), %

Table 4. Answers to the question "Which objects of ethnic tourism of the Republic of Mordovia do you know, you have visited or would like to visit?" depending on the type of settlement (part 2), %

Объект этнического туризма / An object of ethnic tourism Город / City Село / Countryside

Посещал / I have visited Хочу посетить / I would like to visit Посещал / I have visited Хочу посетить / I would like to visit

Музейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье» (г. Саранск) / Museum complex "Mordovian Courtyard" (Saransk) 51,9 32,9 31,1 45,2

Музей мордовской народной культуры (г. Саранск) / Museum of Mordovian Folk Culture (Saransk) 51,5 29,0 37,0 39,6

Центр национальной культуры в с. Старая Теризморга (Старошайговский район) / Center for National Culture in Staraya Terizmorga village (Starohaysovsky district) 12,1 52, 8 11,7 60,4

Подлесно-Тавлинская детская экспериментальная художественная школа (Кочкуровский район) / Podlesno-Tavlinskaya Children's Experimental Art School (Kochkurovsky District) 16,4 47,8 12,3 48,7

Музей «Этно-кудо» им. В. И. Ромашкина (Кочкуровский район) / Museum "Ethno-kudo" named after V. I. Romashkin (Kochkurovsky District) 7,0 45,7 5,2 48,1

Центр культуры и ремесел Атяшевского района (пос. Атяшево) / Center of Culture and Crafts of Atyashevsky District (Atyashevo Village) 7,8 44,8 8,4 48,1

Центр русской культуры им. Ф. В. Сычкова в с. Кочелаеве (Ковылкинский район) / Center of Russian Culture named after F. V. Sychkov in Kochelaev village (Kovylkinsky district) 18,9 45,5 18,1 45,8

Музей «Русские валенки» в с. Урусове (Ардатовский район) / Museum "Russkiye valenki" in Urusovo village (Ardatovsky district) 7,8 53,0 7,1 55,8

Таблица 5. Ответы на вопрос «Какие объекты этнического туризма Республики Мордовия Вы знаете, посещали или хотели бы посетить?» в зависимости от пола, %

Table 5. Answers to the question "Which objects of ethnic tourism of the Republic of Mordovia do you know, you have visited or would like to visit?" depending on gender %

Объект этнического туризма / An object of ethnic tourism Женщины / Female Мужчины / Male

Музейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье» (г. Саранск) / Museum complex "Mordovian Courtyard" (Saransk) 74,4 71,1

Музей мордовской народной культуры (г. Саранск) / Museum of Mordovian Folk Culture (Saransk) 71,0 63,6

Центр национальной культуры в с. Старая Теризморга (Старошайговский район) / Center for National Culture in Staraya Terizmorga village (Starohaysovsky district) 44,2 39,2

Подлесно-Тавлинская детская экспериментальная художественная школа (Кочкуровский район) / Podlesno-Tavlinskaya Children's Experimental Art School (Kochkurovsky District) 44,7 39,0

Музей «Этно-кудо» им. В. И. Ромашкина (Кочкуровский район) / Museum "Ethno-kudo" named after V. I. Romashkin (Kochkurovsky District) 22,9 21,5

Центр культуры и ремесел Атяшевского района (пос. Атяшево) / Center of Culture and Crafts of Atyashevsky District (Atyashevo Village) 22,9 22,7

Центр русской культуры им. Ф. В. Сычкова в с. Кочелаеве (Ковылкинский район) / Center of Russian Culture named after F. V. Sychkov in Kochelaev village (Kovylkinsky district) 39,5 38,4

Музей «Русские валенки» в с. Урусове (Ардатовский район) / Museum "Russkiye valenki" in Urusovo village (Ardatovsky district) 30,4 23,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее известны как горожанам, так и сельчанам Музейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье» и Музей мордовской народной культуры, менее 50 % отвечавших - Центр национальной культуры в с. Старая Теризморга, Подлес-но-Тавлинская детская экспериментальная художественная школа, Центр русской культуры им. Ф. В. Сычкова в с. Кочелаеве, менее 30 % респондентов знают о музее «Этно-кудо» им. В. И. Ромашкина, Центре культуры и ремесел Атяшевско-го района и музее «Русские валенки» в с. Урусове (табл. 3).

В целом, об объектах этнического туризма городские жители осведомлены значительно лучше сельских.

Полученные ответы позволяют утверждать, что объекты этнического наследия активнее посещают городские жители. Исключение составляет Центр культуры и ремесел Атяшевского района, но первенство сельчан статистически не значимо и составляет всего 0,6 %.

В качестве неиспользованного ресурса развития туризма в Мордовии следует считать большой процент желающих посетить объекты этнического туризма (табл. 4).

Об объектах этнического туризма лучше осведомлены женщины, чем мужчины. Разрыв в процентном соотношении не велик, но отмечается по всем объектам этнического туризма (табл. 5).

Некоторые отличия в информированности относительно объектов этнического туризма выявлены по возрастному признаку.

Респонденты в возрасте от 18 до 29 лет значительно лучше осведомлены о Му-зейно-этнографическом комплексе «Мордовское подворье». Это объясняется тем, что помимо музейно-этнографической составляющей, комплекс представляет собой место отдыха и развлечений. Молодежь также лучше осведомлена о Музее мордовской народной культуры. Респонденты более старшего возраста

Таблица 6. Ответы на вопрос «Какие объекты этнического туризма Республики Мордовия Вы знаете, посещали или хотели бы посетить?» в зависимости от возраста, %

Table 6. Answers to the question "Which objects of ethnic tourism of the Republic of Mordovia do you know, you have visited or would like to visit?" depending on age %

Объекты этнического туризма / An object of ethnic tourism Возраст / Age group

18-29 лет / 18-29 y.o. 30-49 лет / 30-49 y.o. 50 лет и старше / 50+

Музейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье» (г. Саранск) / Museum complex "Mordovian Courtyard" (Saransk) 82,4 78,7 64,6

Музей мордовской народной культуры (г. Саранск) / Museum of Mordovian Folk Culture (Saransk) 77,0 66,2 65,0

Центр национальной культуры в с. Старая Теризморга (Старошайговский район) / Center for National Culture in Staraya Terizmorga village (Starohaysovsky district) 32,4 40,0 47,5

Подлесно-Тавлинская детская экспериментальная художественная школа (Кочкуровский район) / Podlesno-Tavlinskaya Children's Experimental Art School (Kochkurovsky District) 33,8 37,0 49,4

Музей «Этно-кудо» им. В. И. Ромашкина (Кочкуровский район) / Museum "Ethno-kudo" named after V. I. Romashkin (Kochkurovsky District) 20,3 20,0 24,9

Центр культуры и ремесел Атяшевского района (пос. Атяшево) / Center of Culture and Crafts of Atyashevsky District (Atyashevo Village) 13,5 24,4 25,4

Центр русской культуры им. Ф. В. Сычкова в с. Кочелаеве (Ковылкинский район) / Center of Russian Culture named after F. V. Sychkov in Kochelaev village (Kovylkinsky district) 33,8 32,6 46,1

Музей «Русские валенки» в с. Урусове (Ардатовский район) / Museum "Russkiye valenki" in Urusovo village (Ardatovsky district) 24,3 23,0 31,6

(50 лет и старше) чаще других отмечали Подлесно-Тавлинскую детскую экспериментальную художественную школу и Центр русской культуры им. Ф. В. Сычкова в с. Кочелаеве (табл. 6).

Заключение

Законодательную базу государственной программы по туризму в Республике Мордовия обеспечивают два стратегических документа - Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013-2018 гг., утвержденная Постановлением Правительства РМ № 363 от 8 октября 2012 г., а также Закон Республики Мордовия «О регулировании отдельных вопросов туристской деятельности на территории Республики Мордовия», утвержденный Постановлением Правительства РМ № 31-3 от 10 мая 2017 г. В соответствии с ними принимаются меры, способствующие благоприятному разви-

тию в том числе этнического туризма как в столице - г. Саранске, так и в районах.

В результате анализа ответов респондентов об объектах этнического туризма можно утверждать, что наиболее известными и востребованными являются Му-зейно-этнографический комплекс «Мордовское подворье» и Музей мордовской народной культуры. Вызывают интерес Центр национальной культуры в с. Старая Теризморга и Подлесно-Тавлинская детская экспериментальная художественная школа. Об объектах этнического туризма городские жители осведомлены значительно лучше сельских. В целом, перспективы развития этнического туризма можно оценить как благоприятные, поскольку высок процент желающих посетить объекты этнического туризма, пусть и при относительно высоком проценте тех, у кого этнический туризм не вызывает интереса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Александрова А. Ю. Туризм и культурное наследие // Межвузовский сборник научных трудов / под ред. Д. Е. Луконина, Т. В. Черевичко. Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 2006. С. 10 - 18.

2. Карпова Г. А. Экономика современного туризма. Москва; Санкт-Петербург: Герда, 1998. 412 с.

3. Ким С. Г., Бахлайтнер Р. Социология туризма, или О социологии путешествий // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11. Социология: рефератив. журн. / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-ин-форм. исслед. Отд. социологии и социал. Психологии. 2006. № 3. С. 90-97.

4. Сундуев Ч. Б., Хышиктуева Л. В. Этноту-ризм как одно из направлений культурно-познавательного туризма // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 4. С. 53-56.

5. Татаринов А. А. Методология оценки и анализа экономики рекреационно-турист-ского региона. Сочи: СГУТиКД, 1998. 92 с.

6. Формирование туристско-рекреацион-ного потенциала Республики Мордовия / И. Г. Кильдюшкина, К. Г. Киселева, Г. Щукин, Л. Н. Липатова, А. В. Булавин; НИИ гуманитар. наук Правительстве Республики Мордовия. Саранск, 2016. 237 с.

7. Smith V. Hosts and Guests: The Anthropology of Tourism / University of Pennsylvania Press. Philadelphia, 1977. 352 p.

8. Cohen E. Towards a Sociology of International Tourism // Social Research. 1972. Vol. 39. P. 64-82.

9. Clawson M., Knetsch J. L. Economics of Outdoor Recreation, Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1966. P. 738-743.

Поступила 28.08.2018, опубликована 24.12.2018

ATTENDANCE MONITORING

OF ETHNIC TOURISM OBJECTS

IN THE REPUBLIC OF MORDOVIA IN 2017

Vladimir V. Kozin,

Candidate Sc. {Sociology}, Associate Professor, Leading Research Fellow, Department for Monitoring for Demography and Labor Processes, Scientific Center for Social and Economic Monitoring of the Republic of Mordovia (Saransk, Russia), vladimir.kozin13@mail.ru

Tatiana I. Kirdiashkina,

Senior Researcher, Department for Monitoring for Demography and Labor Processes, Scientific Center for Social and Economic Monitoring of the Republic of Mordovia (Saransk, Russia), kird2k6@yandex.ru

The Republic of Mordovia is a multinational region of the Russian Federation. For centuries, Russians, Mordovians (Moksha and Erzya), Tatars, and others coexist peacefully on its territory. This necessitates the development of ethnic tourism, the area of tourism with a pronounced ethnic identity in the Republic. It can be distinguished as internal and external ethnic tourism.

For the research of the development of ethnic tourism in Mordovia, the authors employed general research analytical methods (comparative, functional, natural history, etc.) and a survey as a tool for collecting primary sociological information. The survey was conducted in all municipal districts of the Republic in September 2017.

The most famous objects of ethnic tourism are the ethnographic Museum complex "Mordovian Courtyard" and the Museum of Mordovian folk culture; they are the most visited sites. The percentage of people who know about the Center for National Culture in Old Terizmorga village and Podlesno-Tavlinskoy Children's Experimental Art School is quite high. The prospects for the development of ethnic tourism can be assessed as favorable, since there is a high percentage of those who would like to visit other objects of ethnic tourism as well.

The conclusion is made about further development of internal and external ethnic tourism in Mordovia.

Key words: ethnic tourism; recreational potential; infrastructure; region; stimulation; development; prospects; objects of

ethnic tourism.

For citation: Kozin VV, Kirdiashkina TI. Attendance monitoring of ethnic tourism objects in the Republic of Mordovia in 2017. Finno-ugorskii mir = Finno-Ugric World. 2018; 3: 86-94. (In Russian)

REFERENCES

1. Aleksandrova AYu. Tourism and cultural heritage. Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov = Interuniversity collection of articles. Saratov, 2006; 10-18. (In Russian)

2. Karpova GA. Economics of modern tourism. Moskva; Sankt Peterburg, 1998. (In Russian)

3. Kim SG, Bakhlaytner R. Sociology of Tourism, or On the Sociology of Travel. Sotsial-nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaia i zarubezhnaia literature. Ser. 11. Sotsiolo-giia = Social and Human Sciences. Domestic and foreign literature. Ser. 11. Sociology. 2006; 3: 90-97. (In Russian)

4. Sunduev Ch B, Khyshiktueva LV. Ethnotour-ism as one of the directions of cultural and educational tourism. Vestnik Buriatskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin

of Buryat State University. 2009; 4: 53-56. (In Russian)

5. Tatarinov AA. Methodology for assessing and analyzing the economy of a recreational and tourist region. Sochi; 1998. (In Russian)

6. Formation of the tourist-recreational potential of the Republic of Mordovia. Saransk; 2016. (In Russian)

7. Smith V. Hosts and Guests: The Anthropology of Tourism / University of Pennsylvania Press. Philadelphia, 1977. (In English)

8. Cohen E. Towards a Sociology of International Tourism. Social Research. 1972; 39: 64-82. (In English)

9. Clawson M, Knetsch JL. Economics of Outdoor Recreation, Baltimore; 1966: 738-743. (In English)

Submitted 28.08.2018, published 24.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.