Научная статья на тему 'Роль традиционной народной медицины в современной системе жизнеобеспечения населения Симбирско-Ульяновского Поволжья'

Роль традиционной народной медицины в современной системе жизнеобеспечения населения Симбирско-Ульяновского Поволжья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Порозова А. Д.

В статье рассматривается роль и место традиционной народной медицины в современном здравоохранении и жизни этноса. Дан анализ анкет подворного опроса жителей сёл Ульяновской области с целью выяснения соотношения роли народной и государственной медицины. В таблицах показано отношение различных возрастных и половых группа, а также групп по уровню образования к средствам народной медицины в настоящее время. В работе приводятся данные социологического опроса отношения жителей области к современному медицинскому обслуживанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TRADITIONAL PUBLIC MEDICINE IN MODERN LIFE - SUPPORT SYSTEM OF THE POPULATION OF ULYANOVSK VOLGA REGION (POVOLZHYA)

The article considers the role and the place of traditional public medicine in modern public health and life of ethnos. It is given the analysis of the questionnaires of farmstead questioning of the village inhabitants of Ulyanovsk Region for the purpose of finding out the correlation of the role of public and state medicine presented in tables showing in percent the attitude of different age and sex groups and groups according to the educational level to the remedies of public medicine at present. The work gives data of sociological questioning of relation of the inhabitants of the region to modern medical service.

Текст научной работы на тему «Роль традиционной народной медицины в современной системе жизнеобеспечения населения Симбирско-Ульяновского Поволжья»

зис сословного образования. Причем этот кризис осознавали не только наиболее подвижная часть духовного сословия - молодежь, которая с легкостью впитывала многие революционные идеи, но и даже более консервативная часть - преподаватели и начальствующий состав учебных заведений.

1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 802. Оп. 10 (1905). Д. 68. Л. 5.

2 РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1905). Д. 68. Л. 9.

3 Пасхалия - в узком смысле - таблица, по которой определяется день празднования Пасхи, в более широком смысле -правила вычисления дня празднования Пасхи и других подвижных праздников по лунному календарю.

4 РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1905). Д. 68. Л. 19 об.

5 Гапонизация духовной школы (из протоколов семинарского съезда) // Колокол. 1907. № 351. С. 2.

6 РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1905). Д. 68. Л. 5 об.

7 Там же. Л. 13.

8 Леонтьева Т.Г Вера и прогресс: Православное сельское духовенство России во второй половине Х1Х века - начале ХХ вв. М., 2002. С. 75.

9 См.: РГИА. Ф. 802. Оп. 11 (1914). Д. 62. Л .Л. 18 об, 23.

10 РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1905). Д. 76. Л. 32 об.

11 РГИА. Ф. 802, Оп. 10 (1905), Д. 55. Л. 119.

12 См.: Леонтьева Т.Г Указ. соч. С. 72.

13 Определения Св. Синода от 20 - 22 декабря 1905 года // Церковные ведомости. 1906. № 1. С. 9.

14 Там же. С. 7.

15 РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1905). Д. 57.

16 Там же. Ч. III. Л. 134.

17 Свод отзывов правлений 172 духовных училищ о реформе духовной школы. СПб. 1906; Извлечения из представленных епархиальными преосвященными Святейшему Синоду соображений советов епархиальных женских училищ по вопросу об изменениях в строе этих училищ. СПб., 1906.

18 Свод отзывов правлений 172 духовных училищ о реформе духовной школы. СПб., С. 8.

19 Извлечения из представленных епархиальными преосвященными Святейшему Синоду соображений советов епархиальных женских училищ по вопросу об изменениях в строе этих училищ. СПб., 1906. С. 1.

20 Там же. С. 6.

УДК 94(470):61

РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СИМБИРСКО-УЛЬЯНОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ

Традиционная народная медицина (этномедицина) - часть духовной культуры этноса. Она является предметом изучения этнографической науки. Этномедицина сыграла важную роль в адаптации человеческого общества к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности. В ней запечатлены важнейшие этапы истории развития человеческого общества, отразившиеся на формировании его мировоззрения. Как любой другой вид народных знаний, этномедицина нуждается в изучении1.

Исследованием народно-медицинских знаний занимались многие учёные: М.Д. Торен, Ю.В. Бромлей, С.А. Токарев, В.И. Харитонова, И.Л. Станкевич, И.В. Ильина, Л.И. Никонова, В.Н. Топоров, С.А. Арутюнов, Л.Н. Щан-кина, И.А. Кандрина, Г.Н. Мальцев и др.

На протяжении истории своего развития традиционная народная медицина испытала неоднозначное отношение со стороны властей и науки. В начале XX в. сфера традиционной культуры оказалась на периферии научных интересов. В этот период возникло крайне негативное отношение к народной медицине. Учёные подчёркивали иррациональный характер этих знаний, считая ее основанной на суевериях, и потому народная медицина оказалась за пределами внимания учёных2.

К 60 - 70-м г. XX в. в официальных кругах и научной среде взгляды на народную медицину значительно изменились. Интерес к ней был вызван рядом идеологических, социально-экономических причин, а также неограниченными возможностями использования многовекового опыта народа в области медицинских знаний. Известно, что многие современные методы лечения и лекарственные средства связаны с народной медициной. По этому поводу академик Б.В. Петровский сказал: «Современная научная медицина берёт из тысячелетнего опыта народа всё ценное и рациональное, что там накоплено, и отбрасывает то, что приносит вред здоровью человека»3.

А.Д. Порозова,

соискатель, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

В народной медицине можно выделить на две основные части: «бытовую», носителем которой является каждый человек, каждая семья, и «профессиональную», представленную знахарями, ведунами, колдунами и другими целителями, т.е. людьми, для которых врачевание стало их ремеслом.

В «бытовой» народной медицине Симбирско - Ульяновского Поволжья в лечебных целях применялись как дикорастущие, так и культивированные растения. Широко использовались средства животного и минерального происхождения, физиотерапия. В «профессиональной» практиковалась народная хирургия, травматология и психотерапия с использованием магико-медицинских знаний. Причём практика лечения знахарей не обходилось без бытовых медицинских знаний.

Базируясь на знаниях народной медицины, развиваясь в научном направлении, рациональная (научная)

медицина достигла значительных успехов в области борьбы с различными заболеваниями и давно отделилась от своей предшественницы. Но за последнее время некоторые неблагоприятные социально -экономические условия жизни народа всё чаще заставляют научную медицину обращаться к народной. И дипломированные врачи начинают рекомендовать пациентам «бабушкины рецепты».

Для выяснения роли традиционной народной медицины в современной системе жизнеобеспечения этноса Ульяновского Поволжья нами было обследовано 19 районов Ульяновской области, собрано и проанализировано более 500 анкет подворного опроса жителей сёл.

На вопрос анкеты «Если заболели, куда идёте лечиться?» 58,7% ответили, что идут к врачу; 40% сообщили, что сначала идут к врачу, а потом к знахарю; 40% лечатся своими средствами, используя рецепты из народной медицины; 8,3% сельских жителей всё же обращаются (если врач не помогает) к знахарям - «бабушкам». Из всех средств народной медицины чаще всего используются травы и лечебные препараты из них (73,4%). Важное место из биологической группы отводится продуктам пчеловодства. На их долю приходится 63,9%. На следующем месте оказались средства животного происхождения, а точнее молочные продукты (49,3%). Небольшой процент населения при лечении использует выделения человека и животных (соответственно 25,4% и 7,1%).

Средства минерального происхождения применяют 44,9% опрошенных, воду из естественных источников и родников - 29,2%; 42,8% жителей используют для лечения физиотерапевтические средства: холодные и согревающие компрессы, тепло русской печи, а также жар и пар русской бани (36,3%). Народную хирургию и травматологию применяют 37,5% жителей.

На вопрос анкеты «Применяете ли Вы лечебную магию?» ответы распределились следующим образом: «не применяю» - 30,4%, «лечу сама сглаз и снимаю порчу» - 1,2%, «применяю лечебную магию, лечусь заговорами» - 14,6%, «лечусь молитвами» - 18,3%.

В анкете исследовались и другие проблемы.

Анализируя ответы анкет, мы пришли к следующему выводу: в целом у населения значительно вырос интерес к народной медицине и в первую очередь к биологическим средствам лечения. Более открыто стала применяться лечебная магия как психотерапевтическое средство воздействия на человека.

Для выяснения отношения к традиционной народной медицине в современной системе жизнеобеспечения среди возрастных и половых групп населения нами был выборочно проведен опрос 350 жителей сёл Ульянов-ской области (таблица).

Анализ таблицы показал, что максимальное число опрошенных каждой возрастной группы позитивно относятся к средствам народной медицины, особенно женщины.

Процент негативного отношения к средствам народной медицины во всех группах незначительный, но больший процент недоверия к средствам народной меди-цины принадлежит мужчинам. У женщин этот показатель гораздо ниже, а в группе пожилого возраста вовсе отсутствует. Очевидно, сказалось атеистическое восприятие мира, формировавшееся в советский период времени, и то, что мужчины всегда меньше доверяли средствам народной медицины, чем женщины. Максимальное число процентов с позитивным отношением к народной медицине приходится на женщин молодого и особенно пожилого возраста (соответственно 83,2% и 84,7%), так как пожилые люди ещё хорошо помнят, как лечили их родители, и сами они нередко являются хранителями традиций народных медицинских знаний. Интересно то, что люди молодого возраста, образование которых не ниже среднего, используют средства народной медицины, несмотря на их иррациональный и суеверный характер. Очевидно, это вызвано прежде всего отдельными социально-экономическими причинами. Народ вынужден заниматься самолечением, так как государственная медицина становится труднодоступной. Приёмы у врача, проведение всевозможных анализов, лечение пациентов в больницах осуществляется на платной основе, и не только в областных, но и в участковых районных больницах. А сложные хирургические операции вообще стали недоступными для многих жителей области. Другая причина, на наш взгляд, не менее важная, заключается в том, что народная медицина, как любая традиционная культура, со временем не может быть полностью отделена от само-

Отношение к традиционной народной медицине различных возрастных и половых групп населения

Возраст 18 - 30 18 - 30 31 - 55 31 - 55 56 - 80 56 - 80

Пол Мужской Женский Мужской Женский Мужской Женский

Отрицательное, негативное 3 (18,7 %) 14 (11,8%) 5 (22,7 %) 7 (7,6 %) 4 (25,0 %) -

Среднее, промежуточное 3 (18,7 %) 6 (5,0 %) 5 (22,7 %) 9 (9,8 %) 3 (18,7 %) 13 (15,3 %)

Положительное, позитивное 10 (62,6%) 99 (83,2%) 12 (54,6%) 76 (82,6%) 9 (56,3 %) 72 (84,7 %)

Всего 16 (100%) 119 (100%) 22 (100%) 92 (100%) 16 (100%) 85 (100%)

го народа, она может лишь трансформироваться вместе с этносом из одной исторической формы жизнедеятельности человеческого общества в другую.

Таким образом, традиционная народная медицина (в том числе и Симбирско-Ульяновсого Поволжья) сохраняет свою роль в современной системе жизнеобеспечения, показав свою живучесть и приспособляемость к новым условиям жизни этноса.

1 См.: Бромлей Ю.В. Народная медицина как предмет этнографических исследований // Советская этнография. 1996. № 5. С. 3 - 18.

2 Литературная газета. 1974. 1 мая. С. 12.

3 См.: Никонова Л.И. Традиционная медицина народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения. Саранск: МГПИ, 2000.

УДК 94(470):008.001

ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА

КАК СРЕДСТВО МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

(НА ПРИМЕРЕ МОРДОВИИ)

Образ жизни любого этноса складывается из нескольких содержательно различных компонентов. С древних времен одно из ключевых мест в духовной культуре мордвы занимали календарные праздники и обряды, являясь составной частью их досуга и важной формой коллективного общения. Они служили также мощной этноконсолидирующей силой. Их возникновение и бытование связано с хозяйственной деятельностью народа, периодичностью и повторяемостью основных видов занятий. В основе праздников лежал аграрный культ. Составной частью почти всех народных празднеств были игры, состязания, восходящие нередко к глубокой древности. Народные игры составляют важную и неотъемлемую часть национальной культуры народа, являются древнейшим средством физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В своей совокупности они синтезируют элементы народного театра, народной песни, трудового и военного искусства1.

Сходные условия жизнедеятельности этносов, межнациональные контакты, общность исторических судеб, религиозное единство и другие факторы обусловливают сходство различных элементов духовной и материальной культур разных народов, в том числе и в сфере досуга, состязательно-игровой деятельности.

Многие народные игры и забавы, являясь, по сути, развлекательно-спортивными, носили аграрно -обрядовый характер. А спортивные состязания, будучи частью календарных и религиозных праздников, имели ритуально-магическое значение. Концептуально дополняя обрядовые церемонии, они символизировали противоборство человека с природой. Согласно поверьям многих народов, коллективные состязания в силе, ловкости и выносливости придавали земле силу, плодородие и высокую уро-жайность2.

У народов, занимающихся хозяйственной деятельностью в сходных природно-климатических условиях, аграрно-обрядовый календарь и сопутствующие ему состязательно-игровые моменты часто имели очень много общих черт. Так, например, праздничное катание с ледяных гор было распространено у русских, мордвы, чувашей, марийцев и многих других. Считалось, что оно избавляет от недугов и обеспечивает хорошие всходы зерновых, конопли, льна. У многих народов широко практиковались такие развлечения, как хороводы, катание на лошадях, каруселях, символизирующих солнце, надежду на богатый урожай.

На протяжении долгого времени непременной составной частью праздничных гуляний в русских и мордовских сёлах были кулачные бои. По традиции их открывали мальчики лет восьми, затем вступали подростки, их сменяла молодежь, а далее вступали и взрослые мужчины. Это была своеобразная демонстрация мужской силы деревни, смотр физической подготовленности молодого поколения общины, этнической группы. Кулачные бои имели свои правила: нельзя бить лежачего, использовать кастеты и т.п. Нарушение правил, употребление недозволенных приемов могло на-

А.А. Серов,

аспирант кафедры всемирной истории Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева

ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.