зис сословного образования. Причем этот кризис осознавали не только наиболее подвижная часть духовного сословия - молодежь, которая с легкостью впитывала многие революционные идеи, но и даже более консервативная часть - преподаватели и начальствующий состав учебных заведений.
1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 802. Оп. 10 (1905). Д. 68. Л. 5.
2 РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1905). Д. 68. Л. 9.
3 Пасхалия - в узком смысле - таблица, по которой определяется день празднования Пасхи, в более широком смысле -правила вычисления дня празднования Пасхи и других подвижных праздников по лунному календарю.
4 РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1905). Д. 68. Л. 19 об.
5 Гапонизация духовной школы (из протоколов семинарского съезда) // Колокол. 1907. № 351. С. 2.
6 РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1905). Д. 68. Л. 5 об.
7 Там же. Л. 13.
8 Леонтьева Т.Г Вера и прогресс: Православное сельское духовенство России во второй половине Х1Х века - начале ХХ вв. М., 2002. С. 75.
9 См.: РГИА. Ф. 802. Оп. 11 (1914). Д. 62. Л .Л. 18 об, 23.
10 РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1905). Д. 76. Л. 32 об.
11 РГИА. Ф. 802, Оп. 10 (1905), Д. 55. Л. 119.
12 См.: Леонтьева Т.Г Указ. соч. С. 72.
13 Определения Св. Синода от 20 - 22 декабря 1905 года // Церковные ведомости. 1906. № 1. С. 9.
14 Там же. С. 7.
15 РГИА. Ф. 802. Оп. 10 (1905). Д. 57.
16 Там же. Ч. III. Л. 134.
17 Свод отзывов правлений 172 духовных училищ о реформе духовной школы. СПб. 1906; Извлечения из представленных епархиальными преосвященными Святейшему Синоду соображений советов епархиальных женских училищ по вопросу об изменениях в строе этих училищ. СПб., 1906.
18 Свод отзывов правлений 172 духовных училищ о реформе духовной школы. СПб., С. 8.
19 Извлечения из представленных епархиальными преосвященными Святейшему Синоду соображений советов епархиальных женских училищ по вопросу об изменениях в строе этих училищ. СПб., 1906. С. 1.
20 Там же. С. 6.
УДК 94(470):61
РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ СИМБИРСКО-УЛЬЯНОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ
Традиционная народная медицина (этномедицина) - часть духовной культуры этноса. Она является предметом изучения этнографической науки. Этномедицина сыграла важную роль в адаптации человеческого общества к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности. В ней запечатлены важнейшие этапы истории развития человеческого общества, отразившиеся на формировании его мировоззрения. Как любой другой вид народных знаний, этномедицина нуждается в изучении1.
Исследованием народно-медицинских знаний занимались многие учёные: М.Д. Торен, Ю.В. Бромлей, С.А. Токарев, В.И. Харитонова, И.Л. Станкевич, И.В. Ильина, Л.И. Никонова, В.Н. Топоров, С.А. Арутюнов, Л.Н. Щан-кина, И.А. Кандрина, Г.Н. Мальцев и др.
На протяжении истории своего развития традиционная народная медицина испытала неоднозначное отношение со стороны властей и науки. В начале XX в. сфера традиционной культуры оказалась на периферии научных интересов. В этот период возникло крайне негативное отношение к народной медицине. Учёные подчёркивали иррациональный характер этих знаний, считая ее основанной на суевериях, и потому народная медицина оказалась за пределами внимания учёных2.
К 60 - 70-м г. XX в. в официальных кругах и научной среде взгляды на народную медицину значительно изменились. Интерес к ней был вызван рядом идеологических, социально-экономических причин, а также неограниченными возможностями использования многовекового опыта народа в области медицинских знаний. Известно, что многие современные методы лечения и лекарственные средства связаны с народной медициной. По этому поводу академик Б.В. Петровский сказал: «Современная научная медицина берёт из тысячелетнего опыта народа всё ценное и рациональное, что там накоплено, и отбрасывает то, что приносит вред здоровью человека»3.
А.Д. Порозова,
соискатель, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова
ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)
В народной медицине можно выделить на две основные части: «бытовую», носителем которой является каждый человек, каждая семья, и «профессиональную», представленную знахарями, ведунами, колдунами и другими целителями, т.е. людьми, для которых врачевание стало их ремеслом.
В «бытовой» народной медицине Симбирско - Ульяновского Поволжья в лечебных целях применялись как дикорастущие, так и культивированные растения. Широко использовались средства животного и минерального происхождения, физиотерапия. В «профессиональной» практиковалась народная хирургия, травматология и психотерапия с использованием магико-медицинских знаний. Причём практика лечения знахарей не обходилось без бытовых медицинских знаний.
Базируясь на знаниях народной медицины, развиваясь в научном направлении, рациональная (научная)
медицина достигла значительных успехов в области борьбы с различными заболеваниями и давно отделилась от своей предшественницы. Но за последнее время некоторые неблагоприятные социально -экономические условия жизни народа всё чаще заставляют научную медицину обращаться к народной. И дипломированные врачи начинают рекомендовать пациентам «бабушкины рецепты».
Для выяснения роли традиционной народной медицины в современной системе жизнеобеспечения этноса Ульяновского Поволжья нами было обследовано 19 районов Ульяновской области, собрано и проанализировано более 500 анкет подворного опроса жителей сёл.
На вопрос анкеты «Если заболели, куда идёте лечиться?» 58,7% ответили, что идут к врачу; 40% сообщили, что сначала идут к врачу, а потом к знахарю; 40% лечатся своими средствами, используя рецепты из народной медицины; 8,3% сельских жителей всё же обращаются (если врач не помогает) к знахарям - «бабушкам». Из всех средств народной медицины чаще всего используются травы и лечебные препараты из них (73,4%). Важное место из биологической группы отводится продуктам пчеловодства. На их долю приходится 63,9%. На следующем месте оказались средства животного происхождения, а точнее молочные продукты (49,3%). Небольшой процент населения при лечении использует выделения человека и животных (соответственно 25,4% и 7,1%).
Средства минерального происхождения применяют 44,9% опрошенных, воду из естественных источников и родников - 29,2%; 42,8% жителей используют для лечения физиотерапевтические средства: холодные и согревающие компрессы, тепло русской печи, а также жар и пар русской бани (36,3%). Народную хирургию и травматологию применяют 37,5% жителей.
На вопрос анкеты «Применяете ли Вы лечебную магию?» ответы распределились следующим образом: «не применяю» - 30,4%, «лечу сама сглаз и снимаю порчу» - 1,2%, «применяю лечебную магию, лечусь заговорами» - 14,6%, «лечусь молитвами» - 18,3%.
В анкете исследовались и другие проблемы.
Анализируя ответы анкет, мы пришли к следующему выводу: в целом у населения значительно вырос интерес к народной медицине и в первую очередь к биологическим средствам лечения. Более открыто стала применяться лечебная магия как психотерапевтическое средство воздействия на человека.
Для выяснения отношения к традиционной народной медицине в современной системе жизнеобеспечения среди возрастных и половых групп населения нами был выборочно проведен опрос 350 жителей сёл Ульянов-ской области (таблица).
Анализ таблицы показал, что максимальное число опрошенных каждой возрастной группы позитивно относятся к средствам народной медицины, особенно женщины.
Процент негативного отношения к средствам народной медицины во всех группах незначительный, но больший процент недоверия к средствам народной меди-цины принадлежит мужчинам. У женщин этот показатель гораздо ниже, а в группе пожилого возраста вовсе отсутствует. Очевидно, сказалось атеистическое восприятие мира, формировавшееся в советский период времени, и то, что мужчины всегда меньше доверяли средствам народной медицины, чем женщины. Максимальное число процентов с позитивным отношением к народной медицине приходится на женщин молодого и особенно пожилого возраста (соответственно 83,2% и 84,7%), так как пожилые люди ещё хорошо помнят, как лечили их родители, и сами они нередко являются хранителями традиций народных медицинских знаний. Интересно то, что люди молодого возраста, образование которых не ниже среднего, используют средства народной медицины, несмотря на их иррациональный и суеверный характер. Очевидно, это вызвано прежде всего отдельными социально-экономическими причинами. Народ вынужден заниматься самолечением, так как государственная медицина становится труднодоступной. Приёмы у врача, проведение всевозможных анализов, лечение пациентов в больницах осуществляется на платной основе, и не только в областных, но и в участковых районных больницах. А сложные хирургические операции вообще стали недоступными для многих жителей области. Другая причина, на наш взгляд, не менее важная, заключается в том, что народная медицина, как любая традиционная культура, со временем не может быть полностью отделена от само-
Отношение к традиционной народной медицине различных возрастных и половых групп населения
Возраст 18 - 30 18 - 30 31 - 55 31 - 55 56 - 80 56 - 80
Пол Мужской Женский Мужской Женский Мужской Женский
Отрицательное, негативное 3 (18,7 %) 14 (11,8%) 5 (22,7 %) 7 (7,6 %) 4 (25,0 %) -
Среднее, промежуточное 3 (18,7 %) 6 (5,0 %) 5 (22,7 %) 9 (9,8 %) 3 (18,7 %) 13 (15,3 %)
Положительное, позитивное 10 (62,6%) 99 (83,2%) 12 (54,6%) 76 (82,6%) 9 (56,3 %) 72 (84,7 %)
Всего 16 (100%) 119 (100%) 22 (100%) 92 (100%) 16 (100%) 85 (100%)
го народа, она может лишь трансформироваться вместе с этносом из одной исторической формы жизнедеятельности человеческого общества в другую.
Таким образом, традиционная народная медицина (в том числе и Симбирско-Ульяновсого Поволжья) сохраняет свою роль в современной системе жизнеобеспечения, показав свою живучесть и приспособляемость к новым условиям жизни этноса.
1 См.: Бромлей Ю.В. Народная медицина как предмет этнографических исследований // Советская этнография. 1996. № 5. С. 3 - 18.
2 Литературная газета. 1974. 1 мая. С. 12.
3 См.: Никонова Л.И. Традиционная медицина народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения. Саранск: МГПИ, 2000.
УДК 94(470):008.001
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ДОСУГА
КАК СРЕДСТВО МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ МОРДОВИИ)
Образ жизни любого этноса складывается из нескольких содержательно различных компонентов. С древних времен одно из ключевых мест в духовной культуре мордвы занимали календарные праздники и обряды, являясь составной частью их досуга и важной формой коллективного общения. Они служили также мощной этноконсолидирующей силой. Их возникновение и бытование связано с хозяйственной деятельностью народа, периодичностью и повторяемостью основных видов занятий. В основе праздников лежал аграрный культ. Составной частью почти всех народных празднеств были игры, состязания, восходящие нередко к глубокой древности. Народные игры составляют важную и неотъемлемую часть национальной культуры народа, являются древнейшим средством физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В своей совокупности они синтезируют элементы народного театра, народной песни, трудового и военного искусства1.
Сходные условия жизнедеятельности этносов, межнациональные контакты, общность исторических судеб, религиозное единство и другие факторы обусловливают сходство различных элементов духовной и материальной культур разных народов, в том числе и в сфере досуга, состязательно-игровой деятельности.
Многие народные игры и забавы, являясь, по сути, развлекательно-спортивными, носили аграрно -обрядовый характер. А спортивные состязания, будучи частью календарных и религиозных праздников, имели ритуально-магическое значение. Концептуально дополняя обрядовые церемонии, они символизировали противоборство человека с природой. Согласно поверьям многих народов, коллективные состязания в силе, ловкости и выносливости придавали земле силу, плодородие и высокую уро-жайность2.
У народов, занимающихся хозяйственной деятельностью в сходных природно-климатических условиях, аграрно-обрядовый календарь и сопутствующие ему состязательно-игровые моменты часто имели очень много общих черт. Так, например, праздничное катание с ледяных гор было распространено у русских, мордвы, чувашей, марийцев и многих других. Считалось, что оно избавляет от недугов и обеспечивает хорошие всходы зерновых, конопли, льна. У многих народов широко практиковались такие развлечения, как хороводы, катание на лошадях, каруселях, символизирующих солнце, надежду на богатый урожай.
На протяжении долгого времени непременной составной частью праздничных гуляний в русских и мордовских сёлах были кулачные бои. По традиции их открывали мальчики лет восьми, затем вступали подростки, их сменяла молодежь, а далее вступали и взрослые мужчины. Это была своеобразная демонстрация мужской силы деревни, смотр физической подготовленности молодого поколения общины, этнической группы. Кулачные бои имели свои правила: нельзя бить лежачего, использовать кастеты и т.п. Нарушение правил, употребление недозволенных приемов могло на-
А.А. Серов,
аспирант кафедры всемирной истории Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева
ВЕСТНИК. 2007. № 17(3)