А.Д. ПОРОЗОВА
РОЛЬ НАРОДНОЙ МЕДИЦИНЫ В СОХРАНЕНИИ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА НА ПРИМЕРЕ УЛЬЯНОВСКОГО ПОВОЛЖЬЯ
Предметом исследования данной статьи является традиционная народная медицина, или «этномедицина», и её роль в современной системе жизнеобеспечения населения Ульяновского Поволжья. Термин «этномедицина» применительно к понятию народная медицина стал использоваться в Российской науке в 1960-1970-е годы, когда Ю.В. Бромлей применил этот термин как синоним к более широкому пониманию термина «народная медицина» [2, с. 7; 9, с. 1278], означающий совокупность методов и средств лечения, применяемых в быту того или иного народа.
Традиционный опыт этномедицины в области медицинских знаний сейчас используется во многих странах. Наша страна также внесла значительный вклад в развитие и изучение этой науки (М.Д. Торен, Ю.В. Бромлей, С.А. Токарев и др.). Регулярно проводятся Всероссийские научно-практические конференции и конгрессы по этнографии, на которых обсуждаются вопросы, затрагивающие проблемы народной медицины. Народно-медицинские знания принято называть традиционными, так как они отличаются устойчивостью и массовостью. Как часть традиционной культуры, народная медицина несёт «основную этнографическую нагрузку, выполняет этнические функции, и поэтому составляют ядро предметной области этнографической науки» [1, с. 5].
Среди современных исследователей опыт народной медицины тюркской и финно-угорской языковых групп населения Урало-Поволжья в своих работах описывает и обобщает профессор Л.И. Никонова. Она раскрывает практическую значимость традиционной медицины тюрков и финно-угорского населения данного региона. Особое место в исследованиях Л.И. Никоновой занимает описание методов и средств, применяемых татарами, башкирами, чувашами и мордвой для профилактики и лечения различных заболеваний в системе их жизнеобеспечения. Исследованиями этномедицины различных регионов России занимаются также такие учёные, как В.И. Харитонова, И.В. Ильина, Л.Н. Щанкина, И.А. Кандрина, Г.Н. Мальцев, Н.Е. Мазалова, Л.М. Кадырова и др.
Интерес к народной медицине (этномедицине) вызван, прежде всего, неограниченными возможностями использования многовекового опыта народа в области медицинских знаний. Многие современные методы лечения и способы изготовления лекарственных средств известны с давних пор и берут свое начало в народной медицине. Современное изучение народной медицины, как любой другой вид народных знаний, представляет собой неотъемлемую часть культуры любого этноса [2, с. 3].
Народную медицину можно подразделить на две части: «бытовую», носителем которой является каждый человек, каждая семья, и «профессиональную», представленную знахарями, колдунами, шаманами и т.д., т.е. людьми, для которых врачевание стало их ремеслом. Между бытовой и профессиональной народной медициной существует «обратная связь», обеспечивающая при лечении особую психологическую атмосферу [2, с. 6].
Передача медицинской информации в быту первоначально была в традиционно-устной форме и хранилась только в человеческой памяти. Поэтому она
подвергалась трансформации, т.е. часть информации терялась или искажалась [1, с. 4]. Закрепление такой информации частично обеспечивалось культурными механизмами в виде семейных традиций, обрядов, культов, ритуалов. С появлением письменной информации (в виде рукописных сборников) народная медицина становится материальным носителем и хранителем медицинских знаний [2, с. 6]. Некоторые такие носители (источники) дошли до настоящего времени и изучаются научной (рациональной) медициной.
При малом количестве медицинских учреждений, лекарственных препаратов и почти полной безграмотности (особенно сельского населения) крестьяне Симбирско-Ульяновского Поволжья шли за помощью к местным лекаря и знахарям, практикующим по медицинским сборникам (целебникам, зелийникам, травникам, цветникам и др.), которые долгое время служили единственным руководством по лечению больных.
Нет сомнений, что в традиционной медицине, основанной на народном эмпирическом опыте, было много нерационального, а порой даже вредного для здоровья, например, лечение сулемой, парами киновари и мышьяка, настойкой из сушеных тараканов или майских жуков. Вследствие незнания анатомии и причин заболевания всё лечение деревенских лекарей травами и лечебной магией сводилось к снятию сглаза и порчи. Правда, были «травматологи», вправляющие вывихи, лечившие опущение внутренних органов, переломы костей, которые имели некоторые представления об анатомии человека, изучая её на животных; «хирурги», лечившие порезы, укусы, нарывы и т.д., используя при этом знания о травах, средствах животного и минерального происхождения [5, с. 3].
Необходимо отметить, что было и рациональное зерно в этих лекарственных средствах и методах лечения. Научная медицина, изучая всевозможные настои, отвары, порошки, мази и другие целебные вещества, применяемые в народной медицине, исследуя их воздействие на организм человека, отбирала всё полезное для своей практики. По этому поводу министр здравоохранения СССР, академик Б.В. Петровский в своем выступлении сказал: «Современная научная медицина берёт из тысячелетнего опыта народа всё ценное и рациональное, что там накоплено, и отбрасывает то, что может принести вред здоровью человека» [7, с. 12].
В настоящее время человек все больше использует достижения науки (химии, физики, техники и др.), перестает активно двигаться, дышит загрязненным воздухом, пьёт отравленную воду, употребляет синтетическую пищу. Поскольку современные экологические условия обитания человека не отвечают нормам системы жизнеобеспечения, это приводит к приобретению человеком новых болезней, некоторые из них возникают также в результате социальных антагонизмов между людьми, вызванных завистью, злобой, агрессией. Современная научная (рациональная) медицина предлагает большое количество новейших химических и синтетических средств и методов лечения заболеваний. Однако эти средства не всегда благоприятно сказываются на здоровье человека, вылечивая один больной орган, приводят к заболеванию других. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на 1998 г., 5% больных страдают от лекарственной зависимости и побочных заболеваний [6, с. 37].
Еще один, по мнению В.Г. Власова, недостаток современной медицины, «порождённый идеологией физиологического универсализма», заключается в том, что лекарственные средства часто назначаются больным без учёта индивидуальных особенностей человека, а это ведёт к снижению результативности лечения. Практикующие врачи как бы проводят над каждым пациентом «лабораторный эксперимент», в ходе которого подбирают для него индивидуально приемлемые лекарст-
венные средства. Специалисты считают, что этого не происходило в архаической народно-медицинской практике, так как в основу лекарственных средств и методов их применения были положены «этноспецифические физиологические черты» отдельных этносов, т.е. для каждого этноса существует свой набор лекарственных снадобий, характерный только для его биологических особенностей [3, с. 342].
Населением Ульяновского Поволжья накоплен огромный опыт в области фармакологии и фармакопеи. На данной территории произрастает более 200 лекарственных растений, многие из них используются в промышленном приготовлении различных лечебных средств. В начале XX в. 80% лекарственных препаратов в России изготовлялось из растений. К середине XX в. это соотношение резко сдвинулось в сторону синтетических веществ, но всё же более 45% лекарств содержат растительную основу [4, с. 274].
В бытовой народной медицине Симбирско-Ульяновского Поволжья в лечебных целях применялись как дикорастущие, так и культивированные растения. Широко использовались средства животного и минерального происхождения. Например, при желудочно-кишечных заболеваниях крестьяне использовали молочнокислые продукты, при простудных заболеваниях и при обморожении - барсучий, гусиный, а при туберкулёзе - собачий жир. В качестве антисептического средства применяли мочу человека и животных. При ожогах использовали желчь животных и рыб, при заболевании суставов прикладывали голубую глину и т.д. Широко было распространено физиотерапевтическое лечение (холодные и согревающие компрессы, примочки, тепло русской печи, пар и жар русских бань и т.д.). Многие рецепты из народной медицины изучены и используются в современной медицине. Стоит только заглянуть на прилавки аптек, и можно увидеть целый арсенал лекарств, изготовленных из природных веществ - биологических и минеральных. Здесь и лечебные препараты на основе вытяжек из лекарственных трав, и сухие сборы от различных заболеваний, и различные мази, бальзамы и многое другое.
Базируясь на знаниях и практическом опыте народной медицины, развиваясь в научном направлении, рациональная медицина достигла значительных успехов в области борьбы с различными заболеваниями и давно отделилась от своей «прародительницы». Но за последнее время социально-экономические условия жизни народа всё чаще заставляют научную медицину обращаться к народной. И дипломированные врачи начинают рекомендовать пациентам «бабушкины рецепты» или просто обратиться к знахарке, чтобы заговорила фурункул или рожу, бородавки или другие кожные заболевания. Несмотря на достижения научно-технического прогресса, человек неразрывно связан с природой. И в трудную минуту на помощь может прийти всё, что создано ею и накоплено практикой народной медицины: растения, минералы, грязи, вода, песок, глина, даже запахи и ароматы цветов.
Для выяснения отношения современного этноса к народной медицине нами обследовано 19 районов Ульяновской области, собрано и проанализировано более 500 анкет подворного опроса жителей сёл. Анализируя ответы анкет, мы пришли к некоторым выводам.
На вопрос: «Если заболели, куда идёте лечиться?» - 58,7% респондентов ответили, что идут к врачу. 40% сообщили, что сначала идут к врачу, а потом к знахарю. 40% - лечатся своими средствами, используя рецепты из народной медицины. 8,3% сельских жителей всё же обращаются (если врач не помогает) к знахарям.
Лечение травами применяют 73,4% респондентов. Это самый большой процент применяемых средств лечения из группы биологических средств. Второе место из этой группы отводится продуктам пчеловодства. На их долю при-
ходится 63,9%. На третьем месте оказались средства животного происхождения, а именно молочные продукты (49,3%). Небольшой процент отводится лечению выделениями человека и животных (соответственно 25,4% и 7,1%).
На вопрос: «Применяете ли Вы средства минерального происхождения?» -44,9% дали положительный результат. 29,2% применяют для лечения воду естественных источников и родников, а также минеральные воды. 42,8% жителей используют для лечения физиотерапевтические средства: тепло, холод (холодные и согревающие компрессы), используют тепло русской печи, а также жар и пар русской бани (36,3%). Народную хирургию и травматологию применяют 37,5% респондентов.
На вопрос: «Применяете ли Вы лечебную магию?» респонденты ответили следующим образом: «не применяю» - 30,4%, «лечу сама сглаз и снимаю порчу» - 1,2%, «применяю лечебную магию, лечусь заговорами» - 14,6%, «лечусь молитвами» - 18,3%. В анкете исследовались и другие вопросы.
Для выяснения отношения к народным средствам лечения нами был выборочно проведен опрос 350 жителей сёл Ульяновской области.
Табл. 1 демонстрирует, как относятся к народной медицине представители разных возрастных групп населения (без учёта полового признака).
Таблица 1
Влияние возраста жителей сел Ульяновского Поволжья на отношение к народной медицине, %
Отношение к народной медицине 18-30 лет 31-55 лет 56-80 и более
Негативное (не верю) 17 (12,6%) 12 (10,5%) 4 (4,0%)
Среднее (верю, не верю) 9 (6,7%) 14 (12,3%) 16 (15,8%)
Позитивное (верю) 109 (80,7%) 88 (77,2%) 81 (80,2%)
Опрошено 350 чел. 135 (100%) 114 (100%) 101 (100%)
Как мы видим, жители до 30 лет (молодой возраст) дали большой процент позитивного отношения к народным средствам медицины (80,7%). Видимо, на формирование мировоззрения этой возрастной группы оказал влияние период перестроечного времени, когда появился интерес к народной медицине. Эта же тенденция прослеживается и в старшей возрастной группе (80,2%), где народные традиции ещё хорошо сохранились. Им же (пожилой возраст), принадлежит наименьший процент негативного отношения к народной медицине (4%). Видимо, многие пожилые люди помнят, как лечили их родители.
В табл. 2 показано отношение к народной медицине у различных возрастных и различных по признаку пола групп населения Ульяновской области.
Анализ табл. 2 говорит о том, что в каждой возрастной группе приоритет принадлежит женскому полу. Среди женщин пожилого возраста относящихся отрицательно к народной медицине в нашем примере никого нет. Из числа мужчин, негативно относящихся к народной медицине, лиц старшего (25%) и среднего возраста (22,7%) значительно больше. Сказались, видимо, атеистическое воззрение на мир, формировавшееся в советский период, и тот факт, что мужчины всегда меньше доверяли средствам народной медицины. Максимальный процент (свыше 80) с позитивным отношением к народной медицине приходится на женщин молодого и пожилого возраста (соответственно 83,2% и 84,7%). На основании анализа табл. 2 можно сделать вывод, что женщины (особенно в пожилом возрасте) больше используют знания народной медицины и больше им доверяют, чем мужчины.
Влияние пола и возраста жителей сел Ульяновской области на отношение к народной медицине
Возраст 18-30 18-30 31-55 31-55 56-80 56-80
Пол мужской женский мужской женский мужской женский
Отрицательное, негативное 3 (18,7%) 14 (11,8%) 5 (22,7%) 7 (7,6%) 4 (25,0%)
Среднее, промежуточное 3 (18,7%) 6 (5,0%) 5 (22,7%) 9 (9,8%) 3 (18,7%) 13 (15,3%)
Положительное, позитивное 10 (62,6%) 99 (83,2%) 12 (54,6%) 76 (82,6%) 9 (56,3%) 72 (84,7%)
Всего, % 16 (100%) 119 (100%) 22 (100%) 92 (100%) 16 (100%) 85 (100%)
Следующий этап исследования заключался в подтверждении выдвинутой нами гипотезы: чем выше уровень образования у населения, тем ниже процент позитивного отношения к средствам народной медицины и выше - негативного. То есть чем меньше уровень грамотности у населения, тем больше доверия к средствам народной медицины, и наоборот, чем выше уровень грамотности, тем больше недоверия к средствам народной медицины. Для этого мы взяли то же количество населения (350) и поделили на группы по уровню их образования (высшее, среднее, среднее специальное, неполное среднее и начальное). Признаки остались те же: негативное отношение, промежуточное и позитивное. Затем построили табл. 3, где количество ответов также подсчитали в процентах от общего числа опрошенных каждой группы. Табл. 3 позволила нам «на глаз» увидеть различие ответов у разных групп населения.
Таблица 3
Зависимость использования средств народной медицины от уровня образования населения сел Ульяновской области
Отношение к средствам народной медицины Высшее образова- ние Среднее образова- ние Среднее специальное образование Неполное среднее образова- ние Начальное образова- ние
Негативное 30 (32,6%) 34 (34,0%) 35 (34,6%) 4 (15,4%) 4 (12,9%)
Промежуточное 23 (25%) 24 (24,0%) 23 (22,8%) 9 (34,6%) 7 (22,5%)
Позитивное 39 (42,4%) 42 (42,0%) 43 (42,6%) 13 (50,0%) 20 (64,5%)
Всего, % 92 (100%) 100 (100%) 101 (100%) 26 (100%) 31 (100%)
Из табл. 3 видно, что чем выше уровень образования населения, тем больше процент негативного отношения к средствам народной медицины, и наоборот, чем ниже уровень образования, тем выше процент позитивного отношения к средствам народной медицины. Таким образом, наша гипотеза в целом подтвердилась, хотя процент доверия к средствам народной медицины у лиц с высшим и средним образованием остаётся высоким. Причина в том, что в группу с высшим образованием вошли в основном люди молодого и среднего возраста (от 23 до 40 лет), многие из которых получили образование в сложный перестроечный период, когда в стране возникли социальные трудности, особенно в медицинском обслуживании населения, и народная медицина стала более востребована.
Для выяснения соотношения роли народной и государственной медицины мы решили выяснить, как относится население к современному медицинскому обслуживанию. Для этой цели мы провели опрос населения по следующим показателям: «удовлетворяет», «частично не удовлетворяет», «трудно сказать, да или нет», «частично удовлетворяет» и «не удовлетворяет».
Таблица 4
Отношение населения сел Ульяновского Поволжья к медицинскому обслуживанию в настоящее время
Вопрос 1 2 3 4 5
Удовлетворены ли Вы медицинским обслуживанием? Удовле- творён Частично не удовлетворён Трудно сказать «да» или «нет» Частично удовлетво- рён Не удовлетворён
% 4,1% 27,4% 30,1% 15,1% 23,3%
Как видим из табл. 4, большинство опрошенных не удовлетворены или частично удовлетворены услугами современной медицины - 38,4%; затрудняются ответить «да» или «нет» - 30,1%; удовлетворены или частично не удовлетворены - 31,5%. Причины были указаны следующие: очереди при записи к врачам, грубость и некомпетентность медицинского персонала, дороговизна лекарств, многие лекарства, которые продаются в аптеках, являются подделкой и потому нерезультативны. Ответы сельских жителей такие: перегруженность врачей, удалённость от районных больниц, а потому оказание скорой помощи больным затруднена, низкая квалификация участковых врачей, недостаточное количество профилактических процедур. Мнение городских и сельских жителей сходится в ответах: стало сложно записаться на бесплатный приём, бесплатная медицина практически беспомощна, при серьёзных заболеваниях приходится рассчитывать на платное лечение, а это запредельно дорого. Многие процедуры платные, врачи часто ошибаются в диагнозе, и деньги при этом не спасают. Таковы ответы жителей Ульяновской области на вопросы социологического опроса.
Анализируя анкеты и таблицы, мы пришли к следующему выводу: в целом, у всех групп населения, различных по признакам возраста и пола, резко возрос интерес к народной медицине и в первую очередь к биологическим средствам лечения. Более открыто стала применяться лечебная магия как психотерапевтическое средство воздействия на человека (заговоры, молитвы и их сочетание). История свидетельствует, что вера в сверхъестественные силы природы и Бога существовала всегда. Трудно сказать, что больше помогало людям: биологические средства лечения или вера в Бога. Ни одно дело в народе не обходилось без молитв. Любой врачеватель, чем бы он ни лечил, обязательно обращался с молитвой к Богу и ко всем Святым за помощью к исцелению. Самые главные молитвы при лечении у православных крестьян Симбирско-Ульяновского Поволжья - это «Отче наш», «Пресвятая Богородица», «Николай Угодник», «Живые помощи». Татары при лечении читают молитвы из Корана: «Аятел Курси», «Ан нас суросе», «Фалак суросе» и другие.
Таким образом, традиционная народная медицина сохраняет свою роль в системе жизнеобеспечения до настоящего времени. Живучесть этих традиций поддерживается социально-экономическими причинами. Народ вынужден заниматься самолечением, так как государственная медицина становится труднодоступной. Приёмы к врачу, проведение всевозможных анализов, лечение пациентов в больницах осуществляется на платной основе, и не только в областных, но
и в участковых районных больницах. А сложные хирургические операции вообще стали недоступными для многих жителей области. Роль народной медицины возросла в настоящее время ещё и потому, что многие врачи стараются приписать пациенту дорогостоящие импортные лекарственные средства, недоступные для многих граждан области. Ведь недаром на прилавках магазинов раскупаются многочисленные книги по народной медицине, включающие в себя не только рецепты лечения травами, средствами животного и минерального происхождения, но и рекомендации по лечебной магии, как белой, так и черной. Хотя, собственно говоря, книги по лечебной магии, попадая к несведущим людям в области народной медицины, скорее могут принести вред, чем пользу.
Литература
1. Брехман И.И. Народная медицина в свете теории информации / И.И. Брехман // Этнографические аспекты изучения народной медицины: тезисы Всерос. науч. конф. 10-12 марта 1975 / Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР. Л.: Наука, 1975. С. 4-5.
2. Бромлей Ю.В. Народная медицина как предмет этнографических исследований / Ю.В. Бромлей, А.А. Воронов // Советская этнография. 1996. № 5. С. 3-18.
3. Власов В.Г. Место этнической медицины в современном мире / В.Г Власов // VI конгресса этнографов и антропологов России, Санкт-Петербург, 28 июня - 2 июля 2005: тез. докл. / отв. ред. Ю.К. Чистов. СПб.: МАЭ РАН, 2005. С. 342.
4. Вопросы фармакогнозии: сборник научных трудов / Ленинградский химико-фармацевтический институт. Л.: Изд-во Ленингр. хим.-фармацевтич. ин-та, 1968. Вып. 5, т. XXVI. С. 274.
5. Маркова И.И. Полная энциклопедия народной медицины / И.И. Маркова. СПб.; М.: Олма Пресс, 2005. 649 с.
6. Никонова Л.И. Традиционная медицина финно-угорских народов Поволжья и Приуралья как часть системы жизнеобеспечения / Л.И. Никонова. Саранск: МГПИ, 2000. 180 с.
7. Литературная газета. 1974. 1 мая. С. 12.
8. Пучков П.И. Этносы и этнические процессы в современном мире / П.И. Пучков, Ю.М. Бромлей // Народы мира: историко-этнографический справочник / гл. ред. Ю.М. Бромлей. М.: Советская энциклопедия, 1988. С. 7-16.
9. Социология. Энциклопедия. Минск: Книжный дом, 2003. С. 1278
ПОРОЗОВА АЛЕВТИНА ДМИТРИЕВНА родилась в 1941 г. Окончила Ульяновский государственный педагогический университет. Соискатель кафедры экономической и социальной географии Ульяновского педагогического университета. Сотрудник этнографического музея городского быта «Симбирск конца XIX - начала ХХ в.», Государственного историкомемориального заповедника «Родина В.И. Ленина». Область научных интересов - традиционная народная медицина Симбирско-Ульяновского Поволжья. Автор 9 научных работ.